Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Миф о «воздушниках»: чем воздушное охлаждение круче жидкостного

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Моторы-«воздушники» получили отставку совершенно зря. Достоинств у них столько, что любой новомодный турболитр с даунсайзингом в придачу позавидуют. И о многих плюсах воздушного охлаждения некоторые сегодня даже не догадываются.

На первый взгляд – взгляд потребителя, владельца семейной легковушки или целого коммерческого автопредприятия – преимущества двигателей с воздушным охлаждением лежат на поверхности:

«воздушник» конструктивно проще мотора с жидкостным охлаждением
он надежнее;
он дешевле в эксплуатации.
О минусах воздушного охлаждения все тоже как будто наслышаны, и напомнить о них здесь стоило бы лишь для соблюдения баланса аргументов. Но на самом деле есть только один значимый для потребителя недостаток мотора с воздушным охлаждением:

«воздушник» более шумный.
Все остальные минусы или давно потеряли актуальность, или всегда были досужими сказками. Так что есть повод поговорить об этих незаслуженно подзабытых агрегатах подробнее.

Из истории «воздуха»

Да, было время, когда автомобильные моторы с воздушным охлаждением проигрывали собратьям с охлаждением жидкостным (тогда говорили – водяным, поскольку антифризы были понятием чисто теоретическим). Двигатели-«воздушники» получались менее мощными, перегревались летом и не прогревались зимой. Из-за температурных проблем ресурс такого двигателя был меньше, часто случались отказы. Но все эти вопросы были решены к 1950-м годам, когда воспрянувшая после Второй мировой Европа начала пересаживаться с велосипедов на компактные автомобильчики. Дешевые и неприхотливые «воздушники» начали массово применять не только на VW Beetle, но и на Citroen 2CV, Fiat 500, NSU Prinz и прочих автомобилях. И это мы еще не говорим о целой плеяде серийных заднемоторных спорткаров Porsche, 4-, 6- и 8-цилиндровые моторы которых вплоть до 1998 года охлаждались воздухом!

В то время как немецкий «Жук» с его обдуваемым воздухом оппозитником во всем мире мигом стал образцом простоты и безотказности, в нашей стране сложилось устойчивое и по сей день не искорененное предубеждение против моторов воздушного охлаждения. Дескать, они и греются безбожно, и ломаются через день, да и силенок у них маловато. Виноват во всем бедолага «Запорожец», которому пришлось отдуваться за честь всех «воздушников» перед лицом целого СССР. Вместе с сомнительным качеством сборки ЗАЗикам досталась мизерная по масштабам СССР сервисная сеть. Сам по себе мелитопольский силовой агрегат МеМЗ был неплох, но обслуживаемый в кустарных условиях, заправляемый «автолом» и ремонтируемый «на коленке», он в самом деле не был примером надежности. Поэтому прежде чем продолжить повествование, хочу попросить читателя ассоциировать понятие «воздушник» не с «Запором», а с «Жуком» или хотя бы с «Ситроен де шво». Так будет честнее.

1. Он греется – неправда

На самом деле, температурные особенности моторов-«воздушников» можно отнести не к минусам, а к плюсам. Да, из-за меньшей теплоемкости и теплопроводности воздух не может так быстро отобрать тепло, как вода или антифриз. Но с другой стороны разница температур между стенками цилиндров и забортным воздухом больше, чем между теми же стенками и циркулирующей в системе охлаждающей жидкостью. Поэтому тепловой режим «воздушника» меньше зависит от погоды – то есть вероятность перегрева двигателя-«водянки» даже с самым большим радиатором в жару намного выше.

Еще одно очень важное преимущество «воздушника» – в три-четыре раза более быстрый прогрев после холодного пуска. Отсюда – и экономия топлива, и продление ресурса, и лучшая экология, и, наконец, удобство для водителя. Только у самых сложных «жидкостных» моторов образца 2010-х годов, имеющих три контура системы охлаждения, получается достигнуть подобных показателей прогрева.

2. Он громоздкий – неправда

Внешне «воздушник» может казаться более массивным, поскольку его цилиндры и головки со всех сторон окружены кожухами-воздуховодами, да и вентилятор обдува с дефлектором обычно выглядит более чем внушительно. Но предметное сравнение габаритов двух моторов с одинаковыми диаметром цилиндров и ходом поршня, но разными системами охлаждения, говорит о том, что габариты если и отличаются, то как раз в пользу «воздушника» – зачастую он оказывается чуть компактнее. Но главное даже не это.

Что касается размеров, справедливо будет принимать во внимание габариты не одного только двигателя, но и тех его неотъемлемых компонентов, которые крепятся отдельно, на кузове. Вот тут и проявляется неопровержимое преимущество «воздушника»: говоря современным языком, он выполнен в форм-факторе «моноблок», в то время как «водянка» имеет вынесенный на кузов громоздкий радиатор с вентилятором и системой шлангов. Которые, естественно, компактности силовому агрегату не добавляют.

3. Он ненадежный – неправда

На самом деле надежность двигателя с воздушным охлаждением существенно выше, ведь по статистике система жидкостного охлаждения служит причиной 20% всех отказов двигателя. А у «воздушника» как раз отсутствуют компоненты, обладающие низкой отказоустойчивостью: радиатор, термостат, помпа, трубопроводы, сальники и прочие уплотнения. Вентилятор и дефлекторы для обдува цилиндров воздухом устроены существенно проще, поэтому вероятность их отказа мизерна. Кстати, по этой же причине затраты на обслуживание «воздушников» также ниже.

4. Он шумный – правда

Что есть, то есть – шумит. И поделать с этим ничего нельзя. Точнее, идеи есть, но воплотить все их очень сложно. Беда в том, что у «воздушника» нет такой эффективной шумоизоляции, как двойные стенки рубашки охлаждения, заполненной водой или антифризом. И более того, все шумы мотора (механические, газообмена, горения) порой усиливаются ребрами цилиндров и головок. Поэтому конструкторы борются в первую очередь с источниками шумов, повышая жесткость деталей и применяя подпружиненные разрезные шестерни приводов, гидрокомпенсаторы клапанов, материалы с точно подобранным коэффициентом температурного расширения. Аэродинамические шумы вентилятора можно значительно уменьшить, но это дело нелегкое – нужны серьезные усилия конструкторов и технологов.

Двигатель Fiat 500

5. Малый ресурс – неправда

В первые 50 лет автомобильной эры к воздушному охлаждению конструкторы относились легкомысленно – дует мощный вентилятор на оребренные цилиндры, да и ладно. Но такое охлаждение часто было неравномерным, с застойными зонами и местными перегревами. Цилиндры деформировались, нарушались установленные зазоры цилиндропоршневой группы, масло коксовалось и выгорало. В результате детали изнашивались более интенсивно, чем у моторов с водяной «рубашкой», которая более равномерно распределяла выделяемое через стенки цилиндров тепло и отбирала его. Но организовать ровный обдув воздухом всех горячих зон двигателя оказалось не так уж сложно, и со временем двигатели-«воздушники» получили рациональное распределение тепла.

Еще один нюанс, уже из области высоких материй: при воздушном охлаждении проще организовать более высокую температуру стенок цилиндров (независимо от их головок). «Лишние» 15-20 °C снижают потери на трение колец о цилиндры (масло-то на стенках более жидкое!), а также уменьшают их износ (в том числе и коррозионный) и замедляют старение масла за счет его меньшего окисления. Выше уже было сказано о том, что мотор с воздушным охлаждением работает в холодном состоянии в несколько раз меньшее время, чем мотор с водяным – а значит, и время интенсивного износа трущихся пар намного меньше.

6. Он хилый – неправда

Причина для подобного обвинения есть, но суть проблемы такова, что ею можно пренебречь. Дело в том, что при увеличении нагрузки температура охлаждаемых воздухом цилиндров и их головок быстро повышается, а значит, повышается температура воздуха, поступающего в цилиндры. Отсюда – худшее весовое наполнение цилиндров рабочей смесью и кратковременное падение отдачи двигателя. Но исследования ученых-моторостроителей показывают, что разница коэффициента наполнения цилиндров у «воздушников» и «водянок» не превышает 3,5%. И это при 2 000 об/мин, а с ростом оборотов разница вообще стремится к нулю. Таким образом, теоретически существующую особенность эффективного наполнения цилиндров конструкторы решают за счет повышения рабочих оборотов двигателя. И, разумеется, данный вопрос вообще не касается наддувных двигателей воздушного охлаждения.

Источник

Виды охлаждения двигателей мотоциклов

При сгорании топлива в двигателе мотоцикла выделяется тепло. Большая часть этого тепла рассеивается в окружающую среду. Если процесс отвода тепла неэффективен, мотор быстро выйдет из строя.

Система охлаждения препятствует перегреву и поддерживает оптимальную рабочую температуру двигателя, как правило, на уровне 75—90°. Именно этот диапазон обеспечивает максимально эффективную работу и длительный срок службы мотора. Охлаждение может быть воздушным или жидкостным.

Воздушное

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Мотор мотоцикла охлаждается встречным воздухом. Поскольку отвод тепла происходит через поверхность двигателя, её увеличивают с помощью оребрения в наиболее теплонагруженных местах. Рёбра охлаждения располагают на головке цилиндра и цилиндре, а вот на картере, где температуры не такие высокие, они могут отсутствовать.

Если двигатель расположен таким образом, что на него не попадает встречный поток воздуха, для охлаждения используют дефлекторы, перенаправляющие набегающий поток холодного воздуха на двигатель.

Широко применяется практика использования масляных радиаторов, охлаждающих моторное масло, одной из функцией которого является охлаждение деталей двигателя.

Достоинства

Недостатки

Жидкостное

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Принцип охлаждения двигателей мотоциклов по этой схеме такой же, как и у автомобилей. В качестве теплоносителя выступает охлаждающая жидкость — антифриз. Антифриз одновременно оказывает антикоррозионное и смазывающее действие. Воду в системе охлаждения используют только в случае возникновения неисправности и острой необходимости продолжить движение при отсутствии охлаждающей жидкости. При этом в воде не должно быть примесей, и ее необходимо заменить на рекомендованную охлаждающую жидкость в кратчайшие сроки.

Охлаждающая жидкость прокачивается насосом через каналы в стенках цилиндров и головках цилиндров двигателя, забирает от них тепло и отдаёт его радиатору. Между пластин радиатора проходит набегающий поток холодного воздуха и охлаждает радиатор.

Один из важнейших элементов системы — термостат. Он делит систему охлаждения на два контура – малый и большой. Когда двигатель холодный, клапан термостата закрыт. Циркулирующая при этом охлаждающая жидкость движется по малому контуру. Это позволяет отсечь большой объем охлаждающей жидкости, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. При температуре приблизительно 90° клапан открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости по большому контуру и более эффективное охлаждение двигателя.

На радиаторе, как правило, устанавливается вентилятор с электроприводом. Он включается при повышении температуры охлаждающей жидкости. Например, когда мотоцикл движется с низкой скоростью, когда набегающего потока воздуха недостаточно.

Источник

Воздух нам не нужен: почему воздушное охлаждение проиграло «водянкам»

Система охлаждения мотоцикла предназначена для защиты двигателя от перегрева, в результате чего может произойти его разрушение, выход из строя или заклинивание. Традиционно, производители мотоциклов стремятся искусственно сдерживать температуру рабочего двигателя в пределах от 75 до 90 градусов. Эти величины являются оптимальными для продолжения срока службы трущихся деталей, которых внутри двигателя моет быть более 3 000.

Существует несколько видов систем охлаждения, отличающихся принципиально по схеме отвода излишней тепловой энергии. Это воздушное и водяное охлаждение мотоцикла.

Моторы-воздушники (мотоциклы рабочим объёмом свыше 125сс) получили отставку совершенно зря. Слился оппозит БМВ (для апологетов еще выпускается версия R9T), еще держится Cпортстер, Хондо делает ретро СВ 1100. В данном посту воздушно-масляное охлаждение я приравниваю к воздушному, потому что конструкция мотора не меняется, ему просто добавляется масляный радиатор. Основной отток тепла идет через оребрение головки и цилиндра и масляный радиатор нужен лишь для стабильности свойств масла. Будем считать воздушником любой мотор без рубашки охлаждения. Достоинств у них столько, что любой новомодный мотор позавидует. И о многих плюсах воздушного охлаждения некоторые сегодня даже не догадываются. На первый взгляд – взгляд потребителя, владельца разъездного мотоцикла (не гоночного кроссового или шоссейно-кольцевого) – преимущества двигателей с воздушным охлаждением лежат на поверхности:

воздушник конструктивно проще мотора с жидкостным охлаждением мотор воздушного охлаждения легче аналогичного мотора жидкостного охлаждения он надежнее; он дешевле в эксплуатации.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы
О минусах воздушного охлаждения все тоже как будто наслышаны, и напомнить о них здесь стоило бы лишь для соблюдения баланса аргументов. Но на самом деле есть только один значимый для потребителя недостаток (и недостаток ли?) мотора с воздушным охлаждением:

воздушник более шумный. По прибору шумомеру — да. Но не по акустическому восприятию шума работы двигателя. Если водянка при работе издает свист (за что они и получили прозвище рисомолка), то воздушник благородно рычит.

Все остальные минусы или давно потеряли актуальность, или всегда были досужими сказками.

Да, было время, 30 лет назад, когда говорили мотоцикл с воздушным охлаждением, воображение рисовало пришельца из космоса затянутого в гоночный обтекатель

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы
мотоциклы всех остальных назначений: туристические, внедорожные, имели исключительно воздушное охлаждение. И разумеется ни у кого и в голову не приходило вопроса какого типа охлаждения мотор выбрать.

1. Он греется – неправда Это только субъективное мнение, когда между ног горячий мотор. Чем горячее мотор, тем интенсивнее идет теплоотдача. При этом при правильном расположении цилиндров оппозитном, продольном V-образном, поперечным V-образном, как на Дукати, воздушое охлаждение очень эффективно. Суда же можно отнести и кубатурную одностволку.

К сожалению на классических поперечных вешках с перегревом заднего цилиндра можно бороться только уменьшением количества впрыска топлива в него.

На самом деле, температурные особенности моторов-«воздушников» можно отнести не к минусам, а к плюсам. Да, из-за меньшей теплоемкости и теплопроводности воздух не может так быстро отобрать тепло, как вода или антифриз. Но с другой стороны разница температур между стенками цилиндров и забортным воздухом больше, чем между теми же стенками и циркулирующей в системе охлаждающей жидкостью. Поэтому тепловой режим «воздушника» меньше зависит от погоды – то есть вероятность перегрева двигателя-«водянки» даже с самым большим радиатором в жару намного выше.

Еще одно очень важное преимущество «воздушника» – в три-четыре раза более быстрый прогрев после холодного пуска. Отсюда – и экономия топлива, и продление ресурса, и лучшая экология, и, наконец, удобство для водителя. Только у самых сложных «жидкостных» моторов образца 2010-х годов, имеющих три контура системы охлаждения, получается достигнуть подобных показателей прогрева.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

2. Он ненадежный – неправда

На самом деле надежность двигателя с воздушным охлаждением существенно выше, ведь по статистике система жидкостного охлаждения служит причиной 20% всех отказов двигателя. А у «воздушника» просто отсутствуют узлы, обладающие низкой отказоустойчивостью: радиатор, термостат, помпа, трубопроводы, сальники и прочие уплотнения. По этой причине затраты на обслуживание «воздушников» также ниже.

3. Он шумный – правда

Что есть, то есть – шумит. И поделать с этим ничего нельзя. А нужно ли? Чего стоит благородный рык мотора под нагрузкой и легенданая «потата» на холостых. Современный инжекторные Харлеи, пусть и воздушные к сожалению её лишены.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

4. Малый ресурс – неправда

Маслораспыление позволяет организовать масляное охлаждение днища поршня обеспечив охлаждение не хуже чем на жидкостном моторе.

Еще один нюанс, уже из области высоких материй: при воздушном охлаждении проще организовать более высокую температуру стенок цилиндров (независимо от их головок). «Лишние» 15-20 °C снижают потери на трение колец о цилиндры (масло-то на стенках более жидкое!), а также уменьшают их износ (в том числе и коррозионный) и замедляют старение масла за счет его меньшего окисления. Выше уже было сказано о том, что мотор с воздушным охлаждением работает в холодном состоянии в несколько раз меньшее время, чем мотор с водяным – а значит, и время интенсивного износа трущихся пар намного меньше.

5. Он хилый – неправда

Причина для подобного обвинения есть, но суть проблемы такова, что ею можно пренебречь. Дело в том, что при увеличении нагрузки температура охлаждаемых воздухом цилиндров и их головок быстро повышается, а значит, повышается температура воздуха, поступающего в цилиндры. Отсюда – худшее весовое наполнение цилиндров рабочей смесью и кратковременное падение отдачи двигателя. Но исследования ученых-моторостроителей показывают, что разница коэффициента наполнения цилиндров у «воздушников» и «водянок» не превышает 3,5%. И это при 2 000 об/мин, а с ростом оборотов разница вообще стремится к нулю. Таким образом, теоретически существующую особенность эффективного наполнения цилиндров конструкторы решают за счет повышения рабочих оборотов двигателя.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

И не надо говорить про перегрев мотора в пробках. Мотоцикл позволяет не стоять в пробках и всегда есть возможность притока свежего воздуха.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Типы систем охлаждения

Существует три типа систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания: воздушная, жидкостная и гибридная.

Термические двигатели для А. требуют охлаждения цилиндров. Только для слабых, велосипедных газолиновых двигателей достаточно воздушного охлаждения при помощи рубцов, прилитых к поверхности цилиндра; для более сильных необходима циркуляция воды с помощью насоса между двойными стенками цилиндров, охлаждаемой в особом трубчатом приборе, помещаемом впереди А. и обдуваемом струей встречного воздуха.

Популярные мифы

Первым известным автомобилем с воздушным охлаждением был «Запорожец». Он полностью подорвал доверие отечественного водителя к такой системе. Часто автовладельцы жаловались на сильные перегревы, недостаточную мощность и частые выходы из строя. При этом немецкий «Жук» с примерно такой же системой пользовался большой популярностью, спрос на него был очень хороший.

Давайте, основываясь на характеристиках немецкого автопрома, подробно рассмотрим и разрушим популярные мифы, которые преследуют двигатели такой конструкции.

Назначение

В процессе работы ДВС температуры в камере сгорания могут достигать 2000 градусов. Если не будет надежной системы охлаждения, повысится расход масла и горючего. Перегрев приведет к быстрому износу и поломке двигателя.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Если мотор не будет достаточно прогреваться, это также будет на нем негативно сказываться. Если наблюдается переохлаждение, это грозит снижением мощности, интенсивным износу, повышенным расходом горючего.

Более того, в большинстве современных автомобилей, кроме основных задач, данная система выполняет и второстепенные функции. Первым делом это обеспечение работы отопителя. Также система призвана охлаждать не только сам двигатель, но и масло, жидкость в автоматической коробке передач. Иногда она действует и на дроссельный узел вместе с впускным коллектором.

В современной системе (будь то жидкостное или воздушное охлаждение двигателя) рассеивается до 35 процентов тепла, произведенного в результате горения топливо-воздушной смеси.

Недостатки

Не обошлось и без недостатков. Прежде чем приобрести авто, оснащенный подобной системой охлаждения, следует знать основные минусы данных решений.

Так, работа двигателя сопровождается непомерно громким шумом. Шум этот создает работающий вентилятор. Еще один минус – это размеры, так как мотор комплектуется обдувающими устройствами. Даже при современных темпах развития технологий, воздушные потоки неравномерно направлены, а значит, есть риск локальных перегревов. Двигатели такого типа очень чувствительны к качеству бензина, масла, предъявляются высокие требования к состоянию основных деталей в моторе.

Но автомобили с такой системой прочно заняли свое место в автомобилестроении. Этими силовыми агрегатами оснащают грузовые авто, есть несколько легковых моделей. На воздушном охлаждении работает сельскохозяйственная и военная техника, некоторые дизельные двигатели.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Габариты

Выше среди недостатков мы выделили пункт о габаритах. Если сравнить между собой размеры моторов с разными типами охлаждения и прочими одинаковыми характеристиками, то преимущество все равно будет за «воздушником».

Даже несмотря на то, что вентилятор и дефлектор – это достаточно громоздкие устройства, параметры «воздушника» меньше, чем в варианте с жидкостным охлаждением.

Кроме того, для размещения традиционной водяной системы нужно больше пространства под капотом, чтобы разместить дополнительное оборудование. На кузове установлен немаленький радиатор с вентилятором. Немало места занимают шланги и патрубки.

Жидкостное охлаждение

Системы охлаждения классифицируются в соответствии со способом использования теплоносителя в системе.

Замкнутые — в таких системах жидкость-теплоноситель циркулирует по герметичному контуру, нагреваясь от источника тепла (нагревателя) и остывая в охлаждающем контуре (охладителе). В зависимости от устройства системы, теплоноситель может закипать или полностью испаряться, вновь конденсируясь в охладителе. Незамкнутые — в незамкнутых(проточных) системах теплоноситель подается извне, нагревается у источника тепла и направляется во внешнюю среду. В этом случае она играет роль охладителя, предоставляя необходимые объем теплоносителя нужной температуры на входе и принимая нагретый на выходе. Открытые — системы, в которых нагреватель помещен в некоторый объем теплоносителя, а тот заключен в охладителе, если таковой предусмотрен конструкцией. Например, открытая система с маслом в качестве теплоносителя используются для охлаждения мощных электротрансформаторов.

К «чисто жидкостным» системам охлаждения можно отнести лишь открытые системы охлаждения речных и морских судов, где для охлаждения используется забортная вода. В некоторых стационарных двигателях начала XX века мог отсутствовать радиатор, вместо этого имелся расширительный бак большого объёма — отчасти тепло рассеивалось за счёт испарения воды, отчасти — через стенки бака, а отчасти за счёт большого объёма воды, который не успевал достаточно прогреться за время работы двигателя.

«Воздушники» громкие

А вот это правда. Но даже огромный самосвал «Татра» не ревет, мотор просто более шумный. В особенностях конструкции не предусмотрено каких-либо эффективных звукопоглощающих систем. В жидкостных двигателях такие системы есть. Кроме того, шум усиливается за счет прохождения воздушных потоков через ребра цилиндров и головок.

Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Смотреть картинку Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Картинка про Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы. Фото Воздушно масляное охлаждение мотоцикла плюсы и минусы

Типичные неисправности

При всей надежности воздушных систем, поломки случаются и здесь. Одна из популярных неисправностей – это электроника. В системе имеется датчик температуры. Для тех, кто не знает, где находится датчик температуры двигателя: он расположен в масляном поддоне. В результате завышенных показаний данного датчика система может дать сбой.

Если на панели приборов загорелась лампа неисправности, то чаще всего причина заключается в обрыве ремня. Реже всего диагностируются проблемы, связанные с термостатом.

Испарительная система охлаждения

Также существует подвид системы охлаждения, называемый испарительной системой охлаждения. Главное отличие её от обычных водяных или этиленгликолевых — доведение температуры охлаждающей жидкости (воды) выше точки кипения, в результате чего при испарении от теплонагруженных деталей отводится большое количество тепла. Пар конденсируется в жидкость в радиаторе и цикл повторяется. Подобные системы использовались в авиастроении в 30-х годах XX века. Кроме того в Китае по состоянию на 2014 год продолжают выпускаться дизели мощностью от 8 до 24 л.с. с испарительным охлаждением, предназначенные для мотоблоков и минитракторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *