Лукавство что это такое

Лукавство что это такое

Батюшка, что означают понятие лукавство, лукавый человек? Спасибо.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Неоднократно упомянут в Новом Завете: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:12-13); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный). Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана (евр.satan; впервые: Иов.1:6) означает противник. Диавол (греч.- diabolos) переводится как клеветник. Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона.

Лукавство – хитрость, коварство. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4-5). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и страстей.

Словом лукавый пользовались святые отцы: «Лукавый князь — царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2.1).

В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр.20:10).

Источник

Лукавство

Смотреть что такое «Лукавство» в других словарях:

лукавство — См. обман, уловка … Словарь синонимов

ЛУКАВСТВО — ЛУКАВСТВО, лукавства, ср. 1. только ед. Хитрость, коварство. Это сделано им не просто, а с лукавством. 2. Лукавый поступок (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЛУКАВСТВО — ЛУКАВСТВО, а, ср. 1. Хитрость, коварство. 2. Весёлый задор, игривость, Женское л. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Лукавство — – склонность к неискреннему поведению, притворству, хитрости. Главным… свойством этой женщины было изумительное лукавство. Она хитрила постоянно, каждую минуту, по видимому, без всякой надобности, а как бы по инстинкту, по тем же побуждениям, по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

лукавство — ЛУКАВСТВО1, а, ср То же, что коварство. В поведении гостя улавливалось лукавство. ЛУКАВСТВО2, а, ср То же, что коварство. Все поведение пленника дышало лукавством … Толковый словарь русских существительных

Лукавство — ср. Поведение, поступки лукавого человека. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лукавство — лукавство, лукавства, лукавства, лукавств, лукавству, лукавствам, лукавство, лукавства, лукавством, лукавствами, лукавстве, лукавствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

лукавство — простодушие … Словарь антонимов

Лукавство — грех: лживость, хитрость, коварство, неискренность, притворство, двуличие, злонамереенность … Православный энциклопедический словарь

Лукавство — хитрость, злодейство, коварство … Краткий церковнославянский словарь

лукавство — лук авство, а … Русский орфографический словарь

Источник

ЛУКАВСТВО

Смотреть что такое «ЛУКАВСТВО» в других словарях:

лукавство — См. обман, уловка … Словарь синонимов

ЛУКАВСТВО — ЛУКАВСТВО, лукавства, ср. 1. только ед. Хитрость, коварство. Это сделано им не просто, а с лукавством. 2. Лукавый поступок (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Лукавство — – склонность к неискреннему поведению, притворству, хитрости. Главным… свойством этой женщины было изумительное лукавство. Она хитрила постоянно, каждую минуту, по видимому, без всякой надобности, а как бы по инстинкту, по тем же побуждениям, по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

лукавство — ЛУКАВСТВО1, а, ср То же, что коварство. В поведении гостя улавливалось лукавство. ЛУКАВСТВО2, а, ср То же, что коварство. Все поведение пленника дышало лукавством … Толковый словарь русских существительных

Лукавство — ср. Поведение, поступки лукавого человека. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

лукавство — лукавство, лукавства, лукавства, лукавств, лукавству, лукавствам, лукавство, лукавства, лукавством, лукавствами, лукавстве, лукавствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

лукавство — простодушие … Словарь антонимов

Лукавство — грех: лживость, хитрость, коварство, неискренность, притворство, двуличие, злонамереенность … Православный энциклопедический словарь

Лукавство — хитрость, злодейство, коварство … Краткий церковнославянский словарь

лукавство — лук авство, а … Русский орфографический словарь

Источник

Лукавство

Лукавство что это такое. Смотреть фото Лукавство что это такое. Смотреть картинку Лукавство что это такое. Картинка про Лукавство что это такое. Фото Лукавство что это такоеЛукавство – это нравственная характеристика личности, относящаяся к категории отрицательных черт и проявляющаяся фальшивостью, хитростью, двуличием, коварством, льстивостью, склонностью к интриганству, притворству. Лукавый субъект – это хитрый и недоброжелательный в отношении к иным личностям человек. Буквально прилагательное «лукавый» означает кривизну. То есть рассматриваемое понятие подразумевает отклонение от прямой стези. Лукавство являет собой полуправду, приправленную ложью, искажающей эту правду. Данное понятие применяется, когда недосказанность истины перемежается ложью.

Что это такое

Описываемый термин подразумевает негативное качество, обладающее глубоким смыслом. Социальное устройство общества на протяжении тысячелетий способствовало вырабатыванию данного качества.

Но что такое лукавство сегодня и кого называют лукавым человеком, объяснить сможет не каждый. В глубине собственного естества каждый субъект желает получить и иметь больше. А лукавство становится инструментом, помогающим реализовать это желание: обрести что-то, прикладывая меньше усилий. Следствием становится враньё. Человек начинает изворачиваться, хитрить, пытаться отыскать лёгкие плутовские способы достичь желаемого. При этом он не стремится признаться себе, что его действия относятся к разряду отрицательных.

Как правило, люди склонны придумывать различные «аргументы», дабы оправдать себя и выглядеть лучше, поэтому и привирают. Они считают подобные действия как бы обманом, но это обман во благо, забывая, что это благо лишь личное.

Итак, значение слова лукавство подразумевает неискренность и склонность к различного рода уловкам. Если человек думает либо чувствует одно, а говорит иное, то, скорее всего, его поразил недуг лукавства. Искренность – это иммунитет против лукавства.

Зачастую описываемая черта помогает людям получать желаемое, достигать намеченных целей. Нередко маска благодушия, улыбчивой приветливости, вежливости, радушия может скрывать коварство и двуличность.

Распознать черту характера лукавство в коллеге, приятеле, соседе часто довольно непросто. Обычно лукавые личности склонны маскировать собственную фальшивость личной доброжелательности, однако все их действия пронизаны ухищрениями, вероломством и двуличием.

Дабы расположить знакомого и втереться в доверие к нему хитрецы прикидываются друзьями. Даже достигая желаемого, жуликоватые личности никогда не бывают довольными. Они становятся резко раздражительными в стремлении получить как можно больше корысти. Меркантильные планы у них всегда на переднем плане, поэтому и низменные особенности их личностей начинают доминировать.

Гомо сапиенс отличается от остального животного мира тем, что он наделён разумом, а, следовательно, способен критически оценивать собственные действия. Добиваться желаемого, успешности можно несколькими путями: честным трудом и лживым притворством. Второй путь намного проще. Нужно лишь обладать толикой хитрости и готовностью использовать фальшь себе на благо. Этот вариант предполагает втирание в доверие к иным людям, близким и не очень для достижения желаемого, обман конкурентов, выстраивание козней, притворство, игры на слабостях нужных людей.

Лукавство что это такое. Смотреть фото Лукавство что это такое. Смотреть картинку Лукавство что это такое. Картинка про Лукавство что это такое. Фото Лукавство что это такое

Выгоды ради люди нередко закрывают свои очи на собственные неблаговидные деяния в отношении других лиц. Возможно, такими действиями человек быстрее достигнет успешности, стремительнее продвинется по карьерной иерархии и получит ещё множество «плюшек», однако в глубине естества, он перестаёт быть собой. Таким образом, лукавство это простыми словами можно представить в качестве саморазрушения с обелением себя.

Кажется, что двуличному плуту очень многое даётся легко, однако последствия могут быть весьма печальными. Никому не нравится, когда им пытаются манипулировать, играют, словно с марионетками. Когда-нибудь лукавство продемонстрирует все свои негативные следствия. Рядом не останется ни одного преданного человека, настоящего друга или просто близкого, на которого всегда можно опереться.

Постоянное напряжение, вызванное придумыванием замысловатых ходов, часто доводит до нервозности. У притворщиков личная жизнь обычно не складывается, поэтому, как правило, они одиноки, вследствие чего ощущают себя несчастными. Под маской утрачивается подлинное «Я», которое сложно потом отыскать. Отрицательные проявления бесследными не остаются, они отравляют душу и негативно сказываются на репутации. Измениться после привычки обманывать, выкручивать, использовать других, часто бывает очень сложно.

Поэтому необходимо объяснять отпрыскам, что плохого таит в себе лукавство, поскольку малыши считают данную черту не совсем плохой. Они причисляют лукавство к полуправде, приправленной щепоткой лжи. Рассматриваемая черта вначале проявляется в мелочах, например, человек обещал что-то сделать, но забыл и чтобы не признаваться, он начинает красноречиво придумывать себе оправдания, обманывая того, кому обещал.

В Священных трудах очень много внимания уделяется описываемой черте. Лукавство в православии являет собой способность изобретать злые планы, когда человек, притворившись добрым, реализует свой умысел.

Таким образом, можно заключить, что лукавый человек привык достигать успешности за счёт других, он лишь кажется благодушным человеком. Хитрецы часто одиноки, у них отсутствуют преданные друзья. Они привыкли оправдываться и постоянно изворачиваются.

Саморазрушение всегда начинается с чего-то мелкого, несущественного. Сегодня обманул приятеля, а завтра уже деградация идёт полным ходом и поздно что-то менять.

Предпочитая дорогу правды, честности, трудолюбия, человек становится на путь очищения души, и жизнь наполняется гармонией, спокойствием.

Примеры из жизни

Часто случается, что хочется выглядеть хорошо, при откровенно плохой игре, поэтому люди произносят лживые фразы, говорят совсем не то, что думают в действительности.

Таким образом, два приведённых понятия подразумевают предоставление неверной информации (сведений, несоответствующих действительности), либо враньё. Однако в случае обмана ложь является сочинением информации о несуществующем или о не случившемся, тогда как лукавство возникает, когда правда утаивается, либо полностью, либо отчасти.

Так, например, супруг поздно вернулся домой и естественно у его благоверной возникает вопрос, где он так надолго задержался. Супруг отвечает правду, что был у друга, при этом «забывает» добавить, что сам товарищ отсутствовал, а супруг проводил время с барышней.

Получается, что муж сообщил своей законной половинке правду, однако одновременно, он умышленно сокрыл факт своего интересного времяпровождения с любовницей.

Таким образом, хотя лукавство и враньё во многом схожи, всё-таки данные понятия необходимо отграничивать и стараться не прибегать к ним в своём бытие. Ведь все негативные следствия начинаются с незначительного обмана, лицемерия, плутовства.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

ЛУКАВСТВО

Лукавый человек, во-первых, обманывает собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: «злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс. 7, 17 ). Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом (82, 21).

Отвергни око лукавое, стяжи око простое. Преподобный Антоний Великий (82, 24).

Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым, приводит в исполнение свой умысел (8, 214).

Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными – невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих ( Мф. 7, 15 ). Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте. Святитель Василий Великий (4, 112).

У лукавого нрава есть особые признаки; кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это зависть, ненависть, клевета, кичливость, корысть, страстное пожелание, недуг славолюбия. Этими и подобными этому чертами отличается образ противника. Поэтому если очернивший себя подобными сквернами будет призывать Отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призывающим, а это отец не Небесный, но преисподний. Святитель Григорий Нисский (17, 412).

Лукавый никогда не бывает в мире, но всегда в смятении, всегда исполнен раздражительности, коварства и гнева, всегда подсматривает за ближним, всегда наушничает. вразумления ставит ни во что, братий развращает, простодушных притесняет, кротких отдаляет от себя, великодушных осмеивает, перед посторонними лицемерит (25, 18).

Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен. Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои» ( Пс. 106, 42 ). Преподобный Ефрем Сирин (25, 18).

Кто желает, чтобы его труды не погибли, тот должен сразу же отражать от себя лукавство и злобу (34, 49).

Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной. Преподобный авва Исаия (34, 49).

Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека. а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки (39, 829).

Как от горького корня и ветки, и листья, и цветок, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы (39, 830).

Лукавые помыслы отлучают человека от Господа (49, 355).

Кто поступает лукаво, прогневляя Господа, пусть не ожидает, что будет прощен. Преподобный Нил Синайский (49, 355).

Насколько просто искренним людям измениться в лукавых, настолько же трудно лукавым переродиться в чистосердечных (57, 160).

Лукавство происходит от возношения и от гнева (57, 184).

Лукавый человек – соименник и сообщник диаволу, потому что и Господь научил нас называть диавола лукавым (57, 159).

Лукавство есть. бесовское безобразие, которое потеряло истину и думает утаить это от многих. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 159).

Когда усилия диавола совмещаются с нашим самооправданием, тогда диавол становится более крепким, более вредит, более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая по видимости добро, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы постичь волю Божию или взыскать ее, если верим себе и держимся своей лукавой воли? (58, 71).

Лукавое сердце – корень и источник греха. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 25).

Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим. ». Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: «Благотвори, Господи, добрым» ( Пс. 124, 4 ), и еще: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» ( Мф. 12, 35 ), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: «. тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7, 11 ). Преподобный Исидор Пелусиот (115, 645).

ДВОЕДУШИЕ

Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий (6, 9). Источник.

Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» ( Пс. 11, 4 ). Преподобный Феодор Студит (69, 63).

Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания ( Деян. 5, 1–6 ). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4, 5 ), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия. Пусть, по крайней мере, страх удерживает нас от греха, от которого бессильны удержать нас другие, более сильные побуждения. Виссарион, епископ Костромской (114, 209–211).

ЛИЦЕМЕРИЕ

Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ. (7, 6). Источник.

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (7, 6). Источник.

Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий (7, 165). Источник.

Не смешон ли стал бы для тебя ворон. если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов (15, 212). Источник.

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос (82, 69).

. В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему). душевные страсти, особенно высокоумие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 69).

Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце (82, 144). Источник.

Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (82, 144). Источник.

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы (82, 185). Источник.

Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия (82, 190). Источник.

Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740).

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» ( Лк. 13, 15 ). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Источник.

Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98).

Не словами. надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278).

Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23, 27 ). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ( Мф. 23, 24 ), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские. Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356–357).

Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне ( Мф. 6, 24 ) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). – Говоришь: «Верую. во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Святитель Тихон Задонский (104, 909–910).

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк. 12, 1 ). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник (107, 371–372).

Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (108, 420). Источник.

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422). Источник.

Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (111, 68). Источник.

Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями. прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (111, 277).

Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (111, 275). Источник.

Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (111, 278). Источник.

Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 278). Источник.

Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола ( Ин. 8, 44 )». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик (74, 132–133).

ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ

Как же избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Несомненной уверенностью в присутствии Божием, постоянной заботой об угождении Богу и пламенным желанием блаженств, обетованных Господом. Ибо никто перед очами Владыки не старается об угождении подобному себе рабу к бесчестию Владыки и своему осуждению (8, 195). Источник.

Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся? Клетью обычно называется пустая и отдельная комната, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои. укройся» ( Ис. 26, 20 ). А смысл заповеди выявляет самый предмет разговора, потому что она обращена к страждущим от недуга человекоугодия. Поэтому, если кого беспокоит этот недуг, он прекрасно делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему» ( Пс. 122, 2 ). Но если кто по благодати Божией чист от этого недуга, то ему нет необходимости скрывать прекрасное. Научая этому, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5, 14–16 ). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте ( Мф. 6, 1–18 ), и вообще о всяком деле благочестия (115, 634). Источник.

Чем обличается человекоугодник? По отношению к хвалящим его он проявляет усердие, а для порицающих не хочет ничего сделать. Святитель Василий Великий (18, 195). Источник.

Христос принял оплевание ради нас, чтобы мы презирали человекоугодие и славу мира сего (34, 73). Источник.

Горе тому, кто старается и словом, и делом снискать благосклонность людей, а нерадит о правде и справедливости (34, 191).

Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу (34, 195).

Заботься о том, чтобы ради человекоугодия не погубить награды за труды твои, ибо делающий что-либо напоказ лишается воздаяния. Преподобный авва Исаия (34, 216).

О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия; она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей сразу видны и приводят к плачу и смиренномудрию. А человекоугодие прикрывается словами и образами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его обличья. Какие обличья человекоугодия? Мать этих проявлений и первое из них есть неверие, а за ним, как порождение его, следует: зависть, ненависть, лесть, ревность, ссоры, лицемерие, лицеприятие, служение лишь на виду, оклеветание, ложь, ложное благоговение и подобные этим и не легко различимые и темные страсти. Но хуже всего то, что некоторые восхваляют все это искусными словами как добро, и вред, заключающийся в этом, прикрывают. Если хочешь, то я обнажу отчасти и коварство их: коварный человекоугодник, советуя одному, строит козни другому; хваля одного, порицает другого; уча ближнего, хвалит себя; принимает участие в суде не для того, чтобы судить по справедливости, но чтобы отомстить врагу; обличает с ласкательством, пока, укоряя врага своего, не будет принят им; клевещет, не называя имени, чтобы прикрыть свою клевету; убеждает нестяжательных, чтобы они сказали, в чем имеют нужду, как бы желая даровать им это, а когда они скажут, говорит о них, как о просящих; перед неопытными хвалится, а перед опытными смиреннословит, уловляя похвалу от тех и от других; когда хвалят добродетельных, негодует и, начиная другой рассказ, устраняет похвалу; осуждает правителей, когда они отсутствуют, а когда присутствуют, хвалит их в глаза; издевается над смиренномудрыми и подсматривает за учителями, чтобы укорить их; уничижает простоту, чтобы выказать себя премудрым; добродетели ближних оставляет без внимания, а проступки их сохраняет в памяти. Коротко говоря, всячески уловляет удобный случай и раболепствует лицам, обнаруживая многообразную страсть человекоугодия; покушается скрыть свои злые дела интересом к чужим. Истинные же христиане не так поступают, но, напротив, по чувству милосердия оставляют без внимания чужие злые дела, а свои явно открывают перед Богом. Потому и осуждают их люди, не знающие их намерения; ибо они не столько стараются угождать людям, сколько Богу. (Служа людям, по заповеди, не раболепствуют из-за похвал). Итак, благоугождая Богу, они уничижают себя – за то и за другое ожидают их награды от Господа, Который сказал: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Притч. 29, 23 ). Преподобный Марк Подвижник (66, 527).

Человекоугодник заботится о том, чтобы внешне вести себя хорошо и заслужить доброе слово льстеца, подкупая зрение и слух тех, которые услаждаются или удивляются только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что чувствуют. Человекоугодие есть проявление добрых нравов напоказ перед людьми и для людей. Преподобный Максим Исповедник (68, 279).

Человекоугодием уничтожается не только любовь к Богу, но и самое памятование о Боге. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 257). Источник.

Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *