Виртуальная карающая машина фараонов действует с равной помощью и бактерий и сверхъестественных
Интересный опыт Фараонова змея
Фараонов змей – реакция одного вещества на другое, которая провоцирует увеличение объема реагента. Со стороны это похоже на расползающихся змей. Это красивое зрелище не оставит равнодушным ни одного ребенка. Опыт проводится с самыми различными реагентами, однако для проведения его с ребенком необходимо выбирать только безопасные варианты.
Как сделать фараоновых змей?
Фараоновыми змеями называют химические опыты, в ходе которых количество вещества резко и быстро увеличивается в несколько раз. Все это напоминает движущихся змей. Реактивы смешиваются, вступают в реакцию и происходит многократное увеличение их объема. Такое зрелище порадует ребенка и, конечно, вызовет множество вопросов, желание продолжить эксперименты и узнать больше.
Можно приобрести уже готовый набор для проведения опыта, где есть все необходимые препараты и защитные перчатки. Эксперимент «Фараонов змей» поможет родителям увлечь ребенка и пробудить в нем экспериментаторский интерес.
Суть опыта заключается в том, что глюконат кальция поджигается сухим горючим, что провоцирует яркую химическую реакцию.
Набор предназначен для детей старше 6 лет, но и дошкольники будут рады посмотреть на эксперимент. Можно рассказать детям увлекательную историю о Моисее, чей посох превращался в змею. Именно этот библейский сюжет был отражен в названии эксперимента.
В домашних условиях опыт проводится с разными веществами. Но некоторые из них не следует использовать для детских экспериментов: например, ртуть или агрессивные кислоты. Самый простой способ сделать «змей» – это смесь спирта, сахара, соды и мелкого просеянного песка. Смесь поджигают, и после прогорания спирта происходит увеличение объема реагентов.
Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.
Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.
Фараонова змея
Фараонова змея — это собирательное название химических реакций, результатом которых является многократное увеличение объема реактивов. Во время реакции результирующее вещество быстро увеличивается, при этом извиваясь как змея. А почему змея фараонова? Видимо тут существует отсылка на библейский сюжет, когда Моисей продемонстрировал фараону чудо, бросив свой посох на землю, превратившийся в змею. Такие химические опыты — это действительно настоящее чудо! Лучшие фараоновы змеи, к сожалению, получаются из веществ, которые нельзя использовать дома, тем более детям. Это роданид ртути, дихромат калия, нитрат аммония, различные сильные кислоты и т.д. Неужели нам так и не удастся провести вместе с детьми безопасный опыт Фараонов змей в домашних условиях? Не стоит отчаиваться, на помощь нам придут обычная сода и сахар!
Фараонова змея из соды и сахара
Для проведения опыта Фараонова змея в домашних условиях подготовьте следующие ингредиенты:
Из песка насыпаем небольшую горку, пропитанную спиртом, на вершине этой горки делаем небольшое углубление. Затем смешиваем чайную ложку сахарной пудры и четверть ложки соды. Полученную смесь засыпаем в «кратер».
Поджигаем спирт (это может занять некоторое время). Постепенно смесь начнет превращаться в черные шарики, а после того как весь спирт прогорит, смесь резко почернеет и из неё начнет выползать фараонова змея!
Что произошло?
Во время горения спирта происходит реакция разложения соды и сахара. Сода разлагается на углекислый газ и водяной пар. Газы вспучивают массу, поэтому наша «змея» ползет и извивается. Тело змеи состоит из продуктов горения сахара.
Фараонова змея из глюконата кальция
Еще проще получить Фараонову змею из таблетки глюконата кальция, он свободно продается в аптеке и вы наверняка с ним уже знакомы. Таблетку нужно просто поджечь и при её горении образуется фараонова змея. К сожалению, такой фараонов змей очень непрочный, но для первого знакомства и для получения представления вполне подойдет.
Фараонова змея из марганцовки
Представляем классический химический опыт с многократным увеличением объема. Внимание! Работайте в перчатках! В стакан воды добавьте чайную ложку марганцовки. Туда же добавьте немного жидкого мыла. Перелейте содержимое стакана в высокий и достаточно узкий стеклянный сосуд. Для этих целей прекрасно подойдет простая цилиндрическая ваза для цветов. Теперь добавляем в вазу примерно треть стакана перекиси водорода 30%. Происходит резкий выброс столба пены из сосуда! Причем это происходит практически мгновенно! Поэтому эксперимент проводить нужно в таком месте, где вы легко сможете минимизировать последствия загрязнения этой пеной, например, в раковине.
PS. Требуемое количество перекиси водорода можно получить, разведя одну таблетку гидроперита (продается в аптеке) в трети стакана воды.
Попробуйте провести химические опыты Фараонова змея вместе с ребенком. Гарантируем, что малыш не останется равнодушным к такому эффектному эксперименту!
Исследовательская работа Получение и исследование «фараоновых змей» в школьной химической лаборатории
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
имени Героя Советского Союза И.А.Акимова
Получение и исследование
в химической лаборатории
Исследовательская работа по химии
учащийся 4 «А» класса
Михайлова Эльвира Владимировна
3.1 Опыт №1» Содовая гадюка» 6стр
3.2 Опыт №2 «Фараоновы змеи» из лекарственных препаратов 7стр
3.3 Опыт №3 «Фараоновы змеи» из глюконата кальция 7стр
3.4 Опыт №4Дихроматная змея 8стр
Я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравиться экспериментировать, наблюдать.
Любите ли вы змей? Или боитесь? А зря. Они очень милые и безобидные, если их не обижать. Я давно мечтаю иметь такого домашнего друга.
Каково же было мое удивление, когда к нам в класс на недели химии пришли в гости (учитель химии) Эльвира Владимировна и лаборант – Светлана Юрьевна. Они показали очень интересные опыты, рассказали о предмете химии. Это была любовь с первого взгляда, уже третий год я люблю эту науку. Из увиденного мною самое интересное был опыт получение змеи. Она была такая огромная, и красивая, словно настоящая! Все дети были в восторге!
Я очень удивился, когда Эльвира Владимировна сказала, что существуют несколько способов получения химических змей, которые могут быть различной окраски и длины, и видя мой восторг и блеск в глазах, предложила мне вырастить змей из доступных химических соединений и пищевых продуктов. Так и началась моя исследовательская работа.
Гипотеза: Если нет возможности увидеть живых змей, то ничто не мешает насладиться «химическим серпентарием», а именно фараоновыми змеями, полученным в школьной лаборатории
Актуальность : В связи с изучением предмета «Окружающий мир», усиленной теоретической направленностью школьного курса возрастает роль эксперимента в жизни, поэтому опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить началом к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предметам естественнонаучного цикла. Наблюдаемые явления должны помогать добиться глубоких, а не формальных знаний.
Цель: изучение образования фараоновых змей из доступных веществ быту, в школьной лаборатории
1. С помощью взрослых найти информацию о разных способах получения химического серпентария
2. Выбрать вещества из которых можно получить химических змей
3. Сравнить эффективность результатов опытов.
1. Теоретический анализ литературы.
Из истории получения «фараоновых змей»
В серпентарии (от французского serpent — «змея») разводят и выращивают змей,
Достоверного происхождение названия «фараоновы змеи» не знает никто, но
приурочивают его к библейским событиям. Для того чтобы произвести впечатление на
фараона, пророк Моисей по совету Господа бросил свой посох о землю, и он
превратился в змею. Оказавшись в руках у избранного, пресмыкающееся стало вновь
посохом. Повторить чудо удалось лишь в XVII веке. Правда, информация об этом, помещенная в книге М. А. Блоха «Хронология важнейших событий в области химии и смежных дисциплин и библиография истории химии», крайне скупа. В 1865 году французский исследователь А. Руссиль заметил, что роданид ртути вспучивается при нагревании. Этим явлением воспользовался Клевеман и сделал составы для получения фараоновых змей. Из влажной пасты лепили столбики, подсушивали, поджигали, и они на глазах превращались в извивающиеся жгутики. Чем не жезл у ног фараона?
«Фараоновыми змеями» называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.
К счастью, у них есть безопасные родственники, как у гадюк — ужи. Трудно сказать, кто первый предложил безобидный вариант фараоновой змеи. Ее описание, повторяющееся дословно, кочует из одной книжки по занимательной химии в другую. К сожалению, авторы, переписывающие ходячие опыты, не утруждают себя даже ссылками.
Изучив литературу и интернет ресурсы, мы остановились на общепринятой методике получения фараоновых змей из лекарственных препаратов, пищевых продуктов и доступных химических реактивов.
Опыт №1. «Содовая гадюка»
Для опыта мы использовали такие продукты, как сахар и питьевую соду.
1шаг. Приготовили смесь из 2 г питьевой соды и 13 г сахарной пудры.
2шаг. Насыпали в тарелку горку речного песка, пропитали его спиртом.
3 шаг. В углубление на вершине конуса положили смесь сахарной пудры и питьевой соды.
шаг. Подожгли спирт.
Через некоторое время из конуса появилась черная «змея», которая извиваясь, поползла через край тарелки. При нагревании сахар плавился и обугливался, а из питьевой соды выделялся углекислый газ, вспучивающий массу и заставляющий ползти змею. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается змея. Наша змея имела длину 1м 42 см (см. приложение). Черный цвет «змее» придает уголь, который образуется при окислении сахарной пудры.
Опыт №2. « Фараоновы змеи» из лекарственных препаратов
Для получение фараоновых змей из лекарственных препаратов сульфаниламидной группы. мы брали:
Техника выполнения опытов проста. Нам понадобились сухое горючее и вышеперечисленные лекарственные препараты.
1 шаг. На подставку положить таблетку сухого горючего
2. На таблетку сухого горючего положить 3-4 таблетки лекарственного препарата.
3. Поджечь сухое горючее.
При горении происходило образование блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеёй» В образовании блестящей серой оболочки, возможно, играет роль выделяющийся азот
В ходе окисления лекарственных препаратов выделяется много газообразных
Скорость роста змеи, ее длина и форма –различны, в зависимости от лекарственного препарата.
Наблюдения представлены в порядке выполнения опытов:
При сжигании бисептола получилась змея длиной 35 см, перламутровая, темно-серая с металлическим блеском
При сжигании фталазола –черная хрупкая змея 31 см.
При сжигании стрептоцида и парацетомола наблюдается образование углеродной массы, заметно превышающей сжигаемый препарат в объеме, но не имеющей никакой определенной формы.
При сжигании сульфадимезина образуется небольшое количество бесформенной рыхлой углеродной массы, не превращающейся в «змею».
Опыт №3 «Фараоновы змеи» из глюконата кальция
Для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция и можно положить таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Мы проводили опыт двумя способами. Согласно информации в литературе, из таблетки должна выползать светло-серая «змея» с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества.
При проведении эксперимента с глюконатом кальция у нас возникло несоответствие описанного в литературе с увиденным результатом. Мы использовали таблетки двух разных производителей фармкомпании. Результаты опытов отличались друг от друга.
В первом случае в ходе реакции получились коротенькие палочки, длиной 4см похожие на кукурузные палочки, а во втором случае из таблетки выползала серая «змея» с белыми пятнами длиной 25 см, которая при получении закручивалась в спираль. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.
Дихроматная змея. Сладкая зеленая «змейка».
Для осуществления этого опыта нам понадобились химические реактивы из школьной лаборатории.
2 шаг. Растерли смесь в ступке и увлажнили этиловым спиртом C 2 H 5 OH.
3 шаг. Смесь спрессовали.
4 шаг. Полученный столбик подожгли с одного конца. Вспыхивает едва заметный огонек, из-под которого начинает выползать сначала черная, а потом зеленая «змея». Столбик смеси горит со скоростью 2 мм в секунду.
1 шаг. Смешали 1 г дихромата аммония (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 2 г нитрата аммония NH 4 NO 3 и 1 г сахарной пудры.
2 шаг. Смочили смесь водой и вылепили из нее палочку.
3 шаг. Высушили на воздухе.
4 шаг.Палочку подожгли.
Из нее в разные стороны поползли черно-зеленые «змеи». Большой объем газов плюс твердые продукты окисления – вот секрет «змеиного» поведения смеси.
Сегодня своими руками будем делать фараоновых змей.
Самые первые видео появились очень давно и вызывали много споров в комментариях.
Я знаю несколько рецептов по созданию этих самых змей.
Давайте же попробуем их сделать сами и выберем наиболее зрелищных из них.
Самым веществом для получения фараоновой змеи является родонит ртути.
Опыты с этим веществом необходимо проводить только в хорошо проветриваемых помещениях!
Несмотря на то что большинство веществ, из которых могут получиться «фараоновы змеи», считаются безопасными, опыты нужно проводить очень аккуратно. При разложении выделяются достаточно токсичные компоненты, которые могут привести к тяжелейшим отравлениям. Все опыты можно проводить на дому только в проветриваемом помещении или при наличии вытяжки высокой мощности. Опыты с роданидом ртути можно проводить только в специально оборудованной лаборатории или на открытом воздухе, соблюдая все правила техники безопасности.
Проще всего провести дома опыт «Фараоновы змеи» из лекарственных препаратов сульфаниламидной группы.
Это такие средства, как «Стрептоцид», «Бисептол», «Сульфадимезин», «Сульфадиметоксин» и прочие. Эти препараты есть в доме практически у каждого. «Фараоновы змеи» из сульфаниламидов получаются блестящего серого цвета, по структуре они напоминают кукурузные палочки. Если аккуратно подхватить зажимом или пинцетом «голову» змейки, то можно вытянуть из одной таблетки достаточно длинную рептилию.
Для того чтобы провести химический опыт «Фараонова змея», понадобится горелка или сухое горючее (так как не все эти составы могут поддерживать самостоятельное горение) и вышеперечисленные лекарственные препараты. Несколько таблеток выкладывается на сухой спирт, который поджигается. При протекании реакции выделяются такие вещества, как азот, сернистый газ, сероводород и водяные пары.
«Змеи» из глюконата кальция
Лучше всего проводить эксперименты из тех веществ, которые безопасны, даже если их использовать за пределами специально оборудованной лаборатории. «Фараонова змея» из глюконата кальция получается достаточно просто.
Для этого потребуется 2-3 таблетки лекарственного препарата и кубик сухого горючего. Под воздействием пламени начинается реакция, и из таблетки выползает серая «змея». Такие опыты с глюконатом кальция вполне безопасны, но все же стоит соблюдать осторожность при их проведении.
Фараонова змея из удобрений
«Фараонова змея» из пищевых продуктов
«Фараоновы змеи» получаются не только из медицинских препаратов или удобрений. Для опыта можно воспользоваться такими продуктами, как сахар и сода. Такие компоненты найдутся на любой кухне. Из речного песка формируется горка с углублением и пропитывается спиртом. Сахарную пудру и пищевую соду смешивают в соотношении 4:1 и высыпают в углубление. Спирт поджигают.
Еще одна «рептилия» из таблетки
Существует еще один простой способ получить «фараонову змею» из лекарственных препаратов. Для этого потребуется приобрести в аптеке препарат «Уротропин». Вместо таблеток также можно использовать сухое горючее, содержащее это вещество. Еще понадобится раствор аммиачной селитры. Препарат «Уротропин» необходимо пропитать им. Однако нельзя сразу наносить на исходный материал весь раствор, поэтому необходимо добавлять по несколько капель и высушивать. При этом высыхание должно происходить при комнатной температуре. После этого таблетку поджигают. В итоге получается даже не столько «змея», сколько «дракон». Однако, если разобраться, это тот же опыт «Фараоновы змеи». Но из-за свойств компонентов происходит более бурная реакция, что приводит к образованию объемной фигуре.
До новых встреч! Пока!
Если вам был интересен этот выпуск, то поставьте лайк этому видео, а также подпишитесь на канал. И не забудьте поделиться ссылкой на страничке в соцсетях со своими друзьями.
Доплеровский радар
Разбираемся с принципом работы доплеровского радара. Этот тип радарных устройств используется для измерения скорости движения объекта, например, транспортного средства.
Ответ на пост «Научный эксперимент. Что быстрее индукционная поверхность или электрическая?»
Сперва я решил проверить методику на электрочайнике.
Заливаю в него литр холодной воды, температурой 14 градусов. Вообще, к точности измерения температуры пирометром у меня есть вопросы. Показания пирометра очень сильно зависят от типа поверхности, с которой снимаются показания. Но в данном случае, температура воды действительно по ощущениям была температурой около 14 градусов.
Литр отмерял стеклянной банкой, в интернетах пишут что если залить ее по специально сделанную риску, что тогда объем жидкости будет ровно 1 л.
Пока чайник греется, измеряем напряжение непосредственно в той розетке, куда подключен чайник, с помощью тройника. Напряжение 230,82В.
С измерением силы переменного тока есть некоторые проблемы. У мало каких широко распространенных в продаже приборов есть возможность измерения силы переменного тока.
Итак, считаем энергию.
Етеор = c*m*(t2-t1)=4190*1*(98-14)= 351960 Дж.
Ереал = P*t=U*I*t=230,8*8,99*190=394229 Дж.
Энергетический КПД чайника: n=351960/394229*100%=89,3%.
Данный результат хорошо согласуется с теорией, следовательно можно сделать вывод что методика вполне рабочая. Чайник имеет такой высокий КПД благодаря тому что электрическая энергия практически сразу переходит в нагрев воды, поскольку ТЭН находится непосредственно в дне чайника, потери энергии наружу минимальны, сам чайник пластиковый, плохо проводит тепло. Также немалый вклад дает тот факт, что чайник очень быстро греет воду. За столь короткое время энергия просто не успевает рассеяться любыми способами.
Переходим к электроплите. Электроплита обычная, с чугунными комфорками. Наливаем 2 л той же воды, той же температуры. Сама кастрюля весит 500 г. Накрываем крышкой для уменьшения теплопотерь за счет испарения.
Засекаем время, измеряем напряжение и ток. Напряжение 233,85 В, ток 7,033А. Напряжение измерял в щитке, поскольку лезть в печь при ее работе затруднительно.
Время до закипания 15мин 28с. Расчетная мощность комфорки 1,645 кВт.
Итак, считаем энергию.
Етеор = c*m*(t2-t1)=4190*2*(98-14)= 703920 Дж.
К этой энергии нужно приплюсовать теплоемкость самой кастрюли (0,5 кг) и комфорки (1,1 кг).
Екаст = 500*0,5*(98-14)=21000 Дж
Екомф = 540*1,1*(346-25)=190674 Дж.
Ереал = P*t=U*I*t=233,85*7,033*928= 1526251 Дж.
Энергетический КПД плиты: n=(703920+21000+190674)/1526251*100%=60%.
Даже если выкинуть из расчета этот спорный момент, в этом случае расчетный КПД составит 47,5%, что лишь на 2,5% меньше чем у индукции.
В общем, я продолжаю утверждать, что индукция нисколько энергетически не выгоднее, никакой сколько-нибудь ощутимой экономии она не дает, а напротив, при высокой цене и высоких затратах на ремонт (при выходе из строя) обойдется своему владельцу существенно дороже.
Забавный опыт (не повторяйте дома!)
Вот, это я понимаю профессиональная солидарность
«Дезинфектор и дезинсектор из Екатеринбурга Александр Возжаев попробовал арбуз, вымоченный в отраве от насекомых, чтобы доказать, что им нельзя отравиться, как это произошло с подростком и пенсионеркой в Москве»
Фараоновы змеи. Эксперимент (запись №5)
Для опыта необходимы:
1) Глюконат кальция
4) Негорючая поверхность
Во время нагревания глюконата кальция, происходит реакция с выделением углерода, углекислого газа, оксида кальция и воды.
С12H22CaO14 + O2 = 10C + 2CO2 ↑ + СaO + 11H2O
Из-за выделения газа и происходит «рост».
«Фараоновы змеи» довольно хрупкие, достигают в длину около 15 см.
Вот что происходит с таблетками глюконата кальция при нагревании
Эксперимент с гексафторидом серы (SF)
Эксперимент с гексафторидом серы (SF₆) и мыльными пузырями. Взято из телеграм-канала «Планета в объективе»
Самые продолжительные эксперименты в мире (есть и в России)
С 1840 года экспериментальный электрический колокольчик почти постоянно звонит в Лаборатории Кларендона Оксфордского университета. Устройство, названное Кларендонская Сухая Батарея, состоит из двух гальванических «сухих батарей», соединенных при помощи слоя серы. Книга рекордов Гиннеса называет колокольчик «самой долговременной батарейкой в мире», хотя когда-нибудь он, конечно, перестанет звонить: либо износится язык колокольчика, либо иссякнет электрохимическая энергия.
Физики, судя по всему, любят длительные эксперименты, и Часы Беверли не исключение. Это атмосферные часы, стоящие в фойе Университета Отаго в новозеландском городе Дунедине с 1864 года, которые до сих пор идут. (Хотя, случайно их останавливали, например, когда кафедра физики переезжала).
Наблюдение за Везувием
Как бы вы наблюдали за спящим гигантом? Осторожно — и при этом, получая кучу данных о сейсмической активности. Именно этим с 1841 года занимаются сотрудники Обсерватории Везувия для того, чтобы предсказать возможные извержения. Раньше станция наблюдения находилась на одном из склонов вулкана, но затем в 1970 году переехала в Неаполь. Там ученые наблюдают сразу за несколькими вулканами, пытаясь понять когда они начнут извергаться вновь.
Эксперимент по проращению Уильяма Джеймса Била
В 1879 году, американский ботаник Уильям Джеймс Бил заполнил 20 бутылок смесью из песка и семян различных растений. Затем он закопал бутылки горлышком вниз, чтобы предотвратить попадание воды вовнутрь.
В чем смысл эксперимента? Автор хотел определить, прорастут ли семена после того, как очень длительное время пробудут в сухой среде. Поначалу, каждые пять лет (теперь уже каждые двадцать) исследователи откапывали одну из бутылок после чего сажали семена и смотрели, вырастет ли из них что-нибудь. В 2000 году, два из 21 семени проросли.
Завершится эксперимент в 2100 году.
Старая ротация хлопка
С 1896 года, ученые Университета Оуберна в Алабаме проводят на одном акре земли эксперимент, связанный с плодородностью почвы. Он входит в Национальный реестр исторических мест под названием «Старая ротация». В ходе него впервые выяснилось, что, если чередовать посевы хлопка и бобовых, это приводит к значительному увеличению плодородности первого.
Фрэмингемское исследование сердца
За 65 лет тысячи мужчин и женщин в возрасте от 30 до 32 лет прошли через руки исследователей из Национального института сердца, легких и крови, а также из Университета Бостона. Цель исследования — проверка маркеров и факторов риска сердечных заболеваний. Оно продолжается уже три поколения и в ходе него были выявлены главные факторы риска для сердечно-сосудистых заболеваний.
Отдельно хочу упомянуть так называемые длительные стационарные полевые опыты. Они нужны (и наиболее репрезентативны) в изучении плодородия почв, методах повышения урожая и улучшения его качества.
Наиболее известные полевые опыты в мире с продолжительностью 100 лет:
Ротамстед, 1843 (Великобритания);
Гриньон, 1875 (Франция);
Иллиноис, 1876, Коламбия, 1888; Дакота, 1892, Обурн, 1896 (США);
Галле, 1878, Вад Лаухштедт, 1902; Дикопсхоф, 1904 (Германия);
Саскачеван, 1911 (Канада);
РГАУ-МСХА, 1912 (Россия)
Опыту в РГАУ-МСХА (Тимирязевской академии) уже 109 лет.
Ниже приведу интервью на 106-летие опыта ведущего научного сотрудника Полевой опытной станции, профессора кафедры земледелия и методики опытного дела Ольги Савоськиной:
— Ольга Алексеевна, расскажите, в чем особенности участка, определенного под этот эксперимент?
— Он раскинулся на площади 1,5 гектара, отличается выровненной поверхностью, но при этом имеет слабый склон в северном и западном направлении. Тип почвы – дерново-подзолистый, характерный для Нечерноземной зоны, а по гранулометрическому составу – суглинок.
— В чем заключена цель опыта?
— Как и у других многолетних экспериментов, основная его задача – дать агроэкологическую оценку базовым приемам земледельческой практики во время длительного промежутка времени. Прежде всего нужно было доказать преимущество ведения севооборота, применения органоминеральной системы удобрений и известкования.
— Каким образом реализуется эта задача?
Изначально поле разделено на две части. На одной размещены бессменные культуры: рожь, картофель, ячмень, клевер, лен и поле «вечного» пара, а на другой части – те же культуры и пар в севообороте. Одновременно на каждом поле изучаются дифференцированные варианты внесения удобрений. В настоящий момент на один гектар пашни вносят 100 кг азота, 150 кг фосфора и 120 кг калия (в действующем веществе). На протяжении 106 лет ученые систематически собирают экспериментальные данные об урожайности культур и почвенном плодородии.
— Расскажите об основных вехах научных исследований.
— Для повышения эффективности производства трижды пересматривали схему опыта. В 1949 году для повышения плодородия почвы увеличили дозы внесения удобрений, стали применять известь, а в 1973 – «подпитали» минеральной подкормкой.
К 60-летию опыта ученые Василий Егоров и Борис Доспехов опубликовали несколько научных работ, в которых описали бесценный материал.
К 100-летию опыта тимирязевцы совместно с учеными института микробиологии имени С. Н. Виноградского, Почвенного института имени В. В. Докучаева провели углубленные исследования в области агрофизики, микробиологии и почвенной картографии.
— На Дне поля академии были продемонстрированы актуальные для экспериментальной агрономии инновации – методы георадиолокации и СВЧ- радиометрии. Что интересного можете об этом рассказать?
— В рамках сотрудничества с АО «Геологоразведка» и АО «Концерн «Вега» были апробированы уникальные приборы. Так, с помощью Георадара «ТР-ГЕО-01-08» получили геоэлектрические разрезы, выделили почвенные слои и техногенные включения. Используя прибор «Ранет-0,5» построили геопривязанные карты влагосодержания и поверхностных температур почвы.
Таким образом, тимирязевский научный полигон стал тестовой площадкой для апробации технических новинок.
— Тимирязевцы в шутку называют Длительный Полевой опыт «живым учебным пособием». Расскажите, почему?
-Этот эксперимент стал своеобразной лабораторией под открытым небом, он показывает всю чистоту и истинность научного эксперимента. С самого первого курса агрономы, почвоведы, агрохимики и экологи приходят к нам и изучают основы экспериментальной агрономии.
По материалам длительных исследований ученые кафедры получили 10 авторских свидетельств на изобретения, издали 20 монографий. На базе опыта подготовлено большое количество ученых и специалистов, которые внесли существенный вклад в развитие агрономической науки нашей страны.