Вы едете на заднем сиденье автомобиля один и наблюдаете за дорогой внезапно в результате торможения
Самый коварный пункт ПДД
Самый коварный пункт ПДД
Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.
Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.
Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.
Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.
Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.
Будьте осторожны на дорогах!
А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»
Правила дорожные знать каждому положено!
Автомашины – это главная опасность в поселке. И поэтому каждый пешеход должен твердо знать главные пешеходные правила, которые помогут ему не попасть под колеса.
Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.
Если ожидаешь автобус – не стой у края автобусной остановки.
Переходя улицу, нужно посмотреть сначала налево, а на середине – направо, чтобы видеть, далеко машины или близко.
Опасно выходить на мостовую из-за какого – нибудь препятствия: тогда ни водитель, ни пешеход не видят друг друга до самого последнего момента. А когда увидят, может случиться, что машина не успеет затормозить.
Ходить нужно только по тротуарам, а если тротуара нет, надо идти навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и та видишь приближающуюся машину.
Телефоны специальных служб:
01 – пожарная охрана
02 – милиция
03 – скорая помощь
Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения. Прежде, чем переходить улицу или дорогу, убедись в полной её безопасности.
— переходите улицу только при зеленом сигнале светофора;
— не переходите проезжую часть улицы или дороги перед близко идущим транспортом;
— ПОМНИТЕ: транспорт сразу остановить нельзя!
— не цепляйтесь за борта грузовиков – это приведет к беде;
— Играть на мостовой опасно!
— помогайте своих младших товарищам правильно переходить улицы и дороги;
— будьте примером для младших;
— ходите только по тротуарам, придерживаясь правой стороны;
— там, где нет тротуаров, иди по левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.
Памятка для учащихся по правилам дорожного движения
ЗНАЙ! Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно!
ЗНАЙ! Переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Но даже при зеленом сигнале никогда не начинай движение сразу. Сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.
ЗНАЙ! Если на остановке стоит автобус, не обходи его ни спереди, ни сзади. Надо дождаться, пока он отъедет, и только тогда начинать переход.
ЗНАЙ! Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия. Стоящие у тротуара машина, ларек, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Поэтому убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.
Памятка детям по правилам дорожного движения
— придерживайтесь правой стороны тротуара;
— не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
— остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
— привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
— подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
— учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
— не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
— неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
— сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
— если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
— стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
— переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
— не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
— не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто- и мототранспортными средствами;
— не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
— не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
— объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
— выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
— подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
— не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
— приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
— не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
— не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он не уверен, что машина останавливается мгновенно.
7 главных правил безопасности на дороге!
Правило первое.
Правило второе.
Осмотритесь и прислушайтесь. Из каждых десяти пострадавших на дороге детей девять вовремя не заметили опасность. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Объясните ребенку, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на сером асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки.
Правило четвёртое.
Правило пятое.
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом. Важно, чтобы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.
Правило шестое.
Правило седьмое.
Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители. Попробуйте составить план маршрута, по которому поведете ребенка в школу. Отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите эти места с вашим школьником, чтобы он привык быть здесь осмотрительнее и осторожнее.
Помните! Если родители считают возможным нарушать Правила дорожного движения, то и дети будут вести себя так же. Улица же ошибок не прощает, а цена таким ошибкам может оказаться безмерной.
Знай и обязательно соблюдай следующие правила дорожного движения:
Дорогие ребята!
Изучите и запомните эти требования Правил дорожного движения:
Кодекс выживания
городского пешехода.
Выполняй закон простой:
красный свет зажегся – стой!
Желтый вспыхнул – подожди!
А зеленый свет – иди!
Каталог статей
1. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС:
а) система сил и средств для ликвидации последствий ЧС;
б) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды,
в) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
2. РСЧС создана с целью:
а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС;
в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ЧС на территории Российской Федерации
3. Территориальные подсистемы РСЧС создаются:
а) в городах и районах;
б) в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий;
в) в поселках и других населенных пунктах;
г) на промышленных объектах.
4. Какие пять уровней имеет РСЧС:
а) объектовый, местный, территориальный, региональный, федеральный;
б) производственный, поселковый, территориальный, региональный, федеральный;
в) объектовый. местный, районный, региональный, республиканский
5. КЧС органа местного самоуправления является координирующим органом РСЧС:
а) на региональном уровне;
б) на федеральном уровне;
в) на объектовом уровне, на местном уровне.
6. Органы управления ГОЧС на территориальном уровне создаются:
а) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации;
б) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) при военных округах на территории Российской Федерации.
7. Назовите закон, определяющий права и обязанности граждан России в области зашиты от ЧС:
а) Федеральный закон «О гражданской обороне»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) закон Российской Федерации «О безопасности»;
г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Глава 1. 1) в; 2) б; 3) б; 4) а; 5) г; 6) б; 7) г.
а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации ЧС в военное время;
б) система обеспечения постоянной готовности органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории страны;
в) система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их.
2. Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляют:
в) Министр по чрезвычайным ситуациям;
3. Начальником ГО объекта (предприятия, организации) является:
а) один из заместителей руководителя объекта (предприятия, организации), прошедший специальную подготовку;
б) руководитель объекта (предприятия, организации);
в) специально уполномоченный представитель органов местного самоуправления.
4. Ведение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается:
а) с начала объявления мобилизации взрослого населения;
б) с момента объявления или введения Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях;
в) с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.
5. Из указанных граждан может быть зачислен в гражданскую организацию гражданской обороны:
а) мужчина в возрасте 50 лет, имеющий 3-ю группу инвалидности;
б) женщина со средним медицинским образованием, в возрасте 26 лет, имеющая 2-летнего ребенка;
в) женщина в возрасте 40 лет, имеющая 7-летнего ребенка;
г) мужчина в возрасте 35 лет, проработавший на одном предприятии 10 лет.
Глава 2. 1) в; 2) б; 3) б; 4) в; 5) г.
1. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекол, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) отключите электричество, газ, воду, отойдете от окон и предметов мебели, которые могут упасть, займете безопасное место в проеме дверей;
б) позвоните в аварийную службу, отключите электричество, газ, воду, займете место у окна;
в) закроете окна и двери и займете безопасное место в шкафу.
2. Признаками приближающегося землетрясения могут быть:
а) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;
б) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;
в) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстры и дрожание стекол в окнах.
3. Вы попали под завал в результате землетрясения. Левая нога повреждена упавшей конструкцией, но свободна, шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:
а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг.
4. Наиболее подходящие места для укрытия в здании при землетрясении:
а) места под подоконником, внутри шкафов, гардеробов, углы, образованные внутренними перегородками;
б) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами, дверные проемы;
в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.
5. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно направлению движения потоков лавы;
б) защищать органы дыхания, следовать в укрытие;
в) укрыться за большим камнем.
6. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) взрывная волна и разброс обломков;
б) водяные и грязекаменные потоки;
в) резкие колебания температуры;
г) тучи пепла и газов («палящая туча”).
7. Наиболее безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин:
а) склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;
б) возвышенности, расположенные с противоположной стороны селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу;
в) долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться.
8. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 мин. Ваши действия:
а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении, сами укроетесь в погребе;
б) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, все двери и окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;
в) выйдете из здания и направитесь в безопасное место, предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении.
9. Наиболее опасным периодом схода лавин считается:
а) зима, в моменты после выпадения осадков;
б) зима и осень, с 14 ч до захода солнца;
в) весна и лето, с 10 ч утра до захода солнца.
10. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия:
а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного участка;
б) разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину;
в) при помощи веревок закрепитесь за большие камни;
г) укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками.
11. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор:
12. Безопасные естественные укрытия на улице во время урагана и бури:
а) большие отдельно стоящие деревья, крупные камни;
б) столбы, мачты, линии электропередачи;
в) овраги, ямы, рвы, канавы, кюветы дорог.
13. Основными признаками возникновения ураганов, бурь и смерчей являются:
а) усиленная скорость ветра и резкое падения атмосферного давления, ливневые дожди и штормовой нагон воды; бурное выпадение снега и грунтовой пыли;
б) запах газа в районах, где этого раньше не отмечали; искрение близко расположенных электрических проводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов, вспышки в виде рассеянного света зарниц.
14. При внезапном возникновении урагана, бури, смерча вы должны:
а) закрыть двери и встать у оконных проемов, чтобы можно было увидеть окончание урагана, бури, смерча;
б) отойти от окон, перейти в наиболее безопасное место, дождаться снижения порыва ветра, перебраться в наиболее надежное укрытие;
в) подняться на чердак, закрыть окна, переждать стихийное бедствие.
15. Вы с семьей зимой едете в автомобиле. До ближайшего населенного пункта примерно 40 км. Внезапно началась снежная буря, дальнейшее движение невозможно. Что в этом случае должен делать водитель:
а) медленно и осторожно выехать вперед с включенными фарами, попытаться доехать до ближайшего поселка, строения, где можно укрыться;
б) всем остаться в машине, водителю обозначить стоянку, укрыть двигатель со стороны радиатора, периодически прогревать двигатель и разгребать снег вокруг машины;
в) всем выйти из машины, водителю закрыть дверцы, идти до ближайшего поселка, населенного пункта пешком, в машине оставить записку.
16. При угрозе наводнения и получении информации о начале эвакуации населения необходимо быстро собраться и взять с собой:
а) документ, удостоверяющий личность, водительские права, удостоверение или пропуск с места работы, сберегательную книжку, бланки квитанций на оплату квартиры;
в) пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку, трехдневный запас продуктов, пастельное белье, туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви.
17. В сообщении об угрозе наводнения кроме гидрометеоданных указывается:
а) ожидаемое время затопления, границы затопляемой территории, порядок действий эвакуации населения;
б) причины, признаки и поражающие факторы наводнения.
18. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:
а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;
б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды» при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.
19. Вынужденную самостоятельную эвакуацию во время внезапного наводнения необходимо начинать тогда, когда вода:
а) затопила подвальные помещения и достигла первого этажа здания, где вы находитесь;
б) достигла отметки вашего пребывания и создается реальная угроза жизни;
в) стала резко подниматься.
20. Одним из последствий наводнения является:
а) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;
б) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;
в) возникновение местных пожаров, изменение климата.
21. При заблаговременном оповещении о приближении цунами, прежде всего, необходимо:
а) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
б) открыть окна и двери нижних этажей;
в) выйти из здания и направиться как можно ближе к побережью.
22. При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Из всех необходимых действий вы, прежде всего, должны:
а) спуститься вниз, как можно ближе к выходу;
б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;
в) укрыться в подвале.
23. Если вы оказались в волне цунами, то вашим первоочередным действием будет:
а) сбросить одежду и обувь;
б) воспользоваться плавающими и возвышающимися предметами, чтобы приготовиться к возвратному движению волны;
в) набрать в грудь как можно больше воздуха, сгруппироваться и закрыть голову руками.
24. Действие цунами не опасно:
а) в открытом океане;
б) на равнинных побережьях;
в) на побережьях с пологим берегом; б) в открытых бухтах и заливах.
25. Одним из безопасных мест, где можно укрыться от цунами, являются:
а) расщелины скал и гор на побережье;
б) пространства, где есть сооружения для укрытия;
в) помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами;
г) помещения в доме с противоположной стороны от побережья.
26. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?
27. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) оставаться на месте до приезда пожарных;
б) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;
в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.
28. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то, прежде всего, необходимо:
а) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем;
б) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;
в) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и дышать через мокрый платок (одежду).
29. В случае угрозы для жизни населения от массовых пожаров в населенных пунктах организуется:
а) укрытие в соседнем (не горящем) лесном массиве;
б) укрытие в подвалах и погребах;
в) эвакуация в безопасные места.
30. К тушению лесных и торфяных пожаров не допускаются лица моложе:
31. Как называются заболевания, возникающие вследствие внедрения в макроорганизм (человек, животное, растение) живого специфического возбудителя инфекции (бактерии, вируса и др.):
а) аллергические болезни;
б) внутренние болезни;
в) заразные болезни;
г) коллагеновые болезни.
32. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем:
а) кишечные инфекции;
б) инфекции дыхательных путей;
в) кровяные инфекции.
33. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых:
а) инфекции наружных покровов;
б) кишечные инфекции;
в) кровяные инфекции.
34. В приведенной ниже цепочке способов передачи инфекции допущена ошибка. Найдите ее:
д) переносчиками зоонозных инфекций;
е) контактный или контактно-бытовой.
35. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:
а) начальный, инфицирования, опасный, пассивный, заключительный;
б) предынкубационный. острое развитие болезни, пассивный, выздоровление;
в) скрытый (инкубационный), начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.
Глава 3. 1) а; 2) а; 3) а; 4) б; 5) б; 6) г; 7) б; 8) в; 9) в; 10) г; 11) а; 12) в; 13) а; 14) б; 15) б; 16) в; 17) а; 18) б; 19) б; 20) а; 21) а; 22) б; 23) в; 24) а; 25) г; 26) б; 27) б; 28) в; 29) в; 30) б; 31) в; 32) б; 33) в; 34) в; 35) в.
1. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:
а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
б) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать их и отряхивать от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, и не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
2. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в результате:
а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;
б) потребления загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
в) прохождения ионизирующего облучения через одежду и кожные покровы.
3. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу. Какие санитарно-гигиенические мероприятия и в какой последовательности вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру):
4. Наиболее сильной проникающей способностью обладает:
5. Проникающая радиация может вызвать у людей:
б) поражение центральной нервной системы; поражение опорно-двигательного аппарата.
6. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действия ударной волны;
б) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений, животных АХОВ;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
7. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет следующей:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять необходимые веши, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии:
в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
8. Каковы будут ваши действия при аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, возможность укрытия в убежище и выхода из зоны аварии:
а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать жилище;
б) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные ж завесить плотной тканью и загерметизировать жилище;
в) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату подавать сигналы о помощи.
9. Выходить из зоны химического заражения следует:
а) перпендикулярно направлению ветра;
б) по направлению ветра;
в) навстречу потоку ветра.
10. При герметизации помещений в случае аварий с выбросом АХОВ необходимо:
а) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;
б) закрыть входные двери и окна, заклеить вентиляционные отверстия, заложить дверные проемы влажной тканью, заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы;
а) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать вентиляционные отверстия.
11. Причиной пожара в жилых зданиях может стать:
а) отсутствие первичных средств пожаротушения;
б) неисправность внутренних пожарных кранов;
в) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
12. Для приведения огнетушителя ОХП-10 в действие необходимо:
а) поднести огнетушитель к очагу пожара, прочистить спрыск (отверстие), поднять рукоятку до отказа на 180°, перевернуть огнетушитель вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг загорания;
б) поднести огнетушитель к очагу пожара, перевернуть вверх дном, не трогая рукоятку, встряхнуть и направить струю на очаг загорания;
в) поднести огнетушитель к очагу пожара, поднять рукоятку до отказа на 180°, не переворачивая его вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг загорания.
13. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки.
14. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;
б) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя;
в) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и держать до прекращения горения.
15. При работе с углекислотным огнетушителем ОУ не разрешается:
а) прикасаться к раструбу руками без защитных перчаток;
б) прикасаться к баллону огнетушителя в резиновых перчатках;
в) при тушении электроустановок подводить раструб близко к пламени.
а) поднять его и вынести наружу, сообщить дежурному милиционеру или сотруднику службы безопасности;
б) осмотреть его, и если признаки взрывного устройства подтвердились, срочно громко оповестить об этом окружающих;
в) не подходить близко к нему, немедленно сообщить о находке в милицию, не позволять гражданам прикасаться к предмету и обезвреживать его.
17. Наиболее тяжелые поражения при взрыве получают люди, находящиеся в момент прихода ударной волны:
а) вне укрытий в положении стоя;
б) вне укрытий в положении лежа;
в) вне укрытий в положении сидя или пригнувшись.
а) отключить газ, электричество, перекрыть воду, ждать спасателей, подавать сигналы из окна (балкона), стучать по металлическим предметам;
б) попытаться очистить завал, чтобы выйти на лестничную площадку или на улицу;
в) подавать сигналы, стучать по металлическим предметам, ждать пока не обрушится здание, а затем спуститься из окна по веревке.
19. Прочитайте ситуацию: «. При взрыве в квартире произошли средние разрушения. В квартире находился один человек, которого завалило рухнувшей перегородкой. Эвакуироваться не представляется возможным». Как действовать человеку в такой ситуации:
а) нужно постараться освободиться из-под завала и быстро эвакуироваться из здания;
б) нужно оказать себе самопомощь, постараться перевернуться на живот, после чего подавать сигналы, чтобы быть обнаруженным:
в) собрать всю силу воли и ждать помощи.
20. К поражающим факторам взрыва относятся:
а) высокая температура и волна прорыва;
б) осколочные поля и ударная волна;
в) сильная загазованность местности.
21. Как должен действовать пассажир, если автомобиль, в котором он ехал, упал в воду с моста и погружается на дно:
а) ухватиться за водителя и ждать пока он вытащит пассажира из автомобиля;
б) сделать глубокий вдох, подождать пока автомобиль полностью наполнится водой, открыть дверь или выбить стекло, выбраться из автомобиля и плыть вверх;
в) быстро избавиться от лишней одежды, сделать несколько вдохов и выдохов, при заполнении автомобиля водой наполовину выбраться через дверь или разбить лобовое стекло, резко всплыть.
а) не дожидаясь удара, попытаться открыть двери и выбраться из автомобиля;
б) лечь на сиденье, закрыть голову руками, после удара и остановки, если возможно, выбраться наружу, вызвать «скорую помощь» и ДПС, при необходимости начать оказание помощи потерпевшим;
в) упереться руками в переднее сиденье, а ногами в пол, подсказать водителю, что следует делать, после удара выбраться наружу, вызвать «скорую помощь» и ДПС
23. При столкновении движущегося автомобиля с неподвижным препятствием безопаснее удариться:
в) серединой бампера.
24. Выберите наиболее лучшую точку опоры внутри движущегося трамвая, троллейбуса или автобуса:
а) горизонтальный поручень над головой;
б) поручень спинки кресла;
в) вертикальный поручень у дверей.
25. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. В результате порыва ветра произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус:
б) через двери по ступенькам;
в) через дверь только прыжком.
26. Совершая поездку в автобусе, вы почувствовали запах гари. Первое, что вы сделаете:
а) сообщите водителю о возгорании;
б) откроете дверь и выберетесь наружу;
в) начнете искать огнетушитель.
27. Вы являетесь пассажиром трамвая, сидите в кресле и видите, что с левой стороны, не обращая на запрещающий сигнал светофора, на большой скорости движется грузовик. Вы понимаете, что столкновение неизбежно. Ваши действия:
а) нужно быстро и громко предупредить находящихся в салоне пассажиров об опасности, встать и упереться руками в поручень;
б) принять безопасную позу (сгруппироваться), после столкновения покинуть трамвай через окно, двери или аварийные люки, оказать помощь пострадавшим;
в) лечь на сиденье, подтянув колени к животу, и крепко держаться за соседнее кресло.
28. Зонами опасности в метро являются:
а) турникеты на входе, эскалатор, перрон, вагон поезда:
б) вход в метро и выход из него, площадка перед эскалатором;
в) вагон поезда, эскалатор, переходы с одной станции на другую.
29. Вагон метрополитена, в котором вы едете, заполняется дымом, слезятся глаза, люди беспокоятся. Ваши действия:
а) попытаться открыть двери вагона и форточки, чтобы поступал свежий воздух, а затем осторожно передвигаться ближе к выходу;
б) по внутренней связи передать сообщение машинисту, найти под сиденьем в вагоне огнетушитель, сохранять спокойствие, при остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.
в) сообщить машинисту о необходимости экстренной остановки поезда и быстро занять место у выхода, как только поезд остановится в тоннеле, немедленно покинуть аварийный вагой.
30. В вагоне метрополитена кроме вас находится только спящий пассажир. Вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Ваши действия:
а) открыть коробку и посмотреть, что там, а затем сообщить машинисту;
б) выкинуть коробку в окно и сообщить об этом машинисту;
в) сообщить машинисту, разбудить пассажира, удалиться в другой конец вагона и укрыться за сиденьями.
а) места у окон в коридоре купейного вагона;
б) полки купе, расположенные против движения поезда;
в) полки куне, расположенные в сторону движения поезда.
32. Какие вагоны поезда представляют наибольшую угрозу пассажирам при столкновении:
б) первый и последний вагоны;
в) два предпоследних вагона.
33. Назовите аварийные выходы в вагоне поезда:
а) открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок;
в) переходы через тамбуры в соседние вагоны
34. В каких случаях нельзя срывать стоп-кран и останавливать поезд даже в случае крайней необходимости, например, при пожаре:
а) когда поезд едет со скоростью более 50 км;
б) на мосту, в тоннеле и других местах, где может осложниться эвакуация людей;
в) в пределах санитарной зоны населенного пункта.
35. При движении в вашем вагоне поезда появился сильный запах гари и дыма. Как вы будете действовать:
а) дернете за рукоятку стоп-крана;
б) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
в) сообщите проводнику, соберите вещи и будете ждать в купе указаний;
г) пойдете по соседним купе и будете сообщать о случившемся пассажирам.
36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпущенным и надутым трапом:
а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз.
б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;
в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз.
37. При аварийной посадке самолета необходимо:
а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;
б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;
в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посадки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:
а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будите ждать спасателей;
б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;
в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спинкам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.
39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:
а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;
б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спуститься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;
в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы
40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:
а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;
б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;
в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.
41. На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому выполнению команд экипажа судна. Укажите правильные действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:
а) надеть как можно больше одежды, взять документы и спасательный жилет, быстро пройти на шлюпочную палубу, подготовиться к посадке в спасательные средства;
б) надеть спасательный жилет, пройти на шлюпочную палубу, сесть в спасательную шлюпку и ждать когда ее спустят на воду;
в) спуститься в свою каюту, надеть спасательный жилет и ждать прихода аварийной команды судна,
42. Для чего рекомендуется плотно обматывать тканью металлические части обуви перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки):
а) чтобы не нанести повреждения себе;
б) чтобы не нанести повреждения другому пассажиру;
в) чтобы не повредить резиновую обшивку спасательного средства.
43. Из приведенных ответов выберите тот, который, по вашему мнению, отражает правильные действия пассажира при оставлении гибнущего судна прыжком в воду:
а) закрыть лицо обеими руками, прыгнуть в воду ногами вниз, прижатыми друг к другу, быстро отплыть от судна;
б) вдохнуть и задержать дыхание, зажать рот рукой, прыгнуть в воду, слегка согнув ноги, приводнившись, отплыть от судна;
в) осмотреть место приводнения, вдохнуть и задержать дыхание, зажать рукой рот и нос, другой рукой оттянуть вниз спасательный жилет, прыгнуть в воду ногами вниз, слегка согнув их, приводнившись, быстро отплыть от судна.
44. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде:
а) грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шея и голова;
в) пальцы рук и ног, стопы ног, волосяная часть головы.
45. При нахождении в спасательном плавательном средстве употреблять воды в день не более:
а) аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды;
б) аварии на гидродинамически опасных объектах, в результате которых могут произойти катастрофические затопления;
49. При заблаговременном оповещении о прорыве плотины населению, проживающему вблизи ее, необходимо:
а) надеть средства защиты кожи, позвонить в органы самоуправления и узнать месторасположение эвакопункта или убежища, эвакуироваться в соответствии с указанными по телефону данными;
б) отключить воду, газ, электричество, закрыть или забить двери и окна первых этажей, взять документы, деньги, аптечку, продукты питания и следовать в пункт сбора для отправки в безопасное место;
в) закрыть окна и двери, взять документы и продукты питания, идти в убежище ГО, о месторасположении которого вы знаете.
50. Из приведенных ответов выберите тот, который, по вашему мнению, отражает правильные действия населения при внезапном разрушении плотины:
а) занять ближайшее возвышенное место, подавать световые сигналы о помощи, ждать помощи спасателей;
б) закрыть окна и двери, позвонить по телефонам «01», «02», «03» и сообщить о своем местонахождении;
в) эвакуироваться из зоны возможного затопления самостоятельно, используя индивидуальные плавсредства.
Глава 4. 1) б; 2) б; 3) б; 4) в; 5) а; 6) б; 7) а; 8) б; 9) а; 10) б; 11) в; 12) а; 13) б; 14) а; 15) а; 16) в; 17) а; 18) а; 19) б; 20) б; 21) в; 22) б; 23) в; 24) а; 25) в; 26) а; 27) б; 28) а; 29) б; 30) в; 31) в; 32) б; 33) а; 34) б; 35) б; 36) а; 37) в; 38) б; 39) а; 40) б; 41) а; 42) в; 43) в; 44) а; 45) б; 46) б; 47) а; 48) а; 49) б; 50) а.
2 Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;
б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
а) гамма-лучей и нейтронов;
б) невидимых нейтронов;
в) радиоактивных протонов.
а) невидимых нейтронов;
б) лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) скоростной (продуктов горения), изменяющий концентрацию атмосферного воздуха.
5. Что может служить защитой от светового излучения:
а) любые преграды, не пропускающие свет (укрытия, густое дерево, забор и т. п.);
б) простейшие средства защиты кожи и органов дыхания;
в) различные водоемы и источники воды.
а) электромагнитные соединения, способны поражать людей и животных на больших площадях и проникать в различные сооружения;
б) кратковременный электрический разряд большой мощности, возникающий в эпицентре ядерного взрыва и способный выводить из строя электроприборы, электрооборудование и электроустановки на больших расстояниях в зависимости от зоны действия взрыва;
в) кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с атомами окружающей среды.
7. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:
а) в первые часы после выпадения;
б) в первые сутки после выпадения;
в) в течение трех суток после выпадения.
9. Какими путями отравляющие вещества проникают в организм человека:
а) в результате их попадания на одежду, обувь и головные уборы;
б) в результате вдыхания зараженного воздуха, попадания их в глаза, на кожу или при употреблении зараженной пищи и воды;
в) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
11. Какие из боеприпасов относятся к высокоточному оружию:
а) осколочные боеприпасы;
б) бетонобойные боеприпасы;
в) управляемые авиационные бомбы:
г) боеприпасы объемного взрыва.
Глава 5. 1) в; 2) а; 3) а; 4) б; 5) а; 6) в; 7) а; 8) а; 9) б; 10) а; 11) в.