Танцемания made in bolshoi времена года

Танцемания made in bolshoi времена года

Танцемания made in bolshoi времена года

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

Большой представляет последнюю премьеру уходящего 246-го сезона, точнее, целых три мировых премьеры – одноактных балетов, составляющих одну программу. Это “Made in Bolshoi” («Сделано в Большом») на музыку А. Королёва в постановке Антона Пимонова, «Времена года» А. Глазунова в постановке Артемия Белякова и «Танцемания» Ю. Красавина в постановке Вячеслава Самодурова. Премьерные показы пройдут 7–10 июля.

Дело не только в том, что надо развиваться, как считает руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев (было бы странно, если бы он считал иначе), дело в том, что, по его глубокому убеждению, являясь одним из ведущих исполнителей классического репертуара в мире, Большой балет обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы максимально реализовывать себя и в современной хореографии. И не только в той, что сама по себе уже стала классикой. Самое интересное для артиста, и это тоже не новость, – непосредственно участвовать в процессе создания опуса, который рождается здесь и сейчас и ориентирован на твой образ. Говоря иными словами, Большому следует не только осваивать новую хореографию, но и заказывать и создавать её.

Премьера этой программы изначально была запланирована на март 2020 года: перенести её заставила пандемия. Но в сентябре 20-го, когда жизнь постепенно начала возвращаться в нормальное русло, Большой балет молниеносно подготовил четыре мировые премьеры и открыл ими новый сезон. На сборе труппы перед началом следующего сезона г-н Вазиев назвал этот случай беспрецедентным и выразил огромную благодарность коллективу, ставшему надеждой на возрождение и моральной опорой для всего балетного мира. Та программа, получившая название «Четыре персонажа в поисках сюжета», свела вместе четырёх, в основном только начинающих набирать обороты хореографов, главным объединяющим признаком которых было то, что все они явились из-за рубежа. Такой экстравагантной «пробой пера» была быстро заменена отложенная программа, которая должна была отличаться большим «запасом прочности», требовала больше времени на осмысление и у которой был (и есть) такой же определяющий признак, только «противоположный»: все хореографы нынешнего проекта – отечественного происхождения. (Ну и ещё все – родом из классической школы балета, что даёт о себе знать, какими бы хореографическими идеями они ни увлекались). В остальном – они очень разные, их даже – с небольшой натяжкой – можно отнести к трём разным поколениям.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

Исполнительская карьера Антона Пимонова складывалась в Мариинском театре – с большим уклоном в современный репертуар. Он очень скоро почувствовал вкус к сочинительству, начал ставить за пределами Мариинского театра, затем в Мариинском, участвуя в «мастерских молодых», затем «распространился» и за пределы Санкт-Петербурга. Его довольно быстро заметили, о нём заговорили. Через пять лет после начала у него уже была постановка в Большом театре – в 2018 году в рамках проекта «Пьеса для него». В течение трёх лет он был заместителем худрука Урал Балета Вячеслава Самодурова, в 2021 году возглавил балетную труппу Пермской оперы.

В нынешней программе его балет отличается если не самым интригующим, то уж точно самым «вызывающим» названием: г-н Пимонов, человек со стороны, берётся продемонстрировать знаковый, фирменный стиль Большого, коль скоро на афише рядом с его именем будет стоять “Made in Bolshoi”! Что касается направления хореографической мысли самого г-на Пимонова, то он является приверженцем классики (или неоклассики), большим почитателем и исследователем творчества Джорджа Баланчина. Убеждён, что классический лексикон никогда не устареет и на этом языке можно бесконечно продолжать «писать» всё новые и новые сочинения. Хитросплетением сюжетных связей интересуется немного, будучи и в этом последовательным «баланчинистом»: само сосуществование на сцене мужчины и женщины уже воспринимает как движущую пружину для сюжета. Очень рад, что вводит в обиход Большого театра музыку ещё одного прекрасного петербургского композитора – Анатолия Королева, в которую влюблён и которая, не сомневается, произведёт сильнейшее впечатление на зрителей его балета.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

Артемий Беляков – «плоть от плоти» Большого театра, так называемый danseur noble, премьер благородных, «голубых» кровей, прославившийся не только как артист и технический виртуоз, но и как интеллектуал, книгочей и благотворитель. Пользовался всеми возможностями, которые предоставлял Большой своим артистам, желающим попробовать себя в качестве хореографов. Участвовал и в «Dance-платформе» Урал Балета. В 2018 г. Махар Вазиев предложил ему поставить номер для гала-концерта «Ночь в Большом», посвящённого завершению чемпионата мира по футболу. А в рамках нынешней программы «заказал» постановку «Времён года» А. Глазунова. Таким образом, перед молодым хореографом встала дополнительная задача: разделить не им сделанный выбор музыки, вдобавок музыки, «отягощённой» историей: этим «Временам года» на балетной сцене дал жизнь Мариус Иванович Петипа, наградив всеми приличествующими императорскому балету атрибутами. Прослушав эту музыку во множестве различных интерпретаций, г-н Беляков сумел отрешиться от «вакхов и зефиров» и почувствовать в ней такие философские глубины, затрагивающие основы основ мироздания, которые заставили его заодно отрешиться и от первоначального либретто. Новое, отражающее его мысли и чувствования, сочинила для него коллега и жена, первая солистка Большого балета и единственный в труппе кандидат искусствоведения Дарья Хохлова.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

Вячеслав Самодуров – фигура на этом проекте самая известная. У него богатое исполнительское прошлое: премьерство в крупнейших балетных компаниях мира – Мариинском театре, Голландском балете и Королевском балете Ковент-Гарден. Он более десяти лет возглавляет балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета (ныне – не без его подачи – лаконично называющегося театром Урал Опера Балет), которую вывел на самые передовые рубежи, для которой (и не только для неё) с завидным постоянством сочиняет новые балеты, как полнометражные, так и одноактные, как с сюжетом, так и без, и с таким же точно постоянством получает за них «Золотые маски». Сам будучи уже признанным мэтром, печётся о своих коллегах – молодых хореографах, для которых – дабы упражнялись в творчестве – открыл в екатеринбургском театре специальную «Dance-платформу», своеобразный фестиваль-смотр хореографических поисков и находок. Постановкой в Большом театре он отметился ещё на заре своей балетмейстерской карьеры – в 2006 году, сочинив номер, показанный узкому кругу зрителей в рамках мастерской молодых хореографов (преемственность, столь важная в балете, и тут, как видим, налицо). Десять лет спустя Большой пригласил его уже на постановку полнометражного балета («Ундина» Хенце). Третьим опусом в самом ближайшем будущем станет «Танцемания».

Г-н Самодуров уверен в том, что в новейшие времена существенно сместился акцент зрительского восприятия: люди приходят на балет не ради созерцания красоты, а за энергетической подпиткой. Таковую он и предполагает обеспечить им новым опусом, заразив зрительный зал, как и занятых в этом балете артистов, «танцеманией». (О том, сколь протяжённа и любопытна предыстория «Танцемании» зритель, заинтересованный в максимальном расширении кругозора, сможет прочитать в премьерном буклете). Благодаря этой постановке в Большом вновь прозвучит музыка замечательного петербургского композитора Юрия Красавина, написавшего её по заказу Большого театра (Вячеслав Самодуров характеризует эту музыку как «высоковольтную» и с большим чувством юмора). Занятное совпадение (если только это не тот самый «частный случай закономерности»): чуть более двадцати лет назад в Большом был поставлен балет по мотивам полотен известного сюрреалиста Рене Магритта – на музыку Красавина, вполне энергетически заряженную и тоже с чувством юмора, и назывался этот балет «Магриттомания»!)

Большой охватила массовая «Танцемания»

Главный театр страны показал последнюю премьеру сезона

В Большом театре показали последнюю премьеру 246-го сезона. Точнее, три премьеры сразу, и все мировые: «Made in Bolshoi» («Сделано в Большом») Антона Пимонова, «Времена года» — премьера Большого театра Артемия Белякова и «Танцемания» Вячеслава Самодурова. Программа была подготовлена еще два года назад, в самый канун пандемии, но в результате резкого ухудшения эпидемиологической обстановки ее вынуждены были отменить всего за несколько недель до намеченного срока. Перенесли на следующий сезон: сначала на декабрь, потом на май. Но и тогда по разным причинам она не состоялась. И вот наконец многострадальный вечер презентовали на Новой сцене Большого..

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

«Танцемания». Сцена из спектакля. Екатерина Крысанова. Фото Павла Рычкова/ Большой театр.

Балет «Времена года» Белякова, хоть и имеет в своей основе прекрасную музыку великого композитора Александра Глазунова, на сцене не частый гость. Постановки этого балета оказывались малоудачными и не закрепились на балетной сцене. Неудачу здесь потерпел даже Мариус Петипа, поставивший «Времена года» в 1900 году после триумфального успеха созданного им совместно с Глазуновым полнометражного балета «Раймонда».

В отличие от него «Времена года» балет одноактный. По сути, перед нами танцевальная сюита. Композитор создал музыку к теме вечного цикла природы и жизни, то затухающей, то вновь воскресающей. В начале века одну из главных партий в нем — Царицы лета, Колоса — исполнила царская фаворитка балерина Матильда Кшесинская.

В начале века нынешнего Артемий Беляков вместе со сценаристом Дарьей Хохловой никак не нарушили первоначальную концепцию Глазунова–Петипа, а придали ей более современное философское содержание, переборщив при этом с философией.

«Безмолвие. Поток вечности приобретает очертания. В сиянии сферы из его глубины вырастают четыре фигуры. Зима, Весна, Лето, Осень — объединение противоположных и неделимых начал, мужчины и женщины, рождения и смерти, созидания и разрушения» — таково начало нового либретто. Понятно, что Зима (Владислав Лантратов; лучше эту роль во втором составе интерпретировал Егор Геращенко) и Лето (эта партия прекрасно легла на Артема Овчаренко и в первом, и во втором составах) — это мужское начало, конфликтующее и растворяющееся в лоне женского: Весны (Анастасия Сташкевич была интереснее, чем вышедшая во втором составе в этой партии Анна Никулина) и Осени (в двух составах здесь прекрасно выступала Мария Виноградова). Так что соло этих персонажей и их дуэты, вперемешку с дуэтами других занятых в балете артистов (Михаил Крючков, Анастасия Денисова, Лина Шевелева, Антон Гайнутдинов) и кордебалетом, — основа этого сочинения, построенного на неоклассической технике, местами слишком пафосного и излишне традиционного в своих приемах.

Иногда, пытаясь быть оригинальным, хореограф опускал занавес, оставляя от танцовщиков только танцующие ноги — прием не новый, и к тому же разгуливание по сцене нижних половин тел по времени изрядно задержалось. Завершается балет «надвигающейся катастрофой» — большим грехопадением («Осень затягивает Лето в омут сладострастия и беспутства»). Правда, раздевшиеся до трусов танцовщики механистично танцуют все те же, что и прежде, классические комбинации, да так, что никакого грехопадения на сцене не ощущается: все стерильно и благообразно. Так что по сравнению с другими балетами этого вечера постановка выглядит явно ученической, но потенциал у молодого балетмейстера тем не менее есть.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

«Времена года». Сцена из спектакля. В центре– Анастасия Денисова, Михаил Крючков; Антон Гайнутдинов, Лина Шевелева.Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Структура сочинения балета Антона Пимонова на музыку современного композитора Анатолия Королева «Made in Bolshoi», открывавшего премьерную программу, вполне академическая: пара премьеров (Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов), три пары солистов и 12 пар кордебалета, создающих строгую геометрию рисунка. Точно так же, работая с большой формой и задействовав большой ансамбль, Антон Пимонов строил и «Концерт №5» Сергея Прокофьева.

В Мариинский театр, в котором Антон Пимонов протанцевал почти 20 лет, будущего хореографа принимал тогдашний руководитель балета Махар Вазиев, теперь работающий в Большом. При нем в Мариинке начали ставить балеты Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта, что определило дальнейшее развитие балетмейстера. Все эти принципы, которым Пимонов не изменяет, лежат и в основе его нового балета.

Хореография сознательно поставлена с «налетом» академизма и поначалу невероятно энергична. Она начинается сегидильей из «Дон Кихота». Действительно, знакомые псевдоиспанские па балета Петипа–Горского здесь явно цитируются, а на сцене царит солнечная, радостная атмосфера. С задника на зал смотрит улыбчивая блондинка, словно сошедшая с этикетки плавленого сыра «Виола» с неестественно яркими, словно под наркотиками, светящимися голубыми глазами (художник-сценограф Настя Травкина). А когда испанская сегидилья постепенно трансформируется в разлад и какофонию (намекая, что и в жизни первого театра страны бывают непростые времена), пропавшая было с задника блондинка появляется вверх тормашками, как бы заглядывая в балетное царство Большого и спрашивая: «Ой, а чёй-то вы тут делаете?»

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

«Сделано в Большом». Сцена из балета. Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Главная задача хореографа — создать если и не парадный, то повседневный портрет знаменитой труппы, «большой ансамбль для Большого театра, фотоснимок труппы на длинной выдержке». И главный герой здесь, конечно, не премьеры или прекрасно танцующие солисты (из трех пар особенно выделим Михаила Крючкова и Елизавету Крутелёву; а во втором составе Марка Чино и Ксению Аверину), а кордебалет. Прославленный, отлично вымуштрованный кордебалет Большого с его ровными рядами танцовщиков, идеальной и, кажется, нереальной синхронностью движений, сливающихся в одно тело балета (кордебалет в переводе с французского и есть «тело балета»). И со способностью делать популярные в классических балетах XIX века, а сейчас вышедшие из моды, перестроения и симметричные проходы-шествия. Идеально «пропевать» этим «телом балета» музыку всякую, в том числе и перерастающую в «додекафонию». Как и постепенно происходит в партитуре Анатолия Королева. А когда музыки нет, как на последних па балета «Made in Bolshoi», так же идеально работать на счет.

Как и первый балет вечера, «Танцеманию» можно было бы назвать — «Made in Bolshoi», потому что такую хореографию и так танцевать могут только артисты Большого. Однако первоначально этот балет имел совсем другое условное название «Красавин-Самодуров», и его премьера должна была состояться раньше вех остальных показанных в программе балетов — еще летом 2019 года.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

«Танцемания». Маргарита Шрайнер, Алексей Путинцев. Фото Елены Фетисовой/ Большой театр.

Как и Пимонов, привитый Баланчиным и Форсайтом в Мариинском театре Вячеслав Самодуров строит свои бессюжетные сочинения на тех же принципах. Конечно, балетные па у Самодурова по сравнению с классическим, баланчинским или форсайтовским языком претерпевают заметную трансформацию. Он предлагает замысловатые комбинации, в балете оттанцовывается чуть ли не каждая нота красавинской партитуры, используется принцип одновременного сочетания высокоскоростных и тягуче-замедленных движений.

Само название «Танцемания» для Вячеслава Самодурова — это «способ разрядки напряжения». По словам хореографа, «зрители всё чаще приходят на балеты не только ради любования изящными телами и красивой картинкой, но и чтобы получить энергетический заряд от танцующих или, наоборот, вместе с ним избавиться от накопленной тяжести». Действительно, на полчаса, что продолжался балет Самодурова, зритель и артисты Большого погрузились в массовую «танцеманию». И по итогу этот балет оказался лучшим балетом премьерного вечера.

Сделано в Большом

Тройная премьера: «Made in Bolshoi», «Времена года» и «Танцемания»

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

На Новой сцене Большого театра России состоялась долгожданная премьера трех одноактных балетов – «Made in Bolshoi», «Времена года» и «Танцемания».

Эпитет «долгожданная» здесь использован не ради красного словца. Спектакли были практически готовы еще весной 2020 года, 22 марта состоялась генеральная репетиция. А на следующий день в связи в пандемией был объявлен режим самоизоляции. И… премьеру отложили на неопределенное время. И, наконец, оно – пришло. Танцевальные миниатюры Антона Пимонова, Артемия Белякова и Вячеслава Самодурова увидели свет рампы.

Конечно же, за ушедшие два года многое изменилось в жизни и в сознании людей, в том числе и названных хореографов. Так, Антон Пимонов возглавил балетную труппу Пермского театра имени Чайковского, где поставил «Озорные песни» на музыку Ф.Пуленка и «Путеводитель по балету» на музыку Н.Хрущевой и П.Чайковского, а в Екатеринбургском театре оперы и балета совместно с Вячеславом Самодуровым выпустил «Конька-Горбунка» А.Королева. Так, что в жизни хореографа за два сезона произошло многое и существенное. Находясь в постоянном поиске своего языка, Пимонов, тем не менее, остается адептом бессюжетного балета, неоклассики и ее эталонных образцов, в первую очередь, хореографии Джорджа Баланчина, в чьих спектаклях он танцевал будучи солистом Мариинского театра.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена годаЕго опус «Made in Bolshoi» на музыку петербургского композитора Анатолия Королева начинается с балетного класса, где чистота движений становится содержанием танца. На бодрый и самоотверженный труд артистов с задника «смотрит» портрет голливудской блондинки. Этот «неотрывный взгляд» ее широко распахнутых голубых глаз придает веками не меняющемуся экзерсису толику иронии. Сочетание канона и отклонения от него, скорости и паузы, четкости и расплывчатости составляет основу хореографии балета. Пара ведущих солистов Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов уверенно включаются в это жонглирование темпами и настроениями. Легко переходя от полетных стремительных движений к тягуче-замедленным, словно зависающим в воздухе.

Партитура строится на привычном для Пимонова чередовании малых и больших ансамблей. Короткие соло, дуэты, танец нескольких пар «прослаивают» проходы на пальцах девушек и марширующих юношей. Эти бесстрастные дефиле создают ощущение тревоги, заданное музыкой. Портрет блондинки переворачивается вверх тормашками, от чего опрокинутое лицо выглядит испуганным. Артисты же, глядя в упор в зрительный зал, продолжают свой прерванный тренинг. Впрочем, некий внутренний сюжет все-таки прочитывается. Это что-то вроде размышлений о хрупкости и зыбкости балета (и самой жизни), преходящести сегодняшнего и незыблемости вечного. Так что некоторую лексическую вторичность и монотонность хореографии можно трактовать как дань традиции.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена годаСкорее всего, Пимонов никаких глубокомысленных подоплек в свой балет и не вкладывал, в отличие от премьера Большого театра Артемия Белякова, поставившего миниатюру на музыку «Времен года» Александра Глазунова. Вслед за традицией искусства рассматривать смену годовых циклов с философской точки зрения, Беляков так определяет смысл своего балета: «Тема времен года проецируется на круговорот жизни, смену дня и ночи, тему смерти и рождения человека через жертву». И первые же слова либретто: «Безмолвие. Поток Вечности приобретает очертания», – настраивают на серьезный лад.

Согласно синопсису спектакля Зима и Лето символизируют «мужское начало», очевидно в силу климатических особенностей этих времен года, а Весна и Осень олицетворяют женскую сущность, склонную к метаморфозам.

Сезонно-гендерные отношения – живописны и прямолинейны. Премьеры Большого Владислав Лантратов (Зима) и Артем Овчаренко (Лето) – стойки, уверенны, мужественны, но попадаются в ловушки ловких обольстительниц Весны (Анастасия Сташкевич) и Осени (Мария Виноградова). Так как временной цикл начинается с Зимы, то с ней (вернее с ним) вступает в противоборство, а потому даже в любовные отношения, Весна.

Лантратов и Сташкевич демонстрируют блестящее мастерство, доминирующее над хореографией, с одной стороны буквально иллюстрирующий характер отношений Зимы и Весны, с другой – насыщенной прыжками и отчаянной смелости поддержками. Например, партнерша сворачивается в гимнастическое кольцо над головой партнера, держащего ее на вытянутых руках.

То же можно сказать и о партиях Лета и Осени. Но если отношения двух предыдущих сезонов отмечены легкой игривостью и трепетным поцелуем, то Осень вносит в балет вакхическую тему, созвучную музыке. Девушки только, что предававшиеся жизнерадостным летним танцам, демонстративно снимают свои прозрачные одежды и все танцовщики, оставшиеся в телесных костюмах выглядят «обнаженными». Занавес приспускается не дойдя до пола, так, что зрителям видны только ноги артистов… Эффектный выход Осени, бросает вызов милым августовским забавам, окончательно вовлекая всех участников в «эротическую» атмосферу. Не сумевшее устоять перед пряными чарами Осени Лето (в лице, как всегда великолепного Овчаренко) снимает с соблазнительницы одежды. Отлично исполненный «чувственный дуэт» на самом деле простодушен и его пикантность носит чисто акробатический характер. При том что и солисты, и артисты кордебалета самоотверженно отдаются танцу, философские размышления хореографа выглядят довольно наивно.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена годаИ, наконец, завершавший программу спектакль – «Танцемания» Юрия Красавина в постановке самого маститого из троих хореографов Вячеслава Самодурова, худрука «Урал Балета». Здесь совпало все – и музыка, исполнение, и уровень хореографического мышления. Как всякая «мания», балет Самодурова невероятно азартен, словно, хореограф и артисты соревнуются в сложности задач и легкости их воплощения. Это «кто кого?» выливается в безостановочный поток танца, насыщенного невероятными по сложности движениями и комбинациями, то мягкими, то острыми, как уколы шпильки, то резкими и почти жесткими, то беззащитно хрупкими. Партнеры то сливаются в дуэте, становясь одним целым, то отталкиваются друг от друга. И все это происходит одновременно и на одном дыхании. При этом у каждой из ведущих пар виртуозных солистов (Екатерина КрысановаСемен Чудин, Анастасия СташкевичВячеслав Лопатин, Маргарита ШрайнерАлексей Путинцев) своя тема, своя интонация. Нечто индивидуальное присуще абсолютно всем исполнителям, кажется, давно не танцевавшим с таким драйвом, перекидывающимся в зрительный зал.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

В завершение сезона на Новой сцене Большого театра состоятся три мировые балетные премьеры: «Танцемания» Вячеслава Самодурова (музыка – Юрий Красавин, сценограф – Алексей Кондратьев), «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» Антона Пимонова (музыка – Анатолий Королев, сценограф – Настя Травкина) и «Времена года» Артемия Белякова (музыка – Александр Глазунов, сценограф и художник по костюмам – Анна Кострикова). Дирижер-постановщик – Антон Гришанин. Премьерные показы пройдут 7-10 июля 2022.

Проект был задуман ГАБТом еще до пандемии. Трем известным артистам балета, ставшим хореографами, Большой предложил осуществить одноактные постановки на музыку российских композиторов. Первоначально балеты планировалось показать в марте 2020, но из-за эпидемиологической ситуации сроки неоднократно переносили.

«Первое, что всплывает на вопрос, что происходило в постановке, это, конечно, ее отмена в период пандемии. Это, конечно, совершенно нетипичная ситуация и для нас, постановочной группы, и для артистов, потому что была проделана огромная работа и спектакль был уже готов к выпуску. Прошло достаточно много времени, я посчитал, что этот спектакль уже не может существовать в том виде, в котором он был сделан тогда. И он был полностью переработан», – рассказал хореограф спектакля «Времена года», премьер Большого театра Артемий Беляков.

Балет Александра Глазунова «Времена года» был написан по заказу Дирекции императорских театров и по сценарию Мариуса Петипа. «Я давно “горел” музыкой Глазунова, но работать с его произведением решился впервые. Я не хотел придумывать искусственное нарративное сопровождение к “Временам года”. Философия моей хореографии и оформление спектакля художником Анной Костриковой

рождаются исходя из работы с музыкальным подтекстом. Исключительная дансантность и чистота музыки – опорные элементы в поиске пластических символов», – говорит А. Беляков. Новое либретто написала его супруга – первая солистка балета ГАБТа, кандидат искусствоведения Дарья Хохлова.

Балет «Танцемания» создан руководителем балетной труппы екатеринбургского театра Урал Опера Балет, многократным лауреатом «Золотой маски» Вячеславом Самодуровым (в 2016 он ставил в Большом театре «Ундину» Ханса Вернера Хенце).

Вячеслав Самодуров: «Для меня танец – это всегда мощный коллективный выброс энергии, способ разрядки напряжения. Зрители всё чаще приходят на балет не только ради любования изящными телами и красивой картинкой, но и чтобы получить энергетический заряд от танцующих или, наоборот, вместе с ним избавиться от накопленной тяжести. На полчаса все оказываются подвержены массовой танцемании».

Музыку к постановке специально заказали композитору из Санкт-Петербурга Юрию Красавину. «Он действительно написал очень интересную, изобретательную и необычайно динамичную музыку. Такое ощущение, что, когда он писал, его подключили к электросети 220 вольт. И мне это очень нравится. Мне было очень приятно работать с этой музыкой, с артистами Большого театра. Получились крайне виртуозные партии», – отметил В. Самодуров.

Руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета Антон Пимонов, в прошлом артист Мариинского театра, представит спектакль «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» на музыку Анатолия Королева. Пимонов назвал свою постановку одой танцу. «Этот балет – попытка дать портрет прекрасной московской труппы, групповой снимок на длинной выдержке. Отсюда название балета. Бытового сюжета в нем нет, и он здесь неуместен», – подчеркнул хореограф, добавив, что при создании балета отталкивался в первую очередь от музыки А. Королева – симфонического концерта «Фигура речи». На Новой сцене Большого театра Пимонов дебютировал в проекте «Пьеса для него», в 2018, с одноактным балетом «Обручение ради смеха» на музыку Франсиса Пуленка.

В нынешнем проекте ГАБТа заняты ведущие танцовщики театра. В «Танцемании» – Екатерина Крысанова, Элеонора Севенард, Елизавета Крутелева, Семен Чудин. В балете «Времена года» – Егор Геращенко, Клим Ефимов, Марк Чино, Анна Никулина, Анастасия Денисова, Артем Овчаренко. Среди участников постановки «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» – Владислав Лантратов, Екатерина Крысанова, Вячеслав Лопатин. Во всех трех балетах участвует прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич.

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть фото Танцемания made in bolshoi времена года. Смотреть картинку Танцемания made in bolshoi времена года. Картинка про Танцемания made in bolshoi времена года. Фото Танцемания made in bolshoi времена года

26 марта 2020 на Новой сцене Большого театра состоится премьера одноактных балетов: «Танцемания», Юрия Красавина (хореография – Вячеслав Самодуров, сценограф – Алексей Кондратьев), «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» на музыку Анатолия Королева (хореография – Антон Пимонов, сценограф – Настя Травкина) и «Времена года» Александра Глазунова (хореография – Артемий Беляков, сценограф и художник по костюмам – Анна Кострикова). Дирижер-постановщик — Антон Гришанин.

Премьера одноактного балета Александра Глазунова «Времена года», либретто к которому написал Мариус Петипа, состоялась 7 февраля 1900 года в Эрмитажном театре. Балет был встречен достаточно сдержано.

Идея стилистики балета принадлежала директору императорских театров, хореографическим воплощением этой идеи занялся Петипа. Первоначальное название постановки – «Четыре времени года», что соответствовало духу сценария: четыре абсолютно самостоятельные картины, каждая из которых посвящена какому-то времени года и не связана с остальными сюжетной линией.

Юрий Красавин родился в 1953 году в Харькове. Учился в Краснодарском, затем в Ленинградском музыкальном училище имени Римского-Корсакова в классе Галины Уствольской. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию в 1986 году (класс Александра Мнацаканяна). Преподавал в детской музыкальной школе в Ленинградской области.

Среди сочинений: «Горизонтальная страна» (аудиовизуальная композиция), «Соната с тенью для двух фортепиано», «Посвящение Кейджу» (музыка должна звучать одновременно в семи городах в день и час рождения композитора в его семидесятилетие), «Gloria» (композиция для семи инструментов к 1000-летию Крещения Руси), «Новгородский концерт» для фортепиано в четыре руки[1], оркестровые пьесы, пьесы для камерных ансамблей, четыре фортепианные сонаты, множество фортепианных сочинений, пьесы для детей, музыка к кинофильмам, телефильмам и драматическим спектаклям.

В 1999 году удостоен премии Международного конкурса композиторов имени Прокофьева. Тогда же прошла премьера его балета «Магриттомания» в оперном театре Сан-Франциско (балетмейстер-постановщик Юрий Посохов). В 2003 году в Берлине состоялась премьера концерта для скрипки и виолончели с оркестром «Семь остановок в Юго-Восточной Азии».

Анатолий Королев родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончил Десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории и Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования (проф. Е.П.Кудрявцева), композиции (1975, класс В.И.Цытовича), позже аспирантуру по композиции (класс проф. Б.А.Арапова). Профессор Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств России.

Автор симфонических, кантатно-ораториальных, хоровых, органных, камерных вокальных и инструментальных произведений. Активно работает в области электронной музыки. Автор книг, посвященных компьютерной музыке («Бесплатные компьютерные программы для музыканта», Композитор • СПб, 2008, «Музыкально-компьютерный словарь», Композитор • СПб, 2000).

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *