Вспомогательные пожарные автомобили и техника приспособленная для тушения пожаров
Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники
Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении пожара личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать пожарные автомобили.
Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за пожарной безопасностью, но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.
Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое горение (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением опасных факторов пожара – дым, сажа, различные ядовитые вещества.
При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению типичного треугольника пожара, за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.
Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.
Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника, то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.
На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.
Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.
В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по удалению дыма, спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента (ИРАС, “Хулиган”) или же ГАСИ. Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.
Классификация
Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.
Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:
Основные
Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
ПА общего применения принято относить:
2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).
ПА целевого использования принято относить:
Специальные
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
Вспомогательные
Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)
От величины допустимой полной массы:
В зависимости от проходимости:
По посадочной формуле:
Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме:
По климатическому исполнению:
Делятся на три группы:
Условные обозначения
Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.
Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность насоса (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).
Согласно ГОСТ-Р-50574-2002 все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.
Окраска и маркировка пожарного автомобиля
Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.
Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).
Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.
Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в старых моделях пожарных автомобилей был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – ГСВА (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).
Современные автомобили для тушения пожаров
Современные автомобили для тушения пожаров
Классификация пожарных машин
От первых пожарных машин современные автомобили для тушения пожаров отличаются многофункциональностью и скоростью. Ежедневно они должны справляться со множеством задач, которые ставит перед ними наша время: тушение пожаров в высотках, возгорание электропроводки, газа и других легко воспламеняемых взрывоопасных веществ.
Вследствие усложнения задач стала усложняться и техника, появилось множество видов пожарных автомобилей, каждый из которых имеет специфическую комплектацию, размеры и мощность. В классификации современных пожарных автомобилей выделяют следующие категории:
Основные пожарные автомобили
Это автомобили, которые предназначены для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, газов и проч.), а также оборудования для подачи ОТВ в зону горения, непосредственно на место пожара.
К ним относятся:
Специальные пожарные автомобили
Специальные пожарные автомобили необходимы для тушения пожаров в условиях повышенной сложности. К ним относятся следующие разновидности автомобилей:
Вспомогательные пожарные автомобили
Это автомобили, служащие для доставки личного состава на место вызова, перевозки аварийно-спасательной и пожарной техники, а также для обслуживания основных автомобилей пожаротушения. К этой категории относятся:
Комплектация и внешний вид
Все современные пожарные машины принято окрашивать в красный цвет, символизирующий цвет опасности. Общий красный фон комбинируется с широкими белыми полосками.
Для того, чтобы дополнительно выделить пожарный автомобиль среди остальных участников движения и предоставить ему преимущества на дороге используются специальные красно-синие проблесковые маячки и звуковой сигнал электрической сирены.
Для пожарных автомобилей используется грузовое шасси, на которое устанавливаются различные типы кузова и оборудования. Модульная сборке отдали предпочтение, так как это дешевле, чем разрабатывать отдельную базу для каждого вида автомобиля.
Одним из наиболее распространенных видов автомобилей для пожаротушения являются автоцистерны. Это совершенно автономная система для тушения огня. Этот автомобиль имеет емкость с водой объемом до 2000 литров, бак для пенообразования и насос на случай необходимости подключения к внешним источникам воды, таким как пожарные гидранты или водоемы.
Пожарные автомобили общего назначения комплектуются раздвижными лестницами и подъемниками, для того чтобы можно было добраться до верхних этажей. Максимальная высота, на которую может подняться пожарная лестница – 110 м, но это исключение из правил. Среднестатистическая автолестница способна выдвигаться на высоту 30-50 м.
Основные конструктивные элементы пожарного автомобиля:
Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей
По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.
Виды специальной техники
Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.
Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.
Специальные автомобили должны обеспечивать:
Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.
Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.
Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.
Пожарные автолестницы — это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.
Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.
Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.
Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы. У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.
Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.
По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на пожарные автолестницы. Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.
На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.
Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.
Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.
Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.
За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.
Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км. В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.
Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.
Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.
В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.
Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.
Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.
Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.
В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.
Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.
Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.
Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.
В зависимости от назначения и оснащения пожарные аварийно-спасательные автомобили бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.
Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.
Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.
Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.
Автомобили штабные оснащаются электрогенераторами, осветительным оборудованием и средствами связи. Если позволяет объем салона либо багажного отделения, то возможно укомплектование другой пожарной техникой и устройствами.
Вспомогательные автомобили
К вспомогательным автомобилям относят следующие агрегаты:
Вспомогательные автомобили должны надежно обеспечивать работу пожарных подразделений.
Лекция 33. Техника, приспособленная для тушения пожаров. Аварийно-спасательные автоподъемники. Автомобили и прицепы дымоудаления.
СПА предназначены, главным образом, для спасания людей на пожарах, так как до 75% гибель людей на них обусловлена действием продуктов горения и до 40% по этой же причине травмируются, то первую группу этих машин составляют пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС), автомобили дымоудаления (АД) и прицепы дымоудаления (ПД).
Вторая группа их машин охватывает аварийно-спасательные автомобили (АСА), которые обеспечивают вскрытие конструкций, спасание людей в завалах, при обрушении конструкций и т.д. Они же обеспечивают доступ к очагам горения.
В третью группу входят автомобили связи и освещения (АСО), штабные автомобили. Они применяются для обеспечения управления боевыми действиями на пожаре, освещении мест пожара в ночное время.
К вспомогательным пожарным автомобилям относятся топливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, а также другие специализированные автотранспортные средства.
Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:
– их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;
– укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;
– технические возможности оборудования должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.
Особую группу пожарной техники составляют специально оборудованные вертолеты, самолеты, пожарные поезда. К этой же группе относится и техника, приспособленная для тушения пожаров.
Пожарные автомобили ГДЗС
Типичным представителем этих автомобилей является автомобиль АГ-12. Он сооружен на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной формулой 4х2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000х2620х2960 мм и масса 6835 кг.
Боевой расчет АГ-12, включая водителя – 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Генератор установлен между арками задних колес автомобиля на плите. Мощность от двигателя шасси передается к генератору приводом, состоящим из карданного вала и коробки отбора мощности КОМ-107. Передаточное число КОМ i = 1,12. Для обеспечения постоянной частоты вращения вала двигателя в режиме отбора мощности на привод генератора в кабине водителя установлен ручной регулятор числа оборотов.
Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7/21,7 при частоте 50Гц.
Генератор обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т.д.
Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка с длиной кабеля 96 м и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки к соединению одного кабеля с другим и к подключению к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.
Три кабеля на катушках из восьми предназначены для подключения к розеткам выводного щита. Другие пять кабелей используются как удлинители для подключения потребителей к выводному щиту.
На АГ-12 имеются три коробки распределительные. Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой, которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.
На верхней панели коробки установлен прибор и сигнальная лампа, а внутри закреплен магнитный переключатель. При включении тумблера срабатывает магнитный пускатель, подающий напряжение к потребителям.
Корпус распределительной коробки соединен с нулевым проводом. При попадании в нее воды сопротивление изоляции понизится, произойдет утечка тока, напряжение будет отключено.
Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением 10 мм 2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – к специальной клемме на стенке люка машины.
Средства освещения места пожара включают телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносные прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500, мощностью по 1500 В.
Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о выбранном и выдвинутом положении мачты. Поворот ее в горизонтальном положении на ±260 град осуществляется электромеханизмом УР-10-2С с напряжением питания 24 В постоянного тока. Таким же механизмом осуществляется поворот мачты на ±30 град в вертикальной плоскости.
Основное оборудование включает дымосос и электропилу.
Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха. С помощью его можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7000 м 3 /ч. Частота вращения вала электродвигателя 3000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.
Дополнительный электроинструмент устанавливается в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т.д.
На АГ-12 могут быть проложены три силовые линии от выводного щита. При использовании основного оборудования и дополнительного электроинструмента необходимо, чтобы электролинии были нагружены равномерно, т.е. не более 4 кВт на каждую из них. В таком случае прожекторы на мачте должны быть отключены.
Один из возможных вариантов боевого развертывания АГ-12 представлена на рис.10.2. возможны другие варианты при соблюдении изложенных выше ограничений.
Дополнительное электрооборудование и средства связи предназначены для обеспечения работы операторов на АГ-12. К ним относятся противотуманные фары, специальные две фары для освещения мест работы вокруг автомобиля.
Электропитание радиостанций осуществляется от специальной аккумуляторной батареи. Для ее зарядки используется преобразователь напряжения.
Для управления работой боевого расчета на АГ-12 установлены сигнально-громкоговорящая система, а также специальное переговорное устройство. Оно обеспечивает телефонную связь между четырьмя абонентами. Для обеспечения радиосвязи применяются радиостанция «Виола-АА» и четыре радиостанции «Виола-Н».
Оборудование для организации разведки включает 8 аппаратов типа «Урал-7» или «Урал-60» с 14 баллонами с кислородом и 14 регенеративными патронами.
Кроме того, АГ-12 укомплектована комплектом универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент РГАИ и другое оборудование и приборы.
Функции, выполняемые АГ-12. Комплектация АГ-12 приборами, средствами СИЗОД, связи, инструментом различного назначения позволяют выполнять ряд спасательных работ. К ним относятся:
– доставка к месту пожара личного состава, специального аварийно-спасательного оборудования и приборов;
– обеспечение работы отделений АГ-12 в задымленной среде;
– развертывание на пожаре контрольного поста АГ-12;
– освещение мест пожара;
– обеспечение на пожаре электроэнергией вывозимого электрооборудования, дымососов, прожекторов и другого оборудования.
Автомобили и прицепы дымоудаления
Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.
АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66, они позволяют как удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха, так и подавать воздушно-механическую пену.
На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90000 м 3 /час. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Комплектация и технические характеристики АДУ представлены в табл.10.1.
Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме – 1200 Па.
Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис.10.3. Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10, установленного на вентиляторе. Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, соединяемому к штуцеру 5. При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1000 м 3 /мин.
Прицеп пожарный дымоудаления ПД-60/20(738) сооружен на шасси прицепа УАПЗ-738.
Боковые и задняя стенки прицепа обустроены распашными и откидными дверями для доступа к специальному оборудованию и ПТВ. Габаритные размеры ПД равны 3975х2170х2200 мм. Высота ПО с глушителем на кузове равна 2400 мм. Его колея равна 1770 мм, полная масса 2400 кг. Допускается максимальная скорость при транспортировании 40 км/ч.
В отсеках кузова ПД размещены: электросиловая установка с двигателем, топливные баки, дымососы и прожекторы, аварийно-спасательное оборудование и инструмент, специальное оборудование и электрооборудование.
Электросиловая установка состоит из двигателя внутреннего сгорания и сопряженного с ним электрического генератора.
Двигатель ПД – четырехцилиндровый четырехтактный дизель (ДМИ-60) с воздушным охлаждением. При частоте вращения вала двигателя 2200 об/мин он развивает мощность 44 кВт. Запас дизельного топлива 70 кг обеспечивает непрерывную работу ПД в течение 8 часов. На прицепе установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65. Она обеспечивает подогрев двигателя перед пуском при температуре окружающего воздуха ниже –10 0 С, а также работу двигателя в жарких климатических условиях.
Мощность от двигателя к генератору передается через раздаточную коробку.
Электрогенератор ГТ40ПЧ6-2С является синхронной машиной трехфазного переменного тока частотой 400 Гц, напряжением 200 В, воздушного охлаждения. Частота вращения вала генератора 6000 об/мин. Величина генерируемого тока 55 А, развиваемая мощность 20 кВт.
Основное оборудование ПД включает прожекторы, дымососы, электропилу и др.
Прожекторы. На прицепе закреплены два выносные прожектора типа ИО-02-1500-02. Один прожектор может устанавливаться на задней части крыши прицепа. Второй может использоваться на специальной подставке высотой 2 м на местности. Мощность одного прожектора 1,5 кВт.
Освещение мест работы осуществляется переносной фарой ФГ-16 с кабелем длиной 20 м. На корпусе фары имеется струбцина для крепления ее на различные предметы.
Дымосос пожарный электрический (ДПЭ) обеспечивает подачу воздуха не менее 10000 м 3 /ч при работе со всасывающими напорными рукавами, без них – не менее 15000 м 3 /ч.
Он может подавать до 100 м 3 /мин пены. В комплекте оборудования на каждый дымосос имеется всасывающий рукав длиной 10 м и диаметром 520 мм. Напорный рукав соответственно имеет размеры 10 м и 540 мм. Масса ПД не более 48,5, потребляемая мощность не более 3 кВт. ПД укомплектован 4 дымососами.
Аппарат сварочный специальный – АСС –7/400. Аппарат предназначен для электродуговой сварки или резки изделий из углеродистых сталей: листов, профилей, прутков. С его помощью можно сваривать или резать образцы толщиной от 1 до 5 мм. Потребляемая мощность аппарата не более 13 кВт.
Цепная электропила ЭПЧ-3,0-2. В комплекте имеется две пилы мощностью по 3 кВт. Включение их в работу осуществляется через блок питания электропилы (БПЭ). На каждом БПЭ имеется штепсельная розетка для подключения кабельной вилки электропилы и кабельный ввод с вилкой для подключения к розеткам распределительных коробок КР.
Коллекторный электроинструмент. ПД укомплектован отбойным молотком и резаком с электродвигателями на напряжение 220 В и 50 Гц и шлифовальной машинкой с корундовым диском. Силами подразделений ГПС он может укомплектовываться и другим электроинструментом, например, электродрелью, электропилой цепной типа «Парма» на напряжение 220 В и 50 Гц. Этот инструмент подключается к электросиловой установке через блок питания контактного инструмента (БПКИ). Этот блок выпрямляет напряжение 220 В 400 Гц переменного тока в напряжение 210 В постоянного тока.
Катушки кабельные. На ПД имеются стационарная кабельная катушка с магистральным силовым кабелем длиной 96 м и четыре переносных кабельных катушки, на которые намотаны кабели длиной по 36 м. Эти четыре кабеля предназначены для удлинения линии электропитания от генератора к внешним выносным потребителям электроэнергии.
Распределение электроэнергии 200 В 400 Гц от электросиловой установки к выносному оборудованию осуществляется коробками распределительными КР. В эксплуатации они устанавливаются на подставки с раздвижными опорами. Этим исключается контакт с влажным грунтом.
Общее оборудование ПД. Для обеспечения безопасной работы на ПД в передней части установлено самоориентирующееся опорно-тормозное устройство (поз.1, рис.10.4). В походном положении оно поднимается вверх и фиксируется стопором. Имеется и задняя опора, состоящая из стойки в виде трубы и винта. В походном положении убирается вверх и фиксируется. На прицепе имеются два автомобильных противооткатных упора.
На передней стенке кузова установлены сигнальные фонари красного цвета, а в задней части кузова на крыше установлен маяк сигнальный синего цвета.
Для освещения мест работы в ночное время применяется фара переносная ФГ-16. Она имеет кабель длиной 20 м с вилкой на конце и струбцину на корпусе для крепления на различные предметы.
В кузове установлен вентилятор, предназначенный для обдува блоков защиты и управления и вентиляции кузова при работающем двигателе.
Для выполнения различных работ в комплекте (42 наименования) имеются чемодан электрослесаря, сумка инструментальная и другое оборудование.
Боевое развертывание. Оборудование на ПД потребляет различную мощность. Кроме того, оно может приводиться в действие, как переменным током высокой частоты, так и постоянным током. Поэтому личный состав боевого расчета, состоящий из трех пожарных, должен быть специально подготовлен.
Развертывание ЭСУ производит водитель автомобиля тягача, развертывание оборудования – пожарные.
Схемы боевого развертывания могут быть различными. Однако должны выполняться два требования. Во-первых, суммарная мощность потребителей не должна превышать мощности генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выносном щите должно быть равномерным, т.е. не более 6 кВт на каждую линию. При боевом развертывании только прожекторов и дымососов схемы могут быть различными. Одна из них показана на рис.10.5. В случае, если не устанавливается прожектор на тягаче, он может быть включен (при необходимости) к левой КР.
В случае использования сварочного аппарата он включается через КР в одну из линий, в две другие линии должно подключаться минимум агрегатов или инструмента.
При необходимости использования электропил они включаются к блоку питания электропил БПЭ, которые соединяются с КР (рис.10.6). коллекторный электроинструмент напряжением 230 В постоянного тока включается через блок питания коллекторного инструмента (БПКИ).
С помощью прицепа дымоудаления возможно удаление дыма из зданий и сооружений. Использование четырех дымососов позволяет рационально организовать отсасывание из них дыма. Достоинством является то, что удаление дыма, как и проветривание помещений можно организовать в различных их частях и даже на различных объектах.
Имеющееся оборудование позволит вскрывать конструкции для обеспечения удаления дыма и проветривания помещений. С помощью дымососов возможно использовать для тушения высокократную пену. Прожекторы позволят освещать местность в темное время суток.
Спасание людей и эвакуация имущества часто связано с выполнением таких специальных работ, как ликвидация разрушений элементов зданий и сооружений, обрушения конструкций технологического оборудования и т.д. Важным также является обеспечение подачи ОТВ на открытые поверхности горения, создание разрывов для предотвращения расширения пожаров, дотушивания очагов горения, удаление дыма и газов. Для выполнения таких работ необходимо специальное обордование. Таким оборудованием оснащаются автомобили пожарно-технической службы, связи и освещения, аварийно-спасательные автомобили.
Автомобиль технической службы и освещения АТСО-20(375) является прототипом АСА, поэтому основное оборудование на них идентично. Автомобили АСА-20(4310) и АСА-16(4310) различаются только мощностью генераторов. Общий вид АСА-20(4310) представлен на рис.10.7.
Параметры технических характеристик и шасси этих пожарных автомобилей приведены в табл.10.2.
*Мощность двигателя на КамАЗ-43114.
Генераторы на всех автомобилях трехфазного тока, напряжением 230 В и частотой 50 Гц. Привод генератора на АТСО осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал. На АСА-20 привод включает клиноременную передачу после коробки отбора мощности. Частота вращения ротора генератора 1400±50 об/мин.
В гидравлической системе используется аксиально-поршневой гидронасос. Его привод осуществляется от коробки отбора мощности через муфту автомобиля «Урал-375Е». Рабочее давление в системе 15 МПа.
Управление гидравлическими кранами осуществляется гидрораспределителем, расположенным в заднем отсеке кузова.
Для обеспечения устойчивости АСА при работе крана имеются две телескопические опоры с гидравлическим приводом.
Кран-манипулятор на АСА состоит из колонны, телескопической и первой стрелы, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота. Привод гидронасоса состоит из коробки отбора мощности и карданного вала.
Грузоподъемность крана-манипулятора составляет 1,2 т для первой стрелы (вылет ее 2,7 м); 0,8 т для развернутой второй стрелы (вылет 4,8 м); 0,5 т для развертывания второй и выдвинутой телескопической стрел (вылет 6 м).
Привод поворота представляет собой червячный редуктор с гидромотором. Корпус редуктора поворота одновременно является основанием для колонны комплекта стрел. Для перемещения стрел относительно друг друга служат три гидроцилиндра.
Подъем и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндром 10, раскрытие крана – гидроцилиндром 5, а телескопирование – гидроцилиндром 2. Поворот крана производится гидромотором. При работе краном используются две гидроопоры, установленные в кормовой части автомобиля.
Привод гидроцилиндров и мотора поворота гидравлический. Принципиальная гидравлическая схема привода аналогична схеме привода АГВТ.
Лебедки. На АТСО и АСА установлены лебедки различной конструкции.
На АТСО установлена механическая одноходовая, двухступенчатая лебедка с одной передачей для наматывания и одной для разматывания канатов. Редуктор червячный. Тяговое усилие лебедки 7 т, рабочая длина каната 65 м. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на боковом люке коробки перемены передач. Все приводы управления находятся в кабине водителя.
На АСА-20 лебедка механическая двухступенчатая с тяговым усилием 3,5 и 5 т. Длина троса 86 и 79 м при выдаче вперед и назад.
На АСА-16 (43101) используется выносная мотолебедка МЛ-2000. В работу она приводится одноцилиндровым, двухтактным бензиновым двигателем. Тяговое усилие троса на барабане 2000 кг, длина троса 5 м. Масса лебедки 25 кг. В качестве привода используется двигатель от мотопомпы.
Осветительное оборудование. Для освещения мест пожара используются прожекторы ПК-1500 мощностью 1,5 кВт. Часть из них установлена на стационарной мачте, а часть на выносной стойке. Только на АСА-16(43101) установлены на мачте прожектора ПНК-100, мощностью 1 кВт. Количество устанавливаемых прожекторов показано в табл.10.3.
Привод подъема прожекторов на АСО – канатный с помощью гидромотора, на АСА-16 – электрический; только на АТСО – он пневматический, а поворот прожекторов осуществляется ручным приводом.
Оборудование специального назначения. АСА укомплектованы различными приборами и инструментом для выполнения различных работ на пожарах. Так, на них имеются дымососы ПДЭ-7. На АСА-16(43101), кроме одного дымососа, в комплекте есть 3 воздушно-изолирующие аппарата АИР-317 и один изолирующий противогаз ИП-4.
В комплекте оборудования АСА предусматривается наличие глубинного насоса «Гном» и ручного поршневого насоса ВКФ-4 для перекачки и сбора воды. Для перемещения элементов разрушенных конструкций предназначены пневматические домкраты ПД-10 и ПД-4.
На АСА-20(4310) имеется мотопомпа МП-800Б и комплект гидроинструмента УКМ-4.
Наиболее обширная комплектация на АСА-16(43101). Кроме рассмотренного ранее инструмента и приборов, на нем имеется сварочный аппарат «Адонис». Он предназначен для электродуговой сварки и резки углеродистых сталей (листов, профилей, прутков и т.д.).
На этом автомобиле имеется выносная электростанция АБ-4-Т/230. Ее приводом является бензиновый двигатель. Генератор переменного тока с частотой 50 Гц развивает мощность 4 кВт. Для питания внешних потребителей к распределительному щиту возможно подключать (например, на АСА-20 КамАЗ-43114) четыре кабеля длиной по 100 и 25 м. К распределительным коробкам подключают по три различных потребителя.
В комплекта АСА-16 имеются: гидравлические ножницы для резки арматуры. Комплект гидравлического универсального инструмента, инструмент аварийно-спасательный РГАИ-1,инструмент универсальный УКИ-12, дисковая и цепная электрические пилы ИЭ51025 и ЭП-16 «Парма-М».
Для проведения химической и радиационной оценки АСА-16 укомплектована приборами различного назначения.
В комплекте АСА-16 предусмотрены электрозащитные средства и защитная одежда для боевых расчетов. Она оборудована также стационарной радиостанцией типа «Сапфир АВР-1-5-40-508», тремя носимыми радиостанциями типа «Сирена» и сигнальной громкоговорящей установкой СГУ-100.
АСА могут использоваться для выполнения ряда работ:
– освещение мест тушения пожара, вентиляции в зоне работы пожарных, вскрытия и разборки различных конструкций;
– сбора химически активных веществ, ПАВ и нефтепродуктов, а также перекрытия аварийных участков истечения жидкостей;
– определения радиационной обстановки и химического загрязнения на месте аварии или на пожаре;
– тушения локальных пожаров;
– проведения аварийно-спасательных работ на воде.
Литература
2. Наставление по технической службе. – М. – МВД Российской Федерации, 1996. – 170 с.
3. Средства обеспечения аварийно-спасательных работ. Вып.4. – М.: ВНИИПО МВД РФ, 1999. – 148 с.
4. Нормы пожарной безопасности. ВНИИПО, утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ, 1996. – 2000.
5. Брушлинский Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. – М.: Стройиздат, 1989. – 96 с.
6. Безбородько М.Д. и др. Пожарная техника. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989. – 236 с.
7. Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И. и др. Эксплуатация пожарной техники. – М.: Стройиздат, 1991. – 414 с.
8. Волков В.Д., Ерохин С.П. и др. Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях. – М.: ВНИИПО, 1999. – 236 с.
9. Безбородько М.Д., Брежнев А.А. и др. Охрана труда пожарных. Современные требования. – М.: Стройиздат, 1993. – 184 с.
10. Технические описания и инструкции по эксплуатации пожарной техники: ОАО «Пожтехника» г.Торжок; АМО ЗИЛ г.Москва; Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования, г.Варгаши.
11. Яковенко Ю.Ф., Кузнецов Ю.С. Техническая диагностика пожарных автомобилей. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.