Танцемания made in bolshoi времена года
Танцемания made in bolshoi времена года
Танцемания made in bolshoi времена года
Большой представляет последнюю премьеру уходящего 246-го сезона, точнее, целых три мировых премьеры – одноактных балетов, составляющих одну программу. Это “Made in Bolshoi” («Сделано в Большом») на музыку А. Королёва в постановке Антона Пимонова, «Времена года» А. Глазунова в постановке Артемия Белякова и «Танцемания» Ю. Красавина в постановке Вячеслава Самодурова. Премьерные показы пройдут 7–10 июля.
Дело не только в том, что надо развиваться, как считает руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев (было бы странно, если бы он считал иначе), дело в том, что, по его глубокому убеждению, являясь одним из ведущих исполнителей классического репертуара в мире, Большой балет обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы максимально реализовывать себя и в современной хореографии. И не только в той, что сама по себе уже стала классикой. Самое интересное для артиста, и это тоже не новость, – непосредственно участвовать в процессе создания опуса, который рождается здесь и сейчас и ориентирован на твой образ. Говоря иными словами, Большому следует не только осваивать новую хореографию, но и заказывать и создавать её.
Премьера этой программы изначально была запланирована на март 2020 года: перенести её заставила пандемия. Но в сентябре 20-го, когда жизнь постепенно начала возвращаться в нормальное русло, Большой балет молниеносно подготовил четыре мировые премьеры и открыл ими новый сезон. На сборе труппы перед началом следующего сезона г-н Вазиев назвал этот случай беспрецедентным и выразил огромную благодарность коллективу, ставшему надеждой на возрождение и моральной опорой для всего балетного мира. Та программа, получившая название «Четыре персонажа в поисках сюжета», свела вместе четырёх, в основном только начинающих набирать обороты хореографов, главным объединяющим признаком которых было то, что все они явились из-за рубежа. Такой экстравагантной «пробой пера» была быстро заменена отложенная программа, которая должна была отличаться большим «запасом прочности», требовала больше времени на осмысление и у которой был (и есть) такой же определяющий признак, только «противоположный»: все хореографы нынешнего проекта – отечественного происхождения. (Ну и ещё все – родом из классической школы балета, что даёт о себе знать, какими бы хореографическими идеями они ни увлекались). В остальном – они очень разные, их даже – с небольшой натяжкой – можно отнести к трём разным поколениям.
Исполнительская карьера Антона Пимонова складывалась в Мариинском театре – с большим уклоном в современный репертуар. Он очень скоро почувствовал вкус к сочинительству, начал ставить за пределами Мариинского театра, затем в Мариинском, участвуя в «мастерских молодых», затем «распространился» и за пределы Санкт-Петербурга. Его довольно быстро заметили, о нём заговорили. Через пять лет после начала у него уже была постановка в Большом театре – в 2018 году в рамках проекта «Пьеса для него». В течение трёх лет он был заместителем худрука Урал Балета Вячеслава Самодурова, в 2021 году возглавил балетную труппу Пермской оперы.
В нынешней программе его балет отличается если не самым интригующим, то уж точно самым «вызывающим» названием: г-н Пимонов, человек со стороны, берётся продемонстрировать знаковый, фирменный стиль Большого, коль скоро на афише рядом с его именем будет стоять “Made in Bolshoi”! Что касается направления хореографической мысли самого г-на Пимонова, то он является приверженцем классики (или неоклассики), большим почитателем и исследователем творчества Джорджа Баланчина. Убеждён, что классический лексикон никогда не устареет и на этом языке можно бесконечно продолжать «писать» всё новые и новые сочинения. Хитросплетением сюжетных связей интересуется немного, будучи и в этом последовательным «баланчинистом»: само сосуществование на сцене мужчины и женщины уже воспринимает как движущую пружину для сюжета. Очень рад, что вводит в обиход Большого театра музыку ещё одного прекрасного петербургского композитора – Анатолия Королева, в которую влюблён и которая, не сомневается, произведёт сильнейшее впечатление на зрителей его балета.
Артемий Беляков – «плоть от плоти» Большого театра, так называемый danseur noble, премьер благородных, «голубых» кровей, прославившийся не только как артист и технический виртуоз, но и как интеллектуал, книгочей и благотворитель. Пользовался всеми возможностями, которые предоставлял Большой своим артистам, желающим попробовать себя в качестве хореографов. Участвовал и в «Dance-платформе» Урал Балета. В 2018 г. Махар Вазиев предложил ему поставить номер для гала-концерта «Ночь в Большом», посвящённого завершению чемпионата мира по футболу. А в рамках нынешней программы «заказал» постановку «Времён года» А. Глазунова. Таким образом, перед молодым хореографом встала дополнительная задача: разделить не им сделанный выбор музыки, вдобавок музыки, «отягощённой» историей: этим «Временам года» на балетной сцене дал жизнь Мариус Иванович Петипа, наградив всеми приличествующими императорскому балету атрибутами. Прослушав эту музыку во множестве различных интерпретаций, г-н Беляков сумел отрешиться от «вакхов и зефиров» и почувствовать в ней такие философские глубины, затрагивающие основы основ мироздания, которые заставили его заодно отрешиться и от первоначального либретто. Новое, отражающее его мысли и чувствования, сочинила для него коллега и жена, первая солистка Большого балета и единственный в труппе кандидат искусствоведения Дарья Хохлова.
Вячеслав Самодуров – фигура на этом проекте самая известная. У него богатое исполнительское прошлое: премьерство в крупнейших балетных компаниях мира – Мариинском театре, Голландском балете и Королевском балете Ковент-Гарден. Он более десяти лет возглавляет балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета (ныне – не без его подачи – лаконично называющегося театром Урал Опера Балет), которую вывел на самые передовые рубежи, для которой (и не только для неё) с завидным постоянством сочиняет новые балеты, как полнометражные, так и одноактные, как с сюжетом, так и без, и с таким же точно постоянством получает за них «Золотые маски». Сам будучи уже признанным мэтром, печётся о своих коллегах – молодых хореографах, для которых – дабы упражнялись в творчестве – открыл в екатеринбургском театре специальную «Dance-платформу», своеобразный фестиваль-смотр хореографических поисков и находок. Постановкой в Большом театре он отметился ещё на заре своей балетмейстерской карьеры – в 2006 году, сочинив номер, показанный узкому кругу зрителей в рамках мастерской молодых хореографов (преемственность, столь важная в балете, и тут, как видим, налицо). Десять лет спустя Большой пригласил его уже на постановку полнометражного балета («Ундина» Хенце). Третьим опусом в самом ближайшем будущем станет «Танцемания».
Г-н Самодуров уверен в том, что в новейшие времена существенно сместился акцент зрительского восприятия: люди приходят на балет не ради созерцания красоты, а за энергетической подпиткой. Таковую он и предполагает обеспечить им новым опусом, заразив зрительный зал, как и занятых в этом балете артистов, «танцеманией». (О том, сколь протяжённа и любопытна предыстория «Танцемании» зритель, заинтересованный в максимальном расширении кругозора, сможет прочитать в премьерном буклете). Благодаря этой постановке в Большом вновь прозвучит музыка замечательного петербургского композитора Юрия Красавина, написавшего её по заказу Большого театра (Вячеслав Самодуров характеризует эту музыку как «высоковольтную» и с большим чувством юмора). Занятное совпадение (если только это не тот самый «частный случай закономерности»): чуть более двадцати лет назад в Большом был поставлен балет по мотивам полотен известного сюрреалиста Рене Магритта – на музыку Красавина, вполне энергетически заряженную и тоже с чувством юмора, и назывался этот балет «Магриттомания»!)
Большой охватила массовая «Танцемания»
Главный театр страны показал последнюю премьеру сезона
В Большом театре показали последнюю премьеру 246-го сезона. Точнее, три премьеры сразу, и все мировые: «Made in Bolshoi» («Сделано в Большом») Антона Пимонова, «Времена года» — премьера Большого театра Артемия Белякова и «Танцемания» Вячеслава Самодурова. Программа была подготовлена еще два года назад, в самый канун пандемии, но в результате резкого ухудшения эпидемиологической обстановки ее вынуждены были отменить всего за несколько недель до намеченного срока. Перенесли на следующий сезон: сначала на декабрь, потом на май. Но и тогда по разным причинам она не состоялась. И вот наконец многострадальный вечер презентовали на Новой сцене Большого..
«Танцемания». Сцена из спектакля. Екатерина Крысанова. Фото Павла Рычкова/ Большой театр.
Балет «Времена года» Белякова, хоть и имеет в своей основе прекрасную музыку великого композитора Александра Глазунова, на сцене не частый гость. Постановки этого балета оказывались малоудачными и не закрепились на балетной сцене. Неудачу здесь потерпел даже Мариус Петипа, поставивший «Времена года» в 1900 году после триумфального успеха созданного им совместно с Глазуновым полнометражного балета «Раймонда».
В отличие от него «Времена года» балет одноактный. По сути, перед нами танцевальная сюита. Композитор создал музыку к теме вечного цикла природы и жизни, то затухающей, то вновь воскресающей. В начале века одну из главных партий в нем — Царицы лета, Колоса — исполнила царская фаворитка балерина Матильда Кшесинская.
В начале века нынешнего Артемий Беляков вместе со сценаристом Дарьей Хохловой никак не нарушили первоначальную концепцию Глазунова–Петипа, а придали ей более современное философское содержание, переборщив при этом с философией.
«Безмолвие. Поток вечности приобретает очертания. В сиянии сферы из его глубины вырастают четыре фигуры. Зима, Весна, Лето, Осень — объединение противоположных и неделимых начал, мужчины и женщины, рождения и смерти, созидания и разрушения» — таково начало нового либретто. Понятно, что Зима (Владислав Лантратов; лучше эту роль во втором составе интерпретировал Егор Геращенко) и Лето (эта партия прекрасно легла на Артема Овчаренко и в первом, и во втором составах) — это мужское начало, конфликтующее и растворяющееся в лоне женского: Весны (Анастасия Сташкевич была интереснее, чем вышедшая во втором составе в этой партии Анна Никулина) и Осени (в двух составах здесь прекрасно выступала Мария Виноградова). Так что соло этих персонажей и их дуэты, вперемешку с дуэтами других занятых в балете артистов (Михаил Крючков, Анастасия Денисова, Лина Шевелева, Антон Гайнутдинов) и кордебалетом, — основа этого сочинения, построенного на неоклассической технике, местами слишком пафосного и излишне традиционного в своих приемах.
Иногда, пытаясь быть оригинальным, хореограф опускал занавес, оставляя от танцовщиков только танцующие ноги — прием не новый, и к тому же разгуливание по сцене нижних половин тел по времени изрядно задержалось. Завершается балет «надвигающейся катастрофой» — большим грехопадением («Осень затягивает Лето в омут сладострастия и беспутства»). Правда, раздевшиеся до трусов танцовщики механистично танцуют все те же, что и прежде, классические комбинации, да так, что никакого грехопадения на сцене не ощущается: все стерильно и благообразно. Так что по сравнению с другими балетами этого вечера постановка выглядит явно ученической, но потенциал у молодого балетмейстера тем не менее есть.
«Времена года». Сцена из спектакля. В центре– Анастасия Денисова, Михаил Крючков; Антон Гайнутдинов, Лина Шевелева.Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.
Структура сочинения балета Антона Пимонова на музыку современного композитора Анатолия Королева «Made in Bolshoi», открывавшего премьерную программу, вполне академическая: пара премьеров (Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов), три пары солистов и 12 пар кордебалета, создающих строгую геометрию рисунка. Точно так же, работая с большой формой и задействовав большой ансамбль, Антон Пимонов строил и «Концерт №5» Сергея Прокофьева.
В Мариинский театр, в котором Антон Пимонов протанцевал почти 20 лет, будущего хореографа принимал тогдашний руководитель балета Махар Вазиев, теперь работающий в Большом. При нем в Мариинке начали ставить балеты Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта, что определило дальнейшее развитие балетмейстера. Все эти принципы, которым Пимонов не изменяет, лежат и в основе его нового балета.
Хореография сознательно поставлена с «налетом» академизма и поначалу невероятно энергична. Она начинается сегидильей из «Дон Кихота». Действительно, знакомые псевдоиспанские па балета Петипа–Горского здесь явно цитируются, а на сцене царит солнечная, радостная атмосфера. С задника на зал смотрит улыбчивая блондинка, словно сошедшая с этикетки плавленого сыра «Виола» с неестественно яркими, словно под наркотиками, светящимися голубыми глазами (художник-сценограф Настя Травкина). А когда испанская сегидилья постепенно трансформируется в разлад и какофонию (намекая, что и в жизни первого театра страны бывают непростые времена), пропавшая было с задника блондинка появляется вверх тормашками, как бы заглядывая в балетное царство Большого и спрашивая: «Ой, а чёй-то вы тут делаете?»
«Сделано в Большом». Сцена из балета. Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.
Главная задача хореографа — создать если и не парадный, то повседневный портрет знаменитой труппы, «большой ансамбль для Большого театра, фотоснимок труппы на длинной выдержке». И главный герой здесь, конечно, не премьеры или прекрасно танцующие солисты (из трех пар особенно выделим Михаила Крючкова и Елизавету Крутелёву; а во втором составе Марка Чино и Ксению Аверину), а кордебалет. Прославленный, отлично вымуштрованный кордебалет Большого с его ровными рядами танцовщиков, идеальной и, кажется, нереальной синхронностью движений, сливающихся в одно тело балета (кордебалет в переводе с французского и есть «тело балета»). И со способностью делать популярные в классических балетах XIX века, а сейчас вышедшие из моды, перестроения и симметричные проходы-шествия. Идеально «пропевать» этим «телом балета» музыку всякую, в том числе и перерастающую в «додекафонию». Как и постепенно происходит в партитуре Анатолия Королева. А когда музыки нет, как на последних па балета «Made in Bolshoi», так же идеально работать на счет.
Как и первый балет вечера, «Танцеманию» можно было бы назвать — «Made in Bolshoi», потому что такую хореографию и так танцевать могут только артисты Большого. Однако первоначально этот балет имел совсем другое условное название «Красавин-Самодуров», и его премьера должна была состояться раньше вех остальных показанных в программе балетов — еще летом 2019 года.
«Танцемания». Маргарита Шрайнер, Алексей Путинцев. Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.
Как и Пимонов, привитый Баланчиным и Форсайтом в Мариинском театре Вячеслав Самодуров строит свои бессюжетные сочинения на тех же принципах. Конечно, балетные па у Самодурова по сравнению с классическим, баланчинским или форсайтовским языком претерпевают заметную трансформацию. Он предлагает замысловатые комбинации, в балете оттанцовывается чуть ли не каждая нота красавинской партитуры, используется принцип одновременного сочетания высокоскоростных и тягуче-замедленных движений.
Само название «Танцемания» для Вячеслава Самодурова — это «способ разрядки напряжения». По словам хореографа, «зрители всё чаще приходят на балеты не только ради любования изящными телами и красивой картинкой, но и чтобы получить энергетический заряд от танцующих или, наоборот, вместе с ним избавиться от накопленной тяжести». Действительно, на полчаса, что продолжался балет Самодурова, зритель и артисты Большого погрузились в массовую «танцеманию». И по итогу этот балет оказался лучшим балетом премьерного вечера.
Сделано в Большом
Тройная премьера: «Made in Bolshoi», «Времена года» и «Танцемания»
На Новой сцене Большого театра России состоялась долгожданная премьера трех одноактных балетов – «Made in Bolshoi», «Времена года» и «Танцемания».
Эпитет «долгожданная» здесь использован не ради красного словца. Спектакли были практически готовы еще весной 2020 года, 22 марта состоялась генеральная репетиция. А на следующий день в связи в пандемией был объявлен режим самоизоляции. И… премьеру отложили на неопределенное время. И, наконец, оно – пришло. Танцевальные миниатюры Антона Пимонова, Артемия Белякова и Вячеслава Самодурова увидели свет рампы.
Конечно же, за ушедшие два года многое изменилось в жизни и в сознании людей, в том числе и названных хореографов. Так, Антон Пимонов возглавил балетную труппу Пермского театра имени Чайковского, где поставил «Озорные песни» на музыку Ф.Пуленка и «Путеводитель по балету» на музыку Н.Хрущевой и П.Чайковского, а в Екатеринбургском театре оперы и балета совместно с Вячеславом Самодуровым выпустил «Конька-Горбунка» А.Королева. Так, что в жизни хореографа за два сезона произошло многое и существенное. Находясь в постоянном поиске своего языка, Пимонов, тем не менее, остается адептом бессюжетного балета, неоклассики и ее эталонных образцов, в первую очередь, хореографии Джорджа Баланчина, в чьих спектаклях он танцевал будучи солистом Мариинского театра.
Его опус «Made in Bolshoi» на музыку петербургского композитора Анатолия Королева начинается с балетного класса, где чистота движений становится содержанием танца. На бодрый и самоотверженный труд артистов с задника «смотрит» портрет голливудской блондинки. Этот «неотрывный взгляд» ее широко распахнутых голубых глаз придает веками не меняющемуся экзерсису толику иронии. Сочетание канона и отклонения от него, скорости и паузы, четкости и расплывчатости составляет основу хореографии балета. Пара ведущих солистов Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов уверенно включаются в это жонглирование темпами и настроениями. Легко переходя от полетных стремительных движений к тягуче-замедленным, словно зависающим в воздухе.
Партитура строится на привычном для Пимонова чередовании малых и больших ансамблей. Короткие соло, дуэты, танец нескольких пар «прослаивают» проходы на пальцах девушек и марширующих юношей. Эти бесстрастные дефиле создают ощущение тревоги, заданное музыкой. Портрет блондинки переворачивается вверх тормашками, от чего опрокинутое лицо выглядит испуганным. Артисты же, глядя в упор в зрительный зал, продолжают свой прерванный тренинг. Впрочем, некий внутренний сюжет все-таки прочитывается. Это что-то вроде размышлений о хрупкости и зыбкости балета (и самой жизни), преходящести сегодняшнего и незыблемости вечного. Так что некоторую лексическую вторичность и монотонность хореографии можно трактовать как дань традиции.
Скорее всего, Пимонов никаких глубокомысленных подоплек в свой балет и не вкладывал, в отличие от премьера Большого театра Артемия Белякова, поставившего миниатюру на музыку «Времен года» Александра Глазунова. Вслед за традицией искусства рассматривать смену годовых циклов с философской точки зрения, Беляков так определяет смысл своего балета: «Тема времен года проецируется на круговорот жизни, смену дня и ночи, тему смерти и рождения человека через жертву». И первые же слова либретто: «Безмолвие. Поток Вечности приобретает очертания», – настраивают на серьезный лад.
Согласно синопсису спектакля Зима и Лето символизируют «мужское начало», очевидно в силу климатических особенностей этих времен года, а Весна и Осень олицетворяют женскую сущность, склонную к метаморфозам.
Сезонно-гендерные отношения – живописны и прямолинейны. Премьеры Большого Владислав Лантратов (Зима) и Артем Овчаренко (Лето) – стойки, уверенны, мужественны, но попадаются в ловушки ловких обольстительниц Весны (Анастасия Сташкевич) и Осени (Мария Виноградова). Так как временной цикл начинается с Зимы, то с ней (вернее с ним) вступает в противоборство, а потому даже в любовные отношения, Весна.
Лантратов и Сташкевич демонстрируют блестящее мастерство, доминирующее над хореографией, с одной стороны буквально иллюстрирующий характер отношений Зимы и Весны, с другой – насыщенной прыжками и отчаянной смелости поддержками. Например, партнерша сворачивается в гимнастическое кольцо над головой партнера, держащего ее на вытянутых руках.
То же можно сказать и о партиях Лета и Осени. Но если отношения двух предыдущих сезонов отмечены легкой игривостью и трепетным поцелуем, то Осень вносит в балет вакхическую тему, созвучную музыке. Девушки только, что предававшиеся жизнерадостным летним танцам, демонстративно снимают свои прозрачные одежды и все танцовщики, оставшиеся в телесных костюмах выглядят «обнаженными». Занавес приспускается не дойдя до пола, так, что зрителям видны только ноги артистов… Эффектный выход Осени, бросает вызов милым августовским забавам, окончательно вовлекая всех участников в «эротическую» атмосферу. Не сумевшее устоять перед пряными чарами Осени Лето (в лице, как всегда великолепного Овчаренко) снимает с соблазнительницы одежды. Отлично исполненный «чувственный дуэт» на самом деле простодушен и его пикантность носит чисто акробатический характер. При том что и солисты, и артисты кордебалета самоотверженно отдаются танцу, философские размышления хореографа выглядят довольно наивно.
И, наконец, завершавший программу спектакль – «Танцемания» Юрия Красавина в постановке самого маститого из троих хореографов Вячеслава Самодурова, худрука «Урал Балета». Здесь совпало все – и музыка, исполнение, и уровень хореографического мышления. Как всякая «мания», балет Самодурова невероятно азартен, словно, хореограф и артисты соревнуются в сложности задач и легкости их воплощения. Это «кто кого?» выливается в безостановочный поток танца, насыщенного невероятными по сложности движениями и комбинациями, то мягкими, то острыми, как уколы шпильки, то резкими и почти жесткими, то беззащитно хрупкими. Партнеры то сливаются в дуэте, становясь одним целым, то отталкиваются друг от друга. И все это происходит одновременно и на одном дыхании. При этом у каждой из ведущих пар виртуозных солистов (Екатерина Крысанова – Семен Чудин, Анастасия Сташкевич – Вячеслав Лопатин, Маргарита Шрайнер – Алексей Путинцев) своя тема, своя интонация. Нечто индивидуальное присуще абсолютно всем исполнителям, кажется, давно не танцевавшим с таким драйвом, перекидывающимся в зрительный зал.
В завершение сезона на Новой сцене Большого театра состоятся три мировые балетные премьеры: «Танцемания» Вячеслава Самодурова (музыка – Юрий Красавин, сценограф – Алексей Кондратьев), «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» Антона Пимонова (музыка – Анатолий Королев, сценограф – Настя Травкина) и «Времена года» Артемия Белякова (музыка – Александр Глазунов, сценограф и художник по костюмам – Анна Кострикова). Дирижер-постановщик – Антон Гришанин. Премьерные показы пройдут 7-10 июля 2022.
Проект был задуман ГАБТом еще до пандемии. Трем известным артистам балета, ставшим хореографами, Большой предложил осуществить одноактные постановки на музыку российских композиторов. Первоначально балеты планировалось показать в марте 2020, но из-за эпидемиологической ситуации сроки неоднократно переносили.
«Первое, что всплывает на вопрос, что происходило в постановке, это, конечно, ее отмена в период пандемии. Это, конечно, совершенно нетипичная ситуация и для нас, постановочной группы, и для артистов, потому что была проделана огромная работа и спектакль был уже готов к выпуску. Прошло достаточно много времени, я посчитал, что этот спектакль уже не может существовать в том виде, в котором он был сделан тогда. И он был полностью переработан», – рассказал хореограф спектакля «Времена года», премьер Большого театра Артемий Беляков.
Балет Александра Глазунова «Времена года» был написан по заказу Дирекции императорских театров и по сценарию Мариуса Петипа. «Я давно “горел” музыкой Глазунова, но работать с его произведением решился впервые. Я не хотел придумывать искусственное нарративное сопровождение к “Временам года”. Философия моей хореографии и оформление спектакля художником Анной Костриковой
рождаются исходя из работы с музыкальным подтекстом. Исключительная дансантность и чистота музыки – опорные элементы в поиске пластических символов», – говорит А. Беляков. Новое либретто написала его супруга – первая солистка балета ГАБТа, кандидат искусствоведения Дарья Хохлова.
Балет «Танцемания» создан руководителем балетной труппы екатеринбургского театра Урал Опера Балет, многократным лауреатом «Золотой маски» Вячеславом Самодуровым (в 2016 он ставил в Большом театре «Ундину» Ханса Вернера Хенце).
Вячеслав Самодуров: «Для меня танец – это всегда мощный коллективный выброс энергии, способ разрядки напряжения. Зрители всё чаще приходят на балет не только ради любования изящными телами и красивой картинкой, но и чтобы получить энергетический заряд от танцующих или, наоборот, вместе с ним избавиться от накопленной тяжести. На полчаса все оказываются подвержены массовой танцемании».
Музыку к постановке специально заказали композитору из Санкт-Петербурга Юрию Красавину. «Он действительно написал очень интересную, изобретательную и необычайно динамичную музыку. Такое ощущение, что, когда он писал, его подключили к электросети 220 вольт. И мне это очень нравится. Мне было очень приятно работать с этой музыкой, с артистами Большого театра. Получились крайне виртуозные партии», – отметил В. Самодуров.
Руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета Антон Пимонов, в прошлом артист Мариинского театра, представит спектакль «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» на музыку Анатолия Королева. Пимонов назвал свою постановку одой танцу. «Этот балет – попытка дать портрет прекрасной московской труппы, групповой снимок на длинной выдержке. Отсюда название балета. Бытового сюжета в нем нет, и он здесь неуместен», – подчеркнул хореограф, добавив, что при создании балета отталкивался в первую очередь от музыки А. Королева – симфонического концерта «Фигура речи». На Новой сцене Большого театра Пимонов дебютировал в проекте «Пьеса для него», в 2018, с одноактным балетом «Обручение ради смеха» на музыку Франсиса Пуленка.
В нынешнем проекте ГАБТа заняты ведущие танцовщики театра. В «Танцемании» – Екатерина Крысанова, Элеонора Севенард, Елизавета Крутелева, Семен Чудин. В балете «Времена года» – Егор Геращенко, Клим Ефимов, Марк Чино, Анна Никулина, Анастасия Денисова, Артем Овчаренко. Среди участников постановки «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» – Владислав Лантратов, Екатерина Крысанова, Вячеслав Лопатин. Во всех трех балетах участвует прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич.
26 марта 2020 на Новой сцене Большого театра состоится премьера одноактных балетов: «Танцемания», Юрия Красавина (хореография – Вячеслав Самодуров, сценограф – Алексей Кондратьев), «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» на музыку Анатолия Королева (хореография – Антон Пимонов, сценограф – Настя Травкина) и «Времена года» Александра Глазунова (хореография – Артемий Беляков, сценограф и художник по костюмам – Анна Кострикова). Дирижер-постановщик — Антон Гришанин.
Премьера одноактного балета Александра Глазунова «Времена года», либретто к которому написал Мариус Петипа, состоялась 7 февраля 1900 года в Эрмитажном театре. Балет был встречен достаточно сдержано.
Идея стилистики балета принадлежала директору императорских театров, хореографическим воплощением этой идеи занялся Петипа. Первоначальное название постановки – «Четыре времени года», что соответствовало духу сценария: четыре абсолютно самостоятельные картины, каждая из которых посвящена какому-то времени года и не связана с остальными сюжетной линией.
Юрий Красавин родился в 1953 году в Харькове. Учился в Краснодарском, затем в Ленинградском музыкальном училище имени Римского-Корсакова в классе Галины Уствольской. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию в 1986 году (класс Александра Мнацаканяна). Преподавал в детской музыкальной школе в Ленинградской области.
Среди сочинений: «Горизонтальная страна» (аудиовизуальная композиция), «Соната с тенью для двух фортепиано», «Посвящение Кейджу» (музыка должна звучать одновременно в семи городах в день и час рождения композитора в его семидесятилетие), «Gloria» (композиция для семи инструментов к 1000-летию Крещения Руси), «Новгородский концерт» для фортепиано в четыре руки[1], оркестровые пьесы, пьесы для камерных ансамблей, четыре фортепианные сонаты, множество фортепианных сочинений, пьесы для детей, музыка к кинофильмам, телефильмам и драматическим спектаклям.
В 1999 году удостоен премии Международного конкурса композиторов имени Прокофьева. Тогда же прошла премьера его балета «Магриттомания» в оперном театре Сан-Франциско (балетмейстер-постановщик Юрий Посохов). В 2003 году в Берлине состоялась премьера концерта для скрипки и виолончели с оркестром «Семь остановок в Юго-Восточной Азии».
Анатолий Королев родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончил Десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории и Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования (проф. Е.П.Кудрявцева), композиции (1975, класс В.И.Цытовича), позже аспирантуру по композиции (класс проф. Б.А.Арапова). Профессор Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России.
Автор симфонических, кантатно-ораториальных, хоровых, органных, камерных вокальных и инструментальных произведений. Активно работает в области электронной музыки. Автор книг, посвященных компьютерной музыке («Бесплатные компьютерные программы для музыканта», Композитор • СПб, 2008, «Музыкально-компьютерный словарь», Композитор • СПб, 2000).
Источники информации:
- http://www.mk.ru/culture/2022/07/11/bolshoy-okhvatila-massovaya-tancemaniya.html
- http://teatral-online.ru/news/31895/
- http://muzobozrenie.ru/mirovye-premery-odnoaktnyh-baletov-tancemaniya-made-in-bolshoi-sdelano-v-bolshom-vremena-goda-7-10-ijulya-2022-gabt/
- http://muzobozrenie.ru/premera-odnoaktnyh-baletov-v-bolshom-teatre/