Все о колористике авто
Колорист автоэмалей
Колорист автоэмалей — (color — франц., цвет) это специалист по изготовлению специальных красок для покрытия автомобилей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Даже вышедшие в конвейера автозавода два абсолютно новых автомобиля одного цвета, но из разных партий будут различаться по оттенку или блеску. И гораздо сложнее подобрать цвет, если автомобиль побывал в автомастерской после аварии.
Современные автомобили отличаются более сложными многослойными покрытиями и цветами. Для их покраски используются многосоставные пигменты. Всё это значительно усложняет работу колориста и предъявляет высокие требования к его мастерству.
В арсенале современного колориста различные приборы, образцы цветов, компьютерные программы, которые составляют рецепт автоэмали по введённым базовым составляющим. Но окончательное решение в выборе идеально подходящего оттенка и его доведения до совершенства принимает колорист, даже в условиях хорошо оснащённой лаборатории. Человеческий фактор остаётся определяющим и в данном случае, так как нет прибора, заменяющего глаз человека. И, кроме того, в ограниченных условиях автосервиса нерентабельно создать полностью автоматизированную систему цветоподбора.
Такой интересный факт: в России владельцы автомобилей предъявляют более высокие требования к покраске, в отличие от Европы, где предпочитают экономить и не так требовательно относятся к идеальному соответствию цвета. Ведь окраска — процесс очень трудоёмкий и длительный. В Европе красят автомобили, используя переходы: подбирается близкий оттенок и окрашивается не только, допустим, крыло, но и часть дверцы. В России такой подход считается некачественным. Поэтому именно в России профессия колориста чрезвычайно востребована, а профессионалы высокого класса могут рассчитывать на достойную оплату труда.
Особенности профессии
Функциональные обязанности колориста заключаются в следующем:
И, наконец, наступает момент священнодействия — колеровка цвета, то есть главный этап работы колориста. Он анализирует соответствие цветов и решает, какие пигменты и в каком количестве надо добавить для идеального совпадения.
Существует прибор для точного подбора пигментов — спектрофотометр, который облегчает работу колориста, сокращая время подбора образца цвета.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Востребованная и высокооплачиваемая профессия.
Интересная творческая профессия.
Необходимость постоянно учиться, осваивая новые технологии в сфере цветотехники.
Минусы
Высокий уровень ответственности за результат работы.
Возможное недовольство клиентов.
Работа колориста требует большого терпения для достижения хорошего результата.
Место работы
Кузовные цеха, автомастерские, автотехцентры.
Важные качества
чувство цвета и стиля
терпение при длительном подборе цвета.
Из профессиональных навыков важны:
Обучение на Колориста автоэмалей
Профессию колориста можно получить в специализированных учебных центрах, созданных крупными автодилерами.
Учебный центр компании «Дюрал», крупный дистрибьютор материалов DuPont. Обеспечивает качественное обучение основным принципам колеровки на собственных материалах для покраски в течение 5 дней с последующей стажировкой в малярном цеху (акриловые, металлические и перламутровые покрытия).
Учебный центр «Европроект групп» проводит обучение по направлениям «Технологии ремонтной окраски» и «Колористика» по 4-уровневой системе: тренинги базового, продвинутого, профессионального и технологического уровня.
Учебный Центр «Интерколор» обучает на курсах: колористов, маляров, специалистов кузовного ремонта, мастеров производств, консультантов. Центр оснащён аудиториями для лекций и практических занятий, окрасочными и кузовными участками, лабораториями по цветоподбору.
ООО «Русавтолак» обучает по 3 направлениям: технология применения ремонтных материалов; технология подготовки и окраски автомобилей; колористика.
Учебный центр «Автомеханика», курсы колористов со стажировкой в дилерских автотехцентрах.
Зарплата колориста автоэмалей на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Доходы колориста зависят от опыта и стажа работы. Форма оплаты труда колориста — сдельная. Скорость приготовления и колеровки краски нарабатывается с опытом. Начинающие колористы могут рассчитывать на заработную плату от 50 тыс. руб.
Интересные факты об экстерьере автомобиля
В последние годы на дорогах чаще встречаются матовые автомобили. Матовая окраска — это новый тип покрытия кузова, предъявленный миру компанией «Mercedes-Benz». Матовое покрытие обеспечивает 2К-полимерный лак при его высыхании. Модный матовый оттенок имеет свои особенности:
Видео: Колорист. Вводное занятие.
Советы колористу. Что влияет на нюансы
В этом номере мы начинаем серию статей «Советы колористу», где будем делиться с вами необходимыми и важными знаниями в области подбора и приготовления автоэмалей.
При возникновении подобных проблем необходимо использовать различные, изолированные друг от друга источники света: например, люминесцентный светильник и лампу накаливания. Оба эти источника света дают различные спектры излучаемого света, взаимодополняющие друг друга по отношению к солнечному. Если образец не отличается от оригинала под обоими источниками света, то существует большая вероятность того, что и в условиях естественного освещения он отличаться не будет. Если под лампой накаливания образец не отличается от оригинала, а под люминесцентным светильником отличия видны, то и при дневном свете разница оттенков будет заметна.
2. Глянец на карточке должен быть точно таким же, что и на подбираемом образце цвета. Если образец матовый, а карточка глянцевая, то правильных выводов о цвете сделать невозможно. Тщательно полируйте поверхность, прежде чем начать подбор цвета.
3. Одежда колориста должна быть серого, нейтрального цвета. Яркие цвета одежды будут отражаться от плоскости, цвет которой он подбирает, и впечатление о цвете будет обманчивыми.
5. На ярком солнце видно только структуру эмали металлик или перламутр, сам же цвет не виден из-за сильного потока света, отражаемого от алюминиевого (перламутрового) зерна. Поэтому рекомендуется смотреть на цвет в полутени, где свет более рассеян, однако вдали от ярко окрашенных объектов и не поддеревьями, которые могут повлиять на цветовосприятие.
Необходимость колеровки
Прежде чем делать поспешные выводы о необходимости колеровки рецепта карточки, внимательно, и может быть уже в сотый раз, проверьте, не стоит ли рядом с этой карточкой в картотеке более подходящая. Расскажите клиенту о существовании техники переходов. Определитесь, в конце концов, для чего вы сможете использовать испорченную краску. И только в случае, когда другого выхода у вас нет, приступайте к колеровке.
Самое главное правило при колеровке рецепта состоит в том, что карточку необходимо подбирать таким образом, чтобы она отличалась от образца только по одному из параметров цвета: яркости, чистоте или цветовому оттенку. Затем стоит проанализировать цветовую формулу этой карточки: какие из пигментов влияют на рассматриваемый параметр. Третьим шагом становится определение количественного изменения пропорций формулы. И только затем стоит браться за само приготовление нового цвета.
Рассмотрим практический случай на примере образцов из картотеки Colormaster торговой марки R-M.
Допустим, наиболее подходящей для приготовления эмали является карточка Colormaster’a 4501А. Распишем рецептуру (при этом компоненты должны быть приведены в абсолютных весах) с указанием влияния каждого из компонентов на цвет эмали. При этом удобнее руководствоваться цветовой призмой.
Изменяя пропорции добавления того или иного пигмента, можно повлиять на тот параметр, за который этот пигмент отвечает. Например, для придания большей чистоты этому цвету необходимо уменьшить долю пигмента SC25 в рецептуре.
Источник: журнал autoExpert №5`2004. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Подбор краски для автомобиля — основы колористики
Визитной карточкой любого автомобиля является его внешний вид. Гораздо проще будет сохранить изначальный облик, чем впоследствии его восстанавливать, расходуя на это непомерные средства.
Но в жизни случаются разные ситуации, иногда автомобиль требует повторной покраски. Подбор краски для автомобиля задача сложная, но если подойти к этому вопросу ответственно, результат полностью оправдает усилия. Большой ассортимент красок для автомобиля представлен в КОЛОР1.
Обязательные условия для правильного подбора
Подбор краски на авто очень важный процесс, ведь именно от него будет зависеть внешний вид вашего автомобиля.
Блеск. Уровень блеска сравнивают по определенному эталону, его роль выполняет стекло черного цвета. Подразумевается, что уровень блеска стекла это 100%. Чтобы поверхность авто была эстетически привлекательной и не нуждалась в особенном уходе, достаточно, если краска имеет 60% блеска.
Защита. Краска выполняет как эстетичную функцию, так и защитную. Она противостоит солнечному свету, коррозийным образованиям, атмосферным осадкам, загрязнений нежелательными примесями. Лакокрасочный слой должен быть достаточно твердым и прочным. Он должен быть устойчивым к перепадам температуры, и не трескаться во время всевозможных изгибов, не стоит забывать и о морозостойкости.
Производитель. Сегодня существует огромное количество видов, цветов и составов краски автомобильной, подбор ее сложен в первую очередь из-за большого ассортимента. Поэтому специалисты рекомендуют в первую очередь определиться с выбором производителя, а уже после, в рамках его товарного предложения подбирать цвет.
Категорически не рекомендуется при смешивании красок для получения определенного цвета, использовать красящие составы разных производителей! В виду того, что разные производители используют различные химические составы красок, смешивая их, можно получить совершенно неожиданный результат как цветового решения, так и качества самой краски.
Качество покраски авто будет зависеть от технического оснащения автосервиса. Краска должна быть высокого качества, а оборудование для подбора краски исправно, именно тогда вы получите красивый и сверкающий автомобиль, оставив непривлекательную посудину в воспоминаниях.
Секреты специалистов покраски автомобиля
Процесс покраски, имеет много нюансов, не смотря на существующую общую технологию. На самом деле, секрет качественной покраски заключается в опыте и профессионализме маляра – колориста.
В салонах по подбору автоэмалей специалист осуществляет подбор краски на авто следующим образом:
Как не ошибиться в выборе специалистов?
Такое тонкое дело, как подбор краски на авто и его покраску, лучше доверить специалистам. Выполнять самостоятельно такие работы тоже можно, однако только в том случае, если вы уверены в своих силах, знаниях и опыте. Всегда проще и дешевле качественно выполнить работы изначально, чем после переделывать и исправлять ошибки.
Найти салон по подбору автоэмалей или станцию техобслуживания, где смогут выполнить подобные работы сегодня не сложно. Сложно отличить подлинных мастеров своего дела от псевдо-специалистов.
Что нужно учитывать при выборе автосервиса?
Все о колористике авто
Спрос покупателя растет, вслед за ним растет автомобильная индустрия и ее разновидность, что влечет за собой потребность в качественном и быстром обслуживании. Точный подбор цвета и покраска кузова по технологии имеют непосредственное отношение к этой потребности. По статистике в большинстве случаев ремонт кузовов нуждается в частичной подкраске, что намного сложнее полной покраски. Это связано с тем, что со временем краска выгорает, в результате чего образующийся цвет не совпадает с начальным цветом заводского покрытия, а также каталоги цветных вееров от мировых производителей автоэмалей подобраны в соответствии к стандартам заводского покрытия. В этих случаях требуется индивидуальный подбор цвета.
Условия подбора цвета. Мастерская
Подобрать совпадающий цвет способны только квалифицированные колористы с очень хорошим восприятием и пониманием цветов. Чтобы добиться желаемого результата, нужно соблюдать не только технологию, но и определенные правила. Например, при правильном подборе цвета немаловажную роль играют условия рабочего места, мастерская колориста. Казалось бы, что уютная комнатка, окрашена в любимый цвет, например, в голубой, и освещаемая обычной потолочной лампой, вполне подойдет. Но она больше подойдет художнику, которому важно, чтобы все окружающее радовало его глаз и вдохновляло рисовать. Для колориста важно в первую очередь не настроение, с которым он будет подбирать цвет, а правильное и полное восприятие цвета. Исходя из этого, рекомендуется:
— стены покрасить мутной белой или светло-серой краской, которая способна отражать весь спектр световых волн. Другими словами: красный цвет отражает только красную часть спектра, остальное он поглощает, а белый цвет имеет способность отражать красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый свет, что в свою очередь делает правильное и полное восприятия всего окружающего;
— стены покрасить матовой краской, чтобы не било бликов. которые затрудняют световосприятие. Сочетание ярко окрашенных стен и света от ламп мешает правильно воспринимать цвета предметов;
— добиться того, чтобы искусственное освещение мастерской было как можно ближе к естественному дневному освещению, сила света которого составляет 10 000 люкс и более. Для правильного восприятия истинного цвета свет источника не должен быть слишком желтим или слишком синим. Чтобы достичь максимального приближения к естественному дневному свету нужно устанавливать флуоресцентные лампы, которые обладают силой света около 1000 люкс в горизонтальном направлении на расстоянии двух метров от источника света. Специалисты компании DE BEER рекомендуют использовать лампы ОСРАМ Л19 или ФИЛИПС Л54, Л90, которые по спектру наиболее близкие к естественному свету.
Технология подбора цвета
В процессе приготовления краски следует регулярно перемешивать составные эмали. Особенно тщательного перемешивания требуют краски с эффектом «металлик» или «перламутр». Полученные цвета в мокром виде нельзя сравнивать с сухим образцом. Краска с эффектом «металлик» после полного высыхания получается светлее, а краска без этого эффекта – темнее. Кроме условий мастерской к особо важным факторам влияния на цвет эмали с эффектом «металлик» относятся: техника распыления, расстояние между головкой пульверизатора и покрытия, инструмент (диаметр сопла, распылительной головки), регулировка пистолета распылителя, давление сжатого воздуха на входе и выходе, разбавление с растворителем. Исходя из этого, прежде чем доводить краску «металлик» определенными пигментами, настоятельно рекомендуется сделать несколько тест-напылов, играя на технике нанесения или на давлении, что позволяет осветлить или затемнить ее цветовой оттенок. Более подробная информация о возможных вариациях при окрашивании краской с эффектом «металлик» приведена в таблице:
Вариации при окрашивании краской с эффектом «металлик»
Профессия: колорист. «Поначалу снились лючки бензобака в горошек — попробуй подбери!»
Светлана работает в одном из крупных мультибрендовых кузовных сервисов Перми. Подбором выкрасок для автомобилей она занимается более 10 лет — солидный срок для этой профессии. Чем отличается хороший колорист от плохого, насколько сложно подобрать цвет «Тоскливая мурена» и важно ли быть здесь художником — в нашем интервью.
— Профессия колориста очень интересная, но насколько она редкая?
— Не редкая. Хороших колористов, конечно, не много. В каждом районе города есть свои мастера, клиенты к ним в очереди выстраиваются, чтобы именно такой мастер цвет подбирал. В больших мультибрендовых кузовных центрах при дилерских компаниях — свои мастера.
— Как становятся колористами?
— Приходят, пробуют и начинают работать. Художественное образование важно, но не обязательно. Если видишь цвет и особенности выкраски, справишься с простым заданием, а сложному в процессе научишься. Свое тестовое задание помню: подобрать выкраску на серую машину. Посмотрела, подумала, сказала взять эту, эту и эту краску — получилось, и тут же в работу влилась. Конечно, в самом начале нужно учиться, пройти специфическое теоретическое обучение, познакомиться с системами автомобильных красок. Но в начале все равно должен быть художественный опыт. Я с самого детства много рисовала: сначала просто рисовала, что нравится, а потом графикой увлеклась, немного промышленным дизайном.
— Как отличить хорошего колориста от плохого?
— Всё зависит от опыта. Когда ты только начинаешь работать, твой результат естественно отличается от результата колористов, которые уже лет 10 этим занимаются. Потом ты можешь стать действительно хорошим специалистом, но в самом начале хорошим ты точно не будешь. Три года в профессии — уже есть опыт, есть результат. До этого, можно сказать, в основном тренируешься. И, конечно, нужно непрерывно учиться и возвращаться к чему-то забытому. Я работаю уже 12 лет, и все равно процесс обучения не прекращается.
Большое значение здесь имеет знание «систем» краски от разных производителей, ведь в основном каждый колорист работает с 1–2 «системами». Понятнее будет, если сравнить с профессией парикмахера — они тоже работают с красками для волос определенных «систем» от производителей. Редкий мастер владеет нюансами многих «систем», здесь нужно много учиться и пробовать — и у них, и у нас. С какой краской работать, определяет не колорист, а собственник сервиса. К примеру, несколько лет здесь мы работали с двумя импортными производителями красок — Nippon Paint и ProfiLine, но из-за валютных колебаний руководство решило рассмотреть еще и более доступный Autolux. Сейчас учимся, пробуем работать с новой «системой», ищем плюсы и минусы. Тут и обучение, и творчество.
— Действительно, как много творчества в этой работе? Колорист — художник или «ремесленник»?
— Художник! Если у тебя нет видения, из чего состоит цвет, который нужно подобрать, ничего не получится. Можно вымерять краску и все добавки по граммам, но такая «математика» все равно не поможет, потому что надо понимать, каким способом эта краска будет наноситься, на какой участок. В детском саду нас всех учили: «если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый». Здесь также, но сложнее в тысячу раз. И чем дальше развивается автомобильный рынок, тем больше новых цветов разрабатывают автопроизводители, тем цвета сложнее и интереснее. В один автомобильный цвет входит семь, восемь и даже больше цветов, а прибавьте к этому еще и разнообразные перламутры или металлики…
— Сколько времени занимает подбор цвета?
— Если есть наработки по конкретному цвету или у производителя краски есть рекомендации, то быстрее. Но все равно нужно тщательно проверять, ведь случается, что нальешь краску, сделаешь выкраску и оказывается, что «не совсем подходит». Приходится еще думать, подбирать, добавлять, пробовать. Если цветовая система соответствует своим выкраскам, то процесс быстрее: пробуешь 2–3 раза и готово. Если нет — приходится повозиться.
— Смотрите, вот это «серебро» и «серебро». В чем отличия? Два абсолютно неодинаковых цвета, если начать всматриваться: светлее-темнее, ярче-тусклее, чище-мутнее. Сравнение «теплый-холодный» не работает, нужно смотреть, какие оттенки участвуют. Поэтому получается, что первое «серебро» у нас не теплое, а желтое. А второе — не холодное, а синее. Если «металл» входит в рецепт, то надо смотреть торчит эта крошка или она гладкая, так же и с другими добавками. И это все надо увидеть. Иногда даже словами сложно описать различия, только глазами понимаешь и чутьем.
— Мужчины различают меньше цветов, женщины — больше. Сколько цветов различает профессиональный колорист?
— Все существующие приходится различать (смеется). В нашей профессии есть и мужчины. Они хорошо могут цвета подобрать, но еще лучше клиентам зубы заговаривают. Мужчин-мастеров больше в обычных кузовных, в «гаражных» сервисах, где они напрямую общаются с клиентами. Здесь важно не просто различать цвета, тона и оттенки. Важно подбирать так, чтобы результат на 100% подошел к автомобилю. Нужно знать, как работает маляр. И нужно делать выкраски так, чтобы маляр понял. Для этого приходится смотреть, как он работает, учитывать все нюансы: средний слой, напыл, «мокрый» слой, другие приемы… Маляр, кстати, тоже интересная профессия (смеется).
— Есть собственный критерий у колориста: «я хорошо делаю свою работу»?
— Когда я только пришла работать, мой наставник сказал: «Только не зазнавайся». Поэтому хорошо делать надо всегда, и если похвалят — радоваться. Так как конечный результат покраски автомобиля у нас достигается командой, то и хорошо делать свою работу должен каждый. Маляр может плохо покрасить потому, что я плохо ему объяснила какие-то нюансы. Индивидуальный результат сложно выделить, результат у нас совместный. Когда долго работаешь с маляром, появляется хорошее взаимопонимание, собственный сленг. Я своему маляру вместо сложных слов говорю «мокренько» или «по-козьи» — и это порой лучше тысячи специальных терминов помогает понять, как ему работать с приготовленной краской. Конечно, в документах пишутся профессиональные «средне», «в глянец» и прочие.
«Белый не может быть «белее». Одна выкраска сделана с добавками желтого, вторая — с добавками черного цвета, видите? Черный цвет был с синим оттенком, поэтому у этой белой выкраски есть немного фиолетового…», — Светлана пытается объяснить нам разницу в цвете двух пластинок. Мы — ни глазами, ни чутьем.
— У геологов и дальнобойщиков, к примеру, существует много профессиональных баек. А у колористов такие есть?
— В самой работе случаев, которые могли бы стать байкой или хотя бы шуткой, почти и нет. Хотя есть одна вещь, которая у многих колористов повторяется: когда только начинаешь работать, сложности подбора цвета тебя начинают «преследовать». Думаешь о них постоянно, или снятся. Раньше выкраска подбиралась к лючку бензобака машины — так мне эти лючки снились. В клеточку, в горошек — попробуй подбери!
— На этом месте не могу не спросить о технике безопасности. Мы у вас в гостях всего полчаса, но, кажется, и мне сегодня будут сниться лючки в горошек…
— Работать надо в маске. В колер-салоне делается всегда очень хорошая вентиляция, у нас она прекрасная. А пахнет та самая новая краска, с которой только-только начинаем работать, просто мы сидим прямо рядом с ней. Маска, вентиляция, хорошее освещение — вот самые важные для нас вещи.
— С чем связано хобби колориста — с чем-то художественным?
— Раньше много рисовала. Сейчас мое хобби — внучка, и на что-то другое времени не остается. Если удается выкроить час-другой, занимаюсь вязанием. Не ради результата, а просто для процесса — это очень расслабляет, успокаивает нервы.
— На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Автомобили — это просто объекты приложения работы или вызывают теплые чувства?
— Поначалу они были просто объектами приложения работы. Все были для меня одинаковыми, ни марок, ни моделей не разбирала. А сейчас любую машину узнаю, даже в профиль. Какие-то модели, кстати, по цветам узнаю. Теплых чувств ко всем машинам нет, только к собственной, за рулем.
— Автопроизводители дают цветам своих машин самые разнообразные названия. Есть зависимость между названием цвета и его «сложностью»?
— У всех автопроизводителей, конечно, есть свои нюансы в цветах машин, хоть это «Лада», хоть это «Порше». Можно целый день, а то и два, подбирать цвет «серо-зеленый металлик» на довольно простую машину демократичной марки, и при этом за несколько часов сделать выкраску для цвета с фирменным названием «Магнетик Шварц» или «Травертин Беж» на дорогостоящий автомобиль. На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Можете вспомнить заказ на очень нестандартный цвет?
— Здесь такого нет. А вот в «гаражных» сервисах — встречаются желающие перекрасить машину в необычный цвет. Но это же гораздо проще: выбираешь цвет, который нравится, подбираешь в палитре по коду и «обливаешь из банки» всю машину. Тонким подбором нюансов не надо заниматься.
— А какой у вас самый любимый цвет?
— Черный люблю. И белый. Если он не трехслойный и без перламутра. Они хорошо подбираются (смеется).