Вопросы по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
Слесарь по ремонту автомашин
Тесты созданы на основе требований профсандарта «Приказ Минтруда России от 13.03.2017 N 275н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по мехатронным системам автомобиля»
Нормативно-техническая литература для подготовки
• Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017)»О безопасности дорожного движения»
• Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.05.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2018)
• Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016)»Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
• Приказ Минтруда России от 13.03.2017 N 275н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по мехатронным системам автомобиля»
• Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
• ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств (с изменениями на 11 июля 2016 года)
• ТОИ Р-200-02-95 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 2 ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ
• ТОИ Р-200-23-95 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 23 ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОЖАРОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОЖОГОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
• СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*
• ГОСТ 33997-2016. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки»(введен в действие Приказом Росстандарта от 18.07.2017 N 708-ст)
• ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с Изменением N 1)
ТЕМА 1. Требования законодательства к содержанию автотранспортных средств
Требования НТД к содержанию автомашин, Допуск обслуживающего персонала к работам
ТЕМА 2. Устройство и конструктивные особенности автотранспортных средств.
Устройство автомобилей. Инструмент для ремонта. Требования к узлам и механизмам
ТЕМА 3. Правила эксплуатации и технические требования, предъявляемые к транспортным средствам.
Работы по восстановлению автомашин. Методы проверки. Предельные значения допусков
ТЕМА 4. Правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты
Противопожарная безопасность на АТП. Первая помощь пострадавшим.
Билеты
Полезные ссылки
Давайте дружить 🙂
Инструкция по пользованию сайтом
В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться
Здравствуйте,
В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.
На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.
Вопросы по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ОТВЕТАМИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (2020 год)
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Поскольку работа слесаря по ремонту автомобилей связана с опасными условиями труда, он должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда.
Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год.
Экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний по охране труда слесаря по ремонту автомобилей разработаны на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М 027-2003), регламентирующих безопасность труда слесаря по ремонту автомобилей, его квалификационных характеристик в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также анализа условий и безопасности труда.
В экзаменационных билетах после наименования вопроса в скобках указана ссылка на соответствующий пункт Межотраслевых правил.
Настоящие экзаменационные билеты могут быть использованы в качестве тренажера для подготовки к проверке знаний.
Для удобства к экзаменационным билетам приложена таблица кодов правильных ответов.
Вопросы по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ОТВЕТАМИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ (2020 год)
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Поскольку работа слесаря по ремонту автомобилей связана с опасными условиями труда, он должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда.
Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год.
Экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний по охране труда слесаря по ремонту автомобилей разработаны на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М 027-2003), регламентирующих безопасность труда слесаря по ремонту автомобилей, его квалификационных характеристик в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также анализа условий и безопасности труда.
В экзаменационных билетах после наименования вопроса в скобках указана ссылка на соответствующий пункт Межотраслевых правил.
Настоящие экзаменационные билеты могут быть использованы в качестве тренажера для подготовки к проверке знаний.
Для удобства к экзаменационным билетам приложена таблица кодов правильных ответов.
Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля
Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. N 16
Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 2
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЕЙ ПО РЕМОНТУ
И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении слесарных работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
1.2. Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
при вывешивании автомобиля и работе под ним (Инструкция N 17);
при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция N 18);
при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23).
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
2. Общие требования безопасности
3. Требования безопасности перед началом работ
3.1. Перед началом работы слесарь должен:
3.1.1. Одеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.
3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
3.1.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
3.1.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.
4. Требования безопасности во время работы
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
5.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
6. Требования безопасности по окончании работы
6.1. По окончании работы слесарь обязан:
6.1.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
6.1.3. Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
6.1.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
6.1.5. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
6.1.6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы известить своего непосредственного руководителя.
Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются лица старше 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр. При уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допускается к выполнению трудовых обязанностей;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— обучение безопасным методам и приемам труда;
— проверку знания безопасности труда.
1.2. К работе с электрифицированными инструментом и оборудованием допускаются работники, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.
1.3. Выполнение работ, не связанных с обязанностями слесаря по ремонту автомобилей, допускается после проведения целевого инструктажа.
1.4. Слесарь по ремонту автомобилей обязан:
— соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка;
— правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
— немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
— выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.
1.5. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
1.6. Опасными и вредными производственными факторами для слесаря при ремонте автомобилей являются:
— токсичные, горючие жидкости, смазочные материалы и их испарения;
— выхлопные газы двигателя;
— электрический ток;
— движущиеся части узлов и агрегатов;
— острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.
1.7. Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты выдаются согласно Типовым отраслевым нормам. Работодатель обязан заменить или отремонтировать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.
1.8. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению.
1.9. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в медицинское учреждение.
1.10. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему, сообщить руководителю о происшествии, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.
1.11. При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и инструменты запрещается.
1.12. Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:
— ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
— не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
— не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
— не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
— не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
— не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.
1.13. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать – работают люди!» имеет право снять только тот работник, который его установил. Запрещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать — работают люди!»
1.14. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:
— ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;
— переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;
— при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.
1.15. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
1.16. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).
1.17. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, застегнуть и заправить так, чтобы не было свисающих концов, волосы убрать под головной убор.
2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.
2.3. После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач в нейтральное, положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков).
2.4. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди!» На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.
2.5. При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди!»
2.6. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
2.7. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и катанного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
2.8. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
2.9. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.
2.10. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой. Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находиться на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.
2.11. Переносные деревянные лестницы-стремянки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.
2.12. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
2.13. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами).
2.14. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.
2.15. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).
2.16. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо). Расходные вентили не следует оставлять в промежуточном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.
2.17. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.
2.18. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
2.19. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны дегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную трубу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии примите меры по удалению из помещения отработанных газов.
3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под не поднимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.
3.4. Слесарю по ремонту автомобилей запрещается:
— работать лежа на полу (земле) без лежака;
— выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
— подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
— снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под чего или раму автомобиля.
— проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
— поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
— поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма,
— снимать устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;
— поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
— работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
— оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
— производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;
— проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
— сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом:
3.5. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или доливания в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
3.6. При ремонте и обслуживании автобусов к грузовых автомобилей рабочие должны бить обеспечены подмостями или лестницами стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.
3.7. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:
— протирать автомобиль, и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);
— хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в количествах больше сменной потребности;
— заправлять автомобиль топливом;
— хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.
3.8. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:
— поднять капот для проветривания;
— выполнять работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);
— проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;
— предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;
— крепить шланги на штуцерах хомутиками.
3.9. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).
3.10. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:
— подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— устанавливать газопроводы кустарного производства;
— применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;
— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.
3.11. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
3.12. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.13. Проверять соответствие осей отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
3.14. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали – на стеллажи.
3.15. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.
3.16. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.
3.17. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.
3.18. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.
3.19. При замене или доливании масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.
3.20. Для подачи смазки в высоко расположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.
3.21. Для работы впереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее – специальными лестницами.
3.22. Запрещается:
— подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;
— устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.
3.23. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.
3.24. Работа на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается при включенной местной вытяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработанные газы.
3.25. Запрещается работать в производственных помещениях, где выделяются вредные вещества, неисправна либо не выключена вентиляция.
3.26. На участках и в цехах, где ведутся работы с деталями, загрязненными этилированным бензином, должны устанавливаться бачки с керосином.
3.27. В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керосином, а затем теплой водой с мылом.
3.28. Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.
3.29. Работы под поднятыми кузовами машин проводятся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.
3.30. Снятие и установку пружин производят специальными съемниками.
3.31. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с медными бойками.
3.32. При ремонте автомобилей с высоким расположением узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.
3.33. Перед началом работ, связанных с проворачиванием коленчатого или карданного валов, выключить зажигание, перекрыть подачу топлива.
3.34. При работе под автомобилем пользуйтесь защитными очками, лежаками.
3.35. Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.
3.36. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной стороны.
3.37. При обкатке двигателя остерегайтесь его вращающихся частей.
3.38. Перед накачиванием шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установлено в пазе диска.
3.39. Во избежание травмирования вылетающим диском накачивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.
3.40. Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда псд машиной работают люди.
3.41. Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.
3.42. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае отключения электропитания прекратить работу и доложить руководителю.
4.2. Запрещено самостоятельно выяснять и устранять причину. Необходимо помнить, что напряжение может неожиданно появиться.
4.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению.
4.4. Тушить электроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.
4.5. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью леска или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
4.6. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок).
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
5.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать в места хранения инструменты и приспособления.
5.2. Убирать с рабочего места пыль, опилки, стружки, мелкие металлические обрезки следует щеткой.
5.3. Доложить руководителю о неисправностях, имевших место в процессе работы.
5.4. Очистить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
5.5. Вымыть лицо и руки мылом.