Восстановление моделей автомобилей ссср
Зачем умельцы из России и Белоруссии восстанавливают игрушечные автомобили из 1980-х
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мастер из России
Евгений Михайлов живет в Северодвинске. Всю жизнь он обожал машины. В детстве, в начале 1980-х, с восторгом, любопытством и завистью смотрел, как мужики во дворе чинят свои вечно ломающиеся советские автомобили. Интерес подогревало и то, что у его отца тоже была машина.
Когда Евгению исполнилось 19, у него появился свой «Москвич». Сразу после покупки железный конь сломался, и молодой человек принялся его чинить. И починил! А когда Евгений достиг солидного возраста, у него появился свой автосервис.
Идея же отреставрировать какой-нибудь старый советский автомобиль не оставляла его давно. Взяться за настоящую ретро-машину не позволяло материальное положение – уж слишком это дорого. Тогда он обратил свое внимание на те самые детские машинки, на которых катался в парке в далеких в 1980-х.
Сначала он отреставрировал педальный «Москвич». Решил сделать его двуцветным. Получилось чудо. Потом восстановил еще одну машинку. И еще. Со временем Евений стал реставрировать не только автомобильчики, на которых можно кататься, но и просто старые игрушечные машинки. А затем и советские игрушки.
Постепенно у него в автосервисе образовалась целая коллекция. Взрослые, которые помнят времена СССР, с удовольствием рассматривают эти экспонаты, вспоминая, как на них катались или в них играли либо они сами, либо их друзья. А их детям тоже интересно узнать, в какие игрушки играл папа, когда был маленьким. И прокатиться на машине из папиного детства.
Реставратор машинок из Белоруссии
В гараже у Александра Хильковича из Бреста – тоже внушительная ретро-коллекция. Одни «Москвичи» и «Жигули» уже отреставрированы, другие – ржавые, некоторые даже без колёс – ждут, когда до них дойдет очередь.
Мужчина признается, что идею реставрировать советские автомобильчики почерпнул в интернете, увидев, как это делает один умелец из России (не Евгений ли?). Как и у «коллеги» из Северодвинска, опыт починки автомобилей у мужчины уже имелся: до этого он в качестве хобби занимался восстановлением настоящей (не игрушечной) машины – старенькой «Ауди».
Первое отреставрированное Александром игрушечное авто – «Львовянка» (модель, которую в советские годы выпускали на Украине). Эту развалюшку он купил у хозяев за символические деньги: она валялась у них во дворе и была им не нужна. Решил сделать из нее советскую милицейскую машинку. И превратил в красивый ретро-автомобиль.
Умелец из Бреста поясняет, что найти запчасти для таких автомобилей непросто. В советские времена педальные детские машинки редко появлялись в продаже, достать их было делом почти нереальным (тем более, если живешь не в Москве), выпускали их в ограниченном количестве.
Помимо игрушечных (не только педальных, но и обычных) автомобилей, Александр реставрирует советские малышовые велосипеды и другие игрушки, на которых можно передвигаться. Игрушки для реставрации он находит по объявлениям либо ему их отдают друзья и знакомые.
На машинках и велосипедиках с удовольствием ездят его маленькие сыновья. А ещё его приглашают на выставки и фестивали.
И в Волгограде тоже.
А вот такую машинку ГАИ восстановил ещё один мастер, Николай из Волгограда. У педального автомобильчика светятся и фары, и проблесковый маячок. Более того, у него даже воет сирена!
Мужчина отмечает, что дети с удовольствием «патрулируют» на машине район и даже выезжают на ДТП. Модель – тоже «Львовянка» (на основе копейки). Эту красоту Николай сделал из ржавой машины, привезённой из Крыма.
Конечно, тема советских машинок интересует прежде всего мужчин (хотя ездить на них нравилось и девочкам). В любом случае, женщинам, которые помнят времена СССР, наверняка будет интересно узнать и о том, как сложились судьбы самых ярких победительниц советских конкурсов красоты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Познакомьтесь с девушками, которые реставрируют советские автомобили
Продолжаем рассказывать о необычных коллекциях из прошлого. В этот раз героинями стали три девушки, которые собирают и восстанавливают советские машины. Попросили их рассказать о своих коллекциях, о реставрации и о том, как началось увлечение советскими автомобилями.
Основательница реставрационной автомастерской, @misskrisgarage
Автомобили: ЗАЗ-965 «Запорожец», ЗАЗ-966В «Запорожец», ЗАЗ-966 «Запорожец», ЗАЗ-968А «Запорожец», ЗАЗ-968М «Запорожец», ЛуАЗ-969А «Волынь», «Москвич-412»
В моей коллекции семь советских автомобилей. Каждая машина в моей коллекции по-своему уникальна. Выделить могу, пожалуй, «Москвич-412», который принадлежал моему дедушке. Семейные машины особенные, в них своя неповторимая энергетика.
Я много путешествую на своих автомобилях. Принимаю участие в разных мероприятиях и ретровыставках. Три раза ездила в Крым на «Запорожце». Я не боюсь, что машина сломается в дороге — я в них уверена. В следующем году снова поеду в Крым, но уже на «Москвиче».
Все автомобили я реставрирую, ремонтирую и обслуживаю своими руками. Начиналось это с обычного ремонта, а закрутилось со временем так, что простое хобби переросло в главное дело моей жизни — теперь я владею собственной реставрационной мастерской.
Изначально я хотела создать ретроклуб: объединить местных любителей советской техники, чтобы помогать друг другу и вместе ездить на выставки. Но в Высоковске (город под Клином. — Прим. ред.) ретроводов не так уж много, так что идея не прижилась. Я стала уделять больше времени ремонту своих авто, работала в своем гараже и набиралась опыта с техникой. На помощь пришли друзья, потому что я не все могла осилить. Так и развивались вместе, работали на одном энтузиазме, учились чему-то новому.
Однажды мы бесплатно отремонтировали автомобиль местному дедушке-инвалиду. У него был «Запорожец» с ручным управлением. Мы поставили его на ход, подварили его и перекрасили кузов. Постепенно к нам стало обращаться все больше людей. Так и родилась моя мастерская.
В основном мы делаем полную реставрацию автомобиля. Время ремонта зависит от состояния машины, от ее комплектности. Самое сложное — это работа с кузовом, жестяные работы и малярные. В среднем полная реставрация занимает от двух месяцев до полугода. Но все индивидуально и зависит от сложности проекта.
Я не брезгую «неженской» работой, не боюсь испачкаться, стараюсь участвовать везде, где мне хватает физических сил и знаний. Что не знаю или не понимаю — изучаю с особым интересом. Одним словом, живу автомобилями, своей мастерской — это мой храм.
Многие меня не понимают — не верят, что современная девушка может ковыряться со старой техникой. Иногда пишут не очень добрые комментарии, но я на них не обижаюсь. Считаю, что незачем кому‑то что‑то доказывать — тот, кто хочет обидеть, придерется даже к самой идеальной работе. Поэтому просто улыбаюсь и двигаюсь дальше. Я очень счастливый человек, ведь я занимаюсь любимым делом, и в этом моя сила.
Реставрация ретро автомобилей. Этапы работы.
Данный очерк, надеюсь, будут полезен как владельцам советских автомобилей (ГАЗ 20 «Победа», ГАЗ 21 «Волга», ГАЗ 12 «ЗИМ», ГАЗ 13 «Чайка», ЗИС 110, ЗИЛ) так и других ретро автомобилей, которые планируют проводить реставрацию собственного автомобиля или размышляют о покупке машины с перспективой дальнейшего капитального ремонта.
В предыдущей статье мы рассмотрели затраты на комплектацию автомобиля ГАЗ 21 «Волга» необходимыми деталями и комплектующими: недостающие оригинальные утраченные и требующие замены детали, хромированные элементы экстерьера и интерьера, салон, пластик, резино-технические изделия. Теперь поговорим об этапах выполнении работ по реставрации автомобиля.
Естественно, если Вы не планируете самостоятельно выполнять работы, связанные с ремонтом и реставрацией Вашей машины, а делегируете эту работу профильной реставрационной мастерской, все нижеизложенное будет для Вас полезно лишь в ознакомительном порядке.
Этап 1.
Демонтаж и разборка ретро автомобиля, каталогизации частей, удаление старой краски, очистка кузова
Нет разницы, говорим мы о коллекционном Mercedes 300 SL или советском ГАЗ 21 «Волга» реставрацию каждой машины начинать нужно с поиска необходимой литературы.
Каждая деталь сравнивается с каталогом запасных частей. После этого составляется перечень оригинальных требующих замены или утраченных деталей, которыми необходимо доукомплектовать машину.
Обширная библиотека собрана сотрудниками компании «Антикварные Автомобили» за десятилетия работы (машины которые когда-либо реставрировались, обслуживались или ремонтировались):
Готов поделиться книгами и знаниями, если что-то нужно — пишите в личную почту.
На этом этапе рекомендую всем, кто планирует проводить ремонт самостоятельно:
-фотографируйте каждую деталь и элемент во время разборки машины (это существенно упростит Вам процедуру последующей сборки)
-заведите необходимое количество полок/коробок/стеллажей для хранения деталей, подписывайте каждую коробку, жгуты проводки, мелкие детали (разобранный автомобиль занимает как минимум два машино-места).
-не торопитесь, разобрать машину можно и за один день, гораздо важней ее потом собрать, завести и обкатать.
После демонтажа и полной разборки вашего ретро автомобиля проводите тщательную очистку кузова и деталей. Процесс очистки кузова и удаления старой краски, ржавчины на автомобиле зависит от целей, сохранности металла и труднодоступности места, и может быть механическим, химическим или ручным. Также варьируется абразивный материал.
Совет: обязательно загрунтуйте детали после обработки, воздействие влаги и воздуха крайне губительно для голого металла
Этап 2.
Производство/ ремонт частей кузова
На данном этапе все очень индивидуально (зависит от машины, состояния кузова и целей реставрации) и каких-либо общих рекомендаций не существует.
Единственно советую «грязные» работы проводить отдельно от «чистого» помещения, где Вы планируете проводить сборку Вашего олдтаймера.
Этап 3.
Реставрация шасси автомобиля.
Сложно недооценить важность данного этапа, т.к. шасси и рама является основой для крепления кузова и агрегатов машины. От качества проведения реставрационных работ напрямую зависит дальнейшая безопасность в эксплуатации восстановленного автомобиля. Рамная конструкция широко распространена среди олдтаймеров, что связано с особенностями конструкторских разработок того времени. Крепление всех узлов и агрегатов, таких как двигатель, трансмиссия, мосты и подвеска, происходит на раме. Таким образом, формируется шасси автомобиля, представляющее собой законченную конструкцию со своими, зачастую уникальными для модели, характеристиками.
По малярным работам подробно на примере автомобиля Mercedes 190 SL изложено здесь:(покраска ретро автомобиля), уверен, что некоторую полезную информацию Вы найдете.
Этап 5
Технический ремонт узлов ретро автомобиля.
Работы с тормозной системой, рулевым управлением, системой охлаждения, амортизаторами, подвеской, бензобаком.Выполнение этого этапа начинается сразу, с момента разборки автомобиля. Зачастую эта работа кажется незаметной. Но именно из мелочей складывается общая картина. Из 8000 часов работы, необходимой для восстановления машины, как минимум треть тратится на эти узлы и агрегаты.
Этап 6.
Капитальный ремонт двигателя и коробки передач.
При необходимости изготовление новых подшипников, поршней, колец, клапанов, седел и многого другого. Перевод двигателя на современное не этилированное топливо (АИ-92). Каждый двигатель, прошедший капитальный ремонт, проходит предварительную обкатку и проверку параметров на специальном стенде.
Этап 7.
Гальванические работы при восстановлении ретро машины.
Хромирование — один из самых нужных и самых трудоемких процессов гальванотехники. Практически все старинные автомобили имеют множество хромированных деталей, которые портятся и теряют внешний лоск с течением времени. Чтобы новое хромированное покрытие служило долго необходимо провести предварительную подготовку поверхности детали: снять старое покрытие, удалить очаги коррозии, заделать коррозионные кратеры, трещины, отшлифовать и заполировать поверхность.
Подробнее о гальванике и стандартах Завода им. Лихачева (ЗИЛ).
Этап 8.
Реставрация салона ретро автомобиля.
Кроме непосредственного пошива сидений, реставрация салона включает в себя и полное обновление внутренних деталей интерьера ретро машины: пружин или пены сидений, боковых панелей, дверей, напольных покрытий, и т.д.
Этап 9.
Работы по деревянным покрытиям.
Ремонт и обновление деревянных полов, балок, кузова, фанерование панели приборов, а также других частей в пассажирском салоне.
Этап 10.
Изготовление и восстановление мягкой крыши. Ремонт кабриолетной механики.
Этап 11.
Изготовление и ремонт электропроводки.
В общем основных моментов два:
1. чем старше машина тем меньше там электрических систем и проводов
2. для коллекционных и ретро машин при изготовлении жгута электропроводки используются аутентичные материалы, а сама оплетка тканевая.
Этап 12.
Комплектация недостающими частями.
Общее правило:
если деталь нельзя купить — ее можно изготовить. Для этого нужно иметь чертеж или образец
Для советских массовых машин практически любые детали можно купить.
Для реставрации европейских олдтаймеров для комплектации рекомендую выставки, такие как Veterama или Техно Классика и заказывать детали у производителей (кто-то изготавливает радиаторы, кто-то фары, кто-то уплотнители и т.д.)
Для американских машин найти можно почти все, там отрасль реставрации ретро автомобилей хорошо развита проблема лишь в доставке и накладных расходах.
Надеюсь, что в скором времени современный 3d-принтеры позволят изготовить любую запчасть, пока печать из металла очень затратна, а возможности применения ограничены.
Этап 13.
Испытания и доставка.
Обкатка автомобиля это его испытания по специальным дорогам (500 — 1500 км) и устранение всех возникающих проблем и неполадок. Необходимо для того, чтобы у реставратора была уверенность в выполненной работе, а у владельца — уверенность в работе машины.
P.S. некоторые из прошлых работ:
Как-то пытался посчитать, сколько необходимо специальностей освоить для реставрации машины, по разным подсчётам получается от 15 до 20. Ну а затраты, на полную реставрацию машины составляют не менее 6000 часов работы. Учтите это, прежде чем начинаете разбирать автомобиль. Очень много ретро машин так и доживают свой век в разобранном состоянии.
Уважаемые форумчане, если у Вас есть какие-то конкретные вопросы — пишите, всегда постараюсь ответить и по возможности помочь.
Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику
Тряхнем стариной
Имя гродненца Сергея Мукасея у любителей ретротехники на слуху. Реставрацией и коллекционированием автомобилей он начал заниматься еще в конце 1980-х. Сейчас это хобби разделяют девять единомышленников, объединившихся в клуб.
Сергей Мукасей был владельцем престижных по тем временам “Жигулей” шестой модели, когда увидел на Брестчине в частном гараже шестиметровый ЗИМ-12. Послевоенный лимузин, на котором ездили представители партийной верхушки, в свое время попал сюда из Москвы и уже давно ржавел за ненадобностью. Сергей Витольдович вспоминает, что у него от такого раритета дыхание перехватило:
— Я тогда не задумываясь поменял почти новую “шестерку” на 39-летний ЗИМ. Люди в моем окружении не понимали такого порыва. Чтобы восстановить эту машину, понадобилось немало времени. Она и сейчас на ходу.
Уже годы спустя на выставке в Москве Сергей Витольдович увидел знаменитого собрата своего автомобиля — ЗИС-110, на котором ездил сам Сталин. Машина продавалась за миллион долларов. К слову, другие восстановленные авто этой марки сегодня стоят около 150 тысяч долларов. Свои же машины Сергей Мукасей не продает, считает, что у них другое предназначение — коллекционное. А три года назад осуществилась его давняя мечта — в Гродно было зарегистрировано любительское объединение “Культурно-исторический автомотоклуб “Винтаж”, основателем и руководителем которого он является. Так что сейчас Сергей Витольдович в команде таких же девяти неугомонных единомышленников. Многие знаковые городские мероприятия, парады открывает уникальная колонна автомобилей, которые вернули к жизни их умелые руки.
Сергей Мукасей открывает дверь мастерской. Первым бросается в глаза ЗАЗ-965. Крошка “Запорожец” стилизован под божью коровку, даже забавные рожки приделаны.
— Эта машина вызывает восторг у детворы, — улыбается Сергей Витольдович. — Разумеется, есть у нас и техника посерьезнее.
Он снимает чехол с соседней машины — и взору предстает свадебная карета, сделанная на базе Mercedes-Long 1970 года выпуска. Это своеобразный лимузин — три ряда сидений. Оригинальная задумка впечатляет. Не менее интересны знаменитая советская “Победа”, которой 67 лет от роду, и военный ГАЗ-69. Всего же в коллекции “Винтажа” более десяти автомобилей и пять мотоциклов. И это только начало.
В СССР личное авто было предметом роскоши: “Жигули”, “Москвич” были доступны далеко не каждой семье, не говоря уже о “Волге”. Сегодня дороги и дворы запружены в основном иномарками — и новыми, и видавшими виды. Тем не менее советские автомобили в последние годы снова в цене. Упомянутый ЗИМ, к примеру, тянет на 80 тысяч долларов. А сколько сил и средств уходит на то, чтобы превратить “металлолом” в дорогой раритет? Сергей Мукасей раскрывает некоторые нюансы:
— Реставрация автомобилей — дорогое хобби. И с каждым годом цены на ретротехнику растут. Машины стареют, их количество уменьшается, все это сказывается на стоимости. Чтобы восстановить один автомобиль, нужны, как правило, три донора аналогичной модели и того же года выпуска. Их предстоит разобрать, почистить, покрасить. И сам автомобиль мы полностью перебираем. Последний штрих — покраска. В итоге на реставрацию уходит около года при условии, что есть все запчасти.
Что же касается цены, она — в руках мастера и в немалой степени зависит от его способности найти детали подешевле. За необходимой частью автомобиля настоящие реставраторы могут даже отправиться за границу. И к гродненцам приезжали с той же целью мастера из России и Эстонии. Автомобиль под восстановление можно найти и за пару сотен долларов. Но это будет не машина, а одно название, поэтому обычно мастера изначально на цене не слишком экономят.
Во сколько же примерно обойдется реставрация модной нынче “Волги ГАЗ-21”, если брать детали в Москве, где на них большие спрос и предложение? Одна только накапотная фигурка “Олень” стоит примерно 280 рублей, плюс лодочка для нее — более 40, решетка радиатора обойдется в 110—1200 рублей, бампер в сборе — еще 1,5 тысячи, колпаки колес потянут на 90 рублей и так далее. По некоторым подсчетам, затраты на скрупулезную и основательную реставрацию машины составят около 35 тысяч рублей. Но это если все запчасти искать, например, на российских рынках. По словам Сергея Мукасея, в Беларуси цены на ретрозапчасти значительно ниже, можно уложиться и в полсуммы. Разумеется, самое дорогое в таком автомобиле — работа мастера.
Год назад “Винтаж” удивил гродненцев моторикшей, созданной на базе первого советского трицикла “Муравей”. А к нынешним новогодним праздникам здесь восстановили старинные сани, которые нашли в одной из деревень Гродненского района. Судя по ковке и другим элементам, они были сделаны в начале ХХ века и предназначались для выездов по торжественному случаю. При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму.
Сейчас гродненские умельцы вплотную подошли к теме эволюции велосипеда, в мастерских уже немало и двухколесных раритетов. Колдуют они и над ГАЗ-67 Б, который “служил” в Красной Армии еще в годы Великой Отечественной войны.
Сергей Мукасей не скрывает амбициозных планов клуба — создать в Гродно при поддержке таких же неуемных людей музей ретротехники.
Реставрация истинная и упрощенная
Известны два вида работ, применяемых для восстановления старых автомобилей, — истинная реставрация и упрощенная. Первая подразумевает возвращение машине первоначального внешнего вида с удалением всех позднейших наложений. В силу своей дороговизны она не слишком распространена, ведь найти оригинальные запчасти для автомобиля, который был снят с производства более полувека назад, иногда не представляется возможным даже за большие деньги. Поэтому такие услуги заказывают у специальных мастеров.
Упрощенная реставрация востребована у коллекционеров среднего класса. В данном случае желаемый внешний вид машина может приобрести и с небольшими изменениями. Частично такие агрегаты, как двигатель и коробка передач, могут собираться из деталей других автомобилей.
Чаще всего на первоначальном этапе дорабатывается основа автомобиля — рама. Если она не имеет серьезных повреждений, сразу можно переходить к реставрации кузова. При этом с машины полностью удаляется все навесное оборудование. Кузов тщательно осматривается на предмет деформаций и коррозии. Если они обнаружились, все трещины и повреждения устраняются посредством профессиональной сварки и шпатлевки. В некоторых случаях состояние металла кузова настолько плохое, что приходится искать “доноров” — автомобили такой же марки. Дальше следует покраска. Машина проходит полную подготовку, затем грунтуется, и на ее поверхность наносится краска в несколько слоев. После покраски места сварных швов и стыков подвергаются дополнительной антикоррозийной обработке.
Но на этом реставрация не заканчивается. Для таких деталей, как двигатель, трансмиссия и ходовая система, либо находятся похожие с “доноров”, либо они изготавливаются под заказ. Работы с салоном автомобиля — тоже нелегкий процесс. Здесь также перебирается и изготавливается под заказ каждая мелочь.
Реставрация автомобилей своими руками под силу только самому терпеливому коллекционеру. Что касается цены, то чем реже марка машины, тем дороже она будет стоить. Нередко, чтобы восстановить авто по всем параметрам, приходится выкладывать от 50 до 100 тысяч долларов. А если это, к примеру, раритетный “Мерседес” и таких в мире насчитывается не более пятидесяти, стоимость работ может оцениваться и миллионами долларов. Если же речь идет о стареньком ВАЗе, запчасти для которого найти не проблема, достаточно иметь в запасе 1—1,5 тысячи долларов. При этом отреставрированная машина будет выглядеть так, как будто только что сошла с конвейера.