Магнитола в машину в ссср
Мультимедиа из СССР: автомобильная «музыка» прошлого века
Интересная история, как это порой бывает, началась неожиданно. Старое ателье телерадиоремонта освобождало помещение. Знакомый мастер позвонил со словами: «Тут полные закрома старых автомобильных радио- и прочих аппаратов – приезжай, может, что-то будет тебе интересно». Я приехал и понял, что интересно будет не только мне.
Д олгие годы музыкальное сопровождение в автомобиле могло обеспечить только радио, впервые зазвучавшее для человека за рулем в 1920-е годы. Ни грампластинки, ни бобины с магнитной пленкой, которые крутились в домашних гостиных, элитных музсалонах и простецких барах, пристроить в кабину автомобиля долго не удавалось: мешала тряска, вибрации и неудобство пользования. То места в кузове не могли найти, то винила хватало на пять проигрываний, то пленку было неудобно заправлять через три ролика одной рукой. В конце концов «неживая» (сейчас бы сказали – оффлайн) музыка – не из эфира, а записанная на некий носитель – зазвучала в массовых авто только в 1960-е, с появлением нескольких видов аудиокассет. Но и по сей день автомобилисты слушают на ходу радио. Именно поэтому мы с таким интересом разбирались с запыленными сокровищами, полученными нами прямо из каморки старого телемастера. Некоторые, кстати, поначалу казались в ней совсем посторонними.
Откровенно винтажная вещь, идентифицированная при помощи клуба москвичеводов как радиоприемник АТ-64. Такой ставился на Москвич-408 и похоже, что специально для него и проектировался; во всяком случае, год создания обоих один – 1964-й. Монументальная внешность, благодаря хромированной панели напоминающая радиатор правительственного ЗИСа, и немалая масса (взвесили – больше 2 кг!) объясняются не только дизайнерской модой того времени. Внутри приемника – мощное стальное шасси, пара трансформаторов и транзисторы на пластине-радиаторе. Да-да, аппарат целиком транзисторный (11 транзисторов!), от ламп его конструкторы отказались решительно и бесповоротно. Именно поэтому АТ-64 выполнен, как теперь говорят, в форм-факторе моноблока – все поместилось в одном, причем довольно компактном, корпусе. А ведь многие его предшественники – например, радио для Москвича-407 – представляли собой комплект из двух крупных блоков.
Впрочем, в «поведении» АТ-64 кое-что старомодное все-таки есть: например, переключатель диапазонов СВ-ДВ щелкает так же сурово, как переключатель видов огня на автомате Калашникова. Ручки громкости, настройки и тембра при этом работают мягко и приятно. У нас была возможность сфотографировать АТ-64 на его рабочем месте – в интерьере Москвича-408, и смотрится он там весьма органично.
Янтарная подсветка шкалы добавляет салону домашнего уюта, горизонтальное членение лицевой панели перекликается с такой же рифленой планкой отделки торпедо. Кстати, достаточно необычный способ крепления – подвеска снизу под торпедо без какого-либо прикрытия – определил и наличие у приемника собственного декоративного корпуса из пластика. И подумать только: этому пластику и этому хрому более полувека, а выглядят – придраться не к чему.
Непонятное сооружение, обтянутое выгоревшей тканью и с резиновым штекером на проводе, оказалось штатным громкоговорителем от того же Москвича-408/412. Исследование показало, насколько серьезно в автопроме СССР относились к таким второстепенным вещам, как акустика. Широкополосный (80 – 12 500 Гц) двухваттный динамик 2ГД-19М (ГОСТ 1967 года!) и сам по себе неплох. У него диффузор из натурального материала – прессованной бумаги, как сейчас бы сказали, из нитроцеллюлозы, и центрирующее кольцо из пропитанной лаком тканой гофры.
Но более того, громкоговоритель еще и укреплен на основании из 5-миллиметровой фанеры – для устранения нежелательных колебаний и сглаживания вибраций. Именно через этот «подиум» акустика крепится к кузову автомобиля. Так вот почему из недр железного торпедо «четыреста восьмого» любая радиопередача звучит так мягко и ненавязчиво! Желтый тканый материал, которым закрыт диффузор с лицевой стороны, – это так называемая радиоткань, популярная в прошлом веке защита динамиков всех мастей от пыли и внешних повреждений. Считается, что она не препятствует прохождению звуковых волн и сама не добавляет каких-либо призвуков.
Заботливо обернут тканью и собственно громкоговоритель – отдельно от деревянного основания, также для защиты от пыли. Тканевый чехол затягивается с тыльной стороны суровой ниткой наподобие туристского рюкзака. Тоже – никаких источников призвуков и вибраций. Вспоминаю резино-пластиковые динамики на пластиковых подиумах в дверях современных иномарок и понимаю, почему у многих такое пластмассовое звучание – пусть даже и очень громкое…
Появление этого интереснейшего с точки зрения радиотехники продукта обусловлено не только особенностями нашей общей вчерашней родины с ее плановой экономикой и всеобщим дефицитом. Подобные модели существовали тогда и в номенклатуре зарубежных производителей. Это «Урал Авто» образца 1969 года – шестидиапазонный радиоприемник, одновременно и бытовой, и автомобильный. При всем разбросе задач и заданных потребительских качеств этих двух категорий аппаратуры конструкторы Сарапульского радиозавода смогли создать удачную во многих смыслах модель.
Во-первых, у него есть все, что должно быть у обычного портативного приемника: закрытый пластиковый корпус, отсек для батарей (4 штуки формата 373), магнитная и телескопическая антенны, громкоговоритель, ручка для переноски. Таким образом, в варианте, когда «Урал Авто» – не авто, им можно без ограничений пользоваться дома или, скажем, на природе. Подкупает функционал корпуса: приемник можно ставить как вертикально – тогда шкала будет вверху, так и под выбранным углом, упирая на четко фиксирующуюся ручку и обратив шкалой к себе.
Во-вторых, у приемника есть гнезда для подключения внешнего громкоговорителя и наружной автомобильной антенны, а также закрывающийся крышкой разъем внешнего питания – от бортовой сети автомобиля напряжением 12 вольт. Получается, что в режиме «Авто» аппарат работает как полноценное автомобильное радио.
К слову сказать, специалисты по радиотехнике высоко оценивают этот аппарат на фоне зарубежных аналогов того времени – как по добротности изготовления, так и по функционалу (6 диапазонов!), чувствительности и прочим возможностям радиотракта. Доставшийся нам экземпляр «Урал Авто» мы зарядили четырьмя большими «круглыми» батарейками (недешевое нынче удовольствие, кстати!) и убедились, что ветеран и сегодня в строю – принимает несколько станций на УКВ, КВ и СВ. Увы, по сравнению с 1970-80 годами эфир почти пустой, в особенности в диапазоне ДВ.
Непонятный ящик с пластиковой крышкой на шарнирах поначалу показался чем-то из «другой оперы»: то ли бардачок от автобуса, то ли корпус от чего-то утраченного… Ни в интернете, ни в памяти технарей-ветеранов, которым мы показывали этот предмет, ничего подобного не отобразилось. Но сзади висел на проводе корпус сугубо автомобильного предохранителя, а лицевая крышка-панель что-то до боли напоминала… К тому времени мы уже отсняли один из гаджетов в салоне Москвича-408 и заметили сходство панели на его торпедо с рифлением на крышке найденной шкатулки. Пара кронштейнов с крепежными винтами и резиновые буферы-упоры говорили о том, что данное изделие должно подвешиваться снизу под чем-то, наподобие того же радиоприемника…Наконец оформилась мысль: не шахта ли это для одной из моделей радио? Примерили имеющиеся у нас образцы радиораритетов отечественного производства, и – есть!
Вышеописанный «Урал Авто» как раз и подошел: совпали и гнездо-разъем в глубине, и вырезы под крепление откидной ручки с боков. Осталось разобраться, что делать с болтающейся передней крышкой. Оказалось, она поджимается назад в горизонтальное положение и фиксируется там пружинными зажимами.
Позже нашлось правильное название этого артефакта: кассета-подвеска. Она, кстати, содержит в себе дополнительный усилитель мощности – для более громкого звучания радио в машине. Когда «Урал Авто» вставляется в стационарно закрепленную под торпедо кассету, 13-контактный разъем автоматически отключает внутренний усилитель приемника и подключает внешний, такой же «обмен» происходит и с динамиками. Разъем устроен таким образом, что при работе в автомобильном режиме отключает встроенную магнитную и выдвижную телескопическую антенны приемника и подключает к радиотракту особые колебательные контуры и наружную антенну автомобиля. Также этот разъем коммутирует подачу 12-вольтового питания на этот самый внешний «автомобильный» усилитель.
Честно говоря, анализ этой случайной коллекции вызвал некоторые ностальгические чувства. Сложилось впечатление, что в прежние времена производители автомобилей и допоборудования как-то больше заморачивались функциональностью и практичностью своих изделий. Не останавливались ни перед конструктивной сложностью, ни перед технологическими затратами. Конечно, нынешние каталоги автоаксессуаров полны всякой всячины. Но там все больше – что-то простенькое, незамысловатое, на манер пепельниц-подстаканников и сеточек для мелкой клади, ни в какое сравнение не идущее с многофункциональными «Урал Авто» или хромированным корпусом АТ-64… Или вам так не показалось?
Советский «саунд»: какие автомагнитолы предпочитали водители в СССР
Кто помнит «АМ-301» и «Гродно-301», а также венец творения радиопромышленности СССР — магнитолу «Былина»? Заиграл в голове легендарный «джингл» радио «Маяк»? Так вот: тишина в салоне никогда не приводила ни к чему хорошему. И этот довод был достаточно быстро принят к исполнению советскими автолюбителями, тем более, что отечественная промышленность к тому времени уже освоила выпуск соответствующих «гаджетов». Если, конечно, язык повернется применить столь современный термин к этому шмату металла и кондового пластика.
НАЧАЛО
Первая плоть от плоти советская магнитола появилась в 1936 году и получила модное в те яростные годы название-аббревиатуру «АИ-656». Расшифровка завораживает: «автомобильный индивидуальный 6-контурный 5-канальный 1936 года». Приемником комплектовался исключительно автомобиль ЗИС-101.
Вот, что пишет инженер В. И Аппель об этом чуде техники в 19 выпуске журнала «Радиофронт»: «В связи с выпуском заводом им. Сталина лимузина ЗИС-101, заводу им. Орджоникидзе было предложено в феврале 1936 года разработать автомобильный приемник. Проектирование было произведено в очень короткий срок в лаборатории инженера Эгиеда под руководством инженера Геништы Е. Н. В настоящий момент завод приступает к серийному выпуску автомобильного приемника, получившего наименование АИ-656».
Термин «было предложено» следует трактовать, как «поставлена задача», за невыполнение которой в установленный срок полагались чрезвычайно серьезные санкции. Вплоть до расстрела. Так что выходящие с конвейера в том же 1936 году машины уже были оборудованы радиоприемниками.
Следующая новость из мира автомобильного радио в Советском союзе датирована 1945 годом. На конвейер встает новый флагман отечественной автоиндустрии — ЗИС-110. Специально для него в Ленинградском НИИ-695 разрабатывается и выпускается специальная опция — автомобильный радиоприемник «А-695». Прием радиосигнала осуществляется благодаря штыревой антенне, длиной 0,9 метра!
Описание модели в журнале «Радио» за номером два от 1947 года гласит: «Радиоприемник „А-695“ сконструирован для автомашин ЗИС-110. Это шестиламповый супергетеродин, работающий на металлических лампах. Выбор схемы и количество ламп определяется необходимостью получения высокой чувствительности, так как прием производится на очень небольшую антенну». Конечно, всего 90 см, какой тут прием!
Сам агрегат был размером с небольшой автомобильный холодильник и состоял из двух блоков: приемник с громкоговорителем — отдельно, умформер (преобразователь переменного тока в постоянный и обратно) с фильтром — отдельно. Кстати, в диапазоне длинных волн можно было принимать только одну радиостанцию, а крутилка настройки находилась на задней стенке «гаджета».
Что чаще всего воровали с машин в СССР
Советская «незамерзайка»: что заливали водители в бачок омывателя зимой
Пятидесятые
Советская наука — впереди планеты всей. И в этом нет ни капли сарказма. Четвертая, пятая и шестая «пятилетки» насыщены большими достижениями именно советских ученых: фамилии академиков Ландау и Сахарова узнает весь мир, запущена Обнинская АЭС, Басов и Прохоров создают лазер, страна испытывает первые пассажирские реактивные самолеты, попутно запуская первый искусственный спутник Земли и производит спуск на воду первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой — легендарного атомного ледокола «Ленин». В 1957 году официально начинается космическая гонка.
В пятидесятых же разрабатывается новый автомобильный радиоприемник. В 1951 году Ленинградскому институту радиовещательного приема и акустики ЛИРПА, наследнику того самого НИИ — 695, было поручено создать что-нибудь более современное, подходящее под масштабный выпуск и установку на представительские автомобили. Ведь первенец — А-695 — был собран в штучном количестве! Так появился первый в СССР массовый автомобильный приемник А-5.
Вот, что пишет о нем А. Лоев в журнале «Радио» под номером 7 за июль 1954 года: «Новый автомобильный приемник ‘А-5» представляет собой шестиламповый супергетеродин, питаемый от сети низкого напряжения автомобиля. По требованию потребителя к приемнику придается дополнительный громкоговоритель, монтируемый за задним сидением. Приемник выпускается в двух вариантах, отличающихся друг от друга некоторыми деталями и рассчитанных на питание в 6В (для автомобилей ЗИС-110) и 12В (для автомобилей ЗИМ)«.
Отметим для себя, что переход на двенадцативольтовую автомобильную сеть произошел с приходом ‘ЗИМа» — серийный выпуск которого начался в 1950 году.
Впрочем, массовое производство — это громко сказано. Приборы все так же собирали вручную, и педантично проверяли, прежде чем отправить в ГОНы по всей стране, где специально обученные специалисты «инсталлировали» радиолы в представительские автомобили. Выпуск радиоприемника А-5 закончили в 1959 году, собрав за все время — без малого 8 лет — всего 300 единиц.
Кстати, производством «мафона» А-5 занялся «почтовый ящик №5», позже получивший название Муромский радиозавод. Тот самый, что прославился производством легендарной советской магнитолы «Былина»!
Первый по-настоящему массовый советский автомобильный радиоприемник — А-8 Муромского радиозавода — был отличительной чертой автомобилей «Победа», а также идущего на экспорт «Москвич-402», увидевший свет в 1956 году, которому был положен уже модифицированный вариант — А-8М. Именно предустановленный радиоприемник был одним из конкурентных преимуществ «Москвича» на рынках за «железным занавесом». Все же радио в автомобиле 60 лет назад было прерогативой бизнес-класса, а никак не «бюджетника», коим выступал на «Загнивающем Западе» советский «Москвич».
Дорогой Леонид Ильич!
Шестидесятые в Союзе отнюдь не «свинговали», но петлю на шее уж точно ослабили. «Золотая пятилетка», повсеместно вводится пятидневная рабочая неделя с двумя обязательными выходными, открывается и начинает осваиваться крупнейшее советское месторождение «черного золота» — Самотлор. Наш сверхзвуковой самолет Ту-144 показывают раньше знаменитого «Конкорда». «Оттепель».
Безвкусица по-советски: гримасы автотюнинга в СССР
Новая эпоха, которая потянула за собой новые требования к оснащению автомобилей. Не только «Волги», «Жигули» и «Москвичи», но и «Запорожцы» получили радио! Машины «премиального» сегмента — «Чайка» и ЗИЛ-115 — начали оборудовать более современными стереосистемами «АВ-75», у которых было несколько различных модификаций. Так, например, лимузин Леонида Брежнева был оборудован приемником «АВ-75−3С» рижского завода Radiotehnika, который имел не только специальные порты для подключения кассетной «деки», но и — внимание! — пульт управления.
В шестидесятых же на олимпе советской автоиндустрии появляется новое имя — «Урал-Авто», который с 1969 года выпускал Сарапульский радиозавод имени Орджоникидзе. «Урал-Авто» имеет шесть диапазонов и может работать в легковом автомобиле Москвич-408 или 412 и как переносной’ — гласит описание.
Постепенно ассортимент автомобильных радиоприемников в Советском Союзе расширялся и до конца семидесятых годов насчитывал уже более 20 моделей. Постепенно, во многом благодаря заграничным командировкам и магазину «Березка», у граждан появлялись импортные магнитолы, среди которых особо ценились модели, отмеченные знаком качетсва «made in Japan».
О японской технике и советском автозвуке в период застоя и перед самой перестройкой, ранних девяностых и первой китайской волне портал «АвтоВзгляд» обязательно расскажет в следующих материалах.
Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях
История автомобильных аудиосистем началась в 1904 году. На протяжении долгих десятилетий Советский Союз в ней не участвовал. Однако позже в СССР было изготовлено множество интересных приемников и проигрывателей. Сегодня мы решили рассказать об этом.
Эпоха радиоприемников
Считается, что мировая история автомобильных аудиосистем началась в 1904 году, когда американский изобретатель Ли де Форест (Lee De Forest), прозванный «Отцом радио», продемонстрировал на Всемирной выставке первое автомобильное радио. Однако на массовый авторынок подобные устройства попали лишь в 1930-х. Это произошло также в США, где в те годы активно шло развитие автомобильной индустрии.
В СССР же в это время только создавались первые крупные производства легковых автомобилей. Советские модели «первой волны», например, НАМИ-1, собирались вручную, потому процесс их производства был длительным и дорогим. При этом они распределялись между гаражами предприятий, а ездили на них профессиональные шоферы. Как можно судить по дошедшим до нашего времени сведениям, приемники в них не устанавливались.
Автомобильные радиоприемники в СССР появились примерно в то время, когда началось активное развитие радиовещания. Самым первым советским автомобильным радиоприёмником стал «АИ-656», выпущенный в 1936 году для лимузина «ЗИС-101». В названии приемника были зашифрованы его характеристики — «6-контурный, 5-ламповый» — и год выпуска (1936).
Однако, как можно судить по вырезкам из газет, которые приводят пользователи форума радиолюбителей, первым серийным автомобильным радиоприемником в СССР стала модель «А-5». Она разрабатывалась на базе «А-695», который выпускался с 1945 года для автомобиля представительского класса «ЗИС-110» и последовавшего за ним «ЗИМ».
Массовая комплектация автомобилей приемниками началась с выпуска «Москвичей» для зарубежных рынков. Одной из экспортных моделей стал «Москвич-402», выпущенный в 1956 году. Он получил несколько обновлений в части дополнительного оборудования по сравнению со своими предшественниками — «400-м» и «401-м». В числе прочего «402-й» был укомплектован штатным радиоприемником — «А-8М».
Евгений Кочнев, автор книги «Знаменитые автомобили. 1946-1970» указывает, что на момент выпуска усовершенствованной версии «402-го» — автомобиля «Москвич-407» — приблизительно треть «Москвичей» отправлялась за границу. Там особенно ценили их двухцветную окраску и редкие для такого класса радиоприемники.
Фото bogdan / CC
В последующие годы и другие советские автомобили начали оснащать приемниками. В их числе были «Волги» и «Запорожцы». Параллельно начал формироваться «элитный сегмент» автомобильных систем — ими оборудовали машины высокопоставленных лиц. Например, в поздний советский период в «Чайку» и «ЗИЛ-115» ставили «АВ-75». Приемник имел несколько модификаций: «АВ-75-3С», «АВ-75-3Е», «АВ-75-ЧС» и «АВ-75-ЧЕ» — буквы в конце наименования указывали марку автомобиля и диапазон УКВ (для СССР или Европы).
Машины некоторых партийных руководителей, в том числе и лимузин Леонида Брежнева, были оборудованы приемником «АВ-75-3С» рижского завода Radiotehnika. Его особенностью было наличие пульта управления и входа для подключения кассетной магнитофонной приставки.
Фото Pxhere / CC
Некоторые модели советских приемников ценятся до сих пор — на интернет-аукционах можно найти раритетные устройства «Урал Авто». Этот приемник выпускали в 70-х. Его главной особенностью служила универсальность — он мог использоваться в качестве портативного устройства. Например, вот как работает «Урал Авто-2».
В целом ассортимент радиоприемников в период с 1950 по 1970 год немногим превышал 20 моделей.
Новые форматы
Во второй половине XX века радио пользовалось популярностью по всему миру. В то же время появлялись и новые форматы. Эта тенденция не обошла стороной автомобильную промышленность. В конце 1950-х в США выпустили серийные проигрыватели пластинок (например, Highway Hi-Fi в Chrysler) для машин. Устройство не успело стать широко востребованным из-за ряда ограничений (в частности, у него была скромная коллекция доступных пластинок) и уступило место кассетным проигрывателям.
В 60-х в СССР предприняли свою попытку сделать автомобильный виниловый проигрыватель — «Даиси». О нем сохранилось не так много свидетельств, но известно, что производили его в Тбилиси. Как и в случае с Highway Hi-Fi, для «Даиси» выпускали пластинки формата медленнее привычного — 16⅔ оборотов. Есть мнения, что производителю удалось решить проблемы американского аналога. В то время как медиатека для Highway Hi-Fi была ограничена, для «Даиси» якобы подготовили «широкий ассортимент грампластинок». Такой проигрыватель можно было установить в «Волгу».
А вот о кассетных магнитолах того времени известно больше. В 1972 году на заводе в Санкт-Петербурге разработали три системы — «Автокассета-Стерео», «Автокассета-201» и «Автокассета-202-стерео» — для «Жигулей», «Волг», «Москвичей» и «Запорожцев». Однако эти магнитолы по каким-то причинам так и не пошли в производство. Зато через два года на их базе в Московской области наладили выпуск систем «АМ-301», а в Гродно — «Гродно-301». Проигрыватели были схожи между собой по устройству и были рассчитаны на установку в легковые автомобили ВАЗ-2103 и ИЖ-2125. «АМ» и «Гродно» воспроизводили кассеты МК-60 с лентой шириной в 3,81 мм.
Позже стереосистемы начали изготавливать в Харькове, Арзамасе, Тамбове, Муроме и других городах. Устройства выпускали в течение 80-х, а некоторые модели продолжили собирать и в 90-е.
Фото Jury Svetashev / CC
Далее началось производство и автомобильных стереофонических систем. Например, с 1987 года в Новосибирской области выпускали «Вега 8АС-2А», которую позиционировали как оборудование с высококачественным звучанием. Таким образом, за полвека аудиосистемы в советских автомобилях прошли путь от первых приемников до прототипа автомобильного Hi-Fi.
Материалы для дополнительного чтения из «Мира Hi-Fi»:
Список автомобильных радиоприёмников СССР по годам выпуска (Часть I)
Доброго времени суток, уважаемые пользователи Drive2.
Не знаю на сколько полезной будет моя статья, но лично я долго искал эту информацию, т.к. в своё время задался вопросом, какие радиолы ставили на заводе в зависимости от годов выпуска, и если с 2101 и 2103 всё более менее прозрачно, то вот с 2105 были возможны вариации… итак, представляю вашему вниманию список автомобильных радиоприёмников Муромского завода, сравнивая год выпуска приёмника и год выпуска автомобиля можно легко и просто установить какой из приёмников наиболее аутентичен.
1. А-3/A-4 — 1948 год, шести-ламповый радиоприёмник для работы от 6V бортовой сети, он же А-695 (Ленинградское НИИ-695), последних было выпущено всего 300 шт. Штатно устанавливались на автомобиль ЗИС (ЗИЛ) 110.
Диапазоны: ДВ: 150-410 кГц, СВ: 530-1450 кГц, КВ1: 6,0-6,25 МГц, КВ2: 9,5-9,7 МГц, КВ3: 11,7-11,9 МГц.
2. А-5 — 1952 год, шести-ламповый радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети, штатно устанавливался на автомобиль ЗИМ (ГАЗ-12)
Диапазоны: ДВ: 150-410 кГц, СВ: 530-1450 кГц, КВ1: 6,0-6,25 МГц, КВ2: 9,5-9,7 МГц, КВ3: 11,7-11,9 МГц.
3. А-8/A-8М — 1955 и 1956 год соответственно, шести-ламповый радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобили Победа (ГАЗ-М20) и Москвич (МЗМА — 402/403).
Диапазоны: ДВ: 150-415 кГц, СВ: 520-1500 кГц. Размер: 202x72x202 мм
4. А-9/A-11/A-12/A-12A/A-17/A-17A — 1958-1961 года, шести/девяти-ламповые радиоприёмники для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобили Волга (ГАЗ-21) и Москвич (МЗМА — 403/407)
Диапазоны: ДВ: 150-415 кГц, СВ: 520-1500 кГц. Размер: 220x80x220 мм. Вес: 3 кг.
5. А-13 — 1962 год, девяти-ламповый радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобиль Волга (ГАЗ-21).
Диапазоны: СВ: 520-1600 кГц, КВ1: 49 м, КВ2: 31 м, КВ3: 25 м, УКВ-ЧМ: 65,8-73,0 МГц. Размер: 235x170x100 мм. Вес: 5 кг.
6. А-64 — 1964 год, 11-ти транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобиль Москвич (МЗМА 408).
Диапазоны: ДВ: 140-420 кГц, СВ: 500-160 кГц. Размер: 200х131х77 мм. Вес: 2,15 кг.
7. А-18/А-18Е (export) — 1967 год, шести-ламповый и шести-транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобиль Волга (ГАЗ-21).
Диапазоны: ДВ: 150-408 кГц, СВ: 525-1605 кГц, УКВ: 65,8-73,0 МГц. Размер: 219х232х98 мм. Вес: 5,5 кг.
Внешне полностью повторяет радиоприёмник А-13, в экспортном варианте имеет симаолы на латинице.
8. АT-66C — 1967 год, 11-ти транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобиль Волга (ГАЗ-24).
Диапазоны: ДВ: 150-408 кГц, СВ: 525-1605 кГц, УКВ: 65,8-73,0 МГц. Размер: 219х232х98 мм. Вес: 5,0 кг.
9. А-370/A-370M — 1969 год, транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобиль Жигули (ВАЗ 2101/2102), Москвич (АЗЛК 412), Запорожец (ЗАЗ 968).
Диапазоны: ДВ: 150-415 кГц, СВ: 520-1600 кГц. Размер: 39х94х172 мм. Вес: 2,0 кг.
Так же была модификация А-324, для установки на грузовые автомобили Минского и Кременчугского заводов.
10. А-271В/А-271Г — 1974 год, транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобили Жигули (ВАЗ 2103), Волга (ГАЗ-24) и ЗИЛ-118К (микроавтобус) — соответственно.
Диапазоны: ДВ: 150-408 кГц, СВ: 525-1605 кГц, УКВ: 65,8-73,0 МГц. Размер: 54х185х190 мм. Вес: 1,8 кг.
11. А-327/A-373 и их модификации — 1979 — 1981 года, транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобили Жигули (ВАЗ 21011/013 и т.п.), Москвич (АЗЛК 412/2140), Запорожец (ЗАЗ 968/М).
Диапазоны: ДВ: 150-408 кГц, СВ: 525-1605 кГц. Размер: 39,5х96х156 мм. Вес: 1,5 кг.
12. А-275В/А-275Г — 1979 год, транзисторный радиоприёмник для работы от 12V бортовой сети. Штатно устанавливались на автомобили Жигули (ВАЗ 2106), Волга (ГАЗ-24) — соответственно.
Диапазоны: ДВ: 150-408 кГц, СВ: 525-1605 кГц, УКВ: 65,8-73,0 МГц. Размер: 54х185х190 мм. Вес: 1,8 кг.
Продолжение статьи в ближайшее время.
Всем удачи и надеюсь, что вышеизложенная информация будет вам полезна 😉