Войсковые авто ракетные установки

Машины обеспечения ракетных комплексов

Машины обеспечения ракетных комплексов

Первые автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения мощных систем вооружения появились в СССР к середине 1960-х годов, когда начались разработки первых советских подвижных СРК на многоосных шасси, которые базировались в отдаленных регионах страны в неблагоприятных климатических условиях при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения личного состава. Активизация этой деятельности наступила с созданием ракетных систем, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам. Такие машины применялись также для обеспечения автономных боевых действий мобильных зенитных систем ПВО, в береговых комплексах и иных войсковых частях, размещенных в малонаселенных районах. В типовой набор такой техники входили подвижные мастерские разного профиля и электростанции, средства обеспечения боевого дежурства и охранения, передвижные столовые и общежития. Их проектировали как в многоцелевых исполнениях для обслуживания нескольких типов СРК и иных самоходных видов вооружения, так и в специализированных версиях для работы в составе только одной определенной системы. Все они базировались на шасси МАЗ-543А и 543М с типовыми обитаемыми кузовами-фургонами нескольких видов, из которых создавали колонны машин обеспечения, постоянно сопровождавшие пусковые установки во время их боевого дежурства. В Советской Армии они впервые образовали принципиально новую категорию военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.

15Т401 – передвижная многоцелевая мастерская (ПММ) системы РВСН, базировавшаяся в коротком кузове 6703 на шасси МАЗ-543А. С 1970-х годов ее выпуском занимался ремонтный завод № 258 из Батайска. Служила для проведения в полевых условиях комплекса ремонтных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки всех подвижных технических средств ракетных войск. Ее кузов снабжался системами отопления, освещения, переговорным устройством, вентиляцией и фильтрацией забортного воздуха или кондиционером. В специальном дизельном отсеке с вентиляционными люками в крыше размещались два дизель-генератора АДА-12 мощностью по 12 кВт, но на стоянке питание электрических потребителей осуществлялось от промышленной электросети. Оборудование мастерской позволяло выполнять весь цикл слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ. В комплект мастерской входили верстаки и рабочие столы с наборами инструмента, токарно-центровой станок 16Т-02П, электрические сверлильная и шлифовальная машины, дополнительная пневматическая сверлильная установка, гайковерт, шуруповерт, точило, компрессор, краскораспылители и радиостанция Р-23МТ. Габаритные размеры мастерской – 14 650x3320x4352 мм. Снаряженная масса – 40 650 кг.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Автономная дизельная электростанция 15Н1061М системы РВСН на шасси МАЗ-543А

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина дежурной смены, охраны и обороны 15Я55 в кузове модели 2212 на шасси МАЗ-543М

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина обеспечения боевого дежурства ракетных комплексов 15В148 в удлиненном кузове 7903

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Комплексная машина боевого дежурства 15В148 с пулеметной башней на крыше задней части кузова

Сходная машина боевого дежурства А222-Д1 входила в береговой артиллерийский комплекс «Берег». В ее перекомпонованном кузове размещались рабочие отсеки с навигационной аппаратурой и средствами связи, купе для отдыха личного состава, кухня и столовый зал на четырех человек. На крыше боевого отсека была смонтирована башенная установка с 7,62-мм пулеметом ПКТ. Подвижный полевой технический пункт управления 15В229, размещенный в фургоне на шасси 543М, занимал промежуточное положение в гамме машин боевого дежурства, связи и управления. Его многофункциональное назначение заключалось в организации в полевых условиях дежурства расчета технической смены, оценка технического состояния средств ракетной дивизии, обработка информации и обеспечение спецсвязи. Кузов был разделен перегородками на четыре отсека: основной технический, аппаратная с вычислительным комплексом, отсек боевого дежурства и входной тамбур. В комплект машины входили аппаратура связи и засекречивания, телескопическое антенно-мачтовое устройство, радиостанция Р-123М, переговорное устройство, приборы радиационной и химической разведки. На марше питание осуществлялось от автономного генератора мощностью 10 кВт или набора аккумуляторных батарей.

15Т117 (АС-543.1) – автомобиль-столовая или машина-столовая МС-543.1 в кузове 2215, переоборудованном во вместительное помещение для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях. Первоначально разрабатывался для СРК «Темп-2С» и затем по необходимости применялся в составе различных ракетных и артиллерийских комплексов. Внутри кузова имелось шесть отсеков, одна задняя и две боковые двери, по восемь окон на каждой покатой боковине крыши, собственные системы водоснабжения и оповещения, причем комплектации фургонов разного времени выпуска несущественно различались. В их передней части находились служебный тамбур, 4-местное спальное купе для экипажа и средний переходной тамбур, открывавший доступ в главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный 10 складными столами, стульями, телевизором и радиоприемником. В кухонном (камбузном) блоке, заимствованном от ракетного катера, имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочные стеллажи, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2200 л питьевой воды с электронасосом и ящик для отходов. С кухонным отсеком были совмещены душевая комната для персонала и складское помещение (продовольственный склад) с холодильником и шкафами для хранения 750 кг продуктов из расчета на семь суток довольствия. Задний тамбур с раздевалкой использовался для входа и выхода личного состава. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока напряжением 220 или 380 В, от подвижной электростанции или источника постоянного тока в 24 – 27 В. Габаритные размеры машины – 15 365x3240x4436 мм, снаряженная масса – 39,0 т, полная – 35,2 т. Максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам – 40 км/ч, запас хода – 850 км.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Автомобиль-столовая 15Т117 в кузове 2215 на шасси МАЗ-543М для питания 16 военнослужащих

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Автомобиль-общежитие 15Т118 для отдыха и проживания в полевых условиях до 25 человек

Среди прочего военного оснащения на автомобилях 543-й серии следует отметить опытный образец машины с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания (1977 – 1978 гг.), уникальный подвижный медицинский комплекс с пятью функциональными кузовами модульного типа на том же шасси, пробные варианты мощных аэродромных пожарных автомобилей АА-60 (543)-160 и АА-70 (543)-172 (1973 – 1975 гг.) для ВВС СССР.

Распад Советского Союза привел к завершению серийного производства базовых шасси семейства МАЗ-543, но их мелкосерийное изготовление по заказам продолжалось вплоть до середины 2000-х годов. К тому времени в общей сложности в Минске было собрано свыше 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось более 70 основных серийных систем вооружения и специального военного оборудования. В 1990 году для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан первый прототип четвертого поколения – многоцелевой четырехосный 22-тонный автомобиль МАЗ-7930 с многотопливным 500-сильным двигателем V12 и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, принципиально новой сварной моноблочной кабиной и макетным высокобортным кузовом. Опытные образцы проходили испытания до 1994 года, в 1998-м поступили в производство и в феврале 2003 года были приняты на снабжение Российской Армии под маркой МЗКТ-7930. Несмотря на это, до настоящего времени все машины серии МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Прототип перспективного 22-тонного тактического автомобиля-шасси МАЗ-7930. 1990 год

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543А

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543М

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Командный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М

Стандартизованные кузова-фургоны

В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.

Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Многоцелевой 14,5-тонный кузов 2208 на шасси МАЗ-543А14-тонный кузов 2213 для радиотехнического оборудованияМногоцелевой 15-тонный кузов 2215 на шасси МАЗ-543М

Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)

Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).

Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления

В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитания

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»

Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)

Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»

Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»

Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизии

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка

В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)

Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.

В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Радиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положении

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Станция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве

С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове

Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении

В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2

В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.

Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»

В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.

На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Автомобиль МАЗ-543П с опытной системой «Периметр» для самоокапыванияБортовая машина с комплексом «Периметр» в выкопанном земляном укрытии

Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.

Войсковые авто ракетные установки. Смотреть фото Войсковые авто ракетные установки. Смотреть картинку Войсковые авто ракетные установки. Картинка про Войсковые авто ракетные установки. Фото Войсковые авто ракетные установки

Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А

Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2» и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *