Виртуальная машина безопасности формула 1
Виртуальная машина безопасности: чего ждать от новинки FIA
Введение абсолютно нового для Ф1 принципа – виртуальной машины безопасности (VSC) – стало реакцией спорта на аварию Жюля Бьянки и одной из главных новаций Всемирного совета по автоспорту, который состоялся в Катаре.
Этот режим будет использоваться в тех случаях, когда уровень потенциальной угрозы таков, что простых желтых флагов в руках судей уже недостаточно, но выпускать «настоящую» судейскую машину все же ни к чему.
Регламент применения VSC изложен в специальном Приложении I. Вот, что он говорит:
Статья 41: Виртуальная машина безопасности (VSC)
41.1 Процедура виртуальной машины безопасности вступает в силу по решению директора гонки для нейтрализации одного из участков трассы. Обычно он будет использоваться в ситуациях, когда требуются двойные желтые флаги, так как участники соревнований или официальные лица могут оказаться в опасности, однако угроза всё же не столь серьезная, чтобы использовать машину безопасности.
41.2 Когда отдано распоряжение запустить процедуру виртуальной машины безопасности, в официальную систему сообщений будет отправлена информация об этом («VSC DEPLOYED» – «режим VSC активирован«, англ), а на световых панелях FIA появился надпись ‘VSC’.
41.3 Пилоты не должны двигаться слишком медленно или резко менять темп, а также совершать действия, которые потенциально могут представлять угрозу для соперников или персонала трассы во все время действия режима виртуальной машины безопасности. Это относится как к собственной трассе, так и въезду в боксы с пит-лейном.
41.4 Пилоты не могут заезжать в боксы во время режима виртуальной машины безопасности, кроме как для смены шин.
41.5 Все гонщики должны сбросить скорость и преодолевать каждый судейский отрезок (участок между соседними световыми табло FIA) медленнее величины, установленной электронным блоком управления (FIA ECU). Это также касается случаев, когда световые табло переключаются на зелёный сигнал в момент нахождения пилота на отрезке (см. 41.7 ниже).
Судьи могут наказывать любого гонщика, проехавшего быстрее минимального времени в описанных ситуациях, в соответствии с пунктами a), b), c) или d) статьи 16.3.
a) Случай въезда в боксы, когда можно после линии машины безопасности обогнать соперника, продолжающего движение по трассе;
b) Случай выезда из боксов, когда до второй линии машины безопасности пилот может обогнать или пропустить соперника, движущегося по трассе;
c) Случай въезда в боксы, движения по пит-лейну и выезда из боксов, когда допустимо обгонять соперника, также находящегося на одном из этих участков;
d) Случай, когда одна из машин замедлилась в силу очевидных проблем.
41.7 Когда руководитель гонки решит, что условия достаточно безопасны, и режим виртуальной машины безопасности может быть снят, в официальную систему сообщений отправляется информация об этом («VSC ENDING» – «окончание режима VSC«, англ), и спустя произвольное время в интервале 10-15 секунд на световых панелях FIA надпись ‘VSC’ сменяется зелёным сигналом, после чего пилоты могут сразу вести гонку в обычном режиме. Спустя еще 30 секунд зеленый сигнал отключается.
41.8 Каждый круг, совершенный в режиме виртуальной машины безопасности, идет в зачет гоночной дистанции.
Невидимая защита
Как работает виртуальный автомобиль безопасности
Виртуальный автомобиль безопасности появился в Формуле 1 меньше пяти лет назад, но стал уже довольно привычным явлением. Однако по-прежнему многие зрители не до конца понимают принципы его работы, а также различия между режимами автомобиля безопасности и VSC. Об этом и не только читайте в материале.
Роковая авария
Многие меры безопасности в Формуле 1 были введены после трагических случаев. Так произошло и с появлением виртуального автомобиля безопасности.
Дебют VSC
После этой аварии FIA снова задумалась о повышении уровня безопасности в Королевских автогонках. И первым нововведением был виртуальный автомобиль безопасности. Как мы знаем, он стал таким себе «промежуточным звеном» между желтыми флагами и обычным автомобилем безопасности и применяется там, где необходим режим двойных желтых флагов.
Дебют виртуального автомобиля безопасности состоялся на Гран-при Монако 2015 года. Тогда Макс Ферстаппен предпринял попытку обогнать Романа Грожана, но ошибся, налетел на левое заднее колесо Lotus и на сумасшедшей скорости влетел в отбойник.
После аварии Макса Ферстаппена над трассой объявили режим VSC, но затем практически сразу выпустили реальный автомобиль безопасности. И, наверное, об этом бы вскоре все забыли, если бы не ошибка Mercedes. Тогда команда зазвала в боксы лидера гонки Льюиса Хэмилтона на дополнительный пит-стоп. А вот Нико Росберг остался на трассе, возглавил пелотон и стал победителем Гран-при.
Принцип работы
Когда на трассе объявляют режим виртуального автомобиля безопасности, пилоты обязаны замедлиться и ехать по трассе в заранее заданном темпе. На всех болидах установлена специальная программа, отвечающая за движение в режиме VSC. В нее на каждом треке загружаются два вида параметров: для сухой и мокрой трассы. Когда в гонке объявляют режим виртуального автомобиля безопасности, программа автоматически выбирает необходимый параметр и информирует гонщика о темпе, в котором он должен ехать, в зависимости от состояния трека.
В режиме VSC учитывают не скорость движения пилота, а время, за которое он преодолевает участок трассы. При этом речь идет о специальных сегментах трека – контрольные замеры для езды под виртуальным автомобилем безопасности проводятся через каждые 50 метров трассы (т.е. около 70–140 раз на круге, в зависимости от длины трека)
Собственно, программа сообщает пилоту, что он должен проехать круг на 30–40% медленнее, нежели время самого быстрого круга в гонке. Далее система автоматически распределяет это время на маленькие отрезки и через каждые 50 метров проверяет: как едет пилот, вписывается ли он в данный график, движется медленнее или быстрее, и сообщает об этом гонщику. При этом в каждой точке измерения время обнуляется.
Способы информирования
Пилоты узнают о режиме виртуального автомобиля не только посредством экранов на трассе. В момент активации VSC на дисплее руля у гонщиков высвечивается соответствующее уведомление, а также пилотам об этом сообщает их гоночный инженер.
Однако и это еще не все. Все время по ходу движения под виртуальным автомобилем безопасности пилоты в наушниках слышат соответствующий звуковой сигнал. Если у гонщика достаточный запас по времени в сравнении с заданным, то звуковой сигнал звучит редко. Однако если время гонщика на секторе практически равно заданному, сигнал в наушниках становится очень настойчивым и звучит довольно часто.
Когда режим виртуального автомобиля безопасности завершается, пилот слышит продолжительный звуковой сигнал – для него это знак, что необходимо готовиться к рестарту. Через 10–15 секунд звучит второй сигнал, который означает, что режим VSC завершен.
Разница между SC и VSC
Кроме очевидной разницы между реальным и виртуальным автомобилем безопасности, есть и скрытая. В частности, в режиме виртуального автомобиля безопасности болиды не так замедляются, поэтому покрышки остывают не так сильно. Еще одним плюсом виртуального автомобиля безопасности является то, что он обычно продолжается меньше, чем три-четыре круга. Кроме того, в режиме VSC пелотон не успевает собраться, поэтому на момент рестарта отрывы между болидами такие же, как и до старта режима виртуального автомобиля безопасности.
Нарушаем, товарищи
Некоторое время назад Себастьян Феттель отметил, что в режиме виртуального автомобиля безопасности пилоты не соблюдают правила и получают преимущество. В частности, он рассказал, что некоторые гонщики в режиме VSC используют альтернативные траектории, что приводит к сокращению дистанции. Таким образом они вписываются во временной интервал, заданный FIA, но не сбрасывают достаточно скорость, благодаря чему затем получают преимущество.
Однако тогда обвинения немца опроверг гоночный директор FIA Чарли Уайтинг, который отметил, что даже если гонщик и умудряется получить какое-то преимущество из-за другой траектории, то оно ничтожно мало. А все по причине проверок через каждые 50 метров дистанции – за это время пилоты просто не могут успеть получить большое преимущество.
Как это работает: Автомобиль безопасности
Автомобиль безопасности нередко появляется на трассе во время гонок, порой влияя на результат Гран При, но при этом выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность на трассе. Вместе с пресс-службой Mercedes мы разбираемся, как действуют гонщики во время появления на трассе Mercedes AMG GT R с Берндом Майландером за рулем, и какие проблемы приходится решать стратегам команд.
Почему выезд автомобиля безопасности осложняет гонку?
Главная проблема при появлении автомобиля безопасности – правильный выбор стратегии. Позади автомобиля безопасности шины быстро остывают. Если резина новая, то проблема не столь серьезная, поскольку на рестарте они быстро прогреются – обычно за два-три круга. Старые шины после рестарта прогреваются медленнее или вовсе не набирают нужной температуры.
Инженерам сложно смоделировать износ резины после рестарта, решение приходится принимать, основываясь на прошлом опыте и комментариях гонщиков.
Как в команде реагируют на выезд автомобиля безопасности?
Специалисты по стратегии постоянно анализируют ситуацию, пытаясь предсказать, что произойдет, если автомобиль безопасности появится на трассе через два, три или пять кругов. Если в команде решают, что при появлении автомобиля безопасности появится хорошая возможность провести пит-стоп, то гонщику говорят фразу: «Ты в окне автомобиля безопасности». Это означает, что в случае его выезда гонщик может ехать в боксы без дополнительного подтверждения команды – и механики будут его ждать.
Каковы главные сложности?
Рестарт – сложный момент для гонщиков из-за остывшей резины и нехватки сцепления с трассой. Шины обеспечивают наибольшее сцепление в рабочем диапазоне каждого состава, вне этого диапазона сцепление гораздо ниже.
Перед установкой на машину шины находятся в термочехлах, где нагреваются до +110С. За автомобилем безопасности температура может снизиться на 40 градусов от необходимых значений. Таким образом, с точки зрения сцепления с трассой первые круги после ухода автомобиля безопасности отличаются от любого другого круга, которые проезжают гонщики за время уик-энда, и им очень сложно добиться сцепления с асфальтом.
Какие ещё есть проблемы?
Тормоза подвержены перегреву из-за недостаточного охлаждения потоком воздуха. Да и в холодных тормозах нет ничего хорошего. Гонщики пытаются прогреть их, используя различные техники пилотирования, однако при этом тормоза легко перегреть из-за небольшой скорости машины.
Какие преимущества может дать автомобиль безопасности?
Главное преимущество в том, что он обеспечивает безопасность маршалов на трассе, когда они убирают обломки или эвакуируют машины. Некоторое преимущество получают и гонщики – они могут сэкономить топливо.
В Монреале гонщики не смогут максимально атаковать на протяжении всех 70 кругов – иначе им не хватит до финиша отведенных 105 кг топлива. Появление автомобиля безопасности – хорошая возможность сэкономить.
Какова скорость автомобиля безопасности?
Все зависит от конкретной трассы. В среднем, время круга за автомобилем безопасности увеличивается на 60%. Разница в скорости между машиной Формулы 1 и автомобилем безопасности зависит от конкретного поворота. Например, в Канаде 3-й поворот машины Формулы 1 проезжают на скорости 125 км/ч, а за автомобилем безопасности – 45 км/ч.
В шпильке 10-го поворота разница не столь существенная – 65 км/ч против 50 км/ч. На прямой скорости отличаются сильнее – если в 2017-м перед 13-м поворотом машины Формулы 1 разгонялись до 300 км/ч, то за автомобилем безопасности – «только» до 230 км/ч.
В чем разница между реальным и виртуальным автомобилем безопасности?
В целом, они очень похожи. С виртуальным автомобилем безопасности у гонщиков возникают те же проблемы, что и с реальным, но для команд виртуальный создает меньше проблем, поскольку машины едут быстрее и температура резины падает не так сильно.
Этот эффект усиливается еще и тем, что обычно реальный автомобиль безопасности находится на трассе около четырех кругов, а виртуальный – от одного до двух. Кроме того, в режиме виртуального автомобиля безопасности пелотон не собирается вместе, поскольку гонщики обязаны поддерживать такое же расстояние от впереди идущего пилота, какое было до объявления этого режима.
Как работает “виртуальный Safety Car” в Формуле-1
12.01.2015, 11:12 1.5k Перегляди
Во время сессий практики на трех заключительных Гран-при Формулы-1 сезона 2014 года впервые была использована так называемая «виртуальная машина безопасности». Суть ее заключается в том, что сам автомобиль безопасности на трассе не появляется, а зажигаются информационные табло с надписью «VSC». Но все участники гонки должны действовать так, как при обычном сейфти-каре.
После объявления о VSC пилоты обязаны сбросить скорость и выстроиться в пелотон, продолжая движение по трассе.
Правило «виртуальной машины безопасности» было введено в Ф-1 после аварии Жюля Бьянчи на Гран-при Японии. Впрочем, четких инструкций по использованию этого нововведения до сих пор не было.
И вот теперь FIA внесло официальные разъяснения относительно этого правила. Они стали частью спортивного регламента Ф-1 на 2015 год.
«VSC может быть использован для приостановки гонки в том случае, если на любом отрезке трассы вывешиваются двойные желтые флаги или кто-нибудь из участников гонки или официальных лиц могут быть в опасности, но эта ситуация не требует непосредственного появления на трассе машины безопасности», – говорится в разъяснении FIA.
В случае использования «виртуальной машины безопасности» пилотов уведомят об этом с помощью специальных информационных табло на трассе.
Как только будет принято решение о применении «виртуальной машины безопасности», все электронные табло маршалов на трассе отобразят надпись «VSC», а все команды будут уведомлены об этом через соответствующую систему.
Во время VSC пилотам запрещено заезжать на пит-лейн для замены шин, и у них будет определенный промежуток времени для того, чтобы занять свое место в выстраивающемся на трассе пелотоне. При этом болиды «нельзя пилотировать слишком медленно, беспорядочно или в манере, которую можно счесть потенциально опасной». Тот пилот, который успеет занять место в пелотоне в отведенное время, будет наказан штрафом.
VSC может использоваться в том случае, если присутствие обычной машины безопасности на трассе необязательно.
Когда директор трассы убедится в том, что гонку можно безопасно продолжать, команды получат соответствующее уведомление через информационную систему. После этого «надпись VSC на всех табло сменится на зеленый свет, и пилоты немедленно смогут продолжать гонку». Зеленые огни будут погашены через 30 секунд.
В техническом регламенте Ф-1 2015 FIA предусмотрела «лазейку», которая дает возможность поставщикам двигателей модернизировать моторы по ходу сезона.
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
FIA разъяснила правило «виртуальной машины безопасности»
Нововведение будет использоваться на протяжении всего сезона 2015 года.
Во время сессий практики на трех заключительных Гран-при Формулы-1 сезона 2014 года впервые была использована так называемая «виртуальная машина безопасности». Суть ее заключается в том, что сам автомобиль безопасности на трассе не появляется, а зажигаются информационные табло с надписью «VSC». Но все участники гонки должны действовать так, как при обычном сейфти-каре.
После объявления о VSC пилоты обязаны сбросить скорость и выстроиться в пелотон, продолжая движение по трассе.
Правило «виртуальной машины безопасности» было введено в Ф-1 после аварии Жюля Бьянчи на Гран-при Японии. Впрочем, четких инструкций по использованию этого нововведения до сих пор не было.
И вот теперь FIA внесло официальные разъяснения относительно этого правила. Они стали частью спортивного регламента Ф-1 на 2015 год. «VSC может быть использован для приостановки гонки в том случае, если на любом отрезке трассы вывешиваются двойные желтые флаги или кто-нибудь из участников гонки или официальных лиц могут быть в опасности, но эта ситуация не требует непосредственного появления на трассе машины безопасности», — говорится в разъяснении FIA.
В случае использования «виртуальной машины безопасности» пилотов уведомят об этом с помощью специальных информационных табло на трассе.
Как только будет принято решение о применении «виртуальной машины безопасности», все электронные табло маршалов на трассе отобразят надпись «VSC», а все команды будут уведомлены об этом через соответствующую систему.
Во время VSC пилотам запрещено заезжать на пит-лейн для замены шин, и у них будет определенный промежуток времени для того, чтобы занять свое место в выстраивающемся на трассе пелотоне. При этом болиды «нельзя пилотировать слишком медленно, беспорядочно или в манере, которую можно счесть потенциально опасной». Тот пилот, который успеет занять место в пелотоне в отведенное время, будет наказан штрафом.
VSC может использоваться в том случае, если присутствие обычной машины безопасности на трассе необязательно.
Когда директор трассы убедится в том, что гонку можно безопасно продолжать, команды получат соответствующее уведомление через информационную систему. После этого «надпись VSC на всех табло сменится на зеленый свет, и пилоты немедленно смогут продолжать гонку». Зеленые огни будут погашены через 30 секунд.
В техническом регламенте Ф-1 2015 FIA предусмотрела «лазейку», которая дает возможность поставщикам двигателей модернизировать моторы по ходу сезона.