Включить печку чтобы машина не перегрелась
Нужно ли включать печку при перегреве двигателя
Многие водители часто слышали мнение о том, что запуск печки эффективный способ спасти мотор от перегрева в тот момент, когда машина стоит в пробке. Этот метод в основном используется людьми, которые владеют старыми автомобилями система охлаждения, у такого транспорта обычно находится не в лучшем состоянии. В данной статье мы попытаемся разобраться в том насколько эта методика решения проблемы с закипанием двигателя, может быть полезной. И есть ли вообще в ней толк.
Не стоит сильно паниковать в случае перегрева мотора
Итак для того чтобы понять насколько этот способ может помочь в конкретной ситуации придется для начала вспомнить что же собой представляет система охлаждения автотранспорта. Конструкция устроена таким образом, что цилиндры силовой установки машины имеют специальную рубашку охлаждения. В этой рубашке предусмотрены специальные полости, в которых постоянно циркулирует жидкость для охлаждения. Этот процесс обеспечивается специальными помпами, которые являются важнейшим элементом системы. В тех случаях, когда силовой агрегат запускается без должного прогрева (особенно часто это происходит в зимние месяцы), охлаждающая жидкость начинает циркулировать не по большой, а по малой окружности. Таким образом, в этом процессе не участвует основной радиатор.
Особенности прогрева
При этом именно главный радиатор предназначен для того чтобы снимать лишнее тепло воздействующее на охлаждающую жидкость. Когда мотор оказывается полностью прогретым, это приводит к повышению температуры охлаждающего состава, что в свою очередь запускает работу термостата, который переводит работу систему на большую окружность охлаждения. Это значит, что система начинает работать с использованием главного радиатора. Этот элемент конструкции устроен таким образом, чтобы охлаждать жидкость с помощью встречных потоков воздуха которые возникают вовремя езды транспорта. Если же автомобиль стоит на одном месте в таком случае система охлаждения начинает использовать потоки воздуха, нагоняемые специальным вентилятором.
Однако в конструкции машины кроме основного есть и салонный радиатор, который обычно называют печкой. Мнение о том что запуск печки позволяет двигателю быстрее охлаждаться основано на том что этот процесс даст возможность выводить тепло из силового отсекам не только с помощью главного радиатора но также и при помощи самой печки. Именно поэтому многие водители готовы терпеть в салоне невыносимую жару, думая о том, что эти жертвы позволит охладить мотор.
Если водитель наблюдает что стрелка термостата, оказалась рядом с красной зоной, а спереди машины валит пар ему не стоит слишком переживать по этому поводу. В такой ситуации следует перевести работу печки в максимальный режим, что сразу же позволит увеличить процесс отбора тепла и таким образом даст возможность понизить температуру мотора. При этом продолжать движения в подобной ситуации противопоказано поэтому нужно остановить авто в ближайшем возможном месте.
Почему не нужно включать печку, спасая мотор от перегрева
В основе всех порывов и открытий — эгоцентричная самоуверенность и знание истины — мир вращается вокруг меня. И если жарко мне, то жарко всем остальным, включая мой автомобиль. Но для него все это норма. Современный автомобиль, случившиеся в Москве +34, жарой не считает и с рождения к ним готов. Хотя мало кто знает, что и в СССР «Жигули» были готовы к жаре. Например, рабочая температура охлаждающей жидкости в двигателе ВАЗ-2109 была не привычные 90 градусов, а подозрительные 110.
Всегда найдутся эскимосы, которые напишут для жителей Бельгийского Конго правила поведения в тропическую жару. © Станислав-Ежи Лец.
Нынешние моторы и подавно полагают 110 градусов нормой. Но, чтобы не нервировать публику, производитель на приборе рисует «норму» в привычные 90 градусов и держит стрелку именно на этой цифре, хотя истина на 20 градусов горячее. Те немногие, кто ездит на Volvo или Jaguar последних поколений с их модульными двигателями смешного объема в 2 литра, в случае, если откроют капот даже после короткой зимней поездки, изумятся сковородной жаре. А если потрогают рукой любую металлическую деталь вокруг мотора — обожгутся.
Двигатели работают в невероятном температурном режиме, который очень трудно объяснить обывателю. Проще вовсе спрятать от него указатель температуры и оставить контрольную лампочку. Когда мотору станет жарко по-настоящему, он вспыхнет желтой паникой.
Но ведь хочется верить в собственную исключительность и тянет порадовать мир лайфхаком. Самый модный из них — включить печку, спасая мотор от перегрева, пустив горячий антифриз по большому контуру и тем самым снизив рабочую температуру.
Да, этому лайфхаку больше 60 лет. Так поступали шофера на «Победах» и «Волгах» на ресурсных испытаниях в Кара-Кумах, так делали гонщики на ралли «Аргунгу Сафари», так делали опытные мужики в колхозах на ГАЗ-51.
Не надо мешать современному автомобилю. Он готов к жаре и холоду. Он справится сам. Поскольку его делали люди, заведомо более умные, чем изнывающий от жары обыватель, поверивший на собственном примере в глобальное потепление климата.
Как не перегреть двигатель
Перегретый мотор способен на ходу перевернуть автомобиль. Это происходит так: раскаленные поршни увеличиваются в размерах, их заклинивает в блоке цилиндров (профессионалы говорят «клинит двигатель»), намертво блокируются ведущие колеса, и… там как повезет. Простите за банальность, но все, что должно работать, должно работать так, как рекомендовано производителем. Можно с уверенностью утверждать: если двигатель грамотно отрегулирован и система охлаждения исправна, то это позволяет совершенно спокойно эксплуатировать машину на трассе и в городском цикле при жаре под 40 градусов! Разумеется, исключая простои в заторах и пробках. Вот здесь не требуйте даже от идеально исправной машины невозможного. Езда в пробках черепашьим шагом, на первой передаче, в жару доведет до кипения не только двигатель. (Это, правда, не относится к автомобилям с механическим приводом вентилятора охлаждения, например, к вазовской «классике»).
В пробках следует быть особенно бдительным. Чтобы не допустить перегрева мотора, следить за указателем температуры охлаждающей жидкости надо постоянно. Ну, а если проглядели момент – запах кипящего тосола и пар из-под капота подскажут: включай аварийку, отталкивай авто на обочину, поднимай капот и ищи причину перегрева.
Вообще, прежде чем говорить о причинах, надо соблюсти самые простые профилактические меры.
Во-первых, необходимо периодически продувать сжатым воздухом или промывать водой под напором воздушные зазоры между трубками радиатора. Не случайно вначале упоминается о тополином пухе, комарах и мошках. Именно в ячейки радиатора они и забиваются. Такая «прокладка» здорово снижает эффект охлаждения, поскольку вентиляция уже помогает плохо.
Во-вторых, надо полностью очистить от многомесячного слоя грязи поддон масляного картера. Особенно уместно сделать это после зимне-весеннего сезона. Кстати, для лучшего доступа при очистке поддона защиту лучше снять.
В-третьих, банальный совет: не забывайте следить за уровнем масла. И не по лампочке на на панели приборов, а по рискам на щупе в блоке цилиндров. Это и надежнее в смысле контроля, и позволяет более точно определить – долить масла в двигатель или его там достаточно. Оптимальным уровнем можно считать уровень масла между рисками «минимум» и «максимум».
В-четвертых, не ленитесь (лучше перед каждым выездом) проверять уровень тосола. Имейте в виду – в жаркую погоду да еще в режиме городского движения эта жидкость имеет свойство немного испаряться. Мы уж не говорим – выкипать. Кстати, если в расширительном бачке вместо тосола плещется какая-нибудь бурда кофейного цвета, то вполне возможно, что вы незаметно для себя двигатель все-таки перегрели.
Другие варианты: тосол давно не меняли, жидкость плохого качества или в системе охлаждения очень много всяких химических отложений. Возможно, понадобится промыть радиатор. В любом случае с этим следует разобраться конкретно, поскольку жидкость такого неестественного для тосола цвета уже ничего толком охладить не в состоянии. Никогда не экономьте на охлаждающей жидкости. Качественный и вовремя заменяемый тосол на самом деле способен сэкономить автовладельцу немалую сумму.
И непосредственно о том, как вести себя в автомобильной пробке. На себе не проверяли, но резон, который выдвигают некоторые водители со стажем, в этом есть. Для большего притока воздуха можно приоткрыть капот, чтоб образовалась щель. При этом следует хорошо продумать крепление крышки капота, чтобы она не распахивалась на большой скорости или при экстренном торможении.
Другой совет от «бывалых»: не перекрывать летом кран печки. В момент резкого повышения температуры охлаждающей жидкости самое эффективное средство – включить печку. А это в нужный момент может оказаться недоступным по причине заедания крана, течи тосола и тому подобное. Конечно, на машинах отечественного производства и так не комфортно, но подстраховаться стоит. Да, в конце концов, можно ведь и стекла в салоне опустить. Для двигателей с механическим приводом вентилятора можно немного увеличить подсосом обороты до 1200–1500, на холостом ходу помпа более интенсивно будет гонять охлаждающую жидкость.
Всех ситуаций не предусмотреть. Судя по обстановке, можно открыть капот полностью. Например, в случае, когда нет возможности двигаться с оптимальной для остывания скоростью 40–50 км в час. На 4-й передаче, разумеется. Если есть подозрения в неисправности системы охлаждения, надо, прежде всего, убедиться в полной исправности термостата. Без этого все остальные спасительные манипуляции – бесполезное дело. Если тосол идет по малому кругу, то никакие воздушные ванны от перегрева не спасут.
Вообще в борьбе с перегревом двигателя все средства хороши. Иные водители, страдающие от необходимости езды по забитому пробками городу, даже устанавливают перед радиатором дополнительный вентилятор. Говорят, здорово помогает. Но это уже экзотика. Выполняйте то, что необходимо по эксплуатации, и все у вас будет в порядке.
Правда ли что при включенной печке двигатель прогревается дольше
При эксплуатации автомобиля в условиях низких температур всегда перед поездкой рекомендуется прогревать двигатель. В современных машинах, напичканных электроникой, существует возможность дистанционного запуска мотора, нагрева салона. Благодаря этому, стоящий на морозе транспорт можно заранее подготовить к езде.
Многие автомобилисты утверждают, что для скорейшего прогрева лучше заводить мотор с выключенной печкой, жертвуя комфортом внутри салона. Но далеко не все придерживаются такой точки зрения.
Вечные споры
На многочисленных форумах автомобилистов не утихают споры о том, как правильно заводить автомобиль в условиях низких температур зимой. Некоторые владельцы авто не привязываются конкретно к времени разогрева. Они сразу же включают обогрев салона, запускают мотор. Пока машина греется, можно очистить кузов и стекла от снега.
Многие автомобилисты уверены в том, что с включенным обогревом салона силовой агрегат будет нагреваться дольше. Этот процесс можно ускорить, если выключить печку и даже закрыть ее кран. Кроме того, облегчить нагрев помогут включенные фары, которые повышают температуру подкапотного пространства.
Отдельные водители со стажем считают, что при нормальном термостате через минуту после запуска уже можно смело включать печку. В этом случае мотор уже слегка прогреется, поэтому обогрев салона будет более эффективным.
В современных авто работу клапана печки регулирует электроника. По мнению некоторых автомобилистов, охлаждающая жидкость просто не попадает внутрь радиатора печки до тех пор, пока двигатель не прогревается до определенного уровня. Таким образом, температура антифриза внутри системы охлаждения поднимается быстрее обогрева.
Слишком холодный силовой агрегат не может отдавать тепло радиатору печки, поэтому в первую очередь разогревается именно мотор. Водитель может принудительно открыть клапан. Для этого нужно выставить максимальную температуру обогрева, а вентилятор, наоборот, установить на минимум. Делать это нежелательно, поскольку современные авто с помощью электроники эффективно контролируют оптимальную температуру двигателя, исключая человеческий фактор.
Некоторые владельцы вполне серьезно считают, что включенная на полную мощность печка увеличивает нагрузку на генератор и мотор. Это сопровождается значительным выделением тепла, поэтому машина греется быстрее. Таким образом, мнения по поводу включенной печки во время прогрева авто значительно отличаются.
А как на самом деле?
Сравнительный анализ времени прогревания автомобиля с включенной или выключенной печкой можно провести на практике, создав приблизительно равные условия эксперимента. Для этого выбрали машину с атмосферным двигателем.
Запуск авто производился при температуре 2 градуса ниже нуля. При этом климат-контроль изначально включили. При таких условиях мотор разогрелся до рабочей температуры за 10 минут.
Эксперимент проводился на стоянке при холостых оборотах без использования педали акселератора.
На втором этапе при сохранении основных условий эксперимента полностью отключили обогрев салона.
После стоянки зимой ночью под открытым небом при 3-градусном морозе машину завели и прогревали на холостых оборотах. Для достижения рабочей температуры двигателя здесь понадобилось всего около 5 минут.
Таким образом, проверить некоторую техническую информацию относительно определенного автомобиля можно самостоятельно. Сделать это можно без труда с помощью простых практических экспериментов.
Используем отопитель правильно
Между прочим, отопитель в массовом автомобиле появился только в середине прошлого века, раньше сия штука считалась лишней. Например, в первом отечественном “народном” автомобиле Москвич-400 печки не было.
Быстрый прогрев салона после холодного пуска двигателя
Рециркуляция — ВКЛ,
Направление воздуха — “в ноги”,
Тепло — на максимум,
Вентилятор — на минимум.
По мере прогрева двигателя прибавляем обороты вентилятора. Включать вентилятор на максимальную скорость стоит не раньше, чем стрелка указателя температуры двигателя доползет до четверти шкалы (нормальное ее положение на большинстве моделей — середина) — салон от этого быстрее не прогреется, а вот двигатель будет нагреваться дольше.
Включите рециркуляцию и нажмите кнопку Auto, климат всё сделает сам.
Пока салон греется, можно стряхнуть с машины снег или заняться ещё чем-нибудь полезным. Кстати, чтобы минимизировать попадание снега с машины в салон, достаточно смахнуть его рукой по периметру окна двери и только потом открывать. Смахивать можно и щёткой, но тогда её придётся носить ночевать с собой домой.
Если лобовое стекло покрыто качественным слоем льда, направьте воздух “на стекло + в ноги”. Как только лёд растает, переключите в положение “в ноги” для ручной печки и в положение “Авто” для климат-контроля.
Важно. После начала поездки при первых признаках обледенения/запотевания стекол выключаем рециркуляцию. Дело в том, что в выдыхаемом воздухе много влаги, которая при включенной рециркуляции остаётся в салоне и конденсируются на холодных поверхностях, каковыми являются в том числе стёкла.
Если вдруг вы не знаете, что такое рециркуляция
Печка умеет брать воздух либо с улицы, либо из салона. Второй вариант называется рециркуляцией. Он может быть полезен, например, когда впереди чадящий КамАЗ, чтобы не нюхать его выхлоп.
В рассматриваемом контексте рециркуляция полезна из других соображений. Воздух в салоне теплее, чем на улице, нагреть его проще, поэтому при включенной рециркуляции производительность печки значительно возрастает. К тому же в таком режиме у двигателя отбирается меньше тепла, что способствует ускорению прогрева.
Обозначается почти во всех машинах одним и тем же значком, на картинке он под словом PUSH. Где-то рядом со значком есть лампочка, сигнализирующая о включённости режима.
Рециркуляция включена (воздух берём из салона).
Рециркуляция выключена (воздух поступает с улицы).
Когда надо быстро ехать, а лобовое стекло покрыто льдом
Рециркуляция — ВКЛ,
Направление воздуха — “на стекло”,
Тепло — на максимум,
Вентилятор — на максимум.
В положении «на стекло», как правило, воздух дует ещё и из боковых дефлекторов, которые возле дверей. Как правило, есть возможность их закрыть. Воспользуйтесь этой возможностью, пусть весь воздух идёт на стекло. На фото под дефлектором крутилка, левое положение открыто, правое, помеченное стрелкой, закрыто.
Сами вылезаете и соскрёбываете лёд скребком, кредиткой, топором, смотря что есть под рукой.
Помощника, при его наличии, можно попросить сесть за руль и придавить педальку до 1500-2000 оборотов в минуту, так двигатель значительно быстрее прогреется. Как вариант, можете давить педальку сами, а помощнику выдать топор или что там у вас есть для соскрёбывания льда с лобовика, но я бы не стал.
Злоупотреблять методом не стоит, двигателю от повышенных оборотов на холодную жизни не добавляется.
Ручное управление отопителем. В мороз во время движения переключатель направлений обдува поставьте в положение «в ноги» или «в ноги + в морду».
В положении “в ноги” на стекло тоже поступает некоторое количество воздуха, достаточное для удаления с него влаги. В положение “на стекло” или “на стекло + в ноги” поток горячего воздуха направлять не нужно — это приведёт к таянию на нём снега, стеканию получившейся таким образом воды с последующим её замерзанием на щётках «дворников», что приведёт к их фактической неработоспособности. В худшем случае может ещё и стекло обмёрзнуть. В совсем худшем оно ещё и треснуть может.
В городских пробках это не так важно, иногда даже приходится греть стекло, а на трассе замучаетесь с обледенением, если будете его постоянно греть изнутри. Обогрев стекла при его наличии тоже не поможет, а хуже сделать может.
Скорость вентилятора выбираем минимальную, чтобы не потели стекла. Ну и тепло должно быть, конечно же.
Кстати. Если получилось так, что двигатель прогрет, а в салоне холодно и стёкла, соответственно, тоже холодные, направление в таких условиях на стекло потока горячего воздуха с огромной вероятностью приведёт к появлению трещины на нём. Вы наверняка видели горизонтальные трещины в нижней части лобовика — это оно самое.
Климат-контроль. Поставьте в режим “Авто”, он всё сделает сам.
Перед покиданием машины на длительное время, например, на ночную стоянку, полезно минутку-другую постоять с открытой дверью, чтобы стекла остыли, иначе выпавший на стекло снег превратится в лед, да и влага, содержащаяся в воздухе салона, по мере его остывания будет выпадать на все, что подвернется под руку, в том числе стекла и всякие электронные штуки в потрохах автомобиля, а им это неполезно.
После мойки такая пауза и вовсе обязательна, иначе рискуете на следующее утро не открыть примёрзшую дверь. Или оторвать её вместе с уплотнителем. Или оторвать только ручку от двери.
Включите кондиционер, пусть поработает хотя бы несколько минут, он очень скучает зимой и оттого, бывает, по весне отказывается работать.
Конструкторы страшного количества автомобилей не в курсе существования ковриков с бортиками. В связи с этим воздуховоды, которые должны дуть в ноги задних пассажиров, на самом деле дуют в бортики задних ковриков, от которых воздух отскакивает и отапливает в основном пространство под передними сиденьями.
Лечение. Подложите что-нибудь под эти воздуховоды, подняв таким образом сопла над бортиками. Печка будет отапливать салон эффективней и равномерней, задним пассажирам станет теплее, а ваша пятая точка перестанет поджариваться.
Меняйте салонный фильтр почаще, лучше на каждом ТО, даже если по регламенту это не требуется. Забитый фильтр заметно уменьшает КПД печки.
Попогрейки будут служить дольше, если включать их только когда на соответствующем сиденье находится человек.
Ещё о зимней эксплуатации автомобиля:
Греть или не греть — о необходимости прогрева перед поездкой.
Бесчеловечный прогрев салона. Методы — о предпусковых и прочих подогревателях.