Виды повреждения кузова авто
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Приложение 2 к приложению к Положению Банка России от «19» сентября 2014 года No 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства
Характеристика вида повреждения
Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов
Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Изменение геометрии конструктивного элемента транспортного средства по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место)
Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали
Изменение геометрии конструктивного элемента по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента
Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали его фрагмента
Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали с образованием, например, заусениц или полосок.
Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения
Изменение геометрии конструктивного элемента в виде его сгибания вверх, вниз или назад
Вид деформации конструктивного элемента транспортного средства, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности. Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный
Искривление и (или) сгибание поверхности конструктивного элемента с появлением неровностей
Несквозное повреждение конструктивного элемента небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортном происшествии встречаются наслоения краски, пластика, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом.
Частичное уничтожение конструктивного элемента транспортного средства в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части
Отделение фрагмента конструктивного элемента
Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы, на несколько слоев
Взаимное смещение конструктивных элементов транспортного средства (например, каркаса кузова, кабины, салона, платформы, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов, рамы) в пространстве от конструктивно заданного положения с нарушением сверх допустимых пределов местоположения контрольных (базовых) точек
Разделение конструктивного элемента на несколько мелких частей или полная потеря им формы и свойств
Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы
Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (например резина, ткани)
Сквозное повреждение конструктивного элемента неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину)
Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента в виде линии незначительной глубины и длины
Разрушение металла по всей толщине детали в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой
Полное отделение незначительного по площади фрагмента основного материала от поверхности детали. Особым видом скола является скол лакокрасочного покрытия – незначительное по площади отделение фрагмента лакокрасочного покрытия без повреждения материала детали.
Изменение геометрии конструктивного элемента с образованием неровности в виде волнообразного или прямолинейного сгиба
Изменение формы конструктивного элемента в виде деформации вокруг воображаемой оси
След сквозной коррозии
Признак, косвенно указывающий на наличие сквозной коррозии (например, разрушение лакокрасочного покрытия металлической детали изнутри, без повреждения его поверхностного слоя, подтеки ржавчины)
Нарушение взаимного положения конструктивных элементов, не предусмотренное его конструкцией
Нарушение режима работы агрегатов и узлов транспортного средства, характеризующееся звуком в виде ударных нагрузок и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня
Частичное или полное вытекание топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей через образовавшиеся трещины и щели
Узкое сквозное или несквозное повреждение конструктивного элемента транспортного средства, длина которого превышает его ширину
Самые распространенные виды кузовных неисправностей
Внеплановый ремонт автомобиля — это событие, которое всегда застаёт автолюбителя врасплох. Особенно когда дело касается ремонта самой дорогой его части — кузова. Это основная несущая часть транспортного средства, поэтому на качестве ремонта не следует экономить.
Виды повреждения кузова
Повреждения, вследствие которых может потребоваться ремонт, достаточно разнообразны, но не всегда заметны визуально. Самые распространённые из них:
Особенности
Наиболее распространённый вид повреждения кузова — это незначительные повреждения лакокрасочного покрытия: мелкие сколы, царапины и потёртости. Такие повреждения практически не влияют на динамические и эксплуатационные свойства автомобиля. Но следует помнить, что даже незначительные глубокие царапины со временем могут стать очагом коррозии.
Коррозия кузова — неприятный, и порой очень опасный вид повреждения кузова. Ржавчина может появиться вследствие недостаточного ухода за кузовом автомобиля, некачественного предыдущего ремонта или плохой антикоррозионной защиты. Чаще всего гниению подвержены навесные элементы кузова (крылья, двери).
Наибольшую опасность несет коррозия несущих элементов, таких как лонжероны, днище, стойки и пр.
Опасность состоит в том, что очаги коррозии на этих элементах можно заметить не сразу. Кузов может потерять свою прочность, его может «повести».
В движении прогнившие несущие элементы могут ухудшить управляемость машиной и привести непредсказуемым последствиям. Поэтому следует периодически проводить осмотр всех несущих элементов кузова.
Механические повреждения, так же как и повреждения в результате чрезмерных нагрузок на автомобиль — самые дорогостоящие. В сложных случаях нарушается геометрическая целостность кузова, что приводит к невозможности эксплуатации авто.
Наиболее опасны опрокидывания автомобиля на крышу, так как именно крыша является важным элементом жёсткости кузова. Следует заметить, что не все автомобили, имеющие повреждения данного типа, подлежат восстановлению.
В любом случае, какой бы ни был результат повреждения, следует незамедлительно устранить последствия. Механические повреждения могут сильно влиять на поведение автомобиля, а ржавчина продолжать разрушать целостность металла.
Следует помнить, что только профессиональный подход может обеспечить качественный кузовной ремонт. На безопасности не следует экономить.
Использование профессионального оборудования и материалов позволяет производить ремонт любой сложности. А конкурентные цены делают нас доступными для широкой аудитории автолюбителей.
Повреждения кузова, возникшие при эксплуатации
Повреждения кузова, возникшие при эксплуатации
В этой главе речь идет о менее значительных повреждениях кузова, возникших в процессе эксплуатации автомобиля и ухудшающих внешний вид.
Вмятины появляются в результате остаточной деформации при ударе, неправильном ремонте, а также вследствие некачественной сборки кузова.
Вмятины бывают простыми и легко поддающимися ремонту и сложными – с острыми загибами и складками или располагаться в труднодоступных для ремонта местах.
Трещины – это часто встречающиеся повреждения кузова. Они могут появиться в любом месте в результате перенапряжения металла (ударов, изгибов), а также в результате непрочного соединения узлов и деталей и недостаточной прочности конструкции.
Разрывы и пробоины подразделяют на простые, принимающие после правки металла вид трещины, и сложные, требующие при ремонте поврежденного места постановки заплат.
Обрывы в деталях кузова характеризуются величиной порванной части панели или оперения. Большие обрывы часто устраняют постановкой вставок сложного профиля, а в некоторых случаях производят полную замену детали.
Растянутые поверхности металла различают по месту их нахождения: на поверхности панели в виде бугра и в отбортовках деталей (растянуты борта и кромки).
Коррозия по своему внешнему проявлению может встречаться в виде равномерной, когда металл разрушается равномерно по всей поверхности, и местной, когда металл разрушается на отдельных участках. Последняя форма коррозии обнаруживается по темным пятнам или глубоким черным точкам на металле, она более опасна, так как металл может в короткий срок разрушиться с образованием сквозных отверстий.
Нарушение сварных соединений встречается в узлах деталей, которые соединены точечной сваркой, и в сплошных сварных швах кузова.
Нарушение клепаных швов является результатом ослабления или среза заклепок, а также износа отверстий под болты и заклепки.
Прогибы, перекосы и скручивание обычно появляются в результате аварийной нагрузки. Перекосы бывают межузловые и в плоскости одного узла или детали (перекос в дверном проеме кузова, перекос в самой двери, прогиб пола).
Износы отверстий и стержней возникают в результате трения качения (оси и отверстия в петлях дверей) или ослабления крепления узла заклепками или болтами; износы поверхностей – из-за систематической нагрузки, прилагаемой к поверхности, например, при перевозке абразивных грузов в кузовах автомобилей.
Конструктивные недоработки узлов кузова часто приводят не только к появлению повреждений, но осложняют их ремонт, а иногда и выполнение ремонтных операций вплоть до необходимости замены поврежденного узла новым. Конструктивные недоработки в кузове, осложняющие его ремонт, имеют место, главным образом, в отечественных автомобилях, потому что на автомобильных заводах недостаточно полно учитывают требования автотранспортных и авторемонтных предприятий к конструкции кузова.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Повреждения и дефекты древесины
Повреждения и дефекты древесины Перед тем как приступать к работе, необходимо внимательно осмотреть брусок. На древесине не должно быть примесей других цветов, следов поражения древесными червями-точильщиками или же следов, свидетельствующих о начавшемся процессе
Повреждения автомобиля при авариях
Повреждения автомобиля при авариях Наибольшее количество соударений автомобилей приходится на переднюю часть, несколько меньше – на заднюю и наименьшее – на боковые.Повреждения кузовов, полученные в результате соударения, делят на три категории. К первой относят
Разборка кузова
Разборка кузова В зависимости от объема ремонта и состояния разборка кузовов бывает частичная и полная. Частичную производят, когда кузов находится в хорошем состоянии и ремонта требуют только отдельные его части, поврежденные в результате износа, ослабления креплений
2.2.3. Особенности эксплуатации
2.2.3. Особенности эксплуатации Рассмотренная посудомоечная машина хорошо сушит и работает тихо. В апреле 201? года многофункциональным устройством DVR (шумомер, индикатор влажности, индикатор освещенности, дистанционный термометр) проведены замеры акустического фона рядом
Глава 4 Советы по правильной эксплуатации печи
Глава 4 Советы по правильной эксплуатации печи Чистка дымохода от сажи Качественную и регулярную чистку дымохода необходимо проводить даже в том случае, если печная конструкция состоит из самых дорогостоящих и современных модульных систем. При любой, даже самой
Некоторые технические моменты эксплуатации печи
Некоторые технические моменты эксплуатации печи При эксплуатации печи ее нужно воспринимать как техническое устройство — теплотехнический агрегат, требующий к себе постоянного и пристального внимания. Именно такой взвешенный подход к ее использованию обеспечит
Правила эксплуатации системы очистки сточных вод
Правила эксплуатации системы очистки сточных вод Бо?льшая часть правильно разработанных систем очистки сточных вод будет функционировать в течение многих лет без всяких проблем. Однако существуют некоторые вещи, которые следует делать и можно сделать, чтобы продлить
Виды аварийных повреждений и ремонтов кузовов
В результате аварии кузов может быть повреждён, на его поверхности могут появиться следы деформаций, царапины, задирыи другие повреждения.
вытяжки, изломы рёбер жёсткости, разрушения целостности материала или соединения с образованием трещин, разрывов, отделением фрагментов,
Виды деформаций и ремонтов кузовов легковых автомобилей довольно подробно определены в нормативных документах ВАЗ.
Кузова современных легковых автомобилей представляют собой сложную пространственную систему, рассчитанную на большие динамические и статические нагрузки, Являясь несущим, кузов воспринимает нагрузки через элементы силового каркаса, а также внутренние и наружные панели.
В нормальных условиях эксплуатации кузова автомобилей надежно служат по 10-12 и более лет.
Необходимо иметь в виду, что при дорожно-транспортных происшествиях и при езде на повышенных скоростях по выбитым дорогам в кузове возникает остаточная деформация.
Рассмотрим несколько примеров аварийной деформации кузова.
Удар нанесён в переднюю часть кузова в район левого переднего крыла, лонжерона и левой фары (Рис. I). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения коснутся следующих кузовных деталей:
панели рамки радиатора, щитку передка, крыльям, капоту, брызговикам, передним лонжеронам, раме ветрового окна и крыше. На рисунках это видно по линиям, указанным пунктиром.
|
Вместе с тем, при этом может происходить, первоначально не всегда видимая, деформация в передних, центральных и задних стойках с обеих сторон, в передней и задней левых дверях, в левом заднем крыле и даже в задней панели багажника.. Направления распределения нагрузок и возможные изменения в геометрии силовых элементов каркаса кузова и его панелях указаны стрелками.
Рис.1. Повреждения кузова при фронтальном ударе. |
передние крылья, капот, панель рамки радиатора, щиток передка, брызговик, передние лонжероны.
Восстановить базовые точки передней части кузова возможно, методами правки. При этом необходимо и восстановление размеров по проемам передних дверей и координат передних и центральных стоек, так как силовые нагрузки при этом передавались через передние двери на передние и центральные стойки кузова, воздействовали сжимающими усилиями на порог и верхнюю часть боковины кузова.
Рис.2. Повреждения кузова при ударе в переднюю часть под углом 40-45°.
Удар произведен сбоку в переднюю часть кузова автомобиля в районе сопряжения передней панели с передней частью лонжерона и левого крыла(Рис.3). При таком направлении удара наиболее вероятно, что повреждения коснутсяследующих кузовных деталей:
передних крыльев, рамки радиатора, щитка передка, брызговиков, лонжеронов, капота. Растягивающие усилия нарушили проем левой передней двери, сжимающие усилия вызвали деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Стойки передние и центральные при этом также получили значительные силовые перегрузки и имеют отклонения от своего первоначального расположения.
Рис.3. Повреждения кузова при ударе сбоку в районе сопряжения передней панели о лонжероном.
|
Осматривая автомобиль после аварии, наличие «скрытых» деформаций в силовых элементах кузова можно установить: по наличию перекосов в лицевых деталях, по величинам выступаний одной детали относительно другой; по нарушениям зазоров в сопряжениях проемов с дверями, капотом, крышкой багажника.
Рис.4. Повреждения кузова при ударе сбоку. |
Технические условия 017207-255-00232934-2006 «Кузова автомобилей LADA, технические требования при приёмке в ремонт, ремонте и выпуске из ремонта предприятиями сервисно-сбытовой сети ОАО «АвтоВАЗ»», Тольятти 2006 г., предусматривают следующие виды ремонтаповрежденных (деформированных) кузовов (ТУ п.2.6.1.):
• устранение перекосовкузова;
• ремонтотдельных деталей (рихтовка, сварка);
• заменаотдельных деталей кузова или их поврежденных частей;
• окраскаи антикоррозионная обработка».
Геометрические параметры кузовов приведены в ТУ (Приложение Б). Наличие перекосов устанавливается путём замера соответствующих проёмовили местоположения базовых точек креплениясилового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании каркаса несущего кузова.
3.3. Устранение перекосовпроёмов и кузова должно выполняться перед рихтовкой и ремонтомлицевых панелей.
3.4. Допускаетсяпроизводить устранение перекосовкузова как с лицевыми панелями (крыльями, боковинами, панелями передка и задка, крыши), так и при отсоединённых лицевых панелях.
3.6. В зависимости от степени деформации кузова устанавливается следующая классификация перекосов:
• перекос проёма;
• несложный перекос кузова;
• перекос кузова средней сложности;
• сложный перекос кузова;
• перекос кузова особой сложности.
3.7.В зависимости от степени повреждения или коррозионного разрушения кузовной детали предусматриваются следующие виды ремонтапри снятых узлах и деталях, препятствующих проведению рихтовочных, сварочных и окрасочных работ:
• ремонт 1— устранение повреждений в легкодоступныхместах (до 20% поверхности детали);
• ремонт4 — устранение повреждений с частичной реставрацией* детали на поверхности свыше 30%;
Замена— замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей***.
** Частичная замена чаще всего производится при повреждении узких и длинных деталей (поперечины, лонжероны, боковины), когда экономически целесообразнее производить замену не всей детали, а только ее поврежденной части.
*** Замена детали кузова производиться в случае ее неремонтопригодности или экономической нецелесообразности ее ремонта.
Ремонт кузова зачастую связан с необходимостью выполнения арматурных работпо разборке, сборке, снятию, установкеузлов, деталей. Перечень арматурных работ приводится в технологии технического обслуживания и ремонта соответствующего АМТС.
К арматурным работам чаще всего относятся:
разборка, сборка:
• дверей передних, задних и задка;
Снятие и установка;
• капота и его механизмов;
• крышки багажника и ее механизмов;
• стекол ветрового, заднего и боковых;
• бамперов переднего и заднего;
• антенны, динамиков, радиоприемника, магнитолы, проигрывателя;
Трудоемкости работ по ремонту (замене) кузовных деталей и устранению перекосов кузова, как правило, не учитываюттрудоёмкости работ по снятию-установке узлов и деталей, препятствующих проведению ремонтных работ.
В трудоёмкостях по замене кузовных деталей учтеныследующие работы: отсоединение и снятие старой детали, устранение остатков металла, рыхлой и пластовой ржавчины (коррозии), рихтовка сопрягаемых кромок, подгонка и приварка новой детали, зачистка сварочных точек и швов, выравнивание поверхностей наполнителями и шлифовка дефектных мест. («Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ» Общие положения п.9. Тольятти 2005г.)
Составление Акта осмотра
В результате осмотра специалистом определяются и заносятсяв соответствующие разделы акта осмотра все необходимые для оценки сведения об объекте оценки, его повреждениях, дефектах, технологии ремонта, а также его мнение о причине возникновения обнаруженных повреждений.
1. В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙраздел заносятся:
• РЕАЛЬНЫЕ,а не указанные в представленных документах, номераавтомототранспортного средства и его агрегатов (регистрационный номер, идентификационный номер VIN, номер кузова, номер рамы, номер двигателя и т.п.);
• пробег по одометру;
• для АМТС, которые находятся на гарантийном обслуживании,или которые ремонтируются и обслуживаются у официального дилера или на фирменной СТОА,необходимо сделать специальную подтверждающую запись;
• комплектацияавтомототранспортного средства, наличие дополнительного, внештатного, тюнингового оборудования;
2. В раздел «ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО»заносится следующая информация, исправление которой недопустимо:
производилась ли заменаузлов, агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий;
подвергалось литранспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество;
наличиена автомототранспортном средстве эксплуатационных дефектов, в первую очередь, наличие коррозии металла (поверхностной, глубокой или сквозной).
наличиена автомототранспортном средстве аварийных повреждений (деформаций, царапин, задиров и т.п.) их вид, характер, степень сложности, размер и места расположения.
Поврежденияможно классифицировать по времени возникновения:
— относящиеся к данной аварийной ситуации;
— полученные от предыдущих аварий.
Специалист, проводящий осмотр, должен сделать вероятностные выводы о принадлежности обнаруженных повреждений к данному происшествию и сделать в Акте осмотра соответствующую запись следующего характера:
«С большой долей вероятности можно предположить, что установленные при осмотре повреждения автомобиля могут ЯВЛЯТЬСЯ следствием ДТП, зафиксированном в прилагаемой Справке ГИБДД. Повреждения, по поводу которых можно предположить, что они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ следствием этого ДТП, помечаются в разделе «ВЫВОДЫ» двумя звёздочками **»
Дефектыможно классифицировать следующим образом:
— полученные вследствие правильной эксплуатации и хранения АМТС;
— полученные вследствие НЕправильной эксплуатации и хранения АМТС;
— явившиеся результатом некачественно проведенных ремонтных работ.
Так как описание повреждений, дефектов не всегда дает полного представления о них.. то сведения о повреждениях, дефектах желательно сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п.
В этот раздел НЕЖЕЛАТЕЛЬНОвключать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления АМТС (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.).
Повреждения, с большой степенью вероятности, относящиеся к рассматриваемому ‘ происшествию, желательно включать в акт осмотра с указанием их наличия или отсутствия в справке ГИБДД. Также необходимо указывать повреждения, с большой степенью вероятности, не относящиеся к данному происшествию.
Наличие сильной коррозии металла, либо иных дефектов эксплуатации ТС, влияющих в значительной степени на технологию, стоимость ремонта, необходимо отметить в акте осмотра.
При оформлении Акта осмотра и других документов, необходимо пользоваться терминологией,принятой в нормативной, технической, технологической документации: в руководстве по технологии ремонта, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе.
Каждой повреждённой детали должна соответствовать отдельная строка раздела и, по возможности, фотография.
Например, сначала мы осматриваем детали 28 группы (рама, защитные элементы кузова), затем 84 группы (оперение) и т.д.
3. Для рекомендаций по ремонту транспортного средства в Акте осмотра предназначен раздел «ВЫВОДЫ».Этот раздел заполняется специалистом без обсуждения и согласования с другими участниками осмотра, после анализа технической возможности и экономической целесообразности проведения предполагаемых работ.
При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить все повреждения, дефекты. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра и документе, выдаваемом заинтересованной организации (лицу), но они не должны отражаться в стоимости ремонта до их окончательного установления при последующих осмотрах
АМТС. В расчет стоимости ремонта могут быть включены необходимые контрольно-диагностические операции.
По согласованию с заказчиком Акт осмотра может не составляться.В этом случае все необходимые данные вносятся в отчет.