Водоотталкивающая резина на авто
Аквапланирование. Прелести и опасности водоотталкивающих покрышек
Полезно знать
Об аквапланировании обычно вспоминают во время распутицы, когда на дорогах стоят многочисленные лужи, а машины перестают слушаться водителей, утопая в грязевой кашице. Однако трудности с управлением можно преодолеть, сбавив скорость, а существует и целый ряд иных вещей, которых стоит опасаться.
Для начала стоит вникнуть в проблему. Что такое аквапланирование и чем отличается от скольжения. Последнее бывает при первых каплях дождя, которые перемешиваются с пылью, бензином и другими автожидкостями. Оно способно появиться и на низкой скорости лишь по причине появления водяного слоя и уменьшившегося сцепления покрышек с асфальтом. Аквапланирование же получится на какой угодно дождевой стадии, можно и въехав на скорости в длинную лужу. Скольжение контролируется, ибо вызывается резким маневром либо торможением, во время аквапланирования авто несется вперед, не слушая команды руля. Это происходит до тех пор, доселе не сбавится скорость и не снизятся несущие показатели водяного вала.Чтобы понять, стоит проследить за дорожным контактом протектора. Допустим, сила сцепления на сухом асфальте равна 1, мокрый же изменит цифру вполовину, цифра получится не больше 0,5, на льду – и того меньше. При движении по воде или грязевой слякоти контакта не станет совсем, сила сцепления претворится в ноль! Картина приблизительно такова: колесные диски свободно скользят по водной пленке и абсолютно не слушаются команд водителя. Все четыре покрышки заняты бесперебойным выдавливанием жидкой субстанции, передвигая впереди себя клин воды, в котором размер давления 2 бара, а показатель высоты насчитывает от одного до трех сантиметров. Если считать средней шириной протектора легкового автомобиля 15 сантиметров, то усилие водного вала, вдавливаемого меж резиной и трассой, достигнет от 30-ти до 40 килограммов.
Итак, насколько хорошо справится автокар с такими условиями, будет зависеть от:
— протекторного рельефа шин;
— объема водяной каши на дорожной поверхности;
Про последние пункты уже сказано. Насчет цифр, то над ответами на конкретно поставленные вопросы насчет допустимой скорости и высоты водной поверхности усиленно думают специалисты НАМИ.
Из неколесных факторов можно назвать состояние амортизаторов. Изношенное состояние обычно сказывается не лучшим образом. А можно еще разбираться, конечно, с рулевым механизмом, подвеской, параметрами развала-схождения и распределением осевой нагрузки…Однако лучше всего, естественно, подумать прежде про шины. Дело в том, что стертые канавки колес не способны оперативно освободить контактную область от воды. Даже миллиметровый грязевой слой при стокилометровой скорости изношенные покрышки не сумеют качественно преодолеть, в отличие от «свежих». Клин будет наращиваться до тех пор, пока не оторвет колеса автомобиля от дороги. И резкое торможение не выручит, машину начнет вертеть и крутить.
Причем, нужно понимать, что автомобили с разными приводами по разному и ведут себя во время аквапланирования. Так, заднеприводные сначала страдают от неуправляемости передней оси, переднеприводные – задней. Первые могут заметить начало аквапланирования по «мягкости» руля и его отказе реагировать на указания, вторые вряд ли что-либо сначала почувствуют, ведь именно передние ведущие. Они будут «вытягивать» автомобиль даже при повышении скорости. Вот только малейшее сбавление газа резко развернет авто.Выбор же новой резины с «летними» узорами, тоже уступает «дождевым» вариантам, который способен лучше контактировать при одинаковой скорости во время непогоды.
Поэтому так важно понимать главные внешние составляющие «водоотталкивающих» шин. В рисунке протектора несомненно содержится центральная продольная глубокая канавка и поперек – разветвленные прорези.
Очень выручает в сложных ситуациях «елочка»: когда ее вершина начинает контактировать с дорожным покрытием, жидкость стекает в стороны по «ветвям» обратно.
Еще один момент протекторов с направленным узором: ошибки монтажа покрышек нужно проверять вовремя, так как неправильно направленный узор будет не вытеснять воду, а наоборот – закачивать! Последствия не заставят себя ждать.
Зернистость асфальтобетона тоже влияет на реакцию шин во время слякоти, чем она выше, тем риска меньше. Чтобы воде стать опасной, ей надо заполнить каждый бугорок.
И напоследок, стоит помнить, что если уже машина «всплыла», не нужно крутить рулем и затормаживать, ведь когда скорость снизится и появится контактирование, вывернутые колесные диски приведут к броску в сторону, вдавленная же тормозная педаль приведет к заносу. Аквапланирование легко предотвратить, но невозможно остановить. Это опасней езды по льду. Главный совет: не экономьте на шинах, не обгоняйте все движимое и не гасайте по лужам.
ТОП-15 летней резины сезона-2021 от шинной сети №1
Автовладельцам, которые в этом сезоне планируют приобретать новые летние шины, предлагаем перед покупкой обратить внимание на наш рейтинг, чтобы быть во всеоружии. А тем, кто уже имеет комплект резины на сезонную замену – просто утвердится в обоснованности своего выбора, невзирая на то, присутствуют ли их шины в данном обзоре.
Конечно, шин, достойных вашего внимания, гораздо больше, и топовый перечень летних покрышек мог быть шире. Но мы включили в рейтинг те модели, которые стали одними из лучших и в независимых тестах, и по реальным отзывам водителей, и по потребительскому спросу. Кроме того, в нашем ТОПе присутствуют некоторые новинки сезона, на которые тоже стоит обратить внимание.
ТОП-5 ЛЕТНИХ ШИН ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТА
Continental Premium Contact 6
Шина высочайшего немецкого качества с истинным уровнем комфорта для легковых и внедорожных автомобилей. Модель 2017 года является абсолютным лидером в независимых тестах, сочетает в себе отменную управляемость спортивной резины и высокий уровень комфорта в городском режиме езды. Размерный ряд включает диаметры от 15 до 22 дюймов.
Преимущества Continental Premium Contact 6: великолепное поведение на любых летних покрытиях при любой погоде; лучшие тормозные свойства на сухом асфальте; высокий уровень акустического комфорта; топливная экономичность.
Bridgestone Turanza T005
Модель от японских разработчиков для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Шина №1 в торможении на мокром покрытии по результатам внутренних тестов производителя (лето 2018г.) в сравнении с пятью основными конкурентами в своем сегменте. Типоразмеры: от R15 по R21.
Преимущества Bridgestone Turanza T005: прекрасно сбалансирована; великолепные тормозные качества и управляемость на всевозможных летних дорогах; высокая устойчивость к продольному аквапланированию; низкий уровень шума и расход топлива.
Michelin Primacy 4
Легковые шины французского концерна с высокой производительностью даже в изношенном состоянии. Новинка 2018 модельного года. Диаметры: с 15 по 20 дюймов. В большинстве сравнительных тестов – в тройке лидеров.
Преимущества Michelin Primacy 4: отличные управляемость, тяга и эффективность торможения на мокром покрытии; устойчива к аквапланированию; короткий тормозной путь на сухом асфальте; плавная ходимость за счет мягких, но прочных боковин; отличная износостойкость.
Pirelli Cinturato P7 (P7C2)
Свою новинку итальянские инженеры представили в прошлом году. Это эко-шина с высокими эксплуатационными характеристиками. Покрышка для автомобилей премиум-класса с фокусом на отличное поведение на мокрой дороге. Размерный ряд с 16 по 19 диаметры.
Преимущества Pirelli Cinturato P7: короткий тормозной путь и хорошая управляемость на сухом и мокром асфальте; отменная курсовая устойчивость и хорошая сопротивляемость аквапланированию; экономят топливо; предсказуемые шины, которые не подведут при экстремальном маневрировании.
Nokian Hakka Black 2
Финская летняя модель класса Ultra-High Performance для легковых, мощных и спортивных автомобилей. Для внедорожников выходит в версии с приставкой SUV. Шина отвечает строгим требованиям сложных климатических условий, с чрезвычайно стабильным управлением и предсказуемым поведением при интенсивном движении. Типоразмеры представлены в диаметрах от R17 по R22.
Преимущества Nokian Hakka Black 2: отличное сочетание управляемости на сухих и влажных покрытиях; превосходные тормозные и хорошие сцепные свойства на мокром асфальте; надежное поведение при резких маневрах; четкое следование курсу; низкий уровень сопротивления качению.
ТОП-5 ЛЕТНИХ ШИН СРЕДНЕЦЕНОВОГО СЕГМЕНТА
Nokian Hakka Green 3
Абсолютная новинка летнего сезона 2021 года от финской компании. Экологичная шина для легковых автомобилей, позиционирующаяся как премиальная модель. Создана для переменчивой летней погоды и выпускается в типоразмерах диаметром R13 – R18.
Преимущества Nokian Hakka Green 3: класс “А” по сцеплению с мокрой дорогой по евро-этикетке; высокие характеристики и предсказуемая управляемость на сухом покрытии; повышенная износостойкость (на 35% в сравнении с предшественницей) может увеличить срок службы шины на 1 дополнительный сезон; экономит топливо.
Bridgestone Ecopia EP300
Легковые «зеленые» автошины, представленные японцами в 2017 году, являются новым поколением резины с низким сопротивлением качению и длительным сроком службы. Размерный ряд включает с 15 по 18 диаметры.
Преимущества Bridgestone Ecopia 300: топливосберегающая и долговечная шина; высокие характеристики комфорта; отличный уровень влажного сцепления; высокоэффективная универсальная покрышка для летнего сезона.
Hankook Ventus Prime 3
Флагман комфорта от корейских шинников для легковых автомобилей среднего класса, семейных автомобилей и класса люкс. Пример идеального баланса производительности и безопасности. В тестовых испытаниях всегда держится рядом с лидерами, а иногда одерживает громкие победы, как например, в 2018 году в тесте среди 51 модели шин, проведенном немецким изданием «Auto Bild». Релиз модели – 2016 год, типоразмеры – от R15 по R18.
Преимущества Hankook Ventus Prime 3: демонстрируют одни из лучших результатов на мокром асфальте – великолепные тормозные свойства и лучшая скорость выполнения переставки; отличное сцепление и тормоза на сухом асфальте; достойный уровень комфортности и низкий расход топлива.
Goodyear Eagle Sport
Американская модель 2016 года с балансом надежности и долговечности для легковых автомобилей различной мощности и ценового сегмента. Славится эффективным торможением и хорошей управляемостью при маневрах. Выпускается в диаметрах: R14 – R16.
Преимущества Goodyear Eagle Sport: очень мягкие, комфортные, но при этом – износостойкие; сниженный расход топлива и уровень шума; адекватное поведение в условиях повышенной влажности, уверенно противостоят аквапланированию; спортивная резина, которую можно с уверенностью отнести к сегменту комфортных, долгоиграющих шин.
Dunlop SP Touring R1
Туринговые летние шины от британских инженеров для малых и средних автомобилей, с размерной линейкой от 13 до 15 дюймов в диаметре. Износостойкие покрышки рассчитаны на длительную эксплуатацию на некачественных дорогах.
Преимущества Dunlop SP Touring R1: превосходные показатели по акустическому комфорту, плавности хода и топливной экономичности; отличные тягово-сцепные свойства на сухом асфальте и грунтовой дороге; хорошая управляемость на влажных покрытиях.
ТОП-5 ЛЕТНИХ ШИН БЮДЖЕТНОГО СЕГМЕНТА
Pirelli Formula Energy
Надежная шина для легковых автомобилей разных классов. Яркий пример того, как можно выдержать баланс характеристик в летней резине бюджетного класса. В течение семи лет производитель не забывает совершенствовать эту модель, которая часто участвует в независимых испытаниях и показывает в них крепкие средние результаты в сравнении с премиальными шинами. Широкий ряд типоразмеров от R14 по R18.
Преимущества Pirelli Formula Energy: отличное сцепление на мокром и сухом асфальте; понятная управляемость при экстремальных маневрах; четкая курсовая устойчивость; комфортные шины с низкой ценой, экономящие расход топлива.
Nokian Nordman SX2
Долговечный продукт бюджетного класса от Nokian для малых и средних автомобилей. Сравнительно новая модель 2017 года в тестах, как правило, прочно держится в середнячках и оценивается всегда как хорошая шина. А в своем бюджетном сегменте как правило в числе лидеров. Диаметры: с 13 по 16 дюймов.
Преимущества Nokian Nordman SX2: отменная управляемость при маневрировании на мокрой дороге; лучшая плавность хода; понятное поведение на всех типах летних покрытий; высокая устойчивость к аквапланированию и надежная устойчивость по курсу.
Laufenn G FIT EQ (LK41)
Бюджетная, но высокотехнологичная летняя шина класса туринг, вышедшая на мировой рынок в 2016 году. Данная модель хоть и является суббрендом корейской Hankook, разрабатывалась инженерами Европейского технического центра в Германии. Шины (диаметров R13 – R17) ориентированы на рациональных водителей для безупречного сцепления со всеми типами дорожного покрытия в летний сезон.
Преимущества Laufenn G FIT EQ: хорошие сцепные свойства на влажных и сухих дорогах; эффективное торможение на мокром асфальте; топливная экономичность; баланс в соотношении качества и цены.
Viatti Strada Asimmetrico (V-130)
Надежные шины с высокой прочностью от отечественного производителя «KAMA TYRES». Проверенные временем шины широкого размерного ряда (R13 – R18) адресованы малым и средним легковым автомобилям для езды не только по городу, но и по проселочным дорогам. Модель, появившаяся в 2013 году, до сих пор является одной из самых востребованных на отечественном рынке.
Преимущества Viatti Strada Asimmetrico: стабильная управляемость при резких перестроениях на мокрой дороге; отличное преодоление подъемов по грунту; прочные боковины; умеренный уровень шума; нормальные тормозные свойства; низкая стоимость.
Cordiant Road Runner
Еще одна бюджетная модель от российских шинников, заслуживающая внимания экономных автовладельцев. Летние шины для комфортного вождения в непростых дорожных и погодных условиях. Типоразмеры включают диаметры от 13 до 16 дюймов.
Преимущества Cordiant Road Runner: Хорошие тягово-сцепные характеристики на мокром покрытии; заметная устойчивость к аквапланированию; предсказуемость при маневрировании; хорошее преодоление подъемов на грунтовой дороге.
При смене автомобильной резины на летнюю нужно учитывать, что +7°C и более считается стандартом для смены покрышек. Но ориентироваться стоит и на такую тенденцию: если утром и вечером нет наледи, а прогноз погоды предвещает плюсовую температуру на недели вперед – пришло время летних шин.
Тем, кто часто ездит по трассе, передвигаться на летних шинах, если их сменили раньше срока, небезопасно. В таких случаях рекомендуем дождаться чуть более высоких среднесуточных показателей в +10°C.
Рейтинг лучших летних шин 2021 года
С приближением лета изменяются и характеристики автомобильных шин. К сожалению, идеального варианта под все сезоны не существует. Сохранить маневренность, качество хода и сцепление с дорогой в жаркий сезон поможет грамотный подбор резины. Уже при температуре 15-16 градусов летние шины реагируют на маневры и торможение значительно быстрее и лучше моделей для других сезонов. Просмотрев множество предложений, эксперты сайта Blacktyres.ru составили рейтинг летних шин для 2021 года, в который вошли лучшие популярные модели и новинки.
1. Continental PremiumContact 6
Средняя цена за одну шину R15 — 7 200 рублей
Рейтинг открывает новинка сезона 2020. Она заняла первое место в тесте летних шин R15 от журнала «За рулем». Мягкость и красота этой резины — это далеко не единственные ее плюсы. Continental PremiumContact 6 имеют идеальную устойчивость на дорогах, покрытых слякотью. Боковина шин мягкая, что позволяет успешно справляться с ямами на дорогах. Хотя боковины шин мягкие, они очень устойчивы к грыжам и порезам. Отсутствие заносов на протяжных поворотах и другие качества делают эти шины одними из самых безопасных моделей при умеренной скорости.
Недостатки: при скорости от 140 км/час плохо вписываются в колею и начинают «петь».
2. Bridgestone Turanza T001
Средняя цена за одну шину R15 — 4 000 рублей
Покрышки, сумевшие войти в топ десять летних шин 2021 размером R15 и R16 «За рулем». Они обладают высокой износостойкостью, что особо ценится в наше время. Хороший отклик на сухом и мокром покрытии – отличный пример баланса между комфортом и управляемостью. Множество полимерных компонентов делает Bridgestone Turanza T001 более устойчивыми к временному изнашиванию и хорошо снижают сопротивление качению.
Недостатки: толстые борта покрышек делают их жестковатыми.
Средняя цена за одну шину R15 — 4 200 рублей.
Кочки, ямы и другие проблемы российских дорог не страшны этой японской летней резине. Toyo Proxes CF2 показывает множество достоинств: быстрое торможение, минимальный уровень шума, предсказуемость на дороге, отлично работающий водоотвод, хорошее сцепление как с сухим, так и с мокрым асфальтом, — все это делает поездку комфортной и безопасной в любых погодных условиях.
Недостатки: при езде протектор стремительно засоряется мелкими камушками. Так же имеется визуальный недостаток: шины выглядят слегка приспущенными.
4. Kumho Ecsta HS51
Средняя цена за одну шину R15 — 3 500 рублей.
Корейские шины Kumho Ecsta HS51 есть что сказать почти в каждой категории. Отсутствие шума, хорошее сцепление с дорогой на любом покрытии, плавный ход на небольшой и средней скорости. Положительные отзывы водителей только подтверждают это, однако, эти покрышки не подходят для «гонок», их предназначение — комфорт и спокойная езда.
Недостатки: из-за мягкости тормозные качества у них хуже, чем у «коллег» из списка.
5. MICHELIN Primacy 4
Средняя цена за одну шину R15 — 5 000 рублей.
Проверенная суровыми российскими дорогами, временем и одобренная экспертами «За рулем» Michelin Primacy 4 открывает пятерку лучших летних шин 2021 года. Мягкие, но при этом толстые боковины хорошо справляются с мелкими неровностями, при низких температурах (до 0 оС) резина не «дубеет», что позволяет расширить сезон использования. Мишлен Примаси 4 имеет короткий тормозной путь даже в весьма неблагоприятных условиях, не говоря уже о сухом асфальте. Также эти износостойкие шины достойно сопротивляются аквапланированию.
Недостатки: при езде шумит, протектор забивается мелкой галькой.
Средняя цена за одну шину R15 — 2 700 рублей.
На вопрос «какие шины лучше выбрать летом для внедорожников и кроссоверов?» многие автомобильные сайты с отзывами, форумы и авто издания смело рекомендуют Viatti Bosco A/T. Такой выбор вызван хорошими отзывами тестеров журнала «За рулем» и пятью преимуществами: высокая прочность, износоустойчивость, отсутствие аквапланирования, достойные тормозные качества, хорошее сцепление с самыми разными дорожными покрытиями – от мокрых дорог до бездорожья.
Недостатки: шум при езде.
7. Nokian Tyres Hakka Green 2
Средняя цена за одну шину R15 — 3 600 рублей.
Nokian Tyres Hakka Green 2 — это одни из самых комфортабельных покрышек в нашем рейтинге, завоевавшие третье место в рейтинге автожурнала «За рулем». Мягкость и отсутствие шума обеспечивает комфортную и спокойную езду. Уверенное сцепление с влажным асфальтом и экономия топлива – очень важные преимущества для хорошей резины. Водители в отзывах говорят, что сцепление с дорогой превосходное, несмотря на мягкость. Hakka Green 2 ведут себя уверенно даже в критических ситуациях: крайне резкими поворотами на большой скорости или затяжными маневрами на мокром покрытии их не напугать.
Недостатки: быстрый износ резины.
8. Viatti Strada Asimmetrico V-130
Средняя цена за одну шину R15 — 2 200 рублей.
Покрышки Viatti Strada Asimmetrico V-130 – превосходный вариант в бюджетном сегменте. Входит в двадцатку лучших летних шин 2020 года от журнала «За рулем». Такой выбор многих автолюбителей вызван весьма внушительным сцепленим с дорогой даже в сильный дождь и прочными боковинами.
Недостатки: издают «хлопки» на ямах, шумят.
9. Toyo Nano Energy 3
Средняя цена за одну шину R15 — 3 800 рублей.
Качественная и при этом совсем недорогая Toyo Nano Energy 3, хорошо справляющаяся с мелкими и средними неровностями, к тому же еще весьма тихая при езде. У нее отличная курсовая устойчивость, хорошее сцепление с сухим покрытием, а также с мокрым асфальтом. Для офф-роуд езды или скоростных гонок эти шины, конечно, не подойдут. Поездки по городу, междугородные трассы — вот стихия этих покрышек.
Недостатки: мелкие камни постоянно набиваются в протектор.
10. Continental ContiPremiumContact 5
Средняя цена за одну шину R15 — 5 600 рублей.
Довольно тихая Continental ContiPremiumContact 5 с технологией подвижной боковины, которая активно сминается и амортизирует на неровностях. Она успешно справляется с мокрым покрытием, не давая колесам потерять сцепление даже при резком торможении. Такие шины будут идеальным выбором для семейного авто, нуждающемуся в первую очередь в комфортной езде и плавности движения.
Недостатки: мягкая боковина.
Рейтинг летних шин
Наши специалисты в 2021 году подвергли испытаниям одни из самых знаменитых летних шин, в сравнительной таблице вы можете посмотреть результаты наших исследований.
Почему я не езжу на летней резине с «дождевым» рисунком
В личке у меня уже не первый раз спросили, почему я для дождя на каждый день считаю правильными продольные канавки, а не модную дождевую елочку. Мол, вся гоночная резина имеет рисунок елочкой, и воду отводит лучше, и так далее. Соответственно, я решил сделать пост на эту тему. Сразу предупреждаю — объяснять буду максимально упрощенно, только главное отличие.
Для примера возьму варианты от тех же Toyo — Proxes T1Sport слева, Proxes T1-R справа:
Обе эти покрышки вполне пригодны для езды в дождь, а вот их сильные стороны несколько отличаются. Как раз за счет протектора:
Широкие продольные канавки на T1Sport призваны избавлять нас от аквапланирования — когда мы влетаем в лужу, колесо пытается всплыть над поверхностью воды. Зачастую результатом такого всплытия бывает потеря управления, со всеми возможными последствиями. 🙁
Елочка же фокусируется на второй задаче дождевой резины — отвод воды из пятна контакта. С которой она понятное дело справляется лучше. Это позволяет нам ехать по мокрой дороге с более высокой скоростью. Однако же сам момент входа в лужу для нее более опасен, нежели для резины с продольными канавками — сопротивление на входе больше, вероятность всплыть в момент входа соответственно тоже больше.
На практике это отлично ощущается в «рывке» на руле, когда на елочках мы влетаем в лужу одним колесом. Подобный рывок на резине с продольными канавками заметно меньше, что снижает риск потери управления. Однако же и воду из пятна контакта такая резина отводит менее эффективно, что снижает нашу возможную скорость на мокрой дороге.
И вот тут мы переходим к суровой реальности — ежедневной езде по дорогам общего пользования. По Российским дорогам, да. Которые если и ремонтируют, то таким образом, что колеи на них появляются через пару месяцев, а тот-же Питерский ЗСД местами вполне способен заменить половину испытательного полигона НАМИ. 🙂
Как следствие — мы имеем под колесами не ровную дорогу, равномерно покрытую водой, а хаотический дурдом с продольными заполненными водой колеями и поперечными волнами, опять же заполненными водой. И колеса наши постоянно то едут по мокрому асфальту, то влетают в колею, то проваливаются в лужу и выныривают обратно. По сути, мы постоянно оказываемся в переменных дорожных условиях.
И в этих самых условиях — резина с продольными канавками, которая меньше подвержена аквапланированию при попадании в лужу, становится на голову выше модной елочки, которая воду-то отводит замечательно, но вот зебре из мокрого асфальта и луж — противопоставить особо ничего не может. Ибо только она начнет отводить воду из лужи — как у нас бац, и мокрый асфальт. А потом опять бац — и опять лужа. Так и живем. 🙂
Плюс к тому — я исхожу из того, что мы с Вами люди взрослые, и попав в сильный дождь — скорость аккуратно снижаем, а не оставляем или не увеличиваем. А при таком раскладе — более эффективный пиковый водоотвод елочки нам просто не нужен, вполне справляется и резина с продольными канавками. Взамен давая нам большую стабильность на входе в воду.
Мы же не на гоночной трассе с ровным покрытием и задачей финишировать первыми. По крайней мере, я на это надеюсь. 🙂