Водитель какого автомобиля в показанной обстановке обязан уступить дорогу
Штрафник на обочине
Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.
Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.
Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил «обочечник». И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.
Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.
А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.
Самый коварный пункт ПДД
Самый коварный пункт ПДД
Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.
Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.
Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.
Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.
Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.
Будьте осторожны на дорогах!
А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»
Правительство Амурской области
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШИМАНОВСКА
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШИМАНОВСКА
Ответственность за непредоставление преимущества в движении пешеходам
Ответственность за непредоставление преимущества в движении пешеходам по статье 12.18 КоАП РФ
Понятие термина «непредоставление преимущества пешеходам»
Согласно ПДД РФ: «Преимущество (приоритет)», – это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. То есть в указанных правилами случаях, водитель, при управлении транспортным средством, обязан предоставить пешеходу преимущественное право на движение.
Таким образом, если действия водителя, управляющего транспортным средством, могут повлечь за собой изменение пешеходом скорости и (или) траектории движения, то в действиях такого лица имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В каких случаях водитель обязан уступить дорогу пешеходам
Правила дорожного движения содержат описания ситуаций, в которых водители транспортных средств обязаны предоставить преимущество в движении пешеходам, то есть обеспечить им возможность двигаться в первоочередном порядке:
Привлечение к ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам
Что означает требование уступить дорогу
Правила дорожного движения устанавливают порядок на дорогах, приоритет движения, запреты и требования. Одно из основных требований — «Уступить дорогу». Оно встречается во многих пунктах правил, и вождение транспорта не может быть безопасным без его выполнения.
Что подразумевает требование
Термин «Уступить дорогу» раскрыт в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ. Он обозначает, что участник дорожного движения не должен начинать, продолжать, возобновлять езду или совершать маневр до тех пор, пока другой участник движения, имеющий преимущество на данном участке или в данной ситуации, не завершит маневр или не преодолеет этот участок. Проще говоря, требование означает, что не нужно создавать помех, а следует пропустить тех, у кого приоритет.
Водитель, не имеющий преимущество, не должен вынуждать других участников дорожного движения к изменению скорости или траектории движения. Если водителю или пешеходу, имеющему преимущество, придется изменить маршрут или скорость, то участника движения, по вине которого это произошло, могут оштрафовать за непредоставление преимущества.
Какие знаки приоритета
ПДД РФ устанавливают несколько дорожных знаков приоритета, задача которых установить очередность проезда перекрестков, пересечений, узких и опасных участков дороги.
Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не требуют объяснений.
Кому и когда водитель обязан уступить дорогу
Основное правило — «помеха справа». Оно используется в тех случаях, когда отсутствуют знаки приоритета. Водитель, справа от которого есть другое ТС (например, на нерегулируемом перекрестке), обязан уступить дорогу. В свою очередь, тот, кто находится справа от других участников движения, имеет приоритет. Но это правило распространяется только на транспорт, не на пешеходов.
Помимо знаков приоритета, очередность проезда устанавливает ПДД в зависимости от ситуации или участка дорожного полотна.
В обязательном порядке
В обязательном порядке нужно уступать дорогу:
Действие по ситуации
На дорогах могут возникнуть ситуации, когда нет возможности равняться ни на знаки, ни на регулировщика и светофор, ни на помеху справа. Часто затруднения возникают при разъезде на спуске и подъеме в гору, а также на уклоне.
Определить приоритет при разъезде на уклоне можно с помощью пункта 11.7 ПДД. Он гласит, что «уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск». Уступает тот, кому после остановки проще тронуться с места. Преимущество имеет тот, кто едет в гору.
При сужении дороги
О сужении дороги предупреждает дорожный знак 1.20. Преимущество имеет автомобиль, который движется по центральной линии, то есть тот, кто не меняет своего положения на дороги из-за сужения. Это означает, что тот, у кого заканчивается полоса, должен уступить дорогу всем транспортным средствам перед перестроением. В данном случае не работает правило помехи справа.
На перекрестке
Если с регулируемым перекрестком все достаточно просто, то с нерегулируемым зачастую возникают вопросы. Стоит разобрать все ситуации:
Если на равнозначном нерегулируемом перекрестке у всех ТС есть помеха справа, то очередность проезда определяется по договоренности.
На регулируемых перекрестках сигналы регулировщика или светофора главнее, чем знаки приоритета.
ВАЖНО! На перекрестке с круговым движением преимущество всегда у тех, кто движется по кругу. Въезжающие должны уступать.
При одновременном перестроении
Согласно пункту 8.4 ПДД РФ, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (в одном направлении), преимуществом пользуется ТС, находящееся справа.
Если два автомобилиста едут друг за другом и перестраиваются в одну и ту же полосу, то преимуществом пользуется тот, кто раньше начнет маневр. Второй водитель обязан уступить, дождаться своей очереди.
В данном случае действуют следующие правила:
Встречному автомобилю
При повороте направо нужно уступать автомобилям, движущимся по встречной полосе. Не нужно уступать только в том случае, если на полосе попутного движения установлены знаки, дающие преимущество (например, 2.7 «Преимущество перед встречными» или «Главная дорога» с указателем направления движения). Если установлен знак 2.6, то уступать дорогу на данном участке обязательно.
Если встречный разъезд затруднен в связи с тем, что на одной полосе есть препятствие, то уступать дорогу должен тот, на чьей полосе закрыт проезд. Препятствием является недвижимый предмет (выбоина на дороге, камень, упавшее дерево и прочее). Тихоходный транспорт не относится к категории препятствий на дорогах и его объезд регламентируется отдельным пунктом ПДД.
Пешеходам
Водители ТС обязаны уступать дорогу:
Пешеходы, в свою очередь, должны удостовериться, что им уступают дорогу, а не слепо пользоваться приоритетом.
В каких случаях можно не уступать дорогу
Водитель легкового или грузового ТС имеет право не уступать дорогу общественному транспорту (автобусу, троллейбусу), если движется в своей полосе без перестроения, в то время как маршрутное (общественное) ТС перестраивается (но не отъезжает от остановки). Но если автобус отъезжает от остановки, и при этом перестраивается через несколько полос, то ему нужно уступить дорогу.
Если водитель не перестраивается со своей полосы, то он не должен уступать дорогу тому, кто перестраивается на его полосу.
Если пешеход собирается перейти дорогу в неположенном месте, то не нужно останавливаться и пропускать его. Пешеходы — полноценные участники дорожного движения и на них, как и на автомобилистов, распространяется ПДД и штрафы. Переход разрешен только при наличии «зебры» и соответствующих дорожных знаков. Однако, стоит помнить, что есть категория пешеходов, имеющих безусловный приоритет (слепые пешеходы).
Предусмотренное наказание за невыполнение требований
За нарушение требования уступить дорогу в том или ином случае водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от конкретного нарушения.
Обжаловать любой штраф можно в течение 10 суток. В этом есть смысл только при наличии доказательств своей невиновности.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Важно помнить, что непредоставление преимущества может повлечь за собой серьезное ДТП. Участники дорожного движения всегда должны действовать таким образом, чтобы не создавать помех и аварийных ситуаций. Соблюдать правила приоритета должны все участники дорожного движения — водители транспорта, велосипедисты, пешеходы.
Водитель какого автомобиля в показанной обстановке обязан уступить дорогу
Как правильно оказать первую помощь пострадавшему при повреждении кожных покровов и мышечных тканей?
Правильный ответ: Обработать кожу вокруг раны настойкой йода, накрыть рану стерильным материалом и наложить повязку.
Должна ли быть включена аварийная световая сигнализация на буксируемом указанным способом легковом автомобиле?
Правильный ответ: Да, должна.
Какое из транспортных средств в показанной ситуации находится на главной дороге?
Правильный ответ: Легковой автомобиль.
Как следует поступить водителю белого автомобиля в показанной ситуации?
Правильный ответ: Занять крайнее правое положение на проезжей части дороги и остановиться.
Кто в показанной ситуации в населенном пункте имеет преимущество?
Правильный ответ: Водитель автомобиля.
На каком расстоянии от начала опасного участка дороги устанавливается показанный на рисунке знак, если он установлен повторно в населенном пункте?
Правильный ответ: Непосредственно у начала опасного участка дороги.
В каких направлениях разрешено продолжить движение водителю легкового автомобиля на показанном на рисунке перекрестке?
Правильный ответ: Только на право
Какой из показанных на рисунке дорожных знаков информирует водителей об окончании дороги, по которой движение транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении?
Правильный ответ: Знак 5
В каком из перечисленных случаев мотоциклист не нарушит Правила?
Правильный ответ: Не нарушит в обоих перечисленных случаях.
Каким транспортным средствам разрешено продолжить движение в показанной ситуации?
Правильный ответ: Только красному автомобилю.
Какой из показанных опознавательных знаков должен быть закреплен на задней части автомобиля слева при его буксировке с неисправной аварийной световой сигнализацией?
Правильный ответ: Второй.
По какой траектории водитель красного автомобиля выполнит разворот в соответствии с Правилами?
Правильный ответ: По траектории Б.
Нарушит ли Правила водитель синего легкового автомобиля, двигаясь задним ходом в случае затрудненного встречного разъезда на дворовой территории, прилегающей к жилой застройке?
Правильный ответ: Не нарушит.
Является ли населенным пунктом объект, обозначенный таким знаком?
Правильный ответ: Нет
Как в показанной ситуации должен поступить водитель красного легкового автомобиля, если ему необходимо повернуть налево?
Правильный ответ: Уступить дорогу только трамваю.
По какой траектории разрешается подъехать к краю проезжей части дороги с целью посадки пассажира в показанной ситуации, не создавая помех для движения маршрутных транспортных средств?
Правильный ответ: Только по траектории А.
Разрешается ли выполнить обгон на изображенном участке дороги при условии, что он будет завершен до начала подъема?
Правильный ответ: Да, разрешается.
Водитель легкового автомобиля в показанной ситуации:
Правильный ответ: Имеет преимущество.
Кто из водителей в показанной ситуации совершает маневр без нарушения Правил?
Правильный ответ: Водитель желтого легкового автомобиля, совершающий перестроение.
Нарушит ли Правила водитель легкового автомобиля, совершив обгон в показанной обстановке?
Правильный ответ: Не нарушит, если скорость движения трактора менее 30 км/ч.