Любимая машина гитлера хорьх
«Хорьх» против «Майбаха». Audi хочет возродить любимую марку машин Гитлера
Руководство завода из Ингольштадта намерено побороться с компаниями Maybach и Rolls Royce за покупателя в премиальном сегменте. Для этого Audi собирается перезапустить некогда престижную марку Horch.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock © ТАСС / World History Archive
Опоздали на 20 лет?
Возрождение концерна Horch, ставшего частью компании Audi (и даже отражённого в одном из четырёх колец её логотипа) предсказывали ещё несколько лет назад. Решение вернуться с оригинальным названием немцам подсказали конкуренты из «Майбаха». Правда, независимая история этого бренда оказалась короткой: проработав всего пять лет и собрав несколько тысяч автомобилей, «Майбах» был закрыт как отдельное подразделение, а все права на марку перешли компании Mercedes-Benz. Последняя решила производить «майбахи» под собственной звездой на капоте — ультралюксовый S-класс в максимально возможной комплектации получил обозначение Maybach и с 2015 года серийно производится немецким концерном.
Штурвал из «Бегущего по лезвию» и тысяча лошадиных сил. Tesla представила новый Model S
Военное прошлое и личная дружба Карла Майбаха с Адольфом Гитлером, а также любовь последнего к автомобилям со звездой на капоте почти стёрлись из памяти, что позволило наращивать продажи люксовых машин даже в кризисные годы. Audi, по мнению большинства автомобильных экспертов, запрыгивает в последний вагон уходящего поезда, и для того, чтобы заткнуть за пояс Mercedes-Benz, концерну Volkswagen (именно ему принадлежит Audi) придётся постараться. Отдельный бренд для противостояния «майбахам» делать не стали и пошли по уже испытанному пути: построили особую серию на базе самого роскошного седана Audi A8. Технологически всё выглядит на высоте, поскольку базовая спецверсия Audi A8 Horch получит двигатель V8 4.0 (550 л.с., 770 Нм) и удлинённый кузов. Топовая версия будет оснащаться и битурбированным двигателем W12 6.0 на 635 л.с. и 900 «ньютонов» момента.
Золотые «понторезки». Иномарки, которые могут разорить владельца
Как и в «Майбахе», у старшего А8 появится продвинутая подвеска, современная лазерная оптика и почти всё, кроме ракет «воздух — воздух». Не станет исключением и персонализация: А8 получит фирменную геральдику по первой букве версии Horch. И как раз в этом специалисты нашли самую серьёзную маркетинговую брешь, через которую конкуренты получат возможность топить новую модель.
Круче Tesla? Создатели AliЕxpress показали собственный электромобиль
Любимая машина Гитлера
Машины Адольфа Гитлера историки и эксперты делят на две категории: представительские, в которых фюрер ездил с водителем, и дорогие сердцу, которые он водил лично и любил. Если посмотреть на историю немецкого автопрома, то можно обнаружить, что две ниши почти поровну поделили между собой Mercedes-Benz и Horch. Первые делали автомобили для специальных мероприятий (чего стоит один только белоснежный шестиколёсный Mercedes G4, на котором вождь немецкой нации передвигался по бездорожью), вторые — лично для Гитлера. Компания Horch, соответственно, почиталась людьми, чьи имена весь немецкий народ старательно пытался забыть на протяжении 75 послевоенных лет.
«Кто скидку обещал, с того и спрашивайте». Как автосалоны обманывают клиентов в новогодние праздники
Проблемы с неймингом и историческом шлейфом Horch современное руководство Audi, похоже, не беспокоят, хотя параллели просматриваются недвусмысленные. Настоящим хитом продаж в тридцатых довоенных годах стал люксовый Horch 850, который немецким богачам презентовали как «лучший и самый роскошный автомобиль на рынке». Впервые автомобиль показали на Берлинском автосалоне 11 февраля 1935 года, а уже в июне с конвейера завода в Цвиккау выкатились первые автомобили. Желающие купить эту машину состоятельные немцы выстраивались в очереди и в некоторых случаях переплачивали вдвое только ради того, чтобы стать первыми обладателями уникального авто. В итоге всю первую серийную поставку машин, укомплектованных баром, мощной печкой, откидным тентом, мягкой подвеской и удобными задними диванами на трёх человек, раскупили за два дня.
На базе Horch 850 Pullman, на котором ездили не только немецкая знать и аристократы, но и партийные функционеры, построили и более красивые двухдверные автомобили со «стремительным» дизайном. «Хорьх» модели 853А даже имелся в гараже начальника политической разведки Германии Вальтера Шелленберга. Кроме того, спортивный Horch 855 Speriak Roadster создали для любовницы Гитлера Евы Браун, и этой машиной любил управлять сам фюрер. Особенное удовольствие Гитлеру доставляли поездки до резиденции в Баварских Альпах.
Непосредственно перед вторжением в соседние европейские государства и СССР Horch начала активно модернизировать модельный ряд своих автомобилей: появилась знаменитая девятая серия, которая почти сразу вытеснила предыдущее поколение с рынка. Отличительными чертами «Хорьха», как и нового Audi A8 в одноимённой спецверсии, стали технологии. Распашные двери (как у Rolls Royce), отсутствие центральной стойки, коробка переключения передач с синхронизаторами и повышенной передачей для экономии топлива и специальные рассеиватели для фар превращали автомобиль в уникальное средство передвижения по дорогам рейха.
Удаление катализатора. Как российских водителей обманывают в автосервисах
Попытка построить «фюрермобиль» тоже имела место. Для того чтобы пересадить руководителя Германии Адольфа Гитлера на собственные машины, был спроектирован Horch 951А с пятилитровым рядным двигателем, который, несмотря на тракторный рёв, разгонял автомобиль до 130 километров в час. Однако ездить в этой машине сам Гитлер не стал, зато почти вся нацистская верхушка пересела на «хорьхи». 951-я модель почти сразу появилась в гараже у Германа Геринга (главкома Люфтваффе), Мартина Бормана (личного секретаря фюрера), Генриха Гиммлера (руководителя СС), Иоахима Риббентроппа (главы МИД Германии) и даже у шефа пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса, который пересел на «хорьх», а всю личную охрану пересадил на «мерседесы».
Уровень люкса в одном из последних автомобилей Horch 930S был таким, что в правом или левом крыле по желанию клиента можно было установить специальный умывальник, а запас чистой пресной воды постоянно находился в специальной канистре.
Ради технологичности своих автомобилей «Хорьх» даже пошёл на рискованный шаг: купил патенты известного инженера-аэродинамика Пауля Ярая — одного из создателей дирижабля и автора автомобильного кузова с низким сопротивлением воздуха. Несмотря на то что в XXI веке Horch собирается конкурировать именно с компанией Mercedes-Benz Maybach, двум заводам однажды довелось даже посотрудничать. Произошло это в 1942 году, когда в интересах вермахта обе компании производили бронетранспортёры HKIGp. В «Хорьхе» делали корпуса и занимались бронированием, а в «Майбахе» — двигатели. При этом для тяжёлой работы на оба завода пригоняли пленных с «восточных территорий». Всего, согласно данным из открытых источников, тяжёлые работы для «Хорьха» и «Майбаха» выполняло более десяти тысяч человек.
Автомобили А. Гитлера
Еще один Мерседес был очень примечательным. Это была модель G4 От термина Gelaendegaengig (приспособленный для движения по бездорожью) с трехосной компановкой 6х4
Всего было «построено» 57 экземпляров Mercedes-Benz G4 трех серий. На первую (1934–1936 годы) устанавливали пятилитровый рядный восьмицилиндровый силовой агрегат с индексом M24 мощностью 100 л.с. при 3400 об/мин. Это был лишенный приводного нагнетателя типа Rootes мотор от роскошного легкового автомобиля Mercedes-Benz 500K. Для установки под капот второй серии G4 (1937– 1938 годы) двигатель расточили до 5,3 литра, тем самым увеличив его отдачу до 115 сил. Согласно введенной к тому времени на заводе трехзначной системе обозначения, этот автомобиль проходил уже как W131, а мотор получил индекс М124. И, наконец, машины третьей серии (они выпускались вплоть до 1939 года) получали силовой агрегат рабочим объемом 5,4 литра (также лишенный нагнетательного компрессора) от легкового Mercedes-Benz 540K. Впрочем, конструктивно это был все тот же старый двигатель с еще немного увеличенным рабочим литражом. Правда, теперь он обозначался как М124 II и выдавал 110 л.с. мощности и около 300 ньютоно-метров крутящего момента.
Двигатель комплектовался четырехступенчатой коробкой передач ZF Aphon G35 (третья и четвертая – синхронизированные) с демультипликатором разработки Daimler-Benz (число понижающей передачи 3,06). На автомобиле был установлен 140-литровый топливный бак. Скорость автомобиля ограничили 67 км/ч, что объяснялось большим весом (до 4,5 тонн в бронированном варианте) и слабыми шинами.
Mercedes-Benz G4 так и не поступил в открытую продажу. Это было транспортное средство исключительно для нужд «Staat, Partei und Wehrmaht» – высшего руководства государства, партийных бонз и военного командования. Кстати, на MercedesBenz G4 фюрер прибыл принимать капитуляцию французских войск в местечке Компьен 21 июня 1940 года. Причем, все было обставлено точно так же, как и 11 ноября 1918 года, когда на том же лесном полустанке перед Антантой капитулировала кайзеровская Германия. Более того, был подогнан тот самый вагон, где проходило подписание, только на этот раз победители и побежденные поменялись местами.
С переднего сиденья Mercedes-Benz G4 фюрер приветствовал солдат и информировал их о ходе победоносной для Рейха кампании 1939–1940 годов. В машине, позади вождя, на раскладных сиденьях и бортах гроздьями висела охрана. А чтобы ее кованые сапоги не царапали лакировку, на втором и третьем выпусках машин появились рифленые накладки на задних крыльях. В особых случаях в кортеже шла машина со станками, на которых устанавливались пулеметы MG34. Гитлер использовал 5 таких авто, том числе один для гардероба.
Еще один автомобиль Гитлер подарил каудильо Франко
Первой официальной машиной Гитлера как главы государства стал Mercedes-Benz Typ 630, который ранее принадлежал рейхспрезиденту Паулю фон Гинденбургу. Тот умер в 1934 году и машина перешла к Гитлеру. Производство компании «Daimler-Motoren-Gesellschaft» из Унтертюркхайма, которая выпускала ее даже после слияния с Бенцом.
Конструктоом стал знаменитый Фердинанд Порше
На машине стоял двигатель мощностью 110 л. с. (81 кВт) / 160 л.с. (118 кВт)
Автомобиль реализовал традиционную переднемоторную заднеприводную компоновку. Мощность двигателя передавалась на задние колёса через многодисковую сухую дисковочную муфту и четырёхступенчатую механическую коробку передач. Рычаг переключения передач первоначально располагался справа от водителя, прямо за дверью, но на определённом этапе был перенесён в середину пола слева от водителя, что впоследствии стало более привычным местом расположения механизма управления трансмиссией. В конструкции шасси использовались стальная рама с U-образным профилем (полуэллиптические листовые рессоры) и жёсткие оси. Для регулировки направления движения транспортного средства использовалось червячно-гайковое рулевое управление.
Автомобиль был создан в кузове Пульман-Ландо, выпущенным Берлинской кузовной мастерской «Jos. Neuss»
Однако Гитлеру машина не нравилась и ездил он в ней крайне редко и только в первый год прихода к власти
А вот следующую машину Гитлер очень даже любил. Это это Maybach SW42. По легенде, даже поучаствовал в создании, лично приложив руку к дизайну.
Maybach тогда был не подразделением Mercedes-Benz, а отдельной компанией – Maybach-Motorenbau (именно этим объясняются две буквы «М» на эмблеме марки). Первая версия – Maybach SW35 — появившаяся в 1935 году, оснащалась 3,5-литровым мотором мощностью 140 л.с. Но таких автомобилей было построено всего 50 штук.
Гораздо большего внимания заслуживает Maybach SW38, оснащенный 3,8-литровым 140-сильным двигателем и 4-ступенчатой трансмиссией, который выпускался с 1936 по 1939 год. Кузов этого автомобиля был создан в ателье Херманна Шпона. Причем в разные годы выпустили несколько версий: был и четырехдверный кабриолет, и двухдверный автомобиль с открытым верхом, и особый родстер.
В 1939 году Maybach выпустил новую модификацию автомобиля семейства SW — 42. Это был уже седан с принципиально иным кузовом и двигателем объемом 4,2 литра, мощность которого из-за особенностей тогдашнего техрегламента осталась той же – 140 л.с. Правда, обрести массовое распространение и популярность этой модели помешала всё та же очевидная причина – война.
Карл Майбах подарил Гитлеру один четырехдверный кабриолет, на котором тот иногда разъезжал.
Любимая машина гитлера хорьх
Первые лица государств с удовольствием пользовались и пользуются лучшими образцами автомобильной промышленности, которые могут обеспечить повышенный комфорт. Не исключение из этого права и Адольф Гитлер.
Немецкие легенды
В Германии машиностроение достигло больших успехов еще во времена Веймарской республики, то есть до прихода Гитлера к власти в 1933 году. Более того, крупные заводы были открыты еще раньше, на заре XX века, после прорывных инженерных изобретений Готлиба Даймлера и Карла Бенца в сфере бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Своеобразным стимулом к разработке гражданских автомобилей некоторые историки считают подписание Версальского договора 1919 года, по которому немецким промышленникам ограничили возможность создавать вооружение. Так отец и сын Майбахи, оставили военные наработки и сосредоточились на роскошных авто. В 1928 году компания BMW, ранее занимавшаяся двигателями для самолетов, получила патент на создание своей первой машины. В 1931 году крупный предприниматель и инженер Фердинанд Порше основал фирму «Porsche».
На службе государства
Стоит упомянуть, что в 1937 году сотрудничавший с нацистами Фердинанд Порше организовывает «Общество для подготовки немецкого народного автомобиля», которое станет известно, как «Фольсваген». Даже идея создания знаменитого «Жука», бюджетного и доступного транспортного средства, принадлежит лично фюреру. Гитлер полагал, что для развития Третьего Рейха и его расширения военным путём необходим будет «отечественный» колесный транспорт. Поэтому он обеспечивает всяческую поддержку владельцам машиностроительных концернов. Постепенно Германия уйдет от запретов Версальского договора и начнет создавать танки и самолеты.
Автопарк вождя
Советский путь
Личный водитель Г.К. Жукова, А.Бучин, вспоминает, что ему довелось возить маршала на разных машинах, например на «Газе М-1», «Бьюике», «Паккарде» и «Виллисе», но Жуков особо отмечал надежность и проходимость «Хорьха». В автопарк армии далеко не новая машина попала из конфискованного гаража немецкого посольства в Марьиной Роще. После Войны несколько подобных автомобилей попали в Советский Союз в качестве трофеев и репараций. Завод компании в городе Цвиккау оказался в ГДР, но не перестал выпускать авто класса люкс, хотя и частично переориентировался на тракторы и грузовики. Интересно, что во время визита в Берлин в 1963 году В.Терешкову и Ю.Гагарина перевозили на кабриолете Horch P240. Последней продукцией «Хорьха» был «Трабант», ставший настоящим символом восточногерманской республики.
Герр «Ауди» и любимый автомобиль Гитлера
12 октября 1868 г. родился Август Хорьх – один из патриархов не только немецкой, а, пожалуй, и мировой автомобильной промышленности.
Конец XIX века. Старые добрые времена. В 1898 г. 30-летний механик Август Хорьх еще работал на предприятии знаменитого Бенца в Манхайме – того самого Бенца, который 1885 г. сконструировал первый в мире автомобиль (больше похожий на трехколесный велосипед с моторчиком) под маркой «Benz», c четырехпоршневым 0,75-сильным двигателем внутреннего сгорания, развивавшим скорость аж в 10 миль (16 км/час). Бенцу в 1898 г. было 54.
Но на то они и основоположники, дабы долго и мощно раскручиваться. И вот критическая масса, наконец, набрана: восхождение на Олимп началось. Уже через 3 года Хорьх основал предприятие под своим именем в Кельне и стал выпускать спортивные автомобили с табличкой на радиаторе в виде буквы «Н», увенчанной короной с расшифровкой: «HoRcH». К началу 1903 г. он настолько «раскрутился», что занялся поисками нового места для завода и вскоре остановился на городке Цвикау. С тех пор там стали выпускать очень приличные спортивные автомобили под маркой «Хорьх» – которые, однако, в бюргерской Германии продавались не очень хорошо. Лишь к 1914 г. компания, носящее имя Августа Хорьха, стала пользоваться заслуженной популярностью, но сам он к тому времени ее уже покинул. Дело в том, что еще в 1904 г. компания была преобразована в акционерное общество, однако Хорьх не хотел признавать того, что это означало наступление нового времени. Как технический директор он теперь обязан был давать отчет наблюдательному совету. На этой почве возникли разногласия между ним и коммерческой дирекцией Horch-Werke AG, и в июне 1909 г. Хорьх ушел из основанной им и названной его именем компании.
Дело даже дошло до суда, по решению которого он уже не мог основать новое предприятие с таким же названием. Но Хорьх гениально выкрутился: перевел свою фамилию на латынь, и так на свет появилась еще одна знаменитая фирма – Audi (по-немецки «horch» означает «послушай», а на латыни это звучит, соответственно, как «audi».)
Первый автомобиль новой компании назывался «Ауди Б». Он был выпущен в 1910 г. и сразу завоевал большую популярность – может быть потому, что уже считался по своим характеристикам не только спортивным, но и прогулочным автомобилем (стал более комфортным). Надо сказать, что, по большому счету, первые автомобили все были спортивные – в смысле установления все новых рекордов скорости, мощности мотора, езды без поломок и так далее. Как правило, в первых автогонках принимали участие сами конструкторы, и если они выигрывали, автомобили автоматически становились фаворитами продаж. Так было и с Хорьхом. В 1911 г. он выиграл автогонки в Альпах, не получив не одного штрафного очка. А его автомобилем была модификация «типа Б» с объемом двигателя 2600 куб.см, получившее название «Ауди Альпензигер» («победитель в Альпах»). Год спустя, на гребне продаж, появилась еще одна модификация «типа Б», уже с объемом двигателя 35 «лошадок». Максимальная скорость нового авто могла сравниться со средней сегодня: 43 мили в час (70 км/час).
Дела шли хорошо, но все поломала Первая мировая война. В 20-е годы некогда процветающая фирма Audi оказалась на грани банкротства. Надо признать, что Хорьх был, прежде всего, гениальный конструктор, но совсем не такой хороший бизнесмен. В 1928 г. владельцем Audi стал Йорген Скафте Расмуссен. А в 1932 г. фирма Horch, уже не имевшая отношения к своему отцу-основателю, представила на рынок великолепный представительский автомобиль (при этом с характерным налетом спортивности): «Хорьх В12». Это был автомобиль класса «люкс». Он комплектовался 12-цилиндровым V-образным двигателем с верхнерасположенными клапанами и при мощности двигателя в 120 л. с. за минуту развивал скорость до 90 миль в час (145 км/час). А всего было выпущено 80 моделей это уникальной машины.
Кстати, именно «Хорьх» был любимым автомобилем Гитлера, хотя высшие фашистские чины предпочитали ездить на «Мерседес-Бенц 770». Этот «Мерс» весил 4,5 т, в длину был свыше 6 м, а скорость развивал 160 км/час!
В 1935 г. Audi, Vanderer и Horch объединились, чтобы выжить, в одну компанию – Auto Union. История же Horch закончилась после победы над нацисткой Германией в 1945 году. Предприятие оказалось в зоне советской оккупации, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда в 1956 г. одна из моделей «Хорьха» – «Sachsenring» – на очень короткое время появилась на рынке.
Намного лучше все было у Audi. После войны все партнеры по Auto Union были национализированы и преобразованы в подразделение «Объединение народных предприятий по выпуску автомобилей», расформированное в 1949 году. Компания Audi обрела новое дыхание благодаря вливанию в него большого количества акций Mercedes-Benz. Название «Ауди» не применялось до 1965 г., пока контрольный пакет акций не перешел к другому автомобильному гиганту – Volkswagen. Автомобили марки «Ауди» на какое-то время стали более «народными», но потом опять началась тенденция к возрождению знаменитого спортивного стиля, заложенного еще Августом Хорьхом.
Но Август Хорьх этого уже не увидел. Он умер 5 февраля 1951 г. в возрасте 83 лет и был похоронен в своей родной деревне Виннинген.
«Хорьх» против «Майбаха». Audi хочет возродить любимую марку машин Гитлера
Руководство завода из Ингольштадта намерено побороться с компаниями Maybach и Rolls Royce за покупателя в премиальном сегменте. Для этого Audi собирается перезапустить некогда престижную марку Horch.
Опоздали на 20 лет?
Возрождение концерна Horch, ставшего частью компании Audi (и даже отражённого в одном из четырёх колец её логотипа) предсказывали ещё несколько лет назад. Решение вернуться с оригинальным названием немцам подсказали конкуренты из «Майбаха». Правда, независимая история этого бренда оказалась короткой: проработав всего пять лет и собрав несколько тысяч автомобилей, «Майбах» был закрыт как отдельное подразделение, а все права на марку перешли компании Mercedes-Benz. Последняя решила производить «майбахи» под собственной звездой на капоте — ультралюксовый S-класс в максимально возможной комплектации получил обозначение Maybach и с 2015 года серийно производится немецким концерном.
Как и в «Майбахе», у старшего А8 появится продвинутая подвеска, современная лазерная оптика и почти всё, кроме ракет «воздух — воздух». Не станет исключением и персонализация: А8 получит фирменную геральдику по первой букве версии Horch. И как раз в этом специалисты нашли самую серьёзную маркетинговую брешь, через которую конкуренты получат возможность топить новую модель.
Любимая машина Гитлера
Проблемы с неймингом и историческом шлейфом Horch современное руководство Audi, похоже, не беспокоят, хотя параллели просматриваются недвусмысленные. Настоящим хитом продаж в тридцатых довоенных годах стал люксовый Horch 850, который немецким богачам презентовали как «лучший и самый роскошный автомобиль на рынке». Впервые автомобиль показали на Берлинском автосалоне 11 февраля 1935 года, а уже в июне с конвейера завода в Цвиккау выкатились первые автомобили. Желающие купить эту машину состоятельные немцы выстраивались в очереди и в некоторых случаях переплачивали вдвое только ради того, чтобы стать первыми обладателями уникального авто. В итоге всю первую серийную поставку машин, укомплектованных баром, мощной печкой, откидным тентом, мягкой подвеской и удобными задними диванами на трёх человек, раскупили за два дня.
Непосредственно перед вторжением в соседние европейские государства и СССР Horch начала активно модернизировать модельный ряд своих автомобилей: появилась знаменитая девятая серия, которая почти сразу вытеснила предыдущее поколение с рынка. Отличительными чертами «Хорьха», как и нового Audi A8 в одноимённой спецверсии, стали технологии. Распашные двери (как у Rolls Royce), отсутствие центральной стойки, коробка переключения передач с синхронизаторами и повышенной передачей для экономии топлива и специальные рассеиватели для фар превращали автомобиль в уникальное средство передвижения по дорогам рейха.
Уровень люкса в одном из последних автомобилей Horch 930S был таким, что в правом или левом крыле по желанию клиента можно было установить специальный умывальник, а запас чистой пресной воды постоянно находился в специальной канистре.
Ради технологичности своих автомобилей «Хорьх» даже пошёл на рискованный шаг: купил патенты известного инженера-аэродинамика Пауля Ярая — одного из создателей дирижабля и автора автомобильного кузова с низким сопротивлением воздуха. Несмотря на то что в XXI веке Horch собирается конкурировать именно с компанией Mercedes-Benz Maybach, двум заводам однажды довелось даже посотрудничать. Произошло это в 1942 году, когда в интересах вермахта обе компании производили бронетранспортёры HKIGp. В «Хорьхе» делали корпуса и занимались бронированием, а в «Майбахе» — двигатели. При этом для тяжёлой работы на оба завода пригоняли пленных с «восточных территорий». Всего, согласно данным из открытых источников, тяжёлые работы для «Хорьха» и «Майбаха» выполняло более десяти тысяч человек.