Вскоре за нами приехала машина дополнение выражено
Урок русского языка на тему » Дополнение» ( 8 класс)
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка № 44 в 8 классе.
Тема: Дополнение. № 24.
Цель: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний о дополнении, формирование умения правильно определять способы выражения дополнений.
— научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
— распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п.);
— определять вид дополнения (прямое, косвенное).
— создать условия для формирования чуткого отношения к родителям.
— развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, выразительное чтение, работа в парах, работа по учебнику.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование: учебник, тетрадь, приложения, проектор, экран.
Основные понятия: дополнение, прямое, косвенное, второстепенный член предложения.
Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока.
Этап актуализации знаний.
Цель этапа: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения.
1. Повторение темы «Второстепенные члены предложения».
— Сначала мы с вами изучали главные члены предложения, его основу, подлежащее и сказуемое. Теперь логично обратиться к второстепенным членам. Как вы могли заметить, знакомые термины, известные, казалось бы, темы открывают все новые факты, ставят новые вопросы. Прежде чем заняться изучением этого нового, повторим пройденное.
Б. Вопросы на повторение.
— На какие 2 группы делятся все члены предложения?
(Главные и второстепенные).
— Назовите главные члены предложения?
— Может ли существовать предложение без главных членов?
(Нет, т. к. в них заключен смысл предложения).
— Какие члены предложения входят в группу второстепенных?
(Определение, обстоятельство, дополнение).
— Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (Распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее).
— Чтобы ответить на вопрос: «Как определить, какой из второстепенных членов перед нами?» Разберем конкретный пример:
Электронная почта моментально доставила сообщение.
— Как правильно задать вопрос?
В. Комментарий учителя.
Вопрос не должен «повисать в воздухе». Нельзя задавать вопросы так: «Что? — Сообщение». Иначе в данном случае слово «сообщение» можно принять за подлежащее, перепутав именительный и винительный падежи. Только один главный член предложения независим — подлежащее. От него ставится вопрос к сказуемому. Остальные члены предложения определяются в составе словосочетаний.
Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная — определение; доставила (что?) сообщение — дополнение; доставила (как?) моментально — обстоятельство.
Рысь посадили в клетку.
Поставим вопросы, определим второстепенные члены этого предложения.
Выделим грамматическую основу.
Посадили (кого?) рысь — дополнение.
Посадили (куда?) в клетку — обстоятельство.
Как видите, без контекста, то есть без окружения, хотя бы минимального, в составе словосочетания, определить роль слова в предложении, да и его лексическое значение невозможно.
Работа с пословицей, стихотворением. Реализация воспитательной цели урока.
— А теперь обратимся к пословице.
Родителей не только уважай, но и помогай им.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Я приглашаю Платонову Софью. Послушайте стихотворение.
В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.
Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.
Про тапочки забыл, сказал смущённо:
— Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
— Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.
Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
— Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься — к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!
Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.
Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки- ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.
Проходят дни, проходят и недели.
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку тешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?
А с каждым днём старушка всё слабеет
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа- первый класс…
Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта-
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье-не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?
Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
— Вы ж говорили- умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…
Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт… Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик-
Мол, подожди, Господь, не забирай.
С сайта http://www.inpearls.ru/
— О чем заставляет задуматься это стихотворение?
III . Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка темы и целей урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
— Чтобы определить, о каком из второстепенных членов предложения пойдет речь сегодня на уроке, обратите внимание на выделенные буквы, какое слово у вас получилось? Приложение 1.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
— Итак, тема сегодняшнего урока: Дополнение.
— Сформулируйте цели урока.
IV. Этап поиска путей решения проблемы (реализация построенного проекта).
Цель этапа: изучение темы урока.
А. Повторение уже известного о дополнении.
— Что вы уже знаете о дополнении?
Дополнение обычно обозначает предмет. Чаще всего оно зависит от сказуемого, реже — от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Может быть выражено сущ., мест. Подчеркивается пунктиром.
— Посмотрим, какими частями речи, кроме сущ. и мест. Может быть выражено дополнение. Приложение 2.
Задание: определить, какими частями речи выражены выделенные дополнения.
В. Работа с предложениями.
— Найти дополнение в предложении:
Упорство формирует характер.
— Почему в этом предложении возможна ошибка в определении членов предложения?
(Ошибка возможна, потому что формы винительного и именительного падежа существительных совпадают.)
НА ДОСКЕ предложения
Тополь перерос клен. Клен перерос тополь.
Тополь перерос клен. Клен перерос тополь.
Кто кого перерос? Если мы не видим «картинку», мы не можем этого определить, оба варианта возможны.
Понятно, что по смыслу подлежащим может быть только слово «облако», на каком бы месте в предложении оно ни стояло.
Итак, если дополнение выражено формой винительного падежа существительного, совпадающего с формой именительного падежа, мы должны исходить из конкретной ситуации, из смысла предложения, формальный подход допускает два варианта: подлежащее и дополнение могут меняться ролями.
Вывод: прежде, чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, видеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа.
Г. Работа с материалами учебника. Понятие о прямом и косвенном дополнении.
— Откройте учебник на стр. 74, прочтите информацию под цифрой 2.
— Проанализируйте 1 колонку таблицы, о чем узнали? Приложение 3.
Выражено формой В. п. без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
Переходный глагол с отрицанием не : не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
— предлоги: Я к вам пишу.
Играть в пьесе, улыбаться ему.
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: применение полученных знаний на практике.
— Почему дополнения, употребленные в этих предложениях называются прямыми? (Выражены сущ. в В. П. без предлога).
VI . Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.
Вставьте пропущенные слова.
Б. Проверка. Комментарий.
VII . Этап сообщения домашнего задания.
Цель этапа: формулировка, сообщение и разъяснение домашнего задания.
§ 24; упр. 124 — письменно, чтобы его выполнить правильно, вам понадобится информация на карточках.
Словарные слова (стр. 75, 77) записать в словарь, по желанию подготовить сообщение об оном из них (происхождение, лексическое значение).
VIII . Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
Тема урока мне понятна (не понятна), потому что (так как) …
Я легко выполню домашнее задание, потому что (так как) …
Я не смогу выполнить домашнее задание, потому что (так как) …
Урок прошел быстро, потому что (так как) …
На уроке я чувствовал(а) себя уверенно (неуверенно), потому что (так как) …
Свою работу на уроке я оцениваю на …, потому что (так как) …
Литература и источники.
Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец — М.: Просвещение, 2009.— 207 с.
Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 253, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: ВАКО, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю).
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Р од ит ел ей не только уважай, н о и по могай и м.
Задание: определить, какими частями речи выражены выделенные дополнения.
Задание: определить, какими частями речи выражены выделенные дополнения.
Задание: определить, какими частями речи выражены выделенные дополнения.
Задание: определить, какими частями речи выражены выделенные дополнения.
Задание: определить, какими частями речи выражены выделенные дополнения.
Выражено формой В. п. без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
Переходный глагол с отрицанием не : не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
— предлоги: Я к вам пишу.
Играть в пьесе, улыбаться ему.
Выражено формой В. п. без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
Переходный глагол с отрицанием не : не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
— предлоги: Я к вам пишу.
Играть в пьесе, улыбаться ему.
Выражено формой В. п. без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
Переходный глагол с отрицанием не : не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
— предлоги: Я к вам пишу.
Играть в пьесе, улыбаться ему.
Выражено формой В. п. без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
Переходный глагол с отрицанием не : не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
— предлоги: Я к вам пишу.
Играть в пьесе, улыбаться ему.
Выражено формой В. п. без предлога: варю (что?) суп, пишу(что?) письмо;
Форма Р.п. без предлога, если обозначает часть предмета : налил чаю, купил хлеба.
Переходный глагол с отрицанием не : не надел куртки, не принес книг, не забыл задания.
Все остальные дополнения, если есть
— предлоги: Я к вам пишу.
Играть в пьесе, улыбаться ему.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Слова – помощники: прямым, косвенным, второстепенным, косвенных падежей, предмет, неделимым словосочетанием, причастие, прилагательным, инфинитивом, фразеологизмом.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Слова – помощники: прямым, косвенным, второстепенным, косвенных падежей, предмет, неделимым словосочетанием, причастие, прилагательным, инфинитивом, фразеологизмом.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Слова – помощники: прямым, косвенным, второстепенным, косвенных падежей, предмет, неделимым словосочетанием, причастие, прилагательным, инфинитивом, фразеологизмом.
Вставьте пропущенные слова.
Дополнение — это ________________________ член предложения, который обозначает ________________, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы ________________________. Кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Дополнение может быть _________________________ или ___________________________.
Слова – помощники: прямым, косвенным, второстепенным, косвенных падежей, предмет, неделимым словосочетанием, причастие, прилагательным, инфинитивом, фразеологизмом.
Контрольная работа (тест) по теме «Дополнение» (8 класс)
В тесте предложены критении оценивания, которые носят рекомендательный характер. Учитель может выбрать для оценивания работы другие критерии оценивания.
Содержимое разработки
Проверочная работа по теме «Дополнение».
Выполнил _ учени___ ___ класса___________________________________________
(фамилия и имя в именительном падеже)
а) действие предмета
б) признак предмета
г) признак признака
а) это главный член предложения
б) это второстепенный член предложения
на вопросы именительного падежа
на вопросы дательного падежа
на вопросы косвенных падежей
на обстоятельственные вопросы
5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением. 2 %
Мальчик выгуливает собаку.
Медленно падает снег за окном.
У входа в дом мы встретили почтальона.
Папа посоветовал мне интересную книгу.
Глафира Харитоновна попросила Машу принести ей очки из соседней комнаты.
Весь вечер Степан Иванович отвечал на письма.
Утром Маша вышла в сад за свежими цветами.
Глафира Харитоновна велела Никитке запрягать лошадей.
7. Укажите, какой частью речи выражено выделенное дополнение в предложении 2 %
Маша спросила бабушку о тех двух незнакомцах, которых они встретили утром.
синтаксически несвободным словосочетанием
глаголом в начальной форме
8. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении 2 %
Завтра не будет похоже на сегодня.
синтаксически несвободным словосочетанием
глаголом в начальной форме
9. Укажите прямое дополнение в предложении 3 %
В одном из альбомов бабушки Маша увидела фотографию, на которой Глафира Харитоновна была ещё совсем юной барышней.
10. Укажите предложение с прямым дополнением. 2 %
Учитель похвалил меня за старание.
Слоны обладают хорошей памятью.
Каждое утро Маша говорила с ним.
Лист был подхвачен ветром.
11. Укажите то, что относится к прямому дополнению. 4 %
Зависит от переходного глагола
Зависит от непереходного глагола
Стоит в форме дательного падежа без предлога
Стоит в форме предложного падежа с предлогом
Стоит в форме винительного падежа без предлога
Стоит в форме родительного падежа, указывая на часть от целого
Стоит в форме именительного падежа, указывая на часть от целого
Стоит в форме родительного падежа и зависит от глагола с отрицанием
Стоит в форме творительного падежа и зависит от глагола с отрицанием
12. Укажите предложение с косвенным дополнением. 2 %
Маша прочла уже полкниги.
Луна осеребрила водную гладь.
Он даже не выпил чаю.
Маша выглянула в окно.
С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4).
а) 1, 2, 4 б) 1, 3 в) 2, 3, 4 г) 1, 2, 3, 4
14. Укажите верную синтаксическую роль (функцию) 2 %
глагола в неопределённой форме в предложении
Мы пошли обедать после урока физкультуры.
часть составного глагольного сказуемого
15. Укажите предложение, в котором инфинитив является дополнением. 2%
Никитка пытался найти Прасковью Егоровну.
Теперь мы будем ездить на тренировки по четвергам.
Владимир просил отложить поездку ещё дня на два.
Степану Ивановичу пришлось отложить поездку дня на два.
16. Укажите, какое слово является дополнением в следующем предложении: 3%
Небо заволокло облако.
оба слова могут быть дополнение в зависимости от контекста
в данном предложении нет дополнений
17. Укажите, какое слово является дополнением в следующем предложении: 3%
оба слова могут быть дополнение в зависимости от контекста
в данном предложении нет дополнений
18. Укажите, какое слово является дополнением в следующем предложении: 3%
Автомобиль «Фольксваген» обогнал автомобиль «Мерседес».
оба слова могут быть дополнение в зависимости от контекста
в данном предложении нет дополнений
с главным для него словом в следующем предложении:
Мы вскоре подъехали к назначенному месту.
20. Измените предложения так, чтобы подлежащее и дополнение поменялись 4 %
местами, но при этом смысл остался прежний.
Пример: Молоко не было куплено мною. – Я не купил молока.
Женя был встречен бабушкой на вокзале.-. _____________________________________________