Олег цодиков made in dance
Олег цодиков made in dance
Олег Цодиков представит в Петербурге коллекцию «Made in Dance 2022» по мотивам вечеринок 90-х
Презентация коллекции «Made in Dance 2022» пройдет в Санкт-Петербурге 26 мая 2022 года. Авторами одежды стали клубный промоутер девяностых Олег Цодиков, автор книги «Made in Dance 1991-1999: Хроники электронной клубной сцены России», и его дочь Анастасия Цодикова.
Коллекция посвящена фотографиям и афишам танцевальных 90-х. Основной вдохновения послужила сама книга, в которой собраны рассказы, фотографии и афиши клубных праздников когда-то случившиеся в новой, постсоветской России.
Коллекция включает в себя 18 наименований, получивших названия «Back to the Classic Party», «We Need Your Money», «Погружение в движение», «Танцор на Мобиле», «Made in Dance», «Не спать №6»,«Happy Rise Day 97» и др. Худи, футболки и свитшоты украшены шелкографиями и вышивками афиш и фото периода капиталистического романтизма.
В северной столице будет показан первый дроп, который ранее был представлен в музее современного искусства ART 4, и впервые второй.
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow объединит московские галереи
Десять московских галерей смогут продемонстрировать работы одного из своих художников на 10-й Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в рамках коллективного стенда Created in Moscow. Работу проекта обеспечат Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Агентство креативных индустрий (АКИ). Также они организуют на ярмарке дискуссионную программу. Ожидается, что мероприятие посетит более 15 тысяч человек.
— Арт-индустрия Москвы представлена более чем 3 тысячами компаний, в ней занято более 4,5 тысяч человек. И город уделяет особое внимание развитию арт-рынка. В Москве работают десятки успешных галерей, аукционных домов, цифровых платформ по продаже искусства. Проходят ярмарки, в том числе такие масштабные, как Cosmoscow. Правительство Москвы уже третий год системно поддерживает ярмарки, выступающие драйверами развития не только художников и галерей, но и всей экосистемы современного искусства, – прокомментировал событие руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.
Отбором галерей для участия в ярмарке под брендом Created in Moscow будет заниматься экспертный совет, в состав которого входят директор-основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина, основатель «Винзавода» Софья Троценко, арт-директор ярмарки молодого искусства Blazar Анна Наумова, основатель Cube.Moscow Елена Белоногова, редактор The Art Newspaper Russia Анна Савицкая.
Среди условий участия в отборе: осуществление деятельности коммерческих художественных галерей, регистрация в качестве налогоплательщика в Москве, а также ряд других требований, с которыми можно ознакомиться на сайте АКИ. От галерей понадобится информация о художниках и визуализация стенда.
Куратором проекта выступит Алексей Масляев (он же куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow): он поможет прошедшим отбор галереям выстроить экспозицию, представив в лучшем виде художников на стендах.
Помимо стенда Created in Moscow на ярмарке будет организована общая деловая программа, целью которой станет создание дискуссионной площадки для конструктивного диалога арт-бизнеса, исследователей смежных областей, представителей крупных корпораций и власти.
Отмечают важность события и владельцы арт-пространств, чьи художники будут представлены на ярмарке. Например, галерея «Алиса», которая принимала участие в Cosmoscow в 2020-м и 2021 годах, ведет успешную деятельность и представлена в пространстве Cube.Moscow.
— Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы и проектCreated in Moscowподдержали мою галерею буквально с первых дней ее становления. Это помогло мне запустить бренд, обрести аудиторию и привлечь коллекционеров. Я считаю, что эти меры поддержки важны для тех, кто начинает свой бизнес, особенно в ситуации турбулентности. Думаю, что стабильная поддержка на рынке не только для галерей, но и для всех участников процесса, поможет в перспективе русскому искусству занять достойное место на мировой арт-сцене, – отметила основательница галереи современного искусства «Алиса» Алиса Багдонайте.
Ярмарка современного искусства Cosmoscow существует с 2010 года. Она признана международным арт-сообществом и представляет собой системообразующий проект для российского арт-рынка. На ярмарке 2021 года было представлено 82 галереи из 12 стран, включая ведущих международных игроков арт-рынка. Экспонировались работы 350 художников.
Олег цодиков made in dance
Азелицкий, Олег. Иванов, Кирилл. Рейволюция: Как это было на самом деле. СПб.: Амфора, 2007.
Байков, Алексей. Московские тусовки: сквот Петлюры на Петровском бульваре. m24.ru 26 ноября 2015 г.
Воронин, Илья. Perpetuum mobile Фиша и Спайдера. Nightparty.ru 21 декабря 2011 г.
Воронин, Илья, и Кухарчик, Оксана. Краткая история рейва. Nightparty.ru 2009.
Гарнье, Лоран. Брен-Ламбер, Давид. Электрошок: Полное издание, 1987–2013. М.: Белое яблоко, 2014.
Грозный, Павел. Александр Петлюра о Петровском бульваре. Афиша Daily (daily.afisha.ru). 11 августа 2011 г.
Ильин, Константин. Юлия Страусова: от тел к бестелесному. Artelectronics.ru 22 февраля 2003 г.
История русских медиа, 1989–2011: Версия «Афиши». М.: Афиша, 2011.
Мишенин, Дмитрий. Маша Малос и «Восточный удар». Интервью с Машей Малос. Блог Дмитрия Мишенина на DJMag.ru No 6. Ноябрь–декабрь 2017 — январь 2018.
Мишенин, Дмитрий. «На «Гагарин-пати» в VIP-зале сидел космонавт Леонов»: Как в Россию пришел рейв. Интервью с Денисом Егельским. Snob.ru 25 октября 2017 г.
Мишенин, Дмитрий. Новые композиторы в новом веке. Интервью с Валерием Алаховым. Блог Дмитрия Мишенина на DJMag.ru 29 мая 2017 г.
Наговицына, Наталья. Новейшая история: клуб «Планетарий». Собака.ru 31 марта 2015 г.
Новиков, Тимур. Как я придумал рэйв. Ом. No 4. Март 1996.
Новиков, Тимур. Теория перекомпозиции. Кабинет. No 11. 1996.
Орлова, Милена. День Кириенко в городе Лужкова. Коммерсантъ-Власть. 14 сентября 1999 г.
Померанцева,Надежда.«Мы все были одержимы музыкой. Первые годы русское MTV было трендсеттером». Интервью с Дмитрием Великановым. TheReminder.ru 28 января 2019 г.
Реквием. Птюч. No 3. 2001.
Ряполова, Ульяна. «Птюч», «Третий путь», «Аэроданс»: как возникли логотипы первых клубов Москвы.
Афиша Daily (daily.afisha.ru). 31 июля 2017 г.
Хаас, Андрей. Корпорация счастья: История российского рейва. 3-е изд. СПб.: Пальмира, 2018.
Хлобыстин, Андрей. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017.
Хлобыстин, Андрей. Эпоха экстатического бреда. Критическая масса. No 2. 2006.
Шаповалов, Евгений. Винильное небо: История клубного движения в 3-х частях. Собака.ru No 3/50. Март 2004.
Шулинский, Игорь. «Быть модным — это самое лучшее». Интервью с Иваном Салмаксовым. Птюч. No 6. Зима 1995/96.
Веб-ресурс 44100 Hz — History of Electronic Music in Russia (44100.com).
Ранее публиковавшиеся тексты печатаются с небольшими исправлениями. Изображения, для которых не указан источник, принадлежат архиву Made in Dance и Олегу Цодикову.
Олег Цодиков – о хрониках русского рейва
В Медиазале Ельцин Центра 19 февраля прошла встреча с автором и издателем книги «Made In Dance 1991/1999» Олегом Цодиковым. Встреча стала частью публичной программы выставки «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе», которая проходит сейчас в Арт-галерее.
Олег Цодиков – продюсер, клубный промоутер в 1991–2000 годах, организатор Gagarin Party, основатель и директор культового клуба «Титаник». Не только свидетель зарождения и развития этой культуры, но и её «строитель».
Материалы для «Made In Dance 1991/1999» Олег собирал на протяжении шести лет. Представляя книгу в Ельцин Центре, он сказал, что, фактически, книгу писали 150 человек, у которых он взял интервью – активные участники клубной жизни тех лет, музыканты, художники, промоутеры.
Свидетельства современников дополнены в книге уникальными фотографиями из частных архивов, флаерами легендарных вечеринок. В панораму неформальной культуры 90-х также вошли воспоминания, посвящённые художественным сквотам, андеграундной моде и стрит-арту.
– Получился иллюстрированный альбом объёмом 500 страниц и весом три килограмма, – сказал автор, показывая книгу собравшимся в Медиа зале. – Если б страниц было 700, девушка вряд ли смогла её поднять. От этого я и отталкивался – сделать такое издание, которое могла бы поднять девушка.
На большом экране Медиазала Олег листал слайды с богато иллюстрированными страницами книги и рассказывал удивительные истории времени зарождения клубной культуры. Многие из них пересекались с историями героев выставки «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе».
Петербургский сквот на Фонтанке, 145, где в клубе «Танцпол» Андрея и Алексея Хаасов впервые в СССР начали танцевать под электронную музыку. Рейвы в ленинградском Планетарии и легендарная «Гагарин Party». Московская вечеринка «Мобиле» на велотреке в Крылатском, афишу для которой (как и для многих других вечеринок) нарисовал Георгий Гурьянов – экс-барабанщик группы «Кино» и, пожалуй, самый дорогой и известный авангардный художник современной России.
Встреча с Олегом Цодиковым в Ельцин Центре
Андеграунд 90-х. Художники на танцполе
«Волна электронной музыки возникла от художников, – сказал Олег Цодиков. – Они поймали новый драйв, нашли нечто, позволяющее создавать новые произведения. И я уверен, если бы Виктор Цой ещё бы чуть дольше прожил, его следующая пластинка тоже была бы вдохновлена этой музыкой».
Главные отличия мира «Made In Dance 1991/1999» от мира «Художников на танцполе» – география и временные рамки. Выставка и её герои так или иначе связаны с Петербургом и началом 90-х. Олег Цодиков – москвич, и продолжал активную клубную деятельность вплоть до конца десятилетия.
Разумеется, Северной столице отведено почётное место в первых главах книги – этот город не только колыбель русской революции, но и колыбель русского рейва. Однако дальнейшее повествование в большей степени касается Москвы и её интенсивной клубной и художественной жизни.
Так, в книге описывается легендарный и единственный в столице сквот Александра Петлюры, вечеринки с участием его музы Пани Брони, «королевы московского андеграунда» и «альтернативной мисс мира», рейвы в таких местах, где что-либо подобное было невозможно даже представить.
Энциклопедия клубной культуры 90-х «Made in Dance» получила продолжение
Автор книги «Made in Dance 1991/1999: Хроники электронной клубной сцены России», клубный промоутер, организатор Gagarin Party, основатель клуба «Титаник» и галереи «Ротонда» в музее Минералогии РАН Олег Цодиков готовит к выходу новое издание энциклопедии клубной культуры 90-х. Второе издание «Made in Dance» будет изменено и дополнено новыми главами.
Вечеринка, посвященная этому событию, состоится в Noor Bar 8 февраля 2020 года. В ней примут участие Олег Цодиков, Константин Петров (DJ Loveski), Илья Воронин (Mixmag Russia и «Белое яблоко») и Никита Забелин. Они устроят диспут «Танцующий человек», на котором можно будет узнать, каково быть промоутером клуба в 90-е и сейчас, и когда вечеринки были круче. Гостей ждет презентация книги и дискуссия с автограф-сессией.
Музыкальный фестиваль «Солома» в саду «Эрмитаж» пройдет в эко-формате
Музыкальный фестиваль «Солома» состоится 20 августа 2022 года в московском саду «Эрмитаж». Организаторы из «Москва 24» обещают, что событие сменит стиль, а также впервые организует маркет локальных брендов.
Акустическая сцена соберет молодых исполнителей, среди которых Fil Swan, знакомый многим по шоу «Голос» и выступлениям с «лупером», «Маша Мария», Hodila Izba, Shoo и Zavazalsky.
Для гостей фестиваля будет работать лаунж-зона и ряд эко-ответственных проектов, в числе маркет с товарами от локальных брендов, своп для обмена растениями и многое другое.
Начало в 17:00. Вход свободный.
Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, Сад «Эрмитаж».
Дополнительная информация и программа доступны на официальном сайте фестиваля.
Центр Стаса Намина защитил «Парк Горького» от «бывших»
Центр Стаса Намина выпустил уведомление о том, что является единственным правообладателем товарных знаков «Группа GP Парк Горького» и «Gorky Park», а также предостерег бывших участников коллектива от использования названия группы. Соответствующий документ за подписью генерального директора Виталия Панченко поступил в распоряжение редакции InterMedia 16 августа 2022 года.
Ниже приводится полный текст документа:
Автономная некоммерческая организация «Центр Стаса Намина» (далее — AHO «Центр Стаса Намина») настоящим доводит до Вашего сведения, что является единственным правообладателем товарных знаков «Группа GP Парк Горького» и «Gorky Park». Любое использование указанных или сходных с ними до степени смешения товарных знаков без согласия правообладателя является незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Охраняемыми видами такого использования являются, в том числе:
— организация и проведение концертов и любой связанной с ними деятельности;
— услуги по распространению билетов, афиш, проведению рекламных кампаний;
— любое иное ассоциирование указанных ранее обозначений с организацией концертной деятельности.
Одновременно доводим до Вашего сведения, что «21» июля 2022 года был анонсирован новый состав музыкального коллектива «Парк Горького» («Gorky Park»), в связи с чем любое использование имён/сценических псевдонимов бывших участников коллектива, в т.ч. в источниках средств массовой информации и на любых мероприятиях, при упоминании деятельности музыкального коллектива «Парк Горького» («Gorky Park»), возможно только с обязательным указанием того, что такие лица являются бывшими участниками указанного коллектива.
Информируем Вас о том, что в отношении г-на Белова Алексея Николаевича Зюзинским районным судом города Москвы вынесено решение от 11 декабря 2019 года по делу №2-5327/2019 о запрете использовать без разрешения правообладателя товарные знаки, принадлежащие AHO «Центр Стаса Намина», а также сходные с ними до степени смешения обозначения. Также в отношении Белова Алексея Николаевича Зюзинским районным судом города Москвы по делу № 2-3125/2021 было вынесено решение от 25 августа 2021 года о взыскании компенсации за незаконное использование товарных знаков в пользу АНО «Центр Стаса Намина».
В связи с вышесказанным, настоятельно рекомендуем Вам не использовать информацию, содержащую указанные товарные знаки и имена/сценические псевдонимы бывших участников коллектива, в афишах, рекламных и иных материалах, связанных с организацией концертной деятельности. В случае, если товарные знаки AHO «Центр Стаса Намина» будут использованы на размещаемых Вашей организацией материалах, мы будем вынуждены предпринять предусмотренные законом действия для защиты прав и законных интересов АНО «Центр Стаса Намина».
Генеральный директор АНО «Центр Стаса Намина»
В.В. Панченко
InterMedia напоминает, что месяцем ранее Стас Намин представил обновленный состав группы «Парк Горького» на пресс-конференции в пресс-центре МИЦ «Известия». В коллектив вошли вокалист Олег Изотов, бас-гитарист Иван Гуськов и барабанщик Алексей Баев.
Олег Цодиков о создании «Гагарин-пати», клубе «Титаник» и рейв-атмосфере 90-х
Олег, расскажи, с чего все начиналось. Как появилась идея «Гагарин-пати»?
В конце СССР практически не было мест, где можно было бы развлекаться. Были рестораны, которые закрывались в 23:00, тайные места, где втридорога ночью можно было купить алкоголь, ну и пара-тройка валютных мест (дискотек для иностранцев), в которых кагэбэшники следили, чтобы туда пускали только гостей из других стран. У меня есть друг Рубик, который тогда жил на ВДНХ, а сейчас живет в Париже, и он меня с самого начала нашей дружбы потчевал правильной музыкой. Благодаря ему я узнал об электронной и не сразу, но полюбил ее. Это было еще до перестройки, в нашей стране было мало людей, которые слушали что-то подобное. Рубик давал друзьям слушать кассеты, которые он записывал. Мы с ним сделали несколько приватных танцевальных мероприятий в Москве, где ставили музыку с кассет, компакт-дисков, с бобин. На этих вечеринках присутствовали 30–40, максимум 70 человек. Снимали кафешки, делали дни рождения с танцами. Однажды мы арендовали какое-то помещение на улице Радио, приехали люди из Питера, и была такая странная вечеринка, ничему не посвященная: просто собрались люди музыку послушать, друг на друга посмотреть.
Вы что-то зарабатывали на этом?
Автор: Дмитрий Федоров
Нет, конечно, мы только тратили деньги и получали удовольствие. Как-то Рубик познакомил меня с питерскими друзьями, с Лешей Хаасом, с Георгием Гурьяновым, с Тимуром Новиковым, и мы стали общаться. Осенью 1991-го мои питерские приятели стали активно готовить фантастический праздник под названием «Гагарин-пати». Я наблюдал за всеми приготовлениями, был на монтаже, немного помогал с приглашением гостей. В какой-то момент, после того как я сделал приватный день рождения с большой постановкой, с декорациями, с диск-жокеем (тогда это был еще неизвестный Женя Грув, впервые в Москве), Леша Хаас мне сказал: «А давай делать вечеринки?» И вот нашей первой вечеринкой стала «Минкульт-пати». Приехала питерская команда, мы сделали карнавал на 2-х этажах «Минкульта», пригласили оперную певицу, которая грозилась заголосить без микрофона на фоне электронной музыки и толпы людей. В результате, конечно, ее никто не услышал, она обиделась, и мне пришлось в самый разгар мероприятия вести ее, недовольную, домой. Было очень много людей, впервые все костюмировались – это было условием вечеринки.
Как люди узнавали о ваших мероприятиях?
Распространяли информацию среди друзей и знакомых, были афиши и флаеры, иностранные информационные агентства. Событий тогда происходило крайне мало, и все ждали как чуда, что будет вечеринка. Все готовились, рассказывали друг другу. На этой вечеринке небезызвестный Александр Петлюра украл из «Минкульта» огромную машинку для чистки обуви, и с меня потом вычитали эту сумму. Это было 8 марта 1992 года, после чего Хаас мне предложил делать «Гагарин-пати – 2» 12 апреля 1992 года, и мы с ним сделали это в павильоне «Космос». Потом у нас был перерыв, и кто-то из друзей мне говорит: «Снова будет «Гагарин-пати»!» Я говорю: «Да нет, ничего не будет». – «Как? Посмотри, афиши же висят!» Оказалось, что какие-то сторонние люди использовали наше название и сделали несколько своих коммерческих мероприятий в том же павильоне «Космос». Использовали публику, которая была уже нами приручена. Я тогда был ужасно зол. Потом, через несколько лет, выяснилось, что это были Леша Горобий с Тимуром Ланским.
Как это все потом развилось в клуб «Титаник»?
Сразу после «Гагарина» я стал искать помещение в Москве, чтобы делать клуб, потому что понял, что это моя жизнь, я хочу этим заниматься. Подумал, что, помимо удовольствия от занятия любимым делом, этим можно зарабатывать на жизнь. Изначально мы чудом выходили в ноль. Только на «Гагарин-пати – 2» нам удалось заработать спонсорские деньги, это был единственный случай. Леша Хаас купил на эти деньги лазеры для клуба «Тоннель», я их прекрасно прогулял… В течение полутора лет искал помещение. Потом как-то проезжал по Ленинградке и заметил странное сталинское сооружение, которое загораживало трибуну на Стадионе юных пионеров. Заехал туда и попал в подвал, который был весь затоплен, завален мусором и грязью, без света, без электричества, с бомжами и т. п. Показал это место Леше Хаасу, мы возбудились, нашли хозяина (им оказался Михаил Петрович, бывший спортивный деятель). Тот обрадовался, что есть люди, которые хотят арендовать, мы стали общаться с ним. И осенью 94-го года я нашел партнера, который должен был профинансировать строительство клуба. На тот момент предполагалось вложить около 100–150 тыс. долларов. Мы заключили договор и стали этим заниматься.
Как долго шло строительство клуба?
В ходе ремонтных работ мы поняли, что это подтрибунное пространство надо реконструировать, потому что оно было в плачевном состоянии – не было ни коммуникации, ни канализации. Мы привозили из-за границы насосы для туалетов, крышу делали, чтоб она не протекала, проводили электричество… Мы строили клуб 14 месяцев и открыли его весной 1995 года.
В регионах все мечтали попасть в «Титаник», в Москве стояли очереди в клуб. Люди передавали информацию из уст в уста, по телефону. Клуб сравнивали с чудом, и первые 2–3 года все стремились к этому чуду прикоснуться.
Вы верили в свой успех? Знали, что вы делаете, для кого? У вас был какой-то план?
Конечно, никакого «референса» у нас не было, мы начали строить большой клуб в Москве, рассчитанный на
электронную музыку, вот и все. Поначалу мы думали, что это будет в формате андеграунда, к которому мы сами привыкли. Но когда уже стало вырисовываться пространство – красивое, с медными деталями, как на кораблях, с баром в форме волны, с балконами, которые были удивительной эллипсной формы, мы поняли, что это будет что-то масштабное. Или когда мы поставили звук – турбосаунд, который звучал так, как мы никогда в жизни не слышали. Мы были полностью уверены в своих силах, знали, что мы первые в стране, из нас перла такая энергия, что люди вокруг пытались нас все время расспросить, что-то узнать, проникнуть внутрь. Мы не думали ни о промоушене, ни о концепции, ни о плане, просто делали свое дело, полностью насыщая это пространство своими эмоциями. И пространство заряжалось. Я помню, в тот момент, когда мы уже постелили деревянный пол, к нам заехал Миша Козырев (программный директор радиостанции «Максимум») и говорит: «А вас не смущает, что на Пушкинской площади открывается такое-то казино? Там отличный ремонт и звук хороший, они, наверное, будут круче вас». Мы так посмотрели на него и только молча пожали плечами, чуть ли не покрутив пальцем у виска. Конечно, когда мы открылись и Миша у нас побывал, он сильно изменил свою точку зрения.
Расскажи, как ты нашел средства на строительство «Титаника»?
Сидели с товарищами в бане, и в какой-то момент я сказал одному из них: «Олег, давай делать дискотеку?» А он был парень веселый, обеспеченный. Говорит: «Пойдем, посмотрим». Посмотрели и договорились, он стал финансировать. Потом мы поняли, что бюджет будет в несколько раз больше, чем предполагалось. Тогда он привлек еще партнеров. Для сравнения: если проекты тех времен стоили 20–30 тыс. долларов или даже 50–100 тыс. долларов, то наш обошелся где-то в 1 млн 300 тыс. долларов.
Как быстро вы вернули эти инвестиции?
Ну это был очень бодрый, успешный коммерческий проект, первый на этом поприще. И с момента появления «Титаника» эта культура стала мейнстримом – электронная музыка появилась на телевидении, на радио, в кино…
Как получилось, что это стало мейнстримом?
Представь, было небольшое сообщество людей, которые на домашних вечеринках слушали эту музыку: в сквотах, мастерских, на квартирах, в маленьких самодельных клубах собиралось по 50, максимум 150 человек. С каждым годом эта аудитория увеличивалась благодаря друзьям друзей. Все происходило достаточно быстро. А когда открылся мощный клуб, стала ходить легенда, что иностранцам в Москве надо посетить 3 места: Красную площадь, Большой театр и «Титаник». Мы были на слуху у всех. В регионах все мечтали попасть в «Титаник», в Москве стояли очереди в клуб. Люди передавали информацию из уст в уста, по телефону. Клуб сравнивали с чудом, и первые 2–3 года все стремились к этому чуду прикоснуться. Пройти внутрь, несмотря на дорогущие билеты (в разное время они стоили от 15–20 до 100 долларов). Были огромные списки, большое количество карточек, но все равно люди стояли в очереди и не могли попасть. Существовала система обмана – билеты перепродавали, обменивали, ксерокопировали. Мы стали первыми делать рекламу на ТВ, тратили большие деньги на рекламу на радиостанциях, хотя нам и так давали бесплатные эфиры для совместных проектов. Весь эфир был заполнен нами. Все журналы писали о нас. Трудно представить, что сегодня на такую номинацию, как «Человек года», могут выдвинуть клубного промоутера. А меня выдвигали на эту номинацию наряду с политиками, журналистами. На тот момент это было очень важное явление для культуры страны.
В чем заключался эффект «чуда»?
В начале и середине 90-х в стране было сурово: люди выглядели серо и уныло, квартиры были серыми и унылыми,
многие стояли на улицах и торговали сигаретами на картонных коробках, только начинала появляться информация из-за рубежа, в кинотеатрах вместо показов фильмов – автомобильные салоны, денег ни у кого не было… И на контрасте с этим люди попадали в очень красивое пространство, напоминающее кадры из фильмов про королей. Такое могли только видеть в кино, но никогда – в окружающей реальности! Был необычайный звук, играла новая интересная музыка, которая становилась все популярней, она мощно сшибала с ног и создавала такое давление, что сердце начинало бешено колотиться, и тебе хотелось двигаться в такт. Яркий свет, ультрафиолет, лазеры, все это действительно потрясало. Были круглые аквариумы, обрамленные медными рамами с крупными заклепками, как на корабле, в этих аквариумах менялся цвет и булькали пузыри снизу вверх. И – толпа танцующих людей, многие из которых улыбаются. Это было сильное впечатление, тем более для тех лет!
Где в эпоху дефицита можно было найти наряд на вечеринку?
Проблема была колоссальная, вещей не было… Сначала все кроили одежду из секонд-хендов, шили из бабушкиных платьев, делали какие-то маски, наряжались Микки-Маусами или королевами… Позже, с появлением клуба, стали появляться первые рейверские магазины, дорогущие «Космо», «Маска». Кто-то пытался скомпилировать обычную одежду с чем-то ярким, например надевали балахон и строительную оранжевую жилетку. Ну и все использовали белый цвет, потому что все было в ультрафиолете.
Кто у вас занимался таким масштабным продвижением? У вас был отдел пиара?
Когда мы открылись, мы стали думать: «А как мы людей пригласим?» И первое, что пришло в голову, – это сделать красивые приглашения, необычные, отвечающие тому месту, которое открывалось. Дима Фёдоров (он делал флаеры для «Манхэттен-экспресс») придумал сделать их в виде большой прозрачной карты, на которой было напечатано изображение и текст. Такого не было в 95-м году! Пришло людей столько, что пройти было невозможно.
Флаеры раздавались на улице?
Автор: Дмитрий Федоров
А что за вечеринки по понедельникам у вас были, кто туда вообще ходил?
Автор: Дмитрий Федоров
Приходила такая же толпа, как в выходные. Мы делали почти каждый понедельник очень крутые мероприятия с большими инвестициями. К каждому событию конструировали новые декорации. Например, придумали сделать «Новый год наоборот» в середине лета. И весь клуб был увешан елями с потолка. Весь! То есть тысяча квадратных метров елей на потолке, и это не считая всех остальных элементов… И мощнейшая рекламная кампания – все радиостанции рекламировали эту вечеринку, 3 тыс. флаеров раздалось, причем не только нами, мы специально наняли людей для этого.
Кто получал эти приглашения?
Когда мы нанимали нового флаерщика, то ему давали пошаговую инструкцию: кому он должен давать флаер, что он должен при этом говорить и чего не должно быть ни в коем случае. Например: «Твой человек должен быть такого-то возраста, одет определенным образом, у него не должно быть того-то и т. п. Ты ему говоришь первую фразу, и если ты видишь реакцию, то можешь продолжать с ним разговаривать. Вот набор фраз (как минимум 5), которые прописаны на флаере, ты ему их говоришь, заинтересовываешь его». Ну и так далее. А еще на флаере была отрывная полоса со скидкой 10%, и на ней частенько была написана буква флаерщика: Вася – буква «В», Петя – буква «П». И они получали комиссию, если от них приходили люди. Ну и сами мы, естественно, ходили всюду с кучей флаеров и раздавали их.
Что это был за список мест, где вы собирали вашу потенциальную аудиторию?
Это клубы («Манхэттен-экспресс», «Эрмитаж», «Мастер», «Птюч», Jazz café), разовые концерты, кинотеатры, иногда какие-то массовые зрелища (например, выступает Жан-Мишель Жарр на «Университете» – ну, естественно, надо туда ехать). Или парк какой-то, тот же ВДНХ. Или «Макдоналдс». Или институт какой-то. Иногда владельцы других клубов просили нас не раздавать у них флаеры, но поскольку они у нас делали то же самое, то мы договаривались.
Автор: Дмитрий Федоров
Были ли препятствия со стороны чиновников?