Въехал в заднюю часть автомобиля какое наказание
Как затормозить и не подставиться или кто виноват в наезде сзади?
Чаще всего при ДТП не все граждане понимают нюансы возникшего события и всегда паникуют. Кроме того, соглашаются с выводами инспектора ГИБДД при разборе ДТП и определении виновника происшествия.
Статья призвана объяснить все правовые тонкости и специфику этого вида аварии, обозначить, какие могут быть причины ее возникновения, всегда ли является виноватым водитель, который въехал в задний бампер. Ознакомившись с материалом, читатель будет знать как вести на дороге и как избежать неприятностей.
Что говорит ПДД, если при ДТП догнал автомобиль
Накопленный опыт российских автоюристов, занимающихся рассмотрения ситуаций связанных с нарушениями ПДД, указывает, что не стоит делать поспешных решений (когда произошел подобный случай) и сразу признавать свою вину и погашать причиненный ущерб.
Для начала дадим определение ПДД – это нормативно-правовой документ призванный регулировать не только перемещение транспортных средств, но разрешать все спорные моменты, которые могут возникнуть при дорожном происшествии между водителями.
Для каждого конкретного случая в этом своде правил есть соответствующая формулировка, какие действия следует предпринять в той или иной нештатной ситуации.
Чтобы не столкнуться с впереди едущей машиной следует придерживаться требований и рекомендаций, которые прописаны в Правилах.
Информация к размышлению
Обратимся к разделу № 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» пункт 9.10: «…управляющий автомобилем человек должен соблюдать такую безопасную дистанцию по отношению к впереди едущему ТС, чтобы при экстренном торможении удалось избежать столкновения с ним. Это же относится и к боковому интервалу».
Суть этого постулата – когда едешь по дороге, расстояние до впереди идущего автомобиля, должно быть таким, что если он начнет тормозить, то у водителя сзади была возможность вовремя снизить скорость.
Остановить любой автотранспорт, мгновенно нажав на педаль невозможно. Это достижимо если он врежется в препятствие (дерево, стена). Поэтому соблюдение определенной ПДД дистанции при вождении – важнейший фактор безопасного движения, как в городе, так и за его пределами.
Пункт 1 раздела 10 Правил говорит, с какой скоростью можно ехать по дороге, “… двигаться транспортное средство должно в таком режиме, который установлен на данном участке, при этом обязательно учитываются погодные условия, загруженность трассы, технической состояние машины, видимость и масса и характер перевозимого груза”.
Выбранная скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянно контролировать складывающуюся вокруг обстановку, чтобы при возникновении риска совершения ДТП он мог ее снизить или прекратить движение, предотвратив столкновение.
Селиванов Александр Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.
Поэтому когда на загородном шоссе или перекрестке в городе одному из автомобилей въехали в зад и нужно определить кто виноват, прежде всего, необходимо внимательно изучить случившееся, исходя из норм, прописанных в Правилах, с учетом всех объективных и субъективных причин.
Когда выписывается штраф за несоблюдение дистанции?
Само по себе нарушение очень трудно поддается фиксации в движении, так как видеокамеры на дорогах слишком низкой скорости кадрирования съемки, чтобы можно было внимательно разглядеть дистанцию. Тем не менее, нарушение представляет собой огромную опасность для возникновения ДТП.
Штраф за несоблюдение дистанции по данной статье выносится исключительно после столкновения с водителем другой машины в движении. Происходят ДТП подобного рода возле светофоров, пешеходных переходов, при возникновении пробок на городских дорогах и т.д. Фиксируется данное нарушение по 2 пунктам:
Вырезка из правил ПДД. 9.10. Водитель обязан выдерживать такую дистанцию к движущемуся впереди транспортному средству, чтобы она позволяла без происшествий избежать столкновения, включая необходимый боковой интервал, который может обеспечить безопасность движения по дороге.
Вырезка из правил ПДД. 10.1. Водитель обязан управлять транспортным средством со скоростью, которая не будет превышать установленного ограничения, при этом необходимо учитывать интенсивность движения на дороге, состояние транспортного средства и различные особенности (груз, метеорологические условия, видимость и прочие дорожные проблемы, мешающие полноценному движению). Скорость автомобиля должна позволить водителю в случае экстренного торможения впереди едущего транспортного средства среагировать без последствий. При возникновении опасности в период движения водитель должен принять все меры по снижению скорости, вплоть до полной остановки средства передвижения.
Случаи, когда водитель сзади не виноват
ДТП паровозик кто виноват? В жизни случаются ситуации, когда при столкновении, въехавший в задний бампер машины автолюбитель будет признан не виновным.
На это могут повлиять несколько факторов, но прежде всего, это действия водителя едущего впереди, которые должны быть учтены.
Обозначить, в каком случае при ДТП паровозик водитель сзади не виноват.
Можно выделить ситуации:
Разберем каждый из обозначенных случаев более подробно, чтобы на практике не совершать ошибок. Первое что следует делать – это не паниковать и трезво все оценить.
Хорошо когда в салоне работала камера (видеорегистратор), которая может прояснить процесс разбирательства и ускорит выявление виновного.
Наезд на впереди идущий автомобиль
Это одна из самых часто встречающихся ситуаций, разберем ее подробно. В соответствии с п. 9.10 ПДД РФ водитель должен всегда придерживаться безопасной дистанции, чтобы в случае резкого торможения, удалось избежать аварии.
Что представляет собой это понятие и как его трактует специализированная научная литература и справочники?
Это расстояние между машинами, передвигающимися по дороге с примерно одинаковыми скоростями в одном направлении, которое позволяет водителю, движущемуся сзади, не осуществить столкновение с иным автомобилем в случае его резкой остановки.
При езде все будут пользоваться штатной системой торможения, которая не может (в силу множества факторов) мгновенно остановить транспорт.
Однако если впереди следующая иномарка или грузовик врезается в препятствие, ограждение, инфраструктурное сооружение, другого водителя, то он мгновенно останавливается и не может продолжать движение.
Двигающаяся сзади машина (управляющий ей человек) видит перед собой внезапно остановившийся транспорт, из-за возникшей аварии предпринимает маневр или снижает скорость, чтобы не допустить столкновения.
Данный факт указывает на отсутствие вины и в большинстве случаев не будет привлечения к административной ответственности.
Въехавшего в зад самого сначала ударили сзади
Чтобы понять эту ситуацию, необходимо рассмотреть ее на конкретном примере.
По трассе двигались три авто, в одном направлении. Первый из них, перед тем как совершить маневр притормаживает, второй, соблюдая безопасное расстояние, жмет на педаль тормоза, снижая скорость, чтобы избежать аварии.
В этот момент третий участник на своей машине неожиданно врезался в бампер «второго водителя». Посредством удара его автомобиль выносит вперед, и он бьется в первое транспортное средство.
Разбирая этот эпизод можно констатировать следующее: на лицо присутствует одно дорожно-транспортное происшествие виновником, которого является владелец третьей машины, так как не соблюдал дистанцию.
Раз второй участник ДТП соблюдал безопасную дистанцию в соответствии с ПДД, он не мог бы врезаться в первого, без воздействия на него удара виновника аварии.
Ведь именно он спровоцировал столкновение. Третий водитель не соблюдал требование действующих нормативных документов и совершил ДТП, которое стало причиной повреждения еще двух машин.
Если во въехавшего в зад ударили потом
Здесь не все однозначно трактуется, поэтому рассмотрим этот случай исходя из имеющейся юридической практики.
Первый водитель притормаживает, а второй не соблюдая дистанцию врезается в него. Следующий сзади автомобиль ударяет соответственно впереди идущего, так как находящееся транспортное средство перед ним резко прекратило движение.
Фактически на лицо групповое столкновение трех участников движения. Как разобраться в такой неординарной и сложной на первый взгляд ситуации?
На лицо вина второго водителя, так как он не соблюдал ПДД – не учел безопасный промежуток пути до впереди идущего автомобиля. Третий шофер не мог за 1-2 секунды остановиться, так как впереди произошла авария, и возникло неожиданное препятствие.
Тогда по итогу вина будет признана за вторым участником группового столкновения.
Однако виновен, может оказаться и третий участник ДТП. Степень его ответственности может возникнуть от ряда факторов, которые могут повлиять на итоговое решение.
К таким обстоятельствам относятся:
Проведение всех необходимых экспертиз на месте происшествия, досконально ответит на возникшие вопросы после совершения такого вида аварии. Учитывая все субъективные и объективные факторы можно точно восстановить картину ДТП.
Как затормозить и не подставиться или кто виноват в наезде сзади?
При попутных авариях в подавляющем большинстве случаев виноват тот, кто находится сзади, и это справедливо. Тем не менее, очень часто доля вины есть на водителе, который был впереди. Иногда достаточно чуть скорректировать стиль вождения, и вероятность наезда сзади упадет в разы.
Внезапные торможения
В рутине ежедневных перемещений мы крайне редко отпускаем авто впереди настолько далеко, чтобы успеть остановиться при любом сценарии. Чаще всего полностью безопасная дистанция настолько велика, что в образовавшийся «слот» просто вклинится кто-то еще, поэтому большинство водителей выбирают дистанцию, исходя из неких среднестатистических сценариев.
А потому ваша задача – избегать резких торможений, которые застанут задних врасплох. Для этого необходимо просчитывать ситуацию на несколько шагов, вперед и тормозить заранее и плавно. Если вы приближаетесь к пешеходному переходу и видите людей, не нужно тянуть до последнего и тормозить колом: задние водители могут интерпретировать ваше поведение, как нежелание останавливаться вовсе, поэтому резкое торможение окажется для них неожиданностью.
Аналогично с перекрестками: есть много любителей проскакивать их на желтый, поддавая газу. Но если уж вы создаете иллюзию, что поедете через перекресток на желтый, резкое торможение в последний момент может «припаять» к вам такого же летуна, который хотел проскочить за вами.
Упреждающее торможение
Опытные водители тормозят прогрессивно, наблюдая за поведением автомобиля сзади. Невредно сначала просто коснуться педали тормоза, чтобы включились стоп-сигналы, и посмотреть, отреагировали ли на них другие водители. Естественно, такая привилегия остается у вас, если вы прогнозируете ситуацию, а не откладываете торможения на последний момент.
Привычка включать стоп-сигналы с упреждением вообще полезна. Скажем, вы приближаетесь к «слепому» пешеходному переходу и не уверены, есть ли на нем люди. Коснитесь педали тормоза, чтобы обозначить машинам позади возможность торможения. Если людей нет – просто поедете дальше, ничего не потеряв. За лишние включение «стопов» штрафа нет.
Стряхнуть неадеквата Очень часто в зеркалах заднего вида прорисовывается неадекват, который вышивает по рядам, вклинивается в промежутки, прижимается к впереди идущим. Если такой пристроится сзади, нужно быть предельно внимательным, потому что внимание самого ездюка обычно сконцентрировано на эффекте, который он, по его мнению, производит на всех вокруг.
Иногда невредно уступить ему ряд, если, конечно, ваше водительское эго не против таких уступок. Другой способ: сбавить скорость без резких торможений и вынудить его как можно скорее объехать вас. В крайних случаях помогает и упомянутое выше предупредительное включение стоп-сигналов без фактического торможения. Как минимум вы сможете понять степень неадекватности человека, и если он не реагирует на «стопы» вовсе, лучше пропустить его при первой возможности.
Поменьше неоднозначности
Многие наезды сзади происходят из-за неверной интерпретации действий впереди идущего. Например, при повороте налево вы пропускаете встречные машины, видите просвет и трогаетесь, но в последний момент пугаетесь и резко тормозите. Если машина позади надеется проскочить в одной сцепке с вами, она отреагирует на ваше троганье с места, как на сигнал стартового пистолета.
Другой сценарий распространен на выездах с «ушей» виадуков и на других дорогах, пересекающихся под острым углом. Водитель сзади вынужден смотреть «через плечо», где идет поток по главной дороге. Если вы трогаетесь, он обычно полностью переключает внимание на автомобили, едущие по пересекаемой дороге, и ваше внезапное торможение может сыграть злую шутку.
Клин клином
Ситуация с очень спорной виновностью: водитель перестраивался в тесный интервал между машинами, чем спровоцировал наезд сзади. В зависимости от нюансов виноват может быть и тот, кто позади (не выдержал дистанцию), и тот, кто впереди (не предоставил преимущество). При перестроениях в плотном потоке имейте в виду, что часто вы не оставляете заднему водителю пространство для маневра, особенно если совмещаете перестроение с интенсивным торможением.
Обозначайте намерения
Помимо собственно стоп-сигналов, водители всегда реагируют на косвенные предвестники торможения. Скажем, если вы едете в правом ряду и собираетесь повернуть, не пренебрегайте включением поворотника заранее: у большинства водителей позади это вызовет естественное желание приготовиться к торможению или попытаться опередить вас по соседней полосе.
Учителя
Популярнейший способ «научить» водителя, чем-либо вас разозлившего – вклиниться перед ним и резко дать по тормозам. Логика обычно такая: даже если произойдет столкновение, виноват будет тот, кто сзади. Однако в ПДД есть п. 10.5, который запрещает водителю резко тормозить, если этого не требуется для предотвращения ДТП. Конечно, факт резкого торможения без причины нужно еще доказать, но с распространением регистраторов сделать это стало проще.
Если столкновение неизбежно…
Вы стоите на светофоре, а сзади несется «оно»… Опытные водители, кстати, не ленятся отслеживать ситуацию по зеркалам регулярно даже в статике: это на уровне привычки.
Что делать, если водитель позади не успевает остановиться? Во-первых, прижмитесь к спинке сиденья, а затылок откиньте на подголовник – это снизит риск травмы позвоночника. Если впереди свободное место, иногда стоит отпустить педаль тормоза или даже тронуться с места, чтобы уменьшить интенсивность удара. Бывали случаи, когда водители уворачивались от тормозящей машины, вовремя уходя с ее траектории, но для этого нужен опыт и удачливость.
Резюме
Не верьте водителям, которые за год попадали в пять аварий, и все – не по своей вине. Даже если их правоту признавали официальные органы, изобилие аварий «без вины» нередко говорит о том, что стиль вождения человека провоцирует аварии.
Главное правило – оставаться предсказуемым. Кто бы не «висел» у вас на хвосте, скорее всего, он не хочет попадать в ДТП – как и вы сами. Поэтому если вы будете делать все плавно, заранее и прозрачно, вероятность аварии снизится во много раз.
Когда виноват впереди идущий автомобиль
Бывают нередко и такие происшествия на дорогах. Часто впереди идущий или стоящее ТС может спровоцировать серьезную аварию, нередко с очень тяжелыми последствиями.
Это может произойти в следующих случаях:
Практически во всех перечисленных случаях виноватым будет впереди двигающийся автомобиль. Однако каждый из этих случаев рассмотрим более подробно, обратившись к действующему законодательству, регламентирующему данный вид правонарушений.
Передний двигался задом
Правила дорожного движения конкретно говорят, что такой маневр относится к категории сложных, и требует профессиональных навыков вождения и повышенной внимательности водителя.
Пункт 8.12 раздела № 8 ПДД указывает, что ехать задним ходом, при условии, что машина не создает помех для иных участников и не влияет на их движение и маневрирование.
Однако Правила дают формулировку, когда это запрещено. Так нельзя сдавать задом на перекрестках. Кроме того, такой маневр нельзя делать в местах, где запрещен разворот.
В соответствии с п. 8.11 ПДД РФ, это запрещается:
Поэтому если автомобиль сдавал назад и ударил машину, виновником будет признан тот, кто нарушал правила дорожного движения.
Обратите внимание! При движении задом нужно контролировать ситуацию, быть предельно внимательным, двигаться с очень низкой скоростью, при необходимости включить аварийные огни или сигналить.
Автоподстава
Это не редкость на современной российской дороге. Поэтому находясь за рулем нужно быть предельно внимательным.
Лучшим спасением от неприятности будет запись видеорегистратора и вызов представителей ГИБДД. В таких ситуациях всегда есть основания подозревать преступный сговор злоумышленников, ведь на дороге орудует не одна банда мошенников.
В таких ситуациях, главное не теряться и не идти на их уговоры. А если они начинают «прессовать», необходимо вызывать полицию и писать заявление.
Типичным случаем аварии на дороге, является когда водитель резко подрезает автомобиль, и подставляет зад. Вследствие чего происходит столкновение. Здесь единственным спасением будет видеорегистратор и свидетели ДТП.
ТС стояло в неположенном месте
Имеется в виду, когда его припарковали там, где запрещено останавливаться, так как оно создает помехи другому транспорту. Это могут быть обочины узких дорог, трамвайные пути.
Например, большегрузный грузовик находится в зоне с ограниченной видимостью.
При совершении такого столкновении со стоящим транспортным средством зоне с ограниченной видимостью не редкость. Часто водитель в последний момент не усматривает перед собой препятствие.
Поэтому виновным будет признан тот, кто оставил на обочине свой внедорожник или автобус, который послужил причиной аварийной ситуации.
Может ли задний водитель не виноват, если передний тормозил без причины
Экстренное торможение это одно из разрешенных действий Правилами, призванных предотвратить возможное ДТП (п. 10.5 ПДД).
Однако запрещено совершать резкое торможение непреднамеренно на дороге, так как это может ввести в заблуждение или угрожать безопасности иных участников движения. Говоря простым языком – резко притормаживать можно только в экстренных случаях.
В рассматриваемой ситуации, если первый водитель тормозил без причины, он будет признан виновным, при условии доказанности нарушения с его стороны.
Второй участник ДТП, въехавший в его бампер, также будет привлечен к административной ответственности, так как не соблюдал безопасную дистанцию при движении.
Поэтому когда водитель врезался в бампер другой машины, применившей экстренное торможение, по причине предотвращения аварии, то виновником будет признан второй участник столкновения, который не соблюдает необходимое расстояние.
При этом первому водителю необходимо доказать то, что ДТП действительно могло случиться и он резко снизил скорость или остановился.
Распространенные конфликтные ситуации
К такой же ситуации можно отнести очень распространенный вариант с тонированием задних стоп-сигналов. Если вы врезались в машину, которая едет впереди вас из-за того, что не видели сигналы под тонировкой, виновником все равно окажетесь вы. В качестве отмщения настоящему виновнику, вы можете потребовать наложить на него штраф за тонировку, но не более.
Езда на шипованной резине впередиедущего также не освобождает вас от ответственности. Однако, как показывает практика, в случае доказательства того, что первый не переобулся и отсутствует знак «шипованная резина», в судебном разбирательстве штраф за несоблюдение дистанции достаточно часто делят на обе стороны по 750 рублей. Если знак имеется, тогда вина полностью на вас. Стоит также отметить, что отсутствие знака «шипованная шина» не является нарушением, но в редких случаях поможет уйти от наказания либо смягчить его.
Что делать, если признают виновным
Такое нередко случается на российских дорогах. Сотрудники полиции могут халатно и однобоко подойти к исполнению своих служебных обязанностей и не до конца разобравшись, наложить штраф за несоблюдение дистанции на водителя, въехавшего в задний бампер впереди движущегося авто. Не все граждане понимают, что делать в этом случае.
Необходимо максимально подробно объяснить все, что произошло, привести факты и показания свидетелей.
Запись видеорегистратора, несомненно, поможет прояснить ситуацию. Если данные изложенные в протоколе не соответствуют действительности можно сделать пометки при его подписании, ссылаясь на недоказанность вины.
Когда это не действует и инспектор вынес постановление о привлечении к административной ответственности или выписал квитанцию об уплате штрафа необходимо в течение 10 дней написать жалобу в городской или районный суд, где оспорить это решение.
Суд, начав разбирательство, обычно разрешит спорный случай. Если на лицо некомпетентное выполнение своих функциональных обязанностей сотрудниками ГИБДД – можно пожаловаться в УСБ МВД РФ или подать заявление в Прокуратуру.
Какой размер штрафа за совершение ДТП? С пострадавшими, за скрытие, за виновность
Какой штраф виновнику за аварию
Если на дороге произошла авария, то в этом обязательно должен быть кто-то виноват. Без виновных происшествий по закону не бывает. А это значит, что кому-то выпишут постановление с наказанием. О том, какие бывают размеры штрафов за ДТП и за что конкретно, есть ли санкция за сам факт дорожного происшествия, рассказываем в этой статье. А также выясним, что грозит виновнику за пострадавших разной степени в ДТП, какие наказания будут за несоблюдение правил поведения после инцидента и приведём таблицу наиболее распространённых штрафов за нарушения ПДД, которые влекут дорожно-транспортное происшествие.
Есть ли штраф за сам факт ДТП в 2021 году?
Нет. За совершение дорожно-транспортного происшествия в действующем законодательстве нет абсолютно никаких наказаний. И, если вы где-то в сети встретите информацию якобы о новых штрафах за ДТП, то это не соответствует правде.
Конечно же, речь идёт непосредственно о санкции за попадание в аварию – в действующем КоАП РФ вы не найдёте ответственности именно за столкновение или любое другое взаимодействие транспортных средств, которое привело к ущербу автомобилям, вреду здоровью людей или их гибели.
Тем не менее, в законодательстве 2021 есть штрафы, которые выписывают после ДТП непосредственно за связанные с ним нарушения. Причём, речь идёт не обязательно о нарушениях ПДД как причине аварии. Это могут быть наказания, причиной которых и стало это происшествие и связанное с этим невыполнение определённых требований закона.
В то же время, случается много инцидентов и без штрафа – то есть ни одному из участников не выписывают административное постановление.
В целом же, санкции при авариях можно поделить на следующие группы:
Ниже мы по порядку и рассмотрим, все эти штрафы за ДТП в контексте того, какие их размеры и за что конкретно их назначают.
А за виновность в совершении происшествия?
Равно как нет штрафа за аварию как за сам факт попадания в неё, нет наказания и за виновность в совершении ДТП. В этом случае виновнику может быть выписано постановление за конкретное нарушение Правил (например, за небезопасное движение задним ходом). Однако дополнительной санкции конкретно за совершение аварии в 2021 году не существует.
Давайте рассмотрим, какие могут быть наказания при ДТП в зависимости от нарушений и конкретных обстоятельств происшествия, в удобном табличном виде!
Что грозит виновнику за аварию с пострадавшими?
Итак, начнём мы с тех наказаний, которые часто всего подразумевают под штрафами за ДТП – за виновность в аварии с пострадавшими людьми. Размеры наказаний здесь напрямую зависят от степени вреда здоровью, а также от наличия погибших и их количества. Давайте подробно рассмотрим эти случаи.
Мелкое ДТП без пострадавших
Здесь, как мы уже отметили выше, ответственность может быть только следующая:
Лёгкой степени тяжести
Размер штрафа за ДТП: 2 500 – 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет.
Указанные суммы и сроки устанавливает часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ.
Обратите внимание, что штраф за лёгкий вред здоровью пострадавшего в ДТП устанавливается вне зависимости от основного наказания за конкретную причину аварии. Например, виновнику могут выписать штраф 1 000 рублей за создание помехи на перекрёстке и дополнительно 5 000 за пострадавшего в этом происшествии.
Те признаки, которые определяют ту или иную степень вреда здоровью, определены в Постановлении Правительства РФ №522, пункте 3 документа.
С вредом здоровью средней тяжести
Размер штрафа за ДТП: от 10 000 до 25 000 рублей или лишение на 1,5-2 года.
Здесь водителя привлекают уже по части 2 статьи 12.24 Административного кодекса. А более подробно различные степени вреда у пострадавших и ответственность за них мы рассмотрели в отдельной статье про лишение прав за ДТП.
С тяжким вредом
Как становится понятно, здесь работает уже Уголовный кодекс России. Именно такие наказания установлены в 2021 году за тяжкий вред здоровью пострадавших, причинённый виновностью в происшествии, частью 1 статьи 264 УК. И снова напомним, штрафа за ДТП в этом случае виновник не всегда избежит – помимо уголовной статьи будет назначено наказание за нарушение, которое повлекло к совершению аварии.
И перечисленные выше меры ответственности будут только в том случае, если виновник был трезв и не скрылся с места происшествия.
Если пострадавший погиб
Если ДТП привело к смерти людей, то возможны 2 вида наказаний в зависимости от их количества.
Если погиб 1 человек:
Если же погибло 2 или более человека:
Это регулируют, соответственно, части 3 и 5 статьи 264 УК РФ.
Обратите внимание, эти наказания применяются в случае гибели людей в ДТП по неосторожности виновника. Если будет доказан умысел, то грозить будут уже другие уголовные статьи.
Если пострадал только виновник
Вышеперечисленные наказания наступают, если пострадали другие люди, в котором водитель оказался виновником. Но что, если сам виновный участник аварии оказался единственным пострадавшим? Будет ли в этом случае ему грозить штраф за ДТП?
Нет. Ни статья 12.24 КоАП РФ, ни 264 Уголовного кодекса не применяется, если в результате происшествия вред здоровью причинён только виновнику. Дело в том, что по норме современного законодательства, человек не может быть одновременно потерпевшим в ДТП и виновным.
Такое положение дел подтверждает судебная практика. Так, Верховный суд в своём Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 (пункт 19) указал, что в этом случае наказания виновнику быть не должно.
Кроме того, если в результате аварии пострадали несколько человек с разной степенью тяжести, что подразумевает наказание по разным частям статьи 12.24 КоАП (по первой и второй одновременно), то наказание применяется только одно – с более жёсткой санкцией (то есть часть 2), потому что за одно нарушение нельзя наказывать дважды, даже если оно содержит признаки 2 и более правонарушений. Это также вытекает из положений ПП Верховного суда (тот же пункт 19).
Какие штрафы непосредственно после ДТП?
Теперь переходим к суммам взысканий, когда вы попали в аварию, но не выполнили те или иные условия или допустили другие нарушения уже после ДТП.
За невыставленный аварийный знак
Какой штраф: 1 000 рублей.
По ПДД нужно выставлять знак аварийной остановки:
За невыполнение этого требования Правил участнику назначат штраф суммой 1 000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ. Причём, не имеет значения, виновник не выставил аварийный знак или потерпевший в ДТП. Также без разницы отсутствует у вас аварийный знак вообще или вы просто поленились его поставить или не знали о такой обязанности – наказание может последовать во всех этих случаях.
Обратите внимание, на практике 2021 года сотрудники ГИБДД вряд ли выпишут штраф за знак второму участнику, если хотя бы первый водитель его выставил. Хотя обязанность распространяется на всех участников (даже если в одной куче столкнулись, например, 10 автомобилей, каждый должен выставить его). Да и в целом не всегда этот штраф ГАИ выносится на месте ДТП.
Не забываем и все обязанности водителя после аварии:
За перестановку машины
Какой штраф: 1 000 рублей.
Если вы попали в ДТП и убрали авто, когда этого делать было нельзя, то здесь также применяется часть 1 статьи 12.27.
А вот обязанности ПДД устанавливает следующие:
За перекрытие дороги или трамвайных путей
Какой штраф: 1 000 рублей плюс оплата за простой трамваев (если таковой был).
Тот же штраф предусмотрен за невыполнение обязанностей после совершения ДТП в виде, напротив, неубранного автомобиля. Из списка выше вы поняли, что водитель обязан убрать машину с проезжей части при наличии 3 условий:
Здесь, однако, есть небольшая недоработка ПДД: трамвайные пути не являются проезжей частью дороги. В то же время пункт 2.6.1 обязывает участника ДТП убрать машину только с проезжей части. Тем не менее, на практике 2021 года это работает и в отношении путей.
В случаях же, когда в аварии есть пострадавшие или погибшие или невозможно зафиксировать обстоятельства происшествия, то убирать авто запрещено. И потому здесь возможен штраф за остановку на трамвайных путях и, как следствие, простой трамваев после ДТП.
За неисправности после ДТП
Сколько штраф: от 500 рублей и до лишения прав.
Речь идёт о повреждениях от аварии, с которыми вам придётся выбирать: либо ехать домой, рискуя нарваться на штраф, либо вызывать эвакуатор. И разброс сумм наказаний здесь достаточно широк, так как повреждений таких может быть большое разнообразие.
Но чаще всего предусмотрен штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ за несоответствие техсостояния авто Основным положениям ПДД. Давайте перечислим наиболее распространённые:
Обратите внимание, что в случае ДТП штраф будет за такие условия незаконен. У вас в этом случае будет возможности устранить повреждения на месте, и ПДД в своём пункте 2.3.1 дают вам возможность следовать до места ремонта или стоянки.
А вот если у вас после ДТП отвалился бампер, а на нём крепятся госномера, и вы едете без них, то вас запросто смогут лишить прав (часть 2 статьи 12.2). В таком случае избежать штрафа можно, закрепив регзнаки максимально приблизительно в том месте, где они должны были бы быть, если бы вы ехали с бампером.
За вызов ГИБДД при лёгкой аварии
В этом случае штрафа нет и не может быть. Хотя, на практике на дорогах при попытке вызова сотрудников на вас, скорее всего, будут всячески давить, чтобы вы оформлялись по европротоколу. А ещё могут заставить приехать в отделение, вместо того, чтобы самим ехать к вам по вызову.
От европротокола вы можете отказаться, даже если соблюдены все законодательные условия для возможности его оформления. Равно как можете с помощью лазейки в законе избежать поездки в ГИБДД. Всё очень просто – в обоих случаях при вызове ГИБДД просто укажите, что у вас отсутствует ручка и листы бумаги для записи очевидцев и участников ДТП, как того требует пункт 2.6.1 Правил, а также нет средств для фотофиксации.
Что будет за оставление места происшествия?
Какое наказание: от лишения прав на 1-1,5 года или арест до 15 суток до лишения свободы до 15 лет.
С места ДТП лучше не скрываться. Всё потому что, уехав, вы не знаете, вдруг в аварии есть пострадавшие люди. Ведь в этом случае вам будет грозить уголовное преследование.
Между тем, есть 2 ситуации, когда покидание места аварии не наказывается:
Более подробно варианты избежать наказания за уезд с ДТП мы рассмотрели в специальной статье об этом.
Что касается наказаний, то они зависят от наличия пострадавших и погибших и степени вреда здоровью.
Сколько санкция, если виновник был пьян?
Сколько штраф: от 30 000 рублей с лишением прав от 1,5 до 2 лет до лишения свободы до 12 лет.
А теперь смотрим этот же список выше – те же меры ответственности будут применены к виновнику, если он не покинул место ДТП, но и оказался в состоянии опьянения по результатам освидетельствования приехавшими сотрудниками ГИБДД. Разумеется, кроме случаев, когда в лёгкой аварии не было пострадавших либо были, со средним или лёгким вредом здоровью. В этом случае применяется часть 1 статьи 12.8 КоАП со штрафом за езду в нетрезвом состоянии в размере 30 тысяч и плюс лишение прав на 1,5-2 года.
Отметим, что отдельная санкция последует также за нарушение ПДД, которое стало причиной ДТП (само по себе состояние опьянения такой причиной не может являться).
То есть фактически за пьяную аварию будут более жёсткие меры ответственности, чем если бы виновник был трезв.
Какой штраф, если попали в ДТП без прав?
А в этом случае никаких более жёстких наказаний за пострадавших или погибших в ДТП, а также за причинённый имущественный ущерб не последует. Однако, помимо штрафа за нарушение, повлёкшее происшествие, виновнику выпишут штраф за езду без прав.
Но здесь следует понимать, что конкретно подразумевается под отсутствием прав:
Какие штрафы за нарушения ПДД при ДТП? Таблица
Теперь давайте рассмотрим список санкций за наиболее распространённые нарушения, которые часто непосредственно становятся причиной столкновения автомобилей или других транспортных средств.
Нарушение ПДД | Штраф | Норма КоАП РФ |
---|---|---|
Неисправность автомобиля (неработающие тормоза, рулевое управление, отлетело колесо и так далее) | 500 рублей | 12.5, часть 1 |
Превышение скоростного режима | От штрафа 500 рублей до лишения прав на 1 года в зависимости от величины превышения | 12.9 |
Нарушения переезда через ж/д пути (при ДТП с поездом) | От штрафа 1 000 рублей до лишения прав на год | 12.10 |
Проезд на красный сигнал светофора | 1 000 рублей | 12.12, часть 1 |
Создание помехи (не уступили дорогу) при проезде перекрёстка | 1 000 рублей | 12.13, часть 2 |
Незанятие крайнего положения перед манёвром или запрещённый разворот | 500 рублей | 12.14, части 1.1 и 2 |
Непредоставление преимущества другому автомобилю (кроме ДТП на перекрёстках), в том числе при ДТП при перестроении | 500 рублей | 12.14, часть 3 |
Если въехали в припаркованную на обочине машину или ДТП из-за несоблюдения дистанции | 1 500 рублей | 12.15, часть 1 |
ДТП при обгоне на встречной полосе | Штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев | 12.15, часть 4 |
Сбили пешехода на переходе | 1 500 – 2 500 рублей | 12.18 |
За нарушения при ДТП во дворе | 3 000 рублей в Москве или Петербурге или 1 500 рублей в других городах и регионах | 12.28 |
За повреждение дорожного знака, отбойника или если сбили любое другое дорожное сооружение | 5 000 – 10 000 рублей | 12.33 |
Если не выбрали скорость, соответствующую дорожным или погодным условиям (при этом, не превысили установленный скоростной режим) | Нет штрафа (выносится определение об отказе в возбуждении административного дела) | — |
За ДТП при движении задним ходом | Нет штрафа (выносится определение об отказе в возбуждении административного дела) | — |
За наезд на лося или другое животное | 80 000 рублей (за лося) | Приказ Минприроды №948 |
Как мы уже отмечали выше, ГИБДД могут наложить и иные штрафы при выявлении тех или иных нарушений после ДТП (например, за отсутствие полиса ОСАГО).
Кому выпишут, если вина обоюдная?
Обоюдной бывает виновность участников, когда у них всех обнаружены нарушения Правил. Но не стоит смешивать вместе такие нарушения, которые стали или не являются причиной аварии. Например:
При обоюдной виновности штрафы выписывают обоим водителям. Обязанность по возмещению вреда также устанавливается для обоих: либо по половине суммы ущерба (если участников двое), либо в определённой степени от степени виновности (её устанавливает только суд).
Как избежать наказания и уехать без штрафа?
В 2021 году законодательство предоставляет возможность не вызывать сотрудников ГИБДД на место происшествия. В этом случае штраф не будет выписан никому, потому что его, собственно, некому назначить.
Таким образом, водители могут составить европротокол, но при выполнении следующих условий:
Оформление европротокола является оптимальным рабочим способом избежать штрафа за ДТП. Но обратите внимание, что вы также может и его не писать, но только в том случае, если выполняются перечисленные выше условия – так гласит пункт 2.6.1 ПДД.
Регресс по ОСАГО
Не забывайте также, что, помимо штрафа за совершение ДТП, в ряде случаев виновника может ожидать регрессное требование от страховщика. Это когда страховая компания по вашему полису ОСАГО выплачивает возмещение потерпевшему, но затем всю эту сумму взыскивает с виновного участника.