Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Реле-регулятор напряжения генератора: строение, функции и проверка

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Реле-регулятор напряжения генератора. Такое сложное, на первый взгляд, название имеет совсем небольшой компонент генератора автомобиля или мотоцикла и чей выход из строя может стать причиной целого ряда проблем. Вот например: недозаряд или же перезаряд аккумулятора. Подобное может возникнуть по множеству причин, но в большинстве случаев виновником проблемы является вышедшее из строя реле генератора (так его обычно называют). Давайте разберемся, что же представляет собой реле генератора, как данный компонент подключается к бортовой сети транспортного средства, как его проверить и в случае нужды заменить.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Базовые понятия

Реле-регулятор, являющийся важной частью бортовой электросети, ответственно за регулирование тока, вырабатываемого генератором транспортного средства. За счет работы реле предотвращается перезаряд аккумулятора, что является для него губительным. Сведущие в электротехнике авто и мотолюбители заметят: согласно описанию это обычный стабилизатор напряжения! По сути, это он и есть. Но давайте немного разберемся с генераторами.

Типы реле-регуляторов

Современные реле-регуляторы не используют электромагнитные реле в качестве базы – они полностью полупроводниковые. Использование полупроводников сделало устройство и надежным, и очень компактными, однако свело практически на нет его ремонтопригодность. Типов реле-регулятора довольно много, но существенным является одно: принципиальных отличий между реле разных типов нет. Стоит выделить два типа:

Источник

Реле регулятора напряжения генератора: устройство и принцип работы

Создано реле регулятор напряжения генератора для корректировки выдаваемого в бортовую сеть и на клеммы аккумулятора «вольтажа» в заданном диапазоне 13,8 – 14,5 В (реже до 14,8 В). Кроме того, регулятор корректирует напряжение на обмотке самовозбуждения генератора.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Назначение реле регулятора напряжения

Независимо от стажа и стиля вождения владелец авто не может обеспечить одинаковые обороты двигателя в разные моменты времени. То есть, коленвал ДВС, передающий крутящий момент генератору, вращается с разной скоростью. Соответственно, генератор вырабатывает разное напряжение, что крайне опасно для АКБ и прочих потребителей бортовой сети.

Поэтому замена реле регулятора генератора должна производится при недозаряде и перезаряде аккумулятора, горящей лампочке, мигании фар и прочих перебоях электроснабжения бортовой сети.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Взаимосвязь источников тока авто

В транспортном средстве находится минимум два источника электроэнергии:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

В бортовую сеть необходимо подключение обоих указанных источников для корректной работы двигателя и прочих потребителей электричества. При поломке генератора АКБ «протянет» максимум 2 часа, а без аккумулятора не заведется двигатель, приводящий в движение ротор генератора.

Существуют исключения – например, а счет остаточной намагниченности обмотки возбуждения штатный генератор ГАЗ-21 запускается самостоятельно при условии постоянной эксплуатации машины. Можно завести авто « с толкача», если в нем установлен генератор постоянного тока, с прибором переменного тока такой трюк невозможен.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Задачи регулятора напряжения

Из школьного курса физики каждый автолюбитель должен помнить принцип работы генератора:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Упрощенно можно представить, что на величину выходящего с генератора напряжения влияет значение магнитной силы и скорость вращения поля. Основная проблема генераторов постоянного тока – пригорание и залипание щеток при съеме с якоря токов большой величины – решена переходом на генераторы переменного тока. Ток возбуждения, подающийся на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок ниже, снимать электроэнергию с неподвижного статора гораздо легче.

Однако вместо постоянно расположенных в пространстве клемм «–» и «+» производители авто получили постоянное изменение плюса и минуса. Подзарядка аккумулятора переменным током не возможна в принципе, поэтому диодным мостиком его предварительно выпрямляют.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Из этих нюансов плавно вытекают задачи, решаемые реле генератора:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Поэтому называют регулятор напряжения еще и реле зарядки, а на панель выведена сигнальная лампа процесса подзарядки АКБ. В конструкцию генераторов переменного тока функция отсечения обратного тока заложена по умолчанию.

Разновидности реле регуляторов

Прежде, чем произвести самостоятельный ремонт устройства регулирования напряжения, необходимо учесть, что существует несколько типов регуляторов:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Внимание: Без доработки схемы «плюсовой» и «минусовой» регулятор напряжения являются не взаимозаменяемыми приборами.

Реле генераторов постоянного тока

Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при эксплуатации генератора постоянного тока сложнее. Поскольку в стояночном режиме авто, когда ДВС заглушен, необходимо отключить генератор от АКБ.

При диагностике проверка реле происходит на выполнение трех его функций:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

При любой неисправности требуется ремонт.

Реле генераторов переменного тока

В отличие от предыдущего случая диагностика своими руками регулятора генератора переменного тока немного проще. В конструкцию «автомобильной электростанции» уже заложена функция отсечки питания во время стоянки от АКБ. Остается проверить лишь напряжение на обмотке возбуждения и на выходе с генератора.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Если в машине стоит генератор тока переменного, его невозможно завести разгоном с горки. Так как остаточного намагничивания на возбуждающей обмотке здесь нет по умолчанию.

Встроенные и внешние регуляторы

Для автолюбителя важно знать, что измеряют и начинают регулировать напряжение реле в конкретном месте их установки. Поэтому встроенные модификации воздействуют непосредственно на генератор, а выносные «не знают» о его наличии в машине.

Например, если выносное реле подключено к катушке зажигания, его работа будет направлена на регулировку напряжения лишь на этом участке бортовой сети. Поэтому, прежде чем узнать, как проверить реле выносного типа, следует убедиться, что оно подключено правильно.

Управление по «+» и «–»

В принципе схемы управления по «минусу» и «плюсу» отличаются лишь схемой подключения:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Однако в последнем случае появится еще один провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Для него необходимо индивидуальное питание, поэтому «+» нужно подвести отдельно.

Двухуровневые

На начальном этапе в машинах устанавливались механические двухуровневые регуляторы напряжения с простым принципом действия:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Использовались механические двухуровневые реле в автомобилях ВАЗ 21099. Основным минусом являлась работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому на смену этим приборам пришли электронные (бесконтактные) реле напряжения:

Сложная схема соединения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти приборы.

Трехуровневые

Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, так же уступили позиции более совершенным трехуровневым и многоуровневым приборам:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Более совершенными считаются реле с частотной модуляцией – в них нет привычных сопротивлений, зато увеличена частота срабатывания ключа электронного. Управление осуществляется логическими схемами.

Принцип работы реле регулятора

Благодаря встроенным резисторам и специальным схемам реле получает возможность сравнивать величину вырабатываемого генератором напряжения. После чего, слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не испортить электроприборы, подключенные в бортовую сеть.

Любые неисправности приводят именно к этим последствиям, приходит в неисправность батарея АКБ или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.

Переключатель лето/зима

Вне зависимости от сезона и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, электроток вырабатывается по умолчанию. Однако зимой внутренности аккумулятора замерзают, он восполняет заряд значительно хуже, чем летом.

Переключатели лето/зима находятся либо на корпусе регулятора напряжения, либо этим обозначением подписаны соответствующие разъемы, которые нужно найти и подсоединить к ним проводку в зависимости от сезона.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Ничего необычного в этом переключателе нет, это лишь грубые настройки реле регулятора, позволяющие повысить до 15 В напряжение на клеммах аккумулятора.

Подключение в бортовую сеть генератора

Если при замене генератора вы подключаете новый прибор самостоятельно, необходимо учесть нюансы:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Амперметры – нужные приборы, с помощью которых можно определить заряд АКБ и работоспособность генератора. Без особых причин не рекомендуется убирать их из схемы.

Схемы подключения регулятора выносного

Монтируется выносное реле регулятора напряжения генератора только после выяснения, в разрыв какого провода оно должно быть подключено. Например:

Встраиваемые реле-регуляторы автолюбители называют «шоколадками», маркированными Я112. Они монтируются в специальные щеткодержатели, прижимаются винтами и защищаются дополнительно крышкой.

На автомобилях ВАЗ реле обычно встроены в щеточный узел, полная маркировка Я212А11, подключаются к замку зажигания.
Если владелец меняет штатный генератор на старом отечественном ВАЗ на устройство переменного тока от иномарки или современной Лады, подключение производится по другой схеме:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Для дизельных ДВС в генераторах может присутствовать клемма W, которая присоединяется к тахометру, ее игнорируют при установке на авто с бензиновым мотором.

Проверка подключения

После установки трехуровневого или иного реле-регулятора необходима проверка работоспособности:

После установки генератора переменного тока и подключения его по вышеприведенной схеме владельца может ожидать «сюрприз»:

В этом случае заглушить ДВС можно либо сняв провод возбуждения, либо отпустив сцепление с одновременным нажатием тормоза. Все дело в наличии остаточной намагниченности и постоянном самовозбуждении обмотки генератора. Проблема решается установкой в разрыв возбуждающего провода лампочки:

Эта лампа автоматически становится индикатором наличия зарядки АКБ.

Диагностика реле регулятора

Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:

Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.

Встроенного

Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.

Провод, управляющий тахометром (маркировка W только на реле для дизелей) прозванивается мультиметром в режиме тестера. На нем должно быть сопротивление около 10 Ом. При снижении этого значения провод «пробит», его следует заменить новым.

Выносного

Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.

Источник

Типы регуляторов напряжения

Проверка регулятора напряжения генератора бывает необходима в случае когда начали наблюдаться проблемы с аккумулятором. В частности, он стал недозаряжаться или перезаряжаться. При появлении такой неисправности как раз самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.

Реле должно отключатся при 14,2-14,5В

В задачу этого несложного прибора входит регулирование значения напряжения электрического тока, которое подается от генератора к аккумуляторной батарее. При его выходе из строя, АКБ или недостаточно заряжается или наоборот перезаряжается, что также опасно, поскольку при этом значительно снижается ресурс аккумулятора.

Согласитесь, что такая перспектива из-за одной небольшой детальки не очень хорошая. Именно поэтому так важно контролировать рабочее состояние регулятора напряжения (также его еще могут называть таблетка или шоколадка). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения необходимо знать его тип и несколько важных особенностей.

Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:

В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.

Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.

Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).

В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Признаки, неисправности и ремонт генератора и регулятора напряжения

Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:

Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.

Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора

Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора. Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины. Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:

Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.

Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.

Проверка совмещенного реле-регулятора

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110

Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3…4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.

Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.

Если собрать схему, напряжение в которой будет со стандартным значением 12,7 В, то лампочка будет просто светиться. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его значение до 14…14,5 В, то при исправном реле лампочка должна погаснуть. В противном случае регулятор неисправен. То есть, при достижении напряжения в 14…14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) и выше лампочка тухнет, а при понижении до такого же уровня вновь загорается.

Важно, чтобы лампочка не тухла, пока подаваемое на регулятор напряжение не достигнет 14 В. В противном случае на холостом ходу генератор не сможет нормально подзаряжать аккумулятор.

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Смотреть картинку Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Картинка про Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля. Фото Виды реле регуляторов генераторных установок автомобиля

Проверка регулятора напряжения на автомобилях ВАЗ 2108/2109

До 1996 года на машине ВАЗ 2107 с генератором марки 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого образца (17.3702). Процедура проверки приводилась выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (стоит интегральный регулятор РН Я112В(В1).

Как видите, алгоритм проверки у всех регуляторов практически одинаков. Разница состоит лишь в значениях отсечки, когда срабатывает реле.

Проверка отдельного регулятора

Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.

Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.

Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.

Проверка реле типа 591.3702-01

Схема проверки реле типа 591.3702-01

Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.

В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.

Классическим регулятором такого типа является аппарат марки РР-380, устанавливаемый на машины ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора.

Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)° С, В:
на первой ступенине более 0,7
на второй ступени14,2 ± 0,3
Сопротивление между штекером «15» и массой, Ом17,7 ± 2
Сопротивление между штекером «15» и штекером «67» при разомкнутых контактах, Ом5,65 ± 0,3
Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм1,4 ± 0,07
Расстояние между контактами второй ступени, мм0,45 ± 0,1

Проверка трехуровневого реле

Регулируемый источник питания

Некоторые автовладельцы устанавливают на свои машины вместо стандартных “шоколадок” трехуровневые реле, которые являются технологически более продвинутыми. Их отличием является наличие трех уровней напряжения, при котором происходит отсечка питания аккумулятора (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно выставить вручную, воспользовавшись специальным регулятором.

Такие реле являются более надежными и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отсечки. Что касается проверки такого регулятора, то она полностью аналогична описанным выше процедурам. Только при этом не забудьте про значение, которое выставлено на реле, и соответственно, проверяйте его по мультиметру.

Проверка генератора

Существует один метод, с помощью которого можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле регулятора 591.3702-01 с элементами диагностики. Он заключается в следующем:

В случае, если в результате этих действий двигатель не заглох — значит, можно утверждать, что генератор автомобиля в порядке. В противном случае — неисправен и нуждается в проверке и замене.

Рекомендации по увеличению срока службы регулятора

Для того чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, необходимо придерживаться нескольких несложных правил, направленных на выполнение профилактических мер. Среди них:

Соблюдение этих простых правил позволят вам увеличить ресурс и срок эксплуатации как генератора, так и регулятора напряжения автомобиля.

Итоги

Проверка реле-регулятора напряжения — дело несложное, и с ней может справиться практически любой автолюбитель, владеющий элементарными навыками ремонтных работ. Главное, иметь для этого соответствующие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (хотя можно подключить и к аккумулятору с зарядным устройством), лампу на 12 В и кусочки проводов для монтирования соответствующей схемы.

В случае, если в процессе проверки вы выяснили, что регулятор вышел из строя, то он подлежит обязательной замене (ремонтные работы как правило не производятся). Главное, не ошибиться при его выборе и приобрести ту деталь, которая подходит именно для вашей машины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *