Восьмиканальный усилитель в авто

Взбодрить штатку. Тест усилителей со встроенными процессорами: 8-канального JBL DSP4086 и 4-канального JBL DSP2544

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

И снова в лаборатории новинки, которые только-только поступают в продажу – это 4- и 8-канальные усилители от JBL. Их особенность – цифровые процессоры вместо привычных аналоговых фильтров. Усилители явно ориентированы на апгрейд штатных систем, но с разными компоновками: DSP4086 имеет 6 входов и 8 каналов усиления, а DSP2544 имеет 4 входа, 4 канала усиления и ещё одну «лишнюю» пару линейных выходов.

По заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста 4-канальник DSP2544 ещё не вышел в продажу, но планируемая цена – 13990 рублей. А 8-канальник DSP4086 уже продаётся и стоит 21990 рублей.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Усилители выполнены практически в одинаковых корпусах, различие лишь в длине. С овальным профилем, кстати, выглядят симпатично. У обоих – удобная односторонняя компоновка.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Подключение – либо по линейным, либо по высокоуровневым входам (работают с сигналом до 15 В). В последнем случае усилитель может включаться без управления по Remote – автоматически по наличию входного сигнала (постоянная составляющая или полезный сигнал). В общем, явный ориентир на апгрейд штаток без лишних сложностей и вмешательств.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Все необходимые кабели с разъёмами идут в комплекте. У 4-канальника JBL DSP2544 предусмотрен разъём под проводной пульт, но сам пульт предлагается как опция.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

У 8-канальника JBL DSP4086 пульт идёт в комплекте. Тут усилитель уже более серьёзный, поэтому питание идёт отдельным разъёмом.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Если у 4-канальника линейные и высокоуровневые входы выполнены раздельно, то у 8-канальника все подключения – через разъёмы RCA. Для подключения по высокому уровню в комплект вложены удобные переходники.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Внутри усилители разные. Восьмиканальник DSP4086 – это усилитель D-класса, а четырёхканальник DSP2544 работает в классе АВ. Обращу внимание на один существенный момент – платы имеют конформное покрытие (защиту от влаги). И хоть формально усилители не заявляются как Marine или Power Sport, при установке под передние сиденья это даст большой плюс к надёжности.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Процессорные части у обоих усилителей почти одинаковые и построены на связках от Asahi Kasei Microdevices. «Математика» возложена на AK7738, АЦП и ЦАП частично используются его же встроенные, в 4-канальнике замечен дополнительный ЦАП AK4432, а в 8-канальнике – пара AK4432 плюс внешний АЦП AK5552.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Усилительная часть восьмиканальника построена на четырёх двухканальных IR4322. Силовые ключи, судя по всему, расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу. Описание почему-то скромничает насчёт мощности – заявляется всего 40 и 60 Вт при 4 и 2 Ом, хотя на деле силовой запас выше, на измерениях сами увидите.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

В четырёхканальнике используется микросхема STPA008. Она прижата к теплоотводу, который передаёт тепло на корпус.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

РАБОТА ВСТРОЕННЫХ ПРОЦЕССОРОВ

Настраиваются усилители с компьютера, подключение по USB (кабели в комплекте), программа управления скачивается с официального сайта. Поскольку 4-канальник на момент теста в открытую продажу ещё не поступил, при изучении пользовался программным обеспечением, присланным из Harman – версия 2.8.0. Она подошла для обоих усилителей, причём в каждом случае после подключения отображалось нужное число каналов.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Сначала о том, что понравилось. Во-первых, можно сразу задать назначение каналов (твитеры, среднечастотники, вуферы и т. д.), и программа автоматически включит фильтры – даже сложная система будет готова к первому включению буквально в несколько кликов. Картинка с расположением динамиков при этом будет соответствовать выбранной схеме – не запутаешься.

Во-вторых, есть индикаторы клиппирования сигнала – при настройке со штатными системами будут точно нелишними. В-третьих, прямо в программе есть контроль напряжения питания – специально для тех, кто любит настраивать без подключения зарядного устройства.

Маршрутизация каналов – традиционная матричная, причём можно не просто указывать, с какого входа на какой выход что пойдёт, но и смешивать сигналы в разных пропорциях.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

В целом логика управления стандартная, так что к программе привыкаешь быстро. Единственное, что можно отметить как эргономический минус – при настройке фильтров частоты приходится вбивать вручную. То есть, настроить процессор, орудуя одной лишь мышкой, без клавиатуры, тут не получится.

Вторая придирка – нет возможности выбирать типы фильтров. То есть, крутизну – хоть до 48 дБ/октава, а вот сами фильтры – фиксированные. Снял для интереса характеристики при настройке фильтров на 70, 400 Гц и 6 кГц:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Заявки выдерживаются идеально, но у современных процессоров с этим особых проблем не наблюдается. Характеристики получились похожи на баттервортовские, это практически классика.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 8-КАНАЛЬНОГО JBL DSP4086

Начну с 8-канальника, и сначала – спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц. Как видите, при малом сигнале лишних гармоник практически нет, и это можно считать приятной неожиданностью для не самого дорогого D-класса:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

При подаче двухтональных сигналов всё выглядит прилично, обошлось без типичной задиристой «расчёски». Пока тоже зачёт.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

А это – распределение гармоник по спектру. Как почти у всех усилителей на нижних частотах искажения ожидаемо чуть выше, хотя на СЧ (где это особенно важно) их уровень достаточно низок. Вторая и третья гармоника примерно одного порядка без явно выраженного доминирования какой-то одной.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Зависимость КГИ от выходной мощности стандартно снимаю на частоте 1 кГц. Примечательно, что с понижением уровня сигнала искажения не подскакивают, как это часто бывает в D-классе.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

И обратите внимание, при каких мощностях наступает ограничение сигнала. Реально усилитель выдаёт заметно больше обещанных 40 и 60 Вт. Для сведения, при измерении нагружал 4 канала из 8, это хорошо соответствует работе в реальных системах (вряд ли все 8 каналов будут работать в полную полосу). Формально параметры получились такие:

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Даже картинка интермодуляционных искажений нормальная – практически полное отсутствие гармоник высших порядков. Вообще, спектры даже немного чище, чем у 8-канальника.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Распределение уровня искажений по спектру почти такое же, как у 8-канальника, но гармоники распределяются чуть иначе – на СЧ и ВЧ доминирует вторая.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Измерять мощность привычными методами не стал, усилитель построен на несложной микросхеме, так что в данном случае это было не нужно. Но решил наглядно показать, что происходит с сигналом, когда сигнал достигает максимального размаха. В принципе, сигнал на выходе остаётся достаточно чистым даже близко к максимуму, и это хорошо.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Как только усилитель достигает пределов, начинается ограничение сигнала. При питании 14,4 Вольт этот предел – примерно на отметке 12 Вольт.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

По части силового запаса DSP2544 примерно сопоставим с головными устройствами, хотя в остальном сравнение с ними неуместно. Судя по тому, как усилитель обходится с сигналом, по звучанию он должен быть поинтересней, да и про приличный процессор забывать не будем.

Первым делом включил восьмиканальный DSP4086. Общий характер звука чуточку суховатый, но не холодный, в звуке нет колкости или грубости, присущей многим усилителям D-класса умеренной ценовой категории. Отсутствие нарочитой теплоты не делает звук утомительным, музыку можно слушать долго, это можно считать плюсом.

Серединка подаётся, я бы сказал, рафинировано – ясно, но как будто вычищено от лишних послезвучий. Наглядней всего это слышно на симфонической музыке – создаётся ощущение, будто инструменты все расставлены на своих местах, в том числе и в глубину, ничто не теряется, но при этом хочется чуть больше ощущения пространства. Какие-нибудь студийные записи звучат вполне нормально. Правда, в какой-то момент поймал себя на мысли – лишнего полез в аудиофильство. В своей ценовой категории усилитель гарантированно не станет слабым звеном в системе, а это главное.

Четырёхканальник DSP 2544 в плане звуковой подачи немного теплее и как-то «камернее» что ли. С ним хорошо слушать неспешный инструментал и электронику, хорошо заходит популярная музыка. Формально мощность у него ниже, чем у восьмиканальника, но звучит бодро и как-то плотненько что ли, так что впечатления в целом положительные.

Усилители определённо есть смысл рассматривать, когда нужно «взбодрить» штатную систему, не затратив много денег. А цены, меж тем, совсем невысокие: чуть меньше 22 тысяч за 8 каналов усиления плюс процессор на нормальных (ещё раз – на нормальных!) чипах – это недорого. Да и 4-канальник умещается в очень разумные пределы.

Разумеется, сейчас налетят снобы, которые начнут бухтеть, мол, нет цифровых входов. Но я бы не сказал, что апгрейд с подключением по аналогу востребован меньше, так что потенциальное поле использования осталось очень даже широким. Хотите оптику? Да не вопрос, докиньте деньжат и возьмите что-то другое. Не нужна оптика? Есть возможность сэкономить, взяв JBL, со своей задачей эти усилители вполне справляются.

Плюсы:
Компактные, удобны в установке
Влагозащитное покрытие плат (актуально при установке под сиденья)
Работают от 8 Вольт (актуально для автомобилей с системой Start-Stop)
Процессоры на весьма приличных чипах Asahi Kasei Microdevices
У 8-канальника мощность выше заявленной в описании

Минусы:
Не предусмотрено мостовое включение каналов
Цифровой вход расширил бы область применения усилителей

Источник

Вторая генерация. Тест второго поколения 8-канального усилителя с 10-канальным процессором AMP Euphoria

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

А пока кто-то спорит и рассуждает, насколько хороши или плохи усилители со встроенными процессорами, разложу по полочкам очередную модель, оказавшуюся у меня в лаборатории. Без лишних домыслов, аргументировано, с изучением конструкции, инструментальными измерениями и анализом работы.

Стоп, – скажет внимательный читатель. А ведь, кажется, AMP Euphoria (он же – AMP DA-60.8DSP) уже был на тестировании в CarMus? Да, это так, но то было первое поколение, а относительно недавно эта модель обновилась. Тихо и без лишней шумихи, хотя и с основательным перетряхиванием начинки. При этом цена осталась на прежнем уровне – 40000 рублей на момент теста. Для восьми каналов усиления и десяти каналов процессора – вменяемо. Смотрим, что умеет вторая генерация этой модели.

Внешне усилитель остался ровно тем же, что и был. Очень компактный корпус с односторонней компоновкой разъёмов, почти все подключения реализованы через Molex-разъёмы.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Все «хвосты» идут в комплекте, выполнены качественно, сечение проводов достаточное, не в «три с половиной волосины», как это иногда бывает.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

В охлаждении усилителя участвует весь корпус целиком, включая нижнюю поверхность, а потому кронштейн крепления из комплекта предусматривает слегка «приподнятый» монтаж.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Нагрев усилителя, впрочем, умеренный. Часть тепла отводится через радиаторы внутри корпуса с помощью «принудиловки», выводящей воздух через боковую стенку.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Питание подключается либо через общую фишку, либо через отдельные терминалы под кабель 8 Ga. Индикатором включения служит подсвечивающийся изнутри предохранитель – необычное решение, но почему бы и нет?

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

К процессору можно подключить проводной пульт – он нужен не во всякой системе, а потому идёт как опция.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Набор входов состоит из 8-канального высокоуровневого, 2-канального линейного и цифрового оптического. Отдельным пунктом идёт опциональный модуль Bluetooth для потоковой передачи аудио. Все входы равнозначны, переключение между ними производится с пульта. Правда, предусмотрен небольшой лайфхак, позволяющий в некоторых случаях обойтись и без него.

Дело в том, что в общем разъёме есть провод, обозначенный как «сигнал заднего хода». При появлении на нём напряжения усилитель принудительно переключается на высокоуровневые входы. Изначально это сделано, чтобы не «потерять» при апгрейде аудиосистемы сигнал со штатных парктроников, но ничто не мешает использовать его и как упрощённый селектор входов.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Теперь к самому интересному – к начинке. Напомню, вот так выглядел внутри AMP Euphoria первого поколения:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

А вот это я открыл уже новый усилитель. Посмотрите, в целом компоновка осталась той же, но сразу бросается в глаза подросший трансформатор блока питания и иная реализация силовых ключей блока питания.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

По словам Андрея Вахтина (кто не в курсе, основатель бренда AMP), при разработке нового поколения «Эйфории» одной из задач было увеличение именно силового потенциала этой модели. Результат в цифрах покажут измерения.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Усилительная часть вроде бы без видимых изменений. Но тут ключевое слово – видимых. Силовые чипы закрыты радиатором, через который вентилятор прогоняет воздух. Включение вентилятора, кстати, упреждающее – сразу с увеличением уровня сигнала, а не когда всё уже нагрелось до состояния «бегите за огнетушителем, а я тут пока подую».

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Отсутствие видимых изменений не означает, что под радиатором всё осталось прежним. В оконечной части вместо «филипсовских» чипов D-класса TDA8920 стоят более мощные TDA8954. Первые дают возможность снять до 2 х 80 Вт при максимуме питающего напряжения по 30 В в плече. Вторые – до 2 х 200 Вт при питании по 41 В в каждом плече.

Теперь снова смотрим блок питания в «Эйфории». Во вторичных цепях стоят буферные конденсаторы на максимальное напряжение 35 В, а это значит, что чипы работают далеко от предельных режимов. Следовательно, кроме увеличения мощности по сравнению с первой версией можно ожидать и повышения надёжности усилителя в целом.

Вот так выглядела усилительная часть в первом поколении:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

А вот это – уже новая Euphoria. Смена чипов потребовала смены обвязки и состава компонентов в выходных фильтрах:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Процессорная часть по-прежнему выполнена на серьёзном вычислительном чипе семейства TMS320 от Texas Instruments. Эта архитектура в своё время создавалась для задач обработки звука в домашнем кинотеатральном High End. В первой генерации AMP Euphoria чип показал себя на удивление хорошо. Вот так выглядела субплата раньше:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

В новом поколении изменилась обвязка процессора:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Наверное, единственное, что осталось без особых изменений – это плата оптического входа, выполненная отдельно и закрепленная на основной части корпуса.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Управляющая программа ровно та же, что и для первого поколения AMP Euphoria. Удачная цветовая гамма, всё читается даже при ярком свете, все настройки в одном окне. Последнее, правда, является же и недостатком – на небольшом экране ноутбука циферки в окошках маловаты. По меткому выражению Александра Лысенко, имевшего дело с этим процессором, «как вслепую играть на гитаре».

Много говорить о программе не стану, отмечу лишь несколько плюсов и минусов, которые, на мой взгляд, можно отнести к ключевым:

Плюсы программы:
Выбор источника непосредственно из программы
Возможность задать входные уровни каждого канала
Возможность указать мостовые пары каналов
Вывод графиков работы фильтров сразу для всех каналов или выборочно
Выставление задержки в миллисекундах или сантиметрах
Возможность быстрого мутирования отдельных каналов
Наличие мастер-громкости (тоже важно, не во всех процессорах предусмотрено)
Быстрое отключение/включение эквалайзера или отдельных полос
Настройка эквалайзера перетаскиванием точек на графике и скроллингом мыши
Возможность линковать каналы для настройки в произвольном порядке
Выбор типа фильтра (Бессель, Баттерворт, Линквиц-Райли)

Минусы программы:
Нельзя микшировать сигналы с разных входов
Графики эквалайзера показываются на общей картинке только для выделенного канала и только в момент регулировки
На небольшом мониторе отдельные элементы требуют соколиного зрения

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

Так уж вышло, что с момента предыдущего теста количество измерений в тестах прибавилось, так что новое поколение получится проанализировать даже чуть поглубже. Итак, для начала – что выдаёт усилитель при малом и обычном уровнях полезного сигнала. На вход подаю 1 кГц.

Уровень шума невысокий, спектр гармоник относительно задиристый. К слову, подобные спектры имели большинство «классических американцев» – старые Rockford Fosgate, Soundstream, US Amps и т. п. Немного не по аудиофильски, но на многих музыкальных жанрах такое звучание воспринимается как нарочито напористое и энергичное.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Для оценки интермодуляционных искажений на вход подаю уже двухтональные сигналы. Тут картина похожая – неидеально, но в пределах разумного.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Интересно, что на сверхмалых уровнях сигнала вторая гармоника невелика, а с возрастанием становится доминирующей. Такая картина наблюдается во всём частотном диапазоне, поэтому характерной «дроблёности» и чрезмерной жёсткости в звуке не ощущается. Но про звук ещё скажу чуть позже.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Силовой потенциал нового AMP Euphoria действительно заметно вырос. Если прежние измерения показали номинальные значения мощностей 55 и 75 Вт, соответственно, на 4 и 2 Ом, то с новой усилительной частью ограничение сигнала наступает при более высокой выходной мощности:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 4 Ом) 11 октября 2019 в 12:01

Источник

Тест 8-канального усилителя с процессором JL Audio VX800/8i. Часть 1. Изучаем конструкцию

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Долгое время я считал усилители JL Audio серии HD лучшими по звуку среди автомобильных моделей D-класса. Похоже, теперь это уже не так. Признаюсь, был очень впечатлён, когда услышал новую серию VXi. И это был не просто первый «вау-эффект», даже при последующем дотошном прослушивании уже в своём тракте усилитель так и не «отпустил». Не буду забегать вперёд, попробую всё рассказать последовательно.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИНЕЙКА VXI

Ко мне в руки попал один из первых усилителей этой серии, появившихся по эту сторону океана (доступны к покупке они будут в начале августа). Это 8-канальный VX800/8i.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Вообще же в линейке предлагается аж 8 моделей. Кроме 8-канальника в неё входят два моноблока, 2-канальная модель, 4-канальная, две 5-канальных и 6-канальная. С размахом, однако. Все усилители – со встроенными процессорами.

Официальная премьера серии VXi состоялась на родине JL Audio только этой весной, и на ней, кстати, была представлена в том числе и акустика серии C7, которую мне уже довелось внимательно изучить и послушать.

Количество каналов процессора в каждой модели VXi на два больше, чем каналов усиления. В моём случае усилитель 8-канальный, а процессор в нём – 10-канальный. Два «лишних» канала выводятся в линейном виде и могут использоваться для подключения другого усилителя, например, басового моноблока.

При таком раскладе было бы логично, если бы в линейке VXi присутствовал такой моноблок. Но нет, одноканальные VX600/1i и VX1000/1i зачем-то тоже сделаны со своими процессорами. При всём уважении к JL Audio, выглядит не слишком логично. В единую систему они завязываются легко, но вычислительные способности встроенных процессоров «расходуются» при таком раскладе не слишком рационально.

Кстати, о завязывании нескольких усилителей VXi в единую систему. Чтобы управлять ими, придётся приобрести девайс с названием JL Audio VXi-HUB. У меня такого нет, поэтому для любопытствующих – фото с официального сайта:

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

С таким хабом можно объединить до пяти усилителей VXi. В случае острой необходимости можно соединить несколько хабов, и объединить таким образом ещё больше усилителей… Правда, я что-то слабо представляю, когда такая необходимость может вообще возникнуть.

Управление всем этим хозяйством происходит через шину JLid. На самом деле, решение не новое, что-то похожее можно встретить у Audison с их шиной AC Link (Audison Control Link), по которой тоже передаются команды управления.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Как и полагается, у JL Audio VX800/8i есть линейные входы в количестве 8 штук. Точнее, они не совсем линейные, их можно использовать и в качестве высокоуровневых – диапазон чувствительностей заявлен аж до 16 Вольт (среднеквадратичное значение). В описании они названы Differential-Balanced – симметричная схема, в которой нулевая точка не соединена с внешним контактом RCA. Такая схема обладает почти всеми достоинствами балансных входов, в частности, позволяет избавиться от наводок на сигнальные цепи.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Зачем нужно такое количество входов? Во-первых, и это самое очевидное, их можно банально сконфигурировать в программе, например, как основной вход и дополнительные AUX-входы. Во-вторых, в США очень распространены решения типа Before Amplifier – провода, которые идут с ГУ, вынимаются из штатного усилителя и втыкаются в «коробочку». А из этой «коробочки» уже выходят оптические или линейные выходы, которые можно пускать в процессор. Причём последние часто бывают как раз многоканальными, и восемь входов усилителя может оказаться даже мало. К примеру, появившиеся совсем недавно адаптеры MOST 150 могут иметь аж до 12 линейных выходов. Вот вам парочка таких интерфейсов – ZEN-V и ZEN-M

Оптический вход, разумеется, у VXi тоже есть. И в дополнение к нему – оптический выход, к которому можно подключить «паровозиком» другие усилители VXi.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Кстати, важный момент – если сигнал подводится к усилителю по «цифре», то необходимо будет докупить выносной регулятор, он не идёт в комплекте с усилителями VXi и предлагается отдельно.

Ну и отмечу ещё несколько конструктивных фич JL Audio VXi. Он компактен (несмотря на то, что у него 8 каналов со вполне «взрослой» мощностью) и имеет одностороннюю компоновку. Другие усилители этой серии отличаются лишь длиной корпуса.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Питание, традиционно для JL Audio, подводится через солидного вида и веса разъёмные соединения. Решение удобное и в инсталляторском плане, и в плане надёжности тоже неплохо себя показало.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

В моноблоках, насколько можно судить по картинкам на официальном сайте, такие же разъёмы используются и для выходов. В широкополосных же моделях акустика подключается через «хвосты». Выполнены, кстати, очень качественно – всё в защитной змейке с аккуратной заделкой концов. Каждый вывод подписан, запутаться невозможно.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Внимание к мелочам всегда было сильной стороной JL. В комплекте идут заглушки для крепёжных отверстий и даже небольшая лопаточка, чтобы их можно было при необходимости аккуратно вынуть.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Шильдик с логотипом, как всегда, идёт отдельно. Его предлагается наклеить уже после установки усилителя в зависимости от того, как он будет ориентирован.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

При включении усилителя загорается лёгкая сдержанная иллюминация.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Пора заглянуть внутрь. Снимаю нижнюю крышку (кстати, не жестянка какая-нибудь, а тоже литая). Усилитель собран в несколько «этажей». Самая верхняя плата – это процессорная часть.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Процессоры в VXi собраны на полной связке Asahi Kasei: совсем свежий «камень» AK7738, появившийся только в 2015 году, ЦАП AK4432, АЦП AK5720, и чуть в сторонке замечены ресиверы цифрового сигнала AK4113. Кстати, как заявляется на официальном сайте, JL Audio не просто взяли уже готовые чипы. Эта архитектура – совместная разработка JL Audio и Asahi Kasei. Сигнал обрабатывается в разрешении 24 бит / 96 кГц.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Интересно, что сама структура является масштабируемой. Сам процессор имеет встроенные 4 канала ЦАП, а при необходимости нужное количество каналов «наращивается» внешними микросхемами. Действительно, на плате было обнаружено три двухканальных AK4432 – как раз в сумме набирается 10 каналов.

Под процессорной платой расположилась плата усилителя и блока питания.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Добраться до чипов D-класса оказалось делом довольно сложным. Часть силовых элементов смонтирована на нижней стороне платы и прижата к корпусу через термопасту. Ворошить их без особой на то нужды просто не хотелось.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Тем не менее, в материалах от JL Audio нашлось упоминание об использовании драйвера D-класса IRS2092 в связке с выходными DirectFET-ключами IRF6645. Сочетание, которое рекомендовано в качестве оптимального самими разработчиками этих кристаллов и использующееся в том числе и в оригинальном усилителе IRAUDAMP (ценой, между прочим, больше 30 тысяч рублей за одну только плату с двумя каналами усиления).

Кстати, сразу отвечу тем, кто нашёл на AliExpress усилители на IRS2092 за полторы тысячи рублей. Там всё реализовано гораздо проще, да и с ключами IRF6645 я ни одной связки так и не увидел. Усилители в основном работают на относительно низких несущих частотах, в самом лучшем случае 300-400 кГц. Как следствие, звучание у них получается самым обычным, типичным для D-класса.

Использование же быстрых выходных ключей позволяет чипу работать «в полную силу», и это уже совсем другая история. В тех же оригинальных IRAUDAMP и усилителях VXi частота драйверов «разогнана» до значений, близких к максимальной отметке 800 кГц. А учитывая, что JL Audio давно ведёт разработки в области усилителей D-класса и является по этой части держателем нескольких патентов, в VXi эта микросхема явно используется со своими фокусами. Технология получила название NexD2, то есть уже второе поколение фирменной схемотехники NexD.

Учитывая, что основным входом для усилителей VXi можно считать цифровой, а по аналогу усилители будут подключаться в большинстве случаев к штатным системам, мудрить с дорогими аудиофильскими операционниками на входе было бы неразумно. Поэтому в JL Audio остановились на достойных, но без фанатизма JRC 2068.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

Блок питания скомпонован достаточно плотно и, насколько я могу судить по увиденному, силовые ключи здесь тоже расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу.

Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть фото Восьмиканальный усилитель в авто. Смотреть картинку Восьмиканальный усилитель в авто. Картинка про Восьмиканальный усилитель в авто. Фото Восьмиканальный усилитель в авто

На этом знакомство с внутренним миром пока приторможу. Закрываю крышку, включаю усилитель в свой тракт и цепляюсь к компьютеру через USB-порт для первичной настройки. Кстати, в отличие от некоторых производителей, JL Audio не собирается отказываться от разъёма USB Type B – в автомобиле он намного надёжнее и удобнее, чем miniUSB и microUSB.

Поскольку D2 не даёт загрузить много картинок в один пост, продолжение будет во второй части. В ней я попробую рассказать, как всё это дело рулится и какие впечатления произвело звучание этого усилителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *