Во сколько лет нельзя ездить на машине
До какого возраста пожилым людям можно управлять автомобилем и мотоциклом?
До скольки лет водить?
Прекращение права управления возможно по разным основаниям – лишение, противопоказания или наличие долгов по определённым категориям. Является ли основанием для прекращения такого права преклонный возраст водителя? В этой статье мы выясним, до скольки лет пожилые люди могут водить автомобиль или мотоцикл, от чего это зависит, как часто им будет нужно получать медицинскую справку.
До какого возраста можно ездить на автомобиле в 2021 году?
И начнём мы с самого главного. В самом популярном нормативно-правовом акте – ПДД – вы не найдёте ответа на вопрос о том, до скольки лет пенсионеры имеют право ездить на машине. Хорошие новости для пожилых заключаются в том, что ограничения по возрасту нет ни в каком законе или ином документе законодательства России.
По состоянию на 2021 год максимальный возраст не ограничивается для наличия права управления транспортными средствами.
Если вы где-либо прочитаете о том, что якобы для людей с 55 лет, 60 или 80 вводятся дополнительные проверки на предмет состояния здоровья и возможности водить авто, то это неправда и «фейк». Впрочем, такие законопроекты уже давно имели место быть, где по достижении определённого возраста законодатели предлагали ограничивать людей в праве садиться за руль, но до официального вступления в силу ни разу не доходило.
Законодательная база
Утверждения – это хорошо. Но давайте сошлёмся на нормативные акты действующего законодательства.
Так как в нашем случае мы пытаемся доказать отсутствие запрета водить машину пожилым людям, то приведём список правовых актов, в которых такой запрет мог бы содержаться, но вы его там не найдёте:
Правда ли, что пожилым людям нужно чаще проходить медосмотр?
Идём ещё дальше! По логике какой-либо возраст должен быть законодательно урегулирован не как полный запрет водить машину по его достижении, а, вероятно, как требование об учащении периодичности медицинских осмотров или же дополнительных обследований. Но и такого нет в соответствующей нормативно базе РФ.
В 2021 году обсуждаемый нами вопрос регулируют 2 законодательных акта:
С какого возраста можно обучаться на права: новые правила 2021 года
В апреле 2021 года все граждане РФ, которым исполнилось 16 лет могут пойти автошколу и пройти обучающий курс, после которого можно сдавать экзамен на права. Многие подростки ждали, когда постановление вступит в силу, и можно будет на законных основаниях садиться за руль. Появились новые формулировки для обозначения инструкторов и учеников, теперь их называют «обучающий вождению» и «обучающийся». Появилась разница в возрастных ограничениях для сдачи на права категории В и других категорий.
С какого возраста можно учиться в автошколе
После проведения реформ у многих остались вопросы, например, со скольки лет можно учиться вождению. В России проходить обучение в автошколе можно с 16 лет на мопедах, мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В правилах дорожного движения есть пункт 21.4, в котором указаны минимальные возрастные пороги для учебы в автошколе.
Обучающимся дают водить автомобиль на специально отведенных площадках, и после этого под руководством инструктора «выпускают» в город.
C 18 лет можно отрабатывать навыки на категории D, D1, в случае, если гражданин проходит воинскую службу, и будет ездить за рулем автобусов, которые являются собственностью ВС Российской Федерации.
В автошколы принимают даже старшеклассников с согласия родителей, но не допускают до сдачи экзамена, пока ученики не достигнут возраста, установленного в законодательстве РФ.
С какого возраста можно сдавать на права (категория В)
Важно не путать понятия «сдавать экзамен в ГИБДД» и «получать права». В законодательстве Российской Федерации существуют большие различия между терминами. В силу возрастных ограничений на экзамен в ГИБДД могут попасть не все желающие после выпуска с автошколы.
С какого возраста можно сдавать на права других категорий
Водительское удостоверение дает человеку стать мобильным, и ездить за рулем транспортных средств. В России возрастные пороги для каждого вида транспорта установлены на законодательном уровне
Существует ряд требований для различных видов транспорта:
Гражданам, которые были в армии и получили водительское удостоверение во время службы, разрешается ездить за рулем военного автобуса с 18 лет. (Гражданским общественным транспортом можно управлять после того, как человеку исполнится 21 год.
В Российской Федерации можно начинать ездить одному за рулем автомобиля с 18 лет, отдельные категории транспорта становятся доступными для управления в более позднем возрасте (21 год). Начинающим водителям нужно понимать, что правила равны для всех, и в них нет исключений ни для какой категории граждан.
Категория | С какого возраста можно учиться в автошколе | Возраст, с которого можно сдавать экзамен в ГИБДД | Примеры транспортных средств |
М | 16 лет | 16 лет | мопеды |
А | 16 лет | 16 лет | мотоциклы |
В | 16 лет | 17 лет | легковые автомобили |
С | 16 лет | 17 лет | грузовые автомобили |
D | 21 год | 21 год | автобусы |
Tb | 21 год | 21 год | троллейбусы |
Tm | 21 год | 21 год | трамваи |
Ученикам автошкол нужно понимать, что не всегда получается сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. Необходимо внимательно изучить правила пересдачи экзаменов, но лучше пробовать правильно применять полученные знания с первого раза.
Когда оптимально начать учиться вождению
В России достаточно строгие возрастные ограничения на получение водительского удостоверения и на самостоятельное управление автомобилем. Многие начинающие водители садятся за руль на проселочных дорогах под руководством старших родственников задолго до посещения автошколы. Считается, что оптимальный возраст для получения навыков вождения – это 16-18 лет, когда быстро усваивается информация и у человека хорошая реакция. Кандидат в водители может подать документы на обучение с согласия родителей.
В других странах возрастные ограничения сильно отличаются:
Судя по опыту других стран права в 16 лет становятся нормой, поэтому отечественным автомобилистам нужно быть готовым, что на дорогах станет больше молодых водителей.
Инструкторы в автошколах советуют проходить обучение весной или осенью, хотя многие ученики сомневаются, стоит ли идти на практику в плохую погоду. Смена погодных условий позволит потренироваться ездить в дождь, когда дорожное покрытие скользкое, и нужно учиться рассчитывать дистанцию между машинами, в период первых заморозков, когда на асфальте появляется первый лед, и нужно тренировать навыки экстренного торможения.
Есть приверженцы летнего обучения по сухим дорогам, когда машина не буксует в снегу и нет заносов. В теплое время года учиться значительно легче, но если будущий водитель хочет уверенно чувствовать себя на дороге независимо от погодных условий, то ему нужно тренироваться осенью и зимой. Особое внимание стоит уделить парковке: выполнять упражнения заезд в гараж, параллельная парковка вдоль дороги.
Чтобы стать первоклассным водителям нужно учиться и практиковаться под руководством лучших инструкторов. В нашей автошколе работают только опытные специалисты, которые помогут вам стать асами в вождении. Ждем всех желающих вместе с родителями у нас!
Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?
Ранее мы уже писали про возможности для 17-летних участников дорожного движения использовать транспортные средства. Однако, пройти обучение и научиться азам управления авто и мото можно с 16 лет. А вот сдать на какую-либо категорию и получить права на управление – разные вещи. В этой статье мы поговорим о том, можно ли приобрести право управления в 16-летнем возрасте, какие категории водительских прав можно получить и на каком транспорте можно начать ездить в 2021 году: на машине, мотоцикле, мопедах и скутерах. Но давайте обо всём по порядку!
Водительские права в 16 лет – можно ли?
Да. Вы можете получить водительское удостоверение в этом возрасте. Но только определённые категории транспорта. Разберём подробнее, со скольки лет можно заполучить права различных категорий транспортных средств. Данный вопрос почти полностью регулирует Федеральный закон О безопасности дорожного движения.
На мопеды
Итак, согласно пункту 2 статьи 26 указанного ФЗ:
Фактически это 2 вида ТС, которыми имеет полное право управлять 16-летний водитель.
На машину
А вот сдать на права на легковой и грузовой автомобиль с 16 лет нельзя. Допуск к управлению транспортными средствами категорий B или C предоставляется только с 18 лет.
Единственное послабление в законе 2021 года касается только 17-летних молодых людей и девушек – для них предусмотрена возможность сдать экзамены на права, но само удостоверение и вместе с ним право управления категорией B такие лица всё равно получают только в своё совершеннолетие.
А что можно?
Помимо возможности получения категории M для вождения мопедов и скутеров и подкатегории A1, дающей возможность ездить на малолитражных мотоциклах, есть ещё одна возможность – вы имеете право по достижении 16 лет записаться в автошколу и начать обучение.
Такое предусмотрено пунктом 21.4 Правил дорожного движения.
Миф о возможности управлять в сопровождении взрослого
Это фейк, который распространяется не совсем достоверными источниками. Виной тому – возможно, доверчивость юношей и девушек в разного рода интернет-новости.
Пруфы здесь найти достаточно просто – для многих будет удивительно, но вопрос возраста и возможности ездить на автомобилях в 2021 году регулируют вовсе не ПДД. Это прописано в 2 других правовых актах:
И ни в одном из этих нормативных актов вы не найдёте о послаблении в виде езды без прав в 16 лет в сопровождении взрослого человека, имеющим водительское удостоверение.
Новый закон о правах с 16 лет – это правда?
Нет. На самом деле, в истории автозаконов было несколько инициатив по введению возможности молодым людям управлять транспортными средствами. Но ни одно из предложений различных ведомств так и не воплотилось в реальность.
Давайте вкратце рассмотрим соответствующую хронологию событий.
Что будет, если сесть за руль без прав?
Административный кодекс предусматривает солидный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств нарушения, а также смягчающих и отягчающих факторов по части 1 статьи 12.7 за управление лицом без прав.
При этом, совершеннолетие в КоАП достигается как раз в возрасте 16 лет. То есть такие лица могут быть привлечены к ответственности по тому же КоАП РФ 2021 года.
Кроме того, есть и другие наказания и меры обеспечения, которые грозят за такое нарушение:
Правила перевозки детей в транспортных средствах
Требования Правил дорожного движения регулируют перевозку детей только в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX. На другие транспортные средства распространяется общее требование- обеспечить безопасность при перевозке.
По новым Правилам перевозки детей с 12 июля 2017 года есть разделения на две возрастные категории:
Автокресло должно соответствовать возрасту и весу ребенка. Перевозка грудного ребенка в кресле, предназначенном для детей весом от 9 кг будет являться нарушением с соответствующим штрафом. Нарушением будет и неверно установленное удерживающее устройство. Запрещено перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла и в кузове грузовых автомобилей с бортовой платформой.
Перевозка детей от 7 до 12 лет.
Детей, которым исполнилось 7 лет допускается перевозить на заднем сиденье легкового автомобиля и в кабине грузового без использования автокресел и каких-либо иных средств. Достаточно их пристегнуть штатным ремнем безопасности. На переднем сиденье легкового автомобиля обязательно использование автокресла до достижения ребенком 12-ти летнего возраста.
Согласно Правилам дорожного движения на детей, которым исполнилось 12 лет распространяются общие обязанности пассажиров, как и для взрослых.
Оставление ребенка в машине
Запрещено оставлять ребенка младше 7 лет в машине в отсутствии совершеннолетнего лица при постановке автомобиля на стоянку. Обратите внимание, запрет действует только на время стоянки. Правила допускают оставлять ребенка при совершении остановки на время не более 5 мнут.
Штрафы за нарушение правил перевозки детей
Штраф за нарушение Правил перевозки грузов установлен ч.3 ст.12.23 Кодекса об административного правонарушениях и составляет от 3 000 до 100 000 рублей.
Поэтому не стоит удивляться, если таксист отказывается перевозить ребенка без детского кресла. За такое нарушение ему грозит штраф 100 000рублей. Если водитель такси соглашается везти ребенка без детского кресла-стоит насторожиться, во-первых, это угроза безопасности вашему ребенку, во-вторых, такой таксист скорее всего работает не легально и не имеет лицензии на перевозку людей. Физическим лицам такая путевка не выдается.
Оставление ребенка младше 7 лет одного в машине относится к нарушению правил остановки и стоянки. Ответственность предусмотрена ч.1 ст.12.19 в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. В Москве или в Санкт-Петербурге это нарушение квалифицируется по ч.5 ст.12.19- в виде штрафа в размере 2500 рублей.
За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно
В Госавтоинспекции подтвердили намерение разрешить получившим права автомобилистам садиться за руль уже с 17 лет. Об этом рассказал замначальника ГИБДД Владимир Кузин, анонсируя всероссийский конкурс отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) «Безопасное колесо».
«Предложение о том, чтобы управлять автомобилем с 17 лет, выдвинуто, — сказал Кузин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Когда она будут в окончательном варианте оформлена и законодательно принята — пока сложно сказать, это зависит от графика работы Госдумы. Но такая идея поддержана всеми и, думаю, она реализуется. Дети, участвующие в мероприятиях, которые мы проводим, должны об этом знать. Полученные во время обучения навыки и знания о ПДД, они смогут использовать уже как водители».
Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.
При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.
Вторым шагом стали поправки, которые разработали в закон «О безопасности дорожного движения» — согласно предложенным изменениям, управлять автомобилем можно будет уже с 17-летнего возраста. Но в каждой поездке их должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, с действующим водительским удостоверением категории «B» — для легковых автомобилей или подкатегории «В1» — для трициклов и квадрициклов.
«Сопровождающий несовершеннолетнего водителя нужен для оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и контролем за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД», — говорится в документе. Сейчас законопроект ушел на рассмотрение в правительство и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.
С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.
Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») поддерживает своего коллегу и уверен, что водители-новички, как правило, реже попадают в более серьезные ДТП, поскольку перестраховываются на дорогах.
«Скорее водители со стажем от 10 лет и более, могут позволить себе грубые нарушения ПДД, так как считают, что у них уже много опыта. Так и происходят смертельные ДТП, — рассуждает Васильев в беседе с Autonews.ru. — Если за руль можно будет садиться с 17 лет и подросток действительно этого хочет, он будет внимательно изучать ПДД и в школе, и в институте, это очень полезно. Потом водителю год нужно будет ездить с сопровождающими, понятно, что это в первую очередь будут его родители, которые смогут поделиться своим опытом. Если подросток будет знать, что уже с 17 лет сможет стать настоящим водителем, то он лучше будет изучать ПДД в школе и институте. Поэтому чем раньше автомобилист сможет получить права, тем лучше в плане соблюдения ПДД».
Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.
Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.
«Эта тенденция указывает в том числе, и на спрос на получение водительских прав в более раннем возрасте. Поэтому технически идея абсолютно верная. Но не совсем понятно, как инспекторы ГИБДД будут это контролировать с учетом сокращения их штата», — рассуждает Соловьева.
Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.
На вопрос о том будет ли для 17-летнего водителя с наставником тариф ОСАГО ниже, чем для 18-летнего, но без наставника, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) затруднились. Там объяснили, что базовый тариф определяет страховщик в рамках коридора. «Мы можем предполагать, что страховщики будут оценивать таких водителей-новичков как высокорисковый сегмент, однако конкретные базовые ставки все равно будет устанавливать страховщик, причем у разных страховщиков это могут быть разные цифры», — сказали в РСА.
Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.
«Статистику о том, поможет ли наличие наставника снизить аварийность, еще предстоит собрать. Можно предполагать, что это позитивным, но не станет решающим фактором с точки зрения предотвращения аварий, — считают в РСА. — Возможно, для таких водителей имело бы смысл ввести обязательную телематику, что позволило бы страховщикам дополнительно контролировать стиль вождения и рассуждать о возможных скидках».
Подробная статистика по выдаче удостоверений новичкам в категории «B» у ГИБДД есть только за 2019 год — тогда таким автомобилистам выдали 1,07 млн документов. При этом общее количество экзаменов по всем категориям превысило 8 млн — далеко не все сдавали с первого раза. Что касается ДТП, то, если сравнить показатели 2019 и 2020 гг. можно отметить, что резких скачков в ту или иную сторону не происходит.