Водитель испытатель беспилотного автомобиля яндекс
Осторожный водитель
Как «Яндекс» развивает проект беспилотного такси
В конце лета компания «Яндекс» запустила в Иннополисе один из первых в мире сервисов беспилотного такси, а спустя всего два месяца открыла на территории Сколково еще одну зону, в которой беспилотник можно вызвать прямо через приложение «Яндекс.Такси». Корреспондент N + 1 встретился с руководителями проекта беспилотного автомобиля «Яндекса», узнал, как устроен и работает беспилотник, прокатился на нем и готов поделиться впечатлениями.
Поздний старт
«Яндекс» публично вступил в мировую гонку разработчиков беспилотных автомобилей очень поздно — лишь в мае 2017 года, когда компания впервые показала испытания беспилотника на закрытой промышленной территории. Тем не менее, «Яндекс» пытается наверстывать упущенное и быстро проходит этапы, на которые у других разработчиков уходило куда больше времени. Зимой беспилотники компании стали замечать на улицах Москвы, а в 2018 году она начала открывать тестовые зоны работы сервиса беспилотного такси.
В целом «Яндекс» выбрал стандартный подход к развитию проекта беспилотного автомобиля — компания тестирует автомобили на закрытом полигоне, на реальных улицах и на симуляторе, моделирующем реальные городские условия и ситуации. Во время каждой поездки беспилотник накапливает огромный объем данных, которые после ее окончания загружаются на сервер. Если разработчики заметили какие-то «баги» и недостатки, они модифицируют алгоритм и загружают новую версию в симулятор. После этого новая версия устанавливается на машины, ездящие по закрытому полигону, а затем — по очереди на машины в городе. Разработчики рассказали, что в некоторых случаях испытатели вечером замечали критический «баг», программисты за ночь его устраняли и уже к утру беспилотники получали новую версию алгоритма.
Испытательный полигон для беспилотников «Яндекса» расположен в Подмосковье, недалеко от Домодедово, на площади около 20 гектаров. По сути он представляет собой упрощенный аналог города. По этому городу передвигаются несколько автомобилей компании, причем, в отличие от уличного тестирования, на полигоне автомобили ездят вообще без людей в салоне. На полигоне автомобили часами могут двигаться без остановки, имитировать друг для друга реальную среду и обучаться корректному взаимодействию с другими автомобилями. Всего у компании десять беспилотных автомобилей, часть из которых используется на полигоне, а часть в городе.
Как и многие другие разработчики, «Яндекс» построил свои беспилотники на базе Toyota Prius, правда, в кузове универсал, но это не принципиально. Впрочем, не принципиален и выбор именно этой модели. Главное, чтобы система управления автомобилем была максимально интегрирована с бортовым компьютером. Инженеры «Яндекса» стараются не использовать механические актуаторы и не модифицировать автомобиль существенным образом, предпочитая использовать встроенные электронные блоки управления. У Prius через эти блоки можно управлять практически всем: ускорением и торможением, поворотом руля, сигналами поворота и даже переключением передач. Кроме того, это попросту проверенное решение — множество других компаний на практике показали, что подключиться к системам управления в этой модели и переоборудовать ее в беспилотник относительно просто.
Директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артём Фокин рассказал нам о своем видении того, как будет развиваться автомобильная часть беспилотников. По его мнению, пример проекта создания беспилотных автомобилей Google, а впоследствии Waymo, показал, что разработать собственный автомобиль — очень сложная задача для специалистов даже такой крупной технологической компании.
Беспилотный автомобиль Firefly, лишенный руля и педалей
Авто против IT
Речь идет о проекте Firefly. Как и многие другие разработчики, инженеры из Google начали проект беспилотного автомобиля с модификации Toyota Prius. Его оснастили лидаром на крыше, радарами, камерами, а главное — собственными алгоритмами управления. В 2013 году, убедившись, что программная часть проекта достигла вполне серьезного уровня, инженеры компании начали разработку прототипа полноценного беспилотного автомобиля будущего, лишенного каких-либо органов управления. Однако впоследствии Waymo вынуждена была признать, что быстро развернуть большой парк беспилотных автомобилей можно лишь на основе серийной модели.
Но и автопроизводители, пытающиеся самостоятельно создать качественный беспилотный автомобиль, готовый к полноценному внедрению, по мнению представителей «Яндекса», пока тоже не выглядят убедительно. «Представляется, что лучший продукт, который будет ездить по дорогам, получится от объединения двух экспертиз: пусть автопроизводитель занимается своим делом — они выпускают хорошие автомобили, а технологическая компания пусть научит этот автомобиль думать, — считает Фокин. — Большинство автопроизводителей тоже подошли к проблеме беспилотного транспорта, но находятся сейчас в той точке, где был Google, когда думал, что сможет построить собственный автомобиль. Сомнительно, что у них получится, потому что для создания действительно эффективной системы управления автомобилем мало просто нанять талантливых людей. Нужна готовая инфраструктура, изначально ориентированная под обработку данных, их разметку, хранение. И в целом нужна другая “ДНК”. У автомобильных компаний она отличается от технологических, и кажется, что быстро поменять ее не получится».
Убедиться в том, что подходы автопроизводителей и технологических компаний сильно отличаются, несложно. Например, в начале года General Motors показала свой проект автомобиля будущего без руля и педалей, который должен поступить в серийное производство к 2019 году. Казалось бы, автомобиль лишился водителя и теперь компоновку салона можно полностью пераработать, но все, на что оказались способны инженеры компании — это убрать органы управления и приборную панель:
Водитель-испытатель беспилотного автомобиля. 10 фактов о профессии
Материал подготовил: Аркадий Софрыгин, основатель сайта Беспилот.
Присоединяйтесь к обсуждению темы в Facebook
10 фактов о профессии водителя-испытателя беспилотного транспорта
2. Требования к инженеру по безопасности: водительский стаж в категории B не меньше трех лет, опыт работы, связанный с вождением автомобиля, не меньше двух лет, внимательность, аккуратный и плавный стиль вождения. Сейчас водители-испытатели в России нужны в основном Яндексу и выше перечислены требования этой IT-компании при приеме на работу.
3. Задачи (на примере вакансии Яндекса): управление автомобилями и проведение тестовых испытаний автомобилей всех классов и видов, проверка технического состояния автомобилей во время испытаний, ведение записей параметров испытаний беспилотников. Перед началом работы каждый водитель проходит курс молодого бойца, подробно изучая начинку беспилота. А также тестовые заезды вместе со старшим инженером до тех пор пока не сможет работать самостоятельно.
5. Интересный факт. Инженеры по безопасности быстро привыкают ездить на беспилотнике и некоторые потом говорят, что им уже лень ездить на обычной машине. Действительно, зачем все эти скучные постоянно повторяющиеся действия, если можно просто расслабиться и ехать на беспилоте в нужном тебе направлении? В-общем, люди быстро привыкнут к автопилоту и им будет просто лень управлять обычными машинами. Я уж не говорю про детей, для которых беспилотник будет абсолютно естественной вещью с самых ранних лет.
7. Как стать инженером по безопасности? Нужно просто подать заявку в Яндекс или в другую компанию, которая разрабатывает беспилотники. Вашу кандидатуру рассмотрят и возможно пригласят на собеседование. При приеме на работу вам нужно будет сдать различные тесты: билеты на знание правил дорожного движения, технические секции (работа по написанию кода), задачи на логику и тестовые поездки на полигоне. Вас проверят, насколько хорошо вы водите автомобиль и разбираетесь в современных технологиях.
Смотрите видео «Как готовят инженеров-испытателей беспилотных автомобилей»
СКАНДАЛ НА СКАНДАЛЕ – «ЯНДЕКС» НАРУШАЕТ ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1 октября 2021 18:12
Анастасия Степанова
Фирма «Яндекс.Испытания» из дивизиона «Яндекса» нарушила трудовое законодательство в отношении водителей-испытателей беспилотных технологий
«Яндекс». Иван Шилов © ИА REGNUM
Ещё один дочерний актив IT-холдинга «Яндекс» — ООО «Яндекс.Испытания» стал фигурантом скандала. На этот раз он связан с трудовым спором и нарушением прав водителей-испытателей. А ведь именно этой компании, прибыли с которой уплывают в офшоры, Минэкономразвития РФ планирует доверить, как субъекту экспериментального правового режима, проект по интеграции беспилотных автомобилей в инфраструктуру такси. Проект планируется запустить до конца 2021 года в форме эксперимента в двух регионах — Москве и Татарии. Подробности — в материале ИА REGNUM.
Справка: ФАС требует от цифрового гиганта исполнения предписания об устранении дискриминации в работе поисковой системы.
Напомним, ещё в марте 2020 года российским правительством была приняла концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах общего пользования. Уточнялось, что одним из успешных условий является обучение квалифицированного персонала.
После многочисленных претензий к «Яндекс.Такси» из дивизиона «Яндекса», ставшего фигурантом антимонопольного расследования, в медиаповестку попала ещё одна «дочка» IT-гиганта — ООО «Яндекс.Испытания». Её бывшие сотрудники через суд требуют отменить приказы об увольнении, которые истцы считают незаконными, и восстановить их на рабочих местах.
Водители-испытатели Павел Волков и Сергей Бондаренко ещё осенью 2020 года создали в фирме «Яндекс.Испытания» первичную профсоюзную организацию, вступив в межрегиональный профсоюз «Новопроф». Такой шаг был предпринят для того, чтобы защитить свои трудовые права.
Работники компании потребовали провести спецоценку условий труда и обеспечения безопасности для водителей, так как уже тогда в компании испытывали новое оборудование для беспилотного управления автомобилями и водители хотели быть уверены, что оно безопасно для их жизни и здоровья.
Помимо этого, многочисленные вопросы у профкома возникли и к содержанию трудовых договоров. Например, он пришел к выводу, что компания «вместо приведения названия должности в соответствие с законодательством, вменяет работникам дополнительные обязанности, которые не могут быть совмещены с функциями «водителя».
Диалог с администрацией компании, судя по сообщениям профсоюза, не задался сразу. Оба водителя-испытателя — члены профсоюза получили уведомления о переводе в другое подразделение. Обосновали это довольно туманной формулировкой об организационных изменениях. По имеющимся данным, при этом остальных 398 водителей (не членов профсоюза) это не затронуло.
На действия руководства компании в трудовую инспекцию была направлена жалоба, и в декабре 2020 года ООО «Яндекс.Испытания» получило предостережение о недопустимости нарушения требований трудового законодательства.
Многомесячная борьба членов профкома — водителей-испытателей за свои права продолжилась. Они посчитали, что проведенная работодателем оценка условий труда «не отражает фактических условий труда на их рабочих местах». Это стало основанием для ещё одного обращения в трудовую инспекцию, которая начала внеплановую проверку.
В конечном итоге особо активных и рьяных водителей-испытателей, которые требовали соблюдать их права, «выдавили» из компании. В августе 2021 года руководство ООО уволило Павла Волкова и Сергея Бондаренко, хотя те находились в отпуске по уходу за детьми.
Из сообщения профсоюза известно, что водители ещё до этого пытались выходить на неполный рабочий день, что допустимо законодательством, но уже с января 2021 года им перестали выплачивать зарплату.
Сейчас дело за судом, в который, по имеющимся данным, обратились оба водителя.
Во ФГИС «Единый реестр проверок» компания «Яндекс.Испытания» как объект проверок трудовой инспекции фигурировала трижды. 23 сентября 2021 года по результатам одной из них была сделана запись — «предостережение объявлено». Известно также, что проверка, проведенная в январе-феврале 2021 года, проходила в целях защиты прав и интересов работников, «в связи с поступлением в инспекцию обращения №77/7−44 312−20-ОБ о несогласии работников с результатами специальной оценки условий труда». В результате было выявлено нарушение ст. 212 ТК РФ («Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда») и ч. 3 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда». И это, несмотря на то, что еще при проверке в сентябре 2020 года инспекция постановила «привести трудовые договоры в соответствии с требованиями» трудового законодательства.
По итогам 2020 года компания получила выручку в размере 598,209 млн рублей, что на 110,2% больше, чем годом ранее — 284,529 млн рублей. При этом и в 2020-м, и в 2019 году фирма указывала чистые убытки — 4,5 и 3,8 млн рублей соответственно.
Владельцами ООО «Яндекс Беспилотные технологии» являются две офшорные компании — «Яндекс Селф Драйвинг Б. В» и «Яндекс Селф Драйвинг Холди НГ Б. В». Обе из Нидерландов.
Эксперимент и участник
История с отношением к водителям-испытателям интересна также и в том ключе, что именно этой компании Минэкономразвития России планирует присвоить статус субъекта экспериментального правового режима в предстоящем пилотном проекте.
В начале сентября 2021 года ТАСС со ссылкой на министерство сообщил, что до конца 2021 года будет запущен эксперимент по интеграции беспилотных автомобилей в инфраструктуру такси. Для заказа перевозки планируется использовать сервис «Яндекс Go». Испытания пройдут в ряде районов Москвы и в Иннополисе (Татария).
При этом тестировать новое беспилотное такси планируют с участием как раз водителей-испытателей.
Напомним, ранее ИА REGNUM направило Генпрокурору РФ Игорю Краснову заявление о принятии мер прокурорского надзора ввиду незаконного осуществления ООО «Яндекс» крупного телекоммуникационного бизнеса.
Первое ДТП беспилотника Яндекса на общих дорогах. Виноват водитель или беспилот?
Материал подготовил: Аркадий Софрыгин, основатель сайта Беспилот.
Присоединяйтесь к обсуждению темы в Facebook
Беспилот Яндекса впервые попал в ДТП на общей дороге. Пресс-служба Яндекса сообщила, что машина в момент ДТП находилась на ручном управлении и авария произошла по вине инженера-испытателя, который потерял концентрацию. Вы в это верите? Попробуем разобраться.
Во время аварии никто не пострадал, автомобили получили незначительные повреждения. По сообщению пресс-службы Яндекса, водитель-испытатель отвлекся во время движения беспилотника в ручном режиме и не успел затормозить перед впереди стоящим автомобилем, который сбавил скорость, подъезжая к пробке. Испытатель на время отстранен от работы. Авария произошла на Аминьевском шоссе в Москве.
На этом видео Сергея Малоземова, вы увидите что при поездках беспилота по реальным улицам Москвы, водитель вообще никогда не берет управление на себя, даже на поворотах, перекрестках и при перестроениях. А уж тем более, когда скорость движения совсем небольшая и беспилот едет по прямой.
А вы как думаете, авария по вине водителя или машина все-таки была в беспилотном режиме?
Беспилотный автомобиль нарушил ПДД в Москве
В Москве беспилотный автомобиль «Яндекса» нарушил правила дорожного движения во время тестирования. Об этом сообщает агентство «Москва» со ссылкой на представителя правоохранительных органов. По словам полицейского, беспилотный автомобиль «Яндекса» пересек стоп-линию на красный свет.
«Это нарушение ч. 2 ст. 12.12 КоАП. Автомобиль «поймали» на пересечении ул. Мосфильмовская и Проектируемого проезда № 6095 (будущий южный дублер Кутузовского проспекта)», — заявил страж порядка.
В свою очередь, в пресс-службе «Яндекса» объяснили, что ПДД при тестировании беспилотного автомобиля в Москве нарушил водитель-испытатель. В компании подчеркнули, что во время инцидента машина находилась в ручном режиме управления.
«Иногда во время тестирования в городе водителю приходится брать управление на себя. В этой ситуации беспилотный автомобиль двигался в ручном режиме. Например, если полоса заблокирована и для объезда препятствия требуется пересечь сплошную. Человек за рулем именно так и поступит, но беспилотный автомобиль просто остановится, потому что не может нарушить правила», — добавили в «Яндексе».
В Москве в июне на дорогах общего пользования начались испытания первых пяти беспилотных автомобилей «Яндекса». Автомобили оснастили беспилотной системой четвертого уровня. Это означает, что автомобиль может двигаться автономно — без помощи водителя. В пространстве электрокар ориентируется благодаря сложному комплексу лазеров, ультразвуковых сенсоров, радаров и видеокамер.
Уже в ближайшее время количество беспилотного автотранспорта увеличится. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) и Третье транспортное кольцо (ТТК) являются основными магистралями для тестирования беспилотных машин в столице. Кроме того, тестировать машины будут в спальных районах Ясенево, Бутово и Коммунарка.
Кроме «Яндекса» в проекте примут участие МАДИ, КБ «Аврора», «КамАЗ», «Иннополис» и Таганрогский университет. Изначально тесты пройдут на дорогах Москвы и Татарстана. Позже к ним присоединятся Московская область, Санкт-Петербург, Ленобласть и Краснодарский край. Для тестов каждую беспилотную машину надо будет застраховать на 10 млн рублей. В беспилотном автомобиле во время тестов обязательно будет присутствовать водитель, который в любой момент сможет взять управление транспортным средством на себя. Все беспилотные автомобили, участвующие в тестах, будут маркированы специальным знаком «А».