Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление 4-летнего автомобильного AGM аккумулятора

В декабре 2019 в лабораторию прибыл аккумулятор Volvo AGM V022A 70А*ч, производство 40-я неделя 2015 года, т.е. 4 года назад. Автомобиль долгое время простаивал, АКБ соответственно разрядилась, после чего был произведён обычный подзаряд, затем автомобилем пользовались.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Для отворачивания пробок можно использовать круглогубцы с изогнутой рабочей частью. Инструмент оставляет на пробке следы, но это неизбежно. Изготовитель, (скорее всего, это Варта или Бош), специально сделал труднооткрываемые пробки, чтобы AGM не путали с обычными наливными АКБ, и чтобы при обращениях по гарантии было видно, не открывались ли пробки.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Стекломаты выглядят суховатыми.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

У новой Топлы они выглядят так. (видео с эндоскопа).

Пока делать что-либо с АКБ рано: её температура 10.5 градусов Цельсия. В помещении 21 градус. Подзаряд можно произвести и при такой температуре, но для восстановления нужна температура выше +15 градусов. Ждём, пока аккумулятор прогреется.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Прибор Konnwei KW600 считает АКБ неисправной и подлежащей замене.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Доливаем дистиллированную воду (не водопроводную, дождевую или питьевую, не электролит). В каждую банку этой 70 А*ч АКБ ушло 55-60 миллилитров. Доливать следует до обильного влажного блеска стекломатов, или до зеркала по уровню матов. На фото в углублении виден блеск поверхности жидкости. Ставим пробки на место и начинаем заряд. Можно закрутить пробки не полностью, так как в процессе восстановления может потребоваться ещё добавить дистиллированной воды.

Некоторые AGM и GEL АКБ комплектуются ёмкостями не дистиллированной воды, а со слабым раствором электролита. Это делается потому, что производитель не предусматривает, что с батареей будут производиться сложные десульфатирующие мероприятия.

Если в процессе эксплуатации, когда характеристики АКБ ухудшились, просто долить слабый раствор электролита, будет скомпенсирована потеря воды и кислоты, химически связанной в сульфатах. Часть активных масс останется сульфатированной, а количество и концентрация электролита, соответственно и эксплуатационные напряжения, придут в норму, и АКБ сможет продолжить работу без тревожных сигналов со стороны автоматики контроллеров. После долива и небольшого времени на пропитку стекломатов, АКБ можно сразу вернуть на место работы.

Так можно продлить срок службы дорогой аккумуляторной батареи, и очень хорошо, что производители это предусматривают. Но ещё лучше произвести полный выравнивающий, восстановительный, десульфатирующий стационарный заряд. Так мы восстановим характеристики АКБ, (ёмкость, токоотдачу), в большей мере, и на большее время продлим её жизнь.

Сульфатация не только исключает активные массы и кислоту из полезной обратимой токообразующей реакции Гладстона-Трайба, но и ведёт к разбуханию активных масс, могущему приводить к разрыву сепараторов и коротким замыканиям. Потому правильный подход к эксплуатации свинцовых аккумуляторов — именно десульфатировать, с доливом только дистиллированной воды. Электролит следует доливать в крайних случаях, если присутствует элемент срочности и невозможно произвести десульфатирующие мероприятия.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Заряжать будем программируемым ЗУ Кулон-912. Подробная методика описана в предыдущей статье. Настройки основного заряда следующие: максимальное напряжение 14.7 В, начало снижения тока при 14.6 В. Ток установим очень низкий, 1% паспортной ёмкости. Для 70 А*ч это 700 мА. Это делается потому, что изношенным АКБ свойственен разбаланс. Малый ток позволяет его устранить, и зарядить активные массы наиболее полно.

Ток окончания заряда 50 мА, максимальное время 48 часов, (установить большее время основного заряда ЗУ не позволяет). Включаем заряд, ждём самого минимального тока, который будет достигнут, и выдержим его ещё 12 часов.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Основной заряд подходит к завершению по времени. Ток 0.34 А. Отдано 29.23 А*ч.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Прошло ещё 3 часа. Дальнейшего снижения тока пока не видно. Будем мониторить ещё 4 часа.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Отключаем заряд, сделаем часовую паузу и посмотрим на показания тестера.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Прекрасные показатели, но их можно ещё улучшить. Приступим к дозаряду с повышенным напряжением в два этапа.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Заряжать будем током 1% номинальной ёмкости без ограничения напряжения, для чего установим максимально возможное напряжение Кулона-912 — 16.5 вольт, и ток 700 мА. Ток окончания заряда устанавливаем минимально возможный, время 48 часов.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Прошёл ещё час, напряжение не меняется, даже чуть снизилось до 16.29 В. С этого момента начнём отсчёт двух часов.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Отключаем заряд, утром проверим аккумулятор тестером.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто
После выравнивающего дозаряда с повышенным напряжением характеристики батареи ещё улучшились.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Стекломаты не потеряли влажного блеска, даже наоборот, выглядят очень мокрыми. При десульфатации из активных масс выделилась серная кислота.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Сделаем контрольный разряд до 11.8 В током 3 А.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Ставим на основной заряд с теми же параметрами, что и в первый раз.

Спустя двое суток заряда током 0.7 А напряжение на клеммах 13.13 В. Ещё за несколько часов напряжение дошло до 14.6.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Подходит к концу этап основного заряда. Влажный блеск стекломатов, пропавший после разряда до 11.8 В, вернулся.

Если бы после заряда наблюдалась сухость матов, потребовалось бы добавить дистиллированной воды в банки.

Плотность электролита по показаниям рефрактометра 1.28.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Спустя ещё чуть более 4 часов, показания напряжения и тока остаются неизменными. Подождём ещё 4 часа, и выключаем заряд.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

И сразу переходим к дозаряду тем же током, но без ограничения напряжения. Выдержим максимальное напряжение 2-3 часа, либо если будет достигнут предел Кулона-912, — 16.5 вольт, — дождёмся, когда ток перестанет снижаться в течение 2-3 часов.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Показания не меняются на протяжении 3 часов, выключаем. Дозаряд завершён. Через 8 часов посмотрим на показания тестера.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

До начала работ было 10.45. Восстановление завершено.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Источник

Обслуживание AGM АКБ

Методичка Branimir(а) по методу восстановления АКБ малыми токами.

2. Далее без паузы ВТОРАЯ СТАДИЯ заряда (дозаряд): CV=16,2-16,3v при токе =0,02С для наливных и 0,02С-0,03С для AGM
— Если на предыдущей стадии заряда ток на АКБ снизился до нормативных величин (см. выше) и температура окр. среды

1 час после начала такого подъема.

Основные возникающие вопросы при восстановлении:

Полезные ссылки по вопросу
Умная зарядка свинца на базе ImaxB6 с модифицированным софтом ссылка

При небольшой степени сульфатации и разбаланса до 10% (примерно), восстановление проходит от 1 до 3 суток. При средней степени и разбалансе 10-30% время резко увеличивается до 7-10 суток. При большем разбалансе и степени сульфатации время восстановление может проходить несколько недель.

Степень сульфатации и разбаланса можно узнать по остаточной емкости и по минимальному току в конце первого этапа (заряд до 14,4-14,7В) который должен снизится до минимального значения 0,001-0,0005С. Остаточная емкость определяется в результате контрольного разряда до 10,5-10,8В током 0,07-0,02С с контролем скорости снижения напряжения во время разряда. (см. вопрос по разряду)

— Сколько надо делать КТЦ?
Цитата: Branimir писал 12 Окт 2019 в 10:17
.. Обычно, одного прохода (КТЦ) хватает (если все параметры соблюдены), чтобы АКБ воспрял (если, конечно, образец не совсем замурзанный). Последующие контрольные разряды у меня показали, что большинство АКБ после одной процедуры:
— очухались (десульфатировались), НРЦ вырос (и до и после разряда), плотность выросла
— банки хорошо подравнялись (емкость увеличилась и исчезли провалы U в конце разряда, что говорит об устранении разбаланса банок)
Поэтому дальше АКБ эксплуатируется в обычном режиме. Если хотите, то можете сделать контрольный КТЦ и в зависимости от удовлетворенности результатом решите стоит ли сделать второй заход. Для проблемных АКБ применяю уже побаночную диагностику (с определением типа проблемы в банках)

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто
На данном графике показано, что АКБ вначале с первого цикла заряжался только классическим способом

Источник

Восстановительный заряд автомобильных AGM аккумуляторов после глубокого разряда на примере Topla Stop&Go AG60

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Привет, Хабр! Сегодня мы прольём свет на некое тайное знание о современных свинцовых аккумуляторах, которое есть в официальных инструкциях от производителей, но большинство читателей его не замечает, во многом по причине популярных аккумуляторных предрассудков и мифов.

Начало истории этой Topla AGM Stop&Go AG60 в предыдущей статье.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Тем не менее, и он считает разряженную Topla AGM Stop&Go AG60 негодной, предписывая отправить в утиль, а не заряжать. А мы всё же зарядим! Прибор — хорошо, умный, с красивым цветным экраном и USB подключением к ПК — ещё лучше, но голову на плечах он не заменяет.

В качестве отправной точки можно изучить инструкцию по эксплуатации и безопасности к 12V VRLA AGM АКБ, предоставляемую компанией Exide.

Для восстановительного заряда воспользуемся прибором Кулон-912, представляющим собой программируемое зарядно-разрядное устройство на основе стабилизированного источника тока и напряжения (CC/CV) с цифровым управлением и возможностью удалённого управления по wi-fi.
Иметь столь продвинутый прибор автомобилисту удобно, но необязательно. Можно обойтись любым зарядным устройством (ЗУ) с ручным режимом, регулируемым блоком питания (БП) или DC/DC преобразователем со стабилизацией (ограничением) напряжения и тока и их индикацией. Либо адаптивным ЗУ, автоматически устанавливающим токи и напряжения согласно его алгоритму.

Главное, чтобы прибор обеспечивал такие параметры заряда, (ток, напряжение, время этапа), о которых пойдёт речь ниже, и прибором или человеком осуществлялся контроль их соблюдения. Если напряжение недостаточно, или не контролируется, и тому подобное, вероятность положительных результатов резко стремится к нулю.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Ток основного заряда 10% номинальной ёмкости, ток окончания — 1%. Для 60 А*ч это соответственно 6 и 0.6 ампер. Максимальное время этапа можно оставить без ограничения.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Для этапа дозаряда устанавливаем такое же напряжение 14.7 вольт, ток 3% ёмкости, время 48 часов.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Параметры этапа буферного хранения: напряжение 13.6 вольт, максимальный ток 0.4 ампера.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

При восстановлении очень глубоко разряженной или сильно изношенной АКБ рекомендуется ограничить ток основного заряда 2-5 процентами номинальной ёмкости.Для 60 А*ч это от 1.2 до 3 ампер. Рекомендация особенно актуальная при напряжении на клеммах ниже 12 вольт, для чего можно активировать этап предзаряда. Но наша АКБ новая, потому основной заряд будем производить током 10% = 6А.

Программируемые ЗУ позволяют использовать разные этапы профиля по отдельности или один за другим на усмотрение пользователя, тогда как адаптивные ЗУ могут выбирать этап и его параметры, а также переходить между этапами автоматически в реальном времени, в зависимости от состояния АКБ.

Для адаптивных ЗУ от пользователя также требуется указать отправные точки определения параметров. Обычно это диапазон ёмкости АКБ, отвечающий за силу тока, и диапазоны напряжений, определяемых типом АКБ и температурой, задаваемые номером программы или ограничением напряжения, которые также влияют на число и последовательность этапов.

Если установлено слишком высокое значение напряжения, адаптивное ЗУ может продолжать заряд, пока он не будет завершён пользователем. Это предусматривается для полного выравнивающего заряда аккумуляторов, нуждающихся в значительной десульфатации и (или) проявляющих склонность к стойкому расслоению электролита. Разумеется, при таких настройках пользователь должен периодически следить за ходом процесса и температурой аккумуляторной батареи.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Запускаем заряд. Несмотря на то, что этап предзаряда не активирован, Кулон-912 не сразу включает заданные 6 ампер, а постепенно повышает силу тока с нуля.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Прошло 12 часов, аккумулятору сообщено 58.19 А*ч. Ток уже 0.7 А. Скоро он снизится до 0.6, и ЗУ перейдёт к дозаряду. Если следовать инструкции от Exide, можно было установить ток завершения заряда не 1, а 2 процента, это для нашей АКБ 1.2 А. Тогда переход от основного заряда к дозаряду уже произошёл бы.
В зависимости от температуры и состояния аккумулятора, и AGM, и другие типы АКБ могут «застревать» при напряжении завершения основного заряда на некотором значении тока.

Дело в том, что 12-вольтовая батарея состоит из шести банок, в которых находится 12 полублоков по нескольку пластин, активные массы каждой из которых имеют длину, ширину, толщину и объём. Имеется и расслоение электролита, которое в AGM выражено слабо, а в «мокрых» аккумуляторах сильно.

Неизбежно возникающий и прогрессирующий разбаланс между банками, полублоками, участками АМ ведёт к тому, что в разных местах батареи при заряде идут разные процессы. При одних и тех же токе и напряжении на клеммах, токи между участками АМ и потенциалы полублоков распределяются по-разному.

Потому, если ЗУ позволяет автоматически, или у пользователя есть возможность и желание следить за параметрами, можно установить продвинутое условие перехода от основного заряда в дозаряд: ток при максимальном напряжении основного заряда снизился до 1% номинальной ёмкости, либо он ниже 2% и не снижается в течение 2 или более часов.

Чем более полно осуществлён каждый этап заряда, тем более полное восстановление аккумуляторной батареи у нас получится.

Данные рекомендации приведены для заряда постоянным током и напряжением. В случае ЗУ, использующих прерывистый или асимметричный (реверсивный) ток, значения напряжений и токов перехода между этапами, а также вольтамперные характеристики батареи после этапов, будут другими.

Дело в том, что потенциалы реальной свинцово-кислотной электрохимической ячейки при отсутствии или том или ином направлении, (разряд / заряд), тока во внешней цепи складываются не только из термодинамической ЭДС и падении напряжения на внутреннем сопротивлении, но и совокупности нескольких ЭДС поляризации, куда вносят свой вклад, в частности, наличие газов в порах активных масс и расположение носителей заряда, — ионов, — в объёме электролита.

Процессы выработки и расхода газов, движения ионов, имеют свою кинетику. Потому электрохимики говорят применительно к электрохимической ячейке о вольтамперной характеристике во времени, или отклике на зарядный и разрядный импульс. И потому для заряда современных свинцовых АКБ со специальными добавками в активные массы и продвинутой конструкцией сепараторов, влияющих на движение ионов и газов, используются многоступенчатые профили заряда и иногда особые формы тока. (Можно вспомнить, что генераторы транспортных средств и трансформаторные ЗУ заряжают АКБ не постоянным, а пульсирующим током).

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Температура аккумулятора 26.4 градуса Цельсия, в помещении 23 градуса. Нагрев при заряде совсем небольшой.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Тем временем, практически сразу после предыдущего фото ток снизился до 600 мА, ЗУ перешло в дозаряд. После суток дозаряда ток 130 мА.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Подходят к завершению вторые сутки дозаряда. Ток колеблется от 40 до 100 мА.

Тайное знание у всех на виду, но его не замечают

Завершающий этап зарядки проводится путем использования постоянного тока (2% номинальной емкости) в течение 2 часов. На всех этапах зарядки температура батареи не должна превышать 50°C.

Где здесь указано максимальное напряжение на клеммах аккумулятора? — Нигде, потому что это этап зарядки постоянным током 2% номинальной емкости без ограничения напряжения. Предписывается только соблюдать фиксированное время этапа — 2 часа, и контролировать температуру АКБ, чтобы она не превысила 50 градусов Цельсия.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Эксайд не одинок в таких «высоковольтных» рекомендациях. Для примера, Chaowei для Chilwee EVF и Tianneng для TNE рекомендуют этап заряда напряжением до 16.02В, током 1% ёмкости, не более 2 часов, после завершения основного заряда и двух этапов дозаряда, и при условии, что основной заряд продолжался более 3 часов, т.е. аккумулятор был разряжен в достаточно значительной степени.

Этот режим более мягкий и осторожный, но и предназначается он не для стартерных AGM, а для тяговых гелевых АКБ с углеродными добавками в активные массы. И он необходим для предотвращения деградации аккумуляторов сульфатацией от хронического прогрессирующего недозаряда.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Максимальное напряжение, которое может выдать Кулон-912, равно 16.5 вольт. Его и установим. Время 2 часа, без пауз и реверса. Запускаем.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Напряжение быстро достигло максимума, ток снижается. Если строго следовать инструкции Exide, нужно напряжение ещё выше, чтобы стабилизировать ток 2% на протяжении всех двух часов, но Кулон-912 такой технической возможности не предоставляет.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Прошло 36 минут, ток при 16.49 В колеблется от 200 до 410 мА.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

После двух часов завершающего этапа «высоковольтного» дозаряда температура АКБ 27.8 градуса. Аккумулятор не «закипел» и не раздулся.

Ведь мы не превышали ток и время этапа.
При длительном нахождении даже под буферным напряжением в источниках бесперебойного питания изношенные AGM аккумуляторы перегреваются и вздуваются.

Чтобы это предотвратить, можно долить дистиллированную воду и произвести полный десульфатирующий дозаряд. Таким способом во многих случаях удаётся восстановить AGM аккумулятор ИБП, если несуще-токоведущие конструкции из свинцового сплава не разрушены длительным перезарядом. Однако после вскрытия крышек над клапанами и долива появляется риск утечки электролита при расположении АКБ не вверх пробками.

Спросите, какой может быть перезаряд у сульфатированного, то есть, недозаряженного аккумулятора? — Такой, что при недостатке воды и напряжения для преобразования рабочих сульфатов в заряженные активные массы, электроэнергия идёт на дальнейшую потерю воды и наработку активных масс из решёток и тоководов. Положительные окисляются и рассыпаются, а отрицательные из сплошных становятся губчатыми. Иногда при вскрытии вышедшей из строя AGM АКБ обнаруживаются наросты губчатого свинца, приведшие к короткому замыканию.

В случае работы АКБ под буферным напряжением 13.8 В, инструкция Эксайд предписывает рассмотеть возможность применения такого трёхступенчатого профиля заряда, (основной заряд, первый дозаряд, второй дозаряд), раз в месяц. Как минимум, это необходимо делать два раза в год. При зимней эксплуатации, подзаряд (без третьего этапа) желательно производить раз в неделю.

Диалектика свинцово-кислотных батарей такова, что недозаряд ведёт к сульфатации, а перезаряд к потере воды и коррозии. Противоречие разрешается следующим образом: рабочие заряды и в циклическом, и в буферном режимах осуществляются при пониженных напряжениях, минимизирующих коррозию и потерю воды, но неизбежный при такой эксплуатации недозаряд компенсируется периодическим полным стационарным выравнивающим дозарядом. Также последний необходим после каждого глубокого разряда аккумуляторной батареи.

Непонимание этой диалектики, разницы между повседневным и «лечебно-профилактическим» зарядами, и необходимости соблюдения напряжений, токов, времени, условий начала и завершения этапов зарядного профиля ведут к возникновению и поддержанию мифов и предрассудков на тему аккумуляторов и зарядных устройств.

Также следует понимать, что рекомендации и предписания в различной литературе даются применительно к тому оборудованию, наличие которого предполагается в распоряжении адресата. Например, стабилизаторы постоянного тока, (за исключением барретеров, в качестве которых применяются лампочки и иные мощные проволочные резисторы), вошли в доступный арсенал для обслуживания АКБ не сразу, и до сих пор имеются не везде. Потому до сих пор действует немало документации, составленной под старое оборудование, где приходится ограничивать напряжение в силу невозможности тонко и оперативно регулировать ток.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

После суточного отстоя, сравним показания двух аккумуляторных тестеров, старого DHC BT280 и нового Konnwei KW600.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Новый тестер выдал показания как старый в режиме обычных, не AGM АКБ.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

По этому вопросу Виктор написал представителю Konnwei, в ответ получена рекомендация обновить прошивку тестера с помощью официального приложения, так как алгоритмы для разных типов АКБ у них тогда были на стадии доработки. (Обновлений с тех пор было несколько, и в 2021 году с тестерами Konnwei всё отлично). А пока, (на август 2019 года), достоверными считаем показания DHC BT280, которые проявили повторяемость на протяжении испытаний двух АКБ Topla.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Итак, пусковые характеристики этого AGM аккумулятора мы восстановили. Что насчёт ёмкости? Произведём восьмой по счёту контрольный разряд по ГОСТ.

Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть фото Восстановление agm аккумулятора авто. Смотреть картинку Восстановление agm аккумулятора авто. Картинка про Восстановление agm аккумулятора авто. Фото Восстановление agm аккумулятора авто

Заметим, что только дозаряд с повышенным перенапряжением позволил полностью восстановить ёмкость после недозаряда ЗУ BL1215 в КТЦ4, когда аккумулятор потерял 5.34% ёмкости.

Краш-тест этой АКБ вместе с параллельно тестируемой Topla Energy E60X недельным разрядом включенными фарами будет в следующей публикации.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *