Виды ремонта автомобилей их назначение место выполнения
Назначение, виды и методы ремонта автомобилей. Основные виды ремонта автомобилей и их характеристика
Во время работы агрегаты отдельные узлы автомобиля изнашиваются. В связи с этим меняются и эксплуатационные характеристики. Зазоры между элементами могут повыситься, расход материалов — возрасти, а ходовые качества — снизиться. Техническое обслуживание позволяет уменьшить износ, тем самым увеличив срок эксплуатации элементов автомобиля.
Но рано или поздно наступает время, когда техобслуживания недостаточно для поддержания исправности автотранспортного средства. Приходится прибегать к ремонту. То есть устранять неисправности и восстанавливать все его рабочие узлы. Для этого детали меняют или ремонтируют. В статье поговорим о том, какие бывают виды ремонта автомобилей, чем они отличаются друг от друга.
Армейская система
В армии существует система, при которой принято разделять текущий, средний и капитальный ремонт. При эксплуатации все детали изнашиваются неравномерно. Одни — быстрее, другие — медленнее. В зависимости от того, сколько транспортное средство прошло километров, зависит техническое состояние машины и объём работы для поддержания и восстановления её в исправном состоянии. Рассмотрим подробнее все виды ремонта автомобилей.
Текущий ремонт
При этом виде ремонта необходимо заменять и восстанавливать изношенные или повреждённые детали. Речь идёт об отдельных, достигших предельного износа, или уже отказавшиеся работать элементах, кроме базовых. То есть текущему ремонту не подлежат:
При текущем ремонте меняют и восстанавливают детали, отдельные агрегаты и узлы. Также возможно выполнение других операций для устранения неисправностей.
Средний ремонт
Если же предполагается выполнение более сложной работы, то потребуются другие виды ремонта автомобилей. Средний вариант включает в себя замену или восстановление повреждённых узлов, агрегатов и отдельных элементов с проверкой технического состояния и устранения всех остальных неисправностей, выявленных при проверке. Выполняются и специально предусмотренные работы по техническому обслуживанию. Средний ремонт включает в себя замену от двух и более агрегатов. Но общее их число не должно превышать половины базовых.
Капитальный ремонт
В основные виды ремонта автомобилей входит и капитальный ремонт. Его осуществляют для восстановления исправности транспортного средства. При этом меняются и восстанавливаются любые части, в том числе базовые. Если выполняется капитальный ремонт агрегата, то это обеспечивает его полное восстановление, в соответствии с техусловиями. Сборка и испытания проводятся при соблюдении норм и правил техобслуживания. Агрегат направляют в капремонт в тех случаях, когда базовую деталь необходимо восстановить. Если её отремонтировать и восстановить не представляется возможным посредством текущего ремонта, производится его полная разборка.
Капитальный ремонт восстанавливает работоспособность агрегата, согласно техусловиям на ремонт, сборку и испытание. Его делают при достижении установленного пробега или при соблюдении правил техобслуживания, текущего ремонта и эксплуатации. Таковы главные виды ремонта автомобилей. Ещё несколько слов стоит сказать о капитальном варианте.
Капитальные виды ремонта автомобилей и их характеристика
Капитальный ремонт, помимо прочего, бывает обезличенным и необезличенным. В последнем случае все части подлежат установке на тот объект, из которого были изъяты для проведения работ. Тогда некая сработанность деталей, которая уже была достигнута, сохраняется. В этом случае качество ремонта, как правило, повышается по сравнению с обезличенным вариантом. Благодаря такому подходу, и другие детали также станут более долговечными.
Однако, все виды и методы ремонта автомобилей не лишены изъянов. Так, в необезличенном варианте организация работ существенно усложняется. Вследствие этого, автотранспортное средство будет дольше находиться в автомастерской. Кроме того, работа может включать в себя замену деталей, не подлежащих ремонту на новые или снятые с другого автомобиля агрегаты и узлы.
В обезличенном варианте организация ремонтных работ менее сложная. Поэтому объект будет находиться на территории мастерской не так долго, как в предыдущем случае. Время экономится за счёт того, что автотранспортные средства «не ждут», пока будут отремонтированы их части. Метод высокоэффективен, благодаря правильному подходу общего вида, основной цели ремонтных работ и выбором самого эффективного порядка их проведения в организационных условиях эксплуатации автомобилей.
Когда лучше проводить ремонт?
В нашей стране принята система ремонта планово-предупредительного характера. В этом случае работа базируется на установленном плане для того, чтобы предупредить аварийный отказ того или иного механизма при эксплуатации автотранспортного средства. Плановый ремонт предполагает проведение техобслуживания, обеспечивая, таким образом, информирование о состоянии автомобиля. В то же время выполняются планируемые ремонтные работы.
Суть предупредительной системы заключается в проведении ремонта до наступления полного износа основных и базовых деталей, узлов и агрегатов. Таким образом, существенно повышается безопасность при эксплуатации транспорта. Ведь использование элементов на стадии, близкой к полному изнашиванию, существенно увеличивает риск наступления аварийного случая. С другой стороны, предупреждаются гораздо большие финансовые траты. Ведь ремонт, осуществляемый лишь при отказе в работе того или иного агрегата, как правило, стоит гораздо дороже, чем тот, проведение которого имело заблаговременное назначение.
Как видим, имеют своё назначение виды ремонта автомобилей, представленные в статье. Их применение зависит как от технического состояния транспортного средства, так и от запланированных, к определённому промежутку времени, работ.
Виды ремонтов автомобилей: Текущий, средний, капитальный
Первый период внедрения планово-предупредительной системы ремонтов характеризовался обязательным проведением не только технического обслуживания, но и ремонтов через определенные периоды и с определенным объемом работ. Однако опыт работы водителей-стотысячников показал, что обязательным по периодичности и объему работ должно быть только техническое обслуживание, а межремонтные сроки и объемы работ по отдельным видам ремонта необходимо устанавливать как средние величины с учетом достижений передовых водителей.
Планово-предупредительная система ремонта заключается в том, что для автомобиля каждой марки и его агрегатов устанавливается минимальный межремонтный пробег. Автомобиль, прошедший установленный межремонтный пробег, не ставится в ремонт, а подвергается тщательному техническому осмотру специальной комиссией с целью установить действительную потребность в ремонте. Если оказывается, что по своему техническому состоянию автомобиль не требует ремонта, предусмотренного графиком, то он допускается к дальнейшей эксплуатации на определенный срок. По истечении этого срока автомобиль снова подвергается техническому осмотру, решается вопрос о необходимости ремонта или опять назначается дополнительный срок эксплуатации без ремонта.
При планово-предупредительной системе предусматривается ремонт трех видов:
Для планирования капитального ремонта устанавливают межремонтные пробеги для средних дорожных условий, указанные в таблице.
Таблица. Межремонтные пробеги до капитального ремонта
Автомобили и прицепы | Норма пробега в тыс. км | |
Для новых автомобилей до первого капитального ремонта | Для автомобилей, бывших в капитальном ремонте | |
Легковые автомобили | ||
Москвич | 60 | 50 |
М-20 Победа | 100 | 80 |
ЗИМ | 160 | 140 |
ЗИС-110 | 200 | 160 |
Грузовые автомобили | ||
ГАЗ-MM и все специальные автомобили на шасси ГАЗ-ММ | 60 | 50 |
ГАЗ-51 и все специальные автомобили на шасси ГАЗ-51 | 95 | 80 |
ЗИС-5 и все специальные автомобили на шасси ЗИС-5 | 85 | 70 |
ЗИС-150 и все специальные автомобили на шасси ЗИС-150 | 95 | 80 |
МАЗ-200 и все специальные автомобили на шасси МАЗ-200, а также МАЗ-205 | 95 | 80 |
Автобусы | ||
ЗИС-154 | 170 | 140 |
ЗИС-155 | 150 | 120 |
ГЗА-651 и ГЗА-653 | 120 | 100 |
Автоприцепы | ||
1-ПР-1.5 и 1-АП-1,5 | 50 | 42 |
1-АПМ-З; 1-АП-З и У2-АП-3 | 70 | 60 |
1-АП-5 и 2-АП-2 | 80 | 65 |
Для автомобилей новых моделей пробег до капитального ремонта агрегатов—Двигателя, переднего моста, рулевого управления, коробки передач и заднего моста — устанавливается равным пробегу до капитального ремонта автомобиля в целом.
Текущий ремонт автомобиля
Текущий ремонт производится только по потребности в межсменное время и заключается в устранении неисправностей, вызываемых естественным износом, а также недоброкачественным вождением и плохим техническим обслуживанием автомобиля.
Потребность в текущем ремонте выявляется шофером при эксплуатации автомобиля на линии и при техническом обслуживании.
При текущем ремонте выполняются следующие основные работы (по отдельным агрегатам):
Средний ремонт
Средний ремонт производят по потребности, но не раньше пробега, установленного до среднего ремонта, который составляет 50% нормы пробега до капитального ремонта. В объем среднего ремонта автомобилей старых марок (ЗИС-5 и ГАЗ-ММ) входит капитальный ремонт двигателя, переднего моста (не ведущего) и рулевого управления; средний ремонт коробки передач и заднего моста и текущий ремонт остальных агрегатов и механизмов. В объем среднего ремонта автомобилей новых марок (ГАЗ-51, ЗИС-150, М-20 и др.) входит средний ремонт двигателя, коробки передач и заднего моста и текущий ремонт остальных агрегатов и механизмов.
При среднем ремонте выполняются следующие основные работы (по отдельным агрегатам):
Если устранить дефекты агрегата на месте не представляется возможным, то допускается снятие агрегата с рамы.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт производят также по потребности, но не раньше установленного пробега. При капитальном ремонте автомобиль полностью разбирают на узлы и детали; детали сортируют и негодные восстанавливают или заменяют. По окончании комплектовки и испытания узлов автомобиль собирают и испытывают на ходу.
Таблица. Средние нормы времени для ремонтов различных видов
Марка автомобиля | Нормы времени в человекочасах | ||
Текущий (на 100 кв пробега) | Средний | Капитальный | |
ГАЗ-ММ | 1,2 | 250 | 495 |
ГАЗ-51 | 1 | 290 | 575 |
М-20 Победа | 0,8 | 450 | 800 |
ЗИС-5 | 1,4 | 300 | 590 |
ЗИС-150 | 1,1 | 350 | 675 |
Средние нормы времени для текущего, среднего и капитального ремонтов автомобилей приводятся в таблице.
Приведенные в таблице нормы можно корректировать в зависимости от технической оснащенности ремонтных мастерских автохозяйства.
Система и виды ремонта
Ремонтом обеспечивается восстановление и поддержание работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта, устранение отказов и неисправностей, возникавших в работе или выявленных при техническом обслуживании. При ремонте осуществляют замену неисправных агрегатов, узлов и деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, а также проводят разборочные, регулировочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, электротехнические и другие виды работ.
Для подвижного состава автомобильного транспорта принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонт агрегатным методом.
Ремонтные работы выполняются как по потребности, обусловленной отказом или неисправностью, так и по плану через определенный пробег или время работы подвижного состава (предупредительный ремонт). Предупредительный ремонт рекомендуется применять в первую очередь для городских и междугородных автобусов, автомобилей-такси, автомобилей скорой медицинской помощи, пожарных автомобилей, автомобилей-бензовозов, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения и безотказности в работе. Предупредительный ремонт следует применять также для автомобилей, работающих в одинаковых условиях, при которых упрощается возможность выявления сроков замены или ремонта отдельных деталей и узлов с целью предупреждения отказов при работе автомобилей на линии и связанных с ними простоев.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта обеспечивает своевременное устранение причин, которые могут способствовать появлению различных неисправностей, сокращает расход запасных деталей и объем ремонтных работ. При данной системе можно применять прогрессивные методы ремонта и восстановление деталей, уменьшать время простоя автомобилей в ремонте, что позволяет повысить коэффициент технической готовности парка машин.
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусмотрены два вида ремонта: капитальный и текущий.
Ремонт автомобилей, в отличие от планово-предупредительного технического обслуживания, выполняется по потребности, так как ремонтные работы различны по содержанию и необходимость в них возникает нерегулярно. Потребность в ремонте автомобиля (агрегата) определяется его техническим состоянием при контрольных осмотрах, производимых после установленного для каждого вида ремонта минимального межремонтного пробега.
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлены два основных вида ремонта автомобиля: текущий и капитальный, которые могут выполняться как по отдельным агрегатам, узлам и механизмам, так и по автомобилю в целом.
При текущем ремонте агрегата устраняют его неисправности путем замены или ремонта отдельных изношенных или поврежденных деталей, кроме базовых: блока цилиндров, картера коробки передач, заднего моста и рулевого механизма, балки передней оси или поперечины независимой подвески, продольных балок рамы, головки цилиндров подъемного механизма, картера коробки отбора мощности.
При текущем ремонте автомобиля меняют или ремонтируют неисправные детали, а также узлы и агрегаты, требующие текущего или капитального ремонта, и выполняют другие работы по устранению неисправностей.
При капитальном ремонте автомобиля (агрегата) восстанавливают техническое состояние автомобиля (агрегата) путем полной его разборки и замены или ремонта изношенных деталей в соответствии с техническими условиями.
Агрегат направляют в капитальный ремонт в том случае, когда требуется ремонт базовой детали, вызывающий полную разборку агрегата, или когда общее техническое состояние агрегата в связи со значительными износами большинства его деталей ухудшилось и не может быть восстановлено путем текущего ремонта.
Автомобиль направляют в капитальный ремонт, если рама и кабина (грузовой автомобиль) или кузов (легковой автомобиль и автобус), а также большинство агрегатов нуждаются в капитальном ремонте.
Потребность в капитальном ремонте автомобиля и его агрегатов оформляют актом, утверждаемым главным инженером автотранспортного предприятия.
Нормы пробега автомобилей, прицепов, полуприцепов и основных агрегатов до капитального ремонта, принятые для планирования, приведены в таблице 11 (для I категории условий эксплуатации).
Нормы пробега автомобилей, прицепов и агрегатов снижаются (но не ниже 40 тыс. км):
а) на 10% при работе с одним прицепом и на 15% при двух прицепах в условиях эксплуатации I категории;
б) на 20% при работе в условиях эксплуатации II категории;
в) на 30% при работе с прицепом и на 35% с двумя прицепами в условиях эксплуатации II категории;
г) на 40% при работе в условиях эксплуатации III категории, в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним.
За срок службы автомобиля он, как правило, должен подвергаться одному капитальному ремонту, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов.
Назначение и виды ремонтов автомобилей
Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния и обеспечения безотказной работы подвижного состава и его составляющих элементов.
В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт АТС подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР).
Капитальный ремонт предназначен для регламентированного восстановления потерявших работоспособность автомобилей и его основных агрегатов, обеспечения их ресурса до следующего КР или списания не менее 80 % от норм для новых автомобилей и агрегатов. К основным агрегатам автомобилей относятся: двигатель, сцепление, коробка передач, раздаточная коробка (при наличии), карданная передача, ведущий мост (передний, задний, средний), ведомые мосты (подвеска), рама (при наличии), кабина грузового автомобиля, кузов автобуса или легкового автомобиля и рулевое управление. Каждый агрегат имеет базовые (корпусные) и основные детали. К базовым или корпусным деталям относятся детали, составляющие основу агрегата и обеспечивающие правильное размещение, взаимное расположение и функционирование всех остальных деталей и агрегата в целом. Работоспособность и ремонтопригодность базовых деталей, как правило, определяют полный срок службы агрегата и условия его списания. Основные детали обеспечивают выполнение функциональных свойств агрегатов и определяют их эксплуатационную надежность. Восстановление основных деталей при КР должно обеспечивать уровень качества, близкий или равный качеству новых изделий. Например, у двигателей базовой деталью является блок цилиндров; основные детали – головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, маховик и распределительный вал. У некоторых агрегатов базовых деталей может быть несколько. Например, у рулевого управления – это картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя.
Агрегат направляется в КР в случаях, когда базовая и основные детали нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата, а также, когда работоспособность агрегата не может быть восстановлена путем проведения ТР.
При КР агрегата предусматривается его полная разборка, дефектацию, восстановление или замену деталей с последующей сборкой, регулировкой и испытанием.
Основными операциями при КР, например, автомобильных двигателей являются: расточка зеркала цилиндра с последующим хонингованием и шлифование шеек коленчатого вала до следующего ремонтного размера. При этом на ремонтируемый двигатель устанавливаются детали соответствующего ремонтного размера. Это поршни, поршневые кольца, подшипники скольжения (вкладыши) коленчатого вала и прочие. До списания двигателя обычно производится не более трех КР.
При КР обеспечивается также восстановление до уровня новых изделий или близкого к нему: зазоров и натягов, взаимного расположения деталей (осей, плоскостей и т. п.), микро- и макрогеометрии рабочих поверхностей, структуры и твердости металла, форм и внешнего вида составных частей изделия. КР должен производиться преимущественно на специализированных авторемонтных предприятиях.
Направление подвижного состава и агрегатов в КР производится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств диагностирования при учете пробега, а также затрат на ТО и ремонт. Легковые автомобили и автобусы направляются в КР при необходимости КР кузова; грузовые автомобили – при необходимости КР рамы или кабины, а также не менее трех основных агрегатов автомобиля в любом их сочетании.
Подвижной состав автомобильного транспорта в целом, как правило, подвергается не более чем одному КР. Количество КР отдельных агрегатов не регламентируется.
Рекомендации о сроках исключения КР полнокомплектных АТС приводится во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава с учетом достигнутого уровня надежности кузова, кабины, рамы.
Для КР регламентируются ресурс агрегата и автомобиля до последующего КР и продолжительность ремонта (в днях).
Текущий ремонт предназначен для устранения возникших неисправностей, а также для обеспечения установленных нормативов пробегов автомобилей и агрегатов не меньших, чем до очередного ТО-2. Характерными работами ТР являются: разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, дефектовочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов из оборотного фонда. При ТР агрегата допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых. У автомобиля при ТР могут заменяться отдельные детали, механизмы, агрегаты, требующие ТР или КР.
Наиболее распространензаявочный ТР, который выполняется при непосредственном возникновении отказов автомобилей.
Вместе с тем Положение предусматривает и соответствующая эксплуатационная практика свидетельствуют о целесообразности регламентации ряда работ ТР (планово-предупредительный ТР), например, по предупреждению отказов, влияющих на безопасность движения. Наиболее широко это применяется в практике эксплуатации автобусов и автомобилей-такси. Планово-предупредительный ТР оправдан также в случаях, когда стоимость упреждающего устранения отказа ниже стоимости выполнения ремонта по потребности, включая убытки от простоев подвижного состава.
Часть таких операций ТР малой трудоемкости может совмещаться с ТО (сопутствующий ТР). При сопутствующем ТР выполняется также ремонт КЭ автомобилей, отказ (или близкое его возникновение) обнаруживаются в ходе выполнения ТО.
Некоторые операции ТР выполняются в виде самостоятельных комплексов, например, по поддержанию исправного состояния кузовов, кабин, рам. Они производятся 2–3 раза за срок службы автомобиля и включают: углубленный контроль технического состояния элементов; восстановление или замену деталей, достигших предельного состояния; обеспечение герметичности и прочности сварных швов; удаление продуктов коррозии и нанесение противокоррозионного покрытия; устранение вмятин и трещин; проведение мер, обеспечивающих комфортные условия для водителей и пассажиров; полную или частичную окраску кузова, кабины, рамы. Такой ремонт называется регламентируемым ТР. Обычно он проводится один раз при пробеге 0.5-0.6 от ресурса автомобиля до очередного КР в межремонтные периоды. Подобные работы производятся чаще всего для специальных автомобилей при повышенных требованиях по условиям безопасности движения или скоростным потребностям. В умеренно-холодном, холодном и очень холодном климатических районах указанные работы выполняются перед наступлением холодного времени года.
К следующему виду ТР следует отнести агрегатный ТР, при котором агрегаты, требующие капитального (в ряде случаев и текущего) ремонта, меняются на исправные, взятые из оборотного фонда запасных частей и агрегатов АТП. Оборотный фонд, в свою очередь, пополняется агрегатами, капитально отремонтированными или после ТР на АТП, а также на централизованных ремонтных предприятиях; агрегатами новыми и снятыми со списанных автомобилей, имеющими остаточный ресурс, или с автомобилей, попавших в аварию и не подлежащих восстановлению как полноценная штатная единица. Такой алгоритм ТР с заменой агрегатов может применяться и при проведении полного КР автомобиля.
Количество оборотных агрегатов в АТП нормируется. В прил. 4 представлено нормативное количество оборотных агрегатов на 100 списочных единиц автомобилей. Меньшее их количество принимается для АТС, не бывшего в КР и имеющего пробег с начала эксплуатации не более 75% от установленных нормативных пробегов; при годовом пробеге до 40 тыс. км для грузовых автомобилей и до 70 тыс. км – для легковых автомобилей-такси.
Согласно нормативам, основная доля трудовых затрат на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии приходится именно на ТР (рис. 2.2), что необходимо учитывать при организации и проведении работ инженерно-техническими работниками автопредприятий.
Рис. 2.2. Доля работ ТР в производственной программе
В табл. 2.2 приводятся базовые нормативы ТО и ТР АТС (в сокращении).