Возгорание авто на морозе
Почему зимой машины горят чаще, чем летом
Когда зимой из-под капота начинает валить дым и появляется пламя, водитель недоумевает, как могло произойти подобное? На самом деле, пожар происходит не от короткого замыкания, а из-за того, что загорелся антифриз. Дело в том, что многие дешевые антифризы с ростом температуры не просто закипают, а загораются открытым пламенем. Это может произойти, если у машины забились грязью радиаторы охлаждения или нарушен обдув, потому как водитель установил картонку перед решеткой радиатора. Экономия на антифризе, плюс желание быстрее прогреть двигатель и оборачивается пожаром.
Еще одна причина пожара может быть в кустарной установке лобового стекла. Под него постепенно начинает просачиваться влага и вода от талого снега. Не будем забывать и о том, что в составе «левой» омывающей жидкости есть метанол, а он горючий. Все это усиливается при оттепели, и вода с примесью метанола обильно смачивает жгуты проводов, проходящих под панелью приборов. В результате происходит короткое замыкание, искра попадает на шумоизоляцию и процесс пошел.
Нужно обратить внимание и на провода «прикуривания», а также состояние аккумулятора. Если провода при подключении будут искрить, это также приведет к пожару, а то и взрыву аккумуляторной батареи, если она старая.
Возгорание может начаться и от прикуривателя, в который воткнут переходник на три устройства. Китайские переходники делают кое-как. В итоге они неплотно прилегают к контактам гнезда прикуривателя, начинают ерзать и трястись на ухабах. Контакты нагреваются, проскакивает искра…
А если машина зимой стоит на улице, то под ее капот любят залезть прогреться кошки и мелкие грызуны. Пробираясь, они цепляют проводку, а то и вовсе перегрызают ее. Могу прокусить даже силовой провод, идущий от генератора. В результате, когда водитель заводит автомобиль и отправляется в путь, происходит короткое замыкание.
Возгорание китайских машин на морозе. Итоги
Все мы помним, что эта зима привнесла много хайпа бренду Haval — общественность лихо раскрутила новость по поводу возгорания Haval F7(x) в северных регионах и в частности ХМАО. Haval’у в этом плане досталось больше всех, но бренд не растерялся и очень адекватно и быстро отреагировал на ситуацию.
Ну и теперь, самое интересное, итоги возгорания автомобилей в эту зиму (источник).
Цитата:
«Китайские автомобили горят не чаще остальных. Это подтверждает статистика Главного управления МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу, который нынешней зимой оказался в центре внимания из-за многочисленных возгораний машин Haval и Geely.
Как выяснилось, в период с декабря 2020 года по февраль 2021-го включительно на территории ХМАО — Югры было зарегистрировано 212 пожаров на транспортных средствах. И доля «китайцев» в этом объеме составила всего 8,5%. То есть – официально известно лишь о 18 случаях возгораний кроссоверов Haval и Geely. Такие данные «Китайским автомобилям» предоставили в региональном ГУ МЧС.
Тем самым пожарные опровергли слухи о том, что нынешней зимой в ХМАО были уничтожены огнем по меньшей мере 40 машин Haval. И хотя именно вокруг пожаров, связанных с этими автомобилями, было больше всего информационного шума, оказалось, что число зафиксированных возгораний Geely и Haval абсолютно одинаково. По данным спасательного ведомства, их было ровно по 9.»
Ну и, собственно, можно окончательно развеять мифы и слухи по поводу Haval и Geely — даже с учетом конструктивного недостатка, который был устранен по отзывной, сгорело их в общей массе очень мало.
Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?
Почему горят машины?
Самовозгорание автомобиля может происходить по разным причинам, причем вовсе не обязательно при работающем двигателе. Зимой, в мороз, в яркий факел обычно превращается припаркованный на ночь транспорт. Как же так получается?
Если отбросить умышленные поджоги и нарушение техники безопасности (например, использование открытого огня при попытке завести двигатель, обогреть салон или приготовить пищу, что далеко не редкость для тех же дальнобойщиков), то обычно мирно стоящий автомобиль начинает вдруг полыхать из-за «коротнувшей» проводки.
Возьмите любую машину, в которой метры проводов, проложенных по всему кузову. Конечно, скрученный жгут в отдельных местах зафиксирован, обернут в дополнительную защитную оболочку. Но все равно постоянные вибронагрузки, работа на изгиб, перепады температур и просто годы берут свое: провода в местах изгиба могут переламываться, изоляция со временем теряет эластичность и прочность.
Причем проблема самовозгорания из-за проводки касается не только старых машин с «дряблой» изоляцией! Вспыхивать сами собой могут и свежие автомобили с ранее поврежденной электропроводкой (кузов после ДТП сделали, а на провода внимания не обратили), неправильно установленным дополнительным оборудованием (вспомним про автономные обогреватели, сигнализацию, автозапуск и т.д.), окислившимися или ослабшими контактами.
Как спасать?
Да-да, все происходит стремительно: сначала едкий дым и запах, затем открытый огонь, который быстро распространяется по всему подкапотному пространству и салону. Машина полностью выгорает всего за 5-15 минут, так что спасти ее от полного уничтожения можно только в первые минуты, особенно если возможности для тушения ограничены одним-двумя огнетушителями да подручными средствами. Чем позже начнется борьба с огнем, тем больше усилий придется прикладывать.
Даже при оперативных и квалифицированных действиях «декоративных» килограммовых огнетушителей «для ТО» недостаточно. Куда больше шансов справиться с огнем, если вы не поскупились на 4-килограммовый огнетушитель. Но и он не поможет, если начать действовать слишком поздно или пользоваться им неправильно.
Если, несмотря на предпринятые усилия, автомобиль уже серьезно охвачен огнем, сами вы уже ничего не сделаете, пламя удастся сбить лишь мощными средствами. Не стоит рисковать жизнью и здоровьем ради железа или оставленного внутри смартфона. А вот стоящую по соседству технику лучше отогнать подальше: случаев, когда от одной машины загорались другие, предостаточно.
Как предотвратить?
Гарантированно защитить себя от возгорания автомобиля невозможно. Ну а что следует предпринять, чтобы снизить этот риск? Для начала убедитесь в том, что топливная система исправна, герметична, топливопроводы находятся в хорошем состоянии и защищены от случайных повреждений. Также следует держать в чистоте подкапотное пространство, не допуская течей и следов масла из двигателя, коробки, усилителя руля.
С электрикой сложнее. Проверить состояние всех проводов и их изоляции непросто, так как по большей части они скрыты от глаз под внутренней обшивкой. Но как минимум можно устроить хорошую инспекцию легкодоступных участков жгута, проверить надежность соединений, особенно в районе замка зажигания и блока предохранителей. И не забудьте проверить сами предохранители на предмет «жуков»!
Дополнительные меры безопасности могут показаться чрезмерными, но они как раз подойдут владельцам старых машин. Так, можно оснастить автомобиль центральным выключателем массы, как это делается в спортивной технике. Ну а при длительных стоянках, особенно в мороз, можно снимать клеммы с аккумулятора.
И не забудем про противопожарное оснащение. Рабочий огнетушитель (желательно массой не менее 4 кг) должен быть ЗАКРЕПЛЕН в легкодоступном месте, а под рукой (например, в кармашке двери) неплохо бы иметь защитные перчатки. И не синтетические, а именно хлопчатобумажные. Также не забудем про инструмент, необходимый для быстрого снятия клемм с АКБ. Как правило, это ключ «на 10». Его тоже можно держать в дверном кармане.
Ну а решающее значение все же имеют своевременные и грамотные действия при возникновении пожара. При этом отсутствие паники и «холодная голова» будут важнее самих знаний. Так что, если есть такая возможность, сходите на тренинг или используйте свой старый огнетушитель с истекающим сроком действия в тренировочных целях.
Возгорание нескольких Haval F7x. Случайность или закономерность? UPD от 21.01.21
Неожиданные новости начали приходить из Хавэйл клуба о самопроизвольном возгорании автомобилей в Ханты-Мансийском автономном округе. Есть сообщения о сгоревших автомобилях в Сургуте, Нижневартовске и Нефтеюганске. Всех их объединяет одно — возгорание началось с задней части автомобиля. В чем конкретно причина пока неизвестно. Возможно, на это повлияли “допы” установленные дилером, а может что-то с заводской проводкой.
Есть информация, что у погорельцев были установлены сигнализации StarLine A93, у которой в описании указан интеллектуальный автозапуск, который может быть активирован принудительно, по температуре или по таймеру. По словам одного из участников клуба, соседка видела, как в 06:00 машина завелась и работала минут 20, затем пошел сильный дым, за ним хлопок и показалось пламя.
До конца неизвестно, все ли сгоревшие автомобили были куплены у одного дилера с установкой дополнительной сигнализации или нет. Но многие владельцы целых Haval F7X уже не горят желанием пользоваться автозапуском. Говорят, что пусть лучше машина замерзнет, чем сгорит. Также говорится и о том, что у одного автомобиля не был вообще активирован автозапуск, что ещё больше запутывает эту историю.
Мнений о произошедших случаях очень много и не все сводятся к “кривой установке”. Так это или нет, должна показать экспертиза, которую просто необходимо провести. Но со слов одного из участников сообщества, дознаватель заявил, что в ней нет никакого смысла, так как задняя часть у автомобиля полностью выгорела. Возможно в других городах получится провести все необходимые процедуры.
С другой стороны, вполне убедительными звучат слова другого участника Клуба Хавэйл, который подметил: “Не все так просто, есть следующие моменты, на которые нет ответов:
1. автор (прим. автор поста в клубном форуме) написал, что машине год и сигнализация вероятно стоит примерно столько же, а значит до дня пожара проблем не было
2. мы не знаем кто устанавливал сигнализации на все три машины, один мастер или разные.
3. были установлены сигнализации на другие две машины или нет, так как минимум одна по словам свидетелей загорелась просто простояв несколько дней на улице и ее не заводили.
Мы только знаем, что загорелись три одинаковые машины и загорелись при низкой температуре. И даже если допустить, что на все три машины поставили одну и ту же сигнализацию одним мастером, допустить что он больше никуда сигнализации не устанавливал я лично не могу и косячить он должен был и с другими машинами, но пока сгорели только хавалы. Поэтому скорее всего у хавала ф7х присутствует особенность или дефект, при котором при определенном стечении обстоятельств может произойти возгорание.”
Если честно, то у меня аж сердце кровью обливается, ведь автомобиль сегодня — это не только средство передвижения. И учитывая стоимость на это все, хотелось бы точно знать причину. Хорошо если у пострадавших есть КАСКО, хотя тоже еще придется побегать и потрепать нервы, ведь страховая только хорошо деньги получает, но не отдает. А если ее нет, а автомобиль в кредите, то перспективы вырисовываются совсем нерадужные.
В Нижневартовске сгорел автомобиль, купленный в Сургуте, который целый год использовался по назначению и успел пробежать 8934 км. В Нефтеюганске машина была без номеров, и тут можно только догадываться: совсем новый автомобиль был или владелец по какой-то причине снял номерные знаки, что вряд ли. Ну а про авто из Сургута пока ничего неизвестно, кроме самого факта возгорания.
Печально все это, как ни крути… И хочется надеяться, что это просто случайность, но три сгоревших кроссовера как бы намекают на что-то другое.
!P.S! от 21.01 2021 Важное событие произошло вчера, 20.01 2021. Хавэйл Мотор Россия объявили отзывную компанию и готовы всем заменить необходимые детали на моделях F7 и F7x. Вот выдержка из пресс-релиза: » ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» объявляет об отзывной кампании для 16 075 автомобилей Haval F7 / F7X, реализованных с мая 2019 года по январь 2021 года.
Вероятно нарушение герметичности топливной системы некоторых автомобилей при низкой температуре в связи с потенциальной возможностью повреждения топливных трубок при транспортировке. ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» произведет замену топливных трубок между насосом низкого давления и топливным фильтром в рамках отзывной кампании. Работы будут проведены в официальных дилерских центрах Haval и будут бесплатными для владельцев транспортных средств.»
Таким образом, компания подтвердила существующую болячку. Интересно, что будет с теми, кому уже поздно что-то менять? Ну а в целом, такой шаг вызывает уважение, ведь не кинули на произвол судьбы своих клиентов, и в наше время это ценно.
Спасибо за внимание. Буду рад всем подписавшимся.
Почему чаще всего автомобили горят зимой
Между тем автомобиль, как правило, загорается неожиданно. Случаи, когда огонь начинает уничтожать транспортное средство на ровном месте, происходят в разы чаще, чем воспламенение в результате дорожно-транспортного происшествия. Главная причина появления пламени при ДТП — повреждение топливной рампы, которая находится под защитой специальной накладки. Однако при сильном ударе сминающийся капот может повредить «артерию», и бензин под давлением в три атмосферы плеснет на двигатель. Одна искра — и автомобиль превращается в факел. Чтобы полностью выгореть, ему хватит и 10 минут. Впрочем, уже после первых трех минут открытого огня спасать уже нечего.
Но таких случаев единицы. Гораздо чаще машина начинает гореть внезапно.
Источники возгорания можно условно разделить на три части: подкапотное пространство, салон и все, что «ниже ватерлинии». Начнем с самого огнеопасного — с моторного отсека.
Под капотом
Холодным и темным зимним вечером в глухой предновогодней пробке дым из передней части автомобиля может повалить, несмотря на низкую забортную температуру. Самая страшная причина пожара — утечка топлива. Возраст автомобиля и недавнее прохождение ТО, увы, не могут быть залогом спокойствия. Плохо затянутая неряхой механиком гайка, изношенная прокладка или деформация от перегрева запросто станут причиной появления в подкапотном отсеке топлива. Раскаленный от долгого толкания в потоке коллектор создаст необходимые условия для возникновения открытого огня.
Третий пункт обеспечит двигатель. Вернее, не сам силовой агрегат, а забитая до полной потери функционала система охлаждения. Действительно, зачем зимой мыть радиатор, на улице и так холодно. Отсутствие понимания принципов работы ДВС привело к тому, что современные водители забывают или вовсе не знают о необходимости регулярной чистки системы со снятием радиатора. И могут крепко за это поплатиться: отсутствие должного количества воздуха вызовет перманентный перегрев мотора. А там и до настоящего пожара недалеко: температура и деформация металлических деталей сделают свое черное дело.
Пассажирский отсек
Поздняя осень, зима и ранняя весна — время, когда исправно текут лобовые стекла. Трещины, кустарная установка или деформация кузова автомобиля — причина не важна. Важен факт: на жгуты проводов под приборной панелью льется вода. Окисление приведет не только к отказу некоторых опций, но и к возникновению короткого замыкания. Искра попадет на шумоизоляцию, и… пожар не заставит себя ждать.
Второй популярный источник огня — обогрев сидений. Влажность в салоне, обозначившая себя ржавчиной на опорах кресел, обязательно подберется к нагревающим элементам. А там вокруг поролон. Добавим к этому болезнь всех подержанных авто — просиженные сиденья. Тонкая проводка системы подогрева может порваться, и набивка окажется один на один с искрой.
Установка различного дополнительного оборудования, вмешательство в электрику автомобиля, а также вечно воткнутый в прикуриватель переходник на три розетки, каждая из которых работает, не останутся незаметными. С электрикой шутки плохи: чуть зазевался — и сразу проблемы. Так что перед установкой дополнительного оборудования в условиях дачи или гаражного кооператива своими силами стоит несколько раз подумать, прежде чем браться за кусачки и синюю изоленту.
Отдельного абзаца достоин багажник, а точнее, розетка в нем. Китайский холодильник, запитанный от нее, требует постоянного контроля, но, как правило, вниманием обделен. И начинает шалить: сначала потрескивает, потом жужжит, а потом загорается. Увы и ах — забитый мусором и скарбом багажник, в котором, как назло, оказалась еще пара флаконов полироли и краски, вспыхивает мгновенно. А уж огнетушитель, если он вообще есть, лежит в самом дальнем углу. Прямо за очагом пожара.
Днище
Причиной пожара, возникшего вне салона и моторного отсека, чаще прочего становятся тормозные суппорты. Из-за постоянного контакта с «салатом» из колодочной крошки и реагента, которым обильно поливают зимние улицы, механизмы могут закиснуть в замкнутом положении. Трение вызывает высокую температуру, которая быстро воспламенит покрышку или подкрылок. Удивительно, но, разгоревшись, резиновый баллон не «горит желанием» тухнуть! А ведь топливная магистраль или бензобак в случае пожара в районе задней оси находятся совсем рядом.
Другая возможная причина возгорания — глушитель. Забитый все той же осенней листвой или зацепившейся тряпкой, он легко станет источником открытого огня. А уж ценители тюнинга, убравшие катализаторы и проложившие прямую магистраль от двигателя (турбированного, естественно), знают, что температура выхлопных газов может достигать аж 800 градусов. Хватит, чтобы растопить лед и разжечь настоящее пламя.
Пробитый или сгнивший бензобак, нарушенная от старости или прямого контакта с препятствием топливная магистраль, листья и ветки, набитые под защиту картера и коробки передач, — все это источники пожара. Пожара, который в лучшем случае заберет только автомобиль, оставив самое ценное — жизнь, водителю и пассажирам.
…Чтобы избежать всех этих бед, защитить себя и своих близких, к автомобилю надо относиться очень внимательно, грамотно и своевременно его обслуживать, регулярно подвергать качественной мойке и не забывать про огнетушитель. Он должен быть в прямом доступе, а срок его хранения не должен подвергаться сомнению. Как говорят профессионалы, хорошая система пожаротушения окупается за один раз.