Вращающиеся колпаки на авто
колпаки — спиннеры
Спиннеры – это колесные диски с инерционными вставками создающими эффект вращения пропеллера
Это не что иное, как элемент декоративного тюнинга, появившийся в продаже совсем недавно.
Этот механизм включает в себя инерционный колпак с собственной ступицей, в которой спрятан подшипник. Ступица колпака, в свою очередь, с помощью удлиненных болтов или гаек жестко крепится к ступице автомобиля через штатные отверстия крепления колеса.
При разгоне автомобиля подшипник, который выступает связующим звеном между колесным диском и подвижным относительно него колпаком, за счет трения качения практически не передает крутящий момент на последний. Со стороны это выглядит, как будто автомобиль едет на невращающихся колесах.
При постоянной скорости движения разность угловых скоростей вращения колеса и спиннера уменьшается (колпак постепенно раскручивается), поэтому при дальнейшем замедлении автомобиля кажется, что колеса машины вращаются быстрее, чем в действительности.
Особенно эффектно это выглядит после остановки авто.
Создается впечатление, что колеса крутятся. На самом деле за счет собственной кинетической энергии продолжает вращение только колпак, поскольку он довольно массивный и в данной ситуации работает как маховик.
Теоретически установить спиннер можно на любое колесо, но чаще они продаются в комплекте с легкосплавными дисками аналогичного дизайна. Фирменный диск из такого комплекта балансируется, как обычный.
По утверждению производителя, вращающаяся часть, изготовленная методом литья с последующей механической обработкой, не имеет дисбаланса.
Для любителей световых эффектов уже созданы спиннеры со встроенными разноцветными светодиодами.
Источники света питаются от собственных аккумуляторов, а включают их специальные датчики при достижении скорости 40 км/ч.
«Настоящий DIY*» Ставим колпаки от копейки на 15″ штамповку
*DIY = Do It Yourself. С загнивающего на великий и могучий переводится как [срукожопь сам]
В этом выпуске рассказываю об олдскульных колёсах (советские хромированные колпаки от копейки на современную штамповку 15”)
Как говорит один youtube-персонаж
Сегодня мы своими руками будем делать кормушки ретро-колёса! © RED21
Как я упоминал в «Истории покупки», я был подписан на хэштэг «Xbee» в инстаграме
И там среди прочего попадался всякий стайлинг этих машин (японцы такие выдумщики!)
А как мы все знаем, одно из самых любимых народных украшательств для машины — разумеется колёсья
Мне не близка тема красных мокасин, заниженных приор и огромных дисков с низкопрофильными шинами
Уж простите, но тонкая душевная организация требует колёс, которые будут дополнять стиль авто
Считайте это мой каприз
А какой стиль у Xbee? На мой взгляд мамкиного дизайнера, стиль можно назвать «лёгкое ретро»
Бежевый двухцветный Xbee своими округлыми формами напоминает автопром 70-х
Например Volkswagen T1:
Или Volkswagen Käfer (Кафир с немецкого = [Жук]):
А еще ретро стиль 70-х напоминает мне сёрфинг, свободную любовь, борьбу за права человека, свободу слова и прочие чуждые нашим скрепам радости
Похоже японцев эта тема тоже притягивает, причём настолько, что они у себя выпускают специальные винтажные диски. Называются DEAN Cross Country
Так вот эти хитрые японцы, берут, значится, покупают такие вот диски и ставят их на свои Xbee! Вы только посмотрите на них!
Не считая небольшого отличия цвета дисков от крыши, колёса выглядят очень уместно
Естеееественно! Я сразу же захотел себе именно такие диски
Но мой пыл охладила как часто бывает — проклятая цена вопроса
Роман (мой дилер😊) сказал, что за комплект таких колёс с доставкой надо будет отдать 70-80 т.р. (в стоимость войдёт какая-то не очень нужная мне резина)
Ну это уже перебор, подумал я, и родил концепцию бича-самоделкина которых печатали в журналах «Техника Молодёжи» и «За рулём». Идея простая: возьму-ка я обычную штамповку, приделаю к ней хромированные колпаки от какой-нибудь советской автомашины и сэкономлю 60-70 т.р!
Забегая вперёд скажу, что я сэкономил примерно 7т.р., но потратил на этот хэнд-мейд туеву хучу времени
Итак, переходим к поучительной части «как делать не надо»
Предупреждение. Мы академиев не кончали, энциклопий не читали, так что от применяемой далее авторской терминологии у технарей может подгорать. Рекомендую им присесть на что-нибудь охлаждающее
Важное отступление. Оказывается, штатно (без технических извращений) колпаки можно поставить только на старые советские диски со специальными выпуклостями, которые жигулефилы называют «ушками». Например на шедеврах Тольяттинского автозавода ставилась штамповка с «ушками» размером 13 дюймов. А на Нижегородских баржах автомобилях «Волга» встречаются вообще разные диски и колпаки, я даже разбираться в них не стал, какого они там диаметра и ширины
Суть в том, что такие советские диски с «ушками» не производят уже лет 30, в нормальном состоянии их не найти. К тому же они все не подходят мне по сверловке, радиусу и невозможности установить современные бескамерные шины
Первым делом я определился с размерами дисков — 15” намного лучше штатных 16”, так как на 16” резины хрен найдёшь и стоит она как ёршик из фильма про шальную императрицу
Далее я определился второй раз, что «так_называемые_диски» марки Trebl меня недостойны и выбрал лакшери штамповку от производителя KFZ. Модель с говорящим названием «8932», ценой по 3000р/шт (R 15 / 6.0J PCD 4×100 ET 40 ЦО 60.1 Стальной, серебристый, если кому это важно)
Зная, что сразу у меня не получится примерно ничего, я решил купить один пробный диск и несколько разных колпаков от советских машин, чтобы выбрать какой колпак наилучшим образом будет смотреться на диске
Не без помощи доски объявлений начинающуюся на «А», а заканчивающуюся на «вито», удалось обменять свои 1000р. на 8 штук разных колпаков. Петя из Бутово даже привёз их мне без предоплаты. Петя молодец. Будь как Петя
Далее, путём поочерёдного накладывания разных колпаков на купленный диск выяснилось, что волговские колпаки великИ, а жигулёвские/москвичовские – в самый раз
Из жигулёвских я выбрал колпаки от копейки, как наиболее красивые и при этом достаточно распространённые
Все купленные для примерки колпаки были уставшие и подходили только для препарирования их на шаблоны
Итак, выбор колпаков тоже сделан, надо приобрести комплект в отличном состоянии. В том же интернете я подыскал четверо почти новых колпаков от копейки за сущие копейки (нет) – 5т.р.
Следом начался мозговой штурм как закрепить колпаки на диске, желательно без колхоза, центрично и чтоб не отвалились в первый же день
Самый распространённый дедовский метод крепления колпака на диск без «ушек» – колпак прикручивается через скобу, закреплённую к диску, принцип можно посмотреть на фото:
Такой вариант меня не устроил необходимостью дырявить колпак в центре и отсутствием на моих дисках мест для крепления скобы
Решение – сделать «уши» приварив к диску зацепы, на которые будет натягиваться колпак.
Плюсы решения – лаконично, радует взгляд
Минусы – как блин приварить зацепы так, чтоб колпак был чётко по центру и надевался плотно?
Первые три попытки были неудачными — я хотел сделать регулируемые молотком зацепы из закрученной рогаликом полоски жести. Получилось, разумеется, говняно — после первого же надевания жесть разгибалась и колпак снимался одним взглядом
Но как говорил мой дед:
На третьи выходные у меня была четвёртая (успешная) попытка. Про неё и расскажу:
Я распилил один старый колпак пополам и приложив пол колпака к диску сделал шаблон будущего зацепа
Картинка, для тех у кого туго с воображением:
Из металла толщиной 1,2мм я вырезал 15 заготовок будущих зацепов
Операцию по пересадке рук из жопы в плечи я не делал, поэтому у меня получились 15, с.ка, РАЗНЫХ железячек
Надо их как-то одинковить, а значит настало твоё время, Валера напильник. Зажав всю пачку заготовок в тиски, я шоркал, пока не устал. А потом и зацепы напильником обработал
Затем я разметил диск – приложил к нему колпак с заранее нанесёнными по периметру метками под углом 120°, отцентрировал и лёгким движением маркера перенёс метки с колпака на диск. Напротив меток зачистил диск от краски. Это места приварки зацепов
Далее в последний раз в работу пошёл пробный диск
С помощью детского пластилина (взрослый пластилин мне пока не продают), я выставил на глаз на диск зацепы:
Далее, с помощью цифровой штангенциркули подправил положение зацепов, чтобы они были на одинаковом расстоянии от внешнего контура диска. Впрочем, для этой процедуры подойдёт и аналоговая штангенциркуля
После выставления я позвал дядю Сашу со сварочным автоматом, чтобы он прихватил выставленные на пластилин зацепы к многострадальному пробному диску:
После чего примерил, как на зацепы натягивается колпак
Колпак наделся очень легко и при небольшом усилии «ездил» по диску
По условно свободному ходу колпака около 3-4 мм было принято решение раздвинуть зацепы на 2 мм во внешнюю сторону, что я и сделал, но уже сразу на «чистовом» диске. Это было рискованно. Но как говорится, кто не рискует, тот не точит приваренные к диску зацепы
Внезапно, при новом положении зацепов я не смог защёлкнуть колпак. Значит надо подточить выступающую часть одного из зацепов. Второй раз настало время напильника Валеры
В результате операции получилось, что надевания колпака на диск, его надо подсунуть под 2 «длинных» зацепа и на третий защёлкнуть. Таким образом были приварены и подточены зацепы на всех четырёх «чистовых» дисках
Поначалу думал сделать дополнительную фиксацию колпака винтиком со стороны короткого зацепа. И для этого даже приварил к короткому зацепу гайку, но колпаки надеваются очень плотно и держатся хорошо. Разгонялся до 150 км/ч и они не отвалились. Неплохо
Бонус такого крепления: охотнику за чужими колпаками снять их будет непросто. Да и самому будет непросто, если не знаешь с какой стороны короткий зацеп. Хорошо, что я это предвидел и сделал специальные малозаметные отметки на диске, указывающие положение короткого зацепа
Стоимость приварки зацепов = 5 выходных дней
Далее шла покраска. Я хотел диски под цвет крыши, а крыша у меня оказалась какая-то с перламутровыми блестящими продрисями (как они называются на лако-красочном языке?). Соответственно порошковая краска шла мимо, так как её не подберёшь под такой трёхслойный цвет
Осмотрев крышу машины, колёсных дел маляр отправил меня подбирать краску на Южный порт (известная автобарахолка в Москве)
Южый порт — это на самом деле портал в 2003-й год. Ну или портал на авторынок Пензы (простите Пензюки, ничего личного). В общем всё как у Шило: севера, мошка, крытка, лютые лица…
Одно из лютых лиц палатки с красками мне улыбнулось и спросило: «Чего тебе, мальчик?»
— А меня, дяденька, за краской отправили – ответил я и протянул пустой бидончик и 3300р.
Минут 40 дяденька колдовал с подбором цвета, а потом протянул мне 2 баночки с краской
Почему 2 краски я не понял. Да и не собирался понимать. Пусть маляр разбирается, за что я деньги плачу?
Краску подобрали, диски отсруячили дробью и покрасили:
Через двое суток после окраски на диски была натянута новая резина
А получившиеся колёса были прикручены к машине
После покраски колпаки надевались ещё плотнее, даже пришлось аккуратно попинывать их для полной посадки:
Снимаются колпаки пластиковым клинышком, который есть на каждой СТО
В целом затея закончилась успешно, но повторять бы я не стал
Конечно, чтобы олд-скулы свело окончательно, не хватает так называемых «вайтволлов» (покрышек с белой полосой на боковине). Есть три варианта как такое сделать, но все они имеют серьёзные минусы:
1. Поставить «флипперы». Это белые резиновые кольца, у нас продаются турецкие вонючие поделки плохого качества под названием «Атлас». Зажимаются между резиной и диском. При эксплуатации оттопыриваются от резины и вылезают из-под диска.
2. Покрасить боковину. Проблема найти краску для шин. Все сталкиваются с тем, что краска довольно быстро впитывает красители из покрышки и слезает. Вместо белого канта через месяц-два будет карий
3. Найти резину с заводской белой боковиной. Очень маленький выбор и очень высокие цены при неизвестных ездовых качествах резины
Если кто на 100% решил вопрос вайтволлов и не жалко поделиться опытом, то вэлкам в комменты
Для юных экономистов привожу финансовые итоги DIY:
Диски 5х3000 = 15 000р.
Колпаки 1000+5000 = 6 000р.
Краска для дисков + подбор – 3300р.
Покраска дисков – 10 000р.
Центрующие кольца – 1200р. (с доставкой)
Шины Continental Premium Contact 6 185/65/15” – 4х5200 = 20 800р.
Шиномонтаж + балансировка – 1 700р.
ИТОГО: 58 000 р. + моё время + бесплатное пользование инструментом и сварочным автоматом с дядей Сашей в комплекте
Мой вывод – заниматься таким рукоделием стоит только если есть инструментальная база и исходные материалы. Одним словом — элитарное увлечение
В следующих выпусках планирую обзор машины снаружи и внутри