Выгодно ли брать в лизинг грузовой автомобиль физическому лицу
5 неизвестных вам фактов о лизинге для физических лиц
Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.
Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.
1. Лизинг для физических лиц существует!
Самый частый вопрос, который обычно задают на интернет-форумах и «Ответах@mail.ru» – это существует ли вообще лизинг для физлиц. А самый частый ответ от уважаемых «диванных экспертов» – что, дескать, нет, лизинг только для юрлиц.
Однако с 2011 года законодательные ограничения были сняты, а в конце 2013 года автофинансовая компания «Европлан» впервые предложила физическим лицам воспользоваться лизингом при покупке автомобиля. В течение 2014 года лизинг для физлиц «подхватывался» другими игроками рынка, становился все более известным, начал привлекать внимание СМИ и широкой аудитории автовладельцев.
Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.
2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством
Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля!
3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите
В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей.
Если представить это в виде математической формулы, то вы платите не за всю машину, как в кредите, а за (стоимость машины сейчас) минус (стоимость машины, когда закончится договор лизинга). Таким образом лизинговые компании снижают ежемесячный платеж, а в конце срока лизинга позволяют лизингополучателю пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций. Такая «пересадка» становится возможна за счет возвращаемой части аванса, которая в конце срока договора может «перейти» в новый договор в качестве аванса за новый автомобиль – или просто быть возвращена покупателю авто, если он не хочет продолжать пользоваться лизингом.
Например, платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб. 2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.
4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит
«Диванные эксперты» любят рассуждать о том, что кредитный автомобиль – он уже свой, родной, а взятый в лизинг – чужой, его же придется отдать.
Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию.
И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.
5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами
Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса.
Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.
Заключение
Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.
Что такое лизинг
Лизинг простыми словами – это аренда имущества. Но с одним существенным отличием: имущество можно в конце срока договора выкупить за небольшую стоимость. Но покупка – это не обязательное условие. У клиента есть право выбора, как поступить. Почему появилась такая услуга, ведь есть кредиты, займы, аренда, рассрочка – множество способов пользоваться нужной вещью? Потому что у лизинга есть ряд экономических преимуществ. Давайте разберемся, в чем особенности лизинга и его отличия от других финансово-кредитных услуг?
Какое имущество можно взять в лизинг?
По законодательству РФ, можно взять любые непотребляемые вещи. Что значит этот термин? То, что можно оформить в лизинг вещи, которые длительный период сохраняют основные потребительские свойства. Сюда относится техника, транспорт, бытовая и компьютерная техника и т.д. То есть имущество, которое можно использовать долго. Потребляемые вещи подходят для однократного использования: продукты питания, строительные материалы.
Самые популярные товары, которые берут в лизинг:
Что не может быть предметом лизинга?
Кроме того, что нельзя оформить в лизинг непотребляемые предметы, перечисленные выше (продукты питания, сырье и т.д.), есть еще ограничения.
Нельзя взять в длительную лизинговую аренду:
Виды лизингов
Классификация строится на сроке действия договора и на том, собирается ли клиент выкупать имущество. Есть три вида:
Лизинг по сравнению с кредитом: чем отличается и что выгодней
Главное отличие двух услуг состоит в том, что кредит может выдаваться в денежной форме, а лизинг – нет. Во втором случае компания может передавать клиенту только имущество.
Еще одно отличие: банки оценивают клиентов жестче, чем лизинговые компании. Дело в том, что банковские организации находятся под контролем ЦБ РФ, а значит, должны строго соблюдать критерии отбора кредитополучателя. Для банков нужно подготовить больше документов, а также соответствовать всем требованиям. Иметь хорошую кредитную историю, быть официально трудоустроенным, иметь регистрацию в регионе, где присутствует банк.
Процесс отбора клиентов у лизинговых компаний проще. Организации действуют исходя из внутренних методик оценки платежеспособности и ответственности клиента.
У лизинга есть несколько преимуществ:
Лизинг по сравнению с арендой: чем отличается и что выгодней
Основное отличие: машину в лизинге можно выкупить в конце действия аренды. При стандартных арендных отношениях сделать это нельзя.
Еще одно отличие состоит в том, что лизинг не может предложить физическое лицо, только юридическое. А точнее – лизинговая компания, у которой есть право на соответствующую деятельность. Имущество в аренду может предложить как физическое, так и юридическое лицо.
Важное преимущество лизинга – налоговые льготы. Есть и еще одно. Компании, предоставляющие оборудование, могут предложить товары только из наличия. Если нужно какое-то специфическое, то компания не сможет удовлетворить запрос. Абсолютно другая ситуация с лизингом. Компания может купить именно то, что нужно клиенту.
Но есть плюс и у аренды – процесс оформления проходит гораздо быстрее. Не нужно подтверждать платежеспособность, предоставлять поручительство или залог.
Фура в лизинг для физических лиц
В 2011 году российское правительство сняло ограничения, связанные с получением автомобилей и спецтехники в лизинг для всех совершеннолетних граждан. Изменения в законодательстве позволяют брать новый транспорт и грузовики с пробегом. При этом можно заключать сделки с минимальным первоначальным взносом и переходом транспорта в собственность после совершения всех платежей. Таким образом оформлениифуры в лизингфизическим лицам становится выгодным решением, если покупка за наличные или в кредит невозможны по каким-либо причинам.
Работа с физлицами базируется на лизинговых сделках, при которых машина переходит в собственность заемщика после погашения всех платежей в соответствии с графиком, согласованным при подписании договора лизинга. Среди особенностей этого варианта финансирования:
Физлицо пользуется автотранспортом по доверенности до завершения действия контракта. Ограничения на коммерческую деятельность с использованием лизинговой техники отсутствуют.
Юридические аспекты покупки
Актуальные правила хоть и упрощают проведение сделок, но остаются довольно сложными для получателей без опыта взаимодействия с лизинговыми компаниями. Соответственно, перед подписанием документов рекомендуется внимательно изучать все пункты договора лизинга, а при необходимости – обращаться к специалистам за разъяснениями. Среди позиций, требующих максимального внимания:
Невнимательность на этапе подписания лизингового контракта или при дальнейшей эксплуатации авто с большой вероятностью приведет к плачевным последствиям. Наиболее серьезное – изъятие фуры без возврата вложенных в нее денег.
Оценка ежемесячного платежа и подача заявки на лизинг
Для комфорта клиентов лизингодатели максимально упрощают процессы взаимодействия с клиентом. Так, предварительно оценить сроки и размер платежа удастся еще до обращения к сотрудникам лизинговой компании. Помогают в этом специально подготовленные калькуляторы. Функциональность их у разных организаций отличается, однако основы остаются идентичными. Для расчета обычно требуются такие показатели:
Для упрощения процедуры лизингополучатель может оформить запрос на сотрудничество онлайн. Достаточно заполнить анкету, указав все обязательные сведения, а после – дождаться обратной связи с менеджерами. Альтернатива – связь со специалистами по телефону или электронной почте. После рассмотрения обращения специалисты лизинговой компании проверяют заявление и документы клиента, согласуют график платежей. Если заявка одобрена договоренности достигнута, назначается время личного общения, в ходе которого стороны подписывают лизинговое соглашение.
Требования к покупателям
Одно из важнейших условий продуктивного сотрудничества – возможность подтверждения стабильности клиента. Лизингодатели не позволяют себе излишне рисковать своими средствами, поэтому перед одобрением должны убедиться в финансовой надежности заявителя. В рассмотрение принимаются справки и иные официальные доказательства уровня заработка, который превышает размер ежемесячных платежей по лизингу. Весомым преимуществом станет наличие движимого и недвижимого имущества в собственности. В некоторых случаях заявителям удается обойтись без справки о доходах.
Поскольку речь идёт о предоставлении автомобиля, заемщику необходимо обладать водительскими правами. Соответствовать они должны типу выбранного транспорта и оставаться действительными на весь период сотрудничества.
Какие потребуются документы?
Виды техники, доступные для приобретения в лизинг
Привязки к определенному производителю или марке машины нет. Наиболее лояльно лизинговые компании рассматривают заявки на новую технику зарубежного производства (кроме китайского – по данной технике условия лизинга могут отличаться). По таким автомобилям клиент может рассчитывать на снижение первоначального взноса, более длительные сроки лизинга. Аналогично рассматриваются запросы, связанные с прицепами и полуприцепами для тягачей. Важная особенность: после одобрения и получения ключей, автотранспорт разрешено сразу пускать в работу, а получаемую прибыль использовать для выплат по лизинговому договору.
Машины с пробегом
Заявки по бывшей в употреблении технике принимаются далеко не всегда. Причина очевидна – грузовик может выйти из строя до окончания лизингового контракта. Практически ни один российский лизингодатель не согласится на такой вариант по вполне логичным причинам:
Еще один аргумент – ограничения страховых компаний относительно года выпуска транспортного средства. Если авто не получится застраховать, то заключение сделки невозможно.
Итоги
Оформление фуры в лизинг на физическое лицо – эффективный способ получить автотранспорт для заработка. При небольших начальных затратах и сроках финансирования (до 5 лет) такой подход становится эффективнее классического банковского кредитования. Для заключения контракта потребуется небольшое количество документов, а одобрить заявку лизингодатели способны в течение одного рабочего дня. Эффективность такого способа приобретения подтверждается не только закрепленными в законах РФ правилами, но и отзывами заемщиков.
Оформите на нашем сайте онлайн заявку на лизинг и получите предложения по лизингу нескольких десятков лизинговых компаний
Использование сайта и наши услуги бесплатны для лизингополучателей.
Дополнительную информацию по лизингу, условиям финансирования и требованиям к клиентам вы можете найти в разделе Статьи о лизинге
Покупка б/у авто в лизинг: что важно знать
Если вам нужен автомобиль, вы можете получить его либо в аренду, либо по договору купли-продажи. Однако существует договор, который включает в себя сразу оба этих пункта — он называется лизинговым.
Что такое лизинг автомобилей
Лизинг автомобиля – это аренда машины на долгий срок с последующим выкупом или возвратом лизингодателю.
Метод удобен для тех, кому не хватает финансов на приобретение нового авто, но есть возможность выплачивать сумму аренды. Около 34% машин на Западе покупают по договору лизинга — это больше, чем в России, в 10 раз. В нашей стране такой способ покупки только набирает обороты.
В данной статье мы подробно разберем нюансы покупки подержанного автомобиля в лизинг.
Можно ли купить в лизинг б/у автомобиль
Как правило, у лизинговых компаний существует множество программ и предложений для пополнения таксопарков и оснащения предприятий, нуждающихся в большом количестве автомобилей. Кроме того, воспользоваться условиями специальных предложений может и физическое лицо. Аренда подержанных машин выгодна, поскольку стоимость таких транспортных средств существенно ниже новых.
Лизинг автомобилей – своего рода риск для лизингодателей, поэтому договор заключается на определенных условиях:
Кроме того, оформление страховки – обязательно условие заключения договора лизинга.
Лизинг б/у автомобилей для физических лиц
Главное отличие лизинга от автокредита в том, что до выплаты последнего платежа транспортное средство принадлежит лизинговой компании, а не покупателю. Если происходит просрочка платежей, компания-владелец имеет полное право вернуть себе свою собственность. В случае с автокредитом кредитор является владельцем купленной машины, которая выступает залогом у банка.
Лизинговые платежи, как правило, ниже кредитных. Стоимость рассчитывается без учета аванса и окончательной выплаты в конце сделки. То есть, вы потратите много в начале и в последние дни договора, а в остальное время будете платить мало.
Плюсы покупки машины в лизинг для физических лиц:
Несмотря на большое количество плюсов, лизинг б/у авто для физ. лиц имеет и темные стороны. К таким минусам относятся:
При этом сумма предоплаты – для кого-то минус, а для кого-то плюс. Она варьируется от 0% до 50%. Чем больше денег вы вносите заранее, тем меньше потом приходится платить ежемесячно. Тем, у кого мало средств на приобретение, выгодны условия с минимальной предоплатой. На этот случай для физических лиц предусмотрены различные программы.
Программы по автолизингу для физических лиц
Акций и предложений от лизингодателей очень много, но их можно разделить по следующим схемам:
В основном вышеперечисленные предложения финансируют компании — производители или автодилеры. У лизингодателя, как правило, выбора не остается. На данных условиях можно приобретать только определенные модели и марки.
Лизинг подержанных автомобилей для юридических лиц
Юридические лица являются самой обширной категорией клиентов, поэтому для них предусмотрено максимум привлекательных возможностей и условий.
Лизинговые операции для юр. лиц делят на несколько схем:
Финансовые выплаты по каждой из схем назначаются индивидуально.
Плюсы покупки б/у машины в лизинг для юридических лиц
Автолизинг выгоден для юридических лиц и коммерческих организаций, поскольку им не приходится делать большие финансовые вложения. Ежемесячная плата за аренду невысокая, договор предусматривает взаимовыгодные условия, а времени на его оформление требуется немного.
Какие еще выгоды предусмотрены для юридических лиц:
Негативных моментов остается немного. Самый главный – при отсутствии своевременных выплаты вы лишитесь автомобиля и ранее уплаченной суммы без какой-либо компенсации. Купить б/у авто в лизинг – наиболее популярное решение для юр.лиц на сегодняшний день.
Нюансы заключения договора лизинга
Лизинговый договор всегда оформляется в письменном виде. Так требует статья 15 закона о лизинге. В документе должны быть прописаны все условия сотрудничества с лизингодателем на протяжение всего срока лизинга.
Общая сумма, которую вы внесете по лизингу, будет состоять из стоимости машины, процентов за эксплуатацию автомобиля, стоимости оформления транспорта в ГИБДД, страховки, возмещения налога на имущество и НДС лизингодателя и т.д.
Игра по-крупному. Как инвестировать в седельные тягачи и при каких условиях они принесут вам прибыль Версия для печати
Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов сравнивает рынки ценных бумаг и тяжелых грузовиков: между ними больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Сегодня многие транспортные компании обращают внимание на лизинг. ФНС активно отслеживает уплату НДС: оптимизировать налог на 100% нельзя, но с помощью лизинговых платежей его можно сократить. Если у вас есть средства, и вы думаете, куда их вложить – в акции или в новый транспорт – лучше купить… и то и другое!
Ну а мы поговорим о транспорте – о седельных тягачах. Вот рейтинг самых популярных иностранных грузовиков (от дорогих к дешевым).
Владельцу нового грузовика необходимо закладывать расходную часть в размере 650 тысяч рублей в месяц – в эту сумму входят лизинговые платежи (при сроке лизинга в 4 года), расходы на топливо, зарплату водителя и командировочные, «Платон» и ремонт.
Особняком стоит КАМАЗ: расходная часть в месяц чуть ниже (580-600 тыс. рублей), а срок лизинга меньше (2-3 года). Но и стоить российская машина после выплаты последнего лизингового платежа будет дешевле, чем иномарка.
Прогнозировать срок окупаемости КАМАЗа тяжелее всего: тягачи 5490 и 54901 еще не прошли полный жизненный цикл (приобретение ТК, продажа после выплаты лизинга и повторная перепродажа на вторичном рынке).
Но уже сейчас видна их особенность: это трудности с ремонтом, которые возникают даже у новых машин.
«Усталость» у российских тягачей наступает очень быстро – уже на первом году жизни владельцы сталкиваются с различными поломками. Ремонт выполняется по гарантии, но занимает много времени из-за дефицита запчастей, и машины стоят в сервисе, не принося дохода.
Европейская техника ломается гораздо реже. Впереди по надёжности стоит Scania, затем – Mercedes, MAN и DAF. Последние в целом плохо подходят для работы в России, потому что специализированных сервисов у нас очень мало.
Что почём?
Рассмотрим стоимость тягачей по состоянию на конец июня.
За новую Volvo FH460 официальный дилер просит €113 тыс. (₽9,837 млн), а менее мощная FH420 обойдётся в €111 тыс. (₽9,663 тыс.). Купить грузовик в этом году уже не получится – принимаются заказы на февраль будущего года.
Новый магистральный Mercedes-Benz обойдётся покупателю в €104 тыс. (₽9,053 млн) – если заплатить деньги сегодня, грузовик можно получить в августе или сентябре.
Тягач DAF обойдётся покупателю в €104,5 тыс. (9,097 млн) с поставкой в августе.
КАМАЗ-5490 – самое доступное предложение: ₽6,068 млн за версию с АКПП и ₽5,948 млн за тягач с механической коробкой. Их тоже придётся подождать.
Полуприцепы и цены на них
Выбор полуприцепа (рефрижератора или тента) зависит от ваших заказчиков. На рефрижераторы ставки выше на 20-30% (в сезон до 50%), но работа на них есть не всегда. В низкий сезон ставки падают, а бывает, что заявок и вовсе нет – тогда машина может несколько суток стоять без работы. Для тентованных прицепов работа найдётся в любое время года, но тарифы гораздо ниже, ведь таких машин очень много.
На рынке ощущается кадровый голод. Не хватает не только водителей – в дефиците квалифицированные логисты и менеджеры по продажам логистических услуг.
Следует помнить, что на водителя тягача с рефрижератором ложится огромная ответственность. Капризные грузы вроде бананов, рыбы, мяса, молочных продуктов требуют грандиозной осмотрительности: их может уничтожить даже небольшой и непродолжительный перепад температуры.
Теперь о ценах. За тентованный Schmitz Cargobull (92 м³) официальные дилеры просят €35 тыс. (₽3,049 млн). Его тоже придётся ждать, а вот рефрижератор есть в наличии и стоит ₽5,960 млн. Тентованный Krone обойдётся покупателю в €33,7 тыс. (₽2,935 млн), а рефрижератор – в €64 тыс. (₽5,575 млн). Сэкономить можно, приобретя полуприцеп отечественного производства: тентованный ТОНАР стоит ₽2,51 млн.
Голубые фишки
И всё-таки, какой купить грузовик?
Выбирая машину, следует руководствоваться теми же правилами, что и при покупке акций. Инвестиционный портфель лучше разбавлять: приобретение одних лишь «голубых фишек» – шаг рискованный.
Автопарк можно пополнить грузовиками двух марок: к примеру, парой дорогих Scania и парой дешевых КАМАЗов.
Шведским тягачам особенно важно постоянно находиться в работе: для окупаемости лизинга им необходимо ежемесячно проезжать около 18 000 километров. У остальных машин из рейтинга этот показатель составляет 15 000 километров. Поэтому Scania можно использовать для перевозок на большие расстояния (например, на Дальний Восток), а КАМАЗы – на коротком плече (1500-2000 километров).
Используя такую схему, перевозчик упростит себе еще одну важную задачу – поиск водителей. Соискатели будут охотнее откликаться на вакансии компании, в автопарке которой есть иномарки. Те, кому придётся работать на коротком плече и ездить на КАМАЗах, смогут проводить межрейсовый отдых дома: для водителей это весомое преимущество.
В таком случае КАМАЗ будет зарабатывать деньги по факту перевозки, a Scania принесёт основную прибыль при продаже – из-за высокой остаточной стоимости.
Главное условие окупаемости
Окупаемость возможна лишь в том случае, если у владельца транспорта есть эксклюзивные заказчики, которые будут платить на 20-30% выше рынка. Если их нет – нет смысла и в покупке техники.
Основная задача предпринимателя, который хочет заработать на грузоперевозках – не купить машину, а найти работу для неё. Нужно понимать, во что ты вкладываешься.
Сегодня рынок грузоперевозок замер в нерешительности: все видят, что расходы растут, а тарифы не повышаются. На мой взгляд, причина только одна: отсутствие переговоров. Крупные контрагенты (IKEA, Coca-Cola, X5 Retail Group, «Магнит», металлургические предприятия) готовы заключаться на поставку гарантированных машин. Они понимают, что самое важное – вовремя доставить продукцию в целости и сохранности, а не выгадать 5-10% от ставки.
Рано или поздно ситуация изменится: наибольшую выгоду получат те, кто первыми пойдут на активные действия. А для этого нужно уметь вести переговоры: понимать своего собеседника, правильно оценивать его мотивацию и возможные опасения, грамотно работать с возражениями, уметь убеждать. Иными словами, необходимы качества профессионального менеджера по продажам логистических услуг – сегодня такие специалисты в дефиците.
Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов