Вокруг ладоги на автомобиле что посмотреть и где остановиться
Самостоятельное автопутешествие вокруг Ладожского озера
Самостоятельное путешествие на автомобиле по «Ладожскому кольцу» — приключение на неделю для семьи или компании друзей. Протяженность кольца 740 километров. Из Москвы благодаря платной дороге М-11 можно начать поездку не заезжая в Санкт-Петербург, он достоин отдельного путешествия.
Ладожские Шхеры
Как москвичам, так и питерцам я советую первую ночевку делать в деревне Сорола, неподалеку от Лахденпохьи. Тут легко снять коттедж или разместиться на одном из кемпингов. Например, Сорола Кэмп. Кроме места под палатку тут вы найдете прокат каяков и байдарок от 1500 рублей. Они вам понадобятся, без лодки полюбоваться красотами национального парка «Ладожские шхеры» не выйдет. А там есть что посмотреть.
Рускеала и Сортавала
После похода по ладожским шхерам приятно переехать гостиницу. Принять горячий душ и посидеть в интернете, признайтесь ведь вы этого хотели.
Дорога от Соролы до Сортавалы узкая и вьется как уж в траве. 50 километров растянуться на час-полтора если никуда не заезжать, но я помогу вам растянуть удовольствие.
До 1939 года западный берег Ладожского озера был финским, от туда эти странные названия. За пару дней всего не посмотреть, вот список самого интересного:
Северный берег Ладожского озера
Восточный берег Ладожского озера
Восточный берег Ладожского озера — это типично русский пейзаж, низкие болотистые берега, равнинные реки, дремучие леса, медведи с балалайкой. Шутка, просто медведи, и то редко. С востока в Ладогу впадает три судоходные реки: Свирь, Сясь, Волхов.
Начиная с VIII века через Неву, Ладожское озеро, Волхов и далее на турецкие курорты средиземноморья викинги проложили путь «Из варяг в греки». Альтернативно одаренные путешествовали по Свири в Волгу и далее в Каспийское море.
При Петре I Волхов соединили с Невой каналом, Ладога даром, что озеро, а шторма бывают похлеще чем на море. Позднее построили еще один канал от реки Свирь до Невы.
А теперь подробно, о том, что можно посмотреть на восточном и Южном берегу Ладожского озера:
Вокруг Ладоги на автомобиле.
Вокруг Ладожского озера на автомобиле.
Автомобильное путешествие вокруг Ладожского озера с посещением уникального мраморного карьера, трех древних крепостей, первой столицы Древней Руси и монастырского комплекса на острове Валаам.
Россия. Достопримечательности Ленинградской области и республики Карелия.
Вид транспорта: автомобильный, водный, пешеходный.
Основные точки маршрута: Санкт-Петербург — Лосево — Приозерск — Сортавала — Рускеала — Валаам — Олонец — Старая Ладога — Шлиссельбург — Санкт-Петербург.
1 день. Санкт-Петербург — (86 км) — Лосево — (50 км) — Приозерск — (120 км) — Сортавала. Пробег — 256 км
2 день. Сортавала — (32 км) — Рускеала (32 км) — Сортавала. Пробег — 64 км
3 день. Сортаала — Валаам — Сортавала. Пробег — 0 км
4 день. Сортавала — (190 км) — Олонец — (20 км) — Мегрега — (160 км) — Старая Ладога. Пробег — 370 км
5 день. Старая Ладога — (83 км) — Шлиссельбург — (61 км) — Санкт-Петербург. Пробег — 144 км
Общая продолжительность маршрута: 5 дней. Пробег — 834 км.
Ожидаемые затраты от 10 000 р. на человека (без учета бензина, музеев и водного транспорта).
Уровень комфорта: палатка, хостел, гостиница.
Объектов на маршруте: 10.
Стиль маршрута: комбинированный, романтический, экономный, автомобильный.
1.1 Фотографии лучших мест маршрута……….2
1.3 Рекомендованное время для прохождения маршрута………………………………………….31
2. Подготовка к маршруту……………………………….32
2.1 Поиск и бронирование гостиниц………………32
3. Прохождение маршрута……………………………….33
3.1 Санкт-Петербург — Лосево…………………….34
3.2 Лосево — Приозерск……………………………….35
3.3 Приозерск — Сортавала………………………….37
3.4 Сортавала — Рускеала……………………………37
3.5 Сортавала — Валаам…………………………….39
3.6 Сортавала — Олонец…………………………….41
3.7 Олонец — Старая Ладога……………………….42
3.8 Старая Ладога — Шлиссельбург……………….43
3.9 Шлиссельбург — Санкт-Петербург……………44
Маршрут составлен 27 марта 2016 года.
Дата последнего прохождения автором 25 августа 2011 года.
Маршрут предназначен для теплого времени года весна-лето-осень.
1. Описание маршрута.
Автомобильный маршрут пролегает вокруг Ладожского озера по живописным историческим местам Ленинградской области и республики Карелия. Если следовать предложенной схеме, то прохождение маршрута не составит труда. Переезды не большие по хорошей автомобильной дороге. Предложенного времени достаточно для осмотра достопримечательностей и красивых мест. Вы сами можете регулировать длительность маршрута, исключая из него рекомендованные к посещению места исходя из своих интересов и возможностей.
Большая часть маршрута проходит в автомобиле, но есть и не продолжительные пешие прогулки. Желающим посетить монастырь на острове Валаам предстоит прогулка на катере по водам Ладожского озера. Любители отдыха в палатках могут продлить путешествие, остановившись на живописном берегу озера.
1.2 Рекомендованное время для прохождения маршрута.
По Карелии и северу Ленинградской области путешествовать лучше в июне — сентябре. Можно ехать и в мае, но надо одеваться потеплее, еще прохладно. Красивее всего в сентябре, когда золотая осень раскрашивает леса в желто-оранжевые цвета. Можно совершить путешествие и в октябре, но, как и в мае, надо одеваться в соответствии с погодой.
2. Подготовка к маршруту.
2.1 Поиск и бронирование гостиниц.
Если Вы планируете путешествие летом, в горячий сезон, то бронировать гостиницы по интернету необходимо заранее. Данные направления пользуются большой популярностью у жителей Санкт-Петербурга и Москвы. При выборе отеля обращайте внимание на его расположение относительно местных достопримечательностей. Не лишним будет ознакомиться с фотографиями и отзывами. Расчет в большинстве случаев на месте наличными деньгами.
3. Прохождение маршрута.
3.1 Санкт-Петербург — Лосево.
Поскольку наш маршрут автомобильный, я начну его с района метро пр. Просвящения. Двигаясь из города по проспекту Энгельса, мы сразу попадаем на новое Приозерское шоссе отличного качества. Шоссе находится в стадии строительства, и на момент сотавления маршрута в районе Сосново оно переходит в старое извилистое Приозерское шоссе и скорость падает.
По дороге есть заправки и кафе, но я рекомендую первую остановку сделать в Лосево, сразу после моста через Вуоксу. Лосевские пороги — знаменитое место в Ленинградской области. Пороги появились в середине 19 века, после взрывных работ. Сейчас здесь проводятся сплавы на байдарках и рафтах. Длина порогов 880 метров, перепад 3 метра. Лосево излюбленное место у туристов и рыбаков. Оно окружено базами отдыха еще с советских времен.
Желающие остановиться в этом удивительном месте должны бронировать отель заранее, так как в сезон найти свободное место почти невозможно. Например, на базе отдыха «Лосевская», расположенной прямо на берегу реки Вуокса, мест нет уже в марте.
Рекомендуемая достопримечательность: Лосевские пороги.
Данный маршрут не предполагает ночевки в Лосево. Следующая наша остановка в Приозерске.
3.2 Лосево — Приозерск.
Первое упоминание об укреплённом поселении на месте нынешнего города относится к 1295 г. В русской хронике оно называется Корела, в шведской — Кексгольм. Сейчас Приозерск — тихий провинциальный городок.
Главная достопримечательность — Старая Крепость.
Маршрут вокруг Ладожского озера — лучший летний роудтрип: пляжи, история, безлюдные острова, шхеры и хорошие отели
Организовать крутой роудтрип в России всегда сложно: расстояния большие, а чем дальше от городов, тем хуже инфраструктура. Хороших круговых маршрутов в стране и вовсе почти нет. Редкое исключение — это Карелия. Здесь вы можете собрать себе поездку хоть на четыре дня, хоть на две недели.
Мы давно планировали и по результатам двух экспедиций собрали больщущий маршрут вокруг Ладожского озера. Тут будут и заброшенные кирхи, и песчаные дюны, и хорошие гостиницы, и пустынные острова с пляжами, и симпатичные города, включая один из трех лучших городов в списке малых городов России по мнению редакции. Но самое главное — интересные места будут встречаться буквально каждый час, ведь их концентрация вокруг озера запредельна.
Этот маршрут мы подготовили совместно с Toyo Tires. Это знаменитый японский бренд шин с широким диапазоном предложений под любые нужды — от оффроад-приключений до поездок между городами по трассам. Мы в редакции много перемещаемся на автомобиле и уже несколько лет используем шины Toyo и его дочернего бренда Nitto.
Для путешествия вокруг Ладожского озера мы выбрали шины модели Proxes TR1. Они великолепно держат дорогу даже на снятом асфальте в условиях перманентных российских ремонтов, ассиметричный протектор здорово отводит воду при поездке в дождь, боковые края специально крепкие, чтобы можно было не бояться обтереть бордюр.
Но в первую очередь Proxes — шины для асфальта: сразу чувствуется плавность хода и надежное сцепление при поворотах на скорости. А еще вы заметите, что сократился расход топлива. Кстати, именно эта модель шин заслужила любовь автовладельцев. На «Яндекс.Маркете» только отличные отзывы и многие пишут, что за 20 лет это первые шины, которые их полностью устроили.
Маршрут вокруг Ладожского озера. Как составить?
Выезжать вы, скорее всего, будете из Санкт-Петербурга. Остановитесь в нем на пару дней, погуляйте по любимым кафе и барам, докупите всякие мелочи типа газа для горелки и отправляйтесь в путь.
Мы специально разбили маршрут на участки, а не на дни. Уместить все места в один день не получится, да это не очень-то и нужно.
Совет. На эту часть можно заложить день или два, но имейте в виду, что за день все места вы либо не успеет посмотреть, либо очень устанете.
Общее расстояние — 420 километров, есть участки без асфальта.
Совет. Это тоже насыщенная часть, заложите на этот участок минимум два дня.
Общее расстояние — 180 километров, есть бездорожье.
Совет. На этот участок достаточно одного дня, если вы не поедете в Рускеалу, и двух, если поедете. Поездка на водопады отнимет много сил, потому что там семь километров небыстрого грейдера и три километра откровенного бездорожья, по которому придется ползти со скоростью 10 километров в час.
Общее расстояние — 270 километров, есть ремонт дорог и бездорожье.
Совет. На этот отрезок маршрута можете закладывать один день, большую часть которого стоит провести в отличном музее-крепости «Старая Ладога».
Общее расстояние — 370 километров до Санкт-Петербурга. Есть бездорожье.
Чем хорош круговой маршрут? На нем все в порядке с инфраструктурой!
Часть первая. Петербург — Приозерск
Захватите из города перекус и отправляйтесь на южную часть Ладожского озера. Здесь есть сразу несколько важных общероссийских достопримечательностей разных эпох и стилей.
Шлиссельбург
Для начала доезжайте до видов на крепость Шлиссельбург. Самые классные будут из села Шереметьевка. Ставьте в «Яндекс.Картах» точку 59.952843, 31.025929, не пугайтесь легкого бездорожья и ухабов, проезжайте по первой линии, останавливайтесь там, где нравится! В конце этого проезда — причал поселка имени Морозова, от которого каждые 15 минут отправляются катера к крепости Орешек. Переправа работает в дневное время, стоимость на одного взрослого человека — 350 рублей за поездку туда-обратно. Подробности ищите на удобном сайте petrokrepost.ru.
«Разорванное кольцо»
Следующая остановка в 20 минутах пути на автомобиле. Монумент «Разорванное кольцо» посвящен Дороге жизни — единственному пути, который связывал блокадный Ленинград и остальную страну. Две арки символизируют блокаду, а просвет между ними — ту саму дорогу, которая спасала город в войну.
Рядом уже появляются хорошие пляжи, если не терпится искупаться, делайте это в Коккореве. Но мы рекомендуем проезжать этот заполненный людьми пляж и поехать дальше.
«Разорванное кольцо»
Координаты: 60.081490, 31.067375
Вокруг Ладоги за 5 дней. Как выжить в зимнем автопутешествии
О чём стоит помнить, отправляясь в путь на автомобиле в мороз? Корреспондент Лайфа делится собственным опытом: почему нельзя надеяться ни на авось, ни на навигатор и как может пригодиться соль в автопутешествии.
Зимой очень быстро надоедает сидеть под ёлкой и душа начинает просить приключений. Не тех, где ты впервые за год пошёл в магазин и забыл купить хлеб, поэтому пришлось возвращаться обратно, а настоящих. Поэтому мы с другом решили прокатиться вокруг Ладожского озера.
Мы заранее выбрали города, в которых будем останавливаться: Санкт-Петербург, Приозерск, Питкяранта, Старая Слобода, Шлиссельбург и снова Санкт-Петербург. Расстояния между ними совсем небольшие. Ехать мы планировали только в течение светового дня, а он в это время года достаточно короткий.
Подготовка к дороге
Фото: © Нина Образцова
У меня не было опыта в долгих зимних поездках, но зато имелся двадцатилетний стаж в паникёрстве, поэтому за месяц до путешествия я начала писать в группы автолюбителей в социальных сетях. Вопросы всегда были одни и те же: «Что может произойти на зимней дороге?» и «Как это предотвратить?». Ответы же пестрили разнообразием, вот самые полезные и интересные из них:
«Зимой первым делом надо брать комплект для ремонта колёс. Ещё сухой паёк (лучше армейский), спасательные одеяла (стоят в районе 150–250 рублей). Далее топливо — литров 10 в стальной канистре. Хомуты, изоленту, провод сечением 2–2,5, метров 15. Ну про аптечку, трос, перчатки, знак аварийки, огнетушитель молчу, они должны быть. Возьми сварку холодную! Если что-то отвалится или бензобак понадобится залепить на время», — составил для меня целый список Роман.
Александр же предупреждает, что всё просчитать всё равно невозможно.
«Обязательно случится что-то непредвиденное. К примеру, у меня с собой всегда инструменты, два домкрата, запаска, лопата, масло, тосол, ремень генератора, свечи и ещё куча всего по мелочи. Но прошлой зимой, в 2 часа ночи, в самый лютый мороз, намертво встал из-за развалившегося натяжного ролика ремня генератора».
В итоге я для себя сформулировала основные постулаты. Отправляясь в автопутешествие, нужно проверить работоспособность своей машины. Посетите автосервис и проверьте ходовую часть автомобиля, убедитесь, что у вас есть всё необходимое для срочного ремонта автомобиля. Также стоит запастись вещами, которые помогут не умереть от холода и голода во время починки машины или ожидания помощи. Это могут быть тёплые вещи, питательная и не портящаяся еда, горячая вода в термосе.
Также стоит заранее забронировать гостиничные номера во всех городах, где вы планируете остановиться. На телефон лучше скачать офлайн-карты, на которых отмечены автозаправки, больницы, магазины и кафе.
День первый. Санкт-Петербург — Приозерск
Фото: © Нина Образцова
Как ни странно, одним из самых напряжённых отрезков зимнего пути вокруг Ладоги был десяток километров по Санкт-Петербургу. Посудите сами, новая машина, плотное движение, привыкание к езде по навигатору — довольно стрессовый период. Путь предстоял не очень далёкий, 160 км, поэтому ко времени прибытия в гостиницу в Приозерске машина уже была укрощена и приручена. Трасса в Ленинградской области достаточно хорошо почищена, дорога без ям и наледи, по пути совсем не встречалось аварий и машин, стоящих на «аварийках».
В самом Приозерске, плутая в поисках нашей гостиницы и места для ужина, мы столкнулись с тем, что навигатор отчаянно пытается направить нас против движения по тем улицам, где оно одностороннее (а в Приозерске таких много). Так что на навигатор надейся, а сам не плошай.
Фото: © Нина Образцова
Каждый раз, останавливаясь в каком-то городе, мы обновляли наш термос с кипятком и пополняли запасы провизии и воды. Это очень важно, потому что в любой момент вы можете оказаться отрезанными от цивилизации.
В этот вечер и на следующее утро мы столкнулись с, пожалуй, единственной проблемой с нашим ТС: машина не ставилась на сигнализацию, а если удавалось её поставить, то потом невозможно было её разблокировать. Представьте себе ситуацию: вы подходите к своему автомобилю, в вашей руке ключ-пульт, который категорически отказывается открывать машину и снимать её с сигнализации, вы, весь такой приличный человек, идёте открывать машину ключом вручную, она истошно вопит под вашими руками, а прохожие начинают смотреть на вас так, словно вы уголовник, который с монтировкой наперевес пытается угнать авто где-то на просторах GTA. Да, это довольно жуткое ощущение.
Здравый смысл подсказывал, что в машине есть какая-то проблема, но русский авось победил и мы решили, что к утру всё пройдёт.
День второй. Приозерск — Лахденпохья — Сортавала — Питкяранта
На следующее утро после вероломного вскрытия машины мы принялись гуглить ближайшие автосервисы, которых в Приозерске было совсем немного. Дозвонившись до парочки, услышали категоричное «с электроникой мы не работаем!».
Фото: © Нина Образцова
Поэтому мой попутчик нашёл в Интернете модель батареи, используемой в нашем пульте, сходил в магазин, раскрутил ключ, заменил батарею — и, о чудо, оно работает!
Также мы залили в бачок стеклоомывателя «незамерзайку», которая замёрзла примерно сразу же. Поэтому часть предательской синей жидкости была перелита в бутылочку 0,5 л, в крышке которой мы проделали дырочку, а меня переквалифицировали из штурмана в стеклоомывательный бачок на ножках. Время от времени мы останавливались, я высовывалась из окна и брызгала из бутылки на лобовое стекло. XXI век, автоматизация!
Где-то через 24 километра после Приозерска начинается Карелия. Местные дороги тяжело описать, но это просто какой-то автомобильный рай. Покрытие идеально ровное, несмотря на постоянные осадки, дорога отлично почищена, по обеим сторонам стоят великанами заснеженные хвойные деревья, а само дорожное полотно, кажется, пробито прямо в скалах. Наш путь лежал в Питкяранту, но по пути мы останавливались в Лахденпохье, потому что там есть прямой выход к Ладожскому озеру, которое в этих местах не замёрзло, а просто покрылось льдинками.
Фото: © Нина Образцова
На противоположной стороне зелёные сосны, над водой стоит туман, вдоль берега причалены катера и небольшие суда. Это именно то зрелище, ради которого не жалко выбраться из машины и немного помёрзнуть.
Фото: © Нина Образцова
В Лахденпохье мы посетили гору Филина — это военный музей в скале, который раньше был функционирующим фортом. Внутри находится два зала, посвящённые истории Карелии и её участию в советско-финской войне 1939–40-х годов. Там можно найти занимательные плакаты, вроде «Сдавайся! У финнов тепло и сытно!».
Фото: © Нина Образцова
В этот день мы ненадолго заезжали в Сортавалу, чтобы пообедать. В пути мы иногда жалели, что заранее не продумали места для обеда. Если завтракать и ужинать можно в пунктах назначения и гостиницах, то обед обычно застаёт людей в дороге. И если хочется чего-нибудь горячего и питательного, то приходится экстренно искать пристанище, а Интернет не всегда достаточно хорош для поиска кафе. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.
К вечеру мы добрались до гостиницы в окрестностях Питкяранты и практически мгновенно заснули от холода и усталости.
День третий. Питкяранта — Старая Слобода
Фото: © Нина Образцова
Когда утром мы проснулись и собрались выезжать, обнаружилось, что машина покрыта толстым слоем инея — температура ночью доходила до –30°С!
Как назло, у нас не было с собой никаких скребков, но зато в моём кармане каким-то образом оказалась пластиковая карточка — билет в петербуржскую библиотеку имени Маяковского, — которой оказалось чрезвычайно удобно чистить окна. Теперь можно смело говорить, что в зимнем путешествии нам помогал Маяковский.
Фото: © Нина Образцова
Мы позавтракали, подготовили машину и двинулись к деревне под названием Старая Слобода. Находится она всего в 160 километрах от Питкяранты, но этот путь кажется вечностью, ведь здесь начинается очень плохая дорога. Возможно, автолюбители из каких-нибудь лесных районов Ленска скажут мне, что я просто не видела плохих дорог, но поверьте, после того прекрасного покрытия, которое сопровождало нас в предыдущие дни, путь до Старой Слободы казался сущим адом.
Мы ехали совсем медленно, потому что заледеневшая дорога со снежным настом извивалась, как василиск в Тайной комнате (помните в «Гарри Поттере»?). Чтобы не провоцировать аварийные ситуации, мы очень неторопливо добирались до своего пункта назначения.
Фото: © Нина Образцова
В Старой Слободе казалось, что вся деревня собралась на церковную службу. Думаю, где-то 50% площади населённого пункта занимают храмы и монастыри, а люди неспешно бредут к ним прямо по проезжей части, не обращая никакого внимания на машины.
Признаться честно, на улице было так холодно, что мы забрались в наш домик и выходили из него только поужинать. Весь вечер прошёл за просмотром фильмов и редким поглядыванием в окно, что неизбежно заставляло вздрагивать, всё же –30 градусов — это не шутки.
День четвёртый. Старая Слобода — Шлиссельбург
Фото: © Нина Образцова
Когда утром мы собирались уезжать из Старой Слободы, машина начала кряхтеть, не желая заводиться. Но через какое-то время она всё же сдалась и мы услышали привычное рычание мотора. На самом деле это довольно нервный момент, когда утром ты идёшь к машине и гадаешь, как на ней отразились ночные заморозки. Я до сих пор не могу нарадоваться, что нам так везло и даже на самых холодных участках пути автомобиль чудесно себя вёл.
Дорога до Шлиссельбурга была просто идеальной: хорошая трасса, чистый асфальт, трасса практически всегда шла по прямой. По пути мы сделали остановку, так как проезжали мимо выхода к Ладоге. Было очень холодно, но упустить возможность побегать по льду мы не могли. На берегу горами лежали льдинки, а снег смешивался с речным песком. Над озером стоял уже знакомый туман, который пронизывало солнце, от чего казалось, что весь горизонт объят огнём.
Фото: © Нина Образцова
Не уверена, что это было умным поступком, потому что глушить машину среди леса при таких низких температурах категорически не рекомендуется. Но меня успокаивало то, что трасса достаточно оживлённая и по ней часто проезжают машины, в случае чего нам бы помогли.
Фото: © Нина Образцова
Добрались до Шлиссельбурга мы достаточно быстро. Побывали в том месте, где из Ладоги вытекает Нева — единственная река, которая берёт своё начало в этом озере. Но выхода к самой Ладоге мы не нашли — вдоль берега на многие километры тянется канал, который преграждает путь к озеру.
В гостинице Шлиссельбурга было очень прохладно. Мой вам совет: никогда не стесняйтесь просить обогреватели и дополнительные одеяла, потому что в обратном случае утром вас придётся выдалбливать из глыбы льда.
День пятый. Шлиссельбург — Санкт-Петербург
Фото: © Нина Образцова
В последний день нашего путешествия мы позволили себе поспать до обеда, потому что до Петербурга оставалось не больше 50 километров, которые мы очень быстро преодолели. Несмотря на осознание того, что дорога подходит к концу, мы старались особо не расслабляться, ведь в городе будет куда более оживлённое движение, а значит, повышается и вероятность попасть в ДТП.
Фото: © Нина Образцова
Но на душе всё равно было спокойно: мы объехали Ладожское озеро, ни разу не сломались, не застряли в глуши и даже не улетели в кювет. Это казалось небывалой удачей, потому что в своей голове я прокручивала самые разные варианты развития событий и даже на всякий случай заготовила черновую версию своего завещания, но она, к счастью, не пригодилась.