Возмещение расходов по ремонту автомобиля
Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Автомобиль в лизинге
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.
Фирма использует автомобиль работника: как выгоднее учесть расходы
Плюсы
1. Достаточно легко оформить выплату компенсации и изменить ее размер.
2. Компенсация в пределах норм не облагается никакими налогами.
Минусы
1. Официальные нормы компенсации не покрывают всех расходов, а суммы, выплаченные сверх нормы, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
2. Со сверхнормативной суммы компенсации нужно:
— начислить взносы на обязательное страхование от несчастных случаев;
— удержать налог на доходы физических лиц.
Оформить использование автомобиля сотрудника в интересах фирмы можно с помощью договора аренды. В договоре указывают сумму арендной платы и другие существенные условия (например, кто будет оплачивать ремонт транспортного средства и расходы на ГСМ). Как правило, эти расходы несет фирма-арендатор, поскольку может их списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Гражданский кодекс предусматривает две формы такого договора: «аренда транспортного средства» и «аренда транспортного средства с экипажем». Как в первом, так и во втором случае фирма:
— имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей;
— должна удержать с арендной платы налог на доходы физических лиц.
Кроме того, по договору аренды с экипажем фирме придется дополнительно заплатить с суммы, выплачиваемой работнику, ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Из-за этого такой вариант договора становится невыгодным.
Поэтому, заключая договор аренды, не нужно указывать в нем, что автомобилем будет управлять сам сотрудник-арендодатель. А, кроме того, он не должен подписывать путевые листы и составлять авансовые отчеты. За него это может сделать любой другой работник, имеющий водительские права.
Вот как учитываются выплаты по договору аренды при налогообложении:
Арендная плата по договору
Расходы на ГСМ и ремонт
Плюсы
1. Не нужно начислять ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
2. Расходы на ГСМ и ремонт уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме.
Минусы
Вся сумма арендной платы облагается налогом на доходы физических лиц.
Этот договор схож с договором аренды, но по нему работник не получает никакой платы. При этом расходы на ГСМ и ремонт автомобиля несет фирма. Эти расходы она может списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (подп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 260 НК РФ).
Обратите внимание: такой договор выгоден в том случае, когда никаких выплат, компенсирующих износ (использование) автомобиля, работник не требует (например, работник, использующий свой автомобиль в интересах фирмы, одновременно является ее учредителем).
В противном случае сумму, компенсирующую работнику использование его автомобиля, придется проводить по другой статье, например, как зарплату, материальную помощь либо за счет «неучтенных» денег. Например, возможен такой вариант: по взаимной договоренности эту сумму проводят как оплату ГСМ, хотя на самом деле работник потратил это топливо при использовании автомобиля в личных целях (при этом нужно очень аккуратно оформлять путевые листы и авансовые отчеты, чтобы не вызвать подозрений проверяющих).
Кроме того, у этого договора есть еще один серьезный недостаток: фирма использует автомобиль безвозмездно, а, по мнению налоговиков, стоимость безвозмездно полученной услуги придется включить в доход фирмы исходя из рыночных цен.
Плюсы
1. Не нужно начислять ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
2. Расходы на ГСМ и ремонт автомобиля уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме.
Минусы
1. Трудности, связанные с выплатой работнику денег в качестве компенсации за износ автомобиля.
2. Налоговая инспекция может увеличить доходы фирмы на стоимость безвозмездной услуги исходя из рыночных цен.
АКЦИЯ ПРОДЛЕНА
До конца новогодних каникул подписка «Клерк.Премиум» – 13 640₽ вместо 24 800₽. Узнать о пользе «Клерк.Премиум» и подписаться>>>
Порядок возмещения транспортных расходов сотрудников
Что такое компенсация, и какие расходы персонала относятся к транспортным?
В штате большинства компаний работают сотрудники, функционал которых связан с поездками. Это могут быть водители, курьеры, торговые агенты, менеджеры, а также офисные работники. Например, кассиру периодически нужно сдавать денежные средства в банк, а бухгалтеру – представлять документы в инспекцию. Такие издержки должны компенсироваться работодателем.
Компенсация – денежная выплата, которая связана с возмещением сотруднику затрат, возникших при выполнении его трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
К транспортным издержкам, которые подлежат возмещению работникам, относятся:
Работодатель вправе компенсировать сотрудникам стоимость проезда к месту работы. О нюансах, сроках и рисках таких выплат узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Если же работа сотрудника имеет разъездной характер, то работодатель должен возместить и затраты на аренду жилого помещения, и затраты на проезд, суточные и иные издержки, предусмотренные ст. 168.1 ТК РФ.
Приказ, заявление о компенсации и иные документы для подтверждения транспортных расходов
Все расходы компании, в том числе и транспортные, подлежащие возмещению сотруднику, должны удовлетворять условиям ст. 252 НК РФ: быть экономически оправданными и подтверждаться корректно оформленными документами. При этом работодатель может их компенсировать лишь при условии, что они осуществлены с его ведома и разрешения (письмо Минфина от 10.09.2015 № 03-03-07/52139). Рассмотрим, какие документы необходимо оформить в каждом конкретном случае.
Размеры и алгоритм возмещения расходов разъездным сотрудникам нужно прописать в коллективном договоре и соответствующих дополнительных соглашениях с ними (ст. 168.1 ТК РФ). Условие о разъездном характере работы также необходимо зафиксировать в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).
Для обоснования служебных поездок как офисных, так и разъездных работников можно оформить единый нормативный акт компании, например, положение о компенсации транспортных затрат сотрудникам, в котором прописать все должности и порядок выплаты возмещений. Такой документ позволит оправдать разъезды как кассира, так и торгового агента и др.
Возмещению также подлежат расходы за использование автомобиля сотрудником в рабочих целях (ст. 188 ТК РФ). Для обоснования выплаты компенсации работник должен предоставить работодателю копию ПТС, заявление с перечислением должностного функционала, для которого требуется автомобиль, и указанием на то, как часто он используется.
Если сумма компенсации больше нормы, то в состав расходов, уменьшающих базу по прибыли, разница не включается (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), а между бухгалтерским и налоговым учетом возникает расхождение.
ВАЖНО! Если работнику не принадлежит транспортное средство на праве собственности, то налоговики могут потребовать рассчитать с сумм компенсации НДФЛ и страховые взносы (письмо Минфина от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42).
Если сотрудник использует собственный автомобиль в рабочих целях, то для оправдания затрат на ГСМ налоговики требуют оформить путевой лист (письмо ФНС от 02.06.2004 № 04-2-06/419@).
Однако Минфин считает, что налоговики не вправе обязать налогоплательщиков использовать какие-либо формы для налогового учета (письмо Минфина от 01.11.2013 № 03-03-06/1/46664).
Компания-работодатель также может заключить с сотрудником договор аренды авто и установить определенную сумму ее стоимости. Такие затраты включаются в состав прочих на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на содержание автомобиля, такие как ГСМ, страхование, ремонт, техобслуживание и проч., по договору аренды несет арендатор, то есть работодатель (ст. 646 ГК РФ). В данном случае Минфин считает все расходы, при условии оформленных надлежащим образом первичных документов, обоснованными и подлежащими учету при расчете прибыли (письмо Минфина от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).
О нюансах учета при аренде авто у сотрудника читайте в статье «Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля?».
Такую компенсацию можно учесть только в том случае, если ее возможность прописана в коллективном договоре или положении о компенсации транспортных издержек. Кроме этого, обязательно наличие подтверждающих первичных документов, а для обоснования – заявления сотрудника о компенсации с детальным пояснением причин использования такси (например, ранний вылет самолета и т. п.). Если все вышеперечисленные условия выполнены, то такие издержки можно учесть при подсчете налога на прибыль (письмо Минфина от 08.11.2011 № 03-03-06/1/720).
Учет транспортных затрат, подлежащих возмещению сотрудникам
В целях бухгалтерского учета компенсации, связанные с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении трудовых обязанностей согласно ст. 164 ТК РФ, собираются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в корреспонденции с затратными счетами. Проводки:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 73 – отражена компенсация;
Дт 73 Кт 50 (51) – компенсация выплачена.
К налоговому учету при исчислении прибыли принимаются все компенсационные выплаты, за исключением сумм, превышающих нормы подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Какие расходы на проезд к месту командировки возмещаются работнику, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Менеджер отдела продаж ООО «Деметра» Петров В. В. использует собственный автомобиль в рабочих разъездах. Объем двигателя – более 2 000 м 3. Сумма компенсации равна 6 900 руб. Блок проводок будет выглядеть следующим образом:
Дт 26 Кт 73 – 1 500 руб. – начислена компенсация в пределах норм;
Дт 91.2 Кт 73 – 5 400 руб. (6 900 – 1 500) – компенсация, не принимаемая в налоговом учете.
Таким образом, сумма расходов в бухгалтерском учете превышает затраты в налоговом, и образуется постоянное налоговое обязательство, регулируемое нормами ПБУ 18/02.
Дт 99 Кт 68 – 1 080 руб. (5 400 × 20%) – начислен условный расход.
НДФЛ с компенсационных выплат работнику удерживать не нужно (письмо Минфина от 11.04.2013 № 04-03-06/11996).
Итоги
Компенсация транспортных расходов должна быть подтверждена корректно заполненной первичкой и экономически обоснована. Суммы затрат на выплату компенсаций учитываются при расчете прибыли в полном объеме, за исключением тех, что превышают установленные законом нормы.
Автомобиль попал в ДТП: можно ли учесть расходы на ремонт для целей налогообложения
Автомобиль, принадлежащий организации (общая система налогообложения), попал в дорожно-транспортное происшествие. Стоимость ремонта составила 350 000 руб. ГИБДД на место аварии не вызывалось, видеорегистратора в автомобиле нет. Можно ли принять расходы для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на ремонт (восстановление) автомобиля могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат при наличии акта об аварийном повреждении транспортного средства, протокола осмотра технического состояния автомобиля, подтверждающих факт и характер причиненных транспортному средству повреждений, а также надлежащего документального подтверждения фактически понесенных расходов на восстановительный ремонт автомобиля.
Обоснование позиции:
Гражданско-правовые аспекты
Согласно ст. 210, 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором.
оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
Таким образом, в случае, если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия, обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий, участники ДТП вправе не оформлять документы, подтверждающие факт аварии (копия протокола ДТП, справка ГИБДД о ДТП со сведениями об участниках ДТП, протокол осмотра технического состояния автомобиля и др.).
Налоговый учет
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В силу пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
При этом расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ). В составе прочих расходов могут быть учтены и произведенные налогоплательщиком расходы на ремонт основных средств, которые признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п.п. 1 ст. 260, п.п. 1, 5 ст. 272 НК РФ)*(1). Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств установлен в ст. 324 НК РФ.
О том, что затраты на ремонт автомобиля, являющегося собственностью организации, могут быть рассмотрены как расходы, уменьшающие налоговую базу указывалось в письме ФНС РФ по г. Москве от 21.03.2007 N 19-11/25344.
Отметим, что каких-либо условий для принятия к учету расходов на ремонт ОС НК РФ не установлено. Очевидно, что общими критериями отнесения затрат, произведенных организацией, в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является их обоснованность (затраты должны быть экономически оправданы), документальное подтверждение, их произведение для деятельности, направленной на получения дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
НК РФ не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718). НК РФ также не содержит каких-либо иных ограничений по включению затрат на ремонт ОС в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем в письме УМНС по г. Москве от 10.01.2003 N 26-12/02226 указывалось, что, если работы по ремонту автомобиля, принадлежащего организации, связаны не с систематическим и своевременным предохранением данного объекта основных средств от преждевременного износа, восстановления качеств и свойств, утраченных в процессе эксплуатации, а вызваны вредом, причиненным в результате аварии (дорожно-транспортного происшествия), виновник которой установлен, включение расходов на ремонт с целью уменьшения налогооблагаемой базы возможно только в части расходов, покрываемых за счет сумм возмещения.
Но арбитражная практика говорит об обратном (постановления ФАС Уральского округа от 31.07.2007 N Ф09-6029/07 по делу N А60-34329/2006, 08.10.2007 N Ф09-8132/07-С2, от 07.03.2007 N Ф09-1374/07-С3, ФАС Центрального округа от 09.04.2007 N А62-2005/06, ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 N А12-11721/07, Пятнадцатого ААС от 13.03.2009 N 15АП-6888/2008, Семнадцатого ААС от 26.06.2008 N 17АП-3880/08 и от 06.09.2007 N 17АП-5930/07, Восемнадцатого ААС от 27.03.2008 N 18АП-406/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2005 по делу N А28-7376/2005-335/21, п. 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением главы 25 НК РФ (налог на прибыль организаций), одобренного Президиумом ФАС Уральского округа).
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.10.2007 N Ф09-8132/07-С2 говорится, что общество отнесло на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затраты по ремонту основного средства (автомобиля), используемого в производственной деятельности, и поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия. Суд указал, что каких-либо ограничений по включению в состав налоговой базы расходов на ремонт основных средств в зависимости от причин, повлекших ремонт, данная правовая норма не содержит. Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что общество правомерно учло указанные расходы при исчислении налога на прибыль.
В постановлении постановления ФАС Уральского округа от 31.07.2007 N Ф09-6029/07-С3 по делу N А60-34329/06 также было указано, что каких-либо ограничений по включению в состав налоговой базы расходов на ремонт основных средств в зависимости от вида имущества, причин, повлекших ремонт, или правового положения лица, его осуществившего, данная правовая норма не содержит.
В постановлении Семнадцатого ААС от 06.09.2007 N 17АП-5930/07 указано, что доказательства несоблюдения обществом условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ в материалах дела отсутствуют и налоговым органом не представлены как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции. То обстоятельство, что с виновных в ДТП лиц (работников предприятия) не были взысканы соответствующие суммы в рамках трудовых отношений, не свидетельствует о необоснованном характере самих расходов. Налоговый орган не опроверг необходимость проведения автоэкспертизы и осуществления ремонта машин.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2007 N А56-20533/2006 было отмечено, что не компенсированные страховой компанией затраты на ремонт автомашины общество правомерно включило в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. В данном случае суд указал, что к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Таким образом, НК РФ не содержит оговорок, устанавливающих связь признания расходов на ремонт объекта ОС, в частности, автомобиля, с наличием специального источника покрытия таких расходов, например, страхового возмещения или компенсационных выплат виновного лица. С учетом изложенного выше считаем, что затраты на ремонт автомобиля будут подтверждены, если задокументирован факт необходимости осуществления ремонта ОС, используемого организацией в деятельности, направленной на получение дохода.
В целях документального подтверждения понесенных затрат с учетом обстоятельств, изложенных в вопросе (при отсутствии иных документов, подтверждающих факт аварии), по нашему мнению, могут быть использованы следующие документы:
акт об аварийном повреждении транспортного средства (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2012 N Ф07-7536/12 по делу N А42-790/2012);
протокол осмотра технического состояния автомобиля (результаты независимой оценки), фотоотчеты повреждений, калькуляция для восстановления автомобиля, составленная независимым экспертом либо специализированной организацией, осуществляющей дальнейшее восстановление (ремонт) транспортного средства и др.
В качестве подтверждения расходов на ремонт (восстановление) автомобиля могут быть оформлены акты выполненных работ, товарные накладные на приобретенные запчасти, чеки, квитанции и иные платежные документы и т.д.
В отсутствие же подтверждения факта и характера причиненных транспортному средству повреждений, имеется риск того, что налоговые органы посчитают необоснованным отнесение затрат на ремонт автомобиля в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Например, в постановлении Девятого ААС от 12.02.2007 N 09АП-210/2007, где рассматривалась ситуация, когда факт произошедшего ДТП сотрудниками ГИБДД не был зафиксирован, а страховой случай не был оформлен, расходы на ремонт застрахованного легкового автомобиля в связи с дорожно-транспортным происшествием, произошедшим по вине водителя, были признаны судом необоснованно отнесенными на расходы, уменьшающие доходы.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что расходы на ремонт (восстановление) автомобиля могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат при соблюдении критериев ст. 252 НК РФ, в том числе при наличии надлежащего документального подтверждения фактически понесенных расходов на восстановительный ремонт автомобиля, а также факта и характера причиненных транспортному средству повреждений (на основании акта об аварийном повреждении транспортного средства, протокола осмотра технического состояния автомобиля и пр.).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств;
— Энциклопедия решений. Учет расходов на ремонт основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
*(1) Если организация создает резерв на ремонт ОС для целей налогообложения прибыли в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ, расходы на ремонт списываются за счет резерва.
- Возмещение расходов по гсм при использовании личного автомобиля
- Возмещение расходов сотруднику за использование личного автомобиля