Виды пробегов автомобиля такси
Какой пробег в такси?
Устраиваясь на работу в такси, каждого водителя интересует какой пробег он будет совершать ежедневно. От этого показателя будет зависеть как заработок, так и размер амортизации автомобиля. Особенно этот вопрос актуален для тех водителей, которые собираются работать таксистом на своем личном транспорте.
Сколько можно проехать за смену
По статистике большинство таксистов за рабочий день накатывают около 300 километров. Конечно, эта цифрам может зависеть от разных факторов:
Тем не менее, количество пройденных километров примерно одинаковы в разных населенных пунктах. Для того чтобы покрыть расходы таксисту важно сократить пробег, при этом, не влияя на количество заказов и пассажиров.
Именно по этой причине при трудоустройстве в таксопарк очень важно ориентироваться в городе, уметь выбирать кратчайший маршрут, выбирать заказы с минимальным прохождением дистанции из точки А в пункт В. Также водитель должен иметь достаточны опыт для того, чтобы не попадать в пробки. Простой в заторах на дорогах не только избавит вас от заработка, но и даже может привести к убыткам.
Виды пробегов в такси:
Платный пробег зависит от количества заказов, нахождения транспортного средства в движении, включений таксометра, нахождения такси на стоянках. Таксомоторные стоянки должны располагаться на максимально людных местах – у торговых центров, вокзалах, различных учреждений.
Чем удачнее будет подобрана стоянка, тем больше вероятность получить дополнительного клиента. Это значит, что таксисту не придется проезжать нулевой пробег для того, чтобы добраться до следующего клиента по вызову. Также необходимо учитывать простой автомобиля по требованию пассажира. Этот фактор также влияет на суточный пробег такси.
Обычно время простоя регламентирует таксопарк, в котором работает машина. Время ожидания не превышает 30 минут. Все вышеперечисленные факторы напрямую взаимосвязаны с суточным пробегом таксиста.
Определение и анализ показателей использования автомобилей-такси
Транспортный процесс таксомоторных перевозок складывается из неповторяющихся циклов (рис. 12.4), включающих подачу автомобиля-такси на стоянку (пробег без пассажиров), ожидание посадки, движение с пассажирами и оплаченный простой. Момент высадки пассажиров с выключением таксометра определяет конец предыдущего и начало последующего цикла перевозок. Посадка пассажиров не прерывает цикла перевозок. Кроме операций, входящих в цикл перевозок, следует выделить операции, относящиеся к сменному (суточному) циклу эксплуатации автомобиля-такси. К ним относятся подача автомобиля-такси из автотранспортного предприятия для работы на линии и возврат в него согласно графику. Автомобили-такси заправляют топливом при подаче его из автотранспортного предприятия или при возврате в него, а также при подаче автомобиля-такси для посадки пассажира по заказу.
Эффективность использования автомобилей-такси может быть оценена системой эксплуатационных показателей. Провозные возможности таксомоторного парка и эффективность его использования характеризуют следующие факторы: численный состав парка; коэффициент использования парка автомобилей-такси; продолжительность работы автомобилей-такси на линии; оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок; использование пробега автомобиля-такси; скорости движения автомобилей-такси; время оплаченного простоя за цикл перевозок; простои автомобилей-такси в ожидании пассажиров.
Основные эксплуатационные показатели можно свести в две группы:
показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии;
Рис. 12.4. граф возможных состояний автомобиля-такси в процессе эксплуатации:
I элементы, включаемые в цикл перевозок;
II — операции, относящиеся к суточному (сменному) циклу эксплуатации автомобиля
показатели производительности автомобилей-такси, определяющие доходы за 1 ч работы.
Учет эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси базируется на определении характеристик отдельных циклов перевозок с использованием специальных карточек, т. е. учетным способом.
Каждый цикл перевозок характеризуется определенными значениями показателей производительности. Для анализа работы парка автомобилей-такси пользуются средними значениями показателей.
Средний оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок
,
где —оплаченный пробег при выполнении i-го цикла перевозок; n — число наблюдений.
Среднее значение коэффициента платного пробега за цикл перевозок
,
где lобщ i — общий пробег за i-й цикл перевозок. Техническая скорость автомобиля-такси
,
где tДB i — время движения для i-гo цикла перевозок.
Средние затраты времени на ожидание посадки очередного пассажира
,
где tож ; — затраты времени на ожидание пассажира для i-гo цикла перевозок.
Среднее время оплаченного простоя за цикл перевозок:
,
где ОО.Вi— время оплаченного простоя при выполнении i-гo цикла перевозок.
По средним значениям эксплуатационных показателей можно определить среднюю продолжительность цикла перевозок, эксплуатационную скорость, доходы, расходы, прибыль и др.
Продолжительность цикла перевозок складывается из
времени движения tдв—lо.п/βvт. ожидания tOЖ и времени оплаченного простоя tО.В:
Эксплуатационная скорость автомобиля-такси
,
Значения эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси в различные часы суток неодинаковы.
Доходы (в рублях) в среднем за цикл перевозок по действующим тарифам Дц = 0,2 + 0,2lО.П + 2 tО.В.
Расходы в среднем за цикл перевозок
,
По усредненным ориентировочным данным можно при сдельно-премиальной системе оплаты труда водителей принять величины значений для kзар — 1,3; rпос = 0,06 р./ пос; rкм = 0,04 р./пос; rо.в = 0,56 р./ч; Спер = 0,05 р./ км; Сн = 0,59 р./ч.
Прибыль в среднем за цикл перевозок с учетом 2 % отчислений на строительство автомобильных дорог ПРЦ= = 0,98ДЦ — SЦ, а за 1 ч работы ПРЧ= (0,98ДЦ SЦ)/tЦ.
На рис. 12.5 показано распределение доходов и прибыли на 1 ч работы с учетом соответствующего изменения эксплуатационных показателей по часам суток.
Рис. 12.5. Доходы (а) и прибыль (б) на 1 ч работы при принятом распределении численности работающих автомобилей-такси по часам суток (в)
Уменьшение прибыли и доходов от перевозок, например, начиная с 3.00—5.00 ч объясняется снижением коэффициента платного пробега до 0,596 (рис. 12.6) и ростом потерь времени на ожидание пассажиров до 0,54 ч (рис. 12.7), что ниже среднего уровня соответственно на 26,7 и 66 % В этот период эксплуатационная и техническая скорости и средний оплаченный пробег за цикл перевозок снижаются.
Ночью, когда практически не работает весь городской транспорт, кроме таксомоторного, необходимо увеличивать число радиофицированных автомобилей-такси и совершенствовать диспетчерское управление ими. Это улучшит технико-экономические показатели использования автомобилей-такси. Во всех случаях число работающих автомобилей-такси должно обеспечивать заданный уровень удовлетворения спроса на поездки.
На основе проведенных исследований Госавтотранснии-проект рекомендует устанавливать дифференцированные нормативы коэффициентов платного пробега автомобилей-такси и времени нахождения их в наряде в зависимости от насыщенности города автомобилями-такси (табл. 12.1). К первой группе отнесены города численностью свыше 1 млн. жителей, II — 0,5—1 млн., III — 0,25—0,5 млн. и IV — 0,1—0,25 млн.
Рис. 12.6. Распределение значений Рис. 12.7 Распределение потерь
коэффициента платного времени в ожидании пассажиров по
пробега по часам суток часам суток
При разработке нормативов среднее расстояние подачи автомобилей-такси, определяющее значение коэффициента платного пробега, определялось с учетом удельного веса автомобилей-такси на стоянках, по срочным и предварительным заказам, а также в пути следования.
Насыщенность города автомобилями-такси, спрос на таксомоторные перевозки и уровень их организации определяют продолжительность простоя автомобилей-такси в ожидании посадки пассажиров. Для приближенных расчетов времени простоя автомобилей-такси в ожидании пассажиров Тп в течение всего времени нахождения в наряде может быть использована следующая зависимость:
где Пт — транспортная подвижность населения (по таксомоторным поездкам); q — номинальная пассажировместимость автомобиля-такси, пасс; y — коэффициент наполнения автомобиля-такси; N — число автомобилей-такси; α — коэффициент использования парка.
Время простоя Тп и техническую скорость автомобилей-такси определяют из следующей зависимости vЭ = vT (1 —ТП/ТН). При укрупненных расчетах можно принимать v т = 37÷40 км/ч.
Группа городов | Насыщенность города автомобилями-такси, авт./1000 чел | ||||||
0,4 0.6 0.8 1.0 1.2. 1. 4 1.5 | |||||||
I II III IV | 0.82 0,79 0,76 0,72 | 0,80 0,77 0,74 0,70 | 0,79 0,76 0,72 0,69 | 0,77 0,74 0,71 0,67 | 0,73 0,73 0,70 0,66 | 0,75 0,72 0,68 0,65 | 0,74 0,71 0,67 0,64 |
Плотность сети стоянок (на 1 км 2 площади города) | Группа городов | |||
I | II | III | IV | |
До 0,2 (включительно) | 0,50 | 0,48 | 0,40 | 0,31 |
0,2—0,3 | 0,56 | 0,54 | 0,46 | 0,38 |
0,3—0,4 | 0,62 | 0,60 | 0,52 | 0,45 |
0,4—0,5 | 0,68 | 0,66 | 0,60 | 0,54 |
0,5—0,6 | 0,73 | 0,72 | 0,65 | 0,60 |
Свыше 0,6 | 0,80 | 0,79 | 0,72 | 0,66 |
Одним из показателей уровня качества обслуживания населения таксомоторными перевозками являются затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси. При этом не имеют значения затраты времени на движение, так как они больше характеризуют не уровень организации таксомоторных перевозок, а архитектурно-планировочную структуру города, дорожную сеть, организацию дорожного движения и др.
Средние затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси
где αCT, αП.З, αС.З, αП.С— соответственно удельный вес найма автомобилей-такси на стоянках по предварительным и срочным заказам и в пути следования
tCT, tП.З, tС.З, tП.С— соответственно затраты времени на найм автомобилей-такси на стоянках, по предварительным и срочным заказам и в пути следования.
Удельный вес найма автомобилей-такси пассажирами на стоянках в зависимости от плотности сети стоянок, определяемый отношением их общего числа к застроенной площади города, представлен в табл. 12.2.
Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 3975 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Организация перевозок автомобилями-такси
В единой транспортной системе непрерывно возрастает значение пассажирских таксомоторных перевозок. Темпы роста объемов таксомоторных перевозок выше, чем на других видах пассажирского транспорта. Росту таксомоторных перевозок способствуют систематическое повышение
материального благосостояния народа, совершенствование
методов организации и управления движением автомобилей-такси, оснащение таксомоторных парков страны комфортабельными и быстроходными автомобилями.
Автомобили-такси не заменяют, а дополняют маршрутизированный городской транспорт, поскольку они используются главным образом при срочных поездках, перевозках, требующих доставки пассажира «от двери к двери»; поездках пассажиров с багажом; перевозках в районы, где нет маршрутных городских перевозок, или в те часы, когда они не осуществляются.
Особенностью эксплуатации автомобилей-такси является высокая интенсивность их использования (13—14 ч е сутки с пробегом 200—300 км) в напряженных условиях городского движения. Поэтому к автомобилям-такси предъявляют повышенные требования по надежности, долговечности и динамическим качествам.
Главным требованием в организации таксомоторных перевозок является быстрое представление автомобиля-такси пассажиру. Этого можно достигнуть, установив правильный режим работы автомобилей-такси на линии; правильно распределив работу диспетчеров на стоянках, стоянки автомобилей-такси на территории города, хорошо поставив диспетчеризацию работы стоянок такси, а также организацию быстрого выполнения заказа на перевозку, принятого по телефону.
Работа автомобиля-такси будет наиболее производительна тогда, когда их число на линии будет соответствовать спросу населения. Целесообразное число автомобилей-такси, работающих на линии, по часам суток может быть определено на основе систематического изучения пассажирооборота (рис. 12.1).
Стоянки такси устраивают в местах их наибольшего спроса. Чем больше число стоянок автомобилей-такси в городе, тем меньше пассажир тратит время на подход к стоянке,
Рис. 12.1. График пассажирооборота и выпуска автомобилей-такси на линию:
1—пассажирооборот; 2 — число автомобилей-такси на линии
тем меньше холостых пробегов у автомобилей-такси и тем быстрее может быть организована подача автомобилей-такси по телефонному вызову.
В местах большого скопления автомобилей и большого пассажиропотока (у вокзалов, театров и т. п.) устраивают «посадочные площадки», куда подается очередной автомобиль-такси.
Выбор места стоянки автомобилей-такси и расстановка на ней автомобилей должны обеспечивать наибольшие удобства для пассажиров (небольшие расстояния пешего хождения, отсутствие пересечений транспортных потоков), возможность быстрого выезда и установки автомобиля на стоянку с наименьшим количеством маневров и передвижений во время ожидания пассажира, а также возможность организовать четкую очередность отправления автомобилей такси.
Стоянки автомобилей-такси обозначают указателями, а также оборудуют средствами связи с диспетчерскими пунктами и информационными устройствами.
Широко распространен метод обслуживания населения по заказам, с помощью которого обеспечивается перевозка по принципу «от двери к двери». Эффективность этого метода определяется уровнем диспетчеризации, использованием оперативной радиосвязи между диспетчерскими пунктами и водителями.
Центральное или районное бюро заказов принимает от населения срочные и предварительные заказы на автомобили-такси и обеспечивает их выполнение, направляя по вызову радиофицированные автомобили-такси, передавая заказы водителям нерадиофицированных автомобилей через телефонизированные стоянки и диспетчерам таксмоторных предприятий, а также водителям дежурных автомобилей-такси, прибывающим в бюро заказов по особому графику.
На принятый по телефону заказ диспечер заполняет бланк заказа. Время приема заказа фиксируется на бланке при помощи штамп-часов. Принятые заказы сортируют на срочные и предварительные, а также по районам города. Срочные заказы тут же поступают на исполнение диспетчерам радиофицированных автомобилей-такси. Водители радиофицированных автомобилей-такси после каждой поездки обязаны докладывать диспетчеру по радио о месте своего нахождения.
Существенное повышение эффективности управления заказными таксомоторными перевозками в крупных городах связано с внедрением автоматизированных систем управления заказными таксомоторными перевозками (АСУ ЗТП), действующих на базе управляющего вычислительного комплекса типа М-6000 с применением нестандартных технических средств.
Автоматизированная система управления заказными таксомоторными перевозками охватывает все технологические операции, выполняемые центральной диспетчерской службой таксомоторного предприятия (ЦДС-Т), начиная с приема заказов на подачу автомобиля-такси и кончая обширной информацией о работе диспетчеров и водителей, спросе на автомобили—такси по часам суток, выполнении графиков выпуска радиофицированных автомобилей-такси на линию и т. д.
В отделении приема и исполнения заказов диспетчеры работают при помощи пультов взаимодействия с ЭВМ. Диспетчеры справочной службы и старшие диспетчеры взаимодействуют с ЭВМ при помощи стандартных станций индивидуальных данных (СИД).
Для примера можно привести работу диспетчеров в условиях функционирования АСУ ЗТП на всех участках диспетчерской станции в Ленинграде.
В отделении приема заказов на подачу автомобилей-такси оборудовано 20 рабочих мест с 20 параллельно входящими линиями городской телефонной сети (под одним номером). У каждого диспетчера имеются пульт взаимодействия с ЭВМ и ключи для соединения с заказчиком.
Система распределения номеров городских телефонов в Ленинграде подчинена определенным территориальным принципам, учет которых позволяет по первым трем из семи цифр любого телефона, по которому подается заказ, определить с точностью до 3—4 км местонахождение заказчика. Поэтому диспетчер по номеру телефона клиента, не спрашивая вначале его адрес, направляет в требуемый микрорайон свободное такси, находящееся там же или в соседнем микрорайоне.
В память ЭВМ непрерывно поступает информация в виде номеров телефонов заказчиков — государственных номеров свободных автомобилей-такси и номеров микрорайонов, где они находятся. Решение задачи подбора пары заказчик—автомобиль-такси осуществляется автоматически.
По сообщению водителя свободного радиофицированного автомобиля-такси о месте его нахождения диспетчер радиоканала по схеме города определяет номер микрорайона, в котором находится водитель, набирает номер микрорайона на пульте вместе с номером автомобиля, вводит данные в ЭВМ и следит за ответным сигналом. При наличии заказа, хранящегося в памяти ЭВМ, диспетчер, получив сигнал «Есть заказ», нажимает на пульте кнопку «Выдать номер телефона». При этом на пульте высвечивается и одновременно автоматически набирается номер телефона заказчика. На это затрачивается 9—12 с. Только теперь, соединившись с заказчиком, диспетчер узнает его фамилию и точный адрес подачи автомобиля-такси. При этом диспетчер сообщает заказчику номер направляемого к нему автомобиля-такси. Затем диспетчер вызывает по радиосвязи водителя и сообщает ему точный адрес клиента.
Аналогично выполняют заказы нерадиофицированные автомобили-такси с телефонизированных стоянок. Разница только в том, что информация о свободном автомобиле-такси вводится в ЭВМ в виде номера стоянки и номера автомобиля-такси.
Одним из элементов АСУ ЗТП является справочная служба, предоставляющая гражданам различную информацию о работе автомобилей-такси, причинах случающихся задержек выполнения заказов, а также об изменении по просьбе клиента времени подачи автомобиля-такси или отказа от подачи в ранее принятых заказах.
Диспетчер справочной службы при обращении клиента в ЦДС-Т по вопросу, связанному с выполнением заказа, набирает на пульте СИДа телефон заказчика, вводя его в ЭВМ. На экране высвечивается полная информация о состоянии заказа: когда и кем был он принят, когда и кем выполнен (если выполнялся), какой автомобиль-такси был направлен к заказчику и откуда.
Результаты функционирования автоматизированной системы управления заказными таксомоторными перевозками в Ленинграде показали, что в ЦДС-Т повысилась производительность труда, сократилось время выполнения заказов (в среднем с 14 до 7,5 мин.).
В ряде городов организован прием заказов на автомобили-такси от граждан, прибывающих в поездах, самолетах, теплоходах. Так, например, перед вылетом самолета бортпроводник в аэропорту отправления на диспетчерском пункте автомобилей-такси получает под отчет пронумерованные талон-заказы. В пути следования бортпроводник принимает заказы от пассажиров и выдает им талон-заказы, взимая комиссионный сбор за каждый заказ. Данные о принятых заказах передаются по радио в диспетчерский пункт аэропорта назначения, а затем по телефону агенту по заказам, который ведет их учет и обеспечивает их выполнение. В заказах на автомобили-такси с борта самолета преобладают коллективные заказы с полным использованием пассажировместимости автомобилей-такси. Кроме заказов от сложившихся коллективов, бортпроводники в самолетах комплектуют группы пассажиров по направлениям.
Степень удовлетворения требований на поездки по заказам с борта самолета определяется рядом факторов, определяемых наличием и временем поступления заказов с борта самолета, очередью автомобилей-такси на стоянке и интервалами их прибытия. Время с момента поступления заказа до посадки самолета изменяется несущественно и составляет 25—30 мин. Следует учитывать и интервалы времени между моментом посадки самолета и подходом пассажиров к месту стоянки автомобиля-такси. Средняя продолжительность этого времени составляет 30 мин. Около 3 % пассажиров задерживаются в аэропорту больше 1 ч.
При отсутствии очереди автомобилей-такси, ожидающих пассажиров, сменный диспетчер должен сопоставить число заказов с ожидаемым числом прибывающих автомобилей-такси в заданный период времени, определяемый средними интервалами их прибытия по часам суток. Если ожидается дефицит автомобилей-такси, организуется их целевая подача.
Порядок приема заказов в самолетах на легковые автомобили-такси, получение талонов-заказов, учет и отчетность определяются двусторонним договором между автотранспортным и авиационным предприятием. Талон-заказ имеет корешок № 1 контрольного талона (для бортпроводника) и корешок № 2 талона (для диспетчера автомобиля-такси), в которых бортпроводник отмечает номер рейса и дату прибытия самолета.
Спрос на таксомоторные перевозки зависит от многих факторов: численности населения города и его расселения, дислокации пассажирообразующих пунктов, уровня развития других видов транспорта и др.
По материалам НИИАТа, условия обслуживания населения таксомоторными перевозками характеризуются следующими данными:
Посадка в автомибили-такси
на специализированных стоянках 30—70%
Посадка в пути следования 20—50%
При учетном методе в карточке учета работы автомобиля-такси фиксируют показания спидометра в моменты посадки и высадки пассажиров, а также время движения и оплаченного простоя.
Минимальный объем наблюдений (выборки), обеспечивающий требуемую точность, определяется статистическими методами. Непосредственно перед обследованием издается приказ по автотранспортному предприятию и проводятся инструктивные занятия с водителями о порядке обследования и заполнении карточки учета работы автомобиля-такси. В дни обследования дежурные диспетчеры выдают водителям вместе с путевыми листами карточки учета работы автомобиля-такси, а по окончании работы водителей на линии собирают их и одновременно проверяют правильность их заполнения. Для этой цели используют карточки учета следующего содержания:
Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 7536 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ