Вольво на автомате грузовик
Страшен ли автомат для грузовика? У нас есть ответ
При выборе грузового транспорта у людей возникает множество вопросов. Одним из них является вопрос – какую КПП выбрать, автомат или механику? Вопрос понятен.
Что касаемо легковых автомобилей, многие уже знакомы с автоматической коробкой, а вот АКПП грузовиков, тут у многих возникает масса вопросов и недоверия.
АКПП грузовиков смущает не только новичков желающих приобрести грузовик, но и многие бывалые водители относятся к ней с недоверием. Оправданно ли это?
Основные предубеждения
Попробуем рассмотреть этот вопрос более детально.
К примеру, АКПП устанавливаемая на грузовиках Volvo, отличается в первую очередь большой надежностью.
Противники АКПП на грузовиках в первую очередь называют несколько проблем АКПП, которые будут сопутствовать, с их точки зрения, эксплуатацию грузового автомобиля с такой коробкой:
I-Shift – основные положения
Давайте рассмотрим селектор переключения АКПП I-Shift грузовика Volvo.
Селектор выполнен в форме рычага, на нем есть кнопки управления механическим режимом.
Есть кнопка, которая позволяет опустить рычаг в крайнее нижнее положение для того, чтобы во время отдыха селектор не мешал свободно отдыхать. Опустив рычаг можно свободно передвигаться по кабине без боязни зацепиться за него.
Селектор имеет несколько положений:
Как обычно, перед запуском двигателя, селектор АКПП устанавливается в нейтральное положение.
Важное отличие
Самое важное отличие АКПП грузового автомобиля от АКПП легкового заключается в том, что при включение селектора, в положение движения, нет необходимости нажимать на тормоз. Т.е. отпустив стояночный тормоз и переведя селектор АКПП в положение автоматический режим, грузовой автомобиль не сдвинется с места.
В положение движения, диски сцепления у грузового автомобиля разомкнуты. Поэтому он стоит на месте.
Для того чтобы сомкнулись диски сцепления и произошло движение грузового автомобиля необходимо добавить оборотов двигателю.
Добавляя обороты можно начать движение. При этом автомобиль стартует очень плавно. Но стоит отпустить педаль газа, как автомобиль сразу останавливается. Опять добавили газа, автомобиль поехал. Очень просто и удобно.
Нужна раскачка? Пожалуйста
Используя данную технику, можно с успехом раскачать забуксовавший автомобиль. Делается это намного проще, нежели с обычной, механической КПП. Нет необходимости выжима сцепления и переключения передач, водителю достаточно работать одной педалью газа. Согласитесь, очень удобно.
После некоторого навыка, трогание с места, даже на самом скользком льду, не доставит вам хлопот.
Что необходимо еще раз напомнить, это то, что выпускаемые современные грузовики для работы на дальних направлениях имеют очень надежные и долговечные коробки автоматы.
Единственное что необходимо для эффективной и долговременной эксплуатации таких коробок, это правильное и качественное обслуживание.
АКПП и не только
Наша компания занимается обслуживанием и ремонтом грузовиков импортного и отечественного производства. Мы выполняем ремонт топливной аппаратуры грузовиков,дизельных двигателей, ходовой части, трансмиссии, проводим обслуживание и диагностику грузовиков различного производителя.
Наличие оригинальных запасных частей, специального оборудования и высококлассных мастеров, позволяет выполнять данные виды работ качественно и за максимально короткие сроки.
Ремонт грузовиков – мы №1 по праву.
По всем вопросам и для записи на ремонт обращайтесь по телефону: +7 (985) 905-83-18
Адрес грузового сервиса: г. Подольск, проспект Юных Ленинцев, 59а
Электронная почта: mail@sas1.ru
I-SHIFT КОМПАНИИ VOLVO TRUCKS
I-Shift — это серия автоматических коробок передач Volvo Trucks, разработанная для того, чтобы сделать вождение проще, безопаснее и удобнее. Переключение каждой передачи идеально выверено по времени и выполняется автоматически. Ряд программных пакетов позволяет адаптировать I-Shift к вашим потребностям. Для автомобилей некоторых моделей есть модификации I-Shift с новыми возможностями, такими как коробка передач I-Shift с понижающими передачами или двумя сцеплениями.
Как работает I-Shift?
В основе I-Shift лежит «классическая» несинхронизированная механическая коробка передач, что обеспечивает компактность конструкции и высокую эффективность. Ключевым компонентом является интеллектуальный электронный блок управления, который управляет работой сцепления и переключением передач. Постоянно оценивая информацию о скорости, массе, необходимом крутящем моменте автомобиля, уклонах дороги и прочих параметрах, он с большой точностью выполняет каждое переключение передачи. Система также обменивается данными с двигателем, что позволяет ей регулировать частоту вращения и торможение двигателем для максимальной эффективности.
I-Shift с понижающими передачами — начинайте движение где угодно
Вы перевозите тяжелые грузы? Испытываете трудности с началом движения после простоя в холмистой местности или в плохих дорожных условиях? Оборудуйте свой грузовой автомобиль коробкой передач I-Shift с понижающими передачами и забудьте об этой проблеме. Она улучшит пусковую способность и снизит нагрузку на сцепление на 75%. Выберите одну или две понижающие передачи, а также дополнительную опцию дополнительных передач заднего хода. Передаточное число позволяет вам двигаться со скоростью 0,5–2 км/ч с полным контролем крутящего момента вашего двигателя.
Двигайтесь медленно — преодолевайте подъемы
С коробкой передач I-Shift с понижающими передачами вам не нужно поступаться экономией топлива или удобством начала движения. Вы получите и то, и другое. Просто выберите повышенное передаточное число заднего моста, что позволит поддерживать среднюю скорость при гораздо меньших оборотах во время движения по обычным дорогам. Это более удобно и позволяет экономить топливо.
Коробка передач I-Shift с понижающими передачами доступна для автомобилей Volvo FH, Volvo FH16, Volvo FM и Volvo FMX.
I-Shift Dual Clutch — ваш новый стиль вождения.
Ваши задания требуют высоких технических характеристик и частой смены передач? Тогда обратите внимание на I-Shift с двумя сцеплениями, которая обеспечивает действительно плавное ускорение и переключение передач. Она переключает передачу за доли секунды.
В результате вы получаете стабильный поток мощности, комфортное вождение и высокую производительность. Благодаря постоянному крутящему моменту вы можете с уверенностью переключать передачи даже в середине поворота. Непрерывная подача мощности гарантирует стабильность нагрузки. Благодаря непрерывной подаче мощности на колеса риск того, что ваш автомобиль застрянет или потеряет сцепление с поверхностью дороги, сводится к минимуму. Даже при торможении двигателем на спуске с переключением на пониженные передачи вы можете быть уверены в безопасности движения.
Непрерывный поток мощности
Во время движения на одной передаче I-Shift с двумя сцеплениями может заранее выбирать следующую. Одно сцепление не работает, а другое используется. За счет двух ведущих валов и оригинального размещения зубчатых колес и селективных элементов, можно одновременно устанавливать две передачи. Каков же результат? Плавная смена передачи за доли секунды и без прерывания подачи мощности.
Коробка передач I-Shift с двумя сцеплениями доступна для автомобилей Volvo FH, Volvo FM и Volvo FMX.
Измененная реальность: тест самосвала Volvo FMX 420 8Х4 Tridem
Вообще-то таких странных многоножек довольно много… В Голландии. Там очень жесткие требования нагрузок по осям, и поэтому четырех-, пяти- и даже шестиосные грузовики – не редкость. С введением новых штрафов за перегруз в России, вполне возможно, что подобные машины появятся и у нас. Встречаем Volvo FMX 420 8х4 Tridem.
Предпосылки
М ало кто, кроме перевозчиков, задумывался над тем, к чему приведет резкое повышение штрафов за перегруз. С тех пор как можно получить квитанцию на 500 тысяч рублей за пару лишних тонн в кузове, в транспортной отрасли началась паника. Узнав, что теперь за лишние тонны будут штрафовать не только водителей и перевозчиков, но и грузоотправителей, песчаные карьеры тут же перестали отгружать песок – а это чуть не привело к коллапсу в строительстве… В общем, хорошего мало. И в том, что все привыкли грузить «сколько влезет», тоже ничего хорошего нет. Новая реальность требует нестандартных решений: надо искать возможности легального повышения грузоподъемности.
Вариантов решения проблемы немного
Первый – снижать собственную массу грузовика. Но обычно этому сопутствует снижение прочности конструкции, и если на европейских дорогах подобное решение приемлемо, то на наших «направлениях» есть риск, что такая машина не отходит и времени, пока будет выплачиваться лизинг.
Второй – увеличивать количество осей. В Голландии, расположенной на заболоченных почвах, так и поступили. Однако увеличение количества осей – это существенное удорожание машины, и если благополучные Нидерланды – одна из богатейших стран в мире, к слову, – могут себе это позволить, то у нас все не так радужно, во всех смыслах.
Третий – перераспределение веса по осям. Способ тоже недешев, но, по крайней мере, позволяет уложиться в разумные деньги. Так вот, с трехосной задней тележкой перераспределение груза позволяет увезти лишние пять тонн, несмотря на то, что серия FMX – самая тяжелая в линейке Volvo Trucks! А это уже не шутки – это реальные деньги с каждого рейса.
Да, мне совершенно справедливо скажут, что четырехосных грузовиков у нас и так хватает. Однако там груз распределен не так, как хотелось бы, а кроме того, у привычных четырехосников не все хорошо с маневренностью – радиус поворота довольно сильно увеличивается в сравнении с трехосным грузовиком, что совсем не хорошо в условиях плотной городской застройки. А вот у машин с трехосной задней тележкой, по заявлениям производителей, с этим все нормально. Проверим?
Берем пример с Петра 1
Петр 1 был ярым поклонником Голландии и все, что можно, старался у голландцев перенять и приспособить к нашей российской действительности. До сих пор все термины, касающиеся флота и мореходства, в русском языке имеют голландское происхождение. Даже флаг у нас с голландцами практически одинаковый – разница только в том, что у нас белая полоса вверху, а у голландцев – красная. Такое бывает только у очень близких народов. Но где Нидерланды, а где мы… Такие или приблизительно такие мысли посетили меня, когда я впервые увидел Volvo FMX Tridem живьем. Очень непривычно.
Отзывы про Volvo FH
Перечень отзывов реальных владельцев о Volvo FH (всех модификации): опыт эксплуатации, основные недостатки и достоинства.
Самая галимая машина на которой я работал, начиная от сиденья заканчивая спальником, спина колом после первой ночи.
Коллеги приветствую всех.
Подскажите пожалуйста — стоит заморачиваться или нет: Я взял VOLVO FH12 1996 год. 380 л. с. Хочу добавить до 420 л.с. на СТО. Наверно придётся и насос форсунки менять под 420 л.с. Каким путём пойти?
Ребята. Я могу сказать одно плохое про Вольво. Очень не удобная кабина для двоих. Спальные места плохие. Особенно матрасы. Верхний вообще ужас пружины так и лезут в бока. Пожалуйста Вольво’вцы — посмотрите спальные места у Дафа и Мерседеса. В них мы хоть высыпались после рабочей смены. А в Вольво это просто мучения для сна.
Удачи всем. Я на Вольво работая уже 10 лет. И спальные места это проблема Вольво!
Скажите, а вы мочевину отключили? Скажется ли это на расходе топлива? Говорят, что датчик Nox будет снижать мощность — тем самым повышать расход топлива. Нужно ли после отключения убирать катализатор? Или ездить с мочевиной пока не сломается?
Работаю на Volvo FH 460 2017 года – очень доволен!
Кабина тёплая, автономка греет отлично (с учётом того что она 2 кВт).
Дорогу держит, управляемость отличная.
Минус один – дороговизна в обслуживания и быстро садятся аккумуляторы…
Работаю на Volvo FH 13 2014 г.в. – 460 сил, Евро-6, АКПП. Кабина высокая – Globetrotter. На одометре сейчас без малого 500 000 км.
Мотор тянет отлично – что на прямой дороге, что на подъемах. Скорость набирается резво, особенно как для грузовика. Расход топлива радует. В среднем выходит 27 л на 100 км.
К автомату нет никаких замечаний – работает исправно. Но при желании передачи можно включать и в ручном режиме.
Оптика мне нравится – в темное время светит отлично. Спереди стоят биксеноновые фары, а сзади – светодиодные фонари. Противотуманки тоже неплохие. Они, к слову, умеют подсвечивать повороты, но только на скорости до 40 км/ч.
Спереди над бампером установлены две складывающиеся ступеньки. Становлюсь на них, когда чищу стекло.
Кабина просторная и вместительная. Дизайн, я бы сказал, футуристичный. Но лично мне он пришелся по вкусу. Материалы качественные и приятные на ощупь. Кожа до сих пор как новая.
Сверху находятся большие ящики и полочки для вещей. Все сделано с умом, для людей. Да и вообще эргономика замечательная.
Внутри два спальника – оба достаточно удобные. Под нижним расположен выдвижной холодильник. Места в нем хватает за глаза.
На бортовой компьютер выводится вся необходимая информация. Особенно радует, что есть русский язык.
Музыку слушаю с флешки. Качество звука выше всяческих похвал. Динамики настолько хорошие, что не нужен никакой сабвуфер.
Ну и последнее – это внешний вид. Новый FH выглядит просто потрясающе. Дизайнеры поработали на славу.
С 2000 года владею Volvo FH12 95 г.в. Когда покупал, на одометре было 420 000 км. За 17 лет намотал 1 650 000 (то есть, общий пробег 2 070 000 км).
Изначально автомобиль был трехосным – 6х2. Поездив с ленивцем 2 года, понял, что он бесполезен (лишний балласт), и решил его снять. В итоге получился тягач с колесной формулой 4х2.
Подвеска полностью пневматическая – и спереди, и сзади. Кабина тоже на воздухе. В общем, ездить комфортно по любым дорогам.
Мотор – 420 сил. Он очень надежный и выносливый. Самое главное, не экономить на качестве масла и вовремя его менять.
Первая серьезная поломка случилась только в 2013-м (при пробеге 1 820 000 км) – накрылись насос-форсунки. Я их заменил и поехал дальше. Ну а прошлым летом поставил новые гильзы, вкладыши и кольца. На этом все.
Двигатель довольно экономичный. Недавно вернулся с рейса – в обе стороны проехал 3200 км. Туда вез 17 т, а обратно – 13. Средний расход получился 23 л на 100 км.
Салон комфортный. 2 года назад полностью его обновил – разобрал до железа, утеплил. Все детали отнес в ателье – там их обшили эко-кожей.
Кстати, когда разбирал, был сильно удивлен, что кабина практически не утеплена. Сколько ездил, ни разу не мерз. Прям загадка какая-то.
Фары и противотуманки постоянно разбивались камнями. Дошло до того, что в прошлом году закрыл их защитными сетками. Оптика у меня качественная – беру дорогую, польскую.
У меня Вольво FH 2006 г.в. – двухосник с двигателем D13A (480 сил, Евро 3) и АКПП. Работаю на нем с апреля 2013 года. Пробег – 877 000 км.
К ходовым качествам нет никаких замечаний. И мощности, и тяги хватает за глаза. С грузом динамика почти такая же, как и без него.
Коробка – полноценный автомат. Передачи включаются очень точно. Но в случае чего в любой момент можно перейти в ручной режим.
Расход топлива в пределах допустимого. В среднем получается около 30 л на 100 км. Топливных бака два. Общий объем 950 л.
Фары у машины слабые – светят очень плохо. Чтобы ночью не было проблем с обзорностью, повесил снизу дополнительные противотуманки. С ними дорогу видно намного лучше.
Сверху тоже установлена оптика. Использую ее в горной местности и на склонах, когда на трассе нет других автомобилей.
Возле дверей есть вместительные ящики, в которые удобно складывать разный инструмент. В одном из них стоит автономный отопитель на 2 кВт (его хватает для того, чтобы не мерзнуть даже в сильные морозы).
В целом внешнее состояние отличное. Ржавчина до сих пор отсутствует. И это притом, что тягачу уже больше 10 лет.
В кабине навалом места для вещей – ящики есть и сверху, и снизу. Да и верхнюю спальную полку я использую как шкаф. Одно плохо – в моей комплектации отсутствует холодильник (без него в дороге сложно).
Кондиционер работает эффективно – только им сейчас и спасаюсь. Магнитола стоит родная, но диски она уже не читает.
Расположение пепельницы мне не нравится – курить в кабине неудобно. Такое чувство, что машина предназначена для некурящих.
FH в эксплуатации с апреля 2015 г. Раньше у меня была Scania, но когда ее продал, решил взять Volvo. На данный момент проехал 310 000 км.
Двигатель – 460 сил. Для тягача этого вполне достаточно. С динамикой все в порядке. Максималка – 90 км/ч (стоит ограничитель). Быстрее у нас в Германии ездить нельзя.
Коробка полностью автоматическая (педали всего две – газ и тормоз). Я ей очень доволен. Передачи включаются быстро и в самый подходящий для этого момент. КПП сама определяет, с какой скорости трогаться – обычно с 3-й или 4-й.
Зеркала выглядят красиво, но при езде болтаются от ветра. Да и защиты нет никакой (даже минимального козырька). Во время дождя они постоянно мокрые. Использую подогрев, но толку от него мало. Когда включаю дворники, вода с них опять-таки попадает на зеркала.
На сиденья сразу после покупки надел чехлы из кожзама, чтобы они меньше изнашивались. На пол постелил коврик – с ним в кабине еще уютнее.
Спальное место широкое и комфортное. На дальняк езжу редко (обычно успеваю вернуться домой), но иногда все-таки приходится ночевать в машине.
А вот положение руля мне не нравится. Как его не настраивай, все равно неудобно. Через 200-250 км начинает болеть поясница. Приходится все время вертеться на кресле, которое, как по мне, чересчур мягкое (наклоняется вместе с автомобилем).
Но в целом тягач неплохой, надежный. Сколько на нем езжу, с двигателем, коробкой и подвеской не было никаких проблем – все работает исправно. Единственное, часто ломается кондиционер. Уже три раза его ремонтировали.
2 месяца езжу на FH16 (я одновременно и владелец, и водитель). Двигатель – D16G на 750 л.с. КПП – робот I-Shift. Сборка, естественно, шведская.
Мощности и тяги хватает с избытком. С грузом в гору автомобиль прет не хуже, чем пустой по ровной трассе. Разгон мягкий и легкий. Передачи переключаются отлично.
У меня трехосник с двумя ведущими мостами. Спереди стоят рессоры. Сзади же подвеска полностью пневматическая.
За водительской дверью есть огромный бардачок. Вещь удобная – не приходится все подряд тянуть вовнутрь. Под ним расположены отсеки поменьше (храню в них инструмент).
Кабина посажена высоко, но забираться в нее нетрудно. Температура комфортная – фен со своей задачей справляется на пять баллов.
Места очень много – встаю в полный рост и над головой остается еще 20-25 см (кому интересно, мой рост 185 см).
Есть два спальных места, но верхнее я не использую. Сам по себе спальник удобный – на нем можно хорошо отдохнуть. Задняя стенка не холодная.
Полочек и ниш для вещей в кабине навалом, причем большинство из них с подсветкой. Холодильник, кстати, тоже имеется (с морозилкой).
Сиденье комфортное – с подогревом и множеством регулировок. Руль – это вообще сказка. Он обшит приятной на ощупь кожей и лежит в руках, как влитой.
Приборная панель мне нравится – на ней целых три экрана. Спидометр выглядит как-то непривычно, но в то же время интересно.
А вот блок климатической системы размещен не в самом удачном месте. Приходится отвлекаться от дороги и смотреть вниз. Кроме того, иногда задеваю его коленом.
Зато обзорность на высоте. Стекла большие. Зеркала красивые и функциональные (есть и подогрев, и электропривод).
В общем, машиной доволен. Но и стоит то она недешево. Собственно, поэтому я не могу доверить ее чужому человеку.
Вожу лес на 3-м поколении FH16 (у нас 8 грузовиков и все Volvo). Мотор – 600 л.с. Привод – 6х4. Стоит надстройка Riikonen и манипулятор Kesla.
Машина мощная и надежная. Не ломается даже по мелочи. Езжу всегда с прицепом, но тяги хватает с головой.
Длительность погрузки зависит от длины сортимента. Если 6 метров, то спокойно укладываюсь в 30-40 минут. Ну а 3-метровый лес гружу где-то 1,5 часа.
Оптика стоит неплохая – во всяком случае, она лучше, чем у прошлого FH. Дорогу видно нормально. Дополнительный свет не нужен.
Кабина большая и просторная – когда стою в полный рост, над головой остается немало места. Есть два спальника. Отдыхаю обычно на нижнем (он мягкий и удобный).
С обзорностью все в порядке, если не считать того, что зеркала какие-то неустойчивые – они дрожат и вибрируют. Нужно было их получше закрепить.
Отличный авто! Равных нет ни одного грузовика, что-бы и кто не говорил…
Моё мнение DAF (электроника, двигатель,…), Scania (не блещет комфортом, но при всём при том, не уступает ходовым характеристикам), Америка (на вкус и цвет…), MAN (малый ресурс работы двигателя…), IVECO (не авто. ).
VOLVO NEW FH13.500 EEV на АКПП с п/п KOGEL реф, Считаю самым прекрасным авто для зарабатывания денег! При всём при том получая удовольствие: от стиля вождения, работы двигателя, комфортабельных сидений водителя и пассажира, удобным для водителя салоном во всём (спальным местом, удобными тумблерами переключения, идеальное освещение…)
А мощность в 500 придаёт огромное значение при обгоне, вытягивание на подъемы,… АКПП идеальное значение в этом авто (без всяких каких либо рывков, постоянных переключениях 12 ст 16 ст.,поверьте это не к чему!) А то,что у нас суровые зимы и как бы говорят на МКПП дает раскачку и т.д и т.п. Я вам скажу «Плохому танцору…».
Используется для перевозок грузов в транспортной компании. Тягач Volvo FH13 (6×4).
Скажу одно – зарекомендовал он себя с самой хорошей стороны.
Из минусов хочу лишь отметить дорогие запчасти (хотя значительных поломок с ним пока не было).
Авто удобен и комфортен, двигатель мощный, отлично тянет даже полностью груженый автомобиль.
Кабина удобная, спальные места хорошие, сиденья комфортны и не утомляют даже в очень дальних поездках.
Измененная реальность: тест самосвала Volvo FMX 420 8Х4 Tridem
Вообще-то таких странных многоножек довольно много… В Голландии. Там очень жесткие требования нагрузок по осям, и поэтому четырех-, пяти- и даже шестиосные грузовики – не редкость. С введением новых штрафов за перегруз в России, вполне возможно, что подобные машины появятся и у нас. Встречаем Volvo FMX 420 8х4 Tridem.
Предпосылки
М ало кто, кроме перевозчиков, задумывался над тем, к чему приведет резкое повышение штрафов за перегруз. С тех пор как можно получить квитанцию на 500 тысяч рублей за пару лишних тонн в кузове, в транспортной отрасли началась паника. Узнав, что теперь за лишние тонны будут штрафовать не только водителей и перевозчиков, но и грузоотправителей, песчаные карьеры тут же перестали отгружать песок – а это чуть не привело к коллапсу в строительстве… В общем, хорошего мало. И в том, что все привыкли грузить «сколько влезет», тоже ничего хорошего нет. Новая реальность требует нестандартных решений: надо искать возможности легального повышения грузоподъемности.
Вариантов решения проблемы немного
Первый – снижать собственную массу грузовика. Но обычно этому сопутствует снижение прочности конструкции, и если на европейских дорогах подобное решение приемлемо, то на наших «направлениях» есть риск, что такая машина не отходит и времени, пока будет выплачиваться лизинг.
Второй – увеличивать количество осей. В Голландии, расположенной на заболоченных почвах, так и поступили. Однако увеличение количества осей – это существенное удорожание машины, и если благополучные Нидерланды – одна из богатейших стран в мире, к слову, – могут себе это позволить, то у нас все не так радужно, во всех смыслах.
Третий – перераспределение веса по осям. Способ тоже недешев, но, по крайней мере, позволяет уложиться в разумные деньги. Так вот, с трехосной задней тележкой перераспределение груза позволяет увезти лишние пять тонн, несмотря на то, что серия FMX – самая тяжелая в линейке Volvo Trucks! А это уже не шутки – это реальные деньги с каждого рейса.
Да, мне совершенно справедливо скажут, что четырехосных грузовиков у нас и так хватает. Однако там груз распределен не так, как хотелось бы, а кроме того, у привычных четырехосников не все хорошо с маневренностью – радиус поворота довольно сильно увеличивается в сравнении с трехосным грузовиком, что совсем не хорошо в условиях плотной городской застройки. А вот у машин с трехосной задней тележкой, по заявлениям производителей, с этим все нормально. Проверим?
Берем пример с Петра 1
Петр 1 был ярым поклонником Голландии и все, что можно, старался у голландцев перенять и приспособить к нашей российской действительности. До сих пор все термины, касающиеся флота и мореходства, в русском языке имеют голландское происхождение. Даже флаг у нас с голландцами практически одинаковый – разница только в том, что у нас белая полоса вверху, а у голландцев – красная. Такое бывает только у очень близких народов. Но где Нидерланды, а где мы… Такие или приблизительно такие мысли посетили меня, когда я впервые увидел Volvo FMX Tridem живьем. Очень непривычно.