Виброгаситель для двигателя автомобиля
Борьба с вибрацией и посторонними звуками. Часть 2. Нужен ли виброгаситель?
Как уже писал в предыдущей части, в ходе борьбы с вибрацией ради эксперимента снял виброгаситель. Относительно данного «девайса» много расхожих мнений: одни говорят, что вещь нужная и реально снижает вибрацию; другие не ощущают разницы с ним и без него, потому и снимают как лишний плуг; третьи же отмечают снижение вибраций после его снятия. У самого были сомнения относительно него: ведь крепиться он не к самой КПП, а к ее траверсе, которая в свою очередь жестко крепиться к кузову…
В моем случае крепления виброгасителя были смяты предыдущим хозяином (фото пока нет). Виброгаситель еще не прижался к опоре КПП, но слегка касался металлической частью одного из креплений. Кстати, конструкция его не монолитная: шпильки крепления находятся в отдельных резиновых «крышечках», которые очень плохо вклеены в металлический «бочонок». Теоретически, при изгибе креплений «бочонок» можно и потерять.
В процессе центровки раздатки на ходу каких-то изменений не заметил, т.к. скорость набирал медленно и плавно. Но в ходе повседневной эксплуатации стало ясно, что данный «девайс» действительно снижает вибрацию, вернее сказать, нейтрализует один из ее источников.
Сразу отмечу, стиль езды у меня активный, всегда стараюсь не тупить и не мешать другим водителям на более динамичных машинах. При быстром разгоне после переключения передачи и нажатии педали газа больше чем на половину хода стал ощущать сильную и неприятную вибрацию в районе пола под ногами. Передавалась она также на рычаг КПП, который заметно трясло. Чтобы выбрация пропала приходилось чуть отпускать газ и терять динамику из-за это. Во время центровки раздатки я этого не ощутил, потому как разгонялся медленно и больше половины педаль газа не нажимал.
Так поездил около 800 км и при первой возможности вернул виброгаситель. Для чистоты эксперимента центровку раздатки не делал. Как итог, паразитная вибрация КПП при разгоне ушла. Возможно, в будущем попробую выровнять крепления, чтобы «бочонок» их не касался.
Пока борьбу в вибрацией приостанавливаю.
Виброгаситель – как работает и какая от него польза автомобилю и его владельцу?
Виброгаситель – появившаяся в сети продаж автомобильных запчастей техническая «новинка», вызвавшая повышенный интерес и множество вопросов у владельцев транспортных средств. Действительно ли это чудо инженерной мысли гасит вибрацию?
Как работают и что собой представляют виброгасители
Виброгасители – это устройства, снижающие амплитуду и силу механических колебаний узлов и агрегатов оборудования, а также прочих объектов или их конструктивных элементов, испытывающих вибрацию либо являющихся ее источниками.
Во всех случаях виброгашение осуществляется за счет увеличения потерь или поглощения энергии колебаний при преодолении упругого либо инерционного сопротивлений виброгасителя.
Область применения виброгасителей очень широка и настолько же велико число конструкторских решений их исполнения. Они подавляют вибрацию электродвигателей и редукторов, на трубопроводах, у бурильных машин и оборудования, в холодильных установках и других устройств и механизмов. Они представляют собой: расширяющиеся звенья трубопровода, амортизаторы, подпружиненные поршни, дроссели, демпферы, жесткие и гибкие отражатели в виде перегородок, камеры со сжатым газом либо воздухом, различные противовесно-колебательные системы и так далее.
Устройство и принцип действия автомобильных виброгасителей
С некоторых пор виброгасители стали использовать и производители автомобилей. По заверениям некоторых источников на современных иномарках их может стоять до 50 шт. Они способствуют повышению виброакустического комфорта внутри автомобиля – подавляют вибрацию и шум или заметно снижают их уровень. «Побочный» эффект работы виброгасителя – некоторое продление срока службы деталей и агрегатов авто. Ведь теперь они работают в более щадящем режиме – разрушающее воздействие вибраций минимизировано.
На автомобилях устанавливают динамические виброгасители. Принцип их работы заключается в следующем. При возникновении колебаний агрегата автомобиля, на котором установлен динамический виброгаситель, последний начинает колебаться в противофазе, то есть в противоположном направлении, и за счет этого снижает амплитуду биения. Это происходит благодаря такому явлению как антирезонанс.
Динамический гаситель вибрации автомобиля
Технически это реализовано благодаря упругому соединению определенной жесткости агрегата с виброгасителем и инерции последнего, которой обладает любой предмет. Она тем больше, чем массивней объект. Инерция – это способность предмета за счет собственного веса противодействовать оказываемым на него усилиям.
Допустим, вибрация происходит вниз-вверх. В начале перемещения агрегата вниз виброгаситель реагирует инертно – противодействует ему – за счет упругого, нежесткого соединения. Иначе бы он начал колебаться вместе с узлом авто вместе, как единое целое. Через это упругое крепление динамический виброгаситель передает агрегату свою энергию противоположной направленности. Но это же соединение за счет своей упругости в итоге перемещает виброгаситель вниз. К этому моменту агрегат уже начинает движение вверх. Виброгаситель при этом уже не в состоянии покоя, а движется в противоположном направлении. За счет собственного движения его инерция еще больше, а, значит, и весомее противодействие. Когда он начинает перемещаться вверх, то агрегат уже идет вниз.
Работа гасителя вибрации
Следует отметить, что чем больше энергия колебаний вибрирующего узла, тем выше она и у виброгасителя, так как свою он приобретает от взаимодействия. Недостаток динамического устройства – оно действует только на какой-то определенной частоте, которая соответствует его резонансным колебаниям. Поэтому производители этих виброгасителей выясняют резонансную частоту агрегата автомобиля – ту, на которой амплитуда колебаний резко возрастает. Затем они рассчитывают необходимые параметры динамического устройства (его вес, жесткость упругого соединения и другие), которые позволят изготовить его с такой же резонансной характеристикой, что и узла машины, и обеспечат максимальную эффективность виброгашения.
Динамические виброгасители для Нивы
Отечественный автопром начал оснащать свои детища динамическими виброгасителями сравнительно недавно. Так, у новых ВАЗ Гранта они стоят рядом с раздаточной коробкой и на выхлопной системе. С августа 2012 г. с виброгасителями выпускаются все автомобили Нива. А для владельцев LADA 4×4, произведенных ранее, в продаже появилось устройство, которое его изготовитель анонсирует как предназначенный для установки на автомобили ВАЗ 2121, 21213, 21214, 2131 и их модификаций.
Устройство для Нивы
Виброгаситель имеет цилиндрическую форму и состоит из 2 металлических обойм – наружной и внутренней – и упругодемпфирующего элемента. Наружная обойма – это одновременно корпус и именно тот противовес, то есть непосредственно сам виброгаситель, о котором шла речь выше. Упругодемпфирующий элемент выполнен из резины. Благодаря ему через внутреннюю обойму происходит упругое взаимодействие виброгасителя с силовым агрегатом автомобиля. Как все это должно работать тоже описано выше. Крепление устройства осуществляется к опоре КПП за пластины, фиксируемые к внутренней обойме.
Взаимодействие виброгасителя с силовым агрегатом автомобиля Нива
У автомашин семейства LADA 4×4 при скоростях свыше 90 км/ч отмечается существенное нарастание вибрации элементов салона, шума внутри последнего и порой биения органов управления, что обусловлено резонансными колебаниями силового агрегата на его повышенных оборотах. Если купленный виброгаситель сделан из качественных материалов и без нарушения технологии изготовления, то он непременно «успокоит» коробку с двигателем, тем самым снизив негативные проявления их резонанса. Заявленный производителями срок безотказной службы виброгасителя 10 лет.
Динамический виброгаситель и его практическое применение в автомобиле!
Доброго времени суток дорогие одноклубники! )
По просьбе некоторых одноклубников делаю эту запись…
Давным давно всё хотел сделать запись про шумоизоляцию авто при помощи демпферов резонансного типа. Но при любом упоминании о их свойствах/функциях в БЖ одноклубников и в частности на Драйве2, я не видел какого то интереса к ним, а порой была даже критика.
Сразу оговорюсь, спорить с кем либо про не эффективность своих демпферов ни собираюсь, а советы по их применению и модернизацию, с радостью выслушаю(почитаю)! Я понимаю, что в подобных делах нужны подробные лабораторные исследования, но даже в моих бытовых условиях они работают и дают положительный результат!
Демпфер резонансного типа — Динамический виброгаситель выполняется в виде небольшой массы, упруго укрепляемой на колеблющееся звено. Эта масса имеет частоту собственных колебаний, равную частоте колебаний системы. Работа динамического виброгасителя основана на том, что масса колеблется в противофазе, т.е. фаза ее отличается от фазы колебаний вибрирующего звена. В результате этого возникает сила, равная, но противоположно направленная силе, возбуждающей колебания.
Как все начиналось…
Все началось с поисков в Инете информации про демпфер на рулевую рейку и одна из ссылок занесла меня на форум НИВАводов. Там активно шла дискуссия про шум/гул раздатки и борьба с ним при помощи демпфера. Проштудировав форум, я начал уже целенаправленно искать информацию по демпферам в Инет поисковиках, так как считал, что с помощью подобного демпфера можно утихомирить шум нашей КПП. Далее там наткнулся на запись в БЖ высоко уважаемого Драйвотчанина ExpReSS-124rus «Тихо должно быть не только библиотеке, но и в автомобиле (шумоизоляция авто)». Прочитав предоставленную там обширную информацию, проштудировав от начала до конца форум фокусоводов и изучив различные патенты по подобным демпферам. Я с воодушивлением принялся за изготовление и установку самодельных демпферов на свою Калинку.
Первым был изготовлен демпфер на опору КПП. После его установки и проверки на работоспособность, я был шокирован, что кусок свинца, весом в два килограмма может творить такие чудеса(читаем чуть ниже)! Прибывая в эйфории, у меня даже возникло стойкое желание обвешать свою Калинку подобными демпферами вдоль и поперек! Многие скажут: «А как же лишний вес? Это ж — разгон, расход бенза!» — Да монал я этот вес, 10-15 кг. «лишнего» веса, ни что по сравнению с комфортом и душевным спокойствием водителя!
На данный момент на моем авто стаят 8 самодельных демпферов:
— один на подушке КПП весом 2кг. (дал очень хороший эффект, приглушил наше знаменитое завывание КПП, крутишь движек до 4000об., а на слух как будто раскрутил только до 3000об., звук КПП поменял тональность и стал меньше раздражать)
— один на подушке двигателя со стороны водителя, весом 1кг. (тоже дал положительный результат, тише стал работать двигатель, когда поставил то несколько раз на перекрестках пугался, думал, что заглох движек, но нет он просто стал тише слышен в салоне)
— один на лонжероне весом 1.25кг, рядом с демпфером подушки двигателя с левой стороны (эффект хороший, как будто звук двигателя и коробки, сместился из района торпеды ближе к бамперу авто)
— один под водительским сиденьем весом 1кг. (эффект довольно приличный, дает эффект сбитости(целостности) авто при движении по разбитым дорогам)
— два демпфера весом 310гр. над задними стаканами стоек (от них эффект определенно есть но на скорости свыше 60км/ч)
— один демпфер весом 600гр. на хомуте выхлопной системы, в месте сочленения резонатора и банки глушака (от него эффект ели уловим, на высоких оборотах меньше звона, вибрации что ли, практически эффект плацебо. Но раз на некоторых ино так делают, то пусть будет)
— один на выжемном рычаге сцепления на КПП, весом 210гр. (эффект есть, но практически на на уровне плацебо. в некоторых режимах работы двигателя, чуть меньше вибраций стало передаваться от троса сцепления на педаль)
К стати, оговорюсь про эффект плацебо. При установке демпферов, некоторые из них работают очень ярко выражено и их действие сразу заметно/ощутимо, а некоторые по началу еле заметно, но при их демонтаже становится понятно, что свою задачу они выполняют и также вносят существенный вклад по виброгашению тех элементов на которые они установлены.
Динамический виброгаситель, продолжение — дополнение (запись №3)
Доброго времени суток дорогие Драйватчане! )
Если я где то допустил не точности касающиеся сути ниже изложенного, то прошу Гуру демпферезации поправить меня! )
Эта запись для тех людей, которые имеют стойкое желание поэкспериментировать с самодельными динамическими демпферами!
Не не не, по придержите коней! )) Здесь нужны лабораторные исследования…
А если серьёзно, то тут такое дело не прокатит, не нужно думать, что чем тяжелее груз, тем он будет сильнее гасить вибрации. Нужно сначала выявить какая частота резонанса доминирует: низкочастотная, среднечастотная. От этого, двигаемся дальше. Если доминирует низкочастотный шум, то нужно использовать более эластичную/мягкую резину. А если среднечастотный, то на против более жесткую резину. Далее вес груза и как правило чем ниже частота, тем и груз должен быть тяжелее, и напротив чем частота выше, тем и груз будет легче. И все эти правильно подобранные компоненты (резонирующая деталь — связующая резиновая масса — груз) должны образовать так называемый колебательный контур. Лишь при этих исходных, резонирующая деталь передает свою кинетическую энергию через резиновую массу грузу. В свою очередь груз начинает резонировать с такой же частотой, что и деталь, но только эта частота развёрнута на 180%(противофаза), тем самым две противоположные частоты друг друга гасят. Это конечно всё так в идеале.
Но так как в нашем бытовом случае, наши измерительные приборы это наши органы чувств, то будет более правильным присмотреться к заводским демпферам, а именно в каких местах их чаще всего располагают авто концерны, какого веса грузы, кокой жесткостью/эластичностью обладает связующая резина. Было бы замечательно пощупать своими руками все эти заводские демпферы, но чего не имеем того и не имеем. Значит нужно довериться описаниям тех людей которые демпферы уже ставили или ходя бы их щупали своими руками.
Идем далее:
Лично я, подбираю их методами: опытом ребят ФФклуба, своих умозаключений и «научного тыка»! ) Прочитав весь форум Фокосоводов посвященный динамическим демпферам, от корки до корки и подумав какой именно резонанс я хочу подавить демпферами, думаю дальше… Например: На правой опоре двигателеля Мазда-323 стоит демпфер весом 250гр. с упругой резиной и работает он исходя из массы и упругой резины на средних частотах (у кума такой стоит на Мазде и избавляет от зудящего звука движка в режиме тапку в пол). На Мазде движек работает более мягче, тише, вибраций меньше чем на моём движке, а значит сделана лучше развесовка и баллансировка движка. Следовательно я думаю, что резонанс на моём движке имеет более низкую частоту, а соответственно и масса груза должна быть чуть по тяжелей, при аналогичной упругости резины. И только исходя из этих соображений берусь изготавливать необходимый демпфер. Было дело: прилепил я демпфер (опора ваз-2101+груз 1кг.) на кронштейн генератора, хотел таким способом поубавить колебания движка на холостых. Но из-за сильной эластичности резины, груз очень сильно телепало в разные стороны. А на оборотах движка от 1.500 до 2.000 появлялся сильный резонанс и слышался, как какое то мерзкое дребезжание в районе капота.
Так что перед тем, как делать демпферы нужно хорошо подумать: как, какой, куда и для каких целей ставить. Но даже если демпфер рассчитан не много не верно, то эффект от него все равно будет и будет пропорционален попаданию в нужный частотный резонанс. За редким исключением эффекта от демпфера может не быть или же вибрации усилятся.
— Такое исключение уже проявилось у двух одноклубников: от демпферов на подушке КПП производства Анвис (очень мягкая) эффекта не было. Но зато такой демпфер дал положительный результат на салазках водительского сиденья, надеюсь Paulys003 не будет против освещения комента из лички: » День добрый! Помнишь я делал себе демпфер на опору кпп который мне никак не помог с шумом коробки. Я взял другую пластину прямую и поставил как ты писал под водительское сидение. Так вот от нее там реально классный эффект. Подвеска стала более сбитой и меньше отдается всяких бренчаний! Сейчас хочу еще под пассажирское поставить, тоже думаю эффект будет.»
И еще, не нужно ждать от демпферов такого прихода: поставил демпфер и машина стала иномаркой премиум класса, еду как в вакууме. Нет, именно такого не случится, а будет следующее: некоторые шумы ослабнут, поменяют тональность, подвеска станет комфортней отрабатывать неровности дороги, машина станет более сбитой, в общем на машине станет значительно комфортней передвигаться.
Вот так даже Фокусоводы заморачиваются:
«И вообще, по сравнению со»стоком» — у меня несравненно лучше, но все равно, думаю, в «Бентли» тише…
Сейчас у меня стоят демпферы:
— по одному на передних рычагах;
— по одному на рулевых наконечниках;
— по одному на передних лонжеронах;
— два на переднем подрамнике сзади и один спереди (только эти три не самодельные);
— по одному на болтах крепления салазок передних сидений;
— один на поперечине за передним подрамником;
— один на заднем подрамнике;
— по одному на задних лонжеронах;
— по одному на боковых панелях в багажнике.
Итого 17(!) штук. Как говорится, у кого больше?
На днях поставлю рекомендованные здесь демпферы на КПП и на этом временно прекращаю «демпферизацию» своего универсала, т.к. пора скататься в отпуск.
А потом все равно еще что нибудь замутим…
Не выбрасывать же «Вольвовские» демпферы (их у меня еще 4 шт.), да и самодельные остались.»
(ffclub.ru/topic/361745/?pid=14307895#entry14307895)
Можно в Гугле вбить: «фото динамический демпфер «, «динамический виброгаситель», а далее искать любые картинки с грузиками на элементах машин и читать весь попавшийся таким способом материал. Если эта тема зацепит, то сразу появятся мысли в этом направлении! ))
Вибродемпферы (динамические виброгасители)
Друзья, не терпится рассказать вам об одной необычной доработке, сделавшей мою машину значительно комфортнее.
«Вкратце» в этот раз не будет, так как кратко, но живо — не получается 🙂
С год назад я сделал Шумовиброизоляцию. Приведу выдержку из того отчёта:
Но вот свежий участок заканчивается, и мы съезжаем на старый шершавый асфальт, коего на моих путях-дорогах большинство. Что тут шумит — понять невозможно, потому что шумит всё. От такого асфальта идёт меленкая вибрация, которая раскачивает, как мне кажется, все панели кузова от пола до крыши. Может быть на нём сильно шумит и резина. Трудно понять, потому что звук идёт отовсюду. Звук, напоминающий гром, но не красотой, а мощью и немного частотной характеристикой.
Ну я и подумал что если просто сделать чтобы машина не вибрировала, то на шершавом асфальте останется только шум ветра и шелест шин. То есть не полная шумовиброизоляция, а просто оклеить виброй большие участки тонкого звонкого металла — и вуаля: и денег сэкономлю, и комфорта увеличу.
Видите-ли, оказалось что когда машина едет по множеству шероховатостей зернистого асфальта, то каждая из таких шероховатостей сообщает машине такой ма-а-аленький толчёчек. А тысячи таких толчёчков от тысячи шероховатостей как раз сотрясают (дрожат) машину с относительно высокой частотой, воспринимаемой ухом как гул. После виброобработки гул хоть и остался, но теперь он хотя бы не подзвучен, да и спектр его сузился, как мне кажется.
Вот на борьбу с оставшимся гулом и направлена описываемая доработка.
Итак, вибродемпфер (динамический виброгаситель) устанавливается на автомобиль в те точки, где зарождается вибрация. От дороги ли, от работы двигателя ли — от чего угодно. Представляет собой груз на упругом подвесе. Разумеется, у штатного демпфера и вес груза, и упругость подвеса, и точка установки рассчитаны при разработке автомобиля.
В Мазде Демио DE я знаю три штатных демпфера: один на движке и два на передних стойках. Выглядят вот так:
А если взять, например, Мазду 3, то в ней уже в одной только подвеске будет пять демпферов: два на передних стойках, два на передних рычагах и один на заднем подрамнике. Хотя если взять соплатформенный ей Форд Фокус, то в нём, насколько мне известно, демпферов не будет вообще.
А вообще в иные машины производители ставят сколько угодно демпферов, до полутора-двух десятков. Не только в подвеску, но и на кузов. У старых Вольво, например, штатные демпфера стоят на моторном щите и глушителе, и много где ещё. У своего бывшего Эйрвейва помню вибродемпфер на двери багажника (только я тогда ещё не знал что это такое и для чего нужно).
А кто-то из производителей ставит на кузов очень большие и тяжёлые демпферы:
Для уменьшения гула на шершавом асфальте я установил на машину несколько дополнительных универсальных демпферов.
Пробовал очень много вариантов. Так много, что перейду сразу к конечному 🙂
Два демпфера по 340 граммов на передние стойки вместо штатных:
Два демпфера по 400 граммов на передние рычаги.
Пришлось просверлить под них отверстия 10 мм, так как при установке в любое из существующих отверстий демпферы задевали либо стабилизатор, либо привод, либо пыльник. Кроме того, при установке в подвеску не забываем предусмотреть чтобы при работе подвески демпферы ничего не задели.
Два демпфера по 240 граммов в заднюю подвеску как можно ближе к ступицам в существующие отверстия.
Наверное хорошо бы туда демпфера потяжелее, да не поместятся. Хотя можно изготовить для них переходный кронштейн и закрепить на него. Но, забегая вперёд, эти два демпферочка внесли в общий результат такую долю, что от добра добра не ищут.
Один 400 граммов на передний подрамник через болт крепления стабилизатора.
Так, с подвеской вместе с подрамником разобрались. Переходим к кузову. Пробовал прикручивать демпферы к кузову в районе задних арок.
Эффект есть, но они мешают ставить на место обшивку слева. Это можно решить, но мне и так хорошо, поскольку остановился вот на каком варианте демпферов сзади на кузове:
Установлены в существующие отверстия лонжерона. Вес точно не помню, но общий вес обоих где-то 550-600 г. На второй стороне такая же пара.
А на правую арку как на предыдущем фото я установил штатный демпфер от передней стойки. Не уверен что он даёт эффект, но куда ж его 🙂 А штатный демпфер на второй стойке у меня куда-то делся. Что поделать, такое бывает когда отдаёшь машину в ремонт на незнакомые СТО.
А вот на кузове спереди всё сложно. Очень плотная компоновка везде. По опыту с задней частью кузова я понял что демпферы лучше ставить на лонжероны, но куда? Пробовал через болт крепления подушки двигателя — эффекта ноль. Поставил на болт крепления крэш-бокса, но, как мне кажется, эффекта всё тот же ноль. Да ещё и пофотать забыл 🙂 В общем, это в районе бачка омывателя.
Ну вот, в общем-то, и всё! Итого 12 штук, общим весом примерно 4 кг, из них почти 1.5 кг в передней подвеске и примерно 0.5 кг в задней, остальное (получается, ещё два) — на кузове, из них 0.4 кг на подрамнике.
Ну и что в итоге-то?!
В итоге гул остался только на самом шершавом асфальте. И то он теперь звучит довольно-таки «обузданно». По-прежнему громко, но уже не досаждает. К сожалению, такого асфальта в моём городе немало. Зато если асфальт не совсем шершавый, то на скоростях где-то до 80 км/ч гул совсем ненавязчивый, а на скоростях выше — он ещё уменьшается! И как раз на межгороде асфальт обычно не совсем шершавый! Теперь на межгороде можно идти сотку и не слышать гул. Слышно ветер, слышно двигатель, слышно даже шум шин — но громоподобного гула кузова не слышно! Бинго! Это победа!
А вы когда-нибудь слышали двигатель в салоне Мазды 2/Демио при скорости 100 км/ч?
Ах, да! При езде на шипах стало тише. На шипах и раньше было негромко, но теперь на шипах по асфальту так: вроде слышишь что едешь на шипах, но они не издают гула, они издают ненавязчивое шипение. Это про скорости от 80 км/ч.
Но и это ещё не всё! Проезд неровностей перестал быть болезненным! Если до доработки проезд неровностей был таким громким, что хотелось ехать на диагностику ходовой, то теперь дискомфорт доставляют только ямы с острыми краями или реально большие неровности. Всё что меньше этого машина проходит, как это обычно пишут, «сбито», «упруго» и вообще с достоинством. Замечу что у меня мягкая резина 175/65R14.
Я не буду извиняться за много восклицательных знаков, так как только ими я могу передать насколько лучше стало с демпферами. Машина действительно стала комфортнее.
А диагностика ходовой показала только люфт в одной из рулевых тяг. Остальная ходовая в порядке, просто она громко работала.
Глядя на фотки новых демпферов, кто-то из читателей мог задаться вопросом о том где я их столько взял.
Демпферы приобретались у драйвовчанина enzo73 здесь: www.drive2.ru/market/offers/147801. В блоге enzo73 можно подробнее ознакомиться с их устройством и принципом действия, а так же ознакомиться с опытом их установки на некоторые модели автомобилей.
А вывод мой такой: всего на моей машине сейчас примерно 4 кг демпферов. Это раз в 8 легче чем шумовиброизоляция, сделанная по лёгкому варианту. Обошлись они мне чуть меньше 5000, что в два раза дешевле одних только материалов для ШВИ, которая по лёгкому варианту. А эффекта в плане убавления гула от них побольше чем от ШВИ. Но я не уверен что ШВИ не нужна, поэтому в следующей машине доработки по акустическому комфорту я начну именно с установки демпферов. Конечно, если это будет не Мерседес, или не старая Вольво. 🙂