Лучший 8 дюймовый сабвуфер в авто
Стоит ли покупать сабвуферные динамики 8 дюймов
Качественный сабвуферный динамик 8 дюймов – это динамик самых маленьких размеров из всех тех, что продаются в магазинах. О достоинствах или недостатках таких компактных сабвуферов уже сказано много. Здесь есть свои сторонники и противники подобных компактных аудиосистем. Понятно, что есть факторы, которые надо учитывать, начиная от чувствительности и заканчивая регулируемой мощностью. Если автолюбитель хочет поставить отличную звуковую систему, а пространства много, то лучше подбирать большие сабвуферы. В остальных же случаях хорошее звучание будет и с маленькими устройствами.
К особенностям колонок минимального размера относится то, что их устанавливают на небольшую глубину. Также они работают и монтируются в труднодоступные места, включая заднюю часть салона или в пространство под сидениями.
Ниже представлен список надежных и популярных сабвуферов на 8 дюймов.
Модель Infinity Reference на 860w
Данная модель сабвуфера является не только лучшей, но и относительно недорогой среди всех остальных. Стоимость этого устройства составляет 3500 рублей. Поэтому если есть проблемы с бюджетом, то модель Infinity будет отличным вариантом. Многие уверены в том, что покупка дешевого сабвуфера – это пустая трата денег, однако эта модель отрабатывает свою стоимость по полной программе.
Почему Infinity Reference 860w заслуживает доверие?
Среди минусов можно отметить, что сабвуфер нуждается в дополнительном корпусе и усилителе, однако эти мелочи перекрываются следующими плюсами:
Модель JL Audio W3V3 Series
Этот образец сабвуфера – типичный представитель аудиотехники из Америки. За несколько десятков лет американцы смогли не только доказать, но и закрепить высокие показатели качества своей продукции, особенно для тех меломанов, которые способны потратить чуть-чуть больше для того, чтобы получить что-то существеннее, чем обыкновенный сабвуфер.
Линейка сабвуферов 8 дюймов JL Audio состоит из нескольких моделей от одноименной компании, и все они отличаются надежностью и прочностью.
JL Audio модели W3V3 Series – это дорогой и лучший сабвуфер во всей линейке. Он способен показать качественную музыку даже в случае проигрывания самых замысловатых композиций с различными басами.
Но есть и один недостаток – не самая сильная чувствительность, поэтому способность трансформации Ватт в децибелы хромает.
Модель JBL GTO 804
Если есть слабость к тяжелой музыке, которая могла бы не только сотрясти салон, но «бомбануть» по всему телу, то лучше, чем модель сабвуфера JBL GTO 804 не найти. Этот сабвуфер способен выдавать такие уровни качества басов, что даже видавшие виды ценители удивятся.
Сама компания JBL в течение долгого времени занималась созданием и производством стереосистем, поэтому накопленный за годы работы опыт был помещен в сабвуфер модели GTO 804, о чем говорят его характеристики.
Помимо параметров, представленных ниже, это устройство отличается небольшой посадочной глубиной. Поэтому установить такие небольшие колоночки можно в любое место, что очень важно для салона автомобиля.
За счет полипропиленового конуса, который есть у низкочастотного динамика, а также за счет прорезиненной окружности, JBL GTO 804 отличается показателями высокого коэффициента отдачи и беспрепятственного движения конуса.
Кроме того, грамотно расположенные отверстия помогают теплоотводу, что положительно отражается на охлаждении и на номинальной мощности.
Что же выбрать?
Выбор следует останавливать на тех устройствах, которые удовлетворяют запросы автолюбителя. Если хозяин автомобиля — любитель красивых басов, но владеет авто с небольшим салоном, например, Пежо, Ока или Лада Калина, то подойдет любой из трех динамиков, перечисленных выше.
Сабвуферные динамики на 8 дюймов не предназначены и не создаются для ценителей сильных басов, однако, благодаря своим крохотным размерам, их можно монтировать в такие углы в какие другие колонки не смогут поместиться. Для небольшого салона и громкого звучания сабвуферов на 8 дюймов хватит для прослушивания радио и музыки с глубокими басами.
15 лучших сабвуферов в машину
Тяжелая артиллерия автозвука
Уходит в историю эпоха кассетных автомагнитол и «жестяного» звука, лившегося в уши пассажиров и водителей автомобилей из самодельных акустических систем или колонок фирмы «NONAME». Очень быстро автолюбители оценили выгоды цифрового звучания и преимущества качественной аудиотехники, в частности сабвуферов. Эти устройства дополнили штатную акустику мощными басами, что дало возможность насладиться насыщенным звучанием, вызывающим дружный забег «мурашек» по коже. В нашем рейтинге лучших активных и пассивных сабвуферов для автомобиля мы постарались охватить самые интересные (по отзывам автолюбителей и экспертов) модели в разных ценовых категориях.
Как выбрать сабвуфер
Грамотный выбор сабвуфера – это вопрос не только к качеству динамика или мощности усилителя. Сама его конструкция имеет ощутимую «заточенность» под конкретные стили музыки – например, сабвуферы с фазоинвертором на слух воспринимаются как имеющие более резкую атаку (задний объем не демпфирует движение диффузора, а также работает источником звука), поэтому давно полюбились для синтетического «тынц-тынц», в то время как более мягкая и естественно звучащая атака сабвуферов с закрытым задним объемом позволит насладиться в движении не только блюзом, но и многими довольно-таки экстремальными стилями инструментальной музыки. Корпус типа Band-pass же, где диффузор работает на внутренний объем обеими сторонами, а весь звук выходит через отверстие в ящике, дает максимальный КПД, но с ярко выраженным «горбом» в области определенной полосы частот – рекомендовать такой сабвуфер можно только под определенные вкусы, так что в любом случае нужно слушать конкретный экземпляр.
Какой сабвуфер лучше — активный или пассивный? Здесь вопрос исключительно к бюджету и требованиям: конечно, активный сабвуфер проще подключать и устанавливать, но качеством звука, скорее всего, придется пожертвовать – не зря изделия высокого класса в своей массе пассивные, усилитель к ним уже подбирается под конкретную инсталляцию.
Закрытый корпус, фазоинвертор или бандпасс? А вот на этот вопрос ответим просто – выбирайте сабвуфер как минимум прослушивая его в машине сходного объема, а не в магазине: разница будет очень сильной. И, естественно, прослушивайте именно на той музыке, которая Вам нравится – тогда можно будет точно понять, насколько он подходит.
Автосабвуфер какой фирмы лучше? На отечественном рынке автомобильного аудиооборудования за многие годы сложилась группа фаворитов, продукция которых пользуется неизменной популярностью. Уже давно себя зарекомендовали с лучшей стороны автосабвуферы таких компаний как Sony, Alpine, Pioneer, Helix, JBL, Kicx, Yamaha и других именитых производителей.
Рейтинг лучших сабвуферов 2021 года
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Цена |
---|---|---|---|---|
Лучшие компактные активные сабвуферы | 1 | JBL BassPro Nano | 9.8 / 10 | 12 600 |
2 | Alpine PWE-V80 | 9.4 / 10 | 17 800 | |
3 | Урал AS-D12A SLIM HURRICANE | 9.1 / 10 | 9 400 | |
Лучшие активные сабвуферы | 1 | Hertz DBA 200.3 | 9.6 / 10 | 20 300 |
2 | Pioneer TS-WX300A | 9.5 / 10 | 12 100 | |
3 | Урал AS-D12A Red Hurricane | 9.5 / 10 | 11 300 | |
4 | JBL Stage 800BA | 9.4 / 10 | 10 300 | |
5 | Mystery MBB-302A | 8.8 / 10 | 10 000 | |
Лучшие пассивные закрытые сабвуферы | 1 | JBL Stage 1200B | 9.0 / 10 | 6 900 |
2 | Pioneer TS-WX306B | 8.9 / 10 | 8 000 | |
Лучшие пассивные сабвуферы с фазоинвертором | 1 | JBL Stage 1220B | 9.6 / 10 | 10 500 |
2 | Alpine SBG-1244BR | 9.3 / 10 | 11 000 | |
3 | Alpine SBE-1044BR | 9.0 / 10 | 7 000 | |
Лучшие динамики для сабвуферов | 1 | Alpine SWR-1542D | 9.8 / 10 | 19 800 |
2 | Alpine SWG-1244 | 9.2 / 10 | 6 800 |
Лучшие компактные активные сабвуферы
JBL BassPro Nano
Мощность встроенного усилителя – 100 Вт по RMS при 200 Вт пиковой. Любопытно, что в пику получающим все большее распространение «цифровым» усилителям класса D здесь использован чисто аналоговый усилитель класса AB с прилично задранным в заводской настройке током покоя – но отсюда, собственно, и возникают вопросы с токопотреблением и нагревом.
Сабвуфер имеет достаточное количество настроек звука для такого «малыша»: владелец при установке может отрегулировать усиление, частоту среза, фазу. В комплекте идет выносной пульт управления. Подключение возможно как к силовым выходам магнитолы, так и к линейным. Поддерживается отключаемое отдельной кнопкой автовключение при появлении сигнала на любых входах без использования отдельного входа Remote.
Звучит сабвуфер типично для своего класса, без инфранизов (полоса пропускания – от 30 Гц), но свою функцию «подзвучивания» акустики в дверях выполняет нормально. Главное – надежно его закрепить, иначе на пиках громкости он будет натуральнейше подпрыгивать под сиденьем и грохотать.
Сабвуферы калибра 8 дюймов
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Без третьего измерения
Третье измерение – это то, что превращает площадь в объём. У участников сегодняшнего теста этого измерения иногда почти не было.
Диаметр налицо, пусть восемь, но всё же дюймов, а не сантиметров, это уже размер. Установочная глубина у некоторых оказалась тоже немаленькой. А объём, если его понимать как объём акустического оформления, у всех более чем скромный. В этом есть и общая, непреходящая закономерность, и тенденция, зависящая от времени.
Precision Power A.8SQ | Kicker CVR 82 | ESX SX 840 | Cadence S2W8-S2 | Audio System HX 08 sq
С неизменной регулярностью в предисловии к тестам восьмидюймовых сабвуферов мы раскрываем глаза всем желающим и стремимся не дать маленьких в обиду. Думаю, наши постоянные читатели уже усвоили: на практике достоинства «восьмёрок», вне всякого сомнения, перевешивают их недостатки. Допускаю даже, что некоторые из этих материалов дошли (пусть и с потерей обаяния языка оригинала) и до производителей сабвуферов. Но что могут специалисты против отдела маркетинга? Если спрос невелик, то и предложение будет сворачиваться, причём опережающими темпами. С восьмидюймовыми сабвуферами ситуация именно такая, они присутствуют в модельном ряду далеко не у всех производителей или, по меньшей мере, не во всех линейках. Розница, как я понимаю, сигнализирует дилерам, те — импортёрам, а они уже говорят своё веское слово производителям: плохо продаются — брать не будем. А может, просто розница не умеет их продавать?
Основной минус «восьмёрок», с точки зрения продавца, заключается не в их невысокой отдаче — у эспиэльных головок она ещё ниже, однако это никому не мешает. И не в том, что у них несколько повышенные нелинейности — я вообще не думаю, что продавцы оперируют такими категориями. Главная проблема в их беспонтовости. Главный калибр это «двенашка», «десятка» — это как бы «двенашка» для некрупного авто… Для приобретения «восьмёрки», как кажется, может быть лишь две причины: либо у вас в машине совсем мало места, либо вы изо всех сил хотите сэкономить. Какие уж тут понты?
А ведь главное достоинство «маленьких» — отсутствие у них, вернее у их оформления, третьего измерения. Позже вы увидите, что сегодняшние участники, как сговорившись, соглашаются лезть в 10-литровый ЗЯ или в 15-литровый ФИ. Некоторые согласны и на меньшее, а это уже сопоставимо с их собственным объёмом, объёмом феррита, стали и целлюлозы. А это ведь не единственное достоинство «восьмёрок», это просто наиболее заметное.
Вот как бы я сам продавал сабвуферы этого калибра? Не стал бы декларировать, что именно восьмёрки способны снести башню вам и пассажирам с наибольшей эффективностью — покупатели не поверят, а сабвуферы — не снесут. Зато именно они способны воспроизвести структуру баса с аудиофильской точностью — так уж они устроены. Из этого факта есть следствие: из-за ровной формы АЧХ типичные «восьмёрки» можно сопрягать с фронтами на любой разумной частоте — будь это 60 Гц, если у вас фронты басовитые, или хоть 120 Гц, если нет. Мало того, если у фронтов ощущаются явные проблемы с басом, то лечить их надо отнюдь не «двенашкой» (это всё равно что лечить остеохондроз тяжёлой атлетикой), а именно «восьмёркой».
После такой аргументации часть потенциальных клиентов на «двенашки» и смотреть не захочет, а на «восьмёрки» будет у вас записываться. Останутся лишь самые стойкие: мне надо, чтобы «кишочки ворочало», и вообще, чтобы пацаны видели, что у меня саб конкретный. Тогда — тут мы преобразуем заголовок из прошлогоднего теста — берите два! Две «восьмёрки» по звуковому давлению не уступят среднестатистической «двенахе», ну и пацаны определённо оценят, что два сабвуфера круче, чем один. Теперь без «восьмёрки» от меня уйдут лишь те, кто с самого начала рассчитывал брать пару головок, но 12-дюймовых. Ладно, не жадничайте, отдайте им пару «двенашек».
Аудиофильские наклонности «восьмёрок» продиктованы особенностями их устройства — слегка повышенной частотой резонанса, которая выливается в повышенное значение фактора EBP. Рост этого показателя, как мы должны были уже усвоить, отражает две тенденции: а) выравнивание АЧХ во всём басовом диапазоне и б) уменьшение акустического усиления. Именно отсутствие подъёма в сторону низкого баса позволяет без проблем стыковать восьмидюймовый сабвуфер с фронтом на сравнительно высокой частоте. А невысокое (либо отрицательное) акустическое усиление вкупе с невысокой опорной чувствительностью означает, что «восьмёрки» и действительно обладают довольно низкой отдачей.
А третье измерение? Вернее, его отсутствие? Если принять (округлённо, для оценки), что эквивалентный объём головок с переходом к каждому следующему калибру возрастает вдвое, и положить в нулевом приближении, что полная добротность у них не меняется, то можно сделать вывод: для «восьмёрки» понадобится половина объёма, затребованного «десяткой», и четверть — необходимого «двенашке». В следующем приближении выясняется, что электрическая и полная добротность по мере уменьшения калибра имеет тенденцию к снижению (растёт «магнитовооружённость» на единицу массы подвижной системы), что ещё уменьшает объём оптимального акустического оформления. И наконец, есть не очень ярко выраженная, но заметная тенденция: производители реагируют на рост типичных мощностей усилителей упрочнением (и утяжелением) подвижной системы головок, чтобы при этом удержать резонансную частоту там, где ей место, подвес делается жёстче, и… уменьшаются потребные объёмы.
Надо заметить: те из производителей, у кого в линейке всё же есть «восьмёрки», как правило, подходят к вопросу серьёзно. Иначе и нельзя — если «десятки» чаще всего делаются «по мотивам» двенадцатидюймовых головок, то «восьмёрки» (как и «пятнашки», кстати) требуют особого подхода — у них и катушки свои, и магнитные системы другие. (Может быть, как раз по этой причине иные изготовители от этого калибра отказываются — прирост продаж непропорционален затратам на разработку.) Так что большинство современных восьмидюймовых головок выглядят серьёзно, без скидок на «несерьёзность» размеров. Вот, правда, задаваемые производителем значения параметров Тиля — Смолла нередко имеют общего с действительностью меньше, чем нам бы хотелось. Я, конечно, в курсе, что выдержать механические параметры деталей в наш электронный век становится всё труднее, но хотя бы пытаться надо? Раньше типичным отклонением было плюс-минус 10, ну 15 процентов, и то находились изготовители, которые устанавливали для себя более жёсткие рамки. Впрочем, не буду сгущать минорные тона: большинство участников произвели на нас самое благоприятное впечатление, независимо от того, насколько реальные параметры расходились с заявленными.
А теперь, как всегда, перечислим особенности устройства участвующих в тесте головок, которые мы будем опускать в описании конструкции и полагать самими собой разумеющимися. Подвес резиновый, центральный колпачок пластиковый и выпуклый. Акустический кабель фиксируется зажимами пружинного типа, это у нас стало стандартом. Высота магнита 20 мм, если про него сказано, что «высота двойная», значит, 40, так получается, если калькулятор не врёт. Внутри в шайбе магнитной системы предусмотрена кольцевая проточка, предотвращающая повреждение катушки при максимальном ходе диффузора. Диаметр звуковой катушки полагаем равным 50 мм (на самом деле 2 дюйма, это чуть больше, но не суть). Диффузородержатель (в народе — корзина) штампованный. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой сечения гофров. Словом, всё как всегда. А третье измерение куда-то делось…
МЁД & ДЁГОТЬ
ПАРАД ПАРАМЕТРОВ | ||
Самая высокая чувствительность | ESX | 85,2 дБ/Вт |
Самый низкий резонанс | Precision Power | 30,3 Гц |
Самые низкие искажения | ESX | 2,10 % |
Самое компактное оформление | Cadence | ФИ 6 л |
Наибольшая сумма баллов собралась у ESX. Собственно, с самого начала было ощущение, что головка многообещающая, у нас глаз всё-таки уже пристрелян. Следом идёт Kicker. В сравнении с победителем он проигрывает разве только по искажениям. Из оставшихся троих более всего заслуживает «Рекомендации» Precision Power, который по своему поведению приближается к двум победителям, уступая им по чувствительности. Не в порядке формальной раздачи наград, а для привлечения внимания упомянем Cadence, головка очень необычная, а величины потребных объёмов оформления — необычны особенно.
Большой тест восьми 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего». ЧАСТЬ 2
Продолжение отчёта о большом тестировании восьми сабвуферов ценовой категории «выше среднего». На очереди очередные четыре участника, а кто пропустил начало, смотрите тут:
5. RS Audio Spirit 10 SVC
Новейшая модель от Роберто Скалабрино, на момент теста её не было даже на официальном сайте. В иерархии RS Audio стоит на ступеньку ниже протестированного чуть ранее RS A10 (последний, к слову, оставил сильные впечатления). Динамик серии Spirit больше напоминает домашние модели – собран на стальной штампованной корзине, никаких лишних рюшечек, всё скромно и только по делу. Очевидно, что цена здесь не за внешний вид, а за инженерию того, что не видно глазом. Как говорится, «вам шашечки или ехать»?
Подвес не слишком широкий, но для SQ механический ход достаточный. Конус диффузора – «полупрессованная» целлюлоза с добавлением в пульпу углеволокна. Центральный колпак – тонкая и жёсткая прессованная целлюлоза. Геометрию магнитной системы навскидку определить не удалось, окон под центрирующей шайбой не предусмотрено. Единственное, что можно проследить – высота магнитного зазора здесь составляет 8 мм. Осевой канал широкий, с закруглениями на выходе. Как следствие, практически полное отсутствие струйных шумов при больших ходах диффузора.
Конструктивные особенности RS Audio Spirit 10 SVC:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 8 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – н. д.
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.
Почти классика SQ. Подвижная система не самая лёгкая из виденных у 10-дюймовых сабов, но и не тяжёлая, на сегодняшний день такую можно считать «средней по больнице». Подвесы одни из самых мягких (вернее, самые мягкие) в этом тесте. Последнее обусловило непривычно низкую для 10-дюймового калибра резонансную частоту. Мотор более чем достаточен, чтобы перемещать всё это без больших усилий, что обещает хорошую отзывчивость к малым сигналам.
Заявленные / фактические параметры RS Audio Spirit 10 SVC:
Fs (собственная резонансная частота) – н. д. / 27 Гц
Vas (эквивалентный объем) – н. д. / 44 л
Qms (механическая добротность) – н. д. / 4,55
Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,46
Qts (полная добротность) – н. д. / 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 129 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,6 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 3,9 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 84,9 дБ
Динамик имеет очень низкие собственные искажения, рост начинается лишь ниже 30 Гц, но и то небольшой. Выше по частоте тоже без сюрпризов. Очень неплохо, редкие характеристики. На АЧХ есть всплеск в районе 700 Гц, но не такой сильный, чтобы при адекватной настройке придать басу заметный окрас.
Когда этот саб попал ко мне в руки, никакой рекомендации от производителя я ещё не видел, поэтому при расчётах и экспериментах опирался только на собственные измерения. Сразу отмечу, что за счёт мягкости подвесов динамик чутко реагирует на изменение объёмов корпуса. Оптимальные объёмы получаются примерно те же, что и у JL Audio – около 18 литров для ЗЯ и порядка 30 литров для ФИ. Если использовать круглый порт, то самый универсальный вариант – настройка на 37 Гц, получится как будто бас-буст на усилителе добавили. Или можно повторить рекомендованный корпус того JL Audio с узким щелевым портом, там добавится эффект демпфирования воздушной массы внутри порта, саб будет чуть более музыкальным. Хотя, как по мне, ЗЯ для этого RS Audio всё же предпочтительнее.
Динамик на деле не так прост, как выглядит. Бас заметно «жирнее», чем у протестированного ранее топового RS Audio A 10, за счёт чего получается даже некоторый диссонанс – видишь вроде бы обычный динамик, а бас ощущается как от более тяжёлого и брутального саба. Правда, в отличие от тяжеловесов он отзывчиво реагирует на малые изменения сигнала и не пропускает тонкие нюансы на небольшой громкости, так что жанрово вполне универсален.
Пожалуй, это самый могучий динамик в сравнительном тесте, который рассчитан явно не на SQ-системы. Тяжёлый, вес больше 21 кг. Очень жёсткий: нижний подвес представляет собой пакет из нескольких центрирующих шайб, причём настолько тугой, что поначалу я вообще подумал – не заклинило ли катушку. Чтобы расшевелить этот саб, однозначно нужен мощный усилитель. Для динамика заявлена RMS мощность 2 кВт, и это выглядит более чем правдоподобно.
При разминке пакет центрирующих шайб поначалу прилично шумел, но с разминкой в течение нескольких часов шайбы хрустеть перестали – всё пришло в норму, параметры стабилизировались и совпали с заявкой довольно точно. Диаметр звуковой катушки – 72 мм (это чуть больше, чем 2,8 дюйма). Общая длина намотки – 54 мм, намотка в 8 слоёв. При этом высота магнитного зазора (фактически, рабочая длина звуковой катушки) составляет внушительные 27 мм, что обещает просто фантастический контроль. Линейный ход, как нетрудно вычислить, – почти по 14 мм в каждую сторону. Может показаться, что для такого брутала можно и больше, но на самом деле это не нужно. Чтобы получить высокое звуковое давление, как известно, нужен не ход, а сила, с которой мотор толкает диффузор. И контроль, который во многом определяется соотношением рабочей дины катушки (той, что находится в магнитном зазоре) к её общей длине. А уж с этим-то здесь всё в порядке. В итоге мотор умеет толкнуть так, что мало не покажется. Иными словами, Eton Force F10 – не жирный насос, а мускулистый силач.
Конструктивные особенности ETON Force F10
Номинальный импеданс – 1+1 Ом
Диаметр звуковой катушки – 72 мм (2,8 дюйма)
Высота магнитного зазора – 27 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 14 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.
Для таких динамиков ориентироваться на параметры Тиля-Смолла не всегда имеет смысл. Жёсткий подвес обусловил непривычно высокую резонансную частоту и ещё более странный эквивалентный объём. Тем не менее, это сабвуфер, причём хорошо контролируемый во всём частотном диапазоне. Только на этот раз это классика уже не SQ-систем, а SPL-систем. Причём не попсовых «ветродуев», а систем, заточенных на высокие результаты.
Заявленные / фактические параметры ETON Force F10:
Fs (собственная резонансная частота) – 80 Гц / 76 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 2,4 л / 2,6 л
Qms (механическая добротность) – 11,53 / 12,50
Qes (электрическая добротность) – 0,69 / 0,66
Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,63
Mmd (масса подвижной системы) – 210 г / 228 г
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 231 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,9 Тл м / 16,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 1,5 Ом / 1,6 (0,8 + 0,8) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,4 дБ / 84,4 дБ
Уровень искажений, понятное дело, не самый низкий (по крайней мере, в рабочей области частот), но деликатности от SPL-сабвуфера особо никто и не ждал. Правда, чрезмерно большими искажения я бы тоже не назвал. Собственная АЧХ динамика выглядит непривычно, но нужно понимать, что в конечном итоге всё будет решать оформление.
Описание рекомендует два варианта корпусов – ФИ объёмами 60 и 90 литров. Для «маленького» рекомендуется порт на 43 Гц. А для большого (на это раз без кавычек) рекомендуется настраивать порт в пределах 45-50 Гц. В принципе, как и ожидалось для такого саба, объём влияет на величину отдачи, а настройка порта – на частоту пика отдачи.
Какой вариант выбрать в том или ином случае – решаться должно индивидуально, в зависимости от задач. Ясно лишь одно, для Eton Force F10 главная задача – это максимальная контролируемость усилителем и максимальное звуковое давление.
Динамик поставляется в шикарном деревянном ящике, распаковка представляет собой целую процедуру. Впрочем, в данном случае весьма приятную. Диффузор и центральный колпак – чернёный алюминий. Литая корзина «открыта всем ветрам» – эффекта воздушной подушки под диффузором точно не возникнет. Да и мотор открытый, о компрессии в этой части динамика речи тоже не идёт.
Осевого канала в магнитной системе не предусмотрено, но в нижней шайбе магнитопровода есть несколько отверстий по периметру звуковой катушки. Диаметр катушки – 50 мм (2 дюйма). Длина намотки 31 мм, при высоте зазора 8 мм линейный ход получается 11,5 мм. Немного, но запас хороший, не всякий же раз SQ-сабвуферам приходится мочалить с амплитудой больше 2 см. При разминке с большими ходами были слышны лёгкие струйные шумы, но небольшие и где-то в моторе. При нормальной работе в акустическом оформлении – никаких лишних призвуков.
Конструктивные особенности DLS Nordica 10i:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 8 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 11,5 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 200-500 Вт на 4 Ом
Динамик имеет не самую тяжёлую (по нынешним меркам) подвижную систему, но при этом относительно жёсткий подвес. Иными словами, компромисс – попытка получить артикуляцию и разборчивость, не слишком потерять в чувствительности, но при этом чтобы динамик не требовал огромных корпусов и нормально работал в компактном оформлении. И это, на мой взгляд, у DLS получилось.
Заявленные / фактические параметры DLS Nordica 10i:
Fs (собственная резонансная частота) – 33,7 Гц / 34 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 22,4 л / 20,1 л
Qms (механическая добротность) – 9,2 / 8,69
Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,64
Qts (полная добротность) – 0,61 / 0,58
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 128 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 12,2 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ / 84,7 дБ
Самый, пожалуй, интересный сабвуфер в этом тесте по части искажений. Правда, собственная АЧХ динамика простирается довольно высоко, это нужно помнить при настройке ФНЧ.
Заявленные и фактические параметры получились близкими, в расчёт можно брать любые. Тем более, описание советует только ЗЯ объёмом 19 литров с заполнением, дословно, «акустической ватой». В расчётах это обычно учитывается как небольшая добавка к объёму корпуса, хотя процессы тут намного сложнее, чем принято считать. Как бы то ни было, динамик можно смело ставить в корпус 18-20 литров, и ему будет хорошо.
По характеру – хорошая попытка найти компромисс между аудиофильской точностью и вкусной массивностью баса. Пробовал его в ЗЯ, бас неплохо прорабатывается, разборчив, не гудит, но при этом далёк от скучной сухости и педантичности – упругий такой, мускулистый. Не высушенный атлет-марафонец, а эдакий рельефный подкачанный бодибилдер. Вообще, довольно музыкальный сабвуфер.
8. Ground Zero GZPW 10SQ
Этот сабвуфер был удостоен премии EISA в номинации Best subwoofer 2019-2020. Как выяснилось, не зря, но не стану забегать вперёд, обо всём по порядку. Это ещё один сабвуфер с грилем в комплекте – добротная крупноячеистая сетка, вставляющаяся в металлическое кольцо через резиновую прокладку. Плюс отдельное резиновое кольцо, закрывающее крепёж, если вдруг сетку ставить не захочется.
Диффузор и центральный колпак – алюминиевые. Литая корзина выглядит ажурно – никакого сопротивления движению воздуха не создаст даже при больших ходах диффузора. Осевой канал в магнитной системе закрыт на выходе мягким губчатым материалом – лёгкое демпфирование проходящей воздушной массы, в том числе для исключения призвуков. С аэродинамикой тут вообще полный порядок – при разминке динамика ни единого струйного призвука обнаружено не было. Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм (2 дюйма). Магнитная система закрыта кожухом, но я добрался до верхней шайбы магнитопровода и измерил её толщину – 10 мм. Она в данном случае определяет высоту магнитного зазора. Длина намотки на 30 мм больше, т. е. линейный ход составляет по 15 мм в каждую сторону.
Конструктивные особенности Ground Zero GZPW 10SQ:
Номинальный импеданс – 2+2 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 10 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 15 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 300-700 Вт (на 4 или 1 Ом)
Динамик – золотая середина между классическими требованиями SQ (артикуляция, отзывчивость к малым изменениям сигнала), стремлением уместиться в удобные размеры акустического оформления (не самый жёсткий, но и не самый мягкий подвес) и при этом не потерять в глубине баса. Удачный компромисс между этими противоречивыми требованиями.
Заявленные / фактические параметры Ground Zero GZPW 10SQ:
Fs (собственная резонансная частота) – 34 Гц / 34 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 23,5 л / 20,9 л
Qms (механическая добротность) – 4,89 / 5,07
Qes (электрическая добротность) – 0,66 / 0,65
Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 154 г / 158 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,5 Тл м / 14,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 4,0 Ом / 4,0 (2,0 + 2,0) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,8 дБ / 83,4 дБ
Искажения не рекордные, но в рабочем диапазоне ниже среднего по тесту. Резонансы в подвижной системе практически отсутствуют. Собственная АЧХ динамика с повышением частоты довольно шустро спадает, и это дало свой положительный эффект при настройке, но об этом чуть позже.
Рекомендованное оформление – 26 литров ЗЯ. Для «десятки» вроде бы немало, но в данном случае этот вариант выглядит разумно. Точно вымерять объём, на мой взгляд, необходимости нет: плюс-минус литр – вполне допустимо.
Сложно описать словами бас, который выдаёт Ground Zero. Он какой-то… чистый что ли. И тут самое время вспомнить АЧХ. Если большинство когда-либо слышанных мной сабвуферов тянутся к СЧ диапазону (порой настолько заметно, что это даже мешает настройке), то GZ этого делать особо не пытается и не пачкает бас лишними звуками. Как следствие, сабвуферное звено легко и предсказуемо настраивается, даже не требуя фильтров высокой крутизны. Характер баса при этом абсолютно нейтрален – не гудит, немного с «мяском», при этом отрабатывает даже быструю басовую дробь на тяжёлом метале.
РЕЗУЛЬТАТЫ. ЧТО И В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫБРАТЬ?
Итак, пришла пора подытожить результаты измерений и инструментального анализа и обобщить впечатления. Квинтэссенция проведённого теста выглядит следующим образом:
Alpine X-W10D4 – редкий представитель могучих сабвуферов, которые, несмотря на брутальность, на удивление музыкальны. Любит погромче и спокойно работает с огромными ходами, но при этом не превращается в тупой насос, дудящий на одной ноте. Я бы выбирал его в тех случаях, когда нужен запас громкости без потери умения играть музыку.
Morel Ultimo Titanium SC 104 – если попросят привести пример классического SQ-сабвуфера, можно смело называть Morel. Станет оптимальным выбором, когда от саба требуется не столько «мясо», сколько максимальная точность и разборчивость.
JL Audio 10W3v3-4 – отличный вариант для стелсов, с ним не нужно заботиться о том, как бы не перекрыть отверстия с тыльной стороны мотора, и не нужно жёстко выдерживать объём корпуса. Не ортодоксальный аудиофил, но жанрово универсален. Не знаешь что выбрать – ставь JL Audio W3, не промахнёшься.
Hertz MP 250 D2.3 – этот саб логично выбрать, когда нужно «обмануть физику». С хорошим усилителем способен на неожиданно могучий, массивный бас, неожиданный для 10-дюймового калибра. При этом достаточно разборчивый и без гудения. И самое ценное, что всё это можно получить в довольно компактном ЗЯ.
RS Audio RS Spirit 10 SVC – внешне скромный, этот динамик из разряда «волков в овечьей шкуре». Не самая тяжёлая подвижка и мягкие подвесы обеспечили ему отзывчивость к малым изменениям сигнала, хотя при этом Spirit способен создать ощущение тяжёлого, массивного баса. Тоже хорошо работает в ЗЯ небольшого объёма, 18 литров ему достаточно.
Eton Force F10 – ни разу не SQ. Это саб для серьёзных громких и SPL-систем – тугой и могучий. Если рискнуть и попробовать его в музыкальном применении, то получается кувалда, выбивающая воздух из грудных клеток. И не скупитесь на моноблок, адекватная мощность для него измеряется не сотнями ватт, а единицами киловатт.
DLS Nordica 10i – хороший универсальный сабвуфер для SQ-систем, но при этом без скучной педантичности и сухости, а с мясным, упругим и при этом разборчивым басом. Хорошо работает на небольшой громкости, но позволяет пошалить, не размазывая при этом бас, а создавая «концертное» ощущение басового удара в грудь.
Ground Zero GZPW 10SQ – очень интересный сабвуфер для SQ-систем. Если смотреть лишь по параметрам, закрыв глаза на всё остальное, то это просто хороший динамик. Но за счёт конструктивных решений у него нет ни грамма «окрашенности», что делает его очень удобным и предсказуемым при настройке готовой системы. Причём фильтры с высокой крутизной будут нужны далеко не всегда, что может оказаться не просто существенным, а решающим достоинством. В общем, награда EISA в своё время получена им не зря.