Лянча что за машина
История компании Lancia
Lancia Automobiles SpA – итальянская компания, расположенная в Турине, Италия. Лянча с 1969 года является частью Fiat Group. Весь модельный ряд Лянча.
Начало
Компания создана осенью 1906 года автогонщиком Винченцо Лянча. Первое авто Lancia «Tipo 51» или 12 HP выпускалась в течение двух следующих лет. Машина имела небольшой четырёхцилиндровый мотор. Позже Винченцо Лянча стал присваивать своим машинам имена в виде названий букв греческого алфавита. И вполне понятно, почему первая же из них названа Alpha.
В 1915 году в продажу поступила модель Jota – первый грузовик, за которым последовал ряд грузовиков. Лянча славится многими автомобильными инновациями. Таких, к примеру, как Theta (1913), которая была первым серийным автомобилем в Европе и впервые в мировой практике имела полную электрическую систему в качестве стандартного оборудования.
Первый автомобиль с цельнонесущим кузовом Lambda, выпускавшийся с 1922 по 1931 годы. В этой модели компания впервые показала «качающуюся свечу» – независимую переднюю подвеску, которая соединила пружину и гидравлический амортизатор в единый узел.
Инновации, постоянное стремление к совершенству, непрерывный контроль качества, сложные технологические процессы означали, что все авто по существу выпускались вручную. Fiat приобрел компанию в октябре 1969 года, но это был не конец Лянча, и выпущенные в следующем десятилетии автомобили Lancia Stratos, Gamma и Beta показали желание Fiat сохранить бренд.
В 80-х годах Лянча начала сотрудничество со шведской Saab. Модель Delta на шведском рынке продавалась под названием Saab 600. Выпускаемая в середине десятилетия Lancia Thema также конструктивно очень близка к Saab 9000. В 1990-х все авто бренда были в своей конструкции очень похожи с другими моделями Fiat. В феврале 2007 года на базе торговой марки создана дочерняя Lancia Automobiles.
В 2011 году компания поменяла технологические подходы к своей продукции и показал новые модели, разработанные Chrysler, но продаваемые под брендом Lancia на многих европейских рынках. И наоборот, некоторые произведённые Lancia модели с правым расположением руля стали продаваться как Chrysler.
Современные модели
Lancia Delta – небольшой семейный автомобиль представлен в 2008 Женевском автосалоне. Доступен как пятидверный хэтчбек. В Соединенном Королевстве и Ирландии он известен как Delta Chrysler.
Lancia Thema – представительский автомобиль, производимый с 2011 года. В Соединенном Королевстве и Ирландии он продается как Chrysler 300.
Lancia Voyager – внедорожник выпускается с 2011 года, основан на Chrysler Town & Country. В Соединенном Королевстве и Ирландии он продается как Chrysler Grand Voyager.
Экспортные рынки
На протяжении своей истории машины Лянча успешно экспортировались в США, Великобританию и немного в Японию. Иногда они продавались с логотипом Chrysler.
Январь 2014 года – Серджио Маркионне, генеральный директор Fiat, объявил, что Лянча прекратит продажи своих машин за пределами Италии.
Коммерческие автомобили
С самого начала Лянча выпускала широкий ассортимент микроавтобусов, грузовых автомобилей, автобусов и военной техники. Позже компания постепенно вышла из этого бизнеса: производство коммерческих автомобилей закончилось в начале 1970-х годов.
Lancia D24 Pininfarina Spider Sport
История компании Jeep
История компании Asia Motors
История компании Ferrari
История компании Opel
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Lancia – история марки итальянских автомобилей
Lancia – это всемирно известная автомобилестроительная фирма итальянского происхождения, годом основания которой считается 1906. Ее основное производство сконцентрировано в деловом и культурном центре Италии, Турине (Torino), здесь же располагается и действующая штаб-квартира. В настоящее время помимо легковых автомобилей в рамках бренда выпускаются всевозможные грузовики коммерческого назначения, пассажирские автобусы и троллейбусы, а также военная техника. С середины 1950-х годов Lancia принимает активное участие в автогонках.
История возникновения
Все началось с того, что в ноябре 1906 года в северном городке Италии, Турине, известным в то время автогонщиком Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia) в сотрудничестве с компаньоном Клаудио Фоджолино (Claudio Fogolino) было основано небольшое коммерческое предприятие, получившее название «Fabbrica Automobili Lancia».
Спустя небольшой временной промежуток со старта функционирования, 23 сентября 1907 года, фабрика выпустила дебютную в своей истории машину модели «18-24 HP». Автомобиль получил звучное и запоминающееся имя – «Alpha».
По прошествии еще одного года, в 1908, заводом «Fabbrica Automobili Lancia» была разработана очередная модель автомобиля «Dialpha». Она имела шестицилиндровый двигатель и являлась усовершенствованной версией своей предшественницы, «Alpha».
Затем, в начале 1913 года, на отечественный рынок поступил следующий автомобиль марки Lancia – «Theta». Примечательно, что именно с этой модели во всех оригинальных машинах компании начало серийно устанавливаться электронное освещение. В целом, возникновение «Theta» было довольно тепло встречено как рядовыми итальянскими покупателями, так именитыми автокритиками. Ей быстро удалось зарекомендовать себя, как надежный и качественный автомобиль.
С начала своего основания и вплоть до начала первой мировой войны автомобилестроительная компания развивалась довольно монохромно и статично: новые модели выпускались, но завоевать всю международную арену они были не в состоянии. С началом же боевых действий руководством «Lancia» своевременно было принято решение о переквалификации фирмы в сторону военного предприятия. Таким образом, на заводах и фабриках бренда начали выпускаться легкие грузовики и бронетехника. Примечательно, что именно в это время был сделан большой рывок в сфере накопления интеллектуального потенциала – инженерам и механикам предприятия удалось разработать новые революционные двигатели, объем которых варьировался от восьми до двенадцати цилиндров. В каком-то смысле первая мировая война явилась неким спасительным кругом для компании. Так, по ее окончанию площадь собственных промышленных территорий «Lancia» уже превышала 60 тысяч м².
В 1921 году общественности была представлена абсолютно новая автомобильная модель, которая произвела настоящий фурор на авторынке того времени. Это была «Lambda» – первая в истории компании машина, которая обладала несущим кузовом и независимой подвеской. Модель находилась в реализации до 1931 года.
Вслед за «Lambda» была выпущена «Astura». Она стала прототипом автомобилей, в которых начала использоваться запатентованная компанией система, объединяющая между собой раму и двигатель. Благодаря данному новшеству удалось ликвидировать вибрации при езде, которые ранее ощущались в салоне.
В конце 1937 года с конвейера сошла модель автомобиля «Aprilia». Она стала последней, над которой лично трудился основатель фирмы, Винченцо Лянча. Примечательно, что официальная презентация авто состоялась уже после смерти создателя.
Компания без Винченцо Лянча
Создатель автомобилестроительной компании Lancia, Винченцо Лянча, ушел из жизни в 1937 году, и последней выпущенной им моделью оказалась «Aprilia». На смену ей пришла необычайно популярная на рубеже 40-50-х годов прошлого столетия «Aurelia». Главным ее достоинством являлся уникальный эксклюзивный кузов, который был целиком и полностью спроектирован в престижном автоателье того времени – «Pininfarina».
Конструктором автомобиля выступил небезызвестный Витторио Яно (Vittorio Jano). Ключевой особенностью «Aurelia» считалось наличие шестицилиндрового двигателя, который сопровождался V-образным двигателем.
В 1960 году произошла резкая смена тематической концепции бренда. Так, руководством Lancia было принято решение об отказе от своей традиционной схемы, которое наиболее ярко отразилось в новой переднеприводной модели автомобиля – «Flavia». Проектировщиком машины выступил знаменитый итальянский инженер-конструктор, Антонио Фессья (Antonio Fessia). «Flavia» обладала четырехцилиндровым двигателем, отличающимся наличием оппозитного мотора.
Наиболее выгодным с коммерческой точки зрения для компании явился 1969 год, поскольку именно в это время она вошла в крупное автомобилестроительное объединение итальянского происхождения, «Fiat».
В сотрудничестве с концерном «Fiat» бренд «Lancia» в 1972 году выпустил новый автомобиль – «Beta». Его главным нововведением стало серийное внедрение поперечно расположенных моторов, каждый из которых имел собственный распределительный вал. Также, в этот же период была создана модель гоночной спортивной машины – «Stratos». Автомобиль обладал первоклассными техническими характеристиками, революционными для того времени, это позволило ему три года подряд одерживать победу в международном чемпионате мира по ралли.
Несмотря на то, что советом директором фирмы было принято решение о продаже контрольного пакета акций в пользу концерна «Fiat», Lancia не прекратила самостоятельной разработки инновационных моделей и комплектующих. Так, в рамках предприятия был выпущен ряд оригинальных эксклюзивных моделей автомобилей:
В середине 80-х годов прошлого столетия бренд весьма тесно и плодотворно сотрудничал с автомобилестроительным предприятием «Saab», налаживая партнерскую программу. Благодаря данной интеграции свет увидел такие машины, как «Alfa Romeo 164» и «Lancia Thema».
Участник автогонок
С середины 1950-х годов и вплоть до настоящего момента автомобили, выпускаемые под маркой Lancia, активно представляются на самых престижных и значимых автогонках. В разное время спортивные машины бренда можно было увидеть на следующих мероприятиях:
Участие в «Формуле 1»
В 1937 году, после ухода из жизни Винченцо Лянча, бразды правления перешли к его сыну, законному наследнику. С приходом нового человека к власти, квалификация Lancia претерпела некоторые существенные изменения. Так, например, ведущую роль при разработке новых моделей стало играть их соответствие требованиям автогонок.
В 1954 году с конвейера сошла модель «D50», разработчиком которой выступил талантливый инженер, Витторио Яно. В этом же году автомобиль стал участником испанского Гран-При и удостоился поул-позиции. Гонщик, Альберто Аскари (Alberto Ascari), сидевший за рулем в то время, добился лучшего времени прохождения круга.
В 1955 году, после трагической смерти Аскари, команде Lancia пришлось покинуть «Формулу 1» из-за проблем финансового характера. Всего на счету у бренда имеется 2 победы, а также 10 подиумов.
Участие в «Ралли»
Чемпионат мира по «Ралли» – это именно то спортивное состязание, в котором спортивным автомобилям марки Lancia удалось достичь наибольших успехов. В 1972 году команде бренда даже удалось выиграть престижный конкурс автопроизводителей – победа была одержана машиной модели «Fulvia».
Суммарно компании удавалось победить в гонках «Ралли» десять раз. Первые три победы (1974-1976 годах) были достигнуты на специально разработанной для этого гоночной машине «Stratos». В 1983 году показать лучший результат водителю удалось с помощью эксклюзивного автомобиля «Rally 037». Примечательно, что он стал единственным автомобилем бренда, который имел привод сразу на два колеса. Особенно знаковой эта победа оказалась потому, что смогла сдвинуть с пьедестала, казалось бы, несокрушимую, «Audi Quattro», которая не имела ни одного поражения с 1987 года.
Однако история участия команды «Lancia» в чемпионате «Ралли» имеет несколько печальных эпизодов. Так, дважды гонщики, сидящие за рулем автомобилей данной марки, попадали в жуткие аварии.
В 1985 году участник соревнований, представляющий авто «Lancia 037», разбился, не сумев справиться с управлений. Годом позднее, члены команды, Хенри Тойвонен (Henri Toivonen)и Серхио Кресто (Sergio Croce), сгорели заживо, вылетев на машине с гоночной трассы.
В 1992 году после череды инцидентов руководством бренда было принято решение об уходе из гонок по ралли.
Участие в «Кольцевых гонках»
В «Кольцевых гонках» автомобилестроительная компания начала принимать активное участие с начала 70-х годов двадцатого века. Так, в 1972 году командой бренда был представлен новый спортивный автомобиль «Stratos», который стал членом группы «5». Годом позднее эта же модель участвовала в гонках в «4» группе.
«LC1» была специально разработана для «Кольцевых гонок» 1982 года, она выступала в 6 группе. Однако в 1984 году организаторами гоночных состязаний было принято решении о закрытии шестого разряда и последующем его преобразовании в группу «С». По этому случаю командой Lancia была разработана новая модель автомобиля «LC2», отличительной чертой которой стал мощный двигатель, созданный на базе Ferrari.
«LC2» удалось тринадцать раз занять поул-позицию состязаний, а также трижды одержать блистательную победу в гонках.
Однако в 1986 году на одном из совещаний было принято решении об уходе Lancia из гоночных соревнований. Это аргументировалось тем, что автомобили, разрабатываемые в рамках бренда, больше не могли равняться с также представленными на «Кольцевых гонках» моделями Porsche. Однако, неофициальные команды компании продолжали принимать участие в мероприятии вплоть до 1991 года.
Lancia Delta
Lancia Delta – это современная модель компактного автомобиля, разработанного всемирно известной компанией итальянского происхождения, Lancia. Ее серийный выпуск был налажен в 1979 году – именно тогда широкой общественности было представлено «первое поколение». Оно находилось в обороте до середины 1994 года. Всего Lancia Delta имеет три вполне успешных с коммерческой точки зрения поколения:
Примечательно, что всемирную известность автомобильная модель «Lancia Delta» получила благодаря участию в престижных гоночных состязаниях по ралли. Однако по мере своего развития и усовершенствования она ушла от некой спортивности в комфорт и удобство. В настоящее время данный автомобиль считается одним из наиболее востребованных на современном рынке.
Гид по достижениям Lancia: 8 фантастических машин, опередивших свое время
Вся прошлая неделя была омрачена появившимися в прессе слухами о скором закрытии завода Lancia. «Не стоит чаять несбыточные надежды о том, что однажды мы возродим былой имидж Lancia», — заявил генеральный директор компании Серджио Маркионе. После неуклюжих попыток вернуть былую славу Lancia компаниями Fiat и Chrysler становится понятно, что лучшие годы легендарной компании остались в прошлом. На наших глазах печально заканчивается славный путь знаменитой марки, чья история насчитывает более 100 лет. В нашем сегодняшнем материале мы вспоминаем величайшие автомобили завода Винченцо Лянча.
Lancia Lambda
1922–1931
Впервые будущее всей автомобильной индустрии компания Lancia продемонстрировала на Парижском автосалоне в 1922 году. Дебют модели Lambda ознаменовал новую эру в производстве автомобилей — несущий кузов. По признанию Винченцо Лянча, революционную идею он подсмотрел в конструкции морских кораблей. Штампованные боковины с вырезами для дверей и усиленный туннель карданного вала являлись ключевыми элементами несущего кузова, которые соединялись между собой мощными поперечинами в спинках сидений и перегородкой моторного щита.
Передняя подвеска машины была независимой, с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Тормозами оснастили все четыре колеса. И все это в 1922 году, когда передние тормоза многие конструкторы считали излишеством. Лянча здраво рассудил, что легкому и скоростному автомобилю (максимальная скорость 114 км/ч) они пригодятся.
Неординарной конструкцией отличался и алюминиевый мотор. Четыре цилиндра скомпоновали в V-образный агрегат с углом развала всего 13 градусов. С первоначального объема 2,1 литра снимали 49 лошадиных сил. Чуть позже объем двигателя вырос до 2,6 литра, а мощность — до 69 сил.
Автомобиль мог похвастаться невиданной доселе централизованной системой
смазки шасси, тормозами с усилителем
и двумя электрическими бензонасосами.
Наборчик для конца 1930-х поистине революционный
Жесткий кузов с низко расположенным центром тяжести обеспечивал автомобилю прекрасную управляемость. Популярность Lambda превзошла все ожидания, небольшой фирме едва удавалось справляться с потоком заказов. Впрочем, некоторые состоятельные клиенты отмечали один недостаток — невозможность устанавливать индивидуальные заказные кузова, что было очень популярным в те годы. В ответ на эти пожелания, да и с целью закрепиться на рынке люксовых автомобилей в 1928 году Lancia подготовила версию Dilambda с четырехлитровым двигателем V8, мощностью 100 л. с. и Х-образной рамой. Автомобиль мог похвастаться невиданной доселе централизованной системой смазки шасси, тормозами с усилителем и двумя электрическими бензонасосами — наборчик для конца 1930-х поистине революционный. Всего же с 1922 по 1931 год было выпущено около 13 тысяч экземпляров модели в девяти сериях, незначительно отличавшихся друг от друга.
Lancia Aprilia
1937–1949
1937 год был омрачен трагической вестью для Lancia — ушел из жизни автогонщик, гениальный инженер и талантливый менеджер, основатель компании, Винченцо Лянча. Маэстро не дожил девяти дней до старта серийного производства модели Aprilia, в разработке которой принимал непосредственное участие. Позже она стала своего рода памятником своему создателю.
Тогда же, в 1937-м, из ворот завода, что расположен в Турине, вышел автомобиль, по славной традиции обладавший целым букетом прогрессивных технических изысков. Наряду с уже привычным несущим кузовом он щеголял независимой подвеской всех колес (спереди — свечная, на пружинно-амортизационных стойках; сзади — торсионная с продольными рычагами и качающимися полуосями), четырехступенчатой коробкой передач и тормозами с гидравлическим приводом. К слову, задние дисковые тормоза в целях снижения неподрессоренных масс разместили между дифференциалом и полуосями, а сам дифференциал сблокировали с коробкой передач. Четырехцилиндровый V-образный двигатель Aprilia рабочим объемом 1352 куб. см, с развалом цилиндров 18 градусов выдавал 48 л. с. и с лёгкостью разгонял машину до 126 км/ч — предполагалось, что основной средой обитания Aprilia станут строившиеся тогда скоростные автострады.
Распашные двери без центральной стойки и, что совершенно невообразимо для 1930-х, отсутствие торчащих наружу петель дверей лишний раз доказывали рачительность подхода конструкторов в создании Lancia
Под стать изысканной конструкции технической начинки был и кузов. Инженерный гений Винченцо Лянча проявился и здесь. Кузов для этого автомобиля был спроектировал совместно с аэродинамической лабораторией Высшей технической школы в Турине. «Априлия» — первый серийный автомобиль, спроектированный в аэродинамической трубе. Проведенные замеры аэродинамического сопротивления позже, в 1970-х, лишь подтвердили образцовую для своего времени форму кузова — 0,47 Сх. Вместе с тем дизайн кузова выделялся не только аэродинамически выверенным силуэтом. Распашные двери без центральной стойки и, что совершенно невообразимо для 1930-х, отсутствие торчащих наружу петель дверей лишний раз доказывали рачительность подхода конструкторов в создании Lancia.
22 октября 1949 года на сиденье последней сходящей с конвейера модели Аprilia неизвестный рабочий оставил записку: «Дорогая Аprilia, покидая меня, прими мой скромный поклон. Ты — великая работа величайшего человека, давно покинувшего нас. Создатели твои ждут и надеются, что твоя новая сестра принесет нам столько же славы».
Lancia Flaminia GT
1972–1975
Flaminia — последняя модель Lancia до вхождения ее в концерн Fiat. Дебют машины состоялся в 1957 году в Женеве, а выпускали ее вплоть до 1970 года. Названная в честь дороги Рим — Римини, «Фламиния» стала топ-моделью компании.
Из всего многообразия модификаций Flaminia нам хотелось бы отметить модификацию GT–GTL. Легко узнаваемые по четырем фарам купе и кабриолеты строились на укороченной базе — детище фирмы Carrozzeria Touring.
У Flaminia была классическая компоновка: мотор спереди, ведущие колеса — задние. Между тем инженерные решения, которые стояли за традицией, и сегодня восхищают своей смелостью. К тому времени, V-образные «шестерки» уже завоевали признание автомобилестроителей во всех концах света, но Lancia выступила первой. На этот раз мир увидел 2,5-литровый мотор, блок и головки цилиндров которого выполнялись из алюминиевого сплава; ничего подобного тогда не делал никто в мире. Его мощность составляла 102 л. с. Чуть позже ее довели заменой карбюраторов до 140 л. с. Это ровно в два раза больше, чем развивал другой цельноалюминиевый двигатель того времени с таким же объемом — горьковский М21Д («Волга» появилась одновременно с Flaminia). С таким мотором автомобиль развивал до 160 км/ч.
13 лет Flaminia занимала верхнюю строчку в табеле о рангах компании Lancia
Передовой конструкцией тех лет считалась схема transaxle, призванная обеспечить переднемоторные гоночные болиды идеальной развесовкой по осям: коробка передач отнесена к заднему мосту и сблокирована с дифференциалом — такая же схема, без поправок на гражданское применение, использована и в Flaminia.
13 лет Flaminia занимала верхнюю строчку в табеле о рангах компании Lancia. Ценилась она на уровне моделей Mercedes-Benz. Среди селебрити-владельцев этой машины есть такие звезды, как Марчелло Мастроянни (на снимке выше), Жан-Поль Бельмондо, Бриджит Бардо и пятикратный чемпион мира по автогонкам легендарный аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио.
Lancia Fulvia Coupe
1970–1973
1960-е ознаменовались началом эпохи господства Lancia в мировом первенстве по ралли. Все началось с модели Fulvia. Рожденная перед непосредственным поглощением Fiat, эта модель негласно причисляется к истинным Lancia — тем, которые были созданы автомобильными инженерами и конструкторами, а не маркетологами.
Достаточно открыть капот «Фульвии», как вашему взору предстанет все великолепие инженерной школы Лянча — компоновочные решения традиционно будоражат воображение. Его величество мотор объемом 1,2 литра, четырехцилиндровый, V-образный, с развалом цилиндров 13 градусов в шахматном порядке. В 1920-х годах похожий мотор устанавливался на Lancia Lambda. Спустя 30 лет конструкцию этого двигателя скопирует Volkswagen в своем первом поколении моторов VR6. Силовой агрегат расположен перед передней осью, продольно. С целью снижения центра тяжести конструкторы наклонили мотор влево на 45 градусов.
Кстати, «Фульвиа» была одним из претендентов на роль народного
советского автомобиля, но руководство страны выбрало Fiat 124
В те годы европейская автомобильная промышленность только начинала выставлять на гонки переднеприводные автомобили, в связи с чем было много споров об эффективности такой компоновки для спорта. Считалось, что автомобили с приводом на передние колеса неповоротливые и склонны к недостаточной поворачиваемости. Однако модель Fulvia продемонстрировала эффективность такой схемы, выиграв чемпионат Европы в 1969 и 1973 годах. Но главным достижением в гонках является завоеванный титул в чемпионате мира по ралли в 1972 году в ожесточённой борьбе с более мощными Porsche 911 и Alpine Renault A110.
Lancia Stratos
1972–1975
История легендарного, сумасшедшего и притягательного Stratos неразрывно связана с именем дизайнера Марчелло Гандини из Bertone. План Bertone состоял в том, чтобы создать футуристичный, со среднемоторной компоновкой автомобиль, призванный сменить «Фульвию» на сцене чемпионата мира по ралли — таким образом, составив достойную конкуренцию Renault Alpine и Ford GT70. В то же время Bertone действовать напролом было нельзя, так как Lancia, уже входившая в концерн FIAT, была связана особыми отношениями с кузовным домом Pininfarina. Время поджимало, и тогда Нуччио Бертоне купил подержанный Lancia Fulvia у своего друга и, разобрав его до основания, принялся за работу.
Низкий, клиновидный кузов с острыми гранями, огромное лобовое стекло, служившее одновременно дверью, центральная компоновка двигателя — даже сегодня, спустя 40 лет, такой автомобиль поражает воображение, а в 1970 году у публики он вызвал шок! Водитель и пассажир сидели, скорее даже лежали, очень низко, всего в 15 сантиметрах над землей. За сиденьями располагался бензобак и запасное колесо, за ними — двигатель и радиатор, коробка передач размещалась за задней осью.
Очень тонкий передок широкого, почти двухметрового кузова не позволял установить полноценные фары, и их заменила узкая панель из светоэлементов. На ходовой экземпляр установили наружное зеркало, но толку от него было немного. Все приборы в салоне размещались на левой передней стойке. Для того, чтобы попасть в салон, нужно было откинуть вверх лобовое стекло вместе с рулевой колонкой — установить полноценные двери по бокам не позволяла конструкция низкого кузова.
«Я въехал на территорию, где меня уже ждала толпа сотрудников Lancia во главе
с Уго Гоббато. Контракт был подписан»
Бертоне вспоминал позже: «Однажды утром в конце февраля 1971 года Уго Гоббато, тогдашний председатель Lancia, позвонил мне». Гоббато хотел видеть автомобиль — и Маэстро Бертоне в тот же день поехал на нем в Via San Paolo, штаб-квартиру Lancia. На несколько часов движение в городе было парализовано — окружающие словно столбенели при виде этой летающей тарелки на улицах города. «Когда я п одъехал к главным воротам штаб-квартиры, охранник на несколько минут замер в созерцании этого странного объекта, который был настолько низким, что мог проехать под створкой шлагбаума, — вспоминает Бертоне. — Я въехал на территорию, где меня уже ждала толпа сотрудников Lancia во главе с Уго Гоббато. Контракт был подписан».
Серийная версия Stratos, также разработанная в Bertone, разительно отличалась от концепта, однако оригинальностью стилистических решений не была обделена. Клиновидный корпус, сферическое стекло, центральная секция-монокок, к которой сзади крепился пространственный подрамник для установки двигателя, трансмиссии и подвесок. Сам же кузов, панели которого изготавливались из стеклопластика, был естественным продолжением всей идеи шасси — такой же функциональный, сконцентрированный, но вместе с тем в полной мере раскрывающий весь характер машины. Легкосъемные передний и задний капоты (так называемое интегральное оперение) целиком откидывались для облегчения доступа к узлам и агрегатам — гоночный автомобиль.
Оригинальный дизайн кузова традиционно соответствовал техническому содержанию. Шестицилиндровый V-образный двигатель был заимствован у только что снятой с производства Ferrari Dino 246 в своей самой мощной генерации 1977 года, в модификации с турбонаддувом он выдавал 320л.с.
Автомобиль получился чертовски быстрым и до безобразия вертлявым на высоких скоростях из-за короткой базы. Вместе с тем заставить повернуть его на низких скоростях мог разве что паровоз, протаранивший его в бок. В результате в гонках уживались с автомобилем те из пилотов, кто славился агрессивной, размашистой манерой пилотирования.
За свою гоночную карьеру этот автомобиль завоевал три чемпионских титула в мировом чемпионате по ралли. Именно эта машина положила начало печально известной группе Б, существовавшей в 1980-х годах в мировом чемпионате по ралли и позже запрещенной как «слишком быстрая и слишком опасная». Обычно компании разрабатывают автомобиль для широкой публики, а потом дорабатывают его для спорта. Но в Lancia, как и всегда, пошли своим путем. Автомобиль изначально разработали для ралли, а уж потом думали, как его выпустить на дороги общего пользования. По сути, это разработанный с нуля гоночный автомобиль, который адаптировали для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Один из самых дорогих и самых редких автомобилей этой марки. Один из самых красивых и передовых за все историю автомобилестроения, он вошел в сотню лучших машин в конкурсе Car of the Century. Stratos стал первым автомобилем в мире, специально запущенным в серию ради одной цели — побеждать в гонках.
Lancia Rally 037
1982–1983
Как и модель Stratos, автомобиль Rally 037 создавали специально для гонок. Для допуска к соревнованиям необходимо было построить всего 200 машин, такой цифрой компания и ограничилась. Конструкцией автомобиля Rally 037, предназначенного для соревнований группы Б, занимался принадлежавший Lancia отдел автоспорта Abarth, а присвоенный модели номер соответствовал коду проекта Abarth. Его низкий, широкий и обтекаемый кузов создала итальянская компания Pininfarina.
Несмотря на то, что в начале 1980-х годов новым регламентом группы Б FISA разрешили участие в ралли полноприводным автомобилям, Lancia посчитала излишним выставлять модель с колесной формулой 4×4.
«037» получила центральномоторную компоновку и привод на задние колеса. Подвеска позволяла регулировать высоту кузова, все тормоза были дисковыми. Двигатель представлял собой развитие двухлитрового 16-клапанного мотора Fiat 131 Abarth с наддувом. Мотор дорожной версии 037 Stradale развивал 205 л. с., а у заводских гоночных машин мощность достигала 325 л. с.
Это последний заднеприводный автомобиль, давший бой полноприводному Audi Quattro и победивший его. В период с 1982 по 1985 годы он на раллийных трассах не давал проходу полноприводным «Ауди» и «Пежо», а в 1983-м в напряженной борьбе вырвал титул чемпиона мира среди производителей
Lancia Delta S4
1985–1986
При всех достоинствах Rally 037 как раллийного автомобиля, он не мог конкурировать с полноприводным соперником — Audi Quattro. Поэтому руководство Lancia решило создать новую машину группы Б, получившую название Delta S4.
При том же названии — Delta — машина не имела практически ничего общего с одноименной серийной моделью, за исключением ветрового стекла, облицовки радиатора и фар, а также общих пропорций кузова. На трубчатой раме монтировался кузов из стеклопластика, все пространство за передними сиденьями занимал двигатель, сочетающей в себе как турбонаддув KKK-27, так и механический компрессор Abarth Volumex R18. Таким образом, была предпринята попытка создать агрегат, сочетающий плюсы обоих устройств — подхват компрессора на низких оборотах и чудовищную мощь турбины на высоких. При объеме всего 1,8 литра он выдавал сумасшедшие 600 сил. Но самое главное преимущество скрывалось в колесной формуле — с этого момента началась эра полноприводных Lancia.
Когда спасатели добрались до машины, все, что осталось от нее и экипажа, — рама
и горстка пепла. Этот печальный факт привел к тому, что вскоре группу Б и вовсе запретили, посчитав слишком опасной
По требованиям регламента раллийных гонок, для омологации машины группы Б необходимо было выпустить 200 экземпляров модели для гражданского пользования, эти автомобили получили индекс — Stradale, что в переводе с итальянского означает «дорожный». Мотор этой версии дефорсировали до 250 л. с., но даже после этого машину нельзя было назвать маломощной. Дури в этом полноприводном хетчбэке с лихвой хватало, чтобы оставлять позади спорткары того времени.
Lancia Delta S4, появившись на раллийных трассах, вырвалась в постоянные лидеры благодаря отличной управляемости и бешеной разгонной динамике, ведь сотню машина набирала на 0,8–1 секунду быстрее конкурентов. Стало очевидным, кто получит первое место в абсолюте и кубок конструкторов. Однако, в 1986 году на ралли Корсики лидирующая машина талантливого заводского экипажа Lancia Генри Тойвонена и Серджио Кресто вылетела из поворота и полетела вниз, в обрыв. Когда спасатели добрались до машины, все, что осталось от нее и экипажа, — лишь покореженная рама и горстка пепла. Этот печальный факт привел к тому, что вскоре группу Б и вовсе запретили, посчитав слишком опасной.
Lancia Delta Integrale HF
1987–1994
После серии трагедий на гонках ралли группы Б руководство FIA приняло решение о ее запрете с 1987 года. На замену Lancia Delta S4, на которой команда выступала в группе Б, было решено использовать уже имеющуюся в модельной линейке Lancia Delta HF — четырехдверный хетчбэк с полным приводом, который отлично подходил по требованиям регламента только образованной группы А.
С переходом «Дельты» в группу А произошло очень важное событие: многочисленные энтузиасты получили возможность приобретать подобные машины. Ведь по требованиям регламента вплоть до 1991 года производителя обязывали выпускать по 2500 гражданских версий гоночных болидов.
Поначалу автомобиль был негативно принят. Скептики распространяли слухи, будто Lancia способствовали запрету группы Б, так как готовая машина для группы А у них была еще год назад. Гонщики негодовали падением мощности. Опытнейший гонщик, финн Юха Каннкуненн вспоминает: «На последнем этапе ралли группы Б у меня в распоряжении был автомобиль Delta S4 мощностью 600 л. с. и весом 800 кг, а спустя десять дней на тестах новой Delta HF — 250 л. с. и 1250 кг. Это словно день и ночь. Такое ощущение, будто мотора вдруг не стало вовсе».
Однако на первом же этапе ралли в Монте-Карло три пилота, выступавшие на новой Delta, включая Каннкуненна, заняли первые три места на подиуме. Автомобиль был настолько хорош, что соперники засомневались в соответствии Delta HF регламенту группы А, впрочем, их опасения в ходе проведенных проверок не подтвердились. Уже по итогам 1987 года Lancia Delta HF 4WD становится лучшей в зачете производителей чемпионата мира по ралли. Вне всякого сомнения, Lancia Delta Integrale HF является культовым автомобилем.
«На последнем этапе ралли группы Б у меня в распоряжении был автомобиль Delta S4 мощностью 600 л. с. и весом 800 кг,
а спустя десять дней на тестах новой
Delta HF — 250 л. с. и 1250 кг.
Это словно день и ночь. Такое ощущение, будто мотора вдруг не стало вовсе»
Автомобиль не имел каких-то явных преимуществ перед конкурентами ни в одном отдельно взятом компоненте. Но по совокупности качеств равных ему не нашлось. Двухвальный восьмиклапанник, оснащенный турбиной Garret T3, имел отдачу в 165 л. с. в первой генерации. Позже конструкторы усовершенствовали мотор, выпустив версию с 16-клапанной головкой блока, который выдавал 215 сил.
В автомобиле использовалась довольно сложная, но необычайно эффективная система полного привода. Распределение тяги осуществлялось в пропорции 56 на 44 процента в пользу передних колес, позже эту пропорцию сместили в пользу задних колес. Все это в сочетании с чрезвычайно короткой базой делало автомобиль настоящим всепогодным истребителем. Lancia Delta была сложным в управлении и склонным к заносам автомобилем. Но те пилоты, которые смогли найти с ней общий язык, не оставили конкурентам практически никаких шансов.
Лучшие пилоты своего времени обеспечивали Lancia Delta шесть лет безоговорочного мирового господства зачете производителей — вдумайтесь, этот рекорд не превзойден до сих пор. В период с 1987 по 1992 на раллийных трассах попросту не было автомобиля, способного навязать конкурентную борьбу Lancia. Автомобиль был невероятно быстр для своего времени. Гражданской версии для набора 100 км/ч требовалось 6,1 секунды. Это были показатели на уровне Porsche 911 того времени.
С 1992 года заводская команда Lancia перестала принимать участие в чемпионате. Но даже в руках частной команды пилот за рулем Delta Integrale одержал победу в кубке конструкторов в 1992 году. Именно этот год стал финальным аккордом в славной истории побед Lancia Delta в чемпионатах мира по ралли. В 1994 году, в связи с падением спроса, производство Lancia Delta Integrale было остановлено. Так закончилась история марки Lancia в автоспорте. Многочисленные версии Delta Integrale в гражданских и в спортивных исполнениях разошлись по всему миру. Во многих странах гонщики за рулем культовой Delta успешно выступали как в любительских, так и профессиональных соревнованиях.
Автомобили были конкурентоспособны на раллийных трассах более десяти лет с момента остановки производства. Благодаря этому славное имя Lancia Delta Integrale HF навсегда вписано в историю автоспорта и вызывает трепет у любого, кто хоть немного разбирается в спортивных автомобилях. Только представьте себе: Audi выигрывала чемпионаты по ралли дважды, Ford и Subaru — трижды, Peugeot — пять раз, Citroen — восемь. Заводская команда Lancia — десять раз. Даже спустя 20 лет этот рекорд никто так и не превзошел.