Водородные заправочные станции для автомобилей

Эксперт: «Cтоимость строительства водородной АЗС составляет порядка 1 млн долл»

В России собираются строить водородные заправки. Первые сто заправочных станций для водородных автомобилей будут открыты в России в 2025 году, говорится в утвержденной правительством концепции по развитию производства электрического автотранспорта до 2030 года.

Согласно документа, всего до 2030 года в стране должно быть установлено не менее 1 тыс. штук водородных заправок.

Известно, что альтернативные виды транспорта в России раскручиваются довольно медленно. К примеру, рынок электромобилей, стремительно растущий в Европе и Китае, набирает обороты с трудом. О прогнозе по водородному сегменту, НГВ спросила у старшего консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой.

По словам эксперта, водород показывает высокую эффективность в качестве топлива в сегментах дальних перевозок (поезда, грузовые ТС). Это связано с тем, что здесь мало жизнеспособных низкоуглеродных альтернатив. К примеру, ни один автопроизводитель еще не наладил массовый выпуск грузовых электромобилей.

На этапе пилотных проектов, как правило, осуществляется перевод муниципальных транспортных средств – автобусов, маршруток, грузовиков, имеющих установленные маршруты следования. Это позволяет обеспечить высокую загрузку заправочной инфраструктуры и оценить эффективность такого мероприятия.

По словам эксперта в России водород на заправке должен стоить не более 3 долл./кг, чтобы конкурировать по цене с дизтопливом для грузового транспорта. Для сравнения, розничная цена водорода в Японии составляет не менее 10 долл./кг.

Интересным представляется вопрос и цены водородных заправок. Так средняя стоимость строительства одной АГНКС, по оценкам специалистов, составляет порядка 160 млн руб., строительство АЗС – около 40 млн рублей, заправочный комплекс для электромобилей отечественного производства стоит 300 тыс. руб.

Источник

Водородная заправочная станция

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Водородная заправочная станция – оборудование для заправки водородом или водородной смесью HCNG транспорта на шоссе или дома. Топливо обычно отпускается в килограммах.

Типы заправочных станций

Водородные заправочные станции можно разделить на три типа:

Мобильные станции предназначены для заправки техники в местах, где нет другой водородной инфраструктуры. Например, военной техники, выставочных образцов и т.д.

Стационарные станции предназначены для продажи водорода, произведённого на самой станции, или в другом месте. Некоторые из них располагаются на химических производствах, где производят водород, или получают водород в виде побочного продукта основного производства.

Домашние заправочные станции создаются как решение проблемы отсутствия водородной инфраструктуры. Они могут производить 200 – 1000 кг водорода в год, что достаточно для заправки 1-5 автомобилей в сутки. Водород может производиться электролизом воды в ночное время. Это позволит сгладить пики потребления электроэнергии.

Honda испытывает свою бытовую установку под названием Домашняя энергетическая станция Honda. Установка в бытовых условиях производит водород из природного газа. Часть водорода используется в топливных элементах для производства тепловой и электрической энергии для дома. Оставшаяся часть водорода используется для заправки автомобиля.

Аналогичные разработки ведутся:

Топливо

Подавляющая часть водородных заправочных станций продаёт газообразный водород.

Из общего количества заправочных станций, построенных 2004—2005 году, всего 8 % работают с жидким водородом, остальные — с газообразным.

Ставку на жидкий водород сделала BMW. Её битопливный (водород/бензин) BMW hydrogen 7 работает на жидком водороде.

Председатель совета директоров и главный управляющий General Motors Рик Вагонер (Rick Wagoner) также считает жидкий водород более перспективным. General Motors на свой прототип HydroGen3 (Opel Zafira) устанавливает два бака: один для газообразного водорода, другой для жидкого.

Время заправки

Распространение

К концу 2006 года во всём мире функционировало более 140 стационарных водородных автомобильных заправочных станций. Из них было 46% сконцентрировано в Северной Америке (США + Канада). К концу 2008 года количество заправочных станций выросло до 175. Планировалось строительство 108 заправочных станций.

Размеры стационарных заправочных станций

Заправочные станции можно условно разделить по размерам:

Малые и средние заправочные станции могут самостоятельно производить водород как электролизом воды, так и риформингом углеводородов (природный газ, керосин и т.д.).

В США стоимость водорода, произведённого электролизом воды на заправочной станции среднего размера, состоит на 58% из стоимости электроэнергии и на 32% из капитальных затрат. У малой заправочной станции в стоимости водорода на долю капитальных затрат приходится 55%, а на долю электроэнергии 35%. Данные на 2005 год.

Потребление водорода

Строение водородной заправочной станции

Стоимость оборудования для водородной станции оценивалась на 2008 год в сумму от 0.5 до 5 млн долларов США.

Стандарты

Национальные, межгосударственные стандарты, связанные с разработкой, строительством и эксплуатацией автомобильных водородных заправочных станций относятся к компетенции Технического комитета по стандартизации Росстандарта «Водородные технологии» (ТК 029). Техническое регулирование в области строительства водородных заправочных в Российской Федерации обеспечивается серией национальных и межгосударственных стандартов, идентичных международным стандартам ИСО, которая включает в себя:

Настоящие стандарты подготовлены Некоммерческим партнерством «Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ)» на основе собственного аутентичного перевода международных стандартов ИСО на русский язык. Система национальных и межгосударственных стандартов для создания сети водородных заправочных станций и станций технического обслуживания водородных автомобилей содержит необходимые разрешительные документы для их строительства и организации эксплуатации парка водородных автомобилей, автобусов и автопогрузчиков с системами топливных элементов..

Источник

В России открылась первая водородная автозаправочная станция

В России в регулярном режиме эксплуатируется только один автомобиль на топливных элементах — Toyota Mirai энтузиаста Владимира Седова. Именно он приехал на первую коммерческую заправочную станцию — процесс пополнения запаса водорода занял 5-6 минут. До этого более полугода Владимир заправлял седан водородом своими силами — под подсчётам Седова, 100 километров пробега на Toyota Mirai обходятся в 250 рублей.

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Владимир Седов заказал водородный Toyota Mirai в США. Автомобиль стоил 7 миллионов рублей.

Фото: Олег Егоров / vk.com

Под капотом Toyota Mirai первого поколения 153-сильный (335 Нм) двигатель, привод — на переднюю ось. Шасси унифицировано с Toyota Prius. Дорожный просвет не превышает 130 миллиметров. Седан весом 1855 килограммов тратит на разгон с места до 100 километров в час 9,5 секунды.

Заявленный запас хода водородомобиля Toyota Mirai — 480 километров, однако давления 500 атмосфер на подмосковной водородной АЗС не хватит, чтобы заполнить бак седана полностью — необходимо давление 700 атмосфер. Это значит, что автономность японского седана на топливных ячейках после заправки на российской АЗС немного снизится.

Источник

Где в мире распложены заправочные станции для водородных автомобилей [FCEV]

Где в мире можно заправить водородный автомобиль

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

В России водородное топливо в автомобиле пока только теория. Правительство России разработало дорожную карту по развитию водородной энергетики в России до 2024 г.

В плане содержатся намерения:

Сейчас в России официально не открыто ни одной водородной заправочной станции (Hydrogen АЗС). Первые водородные АЗС обещают открыть к 2025 году. Исключение составляют заправки создаваемые энтузиастами – студенты из г. Черноголовка Московской области создали водородную заправочную станцию, купили Toyota Mirai и посчитали выгоду от покупки. По расчетам владельца машины 100 километров на водороде ему обходится в 250 рублей.

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Что в мире?

В 2006 году в мире насчитывалось 140 заправок, в 2008 году 175, т.е. за 2 года построено 35 станций, 45% из которых в США и Канаде. В 2018 году в мире уже работало примерно 300 заправок. Еще есть мобильные заправки и домашние, точное число которых не известно.

Наибольшая активность по строительству водородных АЗС в США, Канаде, Норвегии. Там строят «Водородные шоссе» между городами протяженностью от 500 до 1000 км., вдоль которых построены водородные заправки.

Канада: Планировалось построить водородное шоссе в Британской Колумбии (западная провинция Канады) от Уистлера до Ванкувера, Суррея и Виктории, а затем продолжить до Сан-Диего в Калифорнии. На шоссе планировалось семь Hydrogen АЗС, реально построено 5 из которых работает только одна, в г. Уистлер. Больше заправок строить в Канаде не будут, проект завершился в марте 2011 г.

Соединенные Штаты (49 общедоступных и 18 частных Hydrogen АЗС на октябрь 2021 г.)

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Аризона: Для доказательства возможности строительства безопасных для окружающей среды водородных заправочных станций в городских районах, в Фениксе построен прототип водородной заправочной станции отвечающий таким требованиям.

В штатах Виржиния, Вашингтон, Нью-Йорке, Колорадо, Коннектикуте, Делавэр на октябрь 2021 г. работают по одной частной Hydrogen АЗС, не продающие водород в розницу, а построенные для личных целей частными компаниями.

Гавайи: На Гавайях открыли первую водородную станцию в Хикаме в 2009 г. В 2012 г. компания Aloha Motor Company открыла водородную станцию в Гонолулу. На октябрь 2021 г. работает только одна общедоступная станция и одна частная.

Массачусетс: французская Air Liquide завершила строительство новой Hydrogen АЗС в г. Мэнсфилде в октябре 2018 г. Еще одна Hydrogen АЗС в штате Массачусетс расположена в г. Биллерика (40 243 жителей), в штаб-квартире компании NuveraFuelCells, изготавливающей водородные топливные элементы.

Мичиган: В 2000 г. Ford и Air Products открыли первую Hydrogen АЗС в Северной Америке в Дирборне, штат Мичиган. По состоянию на октябрь 2021 г. работает. В штате есть также одна частная АЗС.

Огайо: В 2007 г. в кампусе Государственного университета штата Огайо в Центре автомобильных исследований открылась одна водородная АЗС. По состоянию на октябрь 2021 г. в Огайо работают 2 частные АЗС.

Вермонт: Первая водородная АЗС построена в 2004 году в городе Берлингтон. Проект частично профинансирован через Программу водородного водоснабжения Министерства энергетики Соединенных Штатов. По состоянию на октябрь 2021 года не работает.

Азия (178 АЗС)

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Китай: На 2019 год 27 АЗС.

Южная Корея: В 2014 году, в Южной Корее введена в эксплуатацию первая водородная станция. В 2019 их работало уже 33. В связи с бумом производства корейских водородных автомобилей (выпущено 18000, спрос 9000), правительство планирует к 2022 году построить 310 АЗС, а к 2040 году 1200.

Европа (117 на 2019 год)

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

По состоянию на 2019 год в Европе работают более 117 станций.

Дания: В 2020 году в Дании работает 6 общественных станций. H2 Logic, входящая в NEL ASA, строит завод в Хернинге для выпуска 300 станций в год, каждая из которых может выдавать 200 кг водорода в день и 100 кг за 3 часа.

Швейцария: По состоянию на июнь 2020 года три Hydrogen АЗС работают, 4 строятся.

Швеция: По состоянию на июнь 2020 года работают четыре Hydrogen АЗС.

Бельгия: По состоянию на июнь 2020 года в эксплуатации 2 общедоступные Hydrogen АЗС.

Франция: По состоянию на июнь 2020 года 5 общедоступных Hydrogen АЗС работает и 2 строятся.

Финляндия: В 2016 г. в Финляндии работают 2 + 1 (Voikoski, Vuosaari) общественные водородные заправки, одна из них подвижная. Станция заправляет автомобиль 5 килограммами водорода за три минуты. Hydrogen завод работает в г. Коккола, Финляндия.

Германия: По состоянию на 2020 г. в стране работает 84 общедоступных водородных станций. Большинство, но не все из этих станций эксплуатируются партнерами Clean Energy Partnership (CEP). По инициативе H2 Mobility число станций в Германии должно возрасти до 400 станций в 2023 г. Цена проекта 350 миллионов €.

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

Исландия: Первая коммерческая водородная станция открыта в 2003 году в рамках инициативы страны по движению в сторону «водородной экономики». В 2020 году в стране работало 3 общедоступных водородных АЗС.

Италия: С 2015 г. в г. Больцано открыта первая коммерческая водородная станция. По состоянию на 2020 год только она и работает, больше в Италии водородные АЗС не строили.

Нидерланды: Нидерланды открыли первую общественную автозаправочную станцию 3 сентября 2014 г. в Роуне близ Роттердама. Станция использует водород из трубопровода идущего из Роттердама в Бельгию. На 2020 г. в стране работает 4 общедоступных станции и 3 строится.

Норвегия: В феврале 2007 года открыта первая в Норвегии Hydrogen АЗС Hynor. 11 мая 2009 года открыто водородное шоссе между городами Осло и Ставангер (580 км). Uno-X в партнерстве с NEL ASA планирует построить 20 станций до 2022 года, включая станцию с производством водорода на месте из избыточной солнечной энергии. По состоянию на июнь 2021 года в районе Осло работают 2 общедоступные водородные заправочные станции. Компания Everfuel A / S, производящая водородное топливо, ведет переговоры о добавлении 15 станций в южной части Норвегии к концу 2023 года. После взрыва на водородной заправке в г. Саннвика в июне 2019 года продажа FCEV автомобилей в Норвегии остановлена.

Объединенное Королевство

Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть фото Водородные заправочные станции для автомобилей. Смотреть картинку Водородные заправочные станции для автомобилей. Картинка про Водородные заправочные станции для автомобилей. Фото Водородные заправочные станции для автомобилей

В 2011 г. открылась первая общественная Hydrogen заправка в Суиндоне. В 2014 г. HyTec открыл станцию London Hatton Cross. 11 марта 2015 года проект по расширению сети водородных сетей в Лондоне открыл первый супермаркет на водородной АЗС в Sensbury’s Hendon. В июне 2020 г. эксплуатируется 11 заправочных станций и одна строится.

Австралия: В марте 2021 г. в г. Канберре открылась первая общедоступная Hydrogen АЗС под управлением австралийской энергетической компании ActewAGL.

Небольшое видео о том, как работают АЗС в Японии

Источник

Типовые водородные заправочные станции

Водородная заправочная станция малого класса

Назначение: Водородная заправочная станция в стандартном исполнении (изображение ниже) производит до 65 кг водорода в день, что является достаточным количеством топлива для 40 автомобилей на топливных ячейках, каждый из которых может проехать 180 км в день.

Производительность: 40 кг/день
Водород может дозироваться при 350 и/или 700 бар.

Установка включает в себя следующие блоки:

Готовое решение полностью взаимосвязано и контролируется посредством центрального управления и системы наблюдения, позволяющей безопасную и надежную заправку транспортных средств.

Техническая спецификация стандартных установок малого класса

Станция на 350 бар включает в себя модули 1 и 2;
Станция на 700 бар включает в себя модули 1, 2 и 3

Водородная заправочная станция среднего класса

Назначение: Водородная заправочная станция в стандартном исполнении (изображение справа) производит 130 кг водорода в день, что является достаточным количеством топлива для 85 автомобилей на топливных ячейках, каждый из которых может проехать 180 км в день.

Водородная заправочная станция с возможностью регулирования производительности в диапазоне от 20 кг до 130 кг/день.

Водород может дозироваться при 350 и/или 700 бар.

Установка включает в себя следующие блоки:

Готовое решение полностью взаимосвязано и контролируется посредством центрального управления и системы наблюдения, позволяющей безопасную и надежную заправку транспортных средств.

Техническая спецификация стандартных установок среднего класса

Станция на 350 бар включает в себя модули 1 и 2;
Станция на 700 бар включает в себя модули 1, 2 и 3

Водородная заправочная станция большого класса

Назначение: идеальное решение для больших автобусных парков или для заправки сотни транспортных средств.

Штатная производительность станции 765 кг/день, однако ввиду блочной технологии, станция легко масштабируема внутри помещения при необходимости увеличения производительности до 1000 кг/день. Водород может дозироваться при 350 и/или 700 бар.

Станция включает в себя 4 точки быстрой заправки и все оборудование и подсоединения, необходимые для обеспечения топливных ячеек высококачественным водородом высокого давления.

Техническая спецификация стандартных установок среднего класса

Станция на 350 бар включает в себя модули 1 и 2;
Станция на 700 бар включает в себя модули 1, 2 и 3

В случае, если ваши потребности выходят за рамки типовых стандартных установок, всегда есть возможность изменить технические параметры станции в большую или меньшую сторону, согласно прилагаемому техническому заданию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *