Водно пенные коммуникации пожарного автомобиля
Водопенные коммуникации ПА
Подача воды. При подаче воды в рукавную линию ствола «первой вода в цистерне при открытом клапане по трубопроводу поступает в насос. Из насоса вода поступает в коллектор, и при открытии напорной задвижки она подается в напорные трубы и в присоединенные к ним рукавные линии.
Подача водного раствора пенообразователя. Поступление пенообразователя в насос возможно из пенобака, посторонней емкости или цистерны (если она вместо воды заполнена пенообразователем).
При всех способах забора воды и подачи ее к стволам можно подавать водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель, открыв его кран и вентиль. При этом пенообразователь из бака по трубопроводу поступит к пеносмесителю и от него будет эжектироваться и по трубопроводу поступать во всасывающую полость насоса. Подача насосом водного раствора пенообразователя осуществляется так же, как при подаче воды.
Билет 8
Пожарные рукава
Пожарные рукава необходимы для того, чтобы перекачивать жидкость для тушения пожара на большие расстояния. Кроме простой воды, пожарные рукава могут транспортировать другие жидкости или пенные растворы. По величине рабочего давления пожарные рукава делятся на рукава для внутренних пожарных кранов (ПК) и рукава для передвижной пожарной техники (ПТ).
По виду пожарные рукава представляют собой полые шланги длиной 20 метров, чехол которых выполнен из синтетических нитей, а внутренний слой из гидроизолирующего полимерного материала. Также существуют пожарные рукава с наружным защитным покрытием, которое защищает рукав от агрессивных химических сред и существенно повышает износостойкость.
На концах пожарного рукава закрепляются быстроразъемные пожарные головки – для того, чтобы легко соединять рукава друг с другом, а также подсоединять конец рукава к насосу, пожарному гидранту или источнику водоснабжения.
Пожарные рукава обязаны быть прочными, устойчивыми к температуре и химическим реагентам, выдерживать большое давление воды.
По способу применения и виду пожарные рукава классифицируют на группы:
Всасывающие рукава применяются для выкачивания воды из источника водоснабжения с помощью насоса. Такие пожарные рукава имеют небольшой метраж и жесткую конструкцию и применяются для забора воды из источника и для транспортировки ее к месту возгорания.
Напорные рукава предназначены для доставки воды или других тушащих средств к месту пожара. По сравнению с другими типами пожарных рукавов, они отличаются увеличенной длиной – их длина составляет 20метров.
Газоструйная вакуумная система
Газоструйный эжекторный насос используется в газоструйных вакуумных аппаратах. С их помощью обеспечивается заполнение всасывающих рукавов и центробежных насосов водой.
Рабочим телом этого насоса являются отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания АЦ.
Газовые струйные насосы на АЦ используются также для проверки создаваемого вакуума в пожарных насосах.
Газовые струйные насосы обеспечивают заполнение систем всасывания и центробежных насосов при заборе воды с глубины 7 м в течение 30–60 с.
Водно пенные коммуникации пожарного автомобиля
Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн выполнены так, что, включая и выключая различные вентили, краны и задвижки различными способами, можно подавать в стволы воду или водный раствор пенообразователя в ГПС или воздушно-пенные стволы.
Рис. 5.1. Задвижка:
1 — корпус; 2 — клапан; 3 — паронитовая прокладка; 4 — гайка; 5 — крышка; 6 — шпиндель
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Для управления подачей воды и пенообразователя в водопен-ных коммуникациях имеются специальные задвижки, клапаны и другая арматура.
Винтовая задвижка устроена следующим образом (рис. 5.1). К корпусу на паронитовой прокладке крепится крышка. Стальной шпиндель имеет двухходовую прямоугольную резьбу и при вращении перемещается в осевом направлении в латунной гайке, зафиксированной в крышке двумя винтами. Уплотнение шпинделя в крышке такое же, как и в напорной задвижке ПН-40У. Клапан удерживается на конце шпинделя. К нему двумя винтами прижимается с помощью стальной шайбы резиновая прокладка. В выточке шпинделя заложены два стальных полукольца, которые закреплены фланцем. Такое устройство позволяет плотно прижимать клапан к его седлу. При этом клапан не вращается, а вращается только шпиндель, что обеспечивает надежную посадку клапана на седло и не разрушает резиновой прокладки.
Клапан Ду-80 (рис. 5.2) служит для закрывания и открывания трубопровода, обеспечивающего поступление воды из цистерны в насос. Всасывающая полость насоса соединена с цистерной трубопроводом с клапаном. Корпус, проставка с уплотнительными кольцами, цилиндр и крышка отливаются из сплава алюминия или серого чугуна и соединены между собою шпильками. В цилиндре 6 перемещается поршень. Поршень и цилиндр разделяются уплотнительными кольцами. На штоке поршня размещён клапан. Его устройство аналогично устройству клапана винтовой задвижки. Поршень отжимается пружиной в нижней части цилиндра.
Управление клапаном может осуществляться вручную и с помощью сжатого воздуха. При вращении маховика шпиндель будет перемещаться в резьбе втулки, закрепленной двумя шпильками в верхней части крышки. Шпиндель утолщенной нижней частью будет упираться в торец втулки, зафиксированный во внутренней полости хвостовика поршня. При вывинчивании шпинделя он будет перемещать поршень и клапан. При этом вода из цистерны будет поступать к насосу. При вращении рукоятки против часовой стрелки клапан перекроет доступ воды из цистерны к насосу.
Рис. 5.2. Клапан Ду-80:
1 — корпус; 2 — штуцер; 3,4 — кольца; 5 — поршень; 6 — цилиндр; 7 — маховичок; в — крышка; 9 — пружина; 10 — шпиндель; 11 — клапан
Управление клапаном с помощью сжатого воздуха производится следующим образом. При поступлении воздуха через штуцер 2 в цилиндр 6 поршень 5 будет перемещаться вверх и поднимать клапан 11. Пружина 9 при этом будет сжиматься. При стравливании воздуха из цилиндра пружина будет разжиматься и поршень с клапаном возвращается в исходное положение.
Клапан Ду-32 устроен аналогично клапану Ду-80.
Он располагается на трубопроводе «бак с ПО — пено-смеситель». Они различаются только диаметрами проходных сечений, закрываемых клапаном, которые равны: у Ду-80 — 80 мм, а у Ду-32 — 32 мм.
Конструкция клапанов типа Ду-80 и Ду-32 имеет следующую особенность: клапаны только открываются сжатым воздухом (закрывание клапана происходит под действием пружины), поэтому, если клапан открыт вручную, управление им с помощью сжатого воздуха невозможно.
Рис. 5.4. Распределительный клапан:
1 — патрубок; 2,4 — седло; 3 — заслонка; 5 — корпус; 6 — манжета; 7 — гайка; 8 — цилиндр; 9 — диск; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — масленка
При подаче воздуха через центральный патрубок диск, перемещаясь в левую сторону (воздух будет стравливаться через боковой штуцер) и соприкасаясь с седлом, перекроет это отверстие, и вода из насоса будет поступать в цистерну Слив образующегося отстоя производят через отверстия, закрываемые пробками. Смазывание манжет осуществляют через масленку.
Водно пенные коммуникации пожарного автомобиля
Принципиальная схема водопенных коммуникаций представлена на рис. 5.5.
При рассмотрении работы будем использовать только ручной привод. В исходном положении все вентили, краны и задвижки должны быть закрыты.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Забор воды из цистерны производится по трубопроводу при открытом клапане типа Ду-80, а из открытого водоема с помощью всасывающих рукавов, подсоединяемых к всасывающему патрубку насоса. Забор воды из водопроводной сети производится колонкой, установленной на гидрант. Разрежение во всасывающей полости создается газоструйным вакуум-аппаратом, который соединяется со всасывающей полостью вакуумным клапаном. От коллектора по трубопроводу при открытой винтовой задвижке вода подается в распределительный клапан, а от него в цистерну или к лафетному стволу. Задвижку необходимо открывать перед выездом, если предполагается работа лафетным стволом на ходу автомобиля. По трубопроводу при открытой задвижке цистерну можно заполнить водой от водоисточника или из водоема. При этом распределительный клапан должен быть поставлен в положение «цистерна».
К задвижкам присоединены напорные трубы с соединительными головками для подсоединения напорных рукавов. Эти трубы закрыты заглушками.
Подача ручного ствола первой помощи. Вода из цистерны при открытом клапане по трубопроводу поступает в насос. Из насоса вода поступает в коллектор, и при открытии задвижки она подается в напорные трубы и в присоединенные к ним рукавные линии
Рис. 5.5. Принципиальная схема водопенных коммуникаций:
1 — масленка; 2 — пеносмеситель; 3 — ниппель; 4, 20 — заглушки; 5 — вентиль; 6, 15 — клапаны; 7 — пенобак; 8 — тахометр; 9 — вакуумный кран; 10 — коллектор; 11, 22 —-мановакуумметры; 12 — цистерна; 13 — распределительный клапан; 14 — лафетный ствол; 16, 21 — трубопроводы; 17, 18 — задвижки; 15 — напорная труба; 23 — пожарный насос
Подача воды лафетным стволом из цистерны. Для подачи воды лафетным стволом необходимо открыть клапан, напорную задвижку. Кроме того, распределительный клапан следует предварительно поставить в положение «лафетный ствол».
Подача воды ручными стволами или лафетным стволом при ее заборе из открытого водоема. Сняв заглушку, подсоединяют к всасывающему патрубку насоса всасывающие пожарные рукава. С помощью вакуумной системы производится забор воды. При открытых задвижках вода подается в лафетный или ручные стволы через рукавные линии, подсоединенные к напорным трубам.
Подача воды стволами при ее заборе из водопроводной сети. Сняв заглушку с всасывающего патрубка насоса, с помощью колонки осуществляют забор воды из гидранта. Подача воды насосом производится, как указано выше.
Подача водного раствора пенообразователя
Поступление пенообразователя в насос возможно из пенобака, посторонней емкости, подключенной к ниппелю при снятой заглушке, и цистерны (если она вместо воды заполнена пенообразователем). При всех способах забора и подачи воды к стволам можно подавать водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель 2, открыв его кран и вентиль. При этом, пенообразователь из бака по трубопроводу поступит к пеносмесителю и от него по трубопроводу будет поступать во всасывающую полость насоса. Подача насосом водного раствора пенообразователя будет осуществляться, как описано при подаче воды.
Подачу пенообразователя в пеносмеситель можно осуществить из посторонней емкости. Для этого необходимо снять заглушку с ниппеля и подсоединить к ней шланг от внешней емкости с пенообразователем. При этом пенообразователь (клапан должен быть закрыт), как описано выше, будет поступать в насос. Если цистерна заполнена пенообразователем, то его поступление в пеносмеситель будет происходить при открытом вентиле и закрытом клапане.
Промывка системы пеносмесителя
Пенообразователь вызывает коррозию металлов. Поэтому после работы системы ее необходимо промывать водой. Промывка может осуществляться водой из цистерны или из посторонней емкости. При открытом вентиле и работающем насосе необходимо включить кран пеносмесителя. Вода из цистерны пойдет по трубопроводам через вентиль, ниппель, пеносмеситель во всасывающую полость насоса. Остатки пенообразователя будут удалены из трубопроводов и пеносмесителя. Промывка системы от посторонней емкости производится как и подача пенообразователя.
Порядок подачи воздушно-механической пены
Осуществлять подачу воздушно-механической пены можно как с установкой, так и без установки пожарных автомобилей на водоисточник (от ёмкостей пожарных автоцистерн). В любом случае подача воздушно-механической пены через воздушно-пенные стволы (ГПС-600, СВП, СПП, УКТП «Пурга», СРВД 2/300 и лафетный ствол) выполняется в следующей последовательности:
§ произвести забор и подачу воды в рукавную линию к воздушно-пенному стволу (стволам), как при подаче в водяные стволы (см. главу 11.1);
§ открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;
§ установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение, в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов или с требуемой концентрацией водного раствора пенообразователя (см. раздел 3). При подаче воздушно-механической пены через УКТП «Пурга» установить требуемое положение дозатора в соответствии с таблицей 11.1. При наличии на пожарном насосе ручного дифференциального дозатора[41] (некоторые образцы насосов «Ziegler»), а также при совместной работе с автомобилем пенного тушения, оборудованного таким дозатором, установить расход согласно таблице Приложения 8.
§ открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Подача пенообразователя в пеносмеситель также может производится из посторонней ёмкости (например из бочки с пенообразователем). В этом случае необходимо отвернуть заглушку на трубопроводе, соединяющем пеносмеситель с ёмкостью для пенообразователя, и присоединить к штуцеру шланг (шланг входит в комплектацию пожарного автомобиля). Свободный конец шланга опустить в ёмкость с пенообразователем и выполнить все операции по подаче воздушно-механической пены. При этом, в случае забора воды из открытого водоисточника, необходимо обеспечить плотное закрытие дозатора. В противном случае в насос вместо воды будет подсасываться только один пенообразователь.
Положение дозатора, соответствующее количеству ГПС-600 | Тип УКТП «Пурга» (одна установка) |
Пурга-5 | |
Пурга-7 | |
Пурга-10 | |
Пурга-20 | |
Пурга-30 |
С целью рационального использования запаса огнетушащих средств пожарной автоцистерны, подачу воздушно-механической пены без её установки на водоисточник можно производить в следующей последовательности:
§ установить автоцистерну на место работы;
§ включить стояночную тормозную систему (при необходимости подложить упоры под колёса автомобиля);
§ присоединить к напорному патрубку насоса рукавную линию с воздушно-пенным стволом (стволами);
§ включить дополнительную трансмиссию привода пожарного насоса и выключить сцепление дополнительными органами управления из насосного отсека (для пожарных автомобилей с насосом заднего расположения);
§ проверить плотность закрытия всех вентилей и кранов пожарного насоса;
§ открыть задвижку «из цистерны»;
§ открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха и после заполнения насоса водой закрыть её;
§ открыть пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя;
§ установить дозатор пеносмесителя в требуемое положение (в соответствии с типом и количеством подаваемых воздушно-пенных стволов);
§ открыть кран от пенобака к пеносмесителю;
§ включить сцепление или КОМ привода пожарного насоса (для пожарных автомобилей с насосом среднего расположения);
§ плавно открывая напорную задвижку насоса и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый напор насоса: 60…70 м вод. ст. – при подаче стволов ГПС-600, СВП, СПП, или 80…90 м вод. ст. при подаче стволов УКТП «Пурга».
При работе пожарного насоса по подаче воздушно-механической пены осуществлять постоянный контроль за уровнем пенообразователя и производить операции, как при работе пожарного насоса по подаче воды (см. главу 11.1).
По завершении подачи воздушно-механической пены или пенообразователя в пенобаке, закрыть кран от пенобака к пеносмесителю, и осуществить промывку пеносмесителя и насоса водой в следующей последовательности:
? открыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель, или переключить магистраль подачи пенообразователя на подсос (подвод) воды из постороннего водоисточника (ёмкости)[42];
? установить рукоятку дозатора на максимальное положение (например, дозатор пеносмесителя ПС-5 на цифру «5») и поработать насосом не менее 2…3 мин., проворачивая при этом рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя.
Завершив промывку пеносмесителя и насоса необходимо уменьшить обороты двигателя, закрыть кран подачи воды из цистерны в пеносмеситель (или отключить магистраль подвода воды в пеносмеситель из постороннего водоисточника), установить рукоятку дозатора и пробковый кран (кран эжектора) пеносмесителя в исходное положение и произвести операции, как при завершении подачи воды пожарным насосом (см. главу 11.1).
[1] Вылетом называется горизонтальное расстояние от проекции вершины стрелы на грунт до оси вращения башни.
[2] Автомобили АПС иногда имеют заводское обозначение ПСА (пожарно-спасательный автомобиль).
[3] Виды и сроки проведения технических обслуживаний пожарных автомобилей указаны в главе 7.2.
[4] Исключение составляют внедорожные автомобили, для которых движение на малой скорости при высокой нагрузке на двигатель является штатным режимом эксплуатации.
[5] Устройство, работа и эксплуатация пеносмесителей рассматриваются в главах 3.4, 3.6 и 3.7.
[6] В отличие от генераторов пены серии ГПС, для которых числовое обозначение соответствует производительности по пене в литрах в секунду, для УКТП «Пурга» в обозначении указывается секундный расход раствора пенообразователя. Например, «Пурга-20.40.60» имеет производительность по раствору 60 л/с.
[7] Тарировка дозатора проводится по воде
[8] При работе на загрязнённой воде или при длительной работе на режиме, близком к номинальному (давление в насосе более 0,8 МПа), целесообразно через каждые 20-30 минут поворачивать маслёнку на полоборота.
[9] Допускается применять также Солидолы С (смазки УС или УС-1) по ГОСТ 1033-**, смазки «1-13» по ГОСТ 1631-**, и ЦИАТИМ-221 по ГОСТ-9433-**.
[11] Неисправность характерна для автоцистерн моделей 63Б,137А, 153
[12] На модели АВС-02Э и последних моделях АВС-01Э вакуумный клапан (поз 4 на рис. 3.28) не устанавливается.
[13] Вакуумный насос АВС-02Э обеспечивает работу вакуумной системы только в ручном режиме.
[14] Устройство ствола распылителя СРВД-2/300 рассматривается в главе 5.1
[15] Порядок работы без воды для осушения насоса методом «сухой» прокрутки описан ниже.
[16] На автомобилях, где включение привода производится только из кабины водителя, следует быстро перейти к насосному отсеку и выключить сцепление, после чего производить забор воды.
[17] Допускается использовать трансмиссионные масла тех марок, которые применяются в пожарном автомобиле
[18] Для тарировки электронного блока (а также в качестве резервного) используется эталонный датчик концентрации.
[19] Слово «вода» не упоминается, т.к. бачок в зимнее время заправляется анитфризом (например, Тосолом А-40) или рекомендованной заводом-изготовителем специальной смесью (эмульсией), состоящей из 80% воды и 20% глицерина.
[20] Для рукавов диаметром 89 мм рабочее давление составляет 1,4 МПа, для рукавов диаметром 150 мм – 1,2 МПа.
[21] В пожарной охране Санкт-Петербурга, кроме того, кольцевыми полосками по всей окружности рукава обозначают категорию годности от первой (одна полоска) до третьей (три полоски).
[23] в пожарной охране укоренилось условное разделение ручных стволов на две внесистемных группы: стволы «А» (работающие от рукавной линии Ø 77 мм и имеющие расход около 7 л/с) и стволы «Б» (линия Ø 51 мм, расход 2…3,5 л/с).
[24] При установке колонки на гидрант необходимо чтобы вентили напорных патрубков колонки были закрыты. В противном случае блокировка торцевого ключа не позволит навинтить колонку на гидрант.
[25] Напорно-всасывающий рукав применяется в том случае, если иным способом нельзя исключить перегибы напорного рукава на входе в горловину цистерны.
[26] Электромагнитная обстановка в регионе определяется электромагнитной совместимостью радиоэлектронных средств, применяемых в данном регионе.
[27] Автомобильный аккумулятор в комплект радиостанции не входит
[28] Рабочая частота для любого из каналов может программироваться при помощи компьютера.
[29] режим сканирования – автоматическое переключение приёмника по определённым (заданным) каналам связи.
[30] Активный канал – канал радиосвязи, в котором в данный момент одна из радиостанций находится в режиме передачи
[31] При снижении показателей герметичности насоса необходимо выявить места неплотностей путём опрессовки насоса: водой на неработающем насосе за счёт создания в нем давления до 0,6 МПа от другого насоса или водой на работающем насосе созданием в нем давления до 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Можно (при наличии соответствующей оснастки) опрессовать неработающий насос воздухом под давлением 0,2-0,3 МПа, предварительно покрыв места возможных утечек мыльной пеной.
[32] При проведении ТО-1000 на СТО неисправности узлов и агрегатов шасси, возникшие в период гаранитйного срока, устраняются тоже на СТО, а при проведении этого ТО в пожарной части вопросы гарантийного ремонта решаются на основании Акта рекламации уже не с заводом-изготовителем шасси, а с организацией-поставщиком пожарного автомобиля. Это, как правило, требует несоизмеримо бóльших затрат времени.
[33] В приложении 5 приведены для примера карты смазки автоцистерны АЦ-40 модели 63Б и шасси ЗИЛ-431410.
[34] НПБ 181-99 «Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.», НПБ 195-00 «Автолестницы пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.», НПБ 198-01 «Автоподъемники пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.» и др.
[35] Строго говоря, надбавка может быть и 5%, и 7%, поскольку всё это входит в понятие «до 10%». Но на практике, как правило, принимается максимальная величина.
[36] ЕДДС-единая дежурно-диспетчерская служба; ЦУС-центр управления силами; ЦППС-центральный пункт пожарной связи.
[37] Если ремонт производился без остановки двигателя.
[38] При неисправном спидометре АБС не работает.
[39] Если заболоченный участок имеет ширину (до чистой воды) 12-15 метров, а высота всасывания невелика (2-3 м), можно забрать и подать воду через три или даже четыре всасывающих рукава (при наличии второго комплекта рукавов с другого автомобиля). Это имеет смысл в тех случаях, когда требуемый для тушения пожара расход воды превышает возможности гидроэлеватора. Существует также способ забора воды через присоединённую к стандартному водосборнику линию из 6-ти напорно-всасывающих рукавов Ø75 мм с всасывающей сеткой СВ-80 (входящей в комплектацию мотопомпы МП-800Б). В этом случае водоотдача пожарного насоса типа ПН-40 составляет для высоты всасывания 1,5 – 2 м около 15 л/с.
[40] Максимальный напор в противопожарном водопроводе низкого давления не превышает 60 м.
[41] Дифференциальный дозатор обеспечивает бесступенчатую регулировку количества пенообразователя с указанием его расхода по шкале (лимбу), проградуированной в л/с (литрах в секунду).
[42] для пожарных автомобилей с насосом типа НЦПВ 4/400 промывку пеносмесителя и насоса водой следует выполнять только из постороннего водоисточника (гидранта водопроводной сети), т.к. в цистерне может присутствовать достаточно большое количество пенообразователя, попавшего туда через перепускной трубопровод (см. главу 3.6).
Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 26388 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Вакуум-системы центробежных пожарных насосов. Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема. Особенности ухода за пожарными насосами в различное время года, проверка на герметичность и производительность. Требования правил охраны труда при работе с пожарными насосами. Водопенные коммуникации пожарного автомобиля. Правила получения и подачи воздушно-механической пены средней и низкой кратности. Пожарный гидроэлеватор Г-600А – назначение и принцип действия, технические характеристики, порядок использования при различных гидроэлеваторных схемах. Дополнительный
Вакуумная система
Вакуумная система предназначена для создания необходимого разрежения во всасывающей линии и насосной установке, обеспечивающего заполнение указанных систем водой при заборе её из открытого водоема. Вакуумная система размещается в насосном отсеке, является автономной системой и состоит (см. рис. 9) из следующих основных узлов:
Вакуумный насос 17 закреплен на кронштейне цистерны 4 пожарной АЦ. В качестве привода вакуумного насоса используется электродвигатель. Подключение электродвигателя осуществляется силовыми кабелями 2, 5, 11. Плюсовой провод подключается к клемме стартера автомобиля в месте подключения плюсового вывода аккумуляторной батареи. Минусовый провод соединен с шасси автомобиля.
Воздух из полости насосной установки через всасывающий воздухопровод 8 забирается вакуумным насосом 17 и выбрасывается в атмосферу по выхлопному воздухопроводу 10.
Смазка вакуумного насоса осуществляется маслом, которое подается во всасывающую полость насоса по трубке 13 из масляного бачка 15, закрепленного на кожухе вакуумного насоса прижимной пластиной 16.
Крепление воздухопроводов 8, 10, трубки 13 к штуцерам производится хомутами 12, 14. Воздуховод 10 дополнительно закреплен на сухотрубе 9 хомутом 18.
Управление вакуумным насосом осуществляется с пульта управления 6. Включение вакуумного насоса возможно только при подключении минусового провода к лонжерону шасси (включении «массы»), при этом включение двигательной установки автомобиля не обязательно.
Открытие и закрытие вакуумного клапана 21 осуществляется с помощью троса 7. В некоторых модификациях АВС вакуумный клапан 21 (и трос 7 соответственно) может отсутствовать, что не влияет на работоспособность вакуумной системы.
Вакуумный затвор 3 предназначен для перекрытия всасывающего воздухопровода 8 после выключения (автоматического или ручного) вакуумного насоса.
ВНИМАНИЕ! Вакуумный клапан не рассчитан на давление, развиваемое пожарным насосом, поэтому вакуумный затвор должен быть закрыт до включения пожарного насоса во избежание попадания воды в вакуумный насос!
Вакуумный затвор модели АЦ 002-МИ (с пожарным насосом ПН-40УВ) имеет прозрачный глазок с гнездом 20 патрона подсветки, обеспечивающий визуальное наблюдение за заполнением вакуумного затвора водой, как в автоматическом, так и в ручном режиме работы вакуумного насоса. Вакуумный затвор модели АЦ 002-МИ-01 (с НЦПК) не имеет прозрачного глазка.
Особенности конструкции и эксплуатации АВС приведены в руководстве по эксплуатации вакуумного насоса КШИН.063711.012 РЭ или пожарного насоса НЦПК КШИН.062223.002РЭ
Рисунок 9 – Вакуумная система
1 – насос пожарный, 2,5 – кабель силовой “-12В”; 3 – вакуумный затвор, 4 – цистерна, 6 – пульт управления АБС, 7 – трос управления вакуумным клапаном, 8 – воздухопровод всасывающий, 9 – сухотруб, 10 – воздухопровод выхлопной 11 – кабель силовой “+ 12В”, 12, 14 – хомут; 13 – трубка маслопровода, 15 – масляный бачок, 16 – пластина прижимная, 17 – вакуумный насос (АВС-01Э), 18 – хомут прижимной, 19 – датчик заполнения. 20 – гнезда патрона подсушки вакуумного затвора, 21 – вакуумный клапан.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОВЕРОК ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АЦ
Что проверяется и при помощи какого инструмента, приборов и оборудования.
Методика проверки
1.1. Проверка на «сухой вакуум» Закрыть все задвижки и краны насосной установки. Подсоединить всасывающую линию длиной 8 м из двух рукавов диаметром 125 мм с заглушкой на конце. Включить вакуумную систему. По достижении максимального вакуума (стрелка мановакуумметра больше не опускается – стоит на месте) величиной не менее 0.075 МПа (0,75 кгс/см”) закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумную систему. Вакуум в 0,075 Мпа (0,75 кгс/см 2 ) должен быть достигнут за время не более 40 с. Падение вакуума не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кгс/см”) за 150 с.
Время опорожнения контрольного объема в 100л должно соответствовать:
Порядок работы
Установка АЦ на пожаре
АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем – пенобаком, укомплектованной ПТВ.
По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.
Убедившись в правильности выбора места, необходимо:
Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы.
Работа от цистерны
При работе от цистерны необходимо:
Работа от водоема
При работе от водоема необходимо:
При работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран высокого давления и включить ступень высокого давления согласно РЭ на НЦПК.
Работа от гидранта
При работе от гидранта необходимо:
Подача воздушно механической пены
К напорным рукавам присоединяют пеногенераторы.
При подаче воздушно-механической пены необходимо поддерживать давление в насосе нормального давления в пределах (0,7-0,8) МПа [(7-8) кгс/см 2 ], при достижении этого давления необходимо установить указательную стрелку пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных пеногенераторов.
Для образования воздушно-механической пены воду в насос можно забирать из цистерны, водоема или гидранта, а пенообразователь – из пенобака или сторонней емкости.
Забор пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны
При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.2 настоящего РЭ, при этом до открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открывания напорных задвижек (вентилей) насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Забор пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.3 или 10.4. При заборе воды из гидранта давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см 2 ), давление регулируют заслонкой, встроенный в водосборник, а также клапанами пожарной колонки.
До открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открытия напорных задвижек насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.
Гидроэлеватор Г-600 – предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 метров и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100 м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубины (5…10 см.). Это свойство гидроэлеваторов позволяет использовать их для откачки воды, пролитой при тушении пожара.
Рис. 1. Гидроэлеватор Г-600
1 – колено; 2 – камера; 3 – решетка; 4 – сопло 5 – диффузор; 6 – головка соединительная ГМ-80; 7 – головка соединительная ГМ-70
Гидроэлеватор Г-600 состоит из корпуса, на котором шпильками закреплены колено 1 и диффузор 5 со смесительной камерой. Внутри корпуса установлен конический насадок 4, через который проходит поток рабочей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку 3 поступает в вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидкости перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидроэлеватора и диффузора муфтовые соединительные головки.
Техническая характеристика гидроэлеватора Г-600
Подача воды из автоцистерны от открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора осуществляется по различным схемам. По наиболее распространенной схеме, изображенной на рис., емкость для воды пожарной автоцистерны используют как промежуточную.
Забор и подачу воды по такой схеме осуществляют в следующем порядке:
Способ, показанный на рис. 2, а, применяют для подачи на тушение одного ствола диаметром 19 или 13 мм.
В случаях когда необходимо подавать воду на тушение пожаров через два ствола (расход до 10л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня воды в емкости и стабильной работы насосной установки, необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость через люк (рис. 2,6). Для насосов ПН-40 в этом случае достаточно использовать водосборник, на один патрубок которого установлена заглушка, а к другому подсоединен рукав от гидроэлеватора (рис. 2, в). Во время запуска вакуумный клапан должен быть открыт для выпуска воздуха. После запуска такой системы необходимо закрыть задвижку от цистерны и затем подать воду к стволам,
а – при подаче одного ствола; б – при подаче двух стволов (диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен); в – при подаче двух стволов с применением водосборника; г, д – при подаче трех стволов
В некоторых случаях устанавливают разветвление перед водосборником, через которое выпускают воздух при запуске системы, воздух в насос не попадает, что ускоряет запуск системы.
При подаче воды на пожар в количестве 10…20 л/с используют два гидроэлеватора, включаемые параллельно (рис. 2, г, д). Запускают в работу гидроэлеваторы поочередно: сначала один, потом другой.
Наиболее характерными ошибками при работе с гидроэлеваторами являются:
При использовании гидроэлеваторов для забора и подачи воды к пожару необходимо знать количество воды, необходимое для запуска системы. Воды в емкости должно быть достаточно для заполнения всей рукавной системы до гидроэлеватора и от него к насосу. С учетом продолжительности запуска системы расчетный объем воды должен быть с коэффициентом запаса не менее двух.
Данные по объему воды в одном пожарном рукаве длиной 20 м при диаметре рукава: 51 мм – 40 л; 66 мм – 70 л и 77 мм – 95 л.
При техническом обслуживании гидроэлеваторов необходимо проверять; наличие и исправность резиновых прокладок в соединительных головках; крепление и чистоту решеток во всасывающем отверстии; плотность фланцевых соединений и затяжку гаек; чистоту отверстия конического насадка.