Водитель сбежал с дтп бросил авто ответственность
Если скрылись с места ДТП? Наказание, что делать и как работает ОСАГО?
Скрытие с места происшествия – это в 2021 году серьёзное административное правонарушение, а в ряде случаев – и уголовное деяние. Всё, потому что в случае, когда водитель уехал с ДТП, нет возможности установить, трезв он был или пьян, и таким образом законодатели прикрыли лазейку, когда пьяным участникам аварии проще было покинуть. Если водитель скрылся с места ДТП, то ему грозит наказание, но что ждёт потерпевшего? В этой статье мы с 2 сторон рассмотрим, что делать как покинувшему происшествие водителю автомобиля, так и оставшемуся на месте участнику, а также выясним, можно ли будет получить выплату по ОСАГО, если скрывшегося не нашли. Для быстрой навигации вы можете сразу перейти в нужное место статьи, если вы оставили ДТП или если вы остались на месте, а другой участник уехал.
Я стою на месте ДТП, второй участник уехал – что делать? Быстрый ответ
Если вы прямо сейчас стоите на месте аварии, где второй участник исчез, то промедление может стоить больших денег. Поэтому постараемся быстро ответить на ваш вопрос, но нам нужно выяснить некоторые обстоятельства ДТП.
Что будет дальше?
Далее будет розыск уехавшего. Розыск может длится до 2 месяцев (в исключительных случаях срок может быть продлён до 3 месяцев). Но, взглянем правде в глаза, сотрудники ГИБДД очень редко эффективно ищут скрывшегося водителя. Чаще всего это кабинетная и формальная процедура. Всё так, потому что при отсутствии видеорегистратора у вас и запечатлённой физиономии уехавшего привлечь его к ответственности практически невозможно – только если тот сам не сознается. Потому очень часто таких водителей не находят.
Как искать скрывшегося?
Но ваша задача – это только госномера автомобиля. Поэтому лучше начать поиски самому.
Если вы сами нашли машину с повреждениями от вашего дорожно-транспортного происшествия, то сфотографируйте её и лучше снимите на видео. Затем также обратитесь в ГИБДД с письменным заявлением об этом.
Ваша задача – чтобы в документах о ДТП фигурировал автомобиль с госномерами, не обязательно водитель. В этом случае вы сможете получить страховое возмещение.
К слову, о возмещении.
Можно ли получить выплату по ОСАГО?
Да. Но только в 3 случаях:
В первом случае вам достаточно лишь того, чтобы машина скрывшегося виновника ДТП была идентифицирована, так как страхование ОСАГО – это автогражданская ответственность владельца авто.
А вот во втором случае возмещение вы получите от Российского союза автостраховщиков в качестве компенсационной выплаты. Но право на компенсационную выплату имеет только человек, получивший в ДТП вред здоровью. Например, сбитый пешеход. Если вы водитель, то можете рассчитывать на возмещение только вреда вашему здоровью, но не ущерба автомобилю.
Именно на это указывает и многочисленная судебная практика 2021 года под предводительством Верховного суда, который в одном из своих Пленумов Постановлений указал буквально следующее:
45. По договору обязательного страхования застрахованным является риск наступления гражданской ответственности при эксплуатации конкретного транспортного средства, поэтому при наступлении страхового случая как вследствие действий страхователя, так и вследствие действий иного лица, использующего транспортное средство, страховщик от выплаты страхового возмещения не освобождается.
Я скрылся с места ДТП – что мне грозит?
Наказание за оставление места происшествия, в которое попал водитель, зависит от ряда тонкостей и условий. Давайте выясним, что грозит водителю уехавшей машины.
Условие нарушения | Статья закона | Что грозит? |
---|---|---|
В произошедшей аварии не было пострадавших и погибших, уехавший осознаёт вину. | Статья 12.27 КоАП, часть 2 | Лишение прав на 1-1,5 года или административный арест до 15 суток |
В ДТП нет пострадавших и погибших, но скрывшийся с места ДТП не заметил столкновения. | Есть шансы переквалифицировать на часть 1 статьи 12.27 КоАП | Штраф 1 000 рублей |
В результате происшествия причинён тяжкий вред здоровью людей. | Часть 2 статьи 264 УК РФ | Лишение свободы от 3 до 7 лет или другие наказания |
В результате аварии погибли люди. | Часть 4 статьи 264 УК РФ | Лишение свободы от 5 до 12 лет |
Если в результате ДТП погибли 2 и более человека. | Часть 6 статьи 264 УК РФ | Лишение свободы от 8 до 15 лет |
Как избежать лишения прав?
На самом деле, это сделать, к сожалению или к счастью, несложно. И есть 2 лазейки в законодательстве 2021 года для этого:
Первая лазейка подразумевает, что вам нужно просто не выезжать на автомобиле. Сколько скрываться от ГИБДД, также предельно ясно – 2 месяца. Но в ряде случаев виновника ищут до 3 месяцев. Кроме того, ответственность по статье 12.27 КоАП длится 3 месяца – срок давности привлечения по этой норме.
Второй способ действенен только тогда, когда у полиции есть госномера вашей машины, на которой вы слиняли с места происшествия, но нет доказательств, что за рулём были именно вы. В этом случае вас вызывут в отделение ГАИ для дачи показаний. И вам остаётся дело за малым – заявить об отказе свидетельствовать против себя либо заявить, что за рулём во время скрытия с места аварии находились не вы, а родственник, а против своих близких родственников свидетельствовать вы отказываетесь на основании статьи 51 Конституции.
Если не заметили ДТП
В этом случае, как мы указали в таблице наказаний выше, есть возможность избежать ответственности в виде лишения прав.
Всё дело в том, что одна из составных частей правонарушения, за которое можно привлечь к ответственности – это его субъективная сторона – наличие осознания вины водителя в содеянном. А если вы не заметили удара, то и умысла скрываться у вас не было.
На основании этого дело подлежит переквалификации в часть 1 статьи 12.27 КоАП со штрафом 1 тысяча рублей. Об этом свидетельствует судебная практика, и вот один из примеров. Но есть и решения судов, когда скрывшихся участников ввиду отсутствия умысла лишали прав.
Можно ли вернуться на место?
Нужно. Но можно ли будет избежать ответственности при этом, будет зависеть от того, когда именно вы вернётесь. Если до вызова потерпевшим сотрудников ГИБДД и сообщения им же о том, что вы уехали, то избежать будет сложно, но можно, так как опять же доказательства будут вести в сторону фактически отсутствия умысла.
Если же вы просто придёте с повинной через несколько дней, то шансы уйти от ответственности будут ничтожно малы.
Лучший способ избежать наказания!
Вообще, есть 2 варианта ответственности за бросание места аварии:
Если же вам небезразлично избежать административного наказания по 12.27 или Уголовному кодексу, но вы хотите избежать «порчи кармы», то лучшим способом будет добровольно предложить возместить ущерб потерпевшему в аварии, либо сделать это посредством ОСАГО. Конечно, это актуально только в том случае, если вы виновник ДТП и скрылись с места.
В этом случае для ГИБДД также всё ещё не вы будете за рулём автомобиля, и привлечь вас в теории не смогут. Если у вас страховки нет, то остаётся только добровольное возмещение ущерба.
Этот способ и есть гражданская ответственность, реализованная в полном объёме.
Бросил место происшествия – виноват автоматически?
Вовсе нет! Скрытие с места ДТП – это серьёзное нарушение ПДД. Но это ещё не значит, что такой участник автоматически становится виновником аварии.
Дело в том, что нарушение, которое привело к ДТП, и оставление места происшествия – разные нарушения ПДД, за них в 2021 году грозят разные наказания, но именно виновность в нарушении Правил, которое привело к ДТП, является поводом для страхового возмещения по ОСАГО. А за скрытие с места ДТП человек понесёт отдельное наказание.
Сбил пешехода и скрылся – какие последствия?
В ДТП с водителем автомобиля и пешеходом ответственность может быть более жёсткая. А если пешеход пострадал физически, то повышается риск уголовного наказания. Поэтому при наступлении последней ответственности ваша задача, если вас нашли – максимально содействовать органам, раскаиваться, чтобы смягчить наказание.
Но обратите внимание, что это всё актуально только в том случае, если это вы сбили пешехода и скрылись, а виновность в этом ДТП ваша. Если пешеход виноват сам, то ваша страховая в любом случае выплачивает тому вред здоровью (статья 1079 ГК РФ признаёт автомобиль как источник повышенной опасности).
Вопрос о том, сколько скрываться при возбуждении уголовного дела со скрывшимся с места ДТП, отпадает сам собой. В этом случае недостаточно будет просто никуда не выезжать на автомобиле в течение 2-3 месяцев. Да и срок этот увеличивается в разы.
Если скрылся пешеход
Здесь у нас для вас плохие новости. Найти убежавшего с места ДТП пешехода или даже велосипедиста, наездника самоката очень редко представляется возможным. Всё потому что в этой ситуации нет идентифицирующих человека знаков – госномеров.
Поэтому очень важно сразу после аварии не впадать в панику, не теряться, а постараться задержать пешехода или отправить следить за ним пассажира.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Госавтоинспекция разъясняет жителям региона, в каких случаях оставление места ДТП не влечет наказание
В летний период времени на дорогах области ежедневно фиксируется более 100 аварий. Зачастую автолюбители даже после выполнения всех обязательных условий боятся покидать место ДТП, опасаясь ответственности и создавая заторовые явления. УГИБДД России по Воронежской области разъясняет обстоятельства, при которых возможно менять расположение автомобиля.
За истекший период 2020 года на территории Воронежской области зарегистрировано 1493 дорожно-транспортных происшествия с участием транспортных средств, водители которых скрылись с места совершения ДТП, из них в 66 ДТП пострадали люди.
Ответственность за оставление места ДТП предусмотрена ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Как следует из п. 2 этой статьи за оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения прав от года до полутора лет или административного ареста до 15 суток. Штраф за оставление места ДТП законом не предусмотрен. Ответственность за оставление места ДТП возникает не в любом случае, а только если это запрещено правилами дорожного движения.
Правила разрешают уехать с места ДТП в случаях:
1.Если в ДТП нет пострадавших, и у водителей нет разногласий о том, как произошло событие, кто виноват, то сотрудники ГИБДД не вызываются, а можно составить схему ДТП, подписать ее обоим участникам и поехать в ГИБДД, чтобы там оформить документы (п. 2.6 ПДД РФ). Однако, если кто-то из водителей не согласен с оценкой обстоятельств, или кому-то причинен вред здоровью, то этим правом воспользоваться нельзя и оставление места ДТП повлечет наказание.
2.Законом об ОСАГО предусмотрено оформление ДТП по «Европротоколу», т.е. без вызова ГИБДД. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
— в ДТП участвовало не более 2 транспортных средств.
— у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО на участвовавшее в ДТП ТС,
— пострадало только имущество,
— нет разногласий, кто виновник и как произошло ДТП, а также оба водителя согласны с перечнем и характером повреждений, полученных при этом ДТП.
Только при соблюдении всех четырех условий можно заполнить на месте извещение о ДТП, которое будет являться подтверждением факта произошедшего для страховщика ОСАГО, подписать обоим водителям и разъехаться, не вызывая сотрудников полиции (п. 2.6.1 ПДД РФ).
3. Временно покинуть место ДТП без последствий можно, если при ДТП пострадали люди, и им требуется экстренная медицинская помощь, при этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте, тогда водителю разрешено оставить место ДТП для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение. Однако, он должен вернуться назад на место происшествия, а также до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП (п. 2.5. ПДД РФ)
4.Водитель должен освободить проезжую часть, если невозможно проехать другим ТС. То есть если другим машинам не проехать, то свой автомобиль можно переставить, чтобы не мешал. При этом опять же, как и в предыдущей ситуации, нужно при свидетелях зафиксировать положение машины, следов и предметов, принять меры к сохранению следов ДТП, организовать объезд (п. 2.5. ПДД РФ)
Все остальные случаи оставления места ДТП, которые не предусмотрены ПДД, будут считаться неправомерными.
Также при рассмотрении уголовного дела за совершение ДТП со смертельным исходом или тяжкими телесными повреждениями, суд может дать оценку поведению водителя, который скрылся с места ДТП и назначить более суровое наказание, руководствуясь статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как действовать на месте ДТП, чтобы сохранить права и деньги
Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.
Что вы узнаете из статьи
Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав
Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.
Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.
Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД
Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой
Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.
Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.
Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.
Что писать в расписке:
Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.
Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽
Когда можно уехать с места ДТП
Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.
Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав
Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.
Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.
Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО
Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру