Магомаев и машина времени
«В моем горле — целое состояние»: деньги, женщины и машины Муслима Магомаева
Вспоминаем самые яркие страницы биографии великого певца, сериал о котором идет сейчас в эфире
Ирина Антоненко и Милош Бикович в сериале «Магомаев» постарались как можно точнее изобразить замечательного артиста и его супругу Тамару Синявскую
Этого ждали очень многие. Проекты о Владимире Высоцком, Петре Лещенко, Людмиле Гурченко и других выдающихся советских артистах уже были в эфире, а про Муслима Магомаева так ничего и не сняли. Справедливость восстановил Первый канал: в ленте «Магомаев» главную роль доверили сербу Милошу Биковичу. Творческая жизнь азербайджанского вокалиста в сериале воссоздана весьма досконально, поэтому «Телепрограмма» вспоминает другие страницы биографии артиста.
За прекрасных дам!
Народный артист СССР Муслим Магомаев. Фото: Globallookpress
В бакинского Джеймса Бонда (за внешнее сходство Магомаева сравнивали с Шоном Коннери), была влюблена вся женская половина СССР. Услышав его голос, женщины впадали в медитативный транс. Сердца замирали. Каждое выступление певца завершалось массовой истерией.
— Когда в Ялте мы выступали, толпа окружила зал — ну не получается вый-ти, и все тут, — вспоминал Магомаев обычную ситуацию. — Я предложил выбираться через окно моей гримуборной. До земли было метра три с половиной, внизу газон… Без промедления я сиганул вниз, за мной — помощник… Так и сбежали. Я наловчился. Если концерт проходил во Дворце спорта, прямо внутрь загонялась машина, если на стадионе, на автомобиле делали круг — и фьють!
В 19 он пел в Кремле, а в 31 сенсационно стал народным артистом Советского Союза. Разумеется, сам Магомаев чувствовал свое величие и не мог игнорировать интерес со стороны женщин. До второго брака с артисткой Большого театра Тамарой Синявской (в сериале ее играет Ирина Антоненко), как признавался сам, «монахом не был».
Его первой женой стала девушка по имени Офелия, однокурсница по Бакинскому музыкальному училищу (в сериале — собирательный образ в исполнении Светланы Устиновой). 19-летний Муслим оформил отношения с красивой восточной девушкой втайне, поскольку родня Магомаева ранний брак не одобряла. Вскоре у пары родилась девочка, назвали Мариной — это единственная дочь артиста, сейчас ей 58 лет. Бешеную популярность и отсутствие мужа Офелия выдержать не смогла, брак распался через год. Потом был холостяцкий период — с бесконечными гулянками и гостеприимными полянами, на которые и уходили баснословные гонорары артиста.
— До женитьбы на Тамаре Ильиничне (Синявской) я снимал в гостинице «Россия» большой люкс из пяти комнат, где принимал порой по полсотни человек ежедневно, — уверял Магомаев.
На это время пришелся и гражданский брак с Людмилой Каревой, музыкальным редактором Всесоюзного радио. Пара прожила вместе недолго. А потом певец встретил ту, которую считал женщиной всей жизни.
Народный артист СССР Муслим Магомаев с супругой, оперной певицей Тамарой Синявской. Фото: Globallookpress
С Тяпой, как ласково называл вторую жену певец, Магомаев познакомился в 1972 году в Баку, куда девушка приехала на декаду русского искусства. Познакомил их поэт Роберт Рождественский. С тех пор Муслим Магометович и Тамара Ильинична и не расставались. Расписались в 1974 году, прожили вместе до кончины артиста в 2008 году. Наследников у них не было.
Разумеется, не обошлось без «детей лейтенанта Шмидта». Совсем недавно риэлтор из Смоленской области Ирина Короткова объявила, что была любовницей Магомаева: якобы познакомилась с мэтром в 1993 году, а потом родила ему дочь Веронику, которой теперь 24 года. С этой легендой и Короткова, и ее дочь приходили в шоу «На самом деле». Тест ДНК и детектор лжи псевдородственники не прошли.
Минус 15 лет жизни
Певец Муслим Магомаев (слева), певица Алла Пугачева и поэт-песенник Илья Резник (справа). Фото: КП/из личного архива Ильи Резника
У Магомаева было безупречное чувство вкуса. Без всяких имиджмейкеров он одевался так, словно выходил не на сцену, а на подиум. Был законодателем мужской моды. В его образе сочетались элегантность, стиль и смелость — в сериале «Магомаев» это, кстати, подчеркивается, художники использовали оригинальные вещи того периода.
Одним из атрибутов образа наряду с роскошными костюмами, галстуками и бакенбардами была сигарета, с которой певец не расставался до последних минут жизни. Синявская вспоминала, что он «умирал с сигаретой во рту». Из-за границы Муслим Магометович чемоданами привозил «Мальборо».
Если внимательно изучить фотографии и видеозаписи, можно заметить на пальце Муслима массивный перстень с неизвестными символами. Это украшение он получил в подарок от иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда отказался от гонорара за концерт перед главой страны в Тегеране. На украшении изображена звезда с восемью лучами — символ вечности и гармонии, а также колокольчик, который на Востоке считается мощным оберегом. Магомаев не снимал перстень до самой смерти.
Издалека долго плывет моя «Волга»
Народный артист СССР Муслим Магомаев. Фото: Globallookpress
В отличие от Высоцкого на «Мерседесе» Магомаев по советской Москве не рассекал. Зато в 1958 году приобрел в Калуге свою первую «Волгу». Накопил с гастролей — тогда он давал по два-три концерта в день, за каждый из которых платили от 200 до 600 рублей (несколько зарплат рядового советского гражданина). Правда, сел за руль артист не сразу.
— Как-то на Дальнем Востоке мы заработали 20 тысяч рублей — тогда невиданные деньги, — вспоминал Муслим Магометович. — И я мечтал о машине. Но вернулся в Москву, снял в «Метрополе» роскошный номер, и каждый день у меня завтракали, обедали и ужинали разные люди, человек по двадцать. Великие композиторы, поэты-друзья. И так я просадил все деньги.
После «Волги» Магомаев пересел на итальянский «Фиат», который показался ему слишком маленьким. Артист вернулся к просторной «Волге» и только в конце жизни пересел на внедорожник «Мерседес».
Точно посчитать гонорары артиста невозможно. Деньги были то в конвертах, то официально, и учета никто не вел. Но Магомаев подчеркивал: «В моем горле — целое состояние». И был прав — уже в постсоветские времена за четыре его сольника Краснодарская местная филармония выручила четыре миллиона рублей и смогла выплатить полугодовую зарплату симфоническому оркестру, а шесть концертов певца в Ростове позволили сшить новые костюмы Ансамблю кубанских казаков.
Муслим Магометович Магомаев
Фото Все
Видео Все
Муслим Магомаев. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/2 (2007)
Муслим Магомаев. Прощание
Муслим Магомаев. Король песни [Полная версия]
Муслим Магомаев — биография
Муслим Магомаев – прославленный эстрадный и оперный певец, обладатель непревзойденного баритона, композитор, актер. В 1973 году получил звание Народного артиста СССР.
Разнообразный репертуар, творческое долголетие, невероятная популярность – все это было у известного певца Муслима Магомаева, и вызывало зависть не только отечественных, но и мировых звезд эстрады. Он выходил на сцену Ла-Скала, пел вместе с военным ансамблем, без него не обходился ни один «Голубой огонек» и торжественный концерт во Дворце съездов, его имя присвоено одной из малых планет, миллионная армия поклонниц не представляла своей жизни без его «Королевы красоты» и «Мелодии», гонялась за его фотографиями и автографами. Но судьба самого кумира 60-х-80-х не была такой безмятежной, как казалось. Он вырос без отца, много лет не видел свою мать, и попал в опалу власти даже несмотря на наличие многочисленных наград и регалий.
Детство
Родился Муслим Магомаев в столице Азербайджана – Баку 17 августа 1942 года. Отца будущего певца звали Магомет Магомаев, до войны он трудился в театре художником. Он ушел на фронт и не вернулся, погиб, когда до победы оставалось всего каких-то пятнадцать дней. Мама – Айшет Магомаева, служила в том же театре актрисой, выступала под псевдонимом Кинжалова. Ее предками были адыгейцы, турки и русские. Сам Муслим не уставал повторять, что считает Азербайджан своим отцом, а Россия для него всегда ассоциировалась с образом матери.
Дед по отцовской линии – композитор из Азербайджана Абдул-Муслим Магомаев, стоял у истоков зарождения национальной классической музыки.
Муслим Магомаев в детстве
После победы мама Муслима получила место в одном из театров Вышнего Волочка, и перевезла сына на новое место жительства. На протяжении года он посещал местную музыкальную школу, нашел себе новых друзей среди одноклассников. Муслим первым предложил создать школьный кукольный театр, и ровесники с радостью поддержали его идею. Все куклы, задействованные в постановках, были выполнены руками Муслима. Однако так продолжалось недолго, мама решила, что сыну нужно получать более качественное музыкальное образование, и отправила мальчика в Баку.
По приезде Магомаев поселился у родного дяди – Джамала Магомаева. Мама в это время перебралась в Мурманск, устроилась в местный драматический театр. Ей удалось снова устроить свою личную жизнь, женщина вышла замуж и во втором браке родила двух детей – сына Юрия и дочь Татьяну.
А Муслим упорно занимался музыкой, в свободное время засушивался «трофейными» пластинками, из которых звучали голоса прославленных певцов – Маттиа Баттистини, Энрико Карузо, Титты Руффо.
Муслим Магомаев в молодости
Соседом дяди был известный азербайджанский певец Бюльбюль, и парень каждое утро слушал, как он распевается. Вскоре он подружился с его сыном, ставшим впоследствии известным композитором – Поладом Бюль-бюль-оглы.
Муслим продолжал посещать музыкальную школу при Бакинской консерватории, однако похвастаться успехами мог только наполовину. Если занятия сольфеджио, фортепиано и вокалом оценивались по высшему балу, то успехами по химии, физике и математике он похвастаться не мог. Как говорил сам Муслим, во время этих занятий у него как будто бы происходило отключение мозга.
Зато Магомаев приглянулся профессору и виолончелисту Владимиру Аншелевичу, который и взял шефство над талантливым учеником. С помощью наставника Магомаев научился филировать голос. Благодаря этому умению начинающий певец справился с предложенной ему партией Фигаро из оперы «Севильский цирюльник».
На протяжении всего времени, что Муслим учился в музыкальном училище, он занимался совершенствованием своего вокала. Он учился у концертмейстера Тамары Кретинген, которая занималась с талантливым учеником все свое свободное время, и у Александра Милованова. В 1959 году Муслим Магомаев получил диплом об окончании музыкального училища.
Музыка
Муслим очень рано начал свою творческую биографию. Ему было всего 15, когда он начал выходит на сцену Бакинского Дома культуры. Родные опасались, что подросток сорвет голос, и не разрешали ему петь в полную силу, но он продолжал выходить на сцену тайком от семьи, и срывал первые овации в своей жизни. Муслиму повезло, подростковая мутация голоса его не коснулась.
Муслим Магомаев выступает на сцене
Дебют Магомаева в качестве профессионала состоялся в 1961-м, когда он выступал вместе с ансамблем песни и пляски Бакинского военного округа. Спустя год в репертуаре Магомаева появилась композиция «Бухенвальдский набат», с которой он вышел на сцену молодежного фестиваля в Хельсинки. Чуть позже, но в том же, 1962-м году, к певцу пришла всесоюзная слава. Это случилось после его участия в фестивале азербайджанского искусства, который проходил на сцене Кремлевского дворца.
Свой первый сольный концерт теперь уже известный певец, дал в 1963-м. Для дебютного выступления он выбрал концертный зал им.Чайковского. В то же время Магомаева принимают на службу в Азербайджанский театр оперы и балета им.Ахундова в качестве солиста. В 1964-м музыкант отправился в Италию, где на протяжении двух лет стажировался в миланском театре Ла-Скала.
В 60-е годы Муслим много гастролирует по СССР, участвует в музыкальных постановках «Тоска» и «Севильский цирюльник». Он получает приглашение от Большого театра, куда его зовут солистом, но певцу абсолютно не хочется ограничивать свой репертуар до оперы.
В середине 60-х у Магомаева состоялся гастрольный тур в Париж. Директора прославленной «Олимпии» так очаровал Магомаев, что он предложил певцу годичный контракт. Он говорил, что Муслима ждет в Париже мировая слава, и музыкант всерьез рассматривал это предложение. Однако окончательную точку в этом вопросе поставило Министерство культуры Советского Союза, азербайджанскому вокалисту недвусмысленно намекнули, что его присутствие обязательно во время всех правительственных концертов.
Итогом судебных разбирательств стал запрет на концерты вне пределов Азербайджана. У Магомаева появилось свободное время, и чтобы провести его с пользой, певец снова сел на студенческую скамью, на этот раз по классу вокала Бакинской консерватории. Опалу с прославленного певца сняли после того, как председатель КГБ Юрий Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой, занимавшей в те годы пост министра культуры. Вскоре после этого звонка Магомаев стал одним из участников юбилейного концерта их ведомства.
Международный фестиваль 1969 года в Сопоте принес музыканту первую премию, от каннского Международного фестиваля грамзаписи и музыкальных изданий Магомаев удостоился «Золотого диска». Таким образом были отмечены грампластинки, выходившие миллионными тиражами. Муслиму Магомаеву исполнился всего 31 год, когда ему присвоили звание Народного артиста Азербайджанской ССР и СССР.
В 1975 году музыкант стал руководителем созданного им же эстрадно-симфонического оркестра. Эту должность он занимал на протяжении четырнадцати лет. Вплоть до 1989-го Магомаев и его музыканты постоянно гастролировали как по Союзу, так и за рубежом. Певец занимался популяризацией в СССР современных западных музыкальных направлений, чем вызывал недовольство высшего партийного руководства страны. В его исполнении впервые в СССР прозвучала композиция Yesterday, из репертуара прославленных «битлов».
Магомаев тесно сотрудничал с композитором Арно Бабаджаняном, в его репертуаре было много песен на его музыку. Песни «Лучший город земли», «Свадьба», «Солнцем озаренный», «Чертово колесо», «Ноктюрн», стали лучшими в его репертуаре, а слушатели подхватывали их буквально на лету.
После состоявшегося в 60-х конкурса красоты в Ереване, Бабаджанян написал музыку, ставшую впоследствии одним из лучших хитов Магомаева – «Королева красоты». Композиция участвовала в конкурсе «Лучшая песня 1965 года» и стала победителем.
Поет Муслим Магомаев
Прекрасная композиция «Синяя вечность» получила не меньшую популярность в исполнении Магомаева. Автором стихов к ней был Геннадий Козловский, друг Муслима из Баку. Он переехал в Москву и в 1979 году возглавил Эстрадно-симфонический оркестр Азербайджана.
У некоторых композиций из репертуара Магомаева тоже была непростая судьба, как и у их исполнителя. Хит «Лучший город Земли», который написали Леонид Дербенев и Арно Бабаджанян, звучал по радио на протяжении месяца, пока Никите Хрущеву не привиделось в нем тлетворное влияние запада, и он запретил выпускать песню в эфир. Композиция была «реабилитирована» только после того, как Хрущева отстранили от власти. В 2013-м, когда Москва отмечала свой 866-й год рождения, эта песня стал главным украшением праздника.
До сих пор в статусе хита находится композиция под названием «Нам не жить друг без друга», слова к которому написал Николай Добронравов, и непревзойденно исполнил Муслим Магомаев. Такие же эмоции вызывают и еще две песни из репертуара певца – «Луч солнца золотого» и «Падает снег». Первая из них звучит в исполнении мультипликационного героя Трубадура в мультфильме «Бременские музыканты».
Муслим Магомаев с Александрой Пахмутовой играют на пианино
В 60-70-х годах карьера музыканта находилась в своей пиковой точке. Во время концертов по городам Советского Союза и зарубежным гастролям, певец собирал тысячные стадионы, его приветствовали лучшие мировые оперные и концертные площадки мира.
С 1998 года Магомаев больше не выходил на сцену. Он придерживался мнения, что каждый талант должен быть реализован вовремя, и что злоупотреблять этим временем нельзя. В последние десять лет своей жизни Магомаев занимался живописью, жил в столице, создал собственный веб-сайт для общения с поклонниками его таланта.
Лучшим другом Муслима на протяжении десятков лет оставался Президент Азербайджана Гейдар Алиев. После того, как его не стало в 2003-м, артист замкнулся в себе. Он все чаще страдал от болезни легких и сердца, которые усугублялись его привычкой выкуривать до трех пачек сигарет в день. В те годы должность министра культуры в Азербайджане занял Полад Бюль-бюль-оглы, с которым у Муслима возникла ссора. Магомаев часто критиковал политику, которую внедрял новый министр в культурную жизнь страны.
Муслим Магомаев с Гейдаром Алиевым
В 2005-м Муслим Магомаев стал гражданином РФ, но не переставал считать себя азербайджанцем. Азербайджанская диаспора в России объединилась в общероссийскую общественную организацию, одним из руководителей которой был и Магомаев.
Последняя композиция Муслима Магомаева под названием «Прощай, Баку!», на стихи прославленного русского поэта Сергея Есенина, вышла в 2007 году.
Новое в блогах
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПЕВЦА МУСЛИМА МАГОМАЕВА
Безвременно оборвалась жизнь Народного артиста СССР Муслима Магомаева. 25 октября 2008 года в 6 часов 49 минут его сердце остановилось навсегда. А вместе с ним – наши надежды на возвращение и продолжение ушедшего от нас чуда. Надо осмыслить произошедшее, как-то справившись с болевым шоком, настигшим всех тех, кто любил его. А таких — были миллионы и миллионы. Вся наша великая страна. Я не знаю ни одного человека, равнодушного к его голосу, к тому, как он пел.
От нас тогда безвременно ушел, воистину — Великий Артист. Голос эпохи, как называли его в многочисленных публикациях, появившихся в связи с его смертью Трудно, очень трудно найти какие-то уместные слова, чтобы обозначить в полной мере то несчастье, что всех нас постигло. В ночь, когда время повернулось вспять (вот такое знаковое совпадение!) нас покинул человек, без которого очень трудно представить себе дальнейшую жизнь.
Муслим Магометович (Магомет оглы) Магомаев (17 августа 1942, Баку — 25 октября 2008, Москва) — советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР (1973). |
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Его отец — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать — Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка.
Родители Магомета Магомаева — Муслим Магомаев и Байдигюль Терегулова. 1906 год
Муслим Магомаев, середина 1940-х годов
Дед по отцу — Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки.
О происхождении матери, Айшет Ахмедовны, Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской
О происхождении отца он говорил, что мать его была татаркой (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых), а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно.Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать»
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, затем в Мурманск, где работала в мурманском областном драмтеатре и снова вышла замуж. По матери у Муслима брат Юрий и сестра Татьяна
После войны Муслим рос в семье дяди Джамала Муслимовича Магомаева. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории (ныне средняя специальная музыкальная школа им. Бюльбюля) по классу фортепиано и композиции.
Здание Бакинской музыкальной академии
Талантливого ученика приметил профессор консерватории виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Аншелевич не ставил голос, а показывал, как его филировать. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в «Севильском цирюльнике»
Юрий Григорьев и Муслим Магомаев
Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген (закончил в 1959 году).
Вехи творчества
Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против ранних выступлений Муслима из-за риска потерять голос. Однако сам Муслим решил, что его голос уже сформировался и потеря голоса ему не грозит.
После спектакля «Севильский цирюльник».Скарпиа (опера «Тоска»)
В 1961 году Магомаев дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат».
Фигаро и Розина (гастроли) Ниязи, М.Магомаев и Т.Синявская
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.
Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.
В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.
Муслим Магомаев, Светлана Моргунова, Бедрос Киркоров
В 1964—1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).
В 1960-е годы выступает в крупнейших городах Советского Союза в спектаклях «Тоска» и «Севильский цирюльник» (среди партнёров — Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил Магомаеву контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.
Встреча с дочерью Марио Ланца, Элисой Ланца
https://www.youtube.com/watch?v=9Tumot5g7Bk
В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности, и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек.
Планировалось, что Магомаев выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.
Портрет работы А.Шилова
Когда об этом сообщили выступавшему в парижской «Олимпии» Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако Магомаев предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.
Портрет работы Никаса Сафронова
Хотя разбирательство и не выявило никакой вины Магомаева, который расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило Магомаеву выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, Магомаев сдал все экзамены и закончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала Магомаева закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить выступление Магомаева на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.
В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) — «Золотой диск», за многомиллионные тиражи грампластинок.
В 1973 году, в возрасте 31 года, Магомаев получает звание Народный артист СССР, последовавшее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР (29.04.1971)
С 1975 по 1989 год Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 1960-е и 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
Гастролировал за рубежом (Франция, Болгария, Восточная Германия, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.).
В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Муслим Магомаев — автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Он также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе — американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.
В 1997 году в честь Магомаева именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.
В 1998 году Муслим Магомаев принял решение остановить творческую деятельность. Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт. По поводу прекращения выступлений Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определённое время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда
При жизни Гейдара Алиева Магомаев говорил, что благодаря ему [Алиеву] искусство в Азербайджане расцветает.Однако, после кончины бывшего президента отношения Магомаева с тогдашним министром культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы (был на этом посту до 2006 года), с которым Магомаев некогда дружил, но впоследствии поссорился, окончательно испортились.
Магомаев стал резко критиковать проводимую министром политику в культурной сфере страны, а в 2005 году в связи с этим отказался от гражданства Азербайджана, получив гражданство России, но несмотря на это по-прежнему считал себя азербайджанцем[.В 2007 году Магомаев, напомнив, что Гейдар Алиев назначил ему и его супруге Тамаре Синявской пенсию, бо́льшую чем у солистов Большого театра, заявил, что Гейдар Алиев позаботился об особо талантливых людях Азербайджана, и его сын Ильхам Алиев, президент страны, продолжает эту традицию
Муслим Магомаев входил в руководство Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Одной из последних песен Муслима Магомаева стала песня «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записанная в марте 2007 года.
Муслим Магомаев скончался 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца, на руках у своей супруги Тамары Синявской. Соболезнования по поводу кончины артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним.
28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского прошло прощание с певцом, в тот же день гроб с его телом был доставлен спецавиарейсом в столицу Азербайджана. 29 октября 2008 года церемония прощания прошла в Азербайджанской государственной филармонии им. М. Магомаева в Баку, после чего Муслим Магомаев был похоронен на Аллее почётного захоронения рядом со своим дедом.
Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни «Азербайджан». В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США
Память
Мемориальная доска в Баку
Памятник на могиле Муслима Магомаева на Аллее почётного захоронения в Баку.
22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала
Открытие памятника Муслиму Магомаеву в Москве, 15 сентября 2011 года
25 октября 2009 года был открыт концертный зал «Crocus City Hall» имени Муслима Магомаева на территории Крокус Сити в Красногорске. В октябре 2010 года в Москве прошёл первый Международный конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева
6 июля 2011 года в Баку на доме № 1 по улице Фикрета Амирова, где проживал певец, установлена мемориальная доска, а одна из школ Баку названа именем Муслима МагомаеваИмя Магомаева носит также улица в Баку.
Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве и дома, в котором жил Магомаев. Памятник планировалось установить за счёт ЗАО «Крокус-Интернешнл» с последующей передачей в дар городу
3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника
Авторы памятника скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Воскресенский. 15 сентября 2011 года московский памятник Муслиму Магомаеву был торжественно открыт.
18 декабря 2014 года в Баку состоялась церемония сдачи в эксплуатацию корабля, носящего имя Муслима Магомаева. В церемонии приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, его супруга Мехрибан Алиева и супруга Муслима Магомаева, Тамара Синявская
По степени подлинного аристократизма, лиризма, поистине — демонической силы, проникновенности и ни с чем не сопоставимой чувственности, слившихся воедино, этому артисту не было равных! И вряд ли, видимо, теперь появится что-то соотносимое и по величине таланта! Можно без преувеличения утверждать, что подобного явления еще не было на Земле. Он был лучшим певцом в ее многовековой истории! Попробуйте себе представить кого-либо из тех, кто пытался все годы идти за ним вслед, столь убедительным на оперной сцене, так мастерски владеющего роялем, сочиняющего блистательную музыку, столь разносторонне одаренного во многих других видах искусства…
Он так и не принял уклад новоявленной жизни, свалившийся на нас в девяностые. Не стал бизнесменом, как многие другие его коллеги, не организовывал ЗАО и ООО имени себя, не открывал рестораны, не выпускал парфюмерию и обувь. Хотя, говоря языком современных маркетологов, бренд — Магомаев был сравним у нас, растерявших в ходе «великой октябрьской капиталистической революции» девяностых, все свои предыдущие ценности и ориентиры, разве что, с последним святым для нас словом — Гагарин…
Время не остановишь. Придут другие. Но подобного явления, с которым будут столь ярко Магомаев, А. и неразрывно связаны наши самые счастливые мгновения в судьбе, уже, видимо, не будет никогда.