Водитель машины это кто лексически

Какая разница между водителем и шофером, да и как их различать

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Оба слова, «водитель» и «шофер», до сих пор присутствуют в лексике. Но обычно люди употребляют их, не задумываясь об истинном значении. По большому счету мало кто из нас вообще понимает разницу между этими определениями, да и не знают, есть ли она вообще. В действительности разница есть и существенная.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Прежде всего, разберемся, какой смысл несет в себе определение «шофер». Это слово в русском языке появилось благодаря французскому Chauffeur (в нашем варианте именно благодаря ему ударение ставится всегда не на первый, а на второй слог). Если его перевести дословно, то это «истопник» или «кочегар». В девятнадцатом веке именно так называли железнодорожных работников, подкидывающих в паровозные топки уголь или дрова.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Постепенно это определение прижилось и в отношении машинистов, управляющих локомотивами. А с появлением первого автотранспорта слово «шофер» плавно перекочевало и в автомобильный мир. В принципе все понятно – человека, который управлял машиной, как и предыдущим транспортом, тоже стали так называть, чтобы ничего нового больше не придумывать.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Стоит отметить, что управление автомобилями раньше и сейчас – это далеко не одно и то же. Дело было не настолько легкое, да и достаточно грязное. Электроники, электрических стартеров не существовало в природе. Поэтому все делалось вручную. Регулярно где-то, что-то приходилось подмазать или подкрутить, подремонтировать. О станциях техобслуживания тоже речь не шла. Поэтому человек не только водил автомобиль, но еще и ремонтировал, обслуживал его.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

В Советском Союзе после Великой Отечественной войны происходила массовая автомобилизация. В разных регионах огромной страны на дорогах, кроме правительственных и грузовых автомобилей, стали встречаться и легковые машины. Параллельно начали открывать и СТО, где работали механики, обслуживающие все виды транспортных средств. Именно тогда и появились водители.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Чтобы понять, что же обозначает слово «водитель», лучше всего вернуться к его истокам происхождения. Изначально так назывался человек, который указывал кому-нибудь путь. То есть водитель – это тот, кто провожает, водит.

Разобравшись в происхождении и значении обоих понятий, несложно увидеть разницу между ними. Водитель – человек, который занимается только управлением любого автотранспорта, будь то машина или автобус. Шофер же не только водит транспорт, но и без проблем справится с любой поломкой, самостоятельно сможет отремонтировать, обслужить технику.

В Союзе Советских Социалистических Республик классных водителей, профессионалов, называли не иначе, как шоферами. Они без посторонней помощи могли определить неисправность, перебрать коробку и мотор, вернуть свое средство передвижения к жизни. Нередко такие мастера даже опытным механикам не доверяли свои рабочие или личные автомобили.

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Если говорить о нашем времени, то шоферов с каждым годом становится все меньше, а водителей, наоборот, больше. Даже если речь заходит о профессионалах, работающих в крупных транспортных компаниях, службах такси, автопарках, то и здесь нечасто встретишь настоящего шофера. Эта профессия разделилась на две – водитель и механик. Соответственно, каждый занимается своим делом. Ну а если шофер, как специалист исчезает, то и само слово скорой уйдет в разряд устаревших.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Определи слово по его лексическому значению водитель автотранспорта

Значение слова «водитель»

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По словарю Ушакова, водителем ранее называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождём. Другое название профессии — шофёр, — произошло от французского слова chauffeur, означающего в буквальном переводе «истопник», «кочегар», что связано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова. В Правилах дорожного движения есть подробное определение термина «водитель».

В России на бытовом уровне, в обыденной речи, сложилось неофициальное разделение понятий «Водитель» и «Шофёр»:

«Шофёр» как человек, профессионально занимающийся вождением автотранспортных средств;

«Водитель» — более общее определение, включающее в себя как профессиональных шофёров, так и владельцев личного (частного) легкового автомобиля.

В особую категорию водителей выделяются дальнобойщики. Это слово обозначает водителя грузовика, основной вид деятельности которого составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальние расстояния. Также, часто именуется водителем- или шофёром-дальнобойщиком.

В Северной Америке профессиональных водителей грузовых автомобилей называют трак-драйверы (англ. truck driver) или тракеры (англ. trucker).

ВОДИ’ТЕЛЬ, я, м. 1. Руководитель, наставник, покровитель, вождь (книжн. ритор. устар.). 2. Общее название для управляющих передвигающимися машинами (шофер автомобиля, вожатый трамвая, тракторист, пилот самолета и т. п.; спец.). В. транспорта.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

води́тель

1. тот, кто водит кого-либо за собой, указывая путь, направление ◆ Они будут водители мои в этом блуждалище, которое называют большим светом. А. С. Грибоедов, «Студент», 1817 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Чтобы знать водителей вкуса, нужно пройти по галереям частных торговцев и по мастерским художников. В. В. Маяковский, «Семидневный смотр французской живописи», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Махая зелёным своим лопухом, водитель процессии звонко, с задором, выкрикивал〈…〉 И. А. Новиков, «Жертва», 1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Молодые люди тренируют себя, чтобы быть водителями планетарных армий, и ни один не умеет сесть на лошадь. А. И. Куприн, «Последние рыцари», 1934 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В старинных рукописях, записанных со слов водителей караванов, говорится, что в оврагах Карын-Ярык, в северо-восточном углу залива, есть родники, где можно напоить сто двадцать верблюдов. К. Г. Паустовский, «Кара-Бугаз», 1932 г. (цитата из НКРЯ)

2. тот, кто управляет автомобилем или другим наземным транспортным средством ◆ Командный состав и водители танков неумело оценивают местность для действия танков, не освоили горный характер местности. «Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 11», 1941–1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прежние вагонщики и коногоны стали водителями электровозов. И. Т. Недвига, «Творческая дружба», 1952 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Перед водителем находятся только две педали: подачи топлива и тормоза, педаль сцепления и рычаг перемены передач отсутствуют. Н. Юрьев, «Чайка», 1959 г. // «Техника — молодёжи» (цитата из НКРЯ) ◆ Водителя нельзя нервировать, когда он за рулём сидит, а то случится авария. Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе», 1958 г. (цитата из НКРЯ)

Значение слова водитель

Словарь Ушакова

вод и тель, водителя, муж.

1. Руководитель, наставник, покровитель, вождь (книж. ритор. устар.).

2. Общее название для управляющих передвигающимися машинами (шофер автомобиля, вожатый трамвая, тракторист, пилот самолета и т.п.; спец.). Водитель транспорта.

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ожегова

ВОДИТЕЛЬ, я, м. Тот, кто управляет самоходной, наземной машиной. В. трамвая, троллейбуса, автобуса, трактора, комбайна.

| ж. водительница, ы (разг.).

| прил. водительский, ая, ое. Водительские курсы. Водительские права (документ).

Викторина по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Путешествие по Лингварии

Цели игры: активизация познавательной деятельности учащихся

учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;

активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;

содействовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитывать любовь к родному языку, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Девиз: “Поверь в себя! Проверь себя!”.

Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру. Цель игры: популяризация знаний по русскому языку.

Наше внеклассное мероприятие — это та «мера для изживания общественного бедствия», которую мы предпримем уже сейчас. Мероприятие будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”.

Назовите слово по его лексическому значению.

1. Место стоянки судов (пристань)

2. Глава государства (президент)

3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4. Человек, совершивший подвиг (герой)

5. Руководитель предприятия (директор)

6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9. Больной, лечащийся у врача (пациент)

10. Титул древнеегипетских царей (фараон)

11. Группа морских островов (архипелаг)

12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22. Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24. Место на реке, где её можно перейти (брод)

25. Общая часть родственных слов (корень)

27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

33. Научное справочное пособие (энциклопедия)

34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35. Герой русских былин (богатырь)

36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39. Землеройная машина (экскаватор)

40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

3.Конкурс. Внимание: фразеологизм.

Сколько фразеологизмов в тексте?

— Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

Воровские, преступные, профессиональные жаргоны — языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено.

В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.

5. Конкурс капитанов . Разгадай кроссворд

По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

6. Вопросы командам.

1. Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже

Те перья поднимите, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, под ними те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

2. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

3. Отгадайте загадки о частях речи:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Предмет оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Стоит с ним в одном роде,

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги — кот идёт,

НАД дорогой — облака.

Шёл К дороге пешеход

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

4. В мире существительного. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ — во множественном. Отвечайте хором.

Вот и ошиблись. Существительное «мука» не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

5. Конкурс «Трындычиха»

Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:

— Архип осип, Осип охрип.

— Шел с козой косой козел.

6. Конкурс «Алфавит-аукцион»

У ведущего в руках — карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.

Источник

Определите слово по его лексическому значению водитель автотранспорта

Значение слова «водитель»

Водитель машины это кто лексически. Смотреть фото Водитель машины это кто лексически. Смотреть картинку Водитель машины это кто лексически. Картинка про Водитель машины это кто лексически. Фото Водитель машины это кто лексически

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По словарю Ушакова, водителем ранее называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождём. Другое название профессии — шофёр, — произошло от французского слова chauffeur, означающего в буквальном переводе «истопник», «кочегар», что связано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова. В Правилах дорожного движения есть подробное определение термина «водитель».

В России на бытовом уровне, в обыденной речи, сложилось неофициальное разделение понятий «Водитель» и «Шофёр»:

«Шофёр» как человек, профессионально занимающийся вождением автотранспортных средств;

«Водитель» — более общее определение, включающее в себя как профессиональных шофёров, так и владельцев личного (частного) легкового автомобиля.

В особую категорию водителей выделяются дальнобойщики. Это слово обозначает водителя грузовика, основной вид деятельности которого составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальние расстояния. Также, часто именуется водителем- или шофёром-дальнобойщиком.

В Северной Америке профессиональных водителей грузовых автомобилей называют трак-драйверы (англ. truck driver) или тракеры (англ. trucker).

ВОДИ’ТЕЛЬ, я, м. 1. Руководитель, наставник, покровитель, вождь (книжн. ритор. устар.). 2. Общее название для управляющих передвигающимися машинами (шофер автомобиля, вожатый трамвая, тракторист, пилот самолета и т. п.; спец.). В. транспорта.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

води́тель

1. тот, кто водит кого-либо за собой, указывая путь, направление ◆ Они будут водители мои в этом блуждалище, которое называют большим светом. А. С. Грибоедов, «Студент», 1817 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Чтобы знать водителей вкуса, нужно пройти по галереям частных торговцев и по мастерским художников. В. В. Маяковский, «Семидневный смотр французской живописи», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Махая зелёным своим лопухом, водитель процессии звонко, с задором, выкрикивал〈…〉 И. А. Новиков, «Жертва», 1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Молодые люди тренируют себя, чтобы быть водителями планетарных армий, и ни один не умеет сесть на лошадь. А. И. Куприн, «Последние рыцари», 1934 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В старинных рукописях, записанных со слов водителей караванов, говорится, что в оврагах Карын-Ярык, в северо-восточном углу залива, есть родники, где можно напоить сто двадцать верблюдов. К. Г. Паустовский, «Кара-Бугаз», 1932 г. (цитата из НКРЯ)

2. тот, кто управляет автомобилем или другим наземным транспортным средством ◆ Командный состав и водители танков неумело оценивают местность для действия танков, не освоили горный характер местности. «Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 11», 1941–1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прежние вагонщики и коногоны стали водителями электровозов. И. Т. Недвига, «Творческая дружба», 1952 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Перед водителем находятся только две педали: подачи топлива и тормоза, педаль сцепления и рычаг перемены передач отсутствуют. Н. Юрьев, «Чайка», 1959 г. // «Техника — молодёжи» (цитата из НКРЯ) ◆ Водителя нельзя нервировать, когда он за рулём сидит, а то случится авария. Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе», 1958 г. (цитата из НКРЯ)

Викторина по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Путешествие по Лингварии

Цели игры: активизация познавательной деятельности учащихся

учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;

активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;

содействовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитывать любовь к родному языку, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Девиз: “Поверь в себя! Проверь себя!”.

Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру. Цель игры: популяризация знаний по русскому языку.

Наше внеклассное мероприятие — это та «мера для изживания общественного бедствия», которую мы предпримем уже сейчас. Мероприятие будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”.

Назовите слово по его лексическому значению.

1. Место стоянки судов (пристань)

2. Глава государства (президент)

3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4. Человек, совершивший подвиг (герой)

5. Руководитель предприятия (директор)

6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9. Больной, лечащийся у врача (пациент)

10. Титул древнеегипетских царей (фараон)

11. Группа морских островов (архипелаг)

12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22. Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24. Место на реке, где её можно перейти (брод)

25. Общая часть родственных слов (корень)

27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

33. Научное справочное пособие (энциклопедия)

34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35. Герой русских былин (богатырь)

36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39. Землеройная машина (экскаватор)

40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

3.Конкурс. Внимание: фразеологизм.

Сколько фразеологизмов в тексте?

— Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

Воровские, преступные, профессиональные жаргоны — языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено.

В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.

5. Конкурс капитанов . Разгадай кроссворд

По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

6. Вопросы командам.

1. Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже

Те перья поднимите, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, под ними те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

2. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

3. Отгадайте загадки о частях речи:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Предмет оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Стоит с ним в одном роде,

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги — кот идёт,

НАД дорогой — облака.

Шёл К дороге пешеход

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

4. В мире существительного. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ — во множественном. Отвечайте хором.

Вот и ошиблись. Существительное «мука» не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

5. Конкурс «Трындычиха»

Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:

— Архип осип, Осип охрип.

— Шел с козой косой козел.

6. Конкурс «Алфавит-аукцион»

У ведущего в руках — карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.

Школьные олимпиады с ответами

По предметам

Школьная олимпиада по русскому языку 5 класс с ответами

29 Сен 2016 Ваш отзыв Русский язык

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

1. Расставьте ударение в словах.

Силосный, агентство, каталог, звонишь, творог, наскоро, инфинитив, пролила, красивее, вы правы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п]

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ]

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]

Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный.

4. Продолжите предложения:

Второстепенные члены предложения – это………………………………………………..

5. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

7. Определи слово по его лексическому значению.

— изображение предметов неживой природы — ………………………………………………

— декоративное праздничное освещение — …………………………………………………….

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

9. Закончите пословицы:

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100той. 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку

1. Расставьте ударение в словах.

СИлосный, агЕнтство, каталОг, звонИшь, твОрОг, нАскоро, инфинитИв, пролилА, красИвее, вы прАвы.

2. Составьте слова из следующих звуков:

[ ы] [ к ] [ ц ] [ O ] [л ] [п] – циклоп

[ и] [ р’ ] [н ] [ а ] [ б’ ] [ И ] – рябина

[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] — смеюсь

Под/дел/к/а, обо/жж/ёт, камен/н/ый, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, вос/ста/ни/е, лимон/н/ый.

4. Продолжите предложения:

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство.

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

5. Подчеркните члены предложения.

Деревья бесшумно роняли разноцветные осенние листья.

6. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

ПлАчу от радости; плачУ за покупки

ПИли молоко пилИ доски

ПОлки для книг; танковые полкИ

Мелкие гвОздики красные гвоздИки

7. Определи слово по его лексическому значению.

— водитель автотранспорта — шофёр

— изображение предметов неживой природы – натюрморт

— декоративное праздничное освещение – иллюминация

8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:

-не видно ни зги – хоть иголки собирай

— спустя рукава – засучив рукава

— жить душа в душу – как кошка с собакой

— за тридевять земель – в двух шагах

9. Закончите пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Коня узнают по зубам, а человека – по делам.

10. Прочитайте текст, запишите его в соответствии с нормами орфографии.

Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотой. Сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *