Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Активный сабвуфер под сиденье и его установка

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Активный сабвуфер под сиденье

Активный сабвуфер под сиденье стал очень популярным видом низкочастотного динамика в последнее время. Практичность и экономия свободного места в салоне – тема актуальная.
Она затрагивает каждого современного автомобилиста, независимо от того, использует он багажник полноценно или нет. Активный сабвуфер автомобильный под сиденье займет очень мало места и будет практически не виден. Он поможет освободить багажный отсек, для которого владелец найдет другое предназначение.

Преимущества компактных буферов

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Активный сабвуфер в машину под сиденье

Карьера любой новинки в автозвуке проходит несколько этапов:

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Активный сабвуфер в машину под сидение

Примечание. В недавнем прошлом такие карьерные перепитии в кар-аудио проходили кассетные магнитофоны, CD-чейнджеры, видеоустройства.

Сегодня время выходить «на ковер» компактным сабвуферам, уже достаточно повзрослевшим и укоренившимся в мире автозвука.

Компактность

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Сабвуфер под сиденье активный

Вначале давайте разберемся, а с каких это пор компактность сама по себе стала видообразующим признаком? Оказывается, сама по себе не стала, но переход количества в качество ее актуальность сохраняет, если не в диалектике, то в умонастроениях уж точно.
Приведем для примера объем известных стандартных сабов:

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Активный автомобильный сабвуфер под сиденье

Примечание. Лишь в том случае, когда объем буфера станет выражаться однозначным числом, вход ему в салон обеспечен. В багажном отделе ему уже делать нечего, ведь он легко помещается под любым из передних сидений.

Форма

Интересно, что в данном случае акцентируется внимание не только на компактности и размерах. Форма динамика тоже имеет большое значение. Так, каким бы маленьким в размерах он ни был, квадратная или «бочкообразная» его форма может свести на нет все его преимущества. Компактный сабвуфер обязан быть плоским и баста!

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Автомобильный сабвуфер активный под сиденье

Содержание

Как это ни удивительно слышать, но форма начинает диктовать и содержание. Другими словами, от формы динамика будет зависеть материал корпусов. Как правило, коробы компактных сабов под сиденье отливаются из сплава алюминия и магния.

Примечание. Объяснить это просто. Если бы корпус был изготовлен как принято из фанеры, то при малой высоте короба на долю стенок пришлось бы около 3-4 см толщины или, грубо говоря, половина объема корпуса.

Установка

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Сабвуфер lanzar vctbs 8активный, под сиденье

Соответственно форма начинает диктовать и технологию установки динамика.
В данном случае, с этим все просто:

Излучатели

Как правило, излучатели или головки в подседельных сабвуферах(см.Установка активного сабвуфера в машину своими силами) бывают на 8 дюймов. Выполнены они чаще всего в дизайнерском исполнении «slim», что способствует их удобному расположению в плоских тонких корпусах.

Примечание. С другой стороны, известны и такие головки, размер которых намного больше. 120-мм или 165-мм излучатели тоже помещаются в компактных буферах.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Активные сабвуферы под сиденье

Как от первых (на 8 дюймов), так и от вторых излучателей ожидать не стоит следующего:

Естественно, что многое будет зависеть и от конструкции самих излучателей, но закономерностей общего типа это не исключает. У большинства подседельных сабов максимум звукового давления составляет 100 дБ и никак не больше.

Другие преимущества

Все что под силу описываемым нами сабвуферам, так это обеспечение фронта на средних басах. Но на этом, так сказать, количественном басовом показателе особенности подседельных сабвуферов не ограничиваются.
Вот на каких их преимуществах хотелось бы подробнее остановиться:

Примечание. Некоторые сабы такого типа могут не иметь второго фильтра ВЧ.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Сабвуферы активные под сиденье

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Выходы активных подседельных сабвуферов

Установка активного «подседельника»

У нас активный саб Пионер, который мы будем устанавливать для примера на Тойоту IQ.
Краткие техданные «подседельника» таковы:

ТипАктивный саб
Размер, дюйм6х9
Частот-й диапазон, Гц40-200
Мощность встроенного усилителя, ВтМосфет-Верстаркер — 150
Размеры корпуса, мм280х75х200
Рекомендуемые размеры кабеля для подключения, м6

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Примечание. На автомобиле Тойота под водительским сидением находится топливный бак. Выполняя процесс сверления надо быть крайне осторожным. Желательно использовать короткие саморезы, чтобы исключить соприкасание с баком. Помимо этого, рекомендуется обеспечить защиту от коррозии.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Сабвуфер автомобильный активный под сиденье и его установка

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Розетка для подключения

Вот и все дела. Саб будет отлично дополнять основную акустику снизу, а если сделать звук «подседельника» громче, водительское сиденье превращается в массажное кресло.
И напоследок. Чтобы «подседельник» не двигался вместе с креслом и его не было видно, делается так:

Совет. Рекомендуется пластины усилить в местах сгибов кусками арматуры. Каждое крепление надо также притянуть стяжками.

Что касается регулировки и подключения, то все подробно рассказывается в видео обзоре. Не менее полезны будут фото – материалы, а также пошаговая инструкция по настройке. Цена «подседельника» разная и все зависит от конкретной модели.

Источник

Физика малых объёмов. Тест ультракомпактного активного сабвуфера Eton RES 8.0

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Недавно проводил небольшую ревизию материалов сайта и обратил внимание, что среди протестированной техники пока ещё нет ни одного активного сабвуфера. А ведь в прежнем Car&Music они появлялись с завидным постоянством. И тут подвернулась возможность изучить ультракомпактный саб от Eton. Компактные сабы сами по себе очень капризны, не всякому производителю удаётся выжать из малых объёмов хоть что-то похожее на нормальный бас. Так что при всей кажущейся простоте тест обещал быть увлекательным. Заодно появился отличный повод посмотреть, как вообще работает физика малых объёмов.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Основная проблема подобных сабов заключается как раз в их же достоинстве – компактных размерах. Как известно, чем ниже частоты, которые должен воспроизводить излучатель, тем больше объём воздуха ему нужно «двинуть». А сделать это можно только двумя способами.

Первый – достаточная площадь излучающей поверхности. Именно поэтому среднечастотные динамики крупнее твитеров, НЧ динамики крупнее среднечастотников, а сабвуферы крупнее НЧ динамиков. В рамках одной системы, естественно. Второй способ – увеличивать не площадь диффузора, а его ход. В обоих случаях есть свои «подводные камни», о которые легко напороться, но речь сейчас не об этом.

В случае с ультракомпактными сабвуферами ни площади, ни хода у диффузора у нас нет. Поэтому каждая такая конструкция балансирует на грани – малейший промах приводит к тому, что она либо перестаёт быть сабвуфером и превращается в хреновый мидбас, либо пытается играть ниже, но гонит такие искажения, что ну его нафиг.

Почему так может произойти и что с этим делать – оставлю до разбора результатов измерения. Кстати, некоторые выводы будут полезны не только любителям компактных оформлений. А пока что разберу саму конструкцию. В прямом и переносном смыслах.

Обычно подобные сабы имеют прямоугольные корпуса и рассчитаны главным образом на установку под сиденья. Здесь же мы имеем круглый плоский алюминиевый корпус диаметром не больше, чем у обычного 12-дюймового динамика. Вариантов установки у такого уж точно не меньше, чем у прямоугольного. Например, ко всему ему можно найти место ещё и в запасном колесе. Естественно, если это не внедорожник, у которого оно висит снаружи.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

В комплекте к «таблетке» идут кронштейны, которые крепятся на нижней стороне корпуса.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Через них саб можно либо прикрутить к любой поверхности винтами, либо закрепить какими-нибудь ремешками.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Ремней в комплекте нет, зато есть целая куча проводов и проводочков для подключения. В общем-то, их вполне достаточно, чтобы не бегать по магазинам электротоваров за разной мелочёвкой. Мощности тут небольшие, так что провода толщиной в палец Валуева не требуются, и новую проводку можно пустить просто вместе со штатными жгутами.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Всё подключение и регулировки выведены на небольшую панель.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Традиционно для активных сабов Eton RES 8.0 можно подключить или к линейным выходам ГУ, или по высокому уровню параллельно имеющимся динамикам. Во втором случае имеется система автовключения, т. е. можно обойтись без сигнала Remote. В общем, классика апгрейда штатных систем. Только нужно помнить, что некоторые штатные усилители довольно радикально обрезают НЧ, так что этот вариант уже нужно рассматривать индивидуально.

Из настроек имеются ФНЧ и, что приятно, переключатель фазы 0/180 градусов. Последним, кстати, многие производители пренебрегают, а зря. Активные сабы предназначены далеко не для процессорных High End систем, так что лишний инструмент его для стыковки с мидбасами – на деле совсем не лишний.

Для особых эстетов в комплекте идёт выносной регулятор уровня. С одной стороны, штука вроде бы полезная. Но с другой – если ставить две «таблетки», то два выносных регулятора уже как-то не очень.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Впрочем, ничто не мешает выставить чувствительность единожды и не использовать регулятор совсем.

Излучателем здесь работает 8-дюймовый динамик. Снаружи он выглядит вот так:

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Но что нам снаружи, интересно посмотреть, что он собой представляет внутри. Благо, задняя крышка крепится на пяти винтах и её можно снять. Тугая затяжка, герметичная прокладка, всё как полагается.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Плата с самим усилителем закреплена на одной половине, динамик – на другой. Винты залиты компаундом для пущей защиты от вибраций, соединяющие провода «одеты» в поролон. Динамик имеет двойную звуковую катушку с обмотками по 2 Ом каждая. Усилитель, соответственно, тоже двухканальный. В качестве радиатора используется сам алюминиевый корпус.

Динамик построен на штампованной корзине, но хлипким я бы его не назвал – сталь здесь толстая.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Сама конструкция вполне обычная, без обращённых магнитных систем и каких-то глубоких премудростей. Хотя пропорции, конечно, обычными назвать трудно.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Диффузор плоский, его основная часть выполнена из довольно толстого алюминиевого листа. В центре – алюминиевая же фрезерованная «шайба», которая выполняет роль пылезащитного колпачка и тоже вносит немалый вклад в жёсткость всей подвижной части. Короче, не диффузор, а настоящий поршень.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

А вот теперь, как мне кажется, самое интересное. Разделять усилитель и динамики и измерять всё раздельно, как мне кажется, не было никакой необходимости. В конце концов, мы имеем дело с уже готовой подобранной парой, поэтому важнее оценить сам результат.

Первым делом измерил АЧХ в свободном поле. Обращу особое внимание, что АЧХ снята именно на открытом пространстве, а не в салоне автомобиля. Для тех, кто не в курсе, в замкнутом пространстве автомобиля создаётся так называемый «компрессионный» эффект (длина звуковой волны превышает размеры самого салона), и начиная с 50-70 Гц и ниже салон как бы «усиливает» низкочастотные звуки. Так что на деле спад на НЧ будет не такой уж и сильный. Проверить это просто – возьмите любой обычный автомобильный саб и вытащите его на улицу. Вот увидите, снаружи он будет уже не так уверено басить.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Красная кривая – регулятор ФНЧ на максимуме
Синяя кривая – регулятор ФНЧ на минимуме

А вот теперь будьте особо внимательны и следите за мыслью. Сам по себе спад на НЧ – это норма для компактных конструкций. Потому что для эффективного воспроизведения глубокого баса сабвуфер должен иметь большую излучающую площадь и/или большой ход.

Когда мы имеем дело с маленькими объёмами, то воздух в корпусе работает как очень упругая воздушная пружина и держит диффузор, не давая ему разбалтываться. Получается что-то вроде естественного сабсоника. Казалось бы, всё логично и понятно, можно закрывать вопрос? А вот и нет.

Проблема вот в чём. Если с усилителя на такой вот компактный сабвуфер будет приходить низкочастотный сигнал и толкать его, а тот будет упираться в воздушную подушку, то ничего хорошего из этого не выйдет. Динамик будет стараться воспроизвести всё, что на него подают, но у него это физически не получится. И тогда мы получим что? Правильно, повышенные искажения. Да чего уж там, мы получим вообще полный треш.

Вот почему я всегда и всем говорю, сабсоник – это важная настройка для любой системы. И неважно, фазоинверторный у вас сабвуфер или ЗЯ. Включаете сабсоник – саб перестаёт «ухать», звучание становится чище и точнее. Всегда.

И вот вам наглядное подтверждение. Оранжевая кривая – это искажения, которые выдаёт сабвуфер. Естественно, её пришлось немного «подтянуть» вверх для сопоставления с АЧХ.

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

А теперь смотрите. В тесном корпусе отдача на нижних частотах резко слабеет, поскольку динамик «зажат» малым объёмом воздуха. При этом если бы усилитель продолжал «вливать» в него низкочастотный сигнал, то искажения на НЧ резко бы шли вверх. А здесь в усилителе есть сабсоник, который принудительно ограничивает уровень НЧ. Поэтому в конечном итоге роста искажений не происходит.

Так что сконструировать нормальный компактный сабвуфер на самом деле немного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Eton, как мне кажется, сделал правильный выбор – не тужиться глубоким басом и получать искажения, а принудительно ограничить нижний бас, но получить более чистый средний и верхний бас.

Конечно, надо понимать, что любой ультракомпактный саб не будет гонять ветры по салону и топтать печёнку как на концерте Metallica в «Олимпийском». Но он даёт достаточно плотный ударный бас и неплохо подойдёт для апгрейда, например, штатных систем. Когда нужно улучшить систему малыми силами и без фанатизма, но с заметным результатом.

Закидывать саб далеко в багажник я бы не стал, разве что только в хэтчбеке или универсале. В этом случае с круглой формой ему как раз в запаске будет хорошо. Но никак не в седане, где багажник отделён от салона перегородкой, тут отдачи уже может и не хватить.

А вообще, на то он и ультракомпактный, чтобы ему можно было найти место в салоне. Традиционно для таких конструкций подседельное размещение будет ему в самый раз. А будет мало одного саба – не вопрос, можно поставить пару таких «таблеток». Благо, делается это без лишних заморочек, да ещё и абсолютно скрытно, не жертвуя полезным пространством.

Плюсы:
Компактность, почти никаких ограничений по установке
Установка лёгкая, всё необходимое есть в комплекте
Даёт плотный ударный бас
Не пытается играть то, что не умеет из-за физических размеров
Минусы:
Любителям «негров» не подойдёт
Если подключать два саба, одним проводным регулятором не обойтись

Источник

Компактные активные сабвуферы

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

КАК НА ЛАДОНИ

Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Смотреть картинку Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Картинка про Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье. Фото Лучший компактный сабвуфер в машину под сиденье

Медиакарьера какого-либо вида автозвуковой техники проходит несколько этапов. Первый — новость. Типа: «Надо же, что придумали!»

Velas VSA-8.0F | Ground Zero GZTB 200XACT | Pioneer TS-WX110A | Focal IBUS 20 | Rockford Fosgate JPS-100-8 | Kicker Hide Away HS 8

Второй этап — знакомство один на один в рубрике «На ковёр!». Здесь ищется (и находится) ответ на вопрос, «каков ты на самом деле». Когда категория техники взрослеет и укореняется в отрасли, возникают условия для группового теста. Тут уже выясняется, как каждый из явившихся на испытания делает то, ради чего его придумали. На общих основаниях и в одинаковых условиях.

Уход со сцены (а он тоже происходит, хотя и не у всех) обставляется гораздо менее торжественно. Когда-то у нас были групповые тесты магнитол в истинном значении этого слова, то есть — с кассетой. Кассета, дети, это как чехол, который вы по приколу купили для своего айфона, только поменьше. Были групповые тесты CD-чейнджеров, одновременно с этим «на ковре» впервые появлялись видеоустройства, которые сегодня являются на групповое тестирование — только свистни, ну и так далее. Ныне в категорию повзрослевших и укоренившихся, по нашему мнению, вошли компактные сабвуферы.

Но вначале определимся с классификацией — с каких это пор компактность сама по себе стала видообразующим признаком? Сама по себе — нет, не стала. Однако то, что диалектику из учебных программ вычеркнули, её не отменяет, переход количества в качество работает при любом составе правительства.

Каков обычно объём (в данном случае — внешний) типичного, нормального сабвуфера, будь то готовое изделие или материализация расчётных характеристик, которыми мы сопровождаем любой тест сабвуферных головок? Это как пойдёт… Бывает, что литров 90 — 100, на практике это означает: багажнику — привет горячий, картошку — только в мелкой расфасовке, детей — только на руках носить. Самый ходовой объём, от 30 до 60 л, это уже более гуманно по отношению к семье. Когда оказывается, что басовый инструмент помещается в объём 15 — 20 л (а то, бывало, что и 10 — 12), его можно упрятать в совсем укромный уголок. Но уголок чего? Да по-прежнему багажника.

И лишь когда объём корпуса в литрах (опять же внешний) станет выражаться однозначным числом, оказывается, что сабвуферу в багажнике делать уже нечего. Не потому, что нельзя, а потому, что такой ничем не занятый объём есть и в салоне. Под любым из передних сидений.

Отсюда — не только габариты, но и, как принято сейчас выражаться, «форм-фактор» сабвуферов такого типа. Суперкомпактный сабвуфер в виде кубика или бочонка никому на фиг не нужен, в багажнике он всё равно будет мешать, а больше никуда не денешь. Но если сделать корпус плоским, наподобие типичного усилителя, то дело в шляпе. Вернее — наоборот, максимально далеко от шляпы, под сиденьем.

А когда форма определилась, она сама начинает диктовать содержание, в том числе физику и химию процесса. Во-первых, корпуса таких сабвуферов, как правило, отливаются из алюминиево-магниевого сплава. С этим всё просто: при высоте корпуса 7 — 8 см при использовании MDF на долю стенок пришлось бы 3 — 4, грубо говоря, половина. Во-вторых, конструкция корпусов предусматривает их монтаж на плоскость с головкой, направленной вверх, а не горизонтально или под небольшим углом, как у «взрослых» сабвуферов, поэтому и габариты мы сегодня даём не по корпусу (как обычно), а по выступающей защите головки — в данном случае это существенно. Впрочем, высота корпуса различается не сильно — 78 мм у самого высокого и 70 мм у самого «низкопрофильного» участника, да и прочие размеры у большинства схожи — что, если разобраться, естественно: габариты сиденья в автомобилях определяются не размерами и классом автомобиля, а размером… как бы сказать… в общем, они примерно одинаковы. Исключение всё же встретилось, в меньшую сторону.

Чаще всего в «подседельных» сабвуферах используются головки калибра 8 дюймов, выполненные в дизайне slim, иначе как бы они поместились в корпус такой толщины, хотя известны конструкции с головками размеров 250 и 165 мм. Думаю, понятно, что от головок такого калибра не стоит ожидать: а) серьёзного звукового давления и б) низких нелинейностей. Конечно, многое зависит от конструкции головок, но разброс показателей внутри группы не отменяет общих закономерностей. В частности, у большинства одноклассников максимум звукового давления ниже 100 дБ (у кого-то — значительно ниже).

Тут самое время пояснить: максимум звукового давления мы, как обычно, измеряли в лабораторных условиях, при эмуляции условий свободного поля, точно так же, как делаем это для больших корпусных агрегатов. В салоне авто давление в обоих случаях окажется выше, но тут важна сравнимость результатов. Для «взрослых» сабвуферов мы с недавних пор для измерения на максимум SPL решили использовать сигнал частотой 56 Гц, для компактных сабов — вернуться к 63 Гц, чтобы не терзать неокрепшие души малышей. До той же отметки и по той же, в сущности, причине мы повысили нижнюю границу диапазона измерения КНИ. Измерения проводили при звуковом давлении 93 дБ, а не 96 дБ, как для «обычных» сабвуферов. Логика тут такая: акустика фронта создаст те же 93 дБ при условии, что каждый канал будет работать с давлением 90 дБ (при котором мы измеряем нелинейности у широкополосной акустики).

Думаю, вы уже поняли: среднестатистический компактный сабвуфер не может играть очень уж громко и не может быть свободен от нелинейностей. Всё, что ему по силам — обеспечить поддержку фронтам на среднем басе, при этом практически не занимая места в машине. Это — то, что касается главным образом количества баса. А как с качеством?

Давайте начнём с того, что в одном отношении у «подседельников» есть преимущество перед серьёзными «багажными» сабвуферами. Вероятно, вы уже догадались по ключевым словам: проблема локализации баса здесь существенно снижена, источник баса — вот он, прямо под вами, и частоту среза ФНЧ сабвуфера можно выбирать, опираясь на слуховые ощущения, в более широких пределах, «до готовности», как пишут в кулинарных рецептах. Обратите внимание: я написал «частоту среза», а не «раздела», как делаю обычно, во многих случаях, особенно при использовании штатного головного устройства, второго фильтра (ФВЧ фронта) может и не быть.

Способен ли ультракомпактный сабвуфер воспроизвести бас безукоризненно аккуратно (пусть и без инфразвука)? Давайте прикинем. По нашей статистике, среднее значение эквивалентного объёма для 200-миллиметровой головки — около 16 л. Даже если взять исключительно низкую (для «плоской» головки) полную добротность Qts = 0,5, то в ящике объёмом 3 — 5 л результирующая добротность будет около единицы, а значит, на АЧХ неизбежен выброс высотой децибела два или около того. Само по себе это не катастрофа, а в какой мере участники будут соответствовать такому теоретическом построению, мы вскоре выясним.

По моим ощущениям, в салонах небольших авто компактные сабвуферы могут проявить себя в более выгодном свете. Можно даже предположить, что на салоны автомобилей классов B или C эти сабвуферы и ориентированы в первую очередь, что, в общем, логично — в крупном авто легче найти место для «нормального» сабвуфера. Во всяком случае, при измерениях в «Ситроене» (класс D) спад АЧХ на низах подталкивал именно к такому выводу.

В отношении типа оформления компактных сабвуферов ситуация простая: ЗЯ и только ЗЯ. Почему? Ну, начнём с того, что при той же нижней частотной границе (в салоне) ящик для ФИ получается более объёмистым, чем ЗЯ, но это не главное. Прикиньте, какую длину должна иметь пусть даже 7 — 8-сантиметровая труба, чтобы получить настройку на 40 Гц объёма пусть даже 5 л. И ещё прикиньте, куда её под сиденьем поместить. По идее, можно попробовать ПИ (пассивный излучатель), но что-то пока таких попыток не видно.

Подседельные «суперкомпакты» по определению относятся к категории активных сабвуферов. Было бы странно сделать сабвуфер размерами с усилитель, а потом подключить его к усилителю размерами… с усилитель. Встроенный усилитель в большинстве случаев — импульсный, все его достоинства (низкие энергопотребление, габариты и тепловыделение) «под седлом» востребованы как нигде. Помнится, еще пару лет назад усилители мощностью 100 — 150 Вт делать в классе D было нерентабельно, теперь технологии полностью отлажены, и ситуация изменилась. Впрочем, усилитель класса AB (в особенности если он выполнен на микросхеме) всё ещё обходится дешевле, и по крайней мере один (первый и наиболее доступный) из участников по некоторым признакам укомплектован именно «аналоговым» усилителем.

По оснащению «подседельные» сабвуферы мало чем отличаются от своих «взрослых» родственников. Разве что изделия без басового регулятора среди них встречаются чаще, нежели среди «больших» активных сабвуферов, что объяснимо: это не тот агрегат, который нуждается в форсировании, и тем более не тот, который его вынесет. В то же время входы высокого уровня здесь являются нормой, поскольку заранее известно: в целевой группе немало тех, кто больше ничего в штатной системе менять не намерен, а у таких часто не оказывается линейных выходов. Дистанционным регулятором оказались оснащены все участники сегодняшней группы, его присутствие считаем нормой, подразумевая по умолчанию, что такой регулятор управляет уровнем выхода, то есть является перестраиваемым аттенюатором. И это (кроме входов высокого уровня) одно из немногих умолчаний сегодняшнего теста. К ним я ещё добавлю материал корпуса, нет резона каждый раз повторять, что он отлит из алюминиевого сплава. Сюда же отнесём и линейные входы — их два, и сигнал от них суммируется, так что, если вы будете использовать лишь один из них, чувствительность (и коэффициент усиления) понизится вдвое. Ну а теперь — по коням. В смысле — по сёдлам… Ну вы поняли…

МЁД & ДЁГОТЬ

В «Лидеры» с показателем 41 балл вышел Focal. Удачный, надо отметить, сабвуфер, а по значению нелинейности откровенно удивил, у «подседельников» с этим возникают закономерные проблемы, а Focal их как-то избежал. Или решил, для нас это не важно. Ближайший преследователь француза — Ground Zero, по ряду характеристик он уступил победителю, но по тональному балансу басов у него конкурентов в нынешней группе нет, и звание «Фаворита» — самое меньшее, чем мы можем это отметить. «Рекомендацию» получает Pioneer за компактность поистине фантастическую, причём если на величине максимального звукового давления это сказалось (не могло не сказаться), то на АЧХ в салоне — практически нет, она — «как у больших».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *