Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие

Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие

Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики.

Тест включает в себя 100 заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры.

Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся.

При оценке результатов теста можно использовать следующую систему:

Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие. Смотреть фото Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие. Смотреть картинку Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие. Картинка про Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие. Фото Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие

• наука об умозаключениях и доказательствах;

• наука о правилах мышления;

• наука о формах и законах мышления;

• наука о формах и законах познания.

2. Формальная логика появилась:

• в эпоху Возрождения.

3. Формальная логика является:

4. Создателем логики считается древнегреческий философ:

5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»:

• представляет собой абсурд;

• лишено всякого смысла;

• выражает пример классической нелепости;

• построено по форме: «Все A есть B».

6. Математическая или символическая логика появилась:

• тогда же, когда и традиционная логика;

• в начале нашей эры;

7. Интуитивная логика – это:

• совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам;

• стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления;

• теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе;

• полное искажение теоретической логики;

• ничто из перечисленного.

8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это:

• слово или словосочетание;

10. Любое понятие имеет:

11. Любое понятие выражается в форме:

• слова или словосочетания;

12. Содержание понятия – это:

• совокупность всех объектов, которые оно охватывает;

• наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;

• то суждение, в котором оно может употребляться;

• слово или словосочетание, в котором оно выражается;

• объект, который оно обозначает.

13. Объём понятия – это совокупность:

• объектов, охватываемых этим понятием;

• всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;

• всех значений, которые могут в него вкладываться;

• наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;

• всех рассуждений, в которых оно употребляется;

• всех людей, которым известно это понятие.

Источник

Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления

Логика – один из обязательных предметов в высших учебных заведениях. В последнее время она также изучается в некоторых средних учебных заведениях. Практика показывает: тем, кто познакомился с логикой в школьные годы, намного легче осваивать эту науку в вузе. Книга состоит из четырёх основных глав, теста, ста занимательных задач. Первые три главы посвящены логическим формам: понятию, суждению и умозаключению, четвёртая – рассказывает о важнейших законах логики и распространённых нарушениях этих законов, которые делают наше мышление запутанным, речь – неясной, а значит, мешают полноценно общаться и понимать друг друга. Каждую тему завершают вопросы и задания для самопроверки и закрепления материала. Примеры, содержащиеся в книге, показывают практическую значимость логики для современного человека.

Тест состоит из ста заданий закрытого типа (при нескольких вариантах ответа на каждый вопрос, только один является правильным). Для выполнения теста обязательны теоретические знания по логике.

Сто занимательных логических задач, представленных в книге, различаются по типу построения и уровню сложности. Объединяет их то, что для правильного решения задач требуется нестандартный подход и творческая работа мысли. Задачи направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения; они могут развлечь в часы досуга. Для решения задач не обязательны теоретические знания по логике, достаточно жизненного опыта и смекалки, т. е. интуитивной логики, которой в большей или меньшей степени обладают все люди, независимо от пола, возраста и уровня образования. Ко всем задачам приведены ответы и комментарии.

Книгу завершает список литературы, рекомендуемый для дальнейшего, более широкого изучения предмета.

Надеемся, что книга вам понравится, а изучение логики станет интересным и увлекательным.

В словаре приведены определения наиболее важных логических терминов, его можно рассматривать как конспект курса логики, построенный по алфавитно-терминологическому принципу.

Логика – наука о формах и законах правильного мышления.

Эта наука появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Её создателем считается знаменитый древнегреческий философ и учёный Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет своё практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны исключительно как памятники старины, но некоторые из них пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно её) и логика Аристотеля. В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая (математическая, современная) логика, которая является разделом высшей математики. Однако наша книга посвящена исключительно аристотелевской логике.

Так зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни? Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях.

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чём угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе… Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причём если содержание нашего мышления чрезвычайно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.

Приведём простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все караси – это рыбы», «Все треугольники – это геометрические фигуры», «Все стулья – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трёх высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все сосны – это деревья», «Все города – это населённые пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все тигры – это хищники».

Другой пример: возьмём три различных по содержанию высказывания: «Если наступает осень, то опадают листья», «Если завтра пройдёт дождь, то на улице будут лужи», «Если вещество – металл, то оно электропроводно». Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если A, то B». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: «Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку», «Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать», «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы».

Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; её интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.

Если по содержанию высказывание: «Все комары – это насекомые», – является нормальным, а высказывание: «Все Чебурашки – это инопланетяне», – абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, так как она занимается формами мышления, а форма у этих высказываний одна и та же: «Все A – это B».

Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения.

Существует всего три формы мышления:

1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.

2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».

3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой.

Источник

Возможным результатом обобщения для понятия колесо автомобиля будет понятие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

УДК 16(075.8) ББК 87.4я73

Элементы логики: Методическое пособие / Сост. В. Г. Лёвин, Е.В. Рамазанова. Поволжский институт бизнеса. Самара, 2007.46 с.

Освещены вопросы, близкие к мыследеятельности, совершающейся в ходе научно-исследовательской работы. Предназначено для студентов и аспирантов, изучающих проблемы научного познания в рамках учебных курсов «Философия» и «Философия науки». В данное учебное пособие включен тест на 40 вопросов по предмету и ключи к нему.

Печатается по решению научно-методического совета НОУ ВПО «Поволжский институт бизнеса».

© В.Г. Левин, Е.В. Рамазанова, 2007

Логика вошла в научное познание после работ Аристотеля. Древнегреческий мыслитель рассматривал логику как универсальное орудие мышления, применяемое в любой науке, поскольку в каждой из них осуществляется мыследеятельность. По Аристотелю, логика обеспечивает определенность результатов мышления, на ее основе устанавливаются формы и правила мышления, осуществляются доказательства, которые опираются на ряд законов мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего). С Аристотеля началась разработка логических теорий (теория категорического силлогизма), он обосновал два способа логического вывода (дедукция и индукция), дал анализ общих принципов доказательства (принцип последовательности шагов доказательства и принцип формальной правильности выводов).

В Новое время значительный вклад в развитие логики в ее связи с научным познанием внесли Ф. Бэкон, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Ст. Милль и др. В частности, была разработана новая теория индукции, которая применялась для исследования гипотез и обнаружения причин явлений (Ф. Бэкон). Г. Лейбниц сформулировал программу создания универсального искусственного языка, формализующего процесс рассуждения. Он же сделал попытку арифметизации силлогистики, что стимулировало в XIX столетии создание алгебры логики (Дж. Буль). Затем Г. Фреге в своем труде «Исчисление понятий» создал первое исчисление высказываний в строго аксиоматической форме. В дальнейшем этот ученый осуществил реконструкцию теории дедукции на основе искусственного исчисления, что позволило выявить ход дедуктивного доказательства. По пути совмещения языка формальной логики и языка математики двигался Дж. Пеано и ученики его школы.

Создание математической логики увенчалось успехом после выхода трехтомного труда Б. Рассела и А. Уайтхеда «Principia Mathematica», опубликованного в 1910-1913 гг. В этом фундаментальном сочинении систематизировано дедуктивно-аксиоматическое построение классической логики, создана так называемая теория типов, предназначенная для устранения ряда парадоксов математической логики.

В XX в. языки исчислений были плодотворно применены для формализации не только арифметики, но и алгебры, анализа, геометрии и ряда других разделов математики. При этом оказалось, что логика является образцом научной строгости. Через математическую логику осуществился также переход к новым разделам науки, называемым метанаукой (См.: Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957).

Повышенный интерес в последние десятилетия вызвали исследования по логической семантике, которая изучает смыслы и значения теоретических и эмпирических терминов в языках различных наук. Бурный прогресс ряда направлений современной науки привел к многозначности их базовых терминов. Отсюда возникла нужда их определения с помощью средств логико-методологического анализа. В частности, разработана семантика таких терминов, как система, модель, вероятность, факт, теория и др.

Отметим также, что в XX столетии логика активно занимается исследованиями в области «машинного мышления». Здесь были заложены основы теории алгоритмов, сыгравшей выдающуюся роль в кибернетике (К. Гедель, А. Тьюринг, А. Черч, А. Марков, А. Колмогоров и др.). Логика оказалась применимой ко многим разделам технических наук: созданы алгебраическая теория релейно-контактных схем, общая теория анализа и синтеза конечных автоматов и др.

Стоит подчеркнуть, что логика была и остается важнейшим средством рационального построения научного познания. Она используется как арсенал теоретизации науки. Существуют типические задачи этого уровня познания, которые решаются логическими средствами. Некоторые из них рассматриваются в ходе дальнейшего изложения.

1. Понятия, их образование и определение

В логике признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету. Отсутствующее свойство (черта, состояние, отношение) также рассматривается как его признак. Любой реальный предмет имеет множество разнообразных признаков. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его природы, называются несущественными.

Образование понятий сопряжено с их обозначением, поиском словесных выражений мысли о предмете. Мы не придумываем для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название, самостоятельное слово. В мышлении и общении люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас нашего языка намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое такое слово выражает понятия, которые могут относиться не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.

Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. При этом новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи не всегда возникает необходимость придумывать новые слова для выражения вновь полученного знания. Благодаря понятийному строю языка люди имеют возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически бесконечное количество предметов.

Давно установлено, что наряду с естественными (содержательными) языками и на их основе рождаются искусственные (формальные) языки. Это особые знаковые системы, которые не возникают стихийно, а создаются специально, например математикой. Особый язык использует кибернетика.

Логика также использует помимо обычного, естественного языка (в нашем случае — русского) специальный, искусственный язык — в виде логических символов (формул, геометрических фигур, таблиц, буквенных и других знаков) для сокращенного и однозначного выражения мыслей, их многообразных связей и отношений.

Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.

Но между ними есть и различия, с которыми мы постоянно сталкиваемся.

Источник

Логика ответы

ТЕМА 1, 2. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

ТЕМА 3. ЛОГИКА И ЯЗЫК

3.1. Какая из формул соответствует суждению: «Уж полночь близится, а Германа всё нет»:
А ∧ В
да
3.10.Алфавит логики предикатов включает кванторы:
Кванторвсеобщности (для всех …) и квантор существования (для некоторых …).
да
3.2. Сложное суждение: «Когда вечереет, становится прохладнее», – является:
импликацией
да
3.3. Импликация ложна только тогда, когда:
ее основание истинно, а следствие ложно
да
3.4. Конъюнкция истинна только тогда, когда:
истинны все ее элементы
да
3.5. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда:
истинны все ее элементы
нет
3.6. Нестрогаядизъюнкция ложна тогда, когда:
все ее элементы ложны
да
3.7. Знаковая система, служащая для хранения, передачи и наращивания информации:
язык
да
3.8.Язык логики высказываний включает:
Пропозициональные переменные, логические союзы, технические знаки и определение формулы.
да
3.9.Сложное высказывание «Если он умный человек, то он увидит свою ошибку, и если он искренний человек, то он признает ее» имеетформулу:
(p→q) ∧ (r→s)
да

ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ
4.1. Любое понятие имеет:
объём
да
4.10. Понятие, большее по объёму, называется:
родовым
да
4.11. Понятия «кодекс» и «уголовный кодекс» находятся в отношениях:
субординации
да
4.12. Отношения между понятиями изображаются:
круговыми схемами Эйлера
да
4.13. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваютсяразличные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:
включающим тавталогию
да
4.14. Деление понятия раскрывает его:
объём
да
4.16. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:
изделие человека
да
4.17. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:
сломанный карандаш
да
4.18. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будеткакое-либо:
единичное понятие
да
4.2. Понятию «Созвездие Ориона» соответствует логическая характеристика:
ни одна из перечисленных
да
4.20.Логические приемы образования понятий это:
абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.
да
4.3. Любое понятие выражается в форме:
слова или словосочетания
да
4.4. «Глупость» – это понятие:
абстрактное
да.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Какие признаки понятия «человек» являются существенными?

ТЕСТЫ 1 рубеж

Тема «Понятие»

Логика – это:

наука об умозаключениях и доказательствах;

наука о правилах мышления;

+наука о формах и законах мышления;

наука о формах и законах познания.

Создателем логики считается древнегреческий философ:

Почему необходимо изучать логику:

чтобы побеждать в любых спорах;

+чтобы доказательно рассуждать, не совершать логических ошибок;

чтобы уклоняться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами.

Понятие – это:

слово или словосочетание;

Понятия «весенний день» и «солнечный день» находятся в отношении:

Единичным является понятие:

Любое понятие имеет:

Установите правильность следующего определения; если оно неверное, то какое правило определения нарушено «Жизнь есть сумма жизненных функций»:

определение должно быть точным, ясным;

правило соразмерности: слишком широкое определение;

правило соразмерности: слишком узкое определение;

+определение делает круг.

Понятия «измерение» и «взвешивание» находятся в отношении:

Проверьте правильность деления понятия: в неправильном делении определите, какие правила нарушены «Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные»:

нарушено правило соразмерности;

нарушено правило: деление должно иметь одно основание:

нарушено правило непрерывности деления,

Определите вид следующего понятия «Философское произведение Сократа»:

Любое понятие выражается в форме:

+слова или словосочетания;

Содержание понятия – это:

совокупность всех объектов, которые оно охватывает;

+наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает;

слово или словосочетание, в котором оно выражается;

объект, который оно обозначает.

Объем понятия – это совокупность:

+объектов, охватываемых этим понятием;

всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать;

всех значений, которые могут в него вкладываться;

наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает;

«Солнце» – это понятие:

Понятия «черный ворон» и «черный квадрат» находятся в отношении:

Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

Пустым (нулевым) является следующее понятие:

Сборная по футболу;

+Человек, проживший 300 лет.

«Глупость» – это понятие:

Какие признаки понятия «человек» являются существенными?

умение смеяться и смешить других.

«Неряха» – это понятие:

Понятие, большее по объему, называется:

Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:

Отношения между понятиями изображаются:

+круговыми схемами Эйлера;

круговыми схемами Лейбница;

круговыми схемами Платона;

круговыми схемами Аристотеля.

Укажите вид определения «Держава- большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику»:

Определение «Экзистенциализм – это философское направление XX в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:

Определите вид отношений между понятиями «право» и »нравственность»:

Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:

+высокий уровень преступности;

Деление понятия раскрывает его:

Определение «Логика – это не парапсихология и не хиромантия»:

+неправильное (только отрицательное);

неправильное (содержит в себе круг).

Найдите понятие:

+студент 1 курса юридического факультета СОГУ.

я являюсь студентом СОГУ.

этот студент учится в СОГУ.

в нашей группе есть студенты-отличники.

Мысленное соединение признаков предмета в одно целое это:

Установите правильность следующего определения; если оно неверное, то какое правило определения нарушено«Дипломат – это человек, помнящий день рождения дамы, но не помнящий ее возраста»:

+определение должно быть точным, ясным;

правило соразмерности: слишком широкое определение;

правило соразмерности: слишком узкое определение;

определение делает круг.

Определите вид отношений между понятиями «взятка» и «растрата»:

Найдите правильный вариант обобщения понятия:

цветок – букет цветов;

Назовите важнейшие логические характеристики понятия:

качество и количество;

истинность и ложность;

+содержание и объем;

утвердительные и отрицательные.

В делении «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», допущена ошибка:

Выберите правильный вариант логической операции ограничения понятия «общество»:

результат деятельности людей;

Мысленное расчленение объекта на элементы это:

Определение «Деньги – это то, за что гибнут люди, а куры не клюют»:

неправильное (слишком узкое);

неправильное (слишком широкое);

неправильное (содержит в себе круг);

Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:

Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *