Военные машины с антеннами

Антенны «спецсвязи»

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Органы государственного управления и безопасности, военизированные структуры, специальные и иные службы, безусловно, нуждаются в особых средствах связи. Так например, примерно с 70-х – 80-х годов прошлого века такие системы спецсвязи используются первыми лицами государства. Стоит лишь вспомнить старые автомобили с примерно 40-сантиметровым штырём над ветровым стеклом, на которых перемещался сам Л.И.Брежнев:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Данный вид связи называется СПРС «Роса» (Система Правительственной Передвижной Связи).

Время не стоит на месте, появляются новые технологии, новые стандарты и требования. В нашей современности можно встретить большое разнообразие установленного оборудования на крыше транспортного средства.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Настоящие автомобильные антенны системы «Кавказ» выглядят следующим образом:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Автомобильные антенны «Карат» на магнитном основании выглядят так:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Некоторые мобильные системы связи представляют собой не просто радиостанцию и антенну, а целый набор устройств, который занимает целый багажник или даже целый микроавтобус.

Антенные конструкции на автомобилях различных служб обеспечения безопасности могут иметь вид, совершенно не похожий на привычное понимание антенны:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Такие системы необходимы для мониторинга, перехвата, контроля и других особых задач по обеспечению гос. безопасности в радиоэлектронной области.

Она представляет собой комплекс специальных излучающих устройств высокой мощности и набор антенн. В случае автомобильных – это может быть 8, 10, 14 или даже более антенн разного типа на магнитном основании разной длины и частотных диапазонов, которые могут подавлять все радиосигналы в широком частотном диапазоне, например от 20 до 7000 МГц, что обеспечивает невозможность применения радиоуправляемых взрывных устройств и прочих представляющих опасность радиоэлектронных средств вокруг автомобиля, на котором установлена аппаратура.

Следует заметить, что настоящий действующий комплект «Пелены» можно встретить крайне редко. Преимущественно, все эти антенны, которые устанавливают автовладельцы – просто муляжи. Да и технологии не стоят на месте и получают своё развитие в различных спецслужбах в плане повышения компактности. Комплексы обеспечения безопасности становятся менее заметными и более эффективными.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

К примеру, комплект «Пелены» для установки на легковой автомобиль имеет стоимость от 600 000 и доходит до нескольких миллионов рублей, поэтому факт установки некого подобия на тонированных автомобилях бюджетного класса выглядит как минимум, странно.

Комплекс «Пелена» используется также в военных задачах и имеет специальную защищённую конструкцию для установки на военную технику:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Немецкий вариант «Пелены»:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Владельцы таких автомобилей, видимо, пытаются быть похожими на руководство различных служб, где действительно имелись абонентские комплексы мобильного цифрового телевидения DVB-T и подобного. Стоило лишь заметить интересные приспособления на крышах сотрудников различных ведомств, как муляжи этих антенн «пошли в народ».

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Не совсем понятно, для кого и для каких целей устанавливаются подобные муляжи. Любому интересующемуся данной тематикой не составит труда отличить настоящие антенны от фейков, на сотрудников ГИБДД приспособления на крыше вряд ли «подействуют», тем более что они сами могут неплохо разбираться, что, где, зачем и на какие автомобили устанавливают, действующие сотрудники служб и ведомств лишь украдкой посмеиваются над подобным «тюнингом». Простой обыватель либо не придаст значения, либо вовсе не обратит внимания на то, что за антенны стоят на крыше.

Производители же, в свою очередь, заполонили авторынки различными предложениями, порой напрочь лишая такие приспособления даже коаксиальных кабелей, либо монтируя в эти муляжи антенны низкого качества для FM-автомагнитол.

Антенны типа «чёрный маяк» и «шайба»

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Данный тип антенн может использоваться в самых различных целях – для радиосвязи на различных диапазонах, гражданских и служебных, в качестве GSM, GPS, Глонасс, Wi-Fi антенн, даже в качестве Си-Би антенн, входить в состав комплексов различных систем, в т.ч. «Пелены» и так далее.

На представленных выше фотографиях антенны, к сожалению, являются всего лишь муляжами.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Антенны типа «шайба» благодаря своей круговой диаграмме направленности, в определённых случаях бывают эффективны и используются некоторыми службами.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Разные типы антенн «шайба» изнутри:

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Технически, такая антенна может, например, увеличить радиус действия GPRS/EDGE/3G и мобильного интернета и связи в автомобиле. При далёких путешествиях, где в лучшем случае на дисплее мобильного будет отображаться одна «палочка» уровня шкалы принимаемого сигнала, а про интернет можно будет забыть вовсе, такая антенна, будучи подключенной к репитеру или модему, способна дать значительную прибавку сигнала и не оставить людей без связи.

Или же, круговая диаграмма направленности в диапазонах VHF или UHF у соответствующих антенн, бывает весьма эффективна в некоторых местностях, а простая установка на крышу с помощью магнита не будет мешать при лесных и экстремальных автопутешествиях, где кусты и ветки обычно задевают за штыревые антенны.

Однако, к сожалению, как и в случае с «рожками», такие приспособления используют совсем не по назначению.

Гражданская и радиолюбительская связь является гораздо более серьёзным, полезным и интересным увлечением, чем установка бесполезных и глупых псевдоантенн на крышу. Надеемся, наша обзорная статья поможет Вам сразу и безошибочно определять, что за антенны установлены на том или ином автомобиле, самим избежать соблазна устанавливать нечто подобное на своё транспортное средство, и, возможно, станет новой ступенью в развитии Вашего интересного и полезного увлечения в области радиосвязи.

Источник

Для чего нужны странные антенны на правительственных авто (19 фото)

Этот интересный пост расскажет вам о назначении странных антенн и приспособлений, которые устанавливают на правительственные автомобили и автомобили сопровождающего кортежа. Итак, читаем подробное описание всех таких приспособлений в продолжении поста.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Появление непонятных антенн и других приспособлений на крышах автомобилей берет начало со времен СССР. В те времена КГБ и другие спецслужбы использовали их для обеспечения конфиденциальной связи, прослушки и пр. Использовали их в армии и Гараже Особого Назначения (ГОН) — при перевозке высших лиц государства.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Довольно проблематично узнать, что на самом деле есть в автомобилях президентского кортежа, например. Но частично раскрывает тему обеспечения безопасности при передвижении один из автомобилей кортежа Барака Обамы.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Ведра или черные горшки

Большинству интересно знать, что за черные «ведерки» можно встретить на правительственных и просто дорогих автомобилях. Некоторые путают их с мигалками, якобы накрытыми чехлами. К слову, когда в 2011-м году СМИ написали о кортеже нардепа от ПР Юрия Иванющенко (в узких кругах — Юра Енакиевский), журналисты и перепутали «ведерки» с мигалками. Уже после публикации в качестве «P.S.» было дописано, что это вовсе не мигалки, а якобы «Пелена».

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

В странах СНГ они представлены, в основном, как старыми, так и новыми «Кавказ», «Карат», «Ангстрем» и «Роса». Все это комплексы спецсвязи, которые, если внедряться в подробности, имеют существенные отличия. Одним из первых, кто начал их использовать, является Леонид Ильич Брежнев. Именно на его авто можно увидеть установленные под углом полуметровые антенны от системы правительственной подвижной радиосвязи «Роса».

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Применение каждого из этих комплексов заключается в обеспечении защищенной связи руководителей силовых структур и правительственных чиновников. Чтобы было понятнее, в чем заключается спецсвязь, для примера рассмотрим «Кавказ» (и вспомним заодно антенну на Мерседесе Виктора Федоровича).

«Кавказ». Разделен на 7 кодовых групп. В зависимости от типа может обеспечивать как просто защищенную телефонную и документальную связь, так и связь с подвижными объектами (самолетами, кораблями и пр.). Комплексно использует каналы проводной, коротковолновой и спутниковой связи. Версия же «Кавказ-7» представляет собой защищенный канал телекодовой связи с целью незамедлительного доведения информации о ядерном нападении до первых лиц государства независимо от их местонахождения и трансляции в систему централизованного боевого управления принятого решения (санкции) на организацию ответных действий (применение ракетно-ядерного оружия).

На автомобилях распознать наличие «Кавказа» можно по антенне в виде 25-30-сантиметрового штыря с треугольным основанием, установленного под углом 60-70 градусов.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Небольшие «рожки» на крыше автомобиля могут свидетельствовать о наличии эфирного наземного цифрового телевидения DVB-T(2). Поначалу эта роскошь встречалась на правительственных авто и машинах руководителей спецслужб.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Со временем подтянулись и бизнесмены, которым тоже захотелось иметь цифровое ТВ. Цена — порядка 1000 грн.

Изначально такой тип антенны использовался для применения в сети конфиденциальной криптозащищенной связи для спецслужб и высших органов власти. Со временем перекочевал и на автомобили гражданских лиц, включая таксистов (в России таких много).

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Плюс такой антенны заключается в том, что она имеет круговую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости — можно общаться с «абонентами» при помощи мобильной радиостанции, независимо от расположения автомобиля. На гражданских авто может использоваться как GSM-3G-антенна, которая улучшает качество связи и мобильного интернета от обычного 3G-модема. Цена — от 300 гривен.

Изредка можно встретить на автомобилях подобного рода «тарелки». Такие антенны используются для радиомониторинга и радиоконтроля — обнаружение, пеленгация и анализ радиосигналов, что необходимо для обеспечения общественной и национальной безопасности, а также контроля распределения частот на государственном уровне.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Всех слышу, все вижу

Источник

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543А

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543М

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Командный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М

Стандартизованные кузова-фургоны

В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.

Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Многоцелевой 14,5-тонный кузов 2208 на шасси МАЗ-543А14-тонный кузов 2213 для радиотехнического оборудованияМногоцелевой 15-тонный кузов 2215 на шасси МАЗ-543М

Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)

Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).

Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления

В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитания

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»

Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)

Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»

Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»

Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизии

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка

В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)

Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.

В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Радиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положении

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Станция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве

С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове

Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении

В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2

В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.

Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»

В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.

На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Автомобиль МАЗ-543П с опытной системой «Периметр» для самоокапыванияБортовая машина с комплексом «Периметр» в выкопанном земляном укрытии

Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.

Военные машины с антеннами. Смотреть фото Военные машины с антеннами. Смотреть картинку Военные машины с антеннами. Картинка про Военные машины с антеннами. Фото Военные машины с антеннами

Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А

Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2» и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *