Все машины жигули и их название
История АвтоВАЗ с подробным описанием моделей (много текста)
20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124»,
19.04.1970г. Волжским автомобильным заводом была выпущена первая модель, ставшая родоначальницей автомобилей семейства «Жигули» — ВАЗ 2101. Этот 5-ти местный, заднеприводный, 4-х дверный «седан» с карбюраторным двигателем объемом 1,2л, был создан на базе итальянского автомобиля «Фиат 124», ставшего в 1965г. «автомобилем года».
В целом конструкция «Фиат 124» претерпела более 800 доработок, которые по своей сути служили приспособлению ВАЗ 2101 к советским дорогам. Так, ВАЗ 2101 отличался увеличенным дорожным просветом, усиленными кузовом и подвеской, отверстием для рукоятки завода двигателя, а также барабанными тормозами, обеспечивающими их более долгосрочную работу. Задняя подвеска теперь стала новой — пятиштанговой. Была усовершенствована конструкция синхронизаторов в КПП, больший наружный диаметр получили накладки сцепления (на18мм). Клиренс впереди также увеличился (на 11мм). Полностью был модернизирован ведущий мост.
Конструкция двигателя «Фиат 124» также была изменена. Двигатель ВАЗ 2101 отличался перенесенным распредвалом (теперь он стал верхним), увеличенным расстоянием между цилиндрами (благодаря этому изменению впоследствии увеличивался объем двигателя), а также измененным на 3мм (в сторону увеличения) диаметром цилиндра, что сделало двигатель короткоходным.
Также была произведена некоторая модернизация дизайна автомобиля: добавлено снаружи зеркало заднего вида, установлены буксирные проушины, «клыки» на бамперах, широкие двери и большой багажник. В салоне для дверных ручек были сделаны специальные выемки. Кроме того, передние сиденья теперь раскладывались.
После всех доработок, вес ВАЗ 2101 составил 945кг, что на 90кг превышало массу «Фиат 124».
Также на базе ВАЗ 2101 были созданы все последующие модели семейства «классика».
ВАЗ 2101 имел несколько модификаций. В частности, модель ВАЗ 21011 была оснащена двигателем объемом 1,3л, при этом был во многом изменен ее дизайн и был установлен собственный двигатель. Модель ВАЗ 21013 была аналогом ВАЗ 21011, но оснащалась двигателем от ВАЗ 2101. Модель ВАЗ 21016, в отличие от ВАЗ 21013, была оснащена двигателем ВАЗ 21011, но в оформлении была подобна ВАЗ 2101. Автомобили ВАЗ 21018 и ВАЗ 21019 оснащались уже роторными двигателями. Выпускались и экспортные модели с правосторонним расположением руля – ВАЗ 21012 (на основе ВАЗ 2101) и ВАЗ 21014 (на основе ВАЗ 21011).
По заказу милиции была создана отдельная модель – ВАЗ 2101-94, сделанная на базе ВАЗ 2101 с более мощным двигателем от ВАЗ 2103.
За историю производства ВАЗ 2101, их было выпущено больше 2,7 млн. шт.
ВАЗ 2102 является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Первый автомобиль ВАЗ-2102 сошел с конвейера Волжского автомобильного завода в 1971 году. Затем после начала выпуска преемницы — «Четвёрки» ВАЗ-2104 в 1984 году обе машины ещё год выпускались одновременно вплоть до снятия «Двойки» с производства летом 1985 года.
Fiat 124 ставший прототипом моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103, был впервые представлен публике в 1964 году. При подписании договора о проекте Волжского автомобильного завода было оговорено, что «Фиат» предоставит наряду с техническим проектом завода полную документацию на два автомобиля («норма» и «люкс»). «Фиат» предложил готовые решения: в качестве авт. № 1 («норма») — FIAT 124, а авт. № 2 («люкс») — FIAT 125.Но потом в качестве прототипа для обоих машин был взят FIAT 124- так как по требованию СССР нужна была унификация между обоими автомобилями около 80 процентов. Автомобили были показаны советской стороне и получили одобрение — по обоим проектам сразу же начались работы.
В 1972 году ВАЗ запустил в производство более мощную по сравнению с ВАЗ-2101 версию «Жигулей» — ВАЗ-2103.(Но полноценное производствово «троек» началось в в начале 1973года- первые 1500 машин выпущеных в ноябре-декабре 1972 кода комплектовались салоном от ВАЗ-2101 из-за проблем с началом производствава «троечных» деталей оформления салона и носили индекс ВАЗ-2103В(В- временный)) Базовый 72-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 15 с.
Кроме того, эту модель отличало наличие вакуумного усилителя тормозов и автоматической регулировки зазора между задними тормозными колодками и барабаном, «спортивная» панель приборов с тахометром.
Отличия в отделке салона 2103 от ВАЗ-2101 были значительными: пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляло 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и тахометр, изменена.
Как и все классические седаны, Жигулям модели ВАЗ-2103 присущи те же недостатки, как то: неудобства погрузки багажа из-за высокой задней панели, маленький «бардачок» без подсветки, слабый свет в салоне и т.д. С точки зрения современной эргономики отличия от «копейки» представляются смехотворными. До 1980 года насос омывателя стекла был ножного типа.
Дерматиновые сиденья с низкими спинками даже подголовниками не оснащали, а салон фактически ни разу не модернизировали, и к концу производства (1984 год) он значительно устарел, точнее стал «немодным». Хотя надо признать, качество сборки в те времена было повыше: например, величина зазоров кузовных панелей и подгонка дверей нареканий не вызывали.
Сохранив величину дорожного просвета — 170 мм под картером задней оси, автомобиль за счет более низкой, нежели у «Москвича», «осадки» кузова на неровной грунтовой дороге цепляет коллектором выхлопной трубы все бугры и «гребенки». При этом поведение на дороге типично для «классики»: машина ведет себя не совсем корректно — «мягкая» подвеска и, как следствие, смазанная обратная реакция «руля» затрудняют управление на полной скорости на скользкой дороге. Изменение электрики в связи с меняющейся технологией пришлось на 1977 год, когда начали устанавливать новые клеммы и соединения электропроводки. Несколько модернизаций претерпел карбюратор. Первую — в 1974 году, когда его конструкцию лишь слегка пересмотрели, а в 1976-м добавили винт качества. В 1980 году стали устанавливать карбюратор типа «Озон» модели 2107.
Позже выпускалось несколько модификаций этой модели с разными двигателями. Выпуск ВАЗ 2103 прекращен в 1984 году.
За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной.
ВАЗ-2104 — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускается с 1984 года
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 был начат на Волжском автомобильном заводе в 1984 году. Новую модель выпускали параллельно с аналогичным по классу автомобилем ВАЗ-2102 до 1985 года. При создании этой модели конструкторы руководствовались важной особенностью того времени создание новой модели с минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом. Поэтому за основу была взята модель ВАЗ-2105. После удлинения крыши появились выштамповки для усиления жесткости. Такая конструкция кузова позволяла разместить на крыше длинный багажник, перегружать который не рекомендовалось, так как расчетная жесткость кузова универсала значительно ниже, чем у седана. На новой модели появилась задняя дверь, открывающаяся вверх, кроме того было применено абсолютно новое решение, обогрев заднего стекла и стеклоочиститель, которые позже вошли в стандартную комплектацию, так как до 1994 года оснащались только экспортные варианты и модификация ВАЗ-21043. Салон для новой модели был позаимствован у базовой модели за исключением заднего сидения. Складное заднее сидение позволяет увеличить объем багажного отсека с 375 до 1340 л, и тогда можно перевозить крупногабаритные грузы. Полная нагрузка автомобиля увеличилась до 455 кг. В базовой комплектации отделка салона довольно проста. Спартанский вариант предполагает стандартную панель с минимально необходимым набором приборов, обивку салона и сидений со стандартными съёмными подголовниками из искусственной кожи и резиновые коврики пола. Желание большего комфорта предложено удовлетворить улучшенной обивкой сидений из ворсованного трикотажа, цельноформованными накладками дверей, ворсованными ковриками пола, панелью приборов с дополнительной центральной консолью, которая располагает расширенным набором функциональных клавишей и контрольной аппаратуры, оригинальное рулевое колесо. Позже на рынке появился универсал модификации ВАЗ-21047, оснащенный пятиступенчатой коробкой передач, электрооборудованием и салоном с анатомическими передними сидениями от ВАЗ-2107. С 1999 по 2006 годы выпускалась модификация ВАЗ 21045 с дизельным двигателем производства «Барнаултрансмаш», объемом 1,52 литра
Модификации
ВАЗ-2104 — двигатель ВАЗ-2105, 1,3 литра, карбюратор, с 4-х ступенчатой коробкой передач (КПП), базовая модель
ВАЗ-21041 — двигатель ВАЗ-2101, 1,2 литра, карбюратор с 4-ст. КПП. Серийно не выпускалась.
ВАЗ-21042 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, правый руль
ВАЗ-21043 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор с 4-х или 5-ст. КПП, в вариантах с электрооборудованием и салоном от ВАЗ-2107
ВАЗ-21044 — двигатель ВАЗ-2107, 1,7 литра, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель
ВАЗ-21045 — двигатель ВАЗ-2107, 1,8 литра, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель. Серийно не выпускалась.
ВАЗ-21045Д — двигатель ВАЗ-341, 1,5 литра, дизель, 5-ст. КПП
ВАЗ-21047 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор, 5-ст. КПП, улучшенный вариант с салоном от ВАЗ-2107. Экспортные модификации оснащались решёткой радиатора от ВАЗ-2107.
ВАЗ-21048 — двигатель ВАЗ-343, 1,8 литра, дизель, 5-ст. КПП
ВАЗ-21041 — двигатель ВАЗ-21067 1,7 литра инжектор, 5-ст кпп, салон и электрооборудование ваз 2107
Жигули (автомобиль)
«Жигули́» — торговая марка семейства автомобилей Волжского автозавода. Присвоена модели ВАЗ-2101 в июне 1970 года. За основу первой модели «Жигули» была взята доработанная по требованиям НАМИ [источник не указан 946 дней] итальянская модель FIAT-124. В быту так часто называют любую из вазовских моделей, хотя с формальной точки зрения это и неверно.
Производство данного семейства автомобилей в РФ прекращено 17 сентября 2012 года. Последней классической машиной стал универсал ВАЗ-21047. На данный момент продолжается выпуск модели ВАЗ-21074 в Египте из машинокомплектов, поставляемых АвтоВАЗом.
Содержание
История
Под торговым названием «Жигули» на внутреннем и международном рынках продавались автомобили первого семейства ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106. Однако поскольку в ряде европейских стран слово «жигули» потребители ассоциировали с сомнительным понятием жиголо, то на внешнем рынке торговая марка «Жигули» была вскоре заменена на «LADA» (при этом экспортные ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 стали соответственно Lada-1200, Lada-1300, Lada-1500, Lada-1600 по объёму двигателя).
30 декабря 2010 года с производства снят ВАЗ-2105, из-за низкого спроса от всего классического семейства ВАЗ и почти полной унификации с ВАЗ-2107. 17 апреля 2012 Ижавто прекратил выпуск ВАЗ-2107. Последнюю модель жигулей ВАЗ-2104 сняли с производства 17 сентября 2012 года.
На данный момент продолжается сборка модели ВАЗ-21074 в Египте из машинокомплектов, поставляемых АвтоВАЗом. Таким образом, производство «классического» семейства на данный момент продолжается.
Статистика
В 2003 году было выпущено около 265 тысяч классических «Жигулей».
В 2006 году снята с производства (SKD сборки на ИжАвто) «шестёрка» ВАЗ-2106, продержавшаяся на конвейере 30 лет.
На 2007 год продолжается выпуск моделей LADA 21053 и LADA 21070/21074 на ВАЗе, SKD сборка модели ВАЗ-21043 на (ИжАвто); модели ВАЗ-21070 с 2002 на Украине (ЛуАЗ, ЗАЗ и КрАЗ) и с 2006 года в Египте. За 2007 год произведено около 234 тыс. автомобилей этого семейства (18 % выпуска легковых автомобилей в России), таким образом «Жигули» оставались самыми массовыми и в производстве (несмотря на некоторое падение) и особенно в потреблении в России.
История автомобилей «Жигули» от «копейки» до «семерки»
ВАЗ-2101
«Копейка» была создана на базе итальянского автомобиля «ФИАТ124», правда советские конструкторы внесли в нее массу изменений.
Они адаптировали автомобиль для российских дорог — увеличен дорожный просвет, переделана задняя подвеска, усилены все элементы кузова, дисковые тормоза были заменены на барабанные.
Само название «Жигули» было предложено конструктором Черным, хотя широко распространено заблуждение, что название было выбрано с помощью конкурса, проведенного журналом «За рулем». В народе же к машине намертво приклеилось название «копейка». В конце 1980 годов автомобиль перестал считаться престижным.
Интересный факт: на Кубе машины производили в варианте «лимузин». Использовали их в основном в качестве такси.
ВАЗ-2102
ВАЗ-2103
Вскоре советские конструкторы совместно с итальянцами разработали новый автомобиль — ВАЗ-2103. По сути это была «навороченная» версия все того же «ФИАТА». У машины был движок мощностью 72 лошадиные силы, до сотни она разгонялась за 17 секунд, что по тем временам было весьма неплохим результатом.
Отличалась от «копейки» комфортным салоном — было увеличено расстояние над головой, а также полностью переделана приборная панель. До наших дней дожило очень мало ВАЗ-2103 с оригинальным экстерьером — машина очень хорошо гнила.
ВАЗ-2104
Во второй половине 1984 года завод начал выпускать новый универсал. От «двойки» автомобиль отличали квадратные фары, измененная конструкция задней двери, обогрев и стеклоочиститель заднего стекла. Также были усилены задние пружины, что позволяло позиционировать «четверку» как небольшой пикап. Окончательно модель сняли с производства только в 2003 году, но на «ИжАвто» ее собирали вплоть до 2012 года.
ВАЗ-2105
Любимая машина Гены Букина была выпущена в 1980 году. Пользовался широкой популярностью даже в двухтысячных годах из-за своей дешевизны и легкости в обслуживании, а выпускалась она аж до 2011 года.
Экспортная версия засветилась в знаменитой британской программе «Top Gear» в выпуске про «автомобили коммунистов», где Джереми Кларксон назвал ее худшим автомобилем в мире. Однако с ним не согласился Джеймс Мэй, которая назвал худшим автомобилем «Москвич-408»
ВАЗ-2106
По сути это был рестайлинг ВАЗ-2103. Машина обладала более комфортным салоном и управлением, качество сборки было выше, но радикально авто от «трешки» не отличалось. Также именно в этой модели появились подголовники на передних сидениях.
Мотор объемом 1,6 литра выдавал невероятные тогда 80 лошадиных сил. Это был самый мощный двигатель среди советских малолитражных автомобилей.
Авто сняли с производства лишь в 2006 году, правда с 1998 его выпускали уже сторонние предприятия по лицензии.
ВАЗ-2107
Люксовая версия ВАЗ-2105 отличалась более комфортным салоном и управлением, чуть улучшенным характеристиками и переделанным кузовом. В народе ее иногда называли «Хочу быть Мерседесом» из-за характерной высокой решетки радиатора. «Похоронили» ее лишь в 2011 году. Зато в Египте ее производят до сих пор.
Вместо заключения
Об истории автомобилей «АвтоВАЗа» «Pro Город» расскажет в «дни рождения» других линеек.
Константин Мишкин
История происхождения названия автомобиля «Жигули»
7 сентября исполняется 40 лет с того дня, как автомобилю ВАЗ-2101 присвоили название «Жигули».
По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате всесоюзного конкурса, объявленного в прессе. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор по фамилии Черный предложил еще одно – «Жигули». Оно-то и было утверждено правительством.
Однако есть и другая версия, принадлежащая конструктору Геннадию Ляхову. В середине февраля 1967 г. генеральный директор Волжского автомобильного завода и (по совместительству) заместитель министра автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков поставил перед Борисом Поспеловым, заместителем первого главного конструктора ВАЗа, задачу – придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению конструктора Черного добавили «Жигули». В результате голосования в двух турах было выбрано название «Жигули», которое и было утверждено Поляковым.
Но как только советские «Жигули» стали выпускаться на экспорт, тут же возникла проблема с привычным для русского слуха словом «Жигули». Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще и имело неприличные созвучия сразу в нескольких языках!
Было принято решение придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. В 1973 г. появилось новое название «Лада» – красивое и простое. Теперь «Лада» – это основной бренд АВТОВАЗа, который он продвигает, называя свои разработки новыми именами, но всегда оставаясь верным Ладе.
За прошедшие годы АВТОВАЗ создал более 100 моделей и модификаций автомобилей. Названий сменилось тоже достаточно много: Самара, Бора-21, Нива, Спутник, ОКА, Эльф, Гном, Рапан, Гольфкар, Карат, Питер‑Турбо (родстер), Лада‑Аэро, Антэл, LADA Revolution, Силуэт. Знатоки помнят и модернизированные версии с именами собственными – Желтая Акула, Красная пчела (Red Bee), Пуля (Bullet) ‑ эксклюзивные автомобили на базе ВАЗ‑21106.
В новом тысячелетии компания порадовала автолюбителей несколькими новыми моделями, которые, по заверению производителя, соответствуют уже европейским стандартам. Так, в 2004 г. с конвейера сошел первый автомобиль семейства «Лада Калина» (модели ВАЗ‑1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119). А в 2007 г. страна увидела первую Priora (заводское обозначение ВАЗ-2170), с которой началось семейство российских легковых автомобилей класса «C» по европейской классификации.
Имя для нового автомобиля Lada Priora выбирали по классической схеме. Первоначально были выбраны центры опросов, которым был передан ряд вариантов. Всего для проекта 2170 было предложено порядка 60 имен, потом из них отобрали семь, а в итоге получилось то, что стало известно всем.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
История автомобилей «Жигули» от «копейки» до «семерки»
История автомобилей «Жигули» от «копейки» до «семерки»
19 апреля 1970 года, ровно 43 года назад с конвейера Волжского автомобильного завода сошла первая партия ВАЗ-2101 — легендарной «копейки». За все эти годы «АвтоВАЗ» произвел 27 миллионов автомобилей, из них почти 5 миллионов «копеек». В честь этого «праздника» «Pro Город» представляет историю «Жигулей», также известных в народе как «классика».
ВАЗ-2101
«Копейка» была создана на базе итальянского автомобиля «ФИАТ124», правда советские конструкторы внесли в нее массу изменений.
Они адаптировали автомобиль для российских дорог — увеличен дорожный просвет, переделана задняя подвеска, усилены все элементы кузова, дисковые тормоза были заменены на барабанные.
Само название «Жигули» было предложено конструктором Черным, хотя широко распространено заблуждение, что название было выбрано с помощью конкурса, проведенного журналом «За рулем». В народе же к машине намертво приклеилось название «копейка». В конце 1980 годов автомобиль перестал считаться престижным.
Интересный факт: на Кубе машины производили в варианте «лимузин». Использовали их в основном в качестве такси.
ВАЗ-2102
В 1971 году завод выпустил модификацию «копейки» — универсал. Также являлся «братом» итальянского автомобиля «ФИАТ124 Фамиларе». Просто так эту машину нельзя было приобрести, ее выдавали только по спискам в автохозяйствах. Особой любовью универсал не пользовался — дачники предпочитали более мощные «Москвичи-427». Снята с производства одновременно с «копейкой», в 1985 году.
ВАЗ-2103
Вскоре советские конструкторы совместно с итальянцами разработали новый автомобиль — ВАЗ-2103. По сути это была «навороченная» версия все того же «ФИАТА». У машины был движок мощностью 72 лошадиные силы, до сотни она разгонялась за 17 секунд, что по тем временам было весьма неплохим результатом.
Отличалась от «копейки» комфортным салоном — было увеличено расстояние над головой, а также полностью переделана приборная панель. До наших дней дожило очень мало ВАЗ-2103 с оригинальным экстерьером — машина очень хорошо гнила.
ВАЗ-2104
Во второй половине 1984 года завод начал выпускать новый универсал. От «двойки» автомобиль отличали квадратные фары, измененная конструкция задней двери, обогрев и стеклоочиститель заднего стекла. Также были усилены задние пружины, что позволяло позиционировать «четверку» как небольшой пикап. Окончательно модель сняли с производства только в 2003 году, но на «ИжАвто» ее собирали вплоть до 2012 года.
ВАЗ-2105
Любимая машина Гены Букина была выпущена в 1980 году. Пользовался широкой популярностью даже в двухтысячных годах из-за своей дешевизны и легкости в обслуживании, а выпускалась она аж до 2011 года.
Экспортная версия засветилась в знаменитой британской программе «Top Gear» в выпуске про «автомобили коммунистов», где Джереми Кларксон назвал ее худшим автомобилем в мире. Однако с ним не согласился Джеймс Мэй, которая назвал худшим автомобилем «Москвич-408»
ВАЗ-2106
По сути это был рестайлинг ВАЗ-2103. Машина обладала более комфортным салоном и управлением, качество сборки было выше, но радикально авто от «трешки» не отличалось. Также именно в этой модели появились подголовники на передних сидениях.
Мотор объемом 1,6 литра выдавал невероятные тогда 80 лошадиных сил. Это был самый мощный двигатель среди советских малолитражных автомобилей.
Авто сняли с производства лишь в 2006 году, правда с 1998 его выпускали уже сторонние предприятия по лицензии.
ВАЗ-2107
Люксовая версия ВАЗ-2105 отличалась более комфортным салоном и управлением, чуть улучшенным характеристиками и переделанным кузовом. В народе ее иногда называли «Хочу быть Мерседесом» из-за характерной высокой решетки радиатора. «Похоронили» ее лишь в 2011 году. Зато в Египте ее производят до сих пор.
Вместо заключения
Окончательно «классику» перестали производить лишь в 2011 году. Автомобили «Жигули» продержались на верфях завода более сорока лет и до сих пор горячо любимы многими. Несмотря на то, что новую модель уже не купить, на улицах можно встретить огромное количество «Жигулей» разной степени «разбитости» — от еле живых экземпляров до тюнингованных сверкающих моделей. «Классику» еще долго не забудут, ведь это была целая эпоха советского и российского автопрома.
Об истории автомобилей «АвтоВАЗа» «Pro Город» расскажет в «дни рождения» других линеек.
Этот день в истории: 1970 год — начато серийное производство ВАЗ-2101
9 сентября 1970 года на Волжском автомобильном заводе в Тольятти начался серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 — с конвейера сошли первые серийные «копейки». Модель оказалась такой удачной, что в итоге побила все рекорды долголетия — ее выпуск на ВАЗе фактически продолжался следующие 42 года.
Началом истории ВАЗа можно считать 16 августа 1966 года. В этот день в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей.
В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Правда, в рамках контракта советская сторона потребовала внести в конструкцию ряд значительных изменений, с учетом состояния отечественных дорог. Был увеличен дорожный просвет (для чего пришлось отказаться от нижневального двигателя), а также модернизированы ходовая часть и трансмиссия.
В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. Стоит отметить, что такая «русификация» модели оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в начале сентября. 9 сентября с него начали сходить первые серийные «Жигули».
До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Что касается самого названия «Жигули», то его история обросла легендами. Достоверно известно, что к началу массового выпуска автомобилей это слово уже прочно закрепилось за продукцией ВАЗа. Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года.
Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, это название было предложено конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Эта версия кажется более убедительной, так как примерно в то же время это название было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.
ВАЗ-2101 стал настоящим лицом советского автопрома. Его выпуск продолжался так долго, что за это время к нему успело приклеиться сразу два народных прозвища. Сначала его называли «единичкой», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейкой».
Заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы во Владивосток.
Есть случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин — от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар».
За все время производства (с 1970 по 1988 год) АвтоВАЗ выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан. Однако это не стало концом истории «копейки». На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое классическое семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.
Также в этот день:
1913 год — Петр Нестеров выполнил в небе «мертвую петлю»
1776 год — Объединенные колонии переименованы в США
Этапы большого пути
Заочное технологическое противостояние АЗЛК и ВАЗа было ярко обыграно в зажигательной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», где авантюрный автопробег из Москвы в Ленинград завершился убедительной победой «Жигулей». К слову, здесь уже снималась «трешка» — более мощная люксовая модель волжского авто. Она стала на конвейер в 1972 году. А годом ранее АвтоВАЗ приступил к производству «Жигулей-Комби» – мечты дачников, рыбаков и туристов.
Понемногу тольяттинский автозавод выходил на расчетный режим производства. Миллионный экземпляр сошел с конвейера менее чем через три года после запуска предприятия. А уже в восьмидесятом приветствовали пятимиллионную «Ладу». Ни один советский автопроизводитель не мог и мечтать о таких объемах выпуска. Но к сожалению, сформулированный Энгельсом закон о переходе количества в качество на территории волжского автозавода неожиданно дал осечку. Это произошло, главным образом, из-за того, что со временем начали отступать от утвержденных технологических норм, снизилась культура производства, да и материалы стали применяться уже не те, которые требовались. Для первых образцов «Жигулей» большинство комплектующих и важных узлов поставлялось из Италии, поэтому типично советское разгильдяйство и традиционные кражи на предприятии не были так заметны.
И все же, несмотря на это, волжский автозавод изготавливал лучшие автомобили в стране. А славу «Жигулей» первых лет выпуска свело на нет неоправданно долгое пребывание на конвейере. Все перечисленное выше стало причиной того, что к концу восьмидесятых годов наметилось серьезное техническое отставание тольяттинских автомобилей от зарубежных конкурентов. На фоне своих одноклассников некогда удачная и успешная марка выглядела пришельцем из прошлого, реликтом минувшей эпохи.
Теснота салона, малая мощность двигателя, слабая тормозная система, подверженный частым поломкам распредвал… Карбюраторные силовые агрегаты тоже перестали соответствовать ужесточенным европейским экологическим нормам. Все это значительно усугублялось падением качества комплектующих и уровня сборки.
Последняя «Лада» с заводским индексом «2107» сошла с конвейера летом 2012 года. История волжских автомобилей, некогда бывших символом технической мощи СССР, закончена. Сейчас в просторных цехах волжского автозавода выпускаются автомобили с ромбиком «Рено». Три четверти акций ВАЗа принадлежит все тому же французскому автогиганту. Спустя сорок лет реванш состоялся…
Также на эту тему вы можете почитать:
Сравниваем новый Хендай Солярис против Лады Весты
Тюнинг ВАЗ 2115 своими руками впечатляет
Недолго жила Новая Волга Сайбер
Нива Пикап (ВАЗ 2329) справится даже с российским бездорожьем