Внешние осветительные приборы автомобиля
О нештатной автомобильной светотехнике
Очень многие автомобилисты на Драйве2 частенько пишут о своих доработках в области установки разного рода внешней светотехники: ДХО, подсветка номера, подсветка днища, форсунок стеклоомывателей и колёсных дисков и т.п., но при этом не очень задумываясь о последствиях…
Журнал «За рулём» недавно опубликовал статью на эту тему под названием » Светотехника своими руками: что под запретом?», где эксперты подробно разобрали, что можно, а что нельзя делать с машиной. Поскольку всякие изменения являются вмешательством в конструкцию автомобиля, то это запрещено ПДД и другими нормативными актами.
В Приложении к ПДД («Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств») п.3.6 запрещает использовать на транспортном средстве передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого. Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Переводя это с казённого языка на обычный, это означает, что спереди фары могут быть только белого цвета, а поворотники — желтого или оранжевого и никакими другими. А сзади : стоп-сигналы, габариты и катафоты — только красного цвета, поворотники — только желтого или оранжевого, фонари заднего хода и подсветка заднего номера — только белого цвета. Только так и никак иначе.
На деле же, то ли по не знанию, то ли сознательно, но многие лепят светотехнику кто во что горазд, благо с этим сейчас проблем нет — можно купить что угодно… Но существует ГОСТ, определяющий, что может стоять, а что нет.
ГОСТ 8769-75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» определяет перечень внешних световых приборов. К ним относятся:
— фары ближнего и дальнего света
— противотуманные фары
— передние фонари (габаритные огни, указатели поворота, стояночные огни)
— задние фонари (габаритные огни, указатели поворота, сигналы торможения, огни заднего хода, стояночные — огни, противотуманные огни)
— боковые указатели поворота
— фонари освещения номерного знака
— световозвращатели
— дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели).
Запрещается самостоятельно вносить изменения в конструкцию транспортных средств. Приказ МВД от 07.12.2000 года № 1240 разъясняет, что изменение конструкции – это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного автомобиля предметов оборудования, влияющих на безопасность. Есть и перечень оборудования, которое можно устанавливать без согласований.
То есть, если опять перевести на нормальный язык, выше сказанное означает, что если на модели Вашего авто не предусмотрена установка ксеноновых фар, то их ставить нельзя. Или, если предусмотрена, допустим, подсветка номера двумя лампочками белого цвета, то ставить вместо них светодиодную ленту тоже нельзя…
1. Дневные ходовые огни (ДХО)
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент; утвержден постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 720) определяет порядок и режим работы ДХО, а также места их установки. Регламент не говорит о самостоятельной установке ДХО, а всего лишь указывает на то, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем. То есть, если на конкретной модели предусмотрены ДХО, но на машине в конкретной комплектации световые приборы не установлены, это можно сделать самостоятельно (например, ГОСТ Р 41.48-2004 к факультативному огню относит огонь, установка которого производится по усмотрению предприятия-изготовителя). Если установка ДХО на автомобилях конкретной модели заводом не предусмотрена, то их монтаж требует согласования и внесения изменений в регистрационные документы.
2. Подсветка регистрационного знака специальными рамками
Освещение номерного знака относится к внешним световым приборам. Поэтому управление автомобилем с нестандартной подсветкой переднего регистрационного знака чревато наказанием по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ – лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. За нестандартную подсветку заднего – штраф 500 рублей.
3. Светящиеся форсунки стеклоомывателей, подсветка днища автомобиля и колесных дисков
С точки зрения нормативов светящиеся форсунки, как и подсветка колесных дисков и днища автомобиля, не являются внешними световыми приборами. А раз так, то и наказывать за подобную иллюминацию по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ сотрудники ГИБДД не вправе. Но не все так просто. Если эта иллюминация не предусмотрена заводом-изготовителем и требует подключения к электрической сети автомобиля, то ее установку необходимо согласовать с ГИБДД. Эксплуатация такого автомобиля без разрешения ГИБДД запрещена (пункт 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), наказание – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
4. Синий свет фар, самостоятельная установка ксенона
ПДД и технические регламенты допускают использование спереди световых приборов только белого, желтого или оранжевого цветов. Иное прямо запрещено Кодексом об административных правонарушениях и грозит лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. То же касается ксеноновых фар. Если завод-изготовитель не предусмотрел установку подобных фар, то устанавливать их самостоятельно нельзя – это считается внесением изменений в конструкцию. Управление автомобилем с такими фарами, установленными без согласования, также грозит лишением водительского удостоверения.
****
Вот как-то так… Прежде, чем что-то делать, надо хорошо подумать:»А надо ли оно?»
Всем удачи на дорогах!
Основные элементы и принцип работы системы освещения автомобиля
Безопасно эксплуатировать автомобиль вечером и ночью, а также при плохой видимости позволяет комплекс осветительных приборов, установленных на каждом транспортном средстве. Система освещения и световой сигнализации позволяет освещать дорогу перед собой, предупреждать других водителей о выполнении маневров, информировать о габаритах транспортного средства. Чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге, все элементы системы освещения должны быть исправны.
Что такое система освещения и световой сигнализации автомобиля
Современный автомобиль включает в себя целый комплекс осветительных приборов, которые в совокупности составляют систему освещения. В число ее главных задач входит:
Основные элементы системы
Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:
Внешние элементы
Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:
Передние фары
Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:
Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в передние фары многих автомобилей устанавливают поворотники.
Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.
Главная задача передних фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также сообщать водителям встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.
В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии правильной регулировки фар такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.
Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.
Габаритные огни
Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.
Поворотники
Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.
Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.
Поворотники также выполняют роль аварийной сигнализации. При нажатии соответствующей кнопки в салоне автомобиля, свою работу одновременно начинают все имеющиеся лампы поворота с обеих сторон кузова.
Дневные ходовые огни (ДХО)
Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.
Согласно Правилам дорожного движения, водители обязаны включать дневные ходовые огни во время движения в городе в светлое время суток. Если ДХО на автомобиле отсутствуют, днем допускается использовать ближний свет.
Противотуманные фары (ПТФ)
Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.
Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.
Задние блок-фары
Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.
Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.
Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.
Внутренние элементы осветительной системы
Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:
Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.
Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.
Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.
Как происходит управление системой освещения
Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.
Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:
Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.
При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.
Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.
Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:
Автоматические системы управления освещением
По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:
Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.
Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.
Правила использования световых приборов автомобиля
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.
Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).
К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.
Внешние световые приборы автомобиля
В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.
Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.
Габаритные огни
Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.
Дневные ходовые огни
Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.
В 2022 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.
Ближний и дальний свет фар
Противотуманные фары
В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.
Противотуманный фонарь
Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.
Движение в светлое время суток
При хорошей видимости
При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:
Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.
При движении также могут быть включены:
При недостаточной видимости
Должен использоваться один из следующих световых приборов:
При этом дальний свет не может использоваться:
Дополнительно на автомобиле могут быть включены:
Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.
Движение в темное время суток
Должен использоваться один из следующих световых приборов:
При этом дальний свет не может использоваться:
Дополнительно можно использовать:
Движение в тоннеле
При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:
Дополнительно могут быть включены:
Остановка и стоянка автомобиля
В темное время суток на неосвещенной дороге
Должны быть включены:
Прочие световые приборы можно использовать.
При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)
Должны быть включены:
Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.
Правила использования световых приборов
Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.
Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.
В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:
Внешние осветительные приборы автомобиля
ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ
Количество, расположение, цвет, углы видимости
External bighting equipment for autocars, tractors, trailers and motor-vehicles. Number, location, colour, visibility
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.07.75 N 1857
3. Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей
4. Стандарт полностью соответствует Правилам ЕЭК ООН N 48
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
7. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
8. ИЗДАНИЕ (январь 2010 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1977 г., декабре 1981 г., ноябре 1985 г., июне 1990 г. (ИУС 3-77, 4-82, 2-86, 10-90)
Настоящий стандарт распространяется на внешние световые приборы механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам общей сети СССР.
Стандарт не распространяется на внешние световые приборы мотоциклов, мотороллеров и мопедов.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей (см. приложение 2).
Все требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4).
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. К внешним световым приборам следует относить*:
* Термины, применяемые в стандарте, и их определения приведены в приложении 1.
— фары дальнего света;
— фары ближнего света;
— передние фонари (габаритные огни, указатели поворота категорий 1, 1а и 1б, стояночные огни);
— боковые фонари (боковые указатели поворота категорий 3, 4 и 5, стояночные огни);
— фонарь освещения номерного знака;
— дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели и т.п.);
— опознавательный знак (фонарь) автопоезда.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
1.2. Допускаются следующие конструктивные объединения двух или более из перечисленных приборов при условии соответствия каждого прибора в отдельности требованиям настоящего стандарта и стандартов на приборы конкретного типа.
— всех передних световых приборов;
— всех задних световых приборов, за исключением световозвращателей для прицепов и полуприцепов.
— заднего габаритного огня с фонарем освещения номерного знака;
— переднего и заднего стояночного огней в боковых стояночных огнях.
— передних световых приборов;
— заднего габаритного и стояночного огней;
— сигнала торможения и заднего габаритного огня;
— заднего габаритного огня и заднего противотуманного огня;
— заднего габаритного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961*;
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.3-99 (здесь и далее).
— заднего стояночного огня и заднего световозвращателя первой и второй категорий ГОСТ 20961.
1.3. Все световые приборы, за исключением боковых световозвращателей, должны быть установлены на транспортном средстве таким образом, чтобы их оси отсчета были параллельны опорной плоскости транспортного средства и средней продольной вертикальной плоскости транспортного средства с погрешностью не более ±3°.
1.4. Световые приборы, выполняющие одну и ту же функцию на транспортном средстве, при парной установке должны быть размещены симметрично относительно вертикальной средней продольной плоскости транспортного средства. Допускается несимметричное расположение фар ближнего света, если это не снижает безопасность движения.
Для транспортных средств, выполненных конструктивно асимметричными относительно средней продольной плоскости, допускается асимметричное размещение световых приборов относительно этой плоскости.
1.5. Высоту расположения внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортных средствах, следует проверять на ровной горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие. Транспортное средство должно быть без нагрузки, в снаряженном состоянии, без водителя.
Углы геометрической видимости и линейные размеры следует измерять от освещающей поверхности светового прибора.
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).
1.6. На транспортном средстве не должно быть каких-либо устройств, закрывающих при его движении осветительные приборы в пределах углов видимости, установленных данным стандартом. При наличии таких устройств, например, декоративных щитков, закрывающих фары, и т.п., эти устройства должны убираться при включении световых приборов.
1.7. При отсутствии особых указаний ни один фонарь, предусмотренный настоящим стандартом, не должен работать в прерывистом режиме, за исключением указателей поворота и аварийной сигнализации.
(Введен дополнительно, Изм. N 4).
2. КОЛИЧЕСТВО, РАСПОЛОЖЕНИЕ, ЦВЕТ, УГЛЫ ВИДИМОСТИ
2.1. Фары дальнего света
2.1.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должно быть установлено не менее двух и не более четырех фар дальнего света.
Общее число фар должно быть четным.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.1.2. Сила света всех фар дальнего света, горящих одновременно, не должна превышать 225000 кд.
2.1.3. Внешний край светового отверстия фары дальнего света должен быть расположен не ближе к плоскости бокового габарита транспортного средства, чем внешний край светового отверстия фары ближнего света.
2.1.4. Установка фар дальнего света не обязательна на транспортных средствах, расчетная максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч.
2.1.5. Фары дальнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
2.2. Фары ближнего света
2.2.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должны быть установлены две фары ближнего света.
2.2.2. Расположение фар ближнего света на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт.1.
1. Размер 1200 max не распространяется на грузовые полноприводные автомобили и на колесные тракторы класса 2 т и выше, а также тягачи, разработанные на базе колесных тракторов.
2. Допускается уменьшение размера 600 min до 200 min для колесных тракторов класса 0,6-2,0 т.
3. Допускается увеличение размера 400 max до 700 max для колесных тракторов класса 1,4-2,0 т при обязательном соблюдении размера 400 мм для передних габаритных огней.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3, 4).
2.2.3. Фары ближнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
2.2.4. Фары ближнего света, устанавливаемые на транспортных средствах, проектирование которых началось с 01.01.86, должны быть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на черт.1а.
(Введен дополнительно, Изм. N 3, 4).
2.2.5. Для механических транспортных средств, за исключением колесных тракторов, проектирование которых начнется с 01.01.91, вертикальное направление лучей ближнего света, измеряемое в статических условиях и при всех условиях нагрузки, определенных в приложении 3, должно оставаться в пределах от минус 0,5% до минус 2,5% без ручной регулировки. В случае «порожнего транспортного средства» это вертикальное направление должно первоначально регулироваться от минус 1% до минус 1,5%. Для каждого типа транспортного средства предприятие-изготовитель должно указывать это первоначальное направление на табличке, устанавливаемой на каждом транспортном средстве.
Если указанное вертикальное направление обеспечивается при помощи устройства, регулирующего положение фары относительно транспортного средства, то в случае отказа этого устройства должна быть исключена возможность возвращения луча в положение более низкое, чем то, при котором произошел отказ данного устройства. Это условие должно обеспечиваться автоматически.
2.2.5.1. Допускается применение ручных регулировочных устройств непрерывного или ступенчатого действия, если предусмотрено исходное положение, обеспечивающее первоначальную регулировку фар в вертикальном направлении, указанном в п.2.2.5, с помощью обычных регулировочных винтов. Эти ручные регулировочные устройства должны приводиться в действие с места водителя.
2.2.5.2. На регулировочных устройствах непрерывного действия должны быть контрольные точки, указывающие основные условия нагрузки.