Вор должен сидеть в тюрьме берегись автомобиля
Вор должен сидеть в тюрьме берегись автомобиля
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
Свободу Юрию Деточкину!
Ведь ты же идиот, ты рассуждаешь как трехлетний ребенок.
Ты доигрался в своем народном театре, к тебе заходил следователь.
Я вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете!
Не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?
Все таки надо тебе дать коленом, надо!
Ничего у тебя нет, ты голодранец!
Деньги между прочим никто не отменял!
Спектакля не будет!
Вы гараж-то отоприте.
Вот, не пересадило меня начальство на новый мотоцикл.
Да, Деточкин, все мы смертны.
Понаставили капканов.
Ты ешь луковый суп по рецепту великого Дюма-отца.
Мама такая замечательная, про паровоз поет.
Дима, надо дать следователю в лапу!
Это нога, у кого надо нога!
Наши знакомые вполне приличные люди.
У меня на заднем левом крыле гвоздем нацарапано неприличное слово.- Минуточку, какое?
группа: участники
сообщений: 242
проживает:
Канада, Ontario
— Нет, все-таки надо тебе дать коленом под зад!
— Я торгую клубнику, выращенную собственными руками!
— Вор должен сидеть в тюрьме!
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Что делать? Сухари сушить!
— Свободу Юрию Деточкину! Юра.
группа: участники+
сообщений: 6 176
проживает:
Россия, Тосно
группа: участники+
сообщений: 1 334
проживает:
Россия, Жемчужина Урала
— И не забудьте сказать: быть или не быть.
— Это же вы сказали «А судьи кто!»
— Я ничего такого про судей не говорил!
— Ну что ты такое говоришь: в лапу..
— Надо дать много, тогда он возьмет.
— Я, я свидетель! А что случилось?
— Сигарет «Друг» нет, ну не завезли, так не завезли..И тут я подумал: а почему он нервничает?!
группа: забаненные
сообщений: 35 593
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 14 615
проживает:
Россия, Столица СКФО
группа: участники+
сообщений: 9 904
проживает:
Россия, Нижегородская область
группа: участники+
сообщений: 9 653
проживает:
Россия, Екатеринбург
Присоединённое изображение
группа: участники+
сообщений: 9 653
проживает:
Россия, Екатеринбург
Присоединённое изображение
группа: участники
сообщений: 23 012
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 3 056
проживает:
Россия, Челябинск
группа: участники+
сообщений: 28 423
проживает:
Россия, Это не Рио-де-Жанейро. Это гораздо хуже.
Ну и т.д. Люблю этот фильм. Жаль показывают что-то редко. Вон, «Три тополя на Плющихе» за последний месяц аж 5 раз показали по трем каналам! Несправедливо!
группа: участники+
сообщений: 14 615
проживает:
Россия, Столица СКФО
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 2 914
проживает:
США, Город падающих мостов
Автотрюки, кстати, в фильме замечательные!
Проезд Волги и мотоцикла под лесовозами, заезд и съезд Волги на платформу.
В «Стариках-разбойниках», по-моему, те же каскадеры работали и на той же самой Волге, когда на ней через забор по двум доскам переезжали.
группа: участники
сообщений: 242
проживает:
Канада, Ontario
группа: участники+
сообщений: 9 904
проживает:
Россия, Нижегородская область
Хм-м. У Топтунова.
Фраза про рубли тоже звучит по-другому. Как именно, точно не помню, поэтому не поправляю.
Ребята, цитируйте точнее. Все-таки классика.
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
Аркадий Апломбов написал:
Хм-м. У Топтунова.
Фраза про рубли тоже звучит по-другому. Как именно, точно не помню, поэтому не поправляю.
Неверное цитирование у тебя встречается уже довольно часто.
Рекомендую пересмотреть фильмы Гайдая и Рязанова.
группа: участники+
сообщений: 1 334
проживает:
Россия, Жемчужина Урала
Фраза про рубли тоже звучит по-другому. Как именно, точно не помню, поэтому не поправляю.
группа: участники+
сообщений: 28 423
проживает:
Россия, Это не Рио-де-Жанейро. Это гораздо хуже.
группа: участники+
сообщений: 14 615
проживает:
Россия, Столица СКФО
группа: забаненные
сообщений: 172
проживает:
Россия, Москва
группа: участники
сообщений: 234
проживает:
Россия, Москва
группа: участники
сообщений: 11
проживает:
Россия, СПБ
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
-Семен Васильевич, это его дело!
-Нет, наше! Мы будем прямо-таки нещадно бороться с лицами, живущих на допустим нетрудовые доходы!
группа: участники+
сообщений: 14 615
проживает:
Россия, Столица СКФО
группа: участники+
сообщений: 14 615
проживает:
Россия, Столица СКФО
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 41 504
проживает:
Германия, Bad Homburg
группа: забаненные
сообщений: 172
проживает:
Россия, Москва
группа: участники
сообщений: 18 452
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
группа: участники
сообщений: 18 452
проживает:
Россия, Москва
группа: участники
сообщений: 18 452
проживает:
Россия, Москва
— Пощупаем.
— Понюхаем.
— А где машина-то.
группа: участники+
сообщений: 1 334
проживает:
Россия, Жемчужина Урала
группа: участники+
сообщений: 11 310
проживает:
Шри-Ланка, Унаватуна
группа: участники+
сообщений: 1 100
проживает:
США, New York City
— Будете пересчитывать?
— Буду!
группа: участники+
сообщений: 4 108
проживает:
Россия, Омск
группа: участники+
сообщений: 1 100
проживает:
США, New York City
группа: участники
сообщений: 340
проживает:
Украина, Харьков
группа: участники+
сообщений: 12 408
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 5 555
проживает:
Россия, по диагонали от вертикали
Наверное, это лучший фильм Рязанова.
группа: участники+
сообщений: 14 615
проживает:
Россия, Столица СКФО
группа: участники+
сообщений: 19 720
проживает:
Россия, Москва
группа: участники
сообщений: 18
проживает:
Россия, Москва
группа: участники+
сообщений: 1 100
проживает:
США, New York City
группа: забаненные
сообщений: 17 202
проживает:
Россия, Волгоград
Вор должен сидеть в тюрьме! 40 лет назад состоялась премьера культового сериала про Жеглова и Шарапова
Впервые сериал «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина показали по центральному телевидению ровно 40 лет назад. Корреспондент агентства «Минск-Новости» собрал факты о фильме, которому суждено было стать культовым.
Две серии пришлось сократить
На роль Шарапова пробовали Кирпича и Промокашку
Сегодня трудно представить себе иной актерский ансамбль. Однако во время утверждения кинопроб в «Останкино» обсуждение было очень бурным. У заказчиков почти не было возражений против кандидатур Евгения Евстигнеева (Ручников), Светланы Светличной (сестра Груздевой), Сергея Юрского (Груздев), Леонида Куравлева (Копченый), Армена Джигарханяна (Горбатый), но вот в отношении остальных…
К примеру, теленачальство никак не могло смириться с кандидатурой «полузапретного» Владимира Высоцкого. И Говорухин поступил хитро: сделал микрофильм с участием Высоцкого и там же — кинопробы других актеров, кандидатов на эту роль. Причем последних попросил специально играть плохо, чтобы «не перебегать дорогу» Владимиру Семеновичу. В итоге заказчик был вынужден смириться с присутствием в фильме Высоцкого, тем более что за него заступились и высокие консультанты из МВД.
Аналогичная история имела место и с Владимиром Конкиным, которому предназначалась роль Шарапова. Тут уж к отрицательному отношению заказчика присоединились и сами авторы романа — братья Вайнеры. «Ну какой из него фронтовик, да еще матерый разведчик! — бушевали писатели. — Вот Губенко, Шакуров или Никоненко — это да, но не Конкин!» Однако Говорухин и здесь прибег к испытанному способу. Вместо перечисленных актеров, которые вполне могли «забить» Конкина, сделал пробы с менее подходящими на эту роль кандидатурами: Станиславом Садальским (ему потом досталась роль Кирпича) и Иваном Бортником (он сыграл Промокашку). Увидев эти пробы, Вайнеры отступили.
Восторг и критика
Зрители встретили фильм восторженно. Установлено, что только в Москве при показе каждой новой серии фиксировалось превышение обычного расхода электроэнергии на 400 тыс. киловатт. А вот официальная критика отнеслась к нему настороженно. Так, сразу после премьеры в «Комсомольской правде» появилась статья за подписью двух полковников и генерала-лейтенанта милиции, в которой, в частности, утверждалось: «Перед зрителями выступили довольно неорганизованные, не очень культурные и к тому же неважно обученные люди, не брезговавшие для достижения успеха грубыми нарушениями социалистической законности… Вряд ли мы должны быть снисходительными к детективу, даже поставленному профессионально, если он искажает историю».
Несмотря на оглушительный успех, ни фильм, ни актеры не удостоились никаких наград. И лишь в 1987 году за роль Жеглова Высоцкому посмертно присудили Государственную премию. Владимиру Конкину в 1999 году дали премию МВД России за создание образа Шарапова.
Фамилии в титрах
Но больше всего создателей удивила, причем неприятно, реакция авторов книги «Эра милосердия», по которой был снят фильм. Посмотрев отснятый по их сценарию материал, братья Вайнеры попросили убрать их фамилии из титров. Писатели пояснили, что создавали роман не про Жеглова, а про Шарапова, фронтового офицера, который, попав в милицию и увидев, что там творится, начал бороться с произволом жегловским. «А вы тут такое наворотили!» — возмутились они. В итоге достигли компромисса: автором сценария будет числиться мифический Станислав Константинов. Но как только фильм вышел на экраны, Вайнеры объявились вновь и попросили вернуть их фамилии. Переснять титры согласились за свой счет.
Продолжения не будет
С подачи Высоцкого Вайнеры задумались о продолжении истории. Владимир Семенович даже предложил им свои наброски сюжетной линии будущего сценария. Когда материалы 6-серийного фильма-продолжения уже оформились у Вайнеров в объемную папку, пришла весть о смерти Высоцкого. Братья отложили работу над сценарием и вернуться к ней так и не смогли.
Между тем Станиславу Говорухину, ушедшему из жизни в прошлом году, приходилось регулярно опровергать то и дело появлявшиеся слухи о том, что 2-й сезон, как сейчас бы это назвали, вот-вот выйдет на экраны.
«Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?» — резко обрубил он однажды.
Цифровая реставрация
К 40-летию телевизионного шедевра специалисты Гостелерадиофонда провели многотрудную и кропотливую работу по созданию его цифровой отреставрированной копии, максимально приближенной к современным стандартам телевещания. Каждый кадр пленки прошел через руки реставраторов и подвергся придирчивому контролю специалистов ОТК, после чего материал был отправлен сначала на сканирование, а затем в цифровую обработку. В итоге всенародно любимое «Место встречи…» не только заиграло новыми красками, но и, в отличие от бренной кинопленки, фактически обрело вечную жизнь.
Цитаты из фильма
Немногие фильмы могут похвастаться тем, что фразы, сказанные киногероями, обрели внеэкранную жизнь, войдя в народный лексикон. «Место встречи…» — из их числа. И это еще одно свидетельство всенародной любви и популярности сериала.
Вор должен сидеть в тюрьме! Будет сидеть! Я сказал
Ну и рожа у тебя, Володя… Смотреть страшно.
Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!
Теперь — Горбатый, я сказал — Горбатый!
Что за шум, а драки нет?!
Это только ты умный, а я так, погулять вышел.
Эх, сейчас бы супчику куриного, да с потрошками!
Не бери на понт, мусор!
Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?
Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.
Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем.
Тут у него лежбище.
Кабаки и бабы доведут до цугундера!
Да у тебя десять классов на лбу написано!
Читайте также:
«Вышак ему ломится». Как матерый рецидивист зарезал милиционера в Минске и едва не ушел от наказания
ТОП-3 О МИНСКЕ
Когда планируют открыть движение на последнем участке 1-го транспортного кольца в Минске
Новый жилой квартал построит МАПИД во Фрунзенском районе столицы
Парк Дружбы народов: что там планируют изменить
Пьяный водитель совершил ДТП в Серебрянке
Нетрезвого водителя задержали в столичном жилом районе Серебрянка 1 января. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
В субботу на линию «102» очевидец сообщил, что во дворе дома № 77 на пр. Рокоссовского нетрезвый автомобилист за рулем Mazda повредил несколько припаркованных машин и пытается выехать на проспект.
Экипаж отдела ГАИ Ленинского РУВД немедленно выбыл в указанном направлении. Спустя несколько минут инспекторы обнаружили схожий по приметам автомобиль. Им управлял 42-летний мужчина, от которого исходил резкий запах алкоголя. Гражданина доставили на освидетельствование. По результатам экспертизы в организме водителя выявлено 2,34 промилле.
В беседе с сотрудниками милиции автолюбитель не отрицал того, что употреблял спиртное, а также признался, что необходимости садиться за руль не было никакой.
В отношении нарушителя составлены административные материалы по факту управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и совершения ДТП. Автомобиль доставлен на охраняемую стоянку.
Госавтоинспекция призывает граждан сообщать по телефону 102 о тех, кто нетрезвым садится за руль или уже управляет транспортным средством в таком состоянии. Не исключено, что подобный звонок поможет избежать трагедии.
Напомним, за минувшие сутки столичные госавтоинспекторы остановили пятерых опьяненных водителей.
Читайте также:
Смотрите также:
«Мяу». Белорусская теннисистка Арина Соболенко необычно приветствовала наступление года Тигра
Фразой, содержащей звукоподражание «мяу», приветствовала 2022 г. (год Тигра) белорусская теннисистка Арина Соболенко в своем Instagram-аккаунте, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото БелТА
Помимо текста «Ну приветики 2022 мяу» спортсменка разместила несколько своих фотографий, где она позирует на теннисном корте. На снимках заметна и татуировка с изображением головы тигра на левом предплечье А. Соболенко, родившейся в год Тигра. Ранее в интервью она признавалась, что по характеру тоже тигр, а его изображение, в частности, дополнительно мотивирует бороться на корте до конца.
Смотрите также:
Ерёменко вместо Боярского. Как снимали фильм «Трактир на Пятницкой»
Фильм «Трактир на Пятницкой» более 10 лет собирал кассу в кинотеатрах за счет подростков. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1920-е годы, Москва. В МУРе разрабатывают операцию по ликвидации банды, совершающей разбои, грабежи и убийства. Известно, что преступники сделали местом сбора злачное место — трактир на Пятницкой.
Представившись вором по кличке Рыжий, которого все знают лишь понаслышке, в банду внедряется оперативник Николай Панин. Неожиданно приходит известие, что настоящий бандит Рыжий сбежал из мест заключения и едет в Москву.
Начинал у нас
Автор детективных и шпионских романов Николай Леонов с 1953 года работал оперативником в московском уголовном розыске. 10 лет спустя в звании капитана уволился, решив посвятить себя литературному творчеству. Опыт, полученный за время службы, превосходно сочетался с литературным даром. Его книги пользовались популярностью. Экранизации были одна ярче другой. По его произведениям уже вышли фильмы «Ринг» (1973), «Вариант «Омега» (1975).
Повесть «Ждите моего звонка» стала на экране «Трактиром на Пятницкой». Хоть писатель в 1920-е еще не родился, в МУРе в бытность его службы в 1950-е оставались старожилы, работавшие там со времен нэпа.
От них-то он и узнал о деталях и тонкостях московского преступного мира послереволюционной поры.
Александр Файнциммер
Идея экранизации возникла, когда книга попала в руки режиссера Александра Файнциммера. Он считался легендой «Мосфильма». В конце 1920-х вместе с коллегами проходил практику в Голливуде. С 1929 года работал в «Белгоскино», базировавшемся в Ленинграде. После фильма «Поручик Киже» (1933) ему присвоены звания «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР» и «Заслуженный артист Белорусской ССР».
В 1949-м вместе с В. В. Корш-Саблиным Файнциммер в Минске снял отечественную киноклассику — «Константин Заслонов».
Любил экспериментировать с жанрами. В 1955-м вышла его картина «Овод», сделанная на «Ленфильме». Почти сразу на «Мосфильме» он снял музыкальную комедию «Девушка с гитарой» с Гурченко в главной роли. Страсть к смене тем и форм подтолкнула его в 72 года взяться за детектив. Позже он снимет еще одну ленту в этом жанре — фильм «Прощальная гастроль артиста».
Бегство от амплуа
В книге и в написанном сценарии главарем банды был мужчина по имени Василий, а не женщина. Превратить скупщика краденого, бывшего агента царской охранки в разбитную жесткую бандершу решили прямо на кинопробах. Тамару Сёмину пригласили на эпизодическую роль кабацкой певички. Так совпало, что перед этим она снялась в череде тяжелых военных картин, устала от слез в кадре, кинобоев. Актрисе хотелось покуражиться, исполнить легкую искрометную роль. Но, пробуясь перед камерой, она показала такую характерную героиню, что после команды «стоп» оператор произнес: «У нас есть главарь банды». «А что же делась с Василием?» — спросил сценарист. «А мы его убьем», — сказал Файнциммер. Так Сёмина в ленте стала хозяйкой трактира. А ее любовником, бандитом по кличке Серый, — Константин Григорьев. Правда, сначала утвердили Льва Дурова. Но, несмотря на отрицательную харизму, в нем проглядывалась природная доброта.
Сыграть князя Рюмина по кличке Цыган режиссер звал Михаила Боярского. Файнциммеру нравились его дворянская стать, военная выправка, которыми он еще не успел блеснуть в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». На его счету уже была роль в музыкальной комедии «Собака на сене». Вот только кандидатуру Боярского не одобрил худсовет. Ленинградский артист не нравился Николаю Сизову, директору «Мосфильма». Тогда начали искать замену, такой же мужественный типаж. Кто-то посоветовал Николая Ерёменко. Наш земляк, снискавший невероятную популярность после роли Жюльена Сореля в фильме «Красное и черное», как раз мечтал расстаться с амплуа романтического героя. И стал на экране убедительным рисковым Цыганом.
Для молодого актера Александра Галибина предложение попробоваться на роль Пашки-Америки было неожиданным. Он оканчивал театральный вуз, за плечами была всего одна работа в кино. Режиссеру рекомендовали не рисковать с малоопытным актером, но Галибина утвердили.
С актерским ансамблем Файнциммер попал в яблочко. Экранную подругу персонажа Галибина сыграла Марина Дюжева. Юрий Назаров — предателя Ивана Шлёнова. Глеб Стриженов — музыканта в трактире. Виктор Перевалов — чекиста под прикрытием. Для актера с детскими чертами лица роль стала последней большой в советском кино. Иванушка, сын Марьи-искусницы из знаменитой киносказки, в 1980-е работал сторожем, грузчиком, строил метро. Только в 2000-е его стали приглашать на роли, на сей раз свихнувшихся стариков.
10 лет в прокате
Перед художником-постановщиком картины стояла сложная задача: найти в Москве районы, нетронутые современной застройкой. Это оказалось непросто. Пятницкая давно претерпела изменения по Генеральному плану реконструкции столицы. Снесли и трактир, существовавший в реальности.
Декорации его построили в павильоне. А натурные съемки улиц проводили на Большой Ордынке, в подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. Здания торговых рядов в Москве не сохранились. Их нашли в Ростове Ярославской области. Казалось, к 1977 году там ничего не изменилось с дореволюционных времен. Режиссер настаивал на том, что никто не может импровизировать и менять слова в тексте. Картина для тех времен была смелая. Файнциммер надеялся, что претензий к фильму, снятому в точности по утвержденному сценарию, не будет. Дело в том, что эпоха нэпа в 1950–1960-е в официальной историографии подавалась исключительно в негативном свете. Никто не вспоминал, что именно нэп спас страну от голода. В тот период было много экономических, культурных и социальных свобод в сравнении с последующими десятилетиями. В ленте это заметно. И авторы опасались нападок.
Тем не менее фильм без препятствий появился в кинотеатрах летом 1978 года. Стал одним из лидеров годового проката. В течение последующих 10 лет, если какой-то из кинотеатров не выполнял годовой план по сборам, на афишах вновь появлялся «Трактир на Пятницкой» и собирал неплохую кассу за счет подростков. Они ведь были маленькими, когда этот приключенческий фильм показали впервые, ранее его не смотрели. Кинопрокатчики хорошо знали и знают, что тинейджерская аудитория полностью обновляется раз в три года.
Еще материалы рубрики:
До +5 °С днем и до –14 °С ночью. Синоптики рассказали о погоде в Беларуси 2 января
В ночь на 2 января в Беларуси похолодает, однако днем в некоторых регионах температура снова поднимется до плюсовых значений, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
В воскресенье в республике будет облачно с прояснениями. Ночью без существенных осадков (их вероятность не превысит 15 %), днем с вероятностью 90 % и более ожидается выпадение снега, мокрого снега или снега, переходящего в дождь.
Ветер 4–9 м/с, ночью — северо-западный, днем — южный. В течение суток возможно усиление порывами 14–18 м/с.
Днем плюсовые температуры ожидаются в Бресте и Гродно, где воздух прогреется до +3… +5 ° С. В остальных регионах температура сохранится на уровне 0 ° С или опустится до минусовых значений. Например, в столице прогнозируют 0… –2 ° С, в Гомеле — до –2… –4 ° С, в Могилеве — до –3… –5 ° С, а в Витебске — до –4… –6 ° С.
Ночью минусовые значения температур будут наблюдаться по всей Беларуси, при этом самая теплая погода сформируется в Бресте, где похолодает до –1… –3 ° С. В Гродно обещают –2… –4 ° С, в Гомеле — до –6… –8 ° С, в Минске — до –7… –9 ° С (в окрестностях города — до –10… –12 ° С). Самые холодные температуры прогнозируются в Могилеве и Витебске, где температура опустится до –8… –10 ° С и –12… –14 ° С соответственно.
В течение суток временами возможен слабый туман, на дорогах республики образуются гололедица и гололед, предупреждают синоптики.
Смотрите также:
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Как жил и творил художник, написавший «Партизанскую мадонну»
Признанный при жизни классиком, художник Михаил Савицкий первым среди деятелей национальной культуры был удостоен звания Героя Беларуси. Как обычному мальчику из деревушки Звенячи удалось стать белорусским Рафаэлем, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Цифры на сердце
В сентябре 2012-го в Верхнем городе Минска открыли Художественную галерею Михаила Савицкого. В просторных залах старинного здания XVIII века на площади Свободы представлено свыше тысячи экспонатов: личные вещи мастера, награды, документы, фотографии, книги с автографами и воссозданный интерьер рабочего кабинета.
Но самое интересное в экспозиции — многочисленные живописные полотна, открывающие тем, у кого фамилия народного художника ассоциируется в основном с «концлагерной» темой, новые, отчасти неожиданные грани его творчества. Работы мастера выставлены по залам в хронологическом порядке — от соцреализма к «суровому стилю».
Здесь представлены известные циклы: «Черная быль», «Заповеди блаженства». В библейских сюжетах органично смотрятся изображения обнаженных женщин, мастерски написаны портреты писателей и мыслителей, жанровые сцены. Что касается серии «Цифры на сердце», она находится в коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.
Военная тематика неслучайно была определяющей в творчестве живописца. В июле 1942-го молодой боец, принимавший участие в обороне Севастополя, попал в плен, до апреля 1945-го скитался по немецким концлагерям, пока не был освобожден. Серию «Цифры на сердце», куда вошли свыше полутора десятка картин, М. Савицкий начал лишь в 1974-м и завершил в 1987-м.
Отчего художник не взялся за кисть по горячим следам, не решился сразу после окончания войны и возвращения в родную республику поведать миру о страшных событиях, свидетелем и невольным участником которых был сам? «Когда я спросил, почему Михаил Андреевич так поздно начал разрабатывать эту важную для него тему, он рассказал мне про своего друга из концлагеря Дюссельдорфа, — вспоминал известный искусствовед Борис Крепак. — Во время войны их дороги разошлись, но спустя какое-то время его товарищ увидел открытку с репродукцией Савицкого, разыскал и пригласил к себе.
И первый вопрос, который он ему задал: а что ты написал про это? И художнику тогда было нечего ответить. Потом он вернулся домой и начал писать…»
Номер на руке
Михаил Андреевич Савицкий родился в феврале 1922-го в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области в многодетной крестьянской семье, где были еще три старших брата и младшая сестра, Надя. Отец служил на железной дороге, мать работала пчеловодом в колхозе.
После окончания школы 18-летний юноша был призван в Красную армию, попал в школу младших командиров по управлению зенитной артиллерией в Ростове-на-Дону. Война застала его в Махачкале, где формировалась 345-я стрелковая дивизия для десантирования в Севастополь. В Крыму он и принял свой первый бой.
На протяжении 250 дней красноармеец Савицкий вместе с боевыми товарищами принимал участие в героической обороне черноморского порта, блокированного гитлеровцами с суши и моря. А на пятые сутки после сдачи города, у Херсонесского маяка, тяжелораненый попал в плен. После долгих мытарств его этапировали в Германию и поместили в рабочий лагерь для военнопленных в Дюссельдорфе.
Потом были концлагеря «Бухенвальд», «Миттельбау-Дора», «Дахау» под Мюнхеном… Спасение пришло 29 апреля 1945-го, когда изможденного узника № 32 815 освободили войска союзников. Он был найден без сознания, почти бездыханным, угасавшим в тифозном бараке.
После лечения и проверок в фильтрационном лагере при НКВД Савицкий дослуживал в Советской армии на территории Германии и Венгрии. Вернулся на родину в конце 1946-го.
— Наша мама преподавала в Минске в художественном училище, — вспоминал известный белорусский кинооператор и режиссер Евгений Зайцев, — и Михась Савицкий, только приехавший в Минск, поступил туда и учился у нее. Он был худым, ходил в обмотках, кирзовых сапогах или ботинках, снимал угол в нашем доме на Логойском тракте у художницы Софьи Ли и показывал нам, пацанам, концлагерный номер на руке…
На последнем курсе училища Савицкий женился на однокашнице Маргарите Денисовой, а после окончания продолжил образование в Московском художественном институте имени Сурикова. Получив красный диплом и квалификацию «художник-живописец», Михаил Андреевич в конце ноября 1957-го вернулся на родину и жил в Минске, посвятив себя творчеству.
КАРТИНА: «Партизанская мадонна (Минская)», художник М. Савицкий, 1978 год, 207 × 142 см, холст, масло.
ГДЕ НАХОДИТСЯ: Национальный художественный музей Беларуси, зал белорусского искусства.
Белорусский Рафаэль
Известность пришла к нему в 1960-е годы, во времена хрущевской оттепели. Причем огромный резонанс вызвала написанная в 1967-м и ставшая визитной карточкой мастера картина «Партизанская мадонна», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке, получила серебряную медаль Академии художеств СССР и была приобретена в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.
Сакральный христианский образ Богоматери художник смело переосмыслил, опираясь на традиции своих великих предшественников. Много позже, через 11 лет, своя «Мадонна» появилась и у Государственного художественного музея БССР, директор которого Елена Аладова заказала Савицкому копию картины. Мэтр копий никогда не делал и написал совершенно новую версию. Если полотно, оставшееся в Москве, по стилистике напоминало работы Кузьмы Петрова-Водкина, то «Партизанская мадонна (Минская)» была близка к рафаэлевской «Сикстинской мадонне».
И не случайно. Шедевр великого итальянца во время войны вместе с другими произведениями был спрятан в заброшенной каменоломне под Дрезденом. В мае 1945-го полотно нашли советские войска, и оно попало в хранилище Пушкинского музея, впоследствии его возвратили с другими дрезденскими сокровищами властям ГДР в 1955-м. Перед этим «Мадонна» Рафаэля была представлена московской публике. В то время М. Савицкий учился в Белокаменной и посещал эту выставку.
— И всё же «Партизанская Мадонна (Минская)» — оригинальная и мастерски написанная работа. Вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей фашизма. «В своем творчестве Савицкий разработал новую концепцию гуманизма человека, пережившего войну, который прекрасно понимает цену человеческой жизни и осознает, как тонка грань разрушения мира, — подчеркивает искусствовед Ольга Архипова. — Это становится основным манифестом художника: никогда нельзя забывать о самой страшной катастрофе человечества — войне, которой всегда противопоставляется жизнь…»
Подготовил Владимир Петров
Еще материалы рубрики:
Издательство «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» отмечает 55-летие
Главная редакция «Белорусской Советской Энциклопедии» создана 1 января 1967 г. при Академии наук БССР на правах научно-исследовательского института. С 1975 г. издательство вошло в систему Госкомиздата БССР, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
С работы по созданию первой национальной 12-томной «Беларускай Савецкай Энцыклапедыі» началась деятельность издательства. Ему в 1980 г. присвоено имя Петруся Бровки – инициатора основания и первого главного редактора издательства. С 1991 г. оно носит название «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки». Находится в пер. Калинина в Минске.
Издательство специализируется на выпуске универсальных, региональных и отраслевых энциклопедий, разного рода справочников и словарей, учебной, детской и научно-популярной литературы, а также элитных изданий, книг-фотоальбомов представительского класса. У издательства есть своя библиотека, научно-информационная база. Научно-отраслевые редакции находятся в тесном контакте с отраслевыми институтами Национальной академии наук Беларуси.
Труд редакции издательства отмечен многими наградами. Так, многотомник «Природа Беларуси» в 1984 г. удостоен серебряной медали Программы ООН по окружающей среде. «Свод памятников истории и культуры Белоруссии» и энциклопедия «Беларуская мова» удостоены Государственной премии Беларуси в 1990 г. и 1998 г. соответственно.
Издательство неоднократно становилось дипломантом Минской международной книжной выставки-ярмарки «Книги Беларуси», Международного конкурса «Искусство книги» государств – участников СНГ, Национального конкурса «Мастацтва кнігі», Международной книжной выставки-ярмарки ЭКСПО (Украина), Международной книжной выставки-ярмарки «Книга – путь сотрудничества и прогресса» (Туркменистан), Евразийской международной книжной выставки-ярмарки Eurasian Book Fair ( Казахстан), Санкт-Петербургского книжного салона.
«Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» также получила специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства «Союзное слово» за реализацию совместного с российским издательством «Армпресс» проекта «Энциклопедия Победы. Беларусь – Москва».
В 2010 г. творческому коллективу издательства «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» за создание книг «Земля силы. Беловежская пуща» и «Радзивиллы. Альбом портретов XVIII-XIX веков» вручен Диплом лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».
Тема белорусской истории, сохранения культурного наследия – одна из приоритетных в работе издательства. Его миссия – продвижение современных знаний и достижений, сохранение уникальных исторических традиций и культурных ценностей Беларуси через предоставление достоверной, регулярно обновляемой информации.
Смотрите также:
Российских судам запрещен доступ во внутренние воды Украины
С 1 января 2022 г. вступил в силу закон, запрещающий российским судам доступ во внутренние воды Украины и принятый Верховной радой более года назад, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.
Фото носит иллюстративный характер, Pixabay.com
Согласно документу, корабли под флагом определенных государств теперь не смогут перевозить пассажиров и грузы в международных рейсах между речными портами. Такая же мера относится к каботажным грузовым рейсам во внутренних водах страны.
Кроме того, вводится запрет на регистрацию в Государственном судовом реестре Украины плавсредств, владельцами которых выступают граждане РФ.
Днестр, Дунай, Днепр и другие реки относятся к внутренним речным водным путям в Украине.
Смотрите также:
Депутат обратил внимание на расширение в проекте Конституции прав и обязанностей родителей
Проект обновленной Конституции предусматривает расширение прав и обязанностей родителей по воспитанию детей. На это обратил внимание представитель Конституционной комиссии, председатель Пружанского районного Совета депутатов Николай Кудравец, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Фото с сайта president.gov.by
Согласно ст. 32 Основного закона, родители или заменяющие их лица вправе и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. В обновленной редакции эту статью предложено дополнить фразой: «готовить к общественно-полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». По мнению депутата, новый посыл актуален, а труд еще никого не испортил.
Н. Кудравец также отметил важность поправки в части сохранения исторических и национальных традиций.
– Чтобы мы остались свободной и независимой нацией, конечно, нужно знать свою историю и культуру, – подчеркнул он.
Читайте также:
Смотрите также:
Новый резидент «Великого камня» займется разработками в области создания умного города
Новый резидент «Великого камня» займется разработками в области создания цифровых энергообъектов и умного города, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт индустриального парка.
Фото industrialpark.by
Белорусское ООО «СинРубЭнерго» было зарегистрировано в качестве 85-го резидента парка 30 декабря 2021 г. Компания возьмет на себя разработку комплексных систем автоматизации и диспетчеризации, а также будет развивать научно-исследовательский проект, связанный с созданием цифровых энергообъектов и умного города.
— В рамках реализации инвестиционного проекта новый резидент планирует осуществлять научные исследования, производство и продвижение на рынке комплексных систем автоматизации, — отметили в индустриальном парке.
Смотрите также:
Кунцевич высказался о проекте обновления Конституции и противниках белорусской государственности
Против предлагаемых обновлений нынешней редакции Конституции могут выступать лишь противники белорусской государственности, поскольку характер вынесенных на обсуждение изменений выполняет важнейшую цементирующую роль всего многогранного государственного механизма. Такое мнение первый заместитель министра информации Андрей Кунцевич высказал БелТА, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото БелТА
По словам А. Кунцевича, после одобрения изменений в Основной Закон не получится перечеркнуть в одночасье результат 30-летнего государственного строительства, кто бы ни пришел к управлению страной в будущем. Это важно и для сохранения преемственности поколений, и для продолжения поступательного развития Беларуси.
А. Кунцевич отметил, что в ее истории хватало потрясений и шоковых периодов и что народу просто следует вынести уроки из нашей богатой истории. Объявленный Главой государства Год исторической памяти — хороший повод для этого.
Первый замминистра констатировал необходимость признать, что работа Всебелорусского народного собрания уже давно требовала более конкретной нормативной формализации. В свое время именно ВНС (и его поддержка предложенного Президентом курса развития страны) сыграло решающую роль в укреплении белорусской государственности.
— И видится вполне логичным создание условий, при которых именно эта площадка сможет обеспечить баланс и защиту интересов белорусского народа и нашей независимости, — добавил А. Кунцевич.
Читайте также:
Смотрите также:
- Вор в законе авто тугуши
- Вор домушник угонщик автомобилей это