Восстановление аккумулятора автомобиля после замерзания и оттаивания
Пять способов оживить мертвый аккумулятор в мороз
В сильные морозы аккумулятор разряжается гораздо быстрее, чем при плюсовых температурах и небольшом минусе, что связано с увеличением вязкости электролита.
Соответственно, в качестве «антикризисной» меры для обслуживаемых АКБ можно рекомендовать повышение соотношения кислоты с водой, которое в стандарте составляет примерно 35% к 65%.
При резком, а тем более экстремальном похолодании, особенно если АКБ старая, имеет смысл провести процедуры ее отогрева даже прежде, чем вы попытаетесь запустить мотор.
«Донором» должна быть машины с такой же емкостью батареи или больше. Мотор, зажигание и все электроприборы «донора» должны быть выключены. Зажигание и электроприборы реципиента должны быть выключены.
Самые компактные бустеры напоминают обычный пауэрбанк большой емкости и слоты для подсоединения зажимов-«крокодилов» с проводами.
Помните о том, что бюджетные модели бустеров могут запускать двигатель, если аккумулятор еще «живой» (при повороте ключа загорается «приборка»). Более дорогие модели могут реанимировать даже «мертвые» АКБ, но количество попыток придется ограничить двумя-тремя. Наконец, если у вас есть запасная аккумуляторная батарея, то в качестве бустера можно использовать ее. Также можно попросту поменять аккумулятор на работоспособный.
Такой экстренный метод лучше использовать только в машинах с механическими коробками передач и роботизированными коробками с одним сцеплением. Ведь смазка АКПП происходит лишь когда двигатель уже работает, а при старте на сухую конструктив «автоматов» будет страдать.
Теперь действуем по следующему алгоритму. Включаем зажигание, переходим на нейтральную передачу и даем команду «бурлакам». Когда автомобиль тронется и слегка разгонится, следует быстро выжать сцепление и перейти на вторую передачу. Затем отпускаем педаль сцепления, после чего мотор должен завестись. Если же в вашем распоряжении имеется буксир, задача облегчается. Цепляем машину за трос к другому автомобилю, включаем зажигание, выжимаем и удерживаем сцепление и включаем третью передачу. Когда вас разогнали до 20-30 км/ч, плавно отпускаем сцепление и следим за моментом запуска мотора.
Что делать, если замерз аккумулятор автомобиля
Даже в средней полосе России зимой нередки морозные ночи. Что делать, когда в аккумуляторе замерзает зимой электролит? Не всегда прибор безнадежно испорчен. В начале, когда жидкость замерзла не полностью, еще можно спасти аккумулятор от деформации, вызванной увеличением объема льда. Причины замерзания электролита, предупреждение проблемы и способы реанимации батареи должен знать каждый автолюбитель.
Замерз электролит в аккумуляторе, что делать?
Самое неприятное, что может ждать владельца авто зимним утром, не открывается дверь в салон, не заводится машина. Оказывается, замерз электролит в аккумуляторе, он сел. Такое случается при низком заряде АКБ. Если с вечера автомобиль оставлен с малым зарядом аккумулятора, который за ночь еще сядет – жди беды.
Признаками того, что аккумулятор замерз, служат выпуклые стенки корпуса, покрытые инеем. Что делать, если в стужу замерз аккумулятор в машине?Чтобы добиться полного промораживания банок нужно постараться:
АКБ предназначены для работы при температуре от +60 до – 40 градусов, но при этом должны соблюдаться условия, от которых зависит работоспособность батареи. Что делать, если случилась авария, замерз аккумулятор? Самой грубой ошибкой считается подключение прибора к заряднику тотчас. Возможно, произошла внутренняя деформация пластин и сепаратора, появились трещины в корпусе. Все зависит, до какой степени промерз электролита в авто аккумуляторе.
Прежде нужно удостовериться с помощью лакмусовой бумажки, что влага на корпусе безвредна. Не покраснела ли индикаторная полоска? Микротрещины могут быть незаметными глазу, но электролит их найдет. Если аккумулятор с крышками, возьмите пробу электролита на прозрачность.
Если по каким либо причинам замерзший аккумулятор необходимо быстро реанимировать, как его зарядить? Для того чтобы ускорить таяние можно включить тепловую пушку, но нельзя замерзший аккумулятор сразу помещать в горячую воду. Можно поместить корпус в прохладную среду и поднимать температуру, постепенно подливая воду. Делать это нужно в эмалированной посуде и защитной одежде.
Предлагаем посмотреть видео, где специалист объясняет, что делать, если замерз аккумулятор.
Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе
Чистая вода замерзает при 0 0 С. В растворах солей и кислот температура замерзания зависит от концентрации и вида вещества. В аккумуляторах в качестве электролита используется раствор серной кислоты. От его концентрации зависит накопление энергии в элементах, и при какой температуре происходит замерзание жидкости.
Для того чтобы вода в аккумуляторе замерзла до состояния монолитного куска льда необходимо его полностью разрядить, охладить до температуры окружающей среды. Расширяющийся лед порвет корпус, банки вздуются, пластины изогнутся. Можно ли ставить на зарядку глубоко замерзший аккумулятор? Нет. Деформированный прибор годится только на утилизацию.
Почему замерзает аккумулятор зимой
В любом аккумуляторе идет непрерывная окислительно-восстановительная реакция. Когда прибор разряжается, на его пластинах оседает нерастворимый осадок сульфата свинца. И тогда электролит становится менее концентрированным. Если это происходит зимой, возникают условия для замерзания электролита в аккумуляторе. Вот почему на зиму устанавливают новый АКБ, без признаков сульфатирования и следят за уровнем заряда. Предлагаемая таблица реально показывает состояние прибора, в зависимости от плотности электролита
Все больше автолюбителей пользуются одноразовыми кальциевыми батареями. Их герметичность не позволяет проверить состояние электролита. Значит, контроль следует вести по напряжению разомкнутой цепи. Если замерзли банки в кальциевом аккумуляторе, его следует разморозить в щадящих условиях, подзарядить и протестировать. Зачастую такой прибор не восстанавливается.
Зарядка замерзшего аккумулятора
После того как вода, которая замерзла внутри корпуса аккумулятора растаяла, видимых деформаций и утечек не обнаружено, его нужно реанимировать. При этом соблюдаются щадящие условия.
Как нужно заряжать замерзший аккумулятор автомобиля? Специалисты советуют использовать только автоматическое зарядное устройство. Именно этот инструмент может обеспечить полный заряд батареи. На первом этапе используется импульсный ток, который снимет сульфатный осадок с пластин. Основная зарядка проводится бережно, используется 5 % зарядного тока от емкости батареи. Так, АКБ на 60 А должна подзаряжаться током 3 А в течение 8-10 часов. В дальнейшем сила тока еще понижается, и зарядка доводится до нормы 12,6 В.
Если есть возможность, необходимо убедиться что электролит прозрачный, без признаков осыпания пластин. Мутная жидкость свидетельствет о присутствии внутренних изменений. В банках возможно короткое замыкание, пластины осыпаются. Аккумулятор не пригоден к дальнейшей эксплуатации.
Давать излишний заряд аккумулятору, который только что замерз, не следует. В дальнейшем, на морозе батарея может создать новые проблемы, для летней эксплуатации годится.
Признаки, когда замерзает одна банка в аккумуляторе
Итак, установлено, замерзли все банки в авто аккумуляторе. Что делать? Необходимо дождаться, когда пройдет оттаивание и зарядка аккумулятора. При полной зарядке всех элементов общий заряд аккумулятора составит 12,6 В. При этом каждая, из соединенных последовательно банок дает 2,1 В. Заряд 10,5 В? Не работает один элемент. И это является поводом для признания аккумулятора негодным по причине замерзания.
Определить в автомобильном аккумуляторе с пробками, какая именно батарея пришла в негодность от того, что замерзла, можно ареометром. Плотность электролита в бракованной банке будет намного ниже, чем в других. У вас есть выбор, заменить негодную банку или утилизировать батарею.
Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает
Подготовка автомобиля к работе в зимних условиях связана с утеплением тем или иным способом АКБ. Это важно для автомобилей с малым пробегом и частыми длительными стоянками. Для зимы нужно использовать электролит большей плотности, который замерзает при более низкой температуре. В северной местности актуально купить зимний аккумулятор с емкостью на 20% больше стандартной.
Более частые замеры утечек в бортовой системе, проверка работоспособности генератора, заботливое отношение к АКБ позволят даже в сильный мороз заводить авто с легкостью.
Замерз электролит в аккумуляторе — почему и что делать
Перед наступлением зимы необходимо должным образом подготовить автомобиль, чтобы все узлы и агрегаты исправно функционировали в условиях сниженной температуры. К подготовительным процедурам относятся: замена масла, фильтров топлива, резины, проверка качества антифриза и тосола, зарядка аккумулятора. Последний, как источник питания, требует правильного подхода. Бывает, водитель обнаруживает, что замерз электролит в аккумуляторе. Что это значит, как устранить явление и больше не допустить – в статье.
Замерзание электролита в аккумуляторе возможно при понижении температуры.
Почему замерзает электролит в АКБ
Если компания, подготавливающая электролит, придерживалась технологии производства и не допускала ошибок, можно быть уверенным, что замерзать он не будет даже в лютый мороз, свойственный северным регионам. Если параметр плотности иной, даже новый источник питания покроется льдом.
Плотность падает в таких случаях: батарея глубоко разряжена или в нее часто доливалась дистиллированная вода. Обычно глубокий разряд наступает из-за перегрузки потребителями, но и простой машины к этому ведет. Так, эксплуатируемая, то есть не новая АКБ, в состоянии простоя может «сесть» за 1 – 2 недели. Только что купленная батарея теряет примерно 0.1% заряда в сутки. А зима только ускоряет этот процесс.
Что до добавления воды, в этом случае интенсивность падения плотности электролита иная. Если токопроводящая жидкость испарилась, то добавив воды получится вернуть изначальную плотность. Если же причина добавления – повреждение корпуса или разбрызгивание «химии», плотность заметно упадет.
Таблица замерзания электролита
В большинстве автомобилей стоят свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом, вода в которых может замерзнуть на морозе и превратиться в лед. Как температура замерзания зависит от плотности смеси – отразит таблица.
Плотность (г/см3) | Температура замерзания (°С) |
1.14 | -14 |
1.15 | -16 |
1.16 | -18 |
1.17 | -20 |
1.18 | -22 |
1.19 | -25 |
1.20 | -28 |
1.21 | -34 |
1.22 | -40 |
1.23 | -42 |
1.24 | -50 |
1.25 | -54 |
1.26 | -58 |
1.27 | -68 |
1.28 | -74 |
1.29 | -68 |
1.30 | -66 |
1.31 | -64 |
1.32 | -57 |
Если с АКБ все в порядке, эксплуатировалась она с соблюдением правил, вовремя и правильно подзаряжалась, последствия в виде замерзшего электролита не застанут. Опытные водители придерживаются такой закономерности – если упала плотность электролита, пора заряжать аккумулятор.
Реанимация аккумулятора
АКБ – довольно капризный прибор. При должном обращении источник питания легко прослужит 3 – 5 лет, не вызывая нареканий. Но случается разное.
Заметив, что на корпусе образовался лед, а электролит замерз, первое, что делают – извлекают аккумулятор из посадочного гнезда, отсоединяя от контактов. После относят в теплое помещение и ставят в подходящую емкость, например, тазик. Для чего это делается: если корпус из-за замерзания повредился и образовалась микротрещина, из нее потечет электролит. АКБ без «химии» эксплуатировать не получится, то есть реанимация не принесет результата.
Процесс реанимации АКБ.
Если ничего не потекло, стоит дождаться, пока батарея и электролит прогреются до комнатной температуры. Сразу заряжать замерзший автомобильный аккумулятор нельзя — надо опять оценить состояние корпуса. Если все же заметны трещины, неровности – такую АКБ только утилизировать. Кто-то скажет, что маленькие трещины легко заделываются той же мастикой, но дело в другом. Источник питания так сильно замерз, что его корпус начал разрушаться. Если дошло до этого, то металлические пластины точно испортились.
В тех «банках», где покоробились пластины, с большой вероятностью произойдет короткое замыкание. Если сепаратор, разделяющий полярности, поврежден, КЗ не миновать. Оно устраняется, но это отнимает много времени и сил.
Если визуальные повреждения не обнаружены, остается дождаться, когда она полностью оттает, и зарядить зарядным устройством. Силу тока устанавливают 10% от реальной энергоемкости. На полную зарядку потребуется порядка 10 часов. По окончании замеряют напряжение на выводах АКБ. Минимум должно показать 12.6 В. Если цифра, например, 10.5 В, значит одна из «банок» испортилась (параметр для одного элемента составляет 2.1 В). Замер плотности каждой банки поможет отыскать «отжившую свое». Для этого нужен прибор ареометр.
Если после восстановления заряда плотность каждого элемента на уровне 1.27 г/см3, а напряжение в пределах 12.6 – 12.9 В, значит «заморозка» не привела к негативным последствиям, и батарея еще поработает. Единственное, зимой рекомендуется слегка повышать плотность, до 1.3 г/см3.
Профилактика замерзания электролита в аккумуляторе
Рекомендация – своевременное обслуживание:
Замерзшая аккумуляторная батарея – неприятное для водителя явление. Первое – надо дать ей оттаять, затем замерить уровень плотности электролита. Если в норме – ставят на зарядку и пользуются дальше. Но лучше до этого не доводить, придерживаться правил эксплуатации, проводить регулярное обслуживание.
Что делать если в аккумуляторе замерз электролит
Ситуация, когда электролит замерзает в аккумуляторе не нова в зимний период это вполне распространённое явление.
В этой статье мы рассмотрим почему так происходит, как реанимировать АКБ и в последующем не доводить последнее до такого состояния.
Первые признаки проблемы;
Причины образования льда;
Разморозка;
Особенности зарядки;
Полезные советы;
Подводим итоги.
Первые признаки нашей проблемы
С наступлением зимнего периода хлопот у автовладельцев значительно увеличивается. Помимо сложной дорожной ситуации добавляется надобность в более частом мониторинге состояния систем и комплектующих авто.
Особой внимание нужно уделять аккумуляторной батарее, ведь зимой нагрузка на нее возрастает.
Помимо этого, сильные морозы могут привести к еще одному неприятному фактору – замерзанию электролита внутри АКБ.
Первым признаком такой неприятности является отсутствие питания в бортовой сети автомобиля. То есть водитель поворачивает ключ зажигания, а машина вообще на это не реагирует.
Конечно, причиной этому может быть плохой контракт на клеммах вследствие сильного их окисления.
Но если с клеммами все в порядке, следует более внимательно осмотреть саму батарею – вздувшиеся бока корпуса АКБ являются точным сигналом того, что внутри ее образовался лед.
Такой признак проявляется потому, что входящая в состав электролита вода при замерзании расширяется и давит на стенки.
Случаются и такие ситуации.
Причины образования льда
Причина образования льда в батарее кроется в плотности электролита. Чем плотность ниже – тем выше температурный порог замерзания.
Снижение плотности сопровождается увеличением процентного содержания воды в растворе, а именно она и замерзает.
Нормативные показатели плотности электролита указаны в таблице ниже.
Поэтому важно перед зимним сезоном провести обслуживание батареи, заключающееся в проверке плотности и полной подзарядке.
Разряд батареи тоже может привести к кристаллизации воды при низких температурах.
Зимой нагрузка на бортовую сеть значительно выше – включенный свет, обогрев салона и сидений и т. д.
Увеличение расхода энергии аккумулятора происходит также из-за затрудненного пуска холодного мотора.
Чтобы восстановить полностью заряд аккумулятора, требуется значительно большее время работы генератора.
Короткие поездки зимой приводят к тому, что батарея восстановить полностью заряд не успевает. А снижение заряда приводит к падению плотности, и как следствие – повышение температурного порога кристаллизации воды.
Данная проблема с аккумулятором, конечно, неприятна, но это еще не значит, что придется ее менять на новую.
Всегда существует возможность восстановления работоспособности АКБ, однако это зависит от степени промерзания, и к каким последствиям лед привел.
Если на батареи заметны значительные трещины, тянущиеся вдоль всего корпуса, то аккумулятор «спасти» уже не удастся. Но если таковых при первичном осмотре не обнаружено – существует возможность «реанимировать» АКБ.
Первое что нужно сделать – это ее разморозить. Делать это нужно при комнатной температуре. Использовать обогревательные приспособления для ускорения процесса категорически запрещено.
Повышенная температура может привести к деформации корпуса. Для успешной разморозки желательно, чтобы перепад температуры был по возможности минимальным.
Хорошо, если это будет делаться в отапливаемом гараже, где температура не сильно высокая. Процесс разморозки из-за этого может несколько затянуться, но он будет самым правильным и безопасным.
При этом, ставя аккумуляторную батарею на отогрев, желательно ее поместить в какую-то емкость.
Вполне возможно, что в корпусе образовались небольшие трещинки, и после разморозки через них будет вытекать электролит.
Также не следует сильно спешить – лучше затратить больше времени на данный процесс, чем «убить» аккумулятор коротким замыканием пластин, которое обеспечат остатки льда внутри.
Разморозив батарею следует еще раз тщательно ее осмотреть.
Восстановить работоспособность АКБ с треснувшим корпусом значительно сложнее.
Если имеются небольшие трещины, можно попытаться их запаять, предварительно слив жидкость и просушив корпус. При правильном подходе удается устранить течь, но далеко не всегда.
Также нужно осмотреть внутренности аккумулятора. Лед вполне может разрушить внутренние перегородки банок. Если такие повреждения замечены, АКБ восстановить не получится.
Если тщательный осмотр показал полную целостность аккумулятора, то можно приступать к следующему этапу – зарядке.
Особенности зарядки
Некоторые советуют производить зарядку автоматическим зарядным устройством, который сам отрегулирует силу тока, подаваемую на аккумулятор.
Однако это не так. Размороженную батарею следует заряжать токами малой силы. Если при обычной зарядке рекомендуется давать силу тока, равную 10% от ее емкости, то аккумулятор, в котором побывал лед, рекомендуется заряжать еще меньшим током, примерно 5% от емкости.
То есть, АКБ, емкость которой составляет 60 Ач, нужно заряжать током силой 3 А. При этом длительность зарядки будет составлять 12-14 часов.
Так что, проводя процесс восстановления заряда лучше пользоваться устройством, которое позволяет регулировать ток.
После завершения подзарядки нужно будет оценить состояние электролита.
Если после всех работ электролит остался чистым и прозрачным, значит АКБ при образовании в ней льда «не пострадала» и можно дальше проводить проверку.
Но если электролит помутнел и в нем видны сторонние частицы – кристаллизация воды привела к разрушению свинцовых пластин, они попросту осыпались.
Такую батарею дальше эксплуатировать уже не получиться, осыпавшийся материал приводит к короткому замыканию и полному выходу ее из строя.
Убедившись, что электролит чистый, следует проверить его плотность. Если данный параметр не соответствует необходимому, придется довести его до нормы, после чего снова произвести процесс подзарядки.
Последним этапом проверки является тестирование батареи нагрузочной вилкой.
Если при замере вилка показала напряжение на клеммах ниже 10 В, это сигнал к тому, что произошло осыпание пластин.
Некоторые нюансы и советы
Если АКБ – необслуживаемая, то оценить состояние электролита не удастся, поскольку отсутствуют заливные отверстия.
Восстановление работоспособности у такого аккумулятора проводится путем разморозки, подзарядки и тестирования вилкой.
Это описан процесс восстановления аккумуляторной батареи, если произошло образование льда во всех банках. Но иногда бывает и так, что лед появился только в одной банке, а в остальных – нет.
Такая неприятность указывает на то, что в банке со льдом произошло падение плотности. Зачастую это является следствием короткого замыкания между пластинами.
Приводит это к тому, что батарея к дальнейшей эксплуатации становится непригодной.
Чтобы такой неприятности не произошло, перед зимним периодом следует произвести обслуживание данного элемента.
Обязательно нужно проводить обслуживание и только приобретенной батареи.
Дело в том, что во время хранения аккумулятора происходит процесс саморазряда, сопровождающийся падением плотности.
Так что даже новый элемент нуждается в подзарядке, иначе при сильных морозах не исключено появление льда внутри.
Подводим итоги
Как итог можно отметить, далеко не всегда кристаллизация воды приводит к надобности в замене АКБ.
При определенных факторах восстановить ее вполне возможно, но только если правильно подойти к решению этой проблемы.
И старайтесь всегда готовить автомобиль к зиме, важность данных мероприятий, мы думаем, вы уже оценили. Удачи.