Вис машина как расшифровывается
История создания и логотип автомобильного бренда «Нива ВИС»
В 2011 году ЗАО “ВАЗИнтерСервис” в качестве дочернего предприятия влилось в структуру «АвтоВАЗа». Это было логичным шагом, учитывая, что производитель изначально ориентировался на выпуск комплектующих для этого автомобильного завода. Как запчасти, так и машины продолжают производиться до сих пор.
Авто марки ВИС широко известны не только в России, но и за рубежом. Компания выпускает автомобили как коммерческого назначения, так и узконишевые, беря за основу модели завода «АвтоВАЗ».
История создания бренда
ЗАО “ВАЗИнтерСервис” был основан в Тольятти в июне 1991 года. Тогда на предприятии выпускали комплектующие для ОАО “АвтоВАЗ”, а позднее и авто марки ВИС. Производственные мощности новая компания получила в наследство от Ставропольского Левобережного ремонтно-механического завода
Сейчас на заводе может быть собрано более 20 модификаций пикапов и внедорожников. Они выпускаются на основе проверенных моделей «АвтоВАЗа», таких как “Гранта” и “Нива”, а сборка осуществляется на подъемниках, в отличие от конвейерного производства исходников. Индивидуальный подход хоть и позволяет добиться более высокого уровня адаптивности и качества автомобилей, но существенно снижает скорость выпуска. В год ЗАО “ВАЗИнтерСервис” производит порядка 4000 машин.
Когда был выпущен первый автомобиль
VIS как автомарка стала первопроходцем в отечественном производстве коммерческих фургонов. Первый автомобиль этого бренда был выпущен в 1993 году и уверенно занял свою нишу на рынке, к тому времени уже требовавшем выхода доступных, мощных, проходимых коммерческих моделей авто. Сходу занять и удержать топовые позиции позволила собственная разработка компании — полурамная конструкция кузова.
Какие модели выпускались
Первой машиной от марки ВИС стала ВИС-1705, а вскоре за ней вышел ВИС-2345. Эти автомашины были встречены отлично благодаря тому, что удовлетворяли потребность в специфических грузовых перевозках небольшого объема. Это стало спасением для небольших фирм, нуждающихся в перевозке грузов порядка 500 кг в городских условиях. Маневренность, скорость и сравнительно небольшие габариты этих моделей оказались по достоинству оценены.
Следуя требованиям рынка, ЗАО “ВАЗИнтерСервис” продолжил разработку собственных машин, теперь уже ориентируясь и на такую характеристику, как проходимость. Так появилась «Нива» марки ВИС — ВИС 2346. Технических модификаций кузова у этой машины довольно много, но неизменной оставалась переданная по наследству надежность. Впоследствии эта же модель легла в основу болотохода, который бренд ВИС снабдил шинами сверхнизкого давления, а также увеличенным дорожным просветом.
Спустя 2 года, в 2000 году, начинается выпуск фургона ВИС-2347. Свою популярность он получил благодаря весьма демократичной цене, а также уже традиционной для авто марки ВИС вариативности исполнения кузова.
Также в ассортименте выпускаемых машин присутствуют специализированные автомобили, предназначенные, например, для пожарных и спасательных служб.
Слияние с ВАЗ
В 2011 году ЗАО “ВАЗИнтерСервис” в качестве дочернего предприятия влилось в структуру «АвтоВАЗа». Это было логичным шагом, учитывая, что производитель изначально ориентировался на выпуск комплектующих для этого автомобильного завода. Как запчасти, так и машины продолжают производиться до сих пор. На фото автомобиль марки ВИС легко узнать по “фамильному” сходству с моделями ВАЗ. Об этих машинах отзываются как о рабочих «лошадках», пригодных к эксплуатации в традиционно непростых российских условиях.
С другой стороны, нельзя сказать, что модели от марки ВИС, остались неизменными с начала их выпуска. Если на старте своего машиностроительного пути ЗАО “ВАЗИнтерСервис” ориентировалось в основном на городские грузоперевозки, то сейчас большая часть выпускаемых машин относится к вседорожникам. Они являются интерпретацией созданной на «АвтоВАЗе» “Нивы” с добавлением хорошо зарекомендовавшей себя “фирменной” платформы ВИС, на которую уже можно устанавливать различные варианты кузова.
Слияние в том виде, в котором оно было реализовано, пошло на пользу обеим компаниям. С одной стороны, «АвтоВАЗу» нет необходимости производить небольшие и нестандартные партии комплектующих на заточенном под конвейерный метод предприятии. С другой, марка ВИС закрепила свои позиции поставщика комплектующих для автомобилей ВАЗ, сохранив возможность выпускать десятки модификаций для разработанных моделей. От этого, в свою очередь, выигрывает конечный покупатель: пикапы с высокой проходимостью вряд ли перестанут быть востребованными в ближайшее время.
История марки ВИС
«ВАЗинтерСервис» — дочерняя компания ОАО «АВТОВАЗ» со штаб-квартирой в Тольятти, которая выпускает автомобили и автокомпоненты.
Компания была создана в 1991 году для выпуска автокомпонентов для АВТОВАЗа. Однако со временем она начала производить пикапы и тягачи на основе автомобилей ВАЗ.
История предприятия началась много раньше — в 1953 году, когда на базе Автоуправления Куйбышевгидростроя был создан Ставропольский Левобережный ремонтно-механический завод. Производственные мощности располагались в вывезенном после окончания войны из Германии самолетном ангаре. Сразу после создания Левобережный РМЗ занимался ремонтом автомобилей ГАЗ и ЗИЛ, а также их силовых агрегатов и узлов.
В 1960-х годах предприятие входит в состав Главэнергостроймеханизации Минэнерго СССР и ремонтирует не только автомобили, но и автопогрузчики, буровые машины, телескопические вышки, компрессоры, автокраны.
В 1971 году Тольяттинский РМЗ объединили с Жигулевским ремонтно-механическим заводом, и предприятие получило название Левобережного производства завода «Энергореммаш».
С 1991 года, когда началась новая история предприятия, названного «ВАЗинтерСервис», оно начало работы по перепрофилированию на выпуск новых видов продукции. Появилась площадка №1, на которой изготавливались отопители, был открыт окрасочный цех и цех пластмасс. Сейчас площадка №1 преобразовалась в Завод климатических систем.
В 1992 году структуру компании пополнил Автоагрегатный завод.
С 1993 года предприятие компании было оснащено новым оборудованием. В том же году выпускается 203 экземпляра первого пикапа на основе ВАЗ 21043.
В 1996-м компания начинает искать пути увеличения сфер применения автомобилей АВТОВАЗа. Поскольку в то время рынок нуждался в доступных автомобилях малой грузоподъемности, появилась необходимость в доработке конструкции существующих моделей, чтобы на их основе было можно создавать спецавтомобили.
Для этого создается конструкторская служба завода, которая разрабатывает новую полурамную конструкцию грузопассажирского пикапа на основе агрегатов ВАЗ. Через год начинается производство новой модели пикапа. Впоследствии полурамная конструкция кузова собственной разработки использовалась на всех автомобилях марки ВИС.
Легкие коммерческие автомобили появились несколько позже, чем сформировался спрос на них. Такие авто ждали, и предложение отечественного производителя было весьма кстати. Примечательной в этом плане была двухместная модель ВИС 1705, созданная на базе «Самары» с усиленной задней частью кузова.
Это был первый фургон российского производства с передним приводом. Автомобиль разгонялся до 130 км/час. Объем фургона исчислялся 2,25 кубическими метрами, при этом полезная нагрузка составляла 450 кг. Автомобиль комплектовался 1,5-литровым карбюраторным двигателем от ВАЗ 21083, развивающим 71 л.с.
ВИС 1705 (1998)
Вышедшая параллельно модель ВИС 2345 разрабатывалась на базе ВАЗ 2107. Она получила тот же инжекторный рядный четырехцилиндровый мотор объемом 1,5 литра и мощностью 71 л.с, который работал в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. Силовая установка позволяла автомобилю разгоняться до 110 км/час. Его грузоподъемность равнялась 640 кг, а объем фургона составлял 3 200 литров. Автомобиль пользовался популярностью благодаря маневренности и способности перевозить сравнительно габаритные грузы.
ВИС 2345 (1998)
В 2000 году «ВАЗинтерСервис» покупает новое помещение, которое позволяет увеличить мощность предприятия. Создается единый комплекс «ВИС-Авто» со службой главного конструктора, который дает возможность проводить работы по подготовке, изготовлению и экспериментальным испытаниям пикапов.
Одной из самых удачных моделей компании стала ВИС 2347 — двухместный пикап на основе LADA Samara. Он комплектуется 1,6-литровым восьмиклапанным рядным четырехцилиндровым двигателем мощностью 84 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач. Это идеальный автомобиль для перевозки малогабаритных грузов. Существуют такие модификации автомобиля, которые получили рефрижератор или изотермическую будку.
ВИС 2347 (2002)
В 2003 году «ВИС-Авто» входит в состав ЗАО «Группа СОК». Годом позднее появляется собственная торговая марка компании — Vinters. Она используется для продажи автозапчастей класса «люкс».
В 2006 году на Заводе климатических систем образовывается участок, производящий продукцию для поставки на завод «ИжАвто».
10 марта 2011 года «Группа СОК» продает дочерней компании ОАО «Объединенные автомобильные технологии» 50%-ю долю «ВАЗ-Траст», в состав которой входит «ВАЗинтерСервис».
В 2011 году все акции ВИС выкупил АВТОВАЗ, и компания стала его дочерним предприятием. В 2013 году тольяттинский автогигант решил объединить два своих дочерних предприятия — ОАО «ПСА «Бронто» и ООО «ПСА «ВИС-Авто».
В 2012-м появляется новый переднеприводный коммерческий фургон, построенный на базе LADA Granta. Он отличается комфортабельной кабиной и современным дизайном. Автомобиль комплектуется 1,6-литровым восьмиклапанным мотором, развивающим 83 л.с., который агрегатируется с пятиступенчатой «механикой». Фургон модели рассчитан на 3 200 литров, грузоподъемность составляет 720 кг.
ВИС 2349 (2012)
Сейчас ОАО «ВИС-Авто» изготавливает коммерческие автомобили с грузоподъемностью до 720 кг. В его состав входит завод «ВИС-Авто», где производятся пикапы, а также автосборочный и автоагрегатный заводы. Ежегодно выпускается около 3 500 автомобилей.
Автомобильные комплектующие, которые изготавливает компания, используются не только АВТОВАЗом, но и другими автомобилестроительными предприятиями, а также идут на вторичный рынок для ремонта.
Продукция ОАО «ВИС-Авто» продается не только в России и странах СНГ, но и в Египте, Сирии, Македонии.
АВТОВАЗ рассказал про свое дочернее предприятие «ВИС-Авто»
В 1991 году Приказом № 315 генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» Каданникова В. В. основано ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» с целью выпуска автокомпонентов для ОАО «АВТОВАЗ», а также как дочернее производство пикапов и тягачей на базе автомобилей LADA.
В 2012 году были объединены две дочерние структуры АВТОВАЗа ПАО ПСА «Бронто» и ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» в единую производственную структуру ПАО «ПСА ВИС-АВТО».
В настоящее время «ВИС-Авто» является разработчиком и производителем легких коммерческих автомобилей грузоподъемностью до 720кг моделей «ВИС» и специальных автомобилей моделей «БРОНТО» на базе автомобилей LADA.
Производственные и складские помещения завода составляют 9440 м². Предприятие производит свыше 3500 пикапов и специальных автомобилей в год. Применение гибких технологий производства позволяет изготавливать несколько моделей автомобилей, мобильно менять номенклатуру продукции, исходя из конъюнктуры рынка.
Ранее компания ВИС-АВТО производила пикапы и фургоны на платформах LADA 2105 и LADA 2107 (ВИС-2345, ВИС-23452, ВИС-23454, ВИС-234500-30), LADA Samara (ВИС-1705, ВИС-1706, ВИС-2347, ВИС-23472).
В настоящее время выпускает фургоны и пикапы на платформе LADA Granta и LADA Largus, а также внедорожники и вездеходы под маркой «Бронто» на платформе LADA 4×4.
С 2017 года выпускает фургоны в комплектации «Дорожный мастер» для коммунальных служб по очистке остановок от рекламы, мытья светофоров, пешеходных ограждений и дорожных знаков.
Ключевые слова: про автоваз
Был ВАЗ, стал ВИС
Патрульные «Лады-Весты» ГИБДД: что они собой представляют?
Когда по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в региональные подразделения ГИБДД начались поставки лифтбэков «Шкода-Октавия», патриотично настроенная общественность, не слезая с диванов, возмутилась: а где же наши посконные «Лады» с гоночными моторами 1,8. Встречайте, вот они. «Патрульный автомобиль (тип 1) ВИС-298050». Так в документах ГИБДД именуются переоборудованные для дорожной службы «Лады-Весты». В Мордовию недавно пришли 19 подобных седанов стоимостью чуть больше 1,2 миллиона рублей каждый. Чем они интересны, расскажет Денис Тюркин.
Фото: Денис Тюркин I Столица С
Если быть точнее, то каждая «Веста», точнее ВИС-298050, поставленный в нашу республику, стоил 1 миллион 243 тысячи 230 рублей. В один контракт ценой 360 миллионов 536 тысяч 700 рублей на поставку 290 машин помимо Мордовии также вошли Башкирия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Оренбургская области. Всего у Центра специального назначения (ЦСН) в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, который выступает заказчиком приобретения техники для ГИБДД, на сайте Госзакупок я нашел 7 тендеров на поставку 1735 автомобилей ВИС-298050 со сроком исполнения до 31 октября. Общая их стоимость — немалые 2 миллиарда 247 миллионов 944 тысячи 690 рублей, но это не все траты на патрульные машины в стране (подробнее читайте в отдельном блоке «Не «Ладой» единой»).
19 машин, прибывших в Мордовию, пока стоят во внутреннем дворе Управления ГИБДД. Им уже закупают зимние шины, оформляют страховку. Но точную дату выезда на дороги общего пользования мне пока не назвали. Зато позволили ознакомиться с патрульками поближе. И задали задачку, сообщив, что они сделаны на базе «Весты-Кросс»! Мне пришлось едва ли не телефонный консилиум из разных специалистов по «Ладам» собирать, уточняя, так ли это. Инструментально проще всего понять, какая версия перед нами, — измерить дорожный просвет, ведь у «Кросса» он на 2,5 см больше (а колея шире на 1 см). Но у меня не хватило ума это сделать… Поэтому — другой вариант: у «кроссовых» версий должны быть некрашеные пластиковые накладки «по кругу», но тут их нет (и, как пояснили потом представители дилера «Лада», накладки не просто сажаются на клей, для них предусмотрены клипсы с отверстиями в крыльях и порогах). Далее. У «кросса» уже «в базе» идут 17-дюймовые литые диски, а здесь — 15-дюймовые «штамповки» с колпаками (бережно уложенными в мешочек в багажнике на время перевозки на автовозе). И все-таки патрульки действительно представляют собой «Весты-Кросс»! Хотя бы по одному такому факту: под капотом у них стоят моторы объемом 1,8 л и мощностью 122 л. с. Был период, когда такими агрегатами оснащались и «обычные» «Весты», но с апреля этого года их ставят только на «кроссовые» версии седанов и универсалов.
То есть формально в гамме автомобилей АвтоВАЗа нет моделей в такой конфигурации. Как видится, это одна из причин чудного наименования ВИС-298050. Напомню, что компания «ВИС-Авто», производитель автокомпонентов и специальных транспортных средств (вроде «каблучков» на базе «Гранты» и «Ларгуса»), стопроцентная «дочка» АвтоВАЗа.
Инспекторам повезло: они будут ездить на довольно «жирных» «Вестах». В комплектацию входит полный электропакет (с задними электростеклоподъемниками), кондиционер, круиз-контроль с ограничителем скорости), подогрев руля, передних кресел и лобового стекла, а также мультимедийная система «Энджой» с камерой заднего вида. И вот с последней опцией получилось любопытно.
Главное отличие патрульной «Весты» от обычной внутри — тангетка рации (проводка проложена сквозь огромное грубо прорезанное окно в консоли) и «борода» с кнопкой управления регистраторами, а также с различными зарядными разъемами. Фото: Денис Тюркин I Столица С
По сути, она будет использоваться… примерно никогда. Поясняю. Во внутреннем регламенте инспекторам ДПС во время несения службы запрещено слушать музыку (попробовали бы авторы документа 12 часов патрулировать улицы в тишине). И ВИС-298050 жестко соблюдает регламент! Как только инспектор в начале смены нажимает кнопку с надписью «Спецчасть» внизу центральной консоли, начинают работать два видеорегистратора (в каждой машине — жесткий диск на 1 терабайт!) с тремя камерами (одна «смотрит» вперед, другая — в салон, третья — назад). И изображение с них выводится на цветной экран мультимедийной системы «Лады». При этом сам экран перестает реагировать на нажатие своих кнопок. Тут не только музыку не послушать. Даже изображение с камеры заднего вида во время движения задним ходом не появляется! Хотя местечко для него есть, четвертое окно пустует… Остается надеяться, что это сбой конкретного автомобиля.
Здесь самое время сравнить «Весту» с патрульной «Шкодой-Октавией». Там установлена аналогичная система регистраторов (они должны непрерывно работать всю смену инспекторов), но программного запрета на работу собственной мультимедиа нет. Возможно, потому, что изображение с камер выводится не на шкодовский экран, а на отдельный монитор, который прячется в бардачке.
В «Шкоде» есть второй аккумулятор, который инспекторы считают за благо. Работающие регистраторы и светодиодная балка могут быстро высадить единственную батарею, и дополнительный придет на помощь. В «Весте» таковой не обнаружился. Еще одно отличие (номинально) чешских и российских машин — в модели светодиодной балки и подводки к ней проводов. Те, кто укомплектовывал «Весту» спецоборудованием, не постеснялся… просверлить дыру в крыше. В «Шкодах» провода просто пропускали между дверными уплотнителями…
Ну и напоследок сравнение двух машин по техническим характеристикам. «Шкоды» оснащены 180-сильным мотором объемом 1,8 л с гениальным скорострельным семиступенчатым «роботом» DSG. Такие машины легко выезжают из 8 с в разгоне до 100 км/ч. Вестовский мотор того же объема агрегатируется с механической пятиступкой. Удел таких машин — кое-как преодолеть 10 с в разгоне до сотни. Зато вестовская всеядная подвеска позволяет без опаски двигаться на высокой скорости по неровной дороге.
В салоне два добротных и мощных не вазовских светодиодных потолочных плафона освещения. Один — над правым передним сиденьем, второй — на задним диваном. Кнопка ГЛОНАСС вынесена на потолок в отдельное место. Фото: Денис Тюркин I Столица С
Часть поступивших в Мордовию машин останется в Саранске на службе спецбатальона Управления ГИБДД, оставшиеся будут переданы в районные подразделения службы и, очевидно, заменят устаревшие еще в прошлом веке «Приоры». Ну наконец-то.
Не «Ладой» единой
Единым поставщиком патрульных «Вест» для ЦСН МВД РФ стала компания «Центральная СТО» из Тольятти. В Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области поступило 237 подобных машин стоимостью 294 миллиона 645 тысяч 510 рублей. Больше всего — 197 — в Самарскую. Цена за один автомобиль — 1 миллион 243 тысячи 230 рублей. В Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, в Хабаровский, Забайкальский, Приморский и Камчатский края, а также в Еврейскую автономную область и Якутию — 226 (больше всего — 67 — в Амурскую). Стоимость этого контракта составила 327 миллионов 926 тысяч при цене за одну «Весту» в 1 миллион 451 тысячу рублей. Третий контракт обошелся государству в 408 миллионов 865 тысяч 480 рублей. За эти деньги в Свердловскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа поступят 311 «Вест» стоимостью 1 миллион 314 тысяч 680 рублей каждая (в первый регион больше всего — 169). Четвертый — в 392 миллиона 989 тысяч 290 рублей при цене в 1 миллион 271 тысячу 810 рублей за каждое из 309 транспортных средств. Они будут служить в Курганской, Тюменской, Челябинской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе. В Карелию, Коми, Архангельскую, Калининградскую и Вологодскую области направлено 154 «Весты» при цене каждой 1 миллион 278 тысяч 955 рублей. Общая цена этой закупки — 196 миллионов 959 тысяч 70 рублей. 208 автомобилей (цена каждого аналогична той, что в предыдущем лоте) общей стоимостью 266 миллионов 22 тысячи 640 рублей выделены в Мурманскую, Новгородскую, Псковскую область и Санкт-Петербург (вместе с Ленинградской областью). У вас возник вопрос: отчего в каждом лоте скачет цена на один и тот же автомобиль? Инфляция, сэры и сэрихи. Тендеры проводились ведь в течение нескольких месяцев, а с авторынком сами знаете какая ситуация в стране творится… Но не только «Весты» в этом году получат российские гаишники. Подмосковная компания «Мэйджор Автомобили» поставит в региональные подразделения ГИБДД 2252 патрульных «Хендая-Соляриса». Стоимость каждого автомобиля сопоставима с одной «Вестой» и варьируется от 1 миллиона 236 тысяч 85 рублей до 1 миллиона 429 тысяч. В Центральный федеральный округ (в том числе в Москву) направлены 1293 единицы, в Сибирский федеральный округ — 305, в Южный федеральный округ — 293, в Северо-Кавказский федеральный округ — 357. Стоимость этих контрактов составляет 2 миллиарда 954 миллиона 250 тысяч 295 рублей.
Бронто и ВИС-Авто: взаимопроникновение
У ВАЗа есть несколько заводов-сателлитов, мелкими сериями выпускающих продукцию, которую самому ВАЗу держать на конвейере невыгодно. Самые известные из таких «придворных» предприятий – ВИС-Авто и Бронто.
Первый специализируется на коммерческой технике на базе ВАЗовских моделей, второй – на внедорожниках и бронеавтомобилях на базе старой Нивы (Лады 4х4). За двадцать лет существования эти предприятия создали немало интересных конструкций, но сейчас, после череды реорганизаций на основном заводе, сосредоточились только на востребованных моделях. Более того, принято решение о слиянии этих фирм. Я посетил объединённый завод ВИС-Авто/Бронто и посмотрел, что и как сейчас производится.
Бронто
История тольяттинской фирмы Бронто, как можно узнать из официальных источников, началась в январе 1993 года. На самом же деле следует прибавить к канонической хронологии минимум год: в начале 1992 года в Тольятти, в подвале под хозяйственным магазином, несколько человек начали строить на базе Нивы универсал с частично поднятой крышей и очень большой площадью бокового остекления. Предполагалось, что эта конструкция ляжет в основу лёгкого инкассаторского бронеавтомобиля, который можно делать штучно, своими руками. Денег не хватало и энтузиасты-самодельщики обратились за помощью в тольяттинский Лада-банк. Банк помог и первые две (по другим данным – три) машины были ему переданы в середине 1992 года. Их поставили на учёт как Нивы Сахара. Четыре других автомобиля «из подвала» оформили на себя их создатели и зарегистрировали просто как самоделки.
И только 11 января 1993 года фирма получила своё нынешнее название — ПСА (производство специальных автомобилей) Бронто, став дочерним предприятием ВАЗа.
Являясь стопроцентной «дочкой» ВАЗа, Бронто нормально себя чувствовала при любом объёме производства – для завода это был более имиджевый проект, чем коммерческий. Но на рубеже 2009-2010 годов спрос упал до критической величины, что совпало с апогеем кризиса на самом ВАЗе, которому стало явно не до «дочек». Даже таких убыточных, как Бронто. Когда новое руководство завода разгребло самые оперативные проблемы, возник вопрос о целесообразности существования нескольких независимых производственных площадок-сателлитов – Бронто, Супер-авто, ОПП… К тому же в 2010 году под протекторат ВАЗа де-факто перешёл завод ВИС-Авто.
ВИС-Авто
ВИС – такой аббревиатурой с начала 90-х годов называли компанию ВазИнтерСервис, тоже ВАЗовскую «дочку», созданную как площадку по производству компонентов. Тогда, сразу после Перестройки (в 1991 году), завод предпринял попытку самооптимизации и вывел мощности по изготовлению агрегатов (карданов, радиаторов и т.п.) с основной территории на другую, на базе фирмы Энергореммаш, освобождая пространство и надеясь на получение более низкой цены. Ведь ВазИнтерСервис должен был обеспечивать и сторонних заказчиков, следовательно, наращивать объёмы. Там же планировали выпускать мелкими сериями коммерческие автомобили – пикапы и фургоны.
Смех смехом, но детали, изготовленные на ВазИнтерСервисе, стоили больше, чем исконно ВАЗовские, но тогда на это внимания не очень обращали. И фирма росла стремительно, выделив со временем производство автомобилей в отдельную структурную единицу. Первый пикап с несущим кузовом был собран в 1993 году, базовым автомобилем для него послужил ВАЗ 2104. Спустя три года ВИС создал свою конструкторскую службу и разработал полурамную конструкцию, на которую фирма перешла в 1997 году.
В 2003 году ВазИнтерСервис попал под контроль фирмы СОК, а если называть вещи своими именами – самарских бандитов, «державших» тогда почти весь ВАЗовский сбыт и подбиравшихся к узурпации поставок компонентов. СОК скупал поставщиков завода с невероятной скоростью (через подкупы, постановку своих людей в руководство, банкротства), к середине двухтысячных в орбиту его влияния входило 32 завода компонентов и два автопроизводителя – Иж-Авто и РосЛада. Впрочем, даже три, если считать ВИС-авто – такое имя, в итоге, получал завод по производству коммерческих автомобилей ВазИнтерСервиса.
Но сколь стремительным было становление СОКа, столь же стремительным оказалось и его банкротство: увязнув в проблемах с Иж-Авто, самарцы начали избавляться и от компонентных активов. Основной костяк компонентных производств, консолидированный под управлением ВАЗ-Траст, перешёл в совместную собственность ВАЗа и ОАТ, а годом позже ВИС-Авто стала 100-процентной «дочкой» тольяттинского завода. Вернулась, так сказать, на круги своя.
Слияние
И вот в полтора года назад был запущен процесс слияния ВИС-Авто и Бронто. На практике оно свелось к переносу мощностей Бронто на площадку ВИСа, переводу туда же части рабочих и технических специалистов. Многие называют это поглощением, и, наверное, правильно называют. Во всяком случае сами «бронтовцы» говорят: нас «съели». Не все в Бронто восторженно отнеслись к объединению, процесс сопровождался вялотекущим противодействием и попытками отстоять собственную «самость», однако против рынка и воли хозяев не попрёшь: слияние или поглощение, как его не называй, — дело решённое. Одинокое и опустевшее здание Бронто на Заставной ещё держит на своём фасаде логотип фирмы, но его, конечно, скоро снимут.
Пока полного объединения не произошло, работают два юридических лица – ОАО ПСА Бронто и ООО ПСА ВИС-Авто. Но это чистая формальность, «документальное» слияние должен утвердить совет директоров ВАЗа, что и произойдёт 4 декабря. Чтобы обойти юридическое препятствие, между двумя фирмами был заключён договор, в котором Бронто делегирует права на изготовление собственных автомобилей ВИС-Авто. Соответствующая поправка внесена и в ОТТС, ведь машины выходят уже с табличкой «Сделано на ВИС-Авто». Будут ли переводить все машины под единый бренд – пока не решено. С одной стороны, обе торговые марки имеют равновеликую двадцатилетнюю историю. С другой – сохранение прежних названий попахивает шизофренией.
Гендиректор ВИС-Авто Валерий Щукин рассказывает:
— В «хорошие» времена Бронто делала по 50 машин в месяц, сейчас 20-25. Этот провал пришёлся на последние два года, но не думаю, что он связан с реорганизацией. Скорее, реорганизация – следствие снижения интереса и падения в отрицательную рентабельность. А ещё это связано с общим падением интереса к старой Ниве: ещё три года назад её продавали выше рекомендованной цены, ныне же появились проблемы со сбытом. Если всё будет нормально, то скоро мы увеличим производство «бронтовских» машин до 30-35 в месяц. Соотношение по моделям? Ну, смотрите: два-три «броневика», один-два «Марша», остальное – Рысь во всех модификациях. А по пикапам рынок более стабильный, там даже рост есть. В прошлом году мы приросли в товарном объёме на 20%, в этом году ожидаем ещё 15%. В абсолютном значении это будет 4000 машин, всех, и ВИСовских, и бронтовских (в прошлом – 3800, на следующий год хотим закрепиться на 4000). При этом по моделям Бронто в 2014 году планируем выйти на прибыль.
Рысь ныне существует в нескольких модификациях – на базе трёх- и пятидверного кузова, а так же пятидверка с поднятой в задней части крышей.
Ещё делают Рыси в грузопассажирских вариантах, на базе пятидверного кузова. Там срезается задняя часть и на её место ставится пластиковая будка. Получается фургон.
Не забыты и наработки ВИСа: на базе машины 2346 делают Рысь-пикап.
В розницу Рысь в базовой комплектации получается дороже стандартной Лады 4х4 всего на 70 000 руб, это меньше, чем заказывать такой же объём переделок в любой из многочисленных тюнинговых фирм Тольятти. Но всё упирается в сбыт: дилеры ВАЗа не очень охотно связываются с пусть сертифицированной, но всё же не совсем заводской продукцией. Однако, по словам Щукина, в последнее время ВИС/Бронто начал вливаться в официальную дилерскую сеть. Сейчас примерно треть из существующих дилеров так или иначе предлагает машины ВИС и Бронто. Что, конечно, не исключает возможности любому покупателю приехать прямо на завод и подобрать машину с площадки. Там держат 15-20 штук, как раз на такой случай. Разумеется, броневики и болотоходы на свободный рынок не отправляют, такие машины делают только по конкретным заказам.
Номенклатура ВИС состоит из трёх базовых моделей – пикапы на базе старой Нивы (трёх- и пятидверных), модели 2114 и Гранты.
Гранта-пикап – самая последняя серийная модель ВИСа, на конвейер она попала в 2013 году, придя фактически на смену пикапу на базе «четырнадцатого» кузова. Как и ВИС-2347, Гранта-пикап существует в четырёх модификациях – бортовая платформа, она же, но с жёсткой надстройкой, изотерм и обычный фургон. Кроме того, продают машины и как шасси, для установки надстроек других производителей.
Гранта-пикап хоть и дороже машины на базе Самары на 50 000 руб, но удобнее и современнее. Увеличилась грузоподъёмность, на 70 кг, теперь без учёта водителя и пассажира машина может увезти 570 кг. База составляет 2850 кг, в то время как у Гранты — 2476 мм.
Идём на производство
Как я уже написал, с ВАЗа приходят «чёрные» кузова, с которых срезается лишнее.
ВАЗовские кузова приходится рихтовать: и на заводе к сохранности лицевых деталей невнимательны, и на ВИСе, бывает, стукнут.
Недалеко, на заготовительном участке, на специальных станках готовится полурама – её гнут и сваривают из стального листа.
ВИС-Авто почти все металлические детали делает сам, исключение составляют штампованные лицевые панели (задняя стенка кабины) и некоторые усилители.
Потом лонжероны кузова и полурамы соединяют.
Для этого кузов в нижней части приходится дорабатывать:
Всё это делается на специальных стапелях и подъёмниках, а перемещаются кузова вручную, на тележках.
После всех сварочных действий кузова отправляют на ВАЗ, в покрасочный цех.
Сборка постовая, всего четырнадцать постов, одновременно могут собирать две модели. В день моего приезда это были Рысь и Гранта-пикап. Два миниконвейера работают параллельно. Впрочем, конвейерами это можно назвать лишь условно: кузова стоят на тележках и просто перемещаются по рельсам.
В сторонке осуществляется замена главных пар и установка самоблокирующихся дифференциалов:
Отдельно же собираются и кузова с надстройками:
Участок малых серий
В отдельном цехе собираются машины, имеющие спрос в единичных экземплярах – броневики и болотоходы. Тут царит творчество и цех больше напоминает не завод, а хорошо оснащённую тюнинговую фирму.
Под чехлом стоит кузов ШНивы, забронированный по третьему классу, но пока не собранный окончательно.
Бронированные листы раскраиваются и формуются заранее, по шаблонам. Для 3-го класса защиты используются листы толщиной 4,2 мм, а для второго – 2,2 мм.
Если во всех прочих цехах шумно и суетно, то тут – тишина и расслабленность. Работники явно никуда не спешат.
Вот как делаются Марши. За основу берётся УАЗовская рама, переваривается и удлиняется. Все штатные кронштейны срезаются и навариваются свои, оригинальные. Привариваются силовые подножки.
Потом раму отправляют на покраску подрядчикам, на фирму Технарь. У них есть опыт работы с неким (ноу-хау!) сверзащищённым составом, которым красят рамы грузовиков, работающих в тяжёлых условиях. Другой подрядчик порошковой эмалью красит отбойники-«кенгурятники».
Кузова для Маршей требуют доработки, в основном, по колёсным аркам:
Раньше для Маршей использовались колёса фирмы Трэкол. Но несколько лет назад, ещё «в прошлой жизни», две фирмы умудрились испортить отношения и разорвать сотрудничество. Поэтому сейчас Марши комплектуют колёсами Арктиктранс. У них, по словам «висовцев», меньше запас плавучести. А если говорить совсем откровенно, то на этих колёсах машина банально тонет. Впрочем, название Арктиктранс звучало исключительно в устной беседе, в цехе же я увидел колёса Avtoros:
Сборка Маршей – последний этап:
Так вот, Фору сейчас не делают, а Марши на её базе – пожалуйста. Как так? Главный конструктор ВИС-Авто Олег Широков отвечает уклончиво:
— Это кузова из старых запасов. Собираем, что ещё годится для использования…
По другой информации «форовские» кузова берутся… от списанных броневиков! Дескать, бронеавтомобили отслужили своё, но кузова ещё можно подлатать, в отличие от подвесок и силового агрегата. Вот и разбирают машины, перекрашивают – и вновь пускают в производство. Так это или нет, я точно не знаю, а «висовцы», естественно, не признаются… Но я лично не вижу в этом никакой проблемы.
Вернёмся, однако, в сборочный цех.
Часть сборочных операций производится на обычных подъёмниках – всё, что связано с подвеской и монтажом силового агрегата.
Вот как осуществляются последние сборочные операции:
Как видим, защита ЛКП – чистая условность.
Вот и всё, настала пора загонять машины на площадку готовой продукции:
На этой площадке можно увидеть интересные экземпляры.
Что же дальше?
Новых моделей пикапов в следующем году не будет. Вообще в ближайшее время не будет новых моделей. Но есть стратегические замыслы, особенно по бронированной технике. Сейчас «висовцы» подбирают новый базовый автомобиль, вместо откровенно устаревших Нивы и ШНивы. Хотят войти в самый ёмкий рынок – банковской инкассации, а для этого нужны машины больше нынешних Нив. Не так давно попытались сотрудничать со Сбербанком, получали от него запросы на участие в тендерах. Но на ВАЗе машин большего размера нет, поэтому донором будет не ВАЗовская модель, впервые в истории обеих фирм. И даже не ульяновская. Вероятнее всего новой базовой моделью станет Renault Master, предварительное согласие Renault на это есть. Французы готовы предоставить первую машину, для отработки технологии бронирования. Но «висовцы» пока не очень торопятся, пытаются просчитать рынок: сколько можно продать и насколько выгодно будет заниматься новым проектом. Если удастся заключить контракт со Сбером, то идея однозначно начнёт воплощаться. Тем более, что Renault Master скоро начнут выпускать в России, на ЗиЛе (по другим данным – на Автофрамосе).
ВИС-Авто – маленький благополучный автозаводик, уютный, почти домашний. Никаких особых современных технологий не использующий – всё делается вручную. Но в этом есть и преимущество перед современным «автоматизированным» АвтоВАЗом. ВИС-Авто – очень гибкое предприятие, способное мгновенно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, предлагая мелкосерийные, нишевые продукты. Только вот преимущество своё ВИС-Авто пока в полной мере не реализует, настойчиво цепляясь за конструкции вчерашнего дня. Слов нет, Марши – интересные машины, хорошо, что хватает самообладания держать их в производстве. Но 10-20 штук в год – это не бизнес. Тем временем ВАЗ теряет более ёмкие ниши. Ну, например, дешёвого фургона на базе «приоровского» универсала. Эту нишу ВАЗ добровольно отдал украинскому Богдану, а ведь там счёт идёт на тысячи автомобилей!
Так что «висовцам» и контролирующим их ВАЗовцам рискну посоветовать активнее держат нос по ветру. Рынок стангирует, а это, как известно, лучший период для нишевых моделей.