Водородные заправочные станции для автомобилей
Эксперт: «Cтоимость строительства водородной АЗС составляет порядка 1 млн долл»
В России собираются строить водородные заправки. Первые сто заправочных станций для водородных автомобилей будут открыты в России в 2025 году, говорится в утвержденной правительством концепции по развитию производства электрического автотранспорта до 2030 года.
Согласно документа, всего до 2030 года в стране должно быть установлено не менее 1 тыс. штук водородных заправок.
Известно, что альтернативные виды транспорта в России раскручиваются довольно медленно. К примеру, рынок электромобилей, стремительно растущий в Европе и Китае, набирает обороты с трудом. О прогнозе по водородному сегменту, НГВ спросила у старшего консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой.
По словам эксперта, водород показывает высокую эффективность в качестве топлива в сегментах дальних перевозок (поезда, грузовые ТС). Это связано с тем, что здесь мало жизнеспособных низкоуглеродных альтернатив. К примеру, ни один автопроизводитель еще не наладил массовый выпуск грузовых электромобилей.
На этапе пилотных проектов, как правило, осуществляется перевод муниципальных транспортных средств – автобусов, маршруток, грузовиков, имеющих установленные маршруты следования. Это позволяет обеспечить высокую загрузку заправочной инфраструктуры и оценить эффективность такого мероприятия.
По словам эксперта в России водород на заправке должен стоить не более 3 долл./кг, чтобы конкурировать по цене с дизтопливом для грузового транспорта. Для сравнения, розничная цена водорода в Японии составляет не менее 10 долл./кг.
Интересным представляется вопрос и цены водородных заправок. Так средняя стоимость строительства одной АГНКС, по оценкам специалистов, составляет порядка 160 млн руб., строительство АЗС – около 40 млн рублей, заправочный комплекс для электромобилей отечественного производства стоит 300 тыс. руб.
Водородная заправочная станция
Водородная заправочная станция – оборудование для заправки водородом или водородной смесью HCNG транспорта на шоссе или дома. Топливо обычно отпускается в килограммах.
Типы заправочных станций
Водородные заправочные станции можно разделить на три типа:
Мобильные станции предназначены для заправки техники в местах, где нет другой водородной инфраструктуры. Например, военной техники, выставочных образцов и т.д.
Стационарные станции предназначены для продажи водорода, произведённого на самой станции, или в другом месте. Некоторые из них располагаются на химических производствах, где производят водород, или получают водород в виде побочного продукта основного производства.
Домашние заправочные станции создаются как решение проблемы отсутствия водородной инфраструктуры. Они могут производить 200 – 1000 кг водорода в год, что достаточно для заправки 1-5 автомобилей в сутки. Водород может производиться электролизом воды в ночное время. Это позволит сгладить пики потребления электроэнергии.
Honda испытывает свою бытовую установку под названием Домашняя энергетическая станция Honda. Установка в бытовых условиях производит водород из природного газа. Часть водорода используется в топливных элементах для производства тепловой и электрической энергии для дома. Оставшаяся часть водорода используется для заправки автомобиля.
Аналогичные разработки ведутся:
Топливо
Подавляющая часть водородных заправочных станций продаёт газообразный водород.
Из общего количества заправочных станций, построенных 2004—2005 году, всего 8 % работают с жидким водородом, остальные — с газообразным.
Ставку на жидкий водород сделала BMW. Её битопливный (водород/бензин) BMW hydrogen 7 работает на жидком водороде.
Председатель совета директоров и главный управляющий General Motors Рик Вагонер (Rick Wagoner) также считает жидкий водород более перспективным. General Motors на свой прототип HydroGen3 (Opel Zafira) устанавливает два бака: один для газообразного водорода, другой для жидкого.
Время заправки
Распространение
К концу 2006 года во всём мире функционировало более 140 стационарных водородных автомобильных заправочных станций. Из них было 46% сконцентрировано в Северной Америке (США + Канада). К концу 2008 года количество заправочных станций выросло до 175. Планировалось строительство 108 заправочных станций.
Размеры стационарных заправочных станций
Заправочные станции можно условно разделить по размерам:
Малые и средние заправочные станции могут самостоятельно производить водород как электролизом воды, так и риформингом углеводородов (природный газ, керосин и т.д.).
В США стоимость водорода, произведённого электролизом воды на заправочной станции среднего размера, состоит на 58% из стоимости электроэнергии и на 32% из капитальных затрат. У малой заправочной станции в стоимости водорода на долю капитальных затрат приходится 55%, а на долю электроэнергии 35%. Данные на 2005 год.
Потребление водорода
Строение водородной заправочной станции
Стоимость оборудования для водородной станции оценивалась на 2008 год в сумму от 0.5 до 5 млн долларов США.
Стандарты
Национальные, межгосударственные стандарты, связанные с разработкой, строительством и эксплуатацией автомобильных водородных заправочных станций относятся к компетенции Технического комитета по стандартизации Росстандарта «Водородные технологии» (ТК 029). Техническое регулирование в области строительства водородных заправочных в Российской Федерации обеспечивается серией национальных и межгосударственных стандартов, идентичных международным стандартам ИСО, которая включает в себя:
Настоящие стандарты подготовлены Некоммерческим партнерством «Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ)» на основе собственного аутентичного перевода международных стандартов ИСО на русский язык. Система национальных и межгосударственных стандартов для создания сети водородных заправочных станций и станций технического обслуживания водородных автомобилей содержит необходимые разрешительные документы для их строительства и организации эксплуатации парка водородных автомобилей, автобусов и автопогрузчиков с системами топливных элементов..
В России открылась первая водородная автозаправочная станция
В России в регулярном режиме эксплуатируется только один автомобиль на топливных элементах — Toyota Mirai энтузиаста Владимира Седова. Именно он приехал на первую коммерческую заправочную станцию — процесс пополнения запаса водорода занял 5-6 минут. До этого более полугода Владимир заправлял седан водородом своими силами — под подсчётам Седова, 100 километров пробега на Toyota Mirai обходятся в 250 рублей.
Владимир Седов заказал водородный Toyota Mirai в США. Автомобиль стоил 7 миллионов рублей.
Фото: Олег Егоров / vk.com
Под капотом Toyota Mirai первого поколения 153-сильный (335 Нм) двигатель, привод — на переднюю ось. Шасси унифицировано с Toyota Prius. Дорожный просвет не превышает 130 миллиметров. Седан весом 1855 килограммов тратит на разгон с места до 100 километров в час 9,5 секунды.
Заявленный запас хода водородомобиля Toyota Mirai — 480 километров, однако давления 500 атмосфер на подмосковной водородной АЗС не хватит, чтобы заполнить бак седана полностью — необходимо давление 700 атмосфер. Это значит, что автономность японского седана на топливных ячейках после заправки на российской АЗС немного снизится.
Где в мире распложены заправочные станции для водородных автомобилей [FCEV]
Где в мире можно заправить водородный автомобиль
В России водородное топливо в автомобиле пока только теория. Правительство России разработало дорожную карту по развитию водородной энергетики в России до 2024 г.
В плане содержатся намерения:
Сейчас в России официально не открыто ни одной водородной заправочной станции (Hydrogen АЗС). Первые водородные АЗС обещают открыть к 2025 году. Исключение составляют заправки создаваемые энтузиастами – студенты из г. Черноголовка Московской области создали водородную заправочную станцию, купили Toyota Mirai и посчитали выгоду от покупки. По расчетам владельца машины 100 километров на водороде ему обходится в 250 рублей.
Что в мире?
В 2006 году в мире насчитывалось 140 заправок, в 2008 году 175, т.е. за 2 года построено 35 станций, 45% из которых в США и Канаде. В 2018 году в мире уже работало примерно 300 заправок. Еще есть мобильные заправки и домашние, точное число которых не известно.
Наибольшая активность по строительству водородных АЗС в США, Канаде, Норвегии. Там строят «Водородные шоссе» между городами протяженностью от 500 до 1000 км., вдоль которых построены водородные заправки.
Канада: Планировалось построить водородное шоссе в Британской Колумбии (западная провинция Канады) от Уистлера до Ванкувера, Суррея и Виктории, а затем продолжить до Сан-Диего в Калифорнии. На шоссе планировалось семь Hydrogen АЗС, реально построено 5 из которых работает только одна, в г. Уистлер. Больше заправок строить в Канаде не будут, проект завершился в марте 2011 г.
Соединенные Штаты (49 общедоступных и 18 частных Hydrogen АЗС на октябрь 2021 г.)
Аризона: Для доказательства возможности строительства безопасных для окружающей среды водородных заправочных станций в городских районах, в Фениксе построен прототип водородной заправочной станции отвечающий таким требованиям.
В штатах Виржиния, Вашингтон, Нью-Йорке, Колорадо, Коннектикуте, Делавэр на октябрь 2021 г. работают по одной частной Hydrogen АЗС, не продающие водород в розницу, а построенные для личных целей частными компаниями.
Гавайи: На Гавайях открыли первую водородную станцию в Хикаме в 2009 г. В 2012 г. компания Aloha Motor Company открыла водородную станцию в Гонолулу. На октябрь 2021 г. работает только одна общедоступная станция и одна частная.
Массачусетс: французская Air Liquide завершила строительство новой Hydrogen АЗС в г. Мэнсфилде в октябре 2018 г. Еще одна Hydrogen АЗС в штате Массачусетс расположена в г. Биллерика (40 243 жителей), в штаб-квартире компании NuveraFuelCells, изготавливающей водородные топливные элементы.
Мичиган: В 2000 г. Ford и Air Products открыли первую Hydrogen АЗС в Северной Америке в Дирборне, штат Мичиган. По состоянию на октябрь 2021 г. работает. В штате есть также одна частная АЗС.
Огайо: В 2007 г. в кампусе Государственного университета штата Огайо в Центре автомобильных исследований открылась одна водородная АЗС. По состоянию на октябрь 2021 г. в Огайо работают 2 частные АЗС.
Вермонт: Первая водородная АЗС построена в 2004 году в городе Берлингтон. Проект частично профинансирован через Программу водородного водоснабжения Министерства энергетики Соединенных Штатов. По состоянию на октябрь 2021 года не работает.
Азия (178 АЗС)
Китай: На 2019 год 27 АЗС.
Южная Корея: В 2014 году, в Южной Корее введена в эксплуатацию первая водородная станция. В 2019 их работало уже 33. В связи с бумом производства корейских водородных автомобилей (выпущено 18000, спрос 9000), правительство планирует к 2022 году построить 310 АЗС, а к 2040 году 1200.
Европа (117 на 2019 год)
По состоянию на 2019 год в Европе работают более 117 станций.
Дания: В 2020 году в Дании работает 6 общественных станций. H2 Logic, входящая в NEL ASA, строит завод в Хернинге для выпуска 300 станций в год, каждая из которых может выдавать 200 кг водорода в день и 100 кг за 3 часа.
Швейцария: По состоянию на июнь 2020 года три Hydrogen АЗС работают, 4 строятся.
Швеция: По состоянию на июнь 2020 года работают четыре Hydrogen АЗС.
Бельгия: По состоянию на июнь 2020 года в эксплуатации 2 общедоступные Hydrogen АЗС.
Франция: По состоянию на июнь 2020 года 5 общедоступных Hydrogen АЗС работает и 2 строятся.
Финляндия: В 2016 г. в Финляндии работают 2 + 1 (Voikoski, Vuosaari) общественные водородные заправки, одна из них подвижная. Станция заправляет автомобиль 5 килограммами водорода за три минуты. Hydrogen завод работает в г. Коккола, Финляндия.
Германия: По состоянию на 2020 г. в стране работает 84 общедоступных водородных станций. Большинство, но не все из этих станций эксплуатируются партнерами Clean Energy Partnership (CEP). По инициативе H2 Mobility число станций в Германии должно возрасти до 400 станций в 2023 г. Цена проекта 350 миллионов €.
Исландия: Первая коммерческая водородная станция открыта в 2003 году в рамках инициативы страны по движению в сторону «водородной экономики». В 2020 году в стране работало 3 общедоступных водородных АЗС.
Италия: С 2015 г. в г. Больцано открыта первая коммерческая водородная станция. По состоянию на 2020 год только она и работает, больше в Италии водородные АЗС не строили.
Нидерланды: Нидерланды открыли первую общественную автозаправочную станцию 3 сентября 2014 г. в Роуне близ Роттердама. Станция использует водород из трубопровода идущего из Роттердама в Бельгию. На 2020 г. в стране работает 4 общедоступных станции и 3 строится.
Норвегия: В феврале 2007 года открыта первая в Норвегии Hydrogen АЗС Hynor. 11 мая 2009 года открыто водородное шоссе между городами Осло и Ставангер (580 км). Uno-X в партнерстве с NEL ASA планирует построить 20 станций до 2022 года, включая станцию с производством водорода на месте из избыточной солнечной энергии. По состоянию на июнь 2021 года в районе Осло работают 2 общедоступные водородные заправочные станции. Компания Everfuel A / S, производящая водородное топливо, ведет переговоры о добавлении 15 станций в южной части Норвегии к концу 2023 года. После взрыва на водородной заправке в г. Саннвика в июне 2019 года продажа FCEV автомобилей в Норвегии остановлена.
Объединенное Королевство
В 2011 г. открылась первая общественная Hydrogen заправка в Суиндоне. В 2014 г. HyTec открыл станцию London Hatton Cross. 11 марта 2015 года проект по расширению сети водородных сетей в Лондоне открыл первый супермаркет на водородной АЗС в Sensbury’s Hendon. В июне 2020 г. эксплуатируется 11 заправочных станций и одна строится.
Австралия: В марте 2021 г. в г. Канберре открылась первая общедоступная Hydrogen АЗС под управлением австралийской энергетической компании ActewAGL.
Небольшое видео о том, как работают АЗС в Японии
Типовые водородные заправочные станции
Водородная заправочная станция малого класса
Назначение: Водородная заправочная станция в стандартном исполнении (изображение ниже) производит до 65 кг водорода в день, что является достаточным количеством топлива для 40 автомобилей на топливных ячейках, каждый из которых может проехать 180 км в день.
Производительность: 40 кг/день
Водород может дозироваться при 350 и/или 700 бар.
Установка включает в себя следующие блоки:
Готовое решение полностью взаимосвязано и контролируется посредством центрального управления и системы наблюдения, позволяющей безопасную и надежную заправку транспортных средств.
Техническая спецификация стандартных установок малого класса
Станция на 350 бар включает в себя модули 1 и 2;
Станция на 700 бар включает в себя модули 1, 2 и 3
Водородная заправочная станция среднего класса
Назначение: Водородная заправочная станция в стандартном исполнении (изображение справа) производит 130 кг водорода в день, что является достаточным количеством топлива для 85 автомобилей на топливных ячейках, каждый из которых может проехать 180 км в день.
Водородная заправочная станция с возможностью регулирования производительности в диапазоне от 20 кг до 130 кг/день.
Водород может дозироваться при 350 и/или 700 бар.
Установка включает в себя следующие блоки:
Готовое решение полностью взаимосвязано и контролируется посредством центрального управления и системы наблюдения, позволяющей безопасную и надежную заправку транспортных средств.
Техническая спецификация стандартных установок среднего класса
Станция на 350 бар включает в себя модули 1 и 2;
Станция на 700 бар включает в себя модули 1, 2 и 3
Водородная заправочная станция большого класса
Назначение: идеальное решение для больших автобусных парков или для заправки сотни транспортных средств.
Штатная производительность станции 765 кг/день, однако ввиду блочной технологии, станция легко масштабируема внутри помещения при необходимости увеличения производительности до 1000 кг/день. Водород может дозироваться при 350 и/или 700 бар.
Станция включает в себя 4 точки быстрой заправки и все оборудование и подсоединения, необходимые для обеспечения топливных ячеек высококачественным водородом высокого давления.
Техническая спецификация стандартных установок среднего класса
Станция на 350 бар включает в себя модули 1 и 2;
Станция на 700 бар включает в себя модули 1, 2 и 3
В случае, если ваши потребности выходят за рамки типовых стандартных установок, всегда есть возможность изменить технические параметры станции в большую или меньшую сторону, согласно прилагаемому техническому заданию.