Врезался в резко остановившуюся машину
Как въехавший в зад впереди идущего авто может доказать свою невиновность в ДТП
Считается, что когда одна машина «догнала» другую, ударив в ее багажник, однозначно виноват водитель заднего транспортного средства. На самом же деле существуют как минимум три типа аварийной ситуации, когда «задний» абсолютно не виновен.
В ПДД имеется положение, которое, на первый взгляд, однозначно делает виноватым любого, кто въехал в филейную часть впереди идущей машины. Это пункт 9.10, гласящий, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения».
Но если изучить практику разборов реальных ДТП, выяснится, что далеко не всегда действует правило «задний — виноватый», пишет avtovzglyad.ru
Первый из подобных вариантов аварий частенько случается в районе перекрестков, съездов на прилегающую территорию, пешеходных переходов и тому подобных локаций. Ситуация стандартная. Первая машина достаточно интенсивно замедляется и тормозит, уступая дорогу пешеходу на «зебре», готовясь съехать с дороги или по еще какой аналогичной причине.
Следующая за ней вторая машина, чтобы избежать столкновения, тормозит очень резко и удачно останавливается перед самым задним бампером первой, избежав его касания. И в этот момент уже третье авто «догоняет» успешно затормозивших коллег и «втыкается» в корму «номера второго», проталкивая его вперед — прямиком в багажник первого транспортного средства. В такой ситуации «номер два» виноватым в ударе по «номеру один» быть никак не может.
Следующая ситуация, когда «догнавший» не виноват, случается при неосмотрительном перестроении машины, идущей с небольшой скоростью, в соседнюю полосу, где движется более быстрый транспорт.
Правда, доказывать свою невиновность вам, скорее всего, придется с помощью записи с вашего видеорегистратора или показаний свидетелей, если такие найдутся. Ведь истинный виновник аварии, выгораживая себя, всегда может заявить, что он не отъехал от обочины, а мирно «тошнил» в крайней право полосе, когда в него врезались вы…
Ну и третий вариант невиновности «заднего» в столкновении — когда его пытался «учить» резкими неоправданными торможениями перед самым бампером другой автомобилист. В случае аварии тут как воздух будет необходима запись с видеорегистратора, чтобы доказать вину лихача. Ведь это он, нарушив пункт 2.7 ПДД, запрещающий опасное вождение, спровоцировал аварию, а не машина, въехавшая в зад.
ВС защитил водителя, который устроил ДТП на «встречке»
Маневр, который не помог
13 сентября 2020 года Ирина Кучерова* ехала на своем Volkswagen Tiguan по объездной дороге близ Смоленска. Дмитрий Лососев*, который двигался впереди нее на отечественной «шестерке», резко снизил скорость и прижался вправо к обочине. После этого включил левый «поворотник», чтобы развернуться в разрешенном для этого месте и начал совершать маневр. Кучева не успевала затормозить. Чтобы избежать аварии, она выехала на встречную полосу. Несмотря на это, машины столкнулись, правда, уже на «встречке».
Как сообщали смоленские правоохранители, в результате ДТП пострадал водитель Жигулей. Мужчину госпитализировали в больницу, врачи оценили причиненный его здоровью вред как средней тяжести. В машине Лососева было еще двое пассажиров, мать с ребенком уже после инцидента обращались к медикам за помощью. О тяжести их травм информации нет. А позже СМИ опубликовали видео с места происшествия. Кадры снял один из местных жителей, который ехал по магистрали сразу после ДТП.
Сотрудники ГИБДД посчитали, что именно Кучерова стала виновницей аварии. Второй водитель не нарушал правила дорожного движения, а вот женщина ехала со скоростью, которая не позволяла контролировать ситуацию на дороге и вовремя затормозить. В отношении владелицы Volkswagen полицейские составили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП («Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»). По нему ее оштрафовали на 15 000 руб. (дело № 16-922/2020). А еще в отношении Кучеровой составили протокол за выезд на встречную полосу (по ч. 4 ст. 12.15 КоАП).
Заплатить за выезд на «встречку»
Водитель уверяла, что запрещенный маневр она совершила, чтобы избежать аварии. Якобы владелец Жигулей ввел ее в заблуждение, когда начал прижиматься вправо. Поэтому она не успела достаточно сбросить скорость и видела один единственный вариант, как не въехать во впередиидущую машину — объехать ее по «встречке». А в соответствии со ст. 2.7 КоАП («Крайняя необходимость») такие действия не являются административным правонарушением. Поэтому водитель просила дело прекратить, а постановление сотрудников ГИБДД отменить.
Но мировой судья судебного участка № 45 Смоленского района с ней не согласился. Он посчитал, что крайней необходимости для выезда на «встречку» у нее не было, поэтому Кучерова должна заплатить штраф в 5000 руб. Такого же мнения оказался и Смоленский районный суд. Он обратился к постановлению Пленума ВС от 24 октября 2006 года № 18. В п. 8 сказано, в каких случаях действия водителя нужно квалифицировать по ч. 4. ст. 12.15 КоАП. Применять норму стоит и в ситуациях, когда стоит знак «Обгон запрещен» или есть сплошная. Именно такая разметка была на объездной в месте, где виновница ДТП пересекала проезжую часть. Суд обратил на это внимание и согласился с тем, что водитель должна заплатить штраф за свое нарушение. Без изменения решение оставила и кассация, тогда Кучерова пожаловалась в Верховный суд.
Была крайняя необходимость
Дело № 36-АД21-2-К2 рассмотрел судья ВС Сергей Никифоров. Он решил, что нижестоящие инстанции не исследовали должным образом все детали аварии, на которые в том числе указывала Кучерова. Так, с момента возбуждения производства по делу она уверяла, что выехала на встречную полосу только с одной целью — избежать аварии. Никифоров прислушался к объяснениям виновницы ДТП, почему она поехала влево, через сплошную линию, а не наоборот — ближе к обочине. Водитель посчитала, что, если ударит «Жигули» с правой стороны, то ту может закрутить и она перевернется. Поэтому Кучерова решила нарушить ПДД и выехать на встречную полосу.
ВС подчеркнул, что слова Кучеровой подтверждает как видеозапись с места аварии, так и схема ДТП, на которой зафиксировано место столкновения и расположение машин после удара. Никифоров подчеркнул, что на объездной Смоленска, где произошла авария, есть всего две полосы для движения, а ширина дороги составляет 7,5 м. Чтобы предотвратить возможное столкновение на такой узкой двухполосной дороге, у Кучеровой действительно была крайняя необходимость для выезда на «встречку». Поэтому акты нижестоящих инстанций судья ВС отменил, а производство по административному делу прекратил на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, признав действия водителя законными для такой ситуации.
Последовательная позиция ВС
Гуревич говорит, что без видеозаписи самого момента аварии и всех материалов дела сложно сказать, были ли у водителя другие варианты, кроме как выехать на встречную полосу. Эксперт продолжил, что в деле Кучеровой ВС продолжает занятую ранее позицию. По делу № 32-АД 16-3, которое тоже рассмотрел судья ВС Никифоров, дело в отношении водителя тоже прекратили. Анатолий Терехов* увидел, что водитель встречной машины потерял сознание и едет прямо на него, поэтому резко «дал» вправо. Он не рассчитал, что по полосе двигался другой автомобиль, в который он врезался. В итоге водитель избежал серьезного лобового столкновения, но «притер» другое ТС. ВС решил, что Терехов действовал в ситуации крайней необходимости.
* Имена и фамилии участников спора изменены редакцией.
Из-за экстренного торможения произошло ДТП: всегда ли виноват тот, кто сзади?
ДТП из-за торможения
Главный итог таких аварий на практике – виновен тот, кто сзади. Это, к сожалению, наиболее распространённый, но в то же время самый лишённый желания сотрудников ГИБДД выполнять свою работу вердикт. Но не всегда в ДТП, где впереди едущий автомобиль применил экстренное торможение, а сзади едущий допустил столкновение, должно заканчиваться полным признанием вины именно в несоблюдении дистанции задним. О ситуациях таких происшествий, их итоге и схемах таких аварий и поговорим в этой статье!
Что говорит законодательство 2021 года о таких ДТП?
Водитель не должен создавать своими действиями опасности для движения и должен вести машину так, чтобы быть готовым в любой момент остановиться. Это наиболее общие и основные тонкости Правил дорожного движения.
А вот более конкретные пункты, которые фигурируют в исходах таких происшествий:
Давайте немного подробнее остановимся на данных нормах законодательства.
Пункт 10.5
Согласно ПДД, ДТП – это любое событие с участием автомобиля, в результате которого причинён материальный вред или пострадали/погибли люди. Это означает, что вы можете резко тормозить не только чтобы избежать столкновения с другим впереди двигающимся авто, но и с человеком, животным.
Сюда также относится, к примеру, резко ухудшившееся самочувствие водителя или возникшая неисправность, например, рулевой системы.
А вот список случаев, когда вы нарушили 10.5:
Но что самое главное, в ПДД нет чёткого определения экстренного торможения и не даётся ответа, насколько активным должно быть замедление, чтобы приобщить его к резкому. Ни наличие юза, ни «нога в пол» не делают торможение экстренным. Поэтому критерий определяется непосредственно рассматривающим дело лицом или судьёй, определяя наличие состава в нарушении пункта 10.5.
Пункт 9.10
Это более простой пункт, но и здесь есть свои тонкости. Если со случаями, когда впереди едущая машина резко затормозила, и в него сзади «прилетели», то здесь чаще всего всё без вопросов.
Другая ситуация – впереди едущее авто не просто тормозило, а само не соблюдало дистанцию и въехало в стоящий автомобиль, в результате чего остановилось не просто экстренно, а внезапно – раньше, чем если бы применило резкое торможение. Или вовсе из-за этого откатилось назад.
И вот во втором случае ситуации разборов таких ДТП бывают очень и очень спорные, и нередко виновным оказывается именно тот, кто оказался посередине в примере выше.
Пункт 10.1
Здесь есть лишь один нюанс. Даже если вы соблюдаете дистанцию, следуя за автомобилем, но тот превышает скорость, то вы, передвигаясь с той же скоростью, тоже нарушаете.
Пункт 1.5
Это общая норма, которая запрещает, в частности, подрезать и «учить» других водителей и иным образом создавать умышленно вред и даже риск нанесения вреда.
Авария с резким торможением – кто виноват?
Итак, давайте теперь в ситуациях рассмотрим различные обстоятельства таких аварий, в зависимости от конкретного транспортного средства, причин торможения, расположения транспортных средств и других факторов.
Торможение без причины – признак. виновности ли?
А начнём мы с главного практического правового аспекта в этом вопросе и выясним, как вообще суды устанавливают степень виновности в ДТП. Обратите также внимание, что вину в аварии инспекторы не уполномочены вообще устанавливать – они лишь выявляют нарушившего водителя и выносят в его отношении административный материал. Этот материал принимают страховщики по ОСАГО, поэтому такое дело можно назвать упрощённым.
Когда же дело доходит до обоюдной виновности с долями вины, отличными от 50/50, то здесь решает исключительно суд.
Самый главный вопрос, который ставит судья (перед собой, а иногда и перед экспертами-автотехничеками) при определении степени вины участников ДТП – чьё нарушение в большей степени привело к ДТП. Если ещё понятнее, то: отсутствие нарушения ПДД какого из водителей более вероятно или даже со 100-процентной вероятностью позволило бы избежать происшествия?
К чему мы это всё? А к тому, что в ситуации, когда спереди двигающийся автомобиль начал резко тормозить без причины, чаще всего оба нарушают Правила:
В данном случае, задавая самим себе указанный выше вопрос в конкретно вашей ситуации, может стать понятно, чья же вина в большей степени привела к ДТП.
Не принимая во внимание каждый отдельный случай, отметим лишь, что здесь очевидная равная степень виновности:
С другой стороны, в судебной практике 2021 года практически во всех случаях вину полностью признают за едущим сзади. Увы, но дело здесь не в устоявшейся абсурдной позиции «кто сзади, тот и виновен», а в том, что внезапно начавший останавливаться водитель ни за что не укажет правду в суде – что он экстренно тормозил без причины. Вместо этого он может указать, что дорогу перебегала кошка, к примеру (но наличие у вас видеорегистратора может лишить смысла такой его обман) или даже что возникла неисправность в его машине или ему самому стало внезапно плохо. И никаких справок из больниц или актов выполненных работ из автосервисов судья не запросит, будьте уверены!
«Учитель» не всегда прав!
Речь о простой ситуации:
Здесь ключевую роль играет наличие доказательной базы у вас, ведь «учитель» обязательно будет утверждать, что двигался по вашей полосе уже долгое время, но тут внезапно на дорогу выбежал единорог, потому то ему и пришлось применить экстренное торможение, в результате чего произошло ДТП. А не очень хотящие работать должностные лица посмотрят, почешут затылок и резюмируют пресловутое «кто сзади, тот и виноват».
Причём, свидетели в большинстве случаев играют слабую роль, особенно, если это ваши же пассажиры – судьи считают их заинтересованными в исходе дела лицами.
А вот что важно – запись с регистратора. Но и при отсутствии таковой в качестве первых действий при таком происшествии во время ожидания сотрудников ГИБДД осмотрите здания, столбы и сооружения вокруг на предмет наличия камер наружного наблюдения. Если увидите, узнайте, кому принадлежит камера, подайте запрос на сохранение видеоролика (нередко вам пойдут навстречу даже в госорганах), а приехавшим сотрудникам укажите, что там-то висит камера, и, возможно, на ней есть запись аварии. Затем либо отдельным ходатайством, либо в объяснениях укажите на необходимость запроса видеозаписи и приобщения к материалам дела.
По результату такого вашего запроса инспекторы могут возбудить административное расследование в целях установления нарушения. Но это ещё не значит, что они будут в поте лица запрашивать видео – придётся их в этом деле подгонять. Как? К сожалению, раскрыть этот вопрос не представляется возможным. У всех свои методы – от обивания порогов ГАИ до жалоб в прокуратуру – но и эти методы чаще всего действенны.
Если подрезали и затормозили
Ситуация выше актуальна и в случае неумышленного подрезания перестроившимся водителем.
Например, вы соблюдали дистанцию 20 метров на трассе, считая её достаточной для того, чтобы в случае чего успеть остановиться. Но в вашу полосу перестроился из соседней другой автомобиль. Теперь у вас дистанция 10 метров, например. Вы не успеваете её увеличить, как поток начинает экстренно тормозить, и вы въезжаете во впереди двигающуюся машину.
Здесь ровным счётом алгоритм действий тот же – иметь/приобрести видеорегистратор, искать камеры наружного наблюдения, искать свидетелей (крайне желательно сразу опросить других остановившихся для оказания помощи или просто поснимать на смартфон водителей на предмет наличия у них записи вашего ДТП).
«Паровозик»
Более сложная для разбора ситуация – это когда впереди едущий не просто резко тормозил, а въехал в уже остановившееся транспортное средство или же вообще столкнулся влобовую.
Это единственный случай, когда о дистанции речи не может идти – но только если вы её, действительно, соблюдали. Дело в том, что вашей вины в том, что произошло такое ДТП, нет. И логика здесь несложная: если бы впереди двигающийся влетел влобовую в Камаз и его вовсе откинуло назад на 10-20 метров, то могла бы быть здесь дистанция?! Именно поэтому ПДД коррелируют опасностью, которую водитель в состоянии обнаружить.
Но и здесь ситуации бывают разные. Самое важное для вас в этом случае – чтобы сотрудники ГИБДД, приехавшие на место ДТП, не оформили его как 2 и более аварии (ведь участников 3 и более). То есть первое происшествие – когда кто-то (не вы) влетел в другой автомобиль, а потом вы влетели в того, кто въехал – это вторая авария. И в этом случае доказать виновность первого будет уже сложнее, так как причинно-следственная связь вашего столкновения и столкновения переднего будет отрезана временными рамками.
Судебная практика
Она очень разная, а Верховный суд такие дела в нужном нам контексте не рассматривал, давая больше общие комментарии. Более того, нет судебных решений, где впереди едущий водитель бы сознался, что резко тормозил, но кое-что полезное для вас всё же есть.
Впереди машина резко затормозила
Впереди идущая машина резко затормозила. Я тоже резко затормозил и в меня врезались сзади. Контакта с впереди затормозившей машиной не было и водитель покинул место ДТП.
1. Кто виноват в данном ДТП?
2. Будет считаться что владелец впереди идущей машины «покинул место ДТП»?
Пожалуйста, как быть. Мы двигались в потоке на зеленый светофор, впереди ехала машина и начала резко тормозить. Мы тоже резко затормозили но был гололед и машина сразу не затормозила, а проскальзила. И врезались впереди ехавшию машину. Подскажите кто в этой ситуации считается виновным, А кто пострадавший? Другой водитель вызвал Комиссара и кто в этой ситуации должен оплачивать Комиссара?
Впереди машина резко затормозила кто виноватый и какая это статья.
Попал в ДТП впереди машина резко затормозила я успел остановиться но в меня врезались и я догнал впереди стоящую машину! Моя вина есть тут или нет.
Впереди идущая машина резко затормозила перед пешеходным переходом, дочь на своей машине ударила её в задний бампер. Могут ли лишить прав?
Сегодня ехала по оживленной улице, резко машина впереди затормозила, соответственно тоже затормозила. Но видимо небольшое столкновение все таки было. Машина впереди уехала, видимых повреждений нет. На моей машине тоже. Никаких объяснений не было. Тот водитель либо не заметил, либо не хотел заметить. Я тоже уехала. Что делать?
На светофоре впереди стоящая машина после зелёного сигнала тронулся и резко затормозила так как неожиданно появился пешеход, соответственно я не успел остановить машину и въехал в неё. Кто виновен?
В впереди меня резко перед пешеходом затормозила машина я въехал в заднюю часть авто т.к. гололёд, кто не прав.
Впереди машина резко затормозила. Я ударил её в задний бампер. Водитель в которого я выехал был пьян. Кто виноват в данной ситуации?
В воскресение произошло ДТП. Машина которая ехала впереди резко затормозила. Страховка Каско, в течении какого времени будут рассматривать заявление о возмещении (ремонте)?
Добрый день! Произошло ДТП по нашей вине, в переди машина резко затормозила. Страховка Моско действует по декабрь месяц оказалась банкрот. Потерпевший без страховки. Подскажите наши действия. Спасибо.
Перед нами резко затормозила девушка, мы нажали по тормозам и в этот момент сзади нас ударила другая машина, девушка ехавшая впереди нас уехала не разобравшись.
Муж водитель автобуса, ехал по маршруту, впереди машина резко перестроилась и затормозила, соответственно мужу пришлось тоже резко затормозить чтобы избежать столкновения. В тот момент в салоне автобуса упала женщина. Какие последствия будут для мужа?
Подрезали впереди едущую машину, она резко затормозила, я в нее врезалась, кто виноват (зима, дистанция была 5 секунд и небольшой спуск на 5 градусов)
Муж попал в дтп на рабочем автотранспорте, грузовик был груженный. Впереди ехавшая машина резка затормозила, пытаясь уйти от столкновения, он вывернул руль резко влево. Остановиться не смог, так как отказали тормоза. В результате машина опрокинулась на бок и врезалась в электроопору. Скоростной режим не был нарушен. Какую ответственность мой муж несет при возмещении ущерба (ремонт машины) если при этом он не трудоустроен официально, были неисправны тормоза.
Произошло ДТП в котором обвиняют меня. Ситуация такая. Впереди меня ехала машина и сзади меня машина, скорость была около 100 км/ч,резко впереди меня машина затормозила, я соответственно, оказалась впереди стояла машина, которую мы объехали. В тот момент когда я выехала на встречную полосу, мне на встречу ехала машина, мы с ней разошлись в пару сантиметров, но не справившись с управление эта машина врезается в идущую за мной машину (в первой машине погиб человек). Законно ли обвинения в мою сторону, что я виновата, и чем мне это грозит?
Муж попал в ДТП впереди ехавшая машина резко затормозила и он в неё врезался. Ещё запах алкоголя, от алкотестера и медосвидительствования отказался протоколы не подписывал. Чем грозит ему нарушение.
Впереди меня резко затормозила машина, я соответственно тоже, скорость была не большая, благополучно, а вот водитель взади меня не расчитал и расквасил мне зад. Могу ли я расчитывать на страховку?
Если я за 200 метров включила поворот на обгон и сравнявшесь с обгоняемой машиной и в это время движуюшиеся в переди машина резко затормазила и произошло дтп кто прав в этой ситуации.
Впереди машина резко затормазила, т.е водитель сказал что заглохла и я влетела в него. Вопрос кто будет виновником аварии при выплате страховки, есть ли у меня шанс получить срааховку по Осаго.
Дтп случилось при въезде на главную дорогу с второстепенной. Поворот на право. Я подъехал к нерегулируемому перекрёстку, впереди двигался автомобиль ВАЗ-2106. Пропускали автомобили двигавшиеся по главной дороге. Жигули начали движение, я за ним, посмотрел налево убедиться в чистоте дороги. В это время впереди идущая машина резко затормозила, я также резко затормозил, но так как машина была на гололёде меня протащило. Моя машина стукнула впереди идущую! У него незначительная вмятина на правом крыле, помят задний бампер, крепёж бампера. У меня и того меньше! Договориться на месте не получилось вызвали ДПС., оформили. Пострадавших нет. Чем мне это грозит? В худшем случае! Документы в поряде, протокол составлен! Назначена дата разбора. Заранее спасибо за ответ!
Наезд одним колесом на сплошную. Сегодня суд. впереди идущая машина резко затормозила и стала смещаться из левого ряда в правый. Пришлось оттормаживаться и взять чуть левее. На видеофиксации видно, что впереди идущая машина смещается вправо а у меня сплошная ровно под колесом. Что посоветуете, на 2.7 (крайняя необходимость) опираться?
Такая ситуация. В городе, еду за машиной на перекрестке, пешеходам горит красный свет. Тут выбегает мальчишка на дорогу, и впереди меня идущая машина резко тормозит. Я вижу этого пацана, понимаю, что машина резко затормозила. Я по тормозам, но не успела. Влетела в фаркоп машины, Вызвали гаи, ждали 3,5 часа (Это в городе Кумертау). Итог, Той машине ничего, претензий нет, отпустили, а я с разбитой фарой и повреждённым кузовом осталась виновата, ещё и штраф влепили 1500. Где справедливость?
Произошло ДТП в котором обвиняют меня. Ситуация такая. Впереди меня ехала машина и сзади меня машина, скорость была около 100 км/ч,резко впереди меня машина затормозила, чтобы объехать впереди стоящую, я соответственно, за ней. В тот момент когда я выехала на встречную полосу, мне на встречу ехала машина, мы с ней разошлись в пару сантиметров, но не справившись с управление эта машина врезается в идущую за мной машину (в первой машине погиб человек). В полиции подписала, только объяснительную, больше ничего не подписывала, на руки никаких документов не дали. Я виновата?, и что мне за этого грозит?
Помогите, пожалуйста, разобраться. Стояла в правом ряду на светофоре, загорелся зеленый, впереди стоящие машины не двигались, включила левый поворотник, пропустила машину, за ней оставался приличный разрыв до следующей, перестроилась. Не подрезала!, т.к. место оставалось достаточно. Сзади едущий резко затормозил и в него врезался едущий следом. Считается ли что я покинула место ДТП, т.к. моя машина не пострадала?